Канифас что это такое
Значение слова «канифас»
1. Вид старинной плотной, преимущественно полосатой бумажной ткани.
2. Легкая хлопчатобумажная ткань с рельефным тканым рисунком.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Из канифаса шьют мужскую и женскую одежду, иногда используется как бельевая ткань. Различали разновидности канифаса базин, базин-рояль и др. Будучи прочным, канифас пользовался успехом у городской бедноты. Изделия из канифаса назывались канифасными или канифасовыми. Биограф А. В. Суворова Петрушевский, описывая быт генералиссимуса в ссылке, отмечает:
В первом абзаце первой главы поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» бричке Чичикова встречается
КАНИФА’С, а, м. [нем. Kanevas от фр. canevas, ср. канва] (устар.). 1. Полосатая бумажная ткань. 2. Толстая парусина.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
канифа́с
1. рег. рисунок в виде клеточек на хлопчатобумажной ткани
2. то же, что канифас-блок ◆ Проводник завозят к месту крепления, закладывают в канифас и возвращают обратно на судно, где крепят за конец основного троса так, чтобы огон последнего был свободен для закладывания на пал или за рым. А.И. Дубинин, «Якорная стоянка морских судов», 1955 г.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: полузащита — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Канифас ткань из глубин истории, ее применение в настоящее время
В процессе развития технологий неизбежно происходит замена устаревшего инновационным. Так произошло с некоторыми тканями. Канифас – это натуральная ткань, приближенная к современной парусине, служившая человечеству верой и правдой долгие века. И почти бесследно канувшая в пучину истории вместе с парусниками.
Как выглядит
Плотная неэластичная ткань, гигроскопичная, практически не мнущаяся, стойкая на растяжение и прочная: канифас – это техническая смесовая ткань, тоньше парусины. В зависимости от вида могла быть гладкой или рельефной, полосатой.
Считается, что название «канифас» уходит к фламандскому kannefas (канва). А уж это слово, по мнению некоторых исследователей, отсылает к латинскому обозначению конопли, распространенного прядильного сырья. Впрочем, канифасный, канифасовый – это не конопляный.
Применительно к одежде термин означает не просто сделанный из канифаса, а канифаса хлопкового, обязательно плотного и полосатого.
Состав и свойства
История канифаса началась, когда хлопок в Европе стоил дороже шелка. Пик его использования, если верить источникам, припал на XVII-XVIII века, а полный упадок – на середину XX века. Из Устава морской службы известно, что канифасовую ткань использовали как парусину в России уже в 1724 году.
Известно, что Александр Суворов предпочитал канифасовый камзол всем другим, а у модников было принято носить укороченные обтягивающие панталоны из этого материала.
Предположительно, со средних веков одновременно существовали разные виды этого материала: конопляный, как самый доступный, бедняки использовали для нательного белья, но не только. Льняные и смесовые полотна шли на паруса, декор помещений, для пошива одежды, белья модников средней руки.
На российских фабриках главным сырьем был лен, поэтому не удивительно, что канифас стали ткань из него. Но с середины XIX постепенно вырос экспорт хлопка, так что до конца века этот материал стал исключительно хлопковым.
Виды | Свойства и состав | Использование |
---|---|---|
канифас (гладкокрашеный, плотный) | смесь конопли и льна | паруса, тенты, зонты, обувь, мешки, дешевые подштанники, рубахи |
базин | хлопок+лен | дамская одежда, белье, детские вещи |
базин-рояль (окрашеный) | хлопок+лен | декор помещений, дамские платья |
Варианты победнее не отбеливали, поэтому с износом они становились не очень приятного серо-желтого цвета.
Изготовление и окрашивание
Чтобы ткань получалась долговечной, ее ткали саржевым или, вероятнее всего, атласным плетением. К утку добавляли окрашенную нить, чтобы сформировать рельефные полосы.
Оттенки выбирали естетсвенных тонов, но ближе к концу XVIII века в моду вошли полоски синего, пурпурного, кирпичного, других ярких цветов.
Назначение
Его до сих пор можно встретить в музеях, театрах, при пошиве исторических костюмов из аутентичных тканей или при других реконструкциях, в которых авторам важна каждая деталь.
Некоторые авторские мануфактуры производят незначительные объемы материала, в основном конопляного со льном.
Однако стандартов ее производства не существует, а на фото канифас не отличается от других хлопковых тканей.
Заключение
Прощание с чем-то, что было частью жизни, а потом кануло в лету – это всегда немного грустно. Впрочем, не стоит огорчаться, место канифаса заняли ничуть не менее прочные полусинтетические смесовки, которые к тому же обладают лучшими потребительскими характеристиками, а также стоят намного дешевле.
Канифас что это такое
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Хлопок. Часть 3. Ткани из хлопка: александрийка, демикотон, канифас, китайка, коленкор.
Продолжаем разговор о хлопке, начатый здесь и здесь.
Мы не будем пытаться объять необъятное и рассказать обо всех видах тканей в одном посте.
Начнем мы с тканей, которые остались только на страницах словарей и художественной литературы.
Александрийка.
Александрийка (александрейка, ксандрейка, касандровка) — красная хлопчатобумажная ткань, иногда с полоской или клеткой в одну нитку синего, белого или желтого цвета.
Так как александрийка — фабричная ткань, то она имела хождение в городской среде и, как всякий покупной товар, действительно была «далеко не по карману и обычаю крестьянскому», особенно в первой половине XIX века. Александрийка была своеобразным социальным знаком, по которому узнавали происхождение, круг интересов и сословные претензии человека. Александрийка была чрезвычайно распространена, что объясняет ее широкое использование в литературных произведениях XIX века, где она служит средством выражения авторского отношения к описываемым персонажам. Напр., у И.С.Тургенева: «Этот Дон Жуан в александрийской рубахе уже не знал несчастных привязанностей» («Стук…Стук…Стук», 1871). Дон Жуаном назван уличный разносчик, вряд ли подозревавший о существовании литературного героя, чьим именем он назван.
У Н. В. Гоголя: «Парень, лет 17, в красивой рубашке розовой ксандрейки, принес и поставил перед ними графины» («Мертвые души», т. 2). Упомянув александрийку, Гоголь исходил из того, что всем был хорошо известен ее цвет — красный. Если современному читателю сочетание розовой и красивой ксандрейки не кажется необычным (потому что александрийка давно забыта), то современники писателя понимали, что выцветшая (а потому розовая) ткань обозначала бедность.
Александрийка производилась вплоть до начала ХХ века, после чего ее производство прекращено, а ткань фактически забыта. Сейчас ее могут предлагать в салонах тканей под видом «эксклюзивной», однако к настоящей александрийке эта ткань имеет, как правило, весьма отдаленное отношение.
В торговле для этой ткани используется коммерческий термин «демитон», от франц. demitton: — бумажная ткань. Жесткость достигалась за счет того, что для изготовления демикотона использовалась двойная, хорошо скрученная пряжа низких номеров. Демикотон, обычно одноцветный, иногда довольно ярких цветов применялся для шитья верхней одежды, теплых халатов, покрытия шуб. Ноский, крепкий, он пользовался особым спросом у людей среднего достатка, для которых долговечность ткани была самым важным свойством.
К сожалению, эта ткань не производится уже более ста лет, и фотографий ее, и даже рисунков найти не удалось. Из литературных произведений, где она упоминается, известно, что демикотон был жестким, «как листовое железо», хорошо держал форму, был непластичным и не драпировался.
Демикотон не был единственной хлопчатобумажной тканью атласного переплетения, известной в XVIII-XIX вв. Похожей на демикотон, но более тонкой была ткань демите (от франц. demitte), производившаяся в Малой Азии, в г. Смирна. В ХХв. сохранилась лишь одна из тканей такого типа — молескин, имеющая, правда, совсем иные пластические свойства.
Китайка — плотная, преимущественно шелковая или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения синего цвета; иногда так называли нанку синего цвета. Термин от названия государства — Китай, места первоначального производства ткани. Как шелковую ткань китайку ввозили в Россию вплоть до начала XVIII века; позже название перешло на хлопчатобумажную ткань местного производства, активно экспортировавшуюся в Китай. Плотность китайки достигалась более толстыми, чем, например, у кумача, исходными нитями. Ткань широко использовалась в среде крестьянства, городской бедноты для шитья сарафанов, рубах, а также покрытия шуб, шушунов. До середины XIX века кумач и китайка четко различались по цвету, но во второй половине столетия встречаются упоминания о красной китайке и синем кумаче. Основными центрами производства китайки были Москва и Казань, и основная часть ткани, производимой здесь, уходила на экспорт.
Коленкор — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, отбеленная и накрахмаленная в процессе отделки.
Коленкор был только гладкокрашеной тканью — белой или цветной. Клей или крахмал, которыми пропитывали коленкор для придания товарного вида, в процессе носки осыпался, и ткань теряла свой глянец. Художник-баталист В. В. Верещагин, вспоминая свое детство, писал о том, что он ходил «в синей мериносовой, прошитой красными шнурками рубашечке… в белых коленкоровых штанишках… Панталоны накрахмалены и шумят».
Белый коленкор шел на рубашки, белье, а цветной, стоивший несколько дороже, — на подкладку, переплеты книг и недорогие платья.
Коленкор известен также как основа для набивных тканей, таких как ситец и миткаль. Коленкор был широко распространен в XVIII-XIX веках, но уже в XX веке стал применяться только в качестве бельевой ткани, а сейчас практически не используется.
Это далеко не все забытые хлопковые ткани. Мы продолжим рассказ о них в следующей статье.
Что такое композиты
Стоматологическими композитами называют полимерные многофазные составы различной степени вязкости, которые применяют для лечения и реставрации зубов. В состав композитов входят неорганический наполнитель (около 50%), органическая матрица, гидрид кремния (по-другому называемый силан, который выполняет функцию связующего компонента между наполнителем и матрицей). Матрица представляет собой основу композита, его фундамент на котором размещаются все остальные компоненты композита. Матрица определяет основные свойства композита, такие как пластичность, биосовместимость, адгезивные характеристики, существенно влияет на прочность материала, цветостабильность, полимеризационную усадку.
Классификация композитов.
Современная стоматология обладает широким ассортиментом материалов, которые постоянно обновляются и совершенствуются, типов и форм композитов становится все больше и многообразнее. Классификация композитов учитывает размеры фракции наполнителя, степень наполнения, химический состав, консистенцию, состав частиц, назначение, способ отверждения. Композиты также отличаются по химическому составу матрицы на традиционные композиты и ормокеры.
Ормокеры – это органически модифицированная керамика, является новым типом стоматологических составов, которые появились в результате усовершенствования и модификации традиционных матриц. Преимущества ормокеров в том, что они обладают малой усадкой, повышенной биологической совместимостью, более прочным соединением с наполнителем и высокими физико-механическими характеристиками.
Композитная реставрация зубов.
Реставрацией зубов называется полное восстановление зубных тканей композитными материалами, с учетом эстетической составляющей зубов и зубных рядов. При этом, осуществляется лечение текущих проблем, являющих источником разрушения. Особое внимание уделяется требованиям пациента к реставрационному материалу в многослойной технике. Реставрация зубов включает реконструкцию зубов: изменение ориентации коронки зуба в пространстве. Кроме того, осуществляется полная или частичная реконструкция зубных рядов в виде изменения размера зуба, деформация зубов, а именно коррекция анатомической формы зуба, восстановление режущих краев и бугорков.
Реставрация зубов является не только созданием красивого внешнего вида зуба, но еще и восстановление анатомических и функциональных свойств. С помощью реставрации зубов композитными материалами возможно решать ряд задач, беспокоящих пациента. К таким задачам относят кариес, травмы зуба, потемнение участков зубов и любые изменения цвета эмали, восстановление кривых, разрушенных зубов, устранение сколов и трещин, закрытие промежутков между зубами.
Современные композитные материалы отвечают самым последним технологическим требованиям, позволяя на долгие годы сохранить полученный результат восстановления. Реставрация композитами осуществляется прямым способом в стоматологии на Профсоюзной. Прямая реставрация отличается быстрым методом восстановления разрушенного или поврежденного зуба, при котором возможно решить проблему за один визит к стоматологу. Прямая композитная реставрация зубов восстанавливает эстетическую составляющую во рту посредством применения композитных материалов.
Минусы композитных материалов.
Реставрационные манипуляции с помощью композита дают хороший результат, улыбка пациента преображается, выглядит красивой и эстетичной. Подобные эффекты достигаются благодаря использованию новых современных композитных материалов, обладающих широкой цветовой палитрой оттенков, что позволяет избежать эффекта искусственных зубов. Все материалы, используемые при реставрации зубов, отличаются своей прочностью и длительным сроком эксплуатации. Сегодня широко используются светоотверждаемые композиты, титанокерамика, нанополимеры, оксид циркония, отличающиеся высокими эстетическими характеристиками.
Современные композитные материалы позволяют на долгие годы забыть о зубных дефектах и обрести красивую, белоснежную улыбку. Стоит отметить, что композитный материал для стоматологических манипуляции, помимо широко перечня плюсов обладает рядом недостатков, которые нельзя не учитывать, выбирая тип реставрации. К недостаткам композитов относят, к примеру, плохое сочетание материала с множеством стоматологических средств, при котором композит утрачивает свои технические свойства и форму. Кроме того, композит при высоких температурах расширяется значительно сильнее, чем другие популярные аналоги, степень жесткости композита гораздо ниже, чем у натуральных зубных тканей.
Еще один нюанс, требующий внимание – этот сложность работы с композитами, которая требует высокой квалификации стоматолога. Даже незначительная оплошность в работе может привести к образованию микротрещин и щелей в пломбе. Стоимость композита гораздо выше, чем у подобных других материалов.
Канифас
Носил он обыкновенно канифасный камзольчик, одна нога в сапоге, другая (раненая) в туфле; по воскресеньям и другим праздникам надевал егерскую куртку и каску; в высокоторжественные дни куртку заменял фельдмаршальским мундиром без шитья, но с орденами. [4] |
В первом абзаце первой главы поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» бричке Чичикова встречается
молодой человек в белых канифасовых панталонах, весьма узких и коротких [5] |
Согласно «Таки да большому полутолковому словарю одесского языка» писателя В. Смирнова, представляющему собрание одесских идеоматических выражений, фраза «раз и на канифас» означает быстрое достижение какого-либо результата. [6]
Источники
Полезное
Смотреть что такое «Канифас» в других словарях:
КАНИФАС — (нем. Cannevas). Плотная хлопчатобумажная ткань, с полосками. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАНИФАС 1) бумажная легкая белая с продольными полосами ткань, нередко употребл. для белья; 2) тонкое… … Словарь иностранных слов русского языка
канифас — а, м. canevas > гол. kannefas или стар. нов в. нем. Canifass, Kanevas. Фасмер 2 180. 1. устар. Толстая парусина. Уш. 1934. Тонокое парусное полотно, употребляемое на верхние паруса для судов. Павленков 1911. Канефасу к лавер дуку, фламского… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КАНИФАС — лёгкая хлопчатобумажная ткань, украшенная рельефным тканым узором. Канифас вырабатывается из пряжи среднего качества и выпускается отбелённым, гладкокрашеным и набивным; ширина 62 см. Из канифаса шьют главным образом летние женские и детские… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства
КАНИФАС — (от нидерл. kanefas канва) плотная хлопчатобумажная ткань, обычно с рельефными полосками. Из канифаса шьют мужскую и женскую одежду, иногда используется как бельевая ткань … Большой Энциклопедический словарь
КАНИФАС — КАНИФАС, канифаса, муж. (нем. Kanevas от франц. canevas, срн. канва) (устар.). 1. Полосатая бумажная ткань. 2. Толстая парусина. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
КАНИФАС — КАНИФАС, а, муж. Лёгкая плотная хлопчатобумажная ткань с рельефным тканым рисунком, в старину полосатая. | прил. канифасовый, ая, ое и канифасный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
КАНИФАС — муж. хорошая парусина, на паруса; | устарелое название льняной, весьма прочной, полосатой ткани. Канифасовый, сшитый из ткани этой: канифасный, то же, или к канифасу относящийся. Канафас блок или канибакс блок. мор. большой блок, калитка, с… … Толковый словарь Даля
КАНИФАС — (Dimity) толстая парусина, применяющаяся для шитья нижних парусов и штормовых стакселей. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
канифас — сущ., кол во синонимов: 3 • парусина (11) • ткань (474) • шалет (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Три … Словарь синонимов
канифас — а; м. [нем. Kanevas] 1. Вид старинной плотной, обычно полосатой бумажной ткани. 2. Лёгкая хлопчатобумажная ткань с рельефным тканым рисунком. ◁ Канифасный, ая, ое. Канифасовый, ая, ое. * * * канифас (от голл. kanefas канва), плотная… … Энциклопедический словарь