Каноны что это такое простыми словами
Что такое канон в православии и как его правильно читать
Православные литературные труды вмещают в себя неиссякаемый источник, позволяющий общаться с Богом. Одним из видов церковного словесного искусства считается канон.
Отличие канона от акафиста
Молитва — невидимая нить между людьми и Богом, это душевный разговор с Всевышним. Она важна для нашего организма как вода, воздух, пища. Будь-то благодарность, радость или печаль через молитву Господь услышит нас. Когда она идет от сердца, с чистыми помыслами, усердием, то Господь слышит молитву и откликается на наши прошения.
Канон и акафист можно назвать одним из видов бесед с Господом, Пресвятой Богородицей и святыми.
Что такое канон в церкви и чем он отличается от акафиста?
Слово «канон» имеет два значения:
Канон разделяют на песни, каждая из которых отдельно заключает в себе ирмос и тропарь. В Византии и современной Греции ирмос и тропари канона метрически похожи, что позволяет весь канон петь; при славянском переводе был нарушен единый слог в метрике, поэтому тропари читают, а ирмосы поют.
Только пасхальный канон является исключением из правил — его поют целиком.
Мелодия произведения подчиняется одному из восьми гласов. Появился канон как жанр в середине VІІ века. Первые каноны написали св. Иоанн Дамаскин и св. Андрей Критский.
Акафист — в перевод с греческого означает «неседальная песнь», богослужебное песнопение особого хвалебного характера, которое направлено на прославление Христа, Богородицы и святых. Начинается с основного кондака и 24 следующих за ним строф (12 икосов и 12 кондаков).
При этом икосы заканчиваются таким же припевом, что и первый кондак, а все остальные — припевом «аллилуя».
Что объединяет канон и акафист
Определенное правило служит объединением этих двух жанров песнопений. Построение произведений осуществляется по закрепленной схеме.
В состав канона входят девять песен, которые начинаются ирмосом и заканчиваются катавасией. Обычно в нем 8 песен. Вторая исполняется в Покаянном каноне Андрея Критского. Из 25-ти строф состоит акафист, в котором поочередно чередуются кондаки и икосы.
Кондаки не многословны, икосы — обширные. Строятся они парно. Читаются строфы по одному разу. Запева перед ними нет. Тринадцатый кондак — молитвенное непосредственное послание к самому святому и читается три раза. Затем еще раз читается первый икос, а за ним первый кондак.
Отличие между каноном и акафистом
В составлении канонов в основном упражнялись святые отцы.
Акафист мог выйти из под пера простого мирянина. Прочитав такие произведения, высшее духовенство принимало их во внимание и давало ход для дальнейшего признания и распространения в церковной практике.
Читайте об акафистах:
После третьей и шестой песни канона, священником произносится малая ектения. Затем читают или поют седален, икос и кондак.
Важно! По правилам возможно одновременное чтение нескольких канонов. А чтение нескольких акафистов одновременно невозможно, да и строфы это произведения не разделяются напряженным молением всех присутствующих.
Читают каноны на молебнах. Их чтение благословляется и в домашних условиях. Акафисты не включают в цикл утренних, вечерних, всенощных богослужений. Заказывают акафисты на молебны, а также читают дома. Каноны четко определяются Уставом церкви. Акафист прихожанин выбирает сам, и батюшка читает его на молебне.
Каноны исполняют на протяжении всего года.
Акафисты неуместно читать во время Великого поста, ведь торжественное и радостное настроение произведения не может передать тихий и спокойный настрой великопостных дней. Каждая песня канона повествует о каком-то библейском событии. Прямой ссылки может и не быть, но второстепенное присутствие той или иной темы обязательно чувствуется. Акафист считается простым для восприятия. Его лексика легко воспринимаема, синтаксис прост, а текст раздельный. Слова акафиста идут из глубины сердца, текст его — лучшее, что обычный человек хочет сказать Богу.
Важно: лучше читать канон, когда хотят попросить о чем-то или покаяться, когда тяжело на душе. Это церковный покаянный жанр.
Акафист — благодарственная, хвалебная песнь, своего рода ода, поэтому лучшее чтение для него тогда, когда хотят поблагодарить Господа или святого за помощь.
Как читать канон
Во время домашнего чтения канона берут традиционное начало и окончание молитв. И если эти произведения читаются вместе с утренним или вечерним правилом, то никаких других молитв дополнительно читать не нужно.
Важно: Нужно читать так, чтобы уши слышали произносимое устами, чтобы содержимое канона ложилось на сердце, с ощущением присутствия живого Бога. Читать со вниманием, сосредотачиваясь умом на читаемом и, чтобы сердце внимало мысли, устремленные к Господу.
Самыми читаемыми в домашних условиях канонами считаются:
Эти три Канона читаются при подготовке человека к Таинству Причащения. Иногда эти три канона объединяют в один для простоты и легкости восприятия.
Все мы в жизни бываем немощны и больны, или наши родные нуждаются в нашем внимании и помощи в выздоровлении, тогда читаем Канон за болящего.
Самый великий и значимый канон — Канон Святого Андрея Критского. Он — полный, вмещает все девять песней, а в каждую входит до тридцати тропарей. Это действительно колоссальный шедевр.
Весь покаянный смысл произведения — это обращенность не только к Богу, но и к самому молящемуся. Человек настолько погружается в свои переживания при чтении канона, будто направляет свой взор внутрь своей души, говорит сам с собой, со своей совестью, прокручивает события своей жизни и скорбит о тех ошибках, которые были им совершены.
Критский шедевр — не просто зов и призыв к покаянию. Это возможность вернуть человека к Богу и принять Его любовь.
Для усиления этого ощущения автор использует популярный прием. Он берет за основу Священное Писание: примеры и великих грехопадений, и великих духовных подвигов. Показывает, что всё в руках человека и по совести его: как можно упасть до самых низин, и вознестись до вершин; как грех может взять в плен душу и как вместе с Господом можно его одолеть.
Андрей Критский уделяет внимание и символам: одновременно они поэтичны и точны по отношению к поднимаемым проблемам.
Великий Канон — это песнь песней живого, истинного покаяния. Спасение души — не механическое и заученное исполнение заповедей, не привычное творение добрых дел, а возвращение к Отцу Небесному и ощущение той самой благодатной любви, которая была утрачена нашими прародителями.
Важно! В первую и последнюю седмицу Великого поста читается Покаянный канон. На первой седмице он наставляет и направляет на покаяние, а на последней седмице Великого поста спрашивает о том, как душа поработала и ушла от греха. Стало ли покаяние действенной переменой в жизни, которая повлекла за собою изменение поведения, мышления, мироощущения.
Но современный ритм жизни, особенно в больших городах, не всегда позволяет работающему человеку побывать на богоугодных службах с пением Канона Андрея Критского. К счастью, найти этот удивительный текст не трудно.
Хоть раз в жизни желательно каждому прочесть вдумчиво это творение, которое поистине может перевернуть сознание человека, даст возможность ощущения того, что Господь всегда рядом, что нет между Ним и человеком расстояний. Ведь любовь, вера, надежда не измеряется никакими мерками.
Это милость, которую Бог дарит нам каждую минуту.
Значение слова «канон»
1. Правило, положение какого-л. направления, учения, а также то, что является традиционной, обязательной нормой. Уже в ранних работах Брюллова можно было провидеть тот новый путь, который уведет его от консервативных канонов академической школы. В. Яковлев, О великих русских художниках. Война заставила врачей пересмотреть старые каноны в области хирургии. Кованов, Признание.
2. Установленное и узаконенное высшей церковной иерархией правило или догмат. Не сказать, чтобы он [архиерей] позволял себе какое-нибудь несогласие с выше стоявшими иерархами, а тем паче с канонами или обрядами. Федин, Необыкновенное лето.
3. Церк. Список, собрание религиозных книг, признанных церковью в качестве священного писания. Ветхозаветный канон.
4. Церк. Церковное песнопение в похвалу святого или праздника. Пасхальный канон.
5. Муз. Повторение музыкальной темы разными, последовательно вступающими друг за другом голосами.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Слово канон имеет многочисленные значения:
Набор норм и правил:
Канон (искусство) — совокупность норм и правил в искусстве.
Канон (наука) — совокупность основополагающих законов, норм и методов в научных знаниях.
Часть названия сочинения, посвященного нормам и правилам в некоторой области:
Канон врачебной науки — сочинение Авиценны о медицине.
Канон Поликлета — несохранившееся сочинение древнегреческого скульптора Поликлета, излагающее его учение о канонических пропорциях человеческого тела в статуях.
Церковный канон — правило или свод правил.
Библейский канон — признанный состав Библии, то есть те священные книги Ветхого («Ветхозаветный канон») и Нового («Новозаветный канон») Завета, которые признаются Церковью боговдохновенными и служат первоисточниками в вопросах веры и нравственности.
Евхаристический канон, или ана́фора — центральная часть литургии.
В Православии слово канон имеет еще и следующие значения:
Канон (форма церковной поэзии) — один из жанров церковной гимнографии. Примером канона в данном значении служит Великий покаянный канон, читаемый за богослужением Великим постом.
Канон — список священнослужителей и церковнослужителей определенной епархии, составлявшийся для нужд епархиального управления. Лица, внесенные в этот список, именовались кано́никами. Согласно «Энциклопедическому словарю Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона», такое название этих лиц употреблялось в древней греческой церкви.
Канон (буддизм) — буддийский канон.
Канон (джайнизм) — джайнистский канон.
Канон (инструмент) — то же, что монохорд, устройство для измерения и построения музыкальных интервалов.
Канон (музыка) — музыкальная форма, в которой один голос повторяет другой, вступая позже него.
Канон (музыкальный инструмент) — восточный щипковый струнный инструмент, родственный гуслям
Канон (нарратив) — общность оригинальных трудов, признаваемых аутентичными для некой вымышленной вселенной, в отличие от фанфиков, додзинси, ремейков, экранизаций и т. д.
Канон во вселенной «Звёздных Войн» — информационная продукция по этой теме, одобренная Джорджем Лукасом
Канон, Вильфрид (род. 1993) — ивуарийский футболист, центральный защитник нидерландского клуба АДО Ден Хааг и сборной Кот-д’Ивуара.
КАНО’Н, а, м. [греч. kanōn]. 1. Правило или установление церкви в той или иной области (богослужения, обрядов, иерархических отношений и т. п.), утвержденное какой-н. верховной церковной инстанцией (церк.). 2. Совокупность художественных приемов или эстетических правил, господствующих в ту или иную эпоху (искус.). Романтики были разрушителями классического канона. 3. Список, а также собрание книг, признанных церковью в качестве т. наз. священного писания (церк.). Библейский к. Новозаветный к. 4. перен. Проверенный и окончательно установленный текст произведений какого-н. писателя, совокупность его произведений, не внушающих сомнения относительно авторства (нов. лит.). Пушкинский к. 5. Церковное песнопение в похвалу святого или праздника (муз. церк.). Пасхальный к. 6. Повторение музыкальной темы разными, последовательно вступающими друг за другом голосами в виде непрерывной имитации (см. имитация в 3 знач.; муз.). 7. Заглавный шрифт (тип.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
кано́н
1. правило, положение какого-либо направления, учения, а также то, что является традиционной, обязательной нормой
2. религ. установленное и узаконенное высшей церковной иерархией правило или догмат
3. религ. список, собрание религиозных книг, признанных церковью в качестве священного писания
4. религ. церковное песнопение в похвалу святого или праздника
5. муз. повторение музыкальной темы разными, последовательно вступающими друг за другом голосами
6. инструмент, служащий для точного построения музыкальных интервалов (звуков заданной высоты) путём фиксации различных длин звучащей части возбуждаемой щипком струны
7. столик в православном храме для заупокойных свеч
8. спец. совокупность произведений, признаваемых аутентичными для той или иной вымышленной вселенной (в отличие от фанфиков, додзинси, ремейков, экранизаций и т. п.) ◆ В канон «Звёздного пути» входят «все события сериалов и фильмов». Соответственно, неканонично всё остальное: сопутствующие романы, комиксы, игры и мультфильмы. «Канон» // «Википедия»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова сипуха (существительное):
Значение слова канон
Словарь Ушакова
кан о н, канона, муж. (греч. kanon).
1. Правило или установление церкви в той или иной области (богослужения, обрядов, иерархических отношений и т.п.), утвержденное какой-нибудь верховной церковной инстанцией (церк.).
2. Совокупность художественных приемов или эстетических правил, господствующих в ту или иную эпоху (иск.). Романтики были разрушителями классического канона.
3. Список, а также собрание книг, признанных церковью в качестве т.н. священного писания (церк.). Библейский канон. Новозаветный канон.
4. перен. Проверенный и окончательно установленный текст произведений какого-нибудь писателя, совокупность его произведений, не внушающих сомнения относительно авторства (неол. лит.). Пушкинский канон.
5. Церковное песнопение в похвалу святого или праздника (муз. церк.). Пасхальный канон.
6. Повторение музыкальной темы разными, последовательно вступающими друг за другом голосами в виде непрерывной имитации (см. имитация в 3 знач.; муз.).
Политическая наука: Словарь-справочник
(от греч. kanon норма, правило), свод положений, имеющих догматический характер:
3) (перен.) все, что твердо установлено, стало общепринятым.
Этимологический Словарь Русского Языка
В древнерусском языке слово начинает употребляться с конца X в. Оно проникло в русский язык из греческого после принятия на Руси христианства посредством старославянского.
Канон – определенное правило, утверждавшееся на протяжении длительного времени. Чаще всего слово употребляют по отношению к церкви (церковные каноны).
Производные: канонический, канонизировать, канонизированный.
Начала Современного Естествознания. Тезаурус
(от греч. kanon — правило, предписание)
1) правило, положение какого-либо направления, учения; свод правил, действующих в определенной области; (в переносном смысле) то, что твердо установлено, стало традиционным, общепризнанным;
2) совокупность книг Библии, признанных церковью как священное писание, без права внесения изменений в текст;
3) догматы, обряды, установленные и узаконенные церковью.
Культурология. Словарь-справочник
(греч. kanon – норма, правило)
свод положений, имеющих догматический характер. Библейский канон: совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными», применяемых в богослужении в качестве «священного писания». Церковный канон: правила в области догматики, культа, организации церкви, возведенные христианской церковью в закон. Канон (в изобразительном искусстве) – система стилистических и иконографических норм, господствующая в искусстве какого-либо периода или направления, служащая нормативным образцом.
в изобразительном искусстве совокупность твердо установленных правил, определяющих в художественном произведении нормы композиции и колорита, систему пропорций или иконографию данного типа изображения. Каноном называют также произведения, служащие нормативным образцом.
Католическая Энциклопедия
(греч. κανών), в общем значении — правило, норма, образец к.-л. деятельности или мировоззрения; в библеистике — совокупность принятых Церковью свящ. книг Библии, содержащих Божественное Откровение (канон Св. Писания); в каноническом праве — статья церк. закона (напр., Кодекса канон. права); в истории Церкви — постановление Вселенского или поместного собора; в Божественной литургии — анафора (евхаристический К., напр. Римский К.); в визант. гимнографии (гимн) — один из жанров; в вост. иконографии — правила создания сакрального образа.
Как жанр гимнографии К. представляет собой развернутое повествование о празднуемом дне святого или к.-л. события. В полном варианте К. состоит из 9 песен и входит в состав утрени. Песнь состоит из нескольких тропарей, которые метрически и мелодически ориентированы на ирмос (греч. είρμός — связь), с которого начинается песнь. Ирмосы являются аллюзиями на поэтические отрывки из Библии, стихи которых служат припевами к тропарям К. на утрене: это песни Моисея (Исх 15, 1–19; Втор 32, 1–43), Анны (1 Цар 2, 1–10), Аввакума (Авв 3, 2–19), Исайи (Ис 26, 9–19), Ионы (Ион 2, 3–10), трех вавилонских отроков (Дан 3, 26–56.67–88), Богородицы (Лк 1, 46–55) и Захарии (Лк 1, 68–79). Последний тропарь каждой песни посвящен, как правило, Богородице (отсюда его название — богородичен), предпоследний иногда посвящен Троице (троичен). Завершает каждую песнь, как правило, катавасия (греч., καταβάςια, множественное число от καταβάσιον от καταβάίνω — сходить; название связано со способом исполнения — посередине храма двумя хорами, спускавшимися со своих клиросов). Содержание тропарей К. определяется темой литург. празднования. Многие визант. К. содержат акростих (по начальным буквам тропарей), что иногда помогает определить имя автора. Вытеснив распространенный ранее гимнографический жанр — кондак, К. стал важнейшей частью визант. утрени.
Создателем классического К. считается Андрей Критский. Самое известное его творение — это покаянный Великий К., насчитывающий 250 тропарей и 11 ирмосов и исполняемый, согласно совр. уставам Православных Церквей, во время Великого поста дважды — по частям в первые 4 дня 1-й седмицы и целиком в четверг 5-й седмицы. Авторами К. были Иосиф Гимнограф, Феофан Начертанный, Феодор Студит, Стефан Савваит, Георгий Никомидийский, Симеон Метафраст и др. Среди авторов К. на церковно-слав. яз. — Григорий Печерский (XI в.), Пахомий Серб (XV в.), Мисаил Соловецкий (XVI в.), Максим Грек, Макарий Калязинский (XVI в.), Епифаний Славинецкий (XVII в.), кн. С.И. Шаховской (XVII в.), Димитрий Ростовский (XVIII в.), Феофан Прокопович, патр. Сергий (Страгородский, XX в.).
Лит-ра: Ловягин Е.И. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. СПб., 1875; Тураев Б. Коптские богослужебные каноны // Византийский временник 14 (1908), 184–189; Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество: По современным Минеям. Париж, 1951; Киприан (Керн), архим. Литургика: Гимнография и эортология. Париж, 1964 (М., 1997), с. 40–53; Момина М.А. О происхождении греческой Триоди // Палестинский сборник 28 (91) (1986), 112–120; Лозовая И.Е. Проблемы певческого исполнения канона в эпоху домонгольской Руси // Музыкальная культура православного мира: Традиции, теория, практика (Материалы Международной научной конференции 1991–1994). М., 1994, с. 79–91; Скабалланович М.Н. Толковый Типикон. М., 1995, вып. 1, с. 327–331, 383, 457–463; Пасхальный канон святителя Андрея Критского / Публикация, описание, пер. прот. С. Правдолюбова. М., 1996; Analecta Hymnica Graeca e codicibus eruta Italiae Inferioris / Ed. I. Schiro. R., 1966 83. 13 vol.; Szöverffy J. A Guide to Byzantine Hymnography. Brooklyn (Mass.)–Leyden, 1979, part 2, p. 1–230.
Архитектурный словарь
Панихидный столик в церкви, на который ставится гроб с покойником.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
Этнографический Словарь
канун (перс. ганун), струнный щипковый музыкальный инструмент трапециевидной формы, при игре кладётся на колени. распространён на Ближнем и Среднем Востоке.
Античный мир. Словарь-справочник
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Православие. Словарь-справочник
(греч. «правило», «установление»)
1. Жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других. Канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и тропарей. Между 8-й и 9-й песнями канона утрени поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа. » (см. Лк. 1, 46-55) и припев, прославляющий Богородицу – «Честнейшую Херувим».
В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения. В византийских и современных греческих канонах ирмос и тропари метрически схожи, что позволяет петь весь канон; в славянских переводах единство метрики нарушено, поэтому ирмос поется, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется целиком. Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов. В воскресенья и праздники на утрене после песен поются катавасии. Как жанр канон появился в середине VII в. Первые каноны были написаны св. Андреем Критским и св. Иоанном Дамаскиным.
2. Собрание принятых Церковью книг Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Греческое слово «канон» заимствовано из семитских языков и первоначально означало линейку или палочку, с помощью которой можно было производить измерения, а отсюда – в переносном значении – «правило», «норму» или «список».
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
Церковное песнопение в честь праздника или святого.
* ► [Пушкин:] Что пользы в том, что явных казней нет, Что на колу кровавом, всенародно Мы не поем канонов Иисусу. // Пушкин. Борис Годунов // *
Гаспаров. Записи и выписки
♦ ИстВ 25, 1904, 1090, в некрологе — перечень больших писателей, чьи полные собрания сочинений купил А. Ф. Маркс: Г. Данилевский, Шеллер, Лесков, Григорович, Чехов, Щедрин, Потапенко, Майков, Полонский, Фет, Случевский, Станюкович, Авсеенко, Луговой, Терпигорев, Головин-Орловский, Баранцевич, Ромер, Альбов, Полевой, Сементковский, Стерн.
Православный энциклопедический словарь
2) богослужебное песнопение, входящее в состав утрени. Каноны написаны святыми Андреем Критским, Космой Маюмским, Феодором Студитом и другими отцами Церкви.
Словарь музыкальных терминов
(гр. kanon — норма, образец, правило)
1. Многоголосное произведение, в котором все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно, с опозданием. Первый голос называется пропостой, остальные голоса, повторяющие пропосту, называются риспостами.
2. Армянский народный щипковый инструмент, похожий на цитру.
Словарь церковных терминов
Православная энциклопедия
сложное произведение, состоящее из множества строф. Церковный гимн, посвященный прославлению Иисуса Христа, Божьей Матери, какого-либо святого или праздника. Входит в состав многих богослужений. Канон подразделяется на песни, каждая из которых состоит из ирмоса и нескольких тропарей. Тема каждой песни – одна из библейских песен, которые в старину читали перед каноном. В настоящее время библейские песни читают только Великим постом. Число песен канона может составлять от трех до девяти. Однако каноны из трех и четырех песен также поют и читают Великим постом. Канон, состоящий из девяти песен, в современных богослужениях используется редко. Это Великий канон Андрея Критского, который служат особым чином. Обычно в церковных службах используют каноны, состоящие из восьми песен, то есть каноны без второй песни. После восьмой песни канона положено петь так называемую Песнь Богородицы – «Величит душа моя Господа.», которая прославляет Божью Матерь. В дни двунадесятых праздников вместо нее поют величание празднику. Греческие каноны составлены таким образом, что ирмос и тропари имеют один размер и их можно петь. При переводе на славянский это единство было утрачено, поэтому ирмос поется, а тропари читает чтец. Единственным исключением является канон Пасхи, который поется весь, целиком. Напев ирмосов канона подчиняется гласу. В большие праздники и по воскресеньям канон принято петь с катавасией.
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Любая разновидность правила (от греческого kanon – правило), способная служить нормой, образцом или моделью.
Эстетика. Энциклопедический словарь
Художественно-эстетический канон Поликлета, воплощенный в «Копьеносце», дает наглядное представление об античном понимании красоты, гармонии и совершенства. Скульптурное изваяние человеческого тела предстало носителем космических гармоний, в полной мере отвечающим греческому идеалу калокагатии (от греч. kalos— прекрасный; agathos— добрый). Буквально переводясь как единство | прекрасного и доброго, калокагатия предполагала неразрывность красоты телесной и душевной.