Кантри кросс мото что это
Федерация Мотоциклетного Спорта России
Федерация
Мотоциклетного
Спорта России
Дисциплины мотоциклетного спорта: кросс-кантри ралли
Среди всех дисциплин мотоциклетного спорта кросс-кантри ралли – одна из самых сложных для гонщиков. Но именно эта сложность год за годом привлекает все больше любителей и профессионалов, желающих бросить вызов, прежде всего, самому себе и протестировать своего «железного коня» в самых тяжелых условиях.
Общая информация
Кросс-кантри ралли – это соревнования на выносливость, проходящие по трассам с естественным рельефом, по большей части, бездорожью, в том числе особо сложному ландшафту: пустыням, руслам высохших рек, горам и т.д.
В большинстве случаев длина трассы не позволяет пройти ее сразу, поэтому соревнования разбиваются на этапы. Каждый этап при этом разделен на несколько участков:
Гонка хронометрируется, и общее время спортсмена складывается из времени прохождения каждого участка. Единственный нехронометрируемый отрезок – супер спецучасток с организованным на нем местом для зрителей. Он не является обязательной частью гонки и используется исключительно в развлекательных целях и для привлечения внимания к дисциплине.
Между участками располагаются бивуаки – отдельные зоны, где гонщики могут заправить машины, произвести ремонт или просто отдохнуть. К слову, отдых – это обязательная часть, четко прописанная в правилах соревнования, так как накапливающаяся усталость существенно повышает риск аварий и травм, который в условиях кросс-кантри ралли и без того крайне велик.
Еще одна отличительная черта дисциплины – отсутствие разметки трассы, которая всегда присутствует в других видах соревнований. Однако это не означает, что участники могут преодолеть расстояние между стартом и финишем любыми доступными путями. Маршрут гонки строго определен и размечен контрольными точками, пропуск которых грозит штрафом. При этом маршрут держится в секрете, поэтому участникам приходится ориентироваться по GPS и дорожной книге.
Подробнее о том, как происходит ориентирование и открытие контрольных точек вы можете узнать из нашего спецматериала.
И последняя важная особенность: процедура старта. Гонщики выезжают на трассу по одному, причем интервал между первыми 5 участниками составляет 2 минуты, а последующими – одну или 30 секунд.
Виды кросс-кантри ралли
Большинство современных мотоспортивных дисциплин имеет несколько разновидностей, которые в отдельных случаях даже становятся полноценными отдельными направлениями. В случае с кросс-кантри ралли все гораздо проще. Ключевых различий между видами всего 2: длина дистанции и продолжительность гонки.
Стоит отдельно отметить, что вышеуказанный километраж весьма условен и обязательно дополнительно оговаривается организаторами в правилах конкретного соревнования.
Основные мероприятия
Самое важное мероприятие для мира кросс-кантри ралли – это, безусловно, знаменитый «Дакар». Старт впоследствии ставшему легендарным марафону был дан в декабре 1978 года в Париже. К финишу в сенегальском Дакаре участники пришли лишь в январе 1979, поэтому в итоге гонка получила название «Дакар-1979». С тех пор она проводится ежегодно и раз за разом привлекает огромное количество профессиональных гонщиков и даже любителей.
Интересный факт: фигурирующий в названии Дакар в последний раз становился местом финиша в 2007, а в этом году трасса будет проложена по территории Саудовской Аравии.
Более подробно о «Дакаре», а также о еще нескольких значимых гонках вы можете узнать из нашей прошлой статьи, а следить за достижениями российских спортсменов – здесь.
Классы участников
Кросс-кантри ралли интересно не только своими правилами, достаточно сильно выделяющимися на фоне других гонок, но и списком участников. Дело в том, что на трассы выходят не только мотоциклисты, но и спортсмены на другой технике вплоть до грузовиков, причем в каждом мероприятии список участников оговаривается отдельно. Например, существуют гонки, в которых мотоциклисты вообще не принимают участия.
По понятным причинам зачет производится в отдельных классах:
Интересующий нас класс мотоциклов также делится на группы:
Весьма интересно то, что для участников различных классов (например, грузовиков и мотоциклов) трассы в рамках одной гонки могут серьезно различаться, поэтому каждый участник должен ориентироваться самостоятельно, а не следовать за настигнутым соперником. К слову, мотоциклистам в этой ситуации приходится сложнее всего, поскольку участники на автомобилях работают группами: «экипаж» легковых машин включает водителя и штурмана, отслеживающего маршрут, а в случае с грузовиками к их числу может также присоединяться отдельный механик.
Мотоциклы для кросс-кантри ралли
Для участия в кросс-кантри ралли используются модифицированные серийные модели с 4 или 2-тактным двигателем для мотокросса и эндуро. К слову, некоторые производители (например Husqvarna) предлагают специальные кросс-кантри серии для любителей.
Наиболее серьезной модификации подвергаются мотоциклы для рейдов и марафонов. Помимо изменений в настройке подвески и двигателя, направленных на более стабильную работу в любых условиях и распределения крутящего момента при работе КПП, они касаются:
И, в качестве завершения, стоит отметить основных производителей мотоциклов. Кроме уже названной выше «Хускварны», техника для участия в ралли-заездах выпускается австрийской компанией KTM, немецкой BMW, британской Triumph и не нуждающимися в представлении японскими производителями Yamaha, Honda и Kawasaki.
Федерация Мотоциклетного Спорта России
Федерация
Мотоциклетного
Спорта России
Дисциплины мотоциклетного спорта: эндуро
Эндуро можно смело назвать «родным братом» мотокросса, поскольку гонки в обеих дисциплинах проходят по бездорожью, неизбежно сопровождаются преодолением препятствий и требуют от спортсменов значительной физической подготовки. И даже используемые в обеих дисциплинах мотоциклы на первый взгляд кажутся практически одинаковыми. Однако при более детальном рассмотрении достаточно быстро становится ясно, что различий между направлениями куда больше.
Общая информация
Итак, что же представляет собой эндуро? Суть дисциплины легко понять по названию, которое произошло от английского слова endurance — «выносливость». И действительно, соревнования по эндуро — это настоящее испытание выносливости, как гонщика, так и техники, поскольку большая часть любой гонки проходит по пересеченной местности, усыпанной большим количеством естественных и искусственно созданных препятствий, преодолевать которые участникам приходится в максимально быстром темпе. Стартуют гонщики группами по 2-3 человека с интервалами в 1 минуту.
Соревнования могут быть одно- или многодневными (до 6 дней), но не более 6-7 часов в день. Они включают:
Трасса для дорожных состязаний представляет собой замкнутую кривую и может включать участки дорог общего пользования (до 30% от общей протяженности), не закрывающихся для движения другого транспорта. При их прохождении гонщики должны соблюдать ПДД. Для каждого дня соревнований готовится свой вариант трассы. В заключительный день многодневных соревнований проводится финальный кросс на 10-18 км.
Помимо отдельного спортивного направления в настоящее время под словом эндуро также могут подразумеваться и обычные любительские заезды по бездорожью «для себя», то есть, без каких-либо соревновательных элементов.
История появления и развития
Первым шагом к появлению полноценного отдельного спортивного направления стали стандартные технические испытания мотоциклов, проводившиеся практически с самого момента появления двухколесных механических транспортных средств. В частности, самым первым испытанием подобного рода обычно считается endurance run (собственно, заезд на выносливость), проведенный в 1902 году в США на трассе, соединившей Нью-Йорк и Бостон.
Первым по-настоящему спортивным событием стал International Six Day Trial — шестидневные соревнования на бездорожье, проведенные ФИКМ в 1913 году в Англии. Они оказались настолько успешными, что стали проводиться ежегодно (исключением были лишь военные годы), периодически меняя страны. В 1967 году ISDT получил статус чемпионата мира.
К началу 1980-х среди англоговорящих любителей бездорожья и профессиональных гонщиков плотно закрепилось разговорное наименование направления – Enduro, поэтому пришедшая на смену ФИКМ ФИМ в 1981 году решила слегка изменить и название основного соревнования. Теперь оно официально стало именоваться International Six Day Enduro, что гораздо больше соответствовало сути гонок, которые к тому моменту стали напоминать кросс-кантри заезды.
Весьма популярным эндуро было и в СССР, правда, по понятным причинам, называлось оно мотомногоборьем. Первый Чемпионат СССР было организован в 1956. Тогда же главный автомотоклуб страны вступил в ФИМ, и нашим спортсменам открылась дорога на шестидневные гонки мирового масштаба. И, надо сказать, им удалось отлично себя проявить: спортсмены не раз привозили домой золотые медали, причем иногда призовые места занимали участники, управляющие отечественными моделями мотоциклов.
Направления с элементами эндуро
Поскольку эндуро существует уже более 100 лет, оно не могло не стать основой для появления других дисциплин. В современном мотоциклетном спорте элементы этих соревнований, а также соответствующие модели мотоциклов используются достаточно широко.
Примерный список официальных дисциплин и направлений, использующих элементы эндуро, выглядит следующим образом:
Основные соревнования
Помимо ISDE, который по-прежнему каждый год организуется ФИМ, существует и ряд других крупных соревнований по эндуро:
В нашей стране наиболее важным событием является Чемпионат России по эндуро на мотоциклах. Он проводится на регулярной основе с 2001 года. Соревнование включает серию двухдневных этапов, организованных в разных городах. В дополнение к стандартным классам мотоциклов в него входят дополнительные гонки для участников на снегоходах (организуются с 2003) и квадроциклах (с 2009).
Подробнее о месте проведения и результатах минувших и будущих отечественных соревнований можно узнать здесь.
Особенности мотоцикла для эндуро
Мотоциклы для эндуро, несмотря на визуальную схожесть с кроссовыми моделями, по конструкции от них достаточно сильно отличаются. Основное отличие касается наличия электростартера, фар, стоп-сигнала и поворотников, без которых транспортное средство не могло бы выехать на шоссе общего пользования вместе с другими машинами.
Небольшое отличие есть и в геометрии подвески, за счет чего достигается большая стабильность и комфорт управления на прямых участках дороги, пусть и за счет небольшой потери отзывчивости. Отдельные компании-производители, например KTM, идут еще дальше и полностью меняют ее конструкцию. На некоторых выпускаемых ей мотоциклах для эндуро подвеска имеет уменьшенный ход, а задняя прогрессивная подвеска оснащается более простым в обслуживании амортизатором с системой PDS.
Также эндуро-модели имеют небольшие различия в настройке двигателя и КПП и улучшенную систему охлаждения, позволяющую продолжительное время двигаться на маленькой скорости по сложнейшим участкам трассы.
Все вышесказанное относится к так называемым «хард эндуро» мотоциклам — машинам, предназначенным для серьезных, профессиональных спортивных соревнований. Во многом именно поэтому комфорт здесь все еще стоит на втором месте после мощности и общего веса.
Существуют также софт эндуро и туристические эндуро мотоциклы. Это непрофессиональные модели.
Мотокросс
Клуб любителей мотокросса, суперкросса и других видов кросса. Любители бездорожья присоединяйтесь!
Администраторы (1)
Модераторы (0)
Читатели (749)
Мотокросс → Кантри кросс. Дебют новичка. Не повторяйте этого дома!
12 мая 2013 года в Разметелево состоялась гонка. Кантри-кросс. И я там принял участие. Случайно! Вообще первый раз в жизни принимал участие в мото соревновании! Я был на своем Yamaha WR450F… Желающие вникнуть в тему — под кат.
Кому интересно про гонку — читать с жирной строчки: «Ну а теперь самое интересное:», хотя по моему и преамбула ничего такая получилась…
В начале мая позвонил мне мой дружбан, и сходу задаёт вопрос — будешь в гонке участвовать? На что я шлю его лесом, ибо исповедую религию безопасности, которая гласит: гонять на кроссаче по треку — это офигенно, но одному. А вот если на треке ещё кто-то есть, а не дай бог их толпа — то я туда не сунусь. А то прыгнет кто-нибудь с трамлина в небо, приземлиться мне на шею — мне обидно будет, ну и неприятно наверное… Кароче говорю нет, и не звони сюда больше. На что он начинает меня стращать фразами: «вот, а говорил что ты крутой мотоциклист, что в лесу гоняешь, а сам засс… забоялся!» Я понимаю, что у человека плоховато со слухом, и повторяю что в лесу погонять одному или с кем-то знакомым — это я люблю, а на соревнования на треке нафиг не поеду ни-за-что!
И тут появляется луч прозрения в море недопонимания друг друга — дружбан говорит — «так этож эндуро гонка!»
«О!» — осеняет меня, «тогда давай, попробуем, наверное, но не уверен»
Кароче, предварительно договариваемся с ним, обсуждаем логистику, он сомневается в том, что я доеду, так как за день до гонки у меня намечалось мероприятие zombie run… Ну и прочие мелочи.
За день до гонки звоню ему, что бы утрясти последние детали и выясняется, что он не поедет, так как мот якобы сломался. Ну я и думаю — столько сделано — всю защиту в кучу собрал, мот с дачи привёз, масло поменял — даже цепь отчистил и смазал. Нет, думаю, все равно поеду, хоть и один, хоть и в первый раз.
12 мая. Подъем в 6:00 a.m. что бы все успеть, так как начало регистрации в 8:30 a.m.Приезжаем на место в 8 с копейками — а там никого. Только 2 калеки: заводская команда KTM и какие-то чувачки на Жигуле с прицепом, в котором 2 кроссача.
Время 8:30 — всё ещё никого из организаторов не наблюдается, но начинают подтягиваться участники. В 9:00 началась регистрация. Подхожу, меня спрашивают в какой я класс 😉 шутку про школу или ещё что-то в этом роде я толкать не стал, так как девушка была симпатичная и тупить не захотелось. Спрашиваю: «какие есть? Можно всех посмотреть?(все таки сморозил)». Она говорит что есть класс «Open» и «Любители». Мне не легче, так как логика подсказывает — «любители» для тех кто любит мотоспорт, и соответственно занимается им, а «опен» походу открыт для всех… Что бы не ударить в грязь лицом спрашиваю «а самым лохам куда?» На что мне разбивают логическую цепочку и говорят что в «любители». Я по жизни настойчив и спрашиваю «точно? А то я ведь перворазник!»… Тогда мне предлагают класс «ветераны». Обмозговав все предложенные варианты пишу в заявке «любитель». Сдаю заполненную карточку — спрашиваю, а сколько всего народа уже подало заявки? Говорят 8. Уходя думаю — отлично, приеду в десятке! (По итогу заявилось 37 участников)
Все, дело сделано. На часах 9:30. Старт в 15:00
Отлично.
Чем заниматься 6 часов встав в 6:00 утра. Правильно — бесцельно шататься по бивуаку и заглядывать в чужие технички, перекидываясь парой фраз с такими же занятыми как и я.
Умные люди приехали ближе к 11:00.
Старт «опен» был в 12:00. До этого времени удалось выяснить: трасса это некий круг, на преодоление которого у крутанов уходит максимум минут 9, а по хорошему 8. Гонка у класса «опен» длится 2 часа, у «любителей» 1 час 20 минут. Ещё промелькнуло слово «жопа» при описании трассы — но какая может быть жопа в эндуро гонке? Хм…
В 12:00 крутаны стартанули, откатали 2 часа. Из 19 участников — один после просмотрового круга от участия отказался, ибо здоровье не позволило, остальные все промчались — молодцы.
Ну а теперь самое интересное:
Стоим мы значит дружно на старте — впереди просмотровый круг. То есть круг не на время, а для ознакомления с трассой. Невнятно дали старт — все поехали, кто то помчал, кто-то неспеша — ибо куда торопиться то сейчас. Трасса начиналась со змейки по грунту с корнями. Тут вопросов нет. Потом был коротенький подъем, на котором я видел как крутаны классно подпрыгивали — попробовал исполнить тоже самое — на приземлении завалился.
И тут началось.
Подъемы такие, что мотоцикл начинает козлить, ты падаешь назад, а он сверху тебе в догонку прилетает, данный вид вертикальных издевательств встречался как в грунтовом исполнении с корнями и землёй, так и в песчаном варианте. На песок кстати приятнее падать!
Дальше был ещё один такой же спуск. Потом подъем, преодолев который я уперся передним колесом в какую то хрень, из за чего остановился. А упырь догнавший меня, решил в хрень не упираться, а затормозил в мою ногу. Ногу зажало между моим мотом, и его колесом. Больно, хорошо что сапог толковый. Предпринимаю попытку догнать и дать по жопе обидчику, но нет, он не уловим. Идет 8 минута просмотрового круга…
Практически все горки, которые были на трассе — имели свойство «нон стоп». То есть если в начале, середине, или даже за метр до пика остановиться — то наверх уже не тронуться. И в бок не уехать. Только вниз. Знаете, не очень удобно разворачивать мотоцикл, когда не получается стоять, так как сползаешь вниз… А если его уронить — то вообще кабздец!
Если дорога шла по песку, то песок был без преувеличений — по колено. Я замерял. Много замерял. Я много падал. Очень много.
Недалеко от финиша было болотце. Ну как болотце — гребанное огроменное место, остановившись в котором был велик риск остаться навсегда.
Кароче добрался я минут через 15 до финиша — сил нет, подбитая нога начинает болеть, мокрый, грязный. Признаюсь — была предательская мысль — ну его нафиг. Но, что я, не пацан что ли — надо же попробовать (а то я не напробовался, блин), а там уже, если что сойти. Но все же сойти — попытавшись. Дозаправился. Старт.
С первого раза не завелся — электростартер капризен, а сил на кик нет, да и зачем. Из за этого не попал в замес на первом повороте… Каким то образом оказался не последним. Снова эта трасса.
Сначала пытался ехать правильно и феншуйно.
Стоя, садясь чуть ли не на бак в поворотах и отклячивая спину… Со второго круга сидел не вставая, так как отсутствующие силы надо хоть как то беречь и по возможности накапливать. Закончив третий круг заехал на питстоп. И хотя бенза было ещё много, пока мне его доливал добрый человек, я выхлебал водички. Ладно, еду четвертый круг, подыхаю. Сил нет, желания нет, мыслей нет, работаю как машина — всю дорогу еду на первой, иногда машинально переключаю на вторую, но через секунду возвращаю нижнюю. Замечаю что хорошая маска у меня — струи пота отводит от глаз, а не протекает. Дабы избежать повторения ситуации с ногой, когда кто-то догоняет — я притормаживаю и еду по непопулярной траектории. Кто-то благодарит взмахом руки, кто-то так пролетает. Падаю намного меньше — так как, во первых, понял — как некоторые препятствия проезжать, а во вторых — нет сил поднимать мот. Что бы не поднимать — надо не ронять. Проезжаю таких же падунов как и я, кто-то застрял в болоте, у кого-то проблема с техникой на ровном месте (кстати потом он завелся и меня обогнал)… На 5 круге заезжаю на пит стоп что бы тупо попить воды, а то чувствую что сейчас сдохну. На меня все машут руками, да и нет моего «техника» на питлейне. Хрен с ним, еду дальше, змейка, с которой все начиналось — уже не кажется такой простой 😉 снова кто то догоняет — снова пропускаю… И тут вижу — флагом машут. Финишным. Открутил ручку из последних, ибо финиш же :-). Доехал. Поставил мот. Сам упал. Полежал пару минут, принесли воды — выпил литр залпом. А в это время, эти блин «любители», не слезая с мотов стоят и что-то живенько друг с другом обсуждают. Я постепенно приобретаю дар речи. И без стеснения вслух восхищаюсь — какие же они кони, что это все мало того, что выдерживают, так ещё и гоняться умудряются! Улыбаются:) Тут я вспоминаю про «опен» и их 2 часа гонки — становится не по себе! Там не люди — там терминаторы.
Резульаты:
Я доехал!
Я доехал не последним.
25 из 29 финишировавших. 6 не доехали (кстати 2 из них застрли в том самом болоте, из которого их потом квадриками не могли вытащить).
Выводы и наблюдения:
Ездить я не умею. Благодаря хорошему (а не колоссальному, как я считал раньше) опыту — удалось доехать.
В вертикальные горы легче забираться худеньким — они не так мотоцикл оттопыривают и опрокидывают.
Болото — мой конек;) проблем не возникло ни разу, хотя каждый раз очковал, ибо остановишься и все.
Колеи — я их ненавижу. Я их и раньше не любил (автоколеи) но мотоколеи — это вообще вселенское зло.
За время гонки ни разу не удалось сесть кому-нибудь на хвост, что бы пользоваться его траекториями и скоростями — все время отставал.Зрители молодцы — пару раз помогали поднять мот.
Yamaha wr450f очень сильно греет правую ногу (если долго держать высокие обороты)
За время гонки в середине пятого круга единственный раз решил отдохнуть перед адовым подъемом — в этот момент мимо проходил фотограф. Смотрит на меня и орёт «давай-давай», я отпуская руль и делая соответствующий жест ору «сам давай-давай». Оба поржали:))
Есть умение, а есть выносливость — без первого не доедешь, без второго далеко не уедешь.
Мотокросс детский сад — кросс эндуро наше все
Из повреждений — вторая неделя синяя нога (но уже не болит) и неделю зарастала задница (первые 2 дня не мог сидеть), стёртая на обоих полупопиях до мяса — ибо нефиг сидеть когда тут гонка!
Немного статистики:
Крутаны проезжали лучший круг за 8:07,174, любительский лучший круг 9:47,366, моё лучшее время 15:40,896
Я проехал 5 полных кругов, в любителях лучший результат за те же час двадцать — 8 кругов. У open за 2 часа — 14 кругов.
Когда меня сразу после гонки спросили «ещё поедешь?» — я отшутился, сказав что «сегодня — нет». А сейчас думаю что пожалуй надо будет ещё психануть. Только все же надо хоть как-то физически подготовиться…
Ещё несколько фоток ниже. Мой номер 10, остальные фото, на которых меня нет — что бы хоть немного передать атмосферу, хотя до самой «попы» ни один фотограф не дошел:((
Первая фотка до, предпоследняя сразу после, последняя минут через 10