Каприччо что это в живописи
Каприччио — жанр непосредственно пейзажной живописи, популярность которого достигла пика в XVII – XVIII веке, основной характеристикой жанра стало фантастическое изображение, архитектурных сооружений. В основном музой выступали руины различных зданий времён античности. В некоторых случаях, художники использовали элементы других жанров, например:
Иногда термином «каприччио» могут называть фантастические картины вообще. Хорошим примером может стать серия гравюр «Разнообразные причуды» автором которых является Джованни Баттиста Тьеполо, на них видно различные развалины и руины, но основным элементом являются люди, которые представлены в странной одежде — так автор изобразил воинов философов.
История возникновения жанра.
Известные художники, работавшие в жанре каприччио
В жанре каприччио работало очень много мастеров мирового уровня. К сожалению имена многих из них уже забыты и знают их только опытные специалисты изобразительного искусства.
Алессандро Салуччи — один из первооткрывателей жанра. Он знал, что публика нуждалась в новом, смелом подходе к искусству, и он не боялся вносить те или иные изменения в композицию.
Вивиано Кодацци — является со основателем жанра. Он напротив сделал упор на реализм. Но чтобы успокоить своего внутреннего эстета не стеснялся изменять местоположение тех или иных архитектурных сооружений.
Джованни Паоло Панини — мастер живописи из Италии. Больше всего уделял своё внимание разрушенным зданиям древнего Рима, которые и стали для него музой.
Марко Риччи — представлял венецианскую школу живописи в начале XVIII века. Из-за глупой случайности в возрасте 20 лет ему пришлось оставить родную и прекрасную Венецию, и переехать в Рим. Именно здесь он и достиг своей славы и смог реализовать себя как художник.
Джованни Баттиста Пиранези — самый знаменитый художник этого жанра. Пиранези параллельно работал архитектором и принимал участие в некоторых археологических раскопках, все кто знал его говорили о огромной работоспособности и упорстве. За свою жизнь он создал более 100 шедевров на которых изображены руины зданий древнего Рима.
Юбер Робер — художник из Франции, автор огромного количества работ в жанре пейзажных фантазий. Важно отметить что он 11 лет прожил в Италии, где были созданы более тысячи набросок различных зданий. Именно эти наработки, стали толчком в его художественной деятельности и вскоре благодаря этим зарисовкам мир увидел более нескольких сотен шедевров.
Джозеф Ганди — представитель теоретического искусства и художник Британии, с самого детства его привлекали античные руины. Его картины имеют потрясающую архитектурную точность деталей и элегантную возвышенность стиля мастера, но увы в своё время, как и многих гениев не смогли оценить по достоинству.
Каприччио — искусство красочного пейзажа с величественными античными руинами
Каприччио (от итальянского capriccio — «прихоть») — это разновидность пейзажного жанра в живописи XVII — начала XIX веков, для которого характерно присутствие в картинах архитектурных фантазий. Чаще всего в произведениях, написанных в жанре каприччио, основу композиции составляют руины античных сооружений в произвольных вымышленных сочетаниях. А для оживления сюжета художники нередко использовали стаффаж — прорисовывали на фоне пейзажа маленькие фигуры людей и животных.
Каприччио — это термин, который применяется не только в живописи, но и в других видах искусства. В музыке его используют для обозначения инструментальной пьесы, написанной в свободной форме, а в архитектуре — экстравагантного здания или отдельных его частей, имеющих причудливый внешний вид.
История каприччио
Каприччио в живописи развился из пейзажного жанра в середине XVII века благодаря стараниям двух итальянских художников: Алессандро Салуччи (Alessandro Salucci) и Вивиано Кодацци (Viviano Codazzi). В тот период в Риме и его окрестностях было множество античных руин, которые вдохновляли мастеров живописи на создание красочных картин.
Но значительная часть старинных построек к тому времени потеряла былое великолепие. Пышные дворцы правителей и знати превратились в разрушенные обособленные островки образцов римской архитектуры. Салуччи и Кодацци первыми решились приукрасить в своих произведениях реальный внешний вид древних руин.
Суть смелого новаторства художников заключалась в том, что для улучшения композиции картин они рискнули переставить местами часть памятников истории и дорисовать некоторые недостающие архитектурные элементы. Причем Салуччи проявил больше творческой свободы в своих произведениях, чем Кодацци, который вносил лишь минимальные изменения в композицию.
Работы художников-новаторов в жанре каприччио были благосклонно восприняты и критиками, и публикой. У не слишком известных живописцев появилось множество последователей, не только в Италии, но и в других странах Европы.
Пик популярности каприччио в живописи пришелся на середину XVIII века и совпал с появлением в изобразительном искусстве стиля рококо. Однако уже к началу XIX века интерес к картинам с архитектурными фантазиями постепенно угас.
Великий Франсиско Гойя (Francisco Goya) на стыке XVIII-XIX веков создал знаменитую серию офортов «Капричос». Но его произведения, созданы совершенно в ином жанре, они остро высмеивают политические, социальные и религиозные нравы современников.
В эпоху Романтизма термин каприччио был тесно связан с музыкой. Итальянский скрипач и композитор Николо Паганини (Niccolò Paganini) подарил миру 24 каприса для скрипки соло, которые восторженно принимает публика и в наши дни. А на основе каприсов Паганини венгерский гений музыки Ференц Лист (Ferenc Liszt) создал целый ряд этюдов в середине XIX века.
Сегодня красочные картины в жанре каприччио можно увидеть в экспозициях лучших музеев мира и частных коллекциях ценителей искусства. Но современные художники крайне редко обращаются к этой очаровательной тематике в своем творчестве.
Известные художники, работавшие в жанре каприччио
Среди самых известных художников каприччио сложно найти мастеров мировой живописи первой величины. Многие имена незаслуженно забыты потомками и хорошо знакомы только опытным знатокам изобразительного искусства. Среди них:
На сайте Very Important Lot коллекционеры и любители искусства могут в режиме онлайн принять участие в арт-аукционах, чтобы пополнить свои собрания достойными антикварными экспонатами. Портал также предоставляет всем желающим прекрасную возможность недорого купить картины каприччио напрямую у современных художников.
Что особенного в пейзажах, которые называют самыми итальянскими: Ведута и каприччио
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Ведута
В переводе с итальянского « ведута » означает – «вид». Это картина, рисунок или гравюра, где в подробностях изображен городской пейзаж. По сути, ведута – прообраз фотографии, золотое правило этого жанра – большая точность. Поэтому тот, кто заказывал художнику городской пейзаж, действительно увозил домой воспоминания о своем путешествии.
С развитием техники живописи, с оттачиванием навыков перспективы художники стали все чаще обращаться к изображению природы и вообще какой-либо местности, так возник новый самостоятельный жанр – пейзаж, а с ним и одна из его вариаций – городской пейзаж, или ведута. Последний стал основным направлением творчества для многих талантливых художников XVII века – таких, как Джованни Антонио Каналь, или Каналетто, Бернардо Беллотто, Франческо Гварди, Джованни Паоло Панини. Все они были мастерами, работавшими в XVIII веке в Италии – именно тогда и там ведута достигла небывалого расцвета как жанр изобразительного искусства.
Само собой, одним из самых живописных итальянских городов в те времена, как, впрочем, и сейчас, была Венеция, поэтому неудивительно, что на ее улицах и набережных чаще, чем в других уголках страны, можно было встретить пишущего пейзаж художника-ведутиста. Каналетто, считающийся величайшим мастером ведуты, был новатором и в технике создания пейзажа – вначале он имел обыкновение делать наброски карандашом.
Работа художников на пленэре стала проще и удобнее после появления в 1841 году оловянного тюбика для масляных красок, изобретателем стал американский художник Джон Ренд. Но в XIX веке интерес к жанру стал угасать – это было связано и с разгоравшимися на Апеннинском полуострове вооруженными и военными конфликтами, и с новыми веяниями в живописи и искусстве вообще, где на первый план постепенно выходил модерн.
Каприччио
Схожий с ведутой, но все же иной жанр пейзажа – каприччио – появился как художественный способ выражения фантазий художника – собственно, это понятно и из названия, « каприччио » в переводе с итальянского – «каприз, причуда». Так в 1617 году – «Каприччи» – назвал свою серию офортов французский художник Жак Калло. И Франсиско Гойя выпустил в 1799 году свои «Капричос». Но в истории искусства за этим термином все же стоит совсем другое.
Произведения, выполненные в этом жанре, оказались удивительно востребованными, да и художникам было куда проще получить заказ у любящего старину состоятельного туриста, чем искать покупателей на жанровые и исторические полотна. В картинах-каприччио воплощалось стремление мастера к совершенству – не имело значения, насколько достоверно изображенное на холсте. Для большего эффекта добавляли стаффаж – маленькие фигурки людей и животных; случалось, их изображали не сами пейзажисты, а другие художники.
Каприччио отличались беззаботностью, легкостью, романтическим настроением. Мастерами этого жанра были все тот же Каналетто, Марко Риччи, Джованни Пиранези, Джованни Паоло Панини.
Ведута и каприччио в России
В Российской империи в жанре ведуты работали Федор Яковлевич Алексеев, которого называли «русским Каналетто», Михаил Иванович Махаев, Василий Семенович Садовников, а также некоторые выходцы из Италии, нашедшие свое призвание на российской земле – Джакомо Кваренги, Луиджи Премацци. Они создавали детальные изображения русских городов, прежде всего, старой и новой столиц, ездили «для снятия видов» в дальние губернии. Ведуты русских художников увековечивали красоту повседневной жизни, а спустя годы стали и важным историческим материалом благодаря точности в изображении деталей.
В отечественном искусстве в XIX – XX веках городскому пейзажу все больше отводилась роль вспомогательная, позволяющая художнику точнее выразить свой замысел – лирического произведения, картины на сказочную тему или романтического сюжета. В советский период куда более востребованным видом пейзажа становится пейзаж индустриальный.
Произведения, написанные в жанрах ведуты и каприччио, способны помочь зрителю совершить мысленное путешествие не только в другую страну, но и в другое время, а еще – заглянуть в мир художника, создавшего картину. Возможно, в этом один из секретов особой притягательности этих пейзажей, которую можно ощутить, например, в Третьяковской галерее.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Великолепные руины
Каприччио (итал. capriccio, буквально «каприз») — жанр пейзажной живописи, популярный в XVII—XVIII веках. На картинах этого жанра изображались архитектурные фантазии, в основном руины вымышленных античных сооружений.
Робер Юбер, французский живописец (1733—1808). Известен живописными фантазиями, чей основной мотив — парки и реальные величественные руины, множество набросков к которым он сделал во время пребывания в Италии. Картины Робера высоко ценились современниками. Его картины представлены в Лувре, музее Карнавале, петербургском Эрмитаже и других дворцах и усадьбах России, во многих крупных музеях Европы, США, Канады, Австралии. То, что изобразил живописец на своих полотнах вызывает множество вопросов, но историки заморачиваться не стали, резюмировав, что сие лишь «воображение» автора и посчитала тему закрытой.
«Каприччио с пирамидами»
«Архитектурный ландшафт с каналом»
Художник много путешествовал по Европе и оставил нам очень интересные картины, по которым мы можем составить некоторое представление о прошлом.
«Развалины дорического храма»
«Руины террасы в парке Марли»
Это дворцово-парковый комплекс Сан-Суси в Потсдаме, возведённый в 1745—1747 годах по проекту самого короля Фридриха Великого. Сооружение, выходит, совсем новое на тот момент, но отчего-то художника тянет рисовать его воображаемые руины.
«Античные развалины, служащие общественной купальней»
«Вилла Мадама под Римом»
Из википедии: » Позднее название недостроенной в XVI веке загородной виллы кардинала Джулио де Медичи, будущего папы римского Климента VII. Построена на склоне Монте-Марио на западном берегу реки Тибр к северу от Ватикана». Но по-моему это руины сооружения которое значительно древнее.
На его картинах хорошо видно, что изображённые на них люди живут среди руин былых цивилизаций и совершенно не могут хотя бы привести их в приличный вид, не говоря уже о каком-то восстановлении.
«Конюшня в развалинах виллы Джулия»
Изображённые люди своим внешним видом совершенно не соответствуют грандиозным сооружениям и выглядят среди этих руин былого величия словно копошащиеся мыши.
«Отшельник молится среди руин древнего храма»
«Лестница с колоннами»
«Портик загородного особняка»
«Гробница Цецилии Метеллы в Риме»
«Интерьер храма Дианы в Ниме»
«Вид на порт Рипетта в Риме»
«Пейзаж с аркой и куполом собора св. Петра в Риме»
Гварди Франческо Лаццаро (1712-1793)— итальянский живописец, представитель венецианской школы живописи. Тоже большой фантазёр, а иначе как объяснить такие совершенно фантастические виды Венеции?
«Каприччио с пирамидой»
«Аркада перед городом с башнями»
«Каприччио с мостом, руинами и лагуной»
Джованни Паоло Панини (1691 — 1765) — один из родоначальников архитектурного руинного пейзажа. Свои архитектурные виды и интерьеры художник населял маленькими человеческими фигурками, обыгрывая излюбленную тему 18-го столетия — сопоставление величия древнего прошлого и тривиальности настоящего. Как художник, Панини больше всего известен своими картинами достопримечательностей Рима, в которых большое внимание он уделял его античности.
Рим лежал в развалинах, жил среди грандиозных остатков своей истории. Руинами были Колизей, храмы, термы, которые были частью быта, их обживали. Пристраивая к каменным стенам хибарки, забивая досками дворцовые окна, прикрепляя деревянные лесенки к мрамору, покрывая соломой древние своды. И среди тех руин копошились художники и архитекторы со своими альбомами и рулетками, снова и снова пытаясь извлечь из них секреты вечной красоты.
«Интерьер Санта Мария Маджоре в Риме»
«Каприччио классических руин»
«Внутренний вид собора св. Петра в Риме»
«Арка Константина в Риме»
«Пьяцца Навона в Риме»
«Каприччио с руинами и воротами Портелло в Падуе»
Алессандро Маньяско (1667-1749). Итальянский живописец, представитель романтического направления в искусстве барокко. Родился в Генуе. Алессандро Маньяско писал отмеченные “демоническим” сарказмом жанровые сцены из жизни цыган, солдат, монахов, во многих из которых фигурки людей теряются среди грандиозных античных развалин.
«Архитектурное каприччио с музыкантом и крестянами у небольшого алтаря святого Антония Падуанского»
Николас Питерс Берхем (1620—1683) — голландский живописец, график и гравёр. Этот мастер много путешествовал по Италии и также написал достаточно много пейзажей, на которых главными персонажами, несомненно, являются живописные руины, а также крестьяне со своим скотом на их фоне.
«Пейзаж с руинами акведука»
«Пастухи со стадом среди руин»
«Итальянский пейзаж с руинами»
«Крестьяне с домашним скотом у древнеримского источника»
«Возвращение с охоты»
«Пейзаж с водопадом и храмом Сивиллы в Тиволи»
Оставьте свой голос:
Подпишись на наш дайджест
TOP 5
На позитиве 🙂
Почему я почти не слушаю российскую музыку. У меня на это пять причин
Открытое письмо Константина Иевского
Курпатов / Иевский
Образы дня. Наши, по одной фото
Комментарии Скрыть комментарии
Вот это настоящие художники, чьи работы стоят миллионы.
Шикарная тема, спасибо, Автор. Самые грустные руины у пейзажистов 18в, когда стало модным бродить по Италии и так сказать приобщаться к великому прошлому. А грустные потому, что на картине 18 века колонна или кариатида есть, а спустя столетие ничего нету, уволокли неразумные пейзане и построили домик. Бедное Агридженто чертовы дикари растаскивали чуть ли до конца 19в ввиду удаленности от цивилизации.
Neuilly___, мне интересно, а что вы думаете по поводу Собора Святого Петра. Для меня это непостижимая загадка так же как и Исаакиевский в Питере( почти копия его) и многие другие. Возможно ли его было построить в 16 веке, в то время как античные сооружения растаскивали на камни, да и внешне это типичный античный храм мало чем отличающийся от Пантеона. Вы поняли мою мысль? Меня терзают смутные сомнения по поводу того что историки нас дурят.
aniase, не историки, а отечественные конспирологи, которые до сих пор смотрят на мир глазами сенкевича. Ну невозможно путешествовать по Италии и не видеть сотни таких вот подозрительных объектов: башни Сан-Джиминьяно, купол Брунеллески, кьеза Санмикеле. Наверняка не обошлось без инопланетян, да? Иначе как они все провернули, едва наступило возрождение? Так вот, есть такой архитектор, был вернее, Леон Батиста Альберти, и у него очень подробно можно прочитать, что именно заимствовали архитекторы и инженеры возрождения у своих античных коллег. Почему не заимствовали до этого? Потому что переводы en masse начали делать как раз в этот период. И, разумеется, изобретали что-то сами. Чтобы далеко не ходить, возьмите commesso, некоторые образцы из палаццо питти ничем, кроме использованием лазера, объяснить не получится. Ну не может металлический инструмент сколь угодно малой величины сделать такие разрезы. А на самом деле режут струной, покрытой специальной абразивной крошкой.
http://mtdata.ru/u25/photo6DFA/20980141533-0/original.jpg
Я допускаю существование конспирологов в таких вещах, которые недели сидения в библиотеке и консультации специалистов объяснить не могут, но тут самое обычное вопиющее невежество у людей. Которые вместо того, чтобы систематически искать материалы, просто от балды строят теорию, не обладая специальными знаниями. И стыд и позор такие вещи озвучивать.
Neuilly___, спасибо, но остаюсь при своём невежественном мнении. Слишком много времени провожу на сайтах по так называемой альтернативной истории.
Neuilly___, объясните мне темной, на что все время намекает автор? что руин не было? что руины не руины?
Очень интересный руинный жанр. Автор, спасибо!
«Каприччио с пирамидами» завораживает! А от «Забытого памятника» стало грустно.
Верные мысли со многим согласен, оказывается такие здания не только в северной, но и в Южной Америке, ЮАР, Сидней, Гонконг, Европа, они по всему миру и России тоже остались «следы». Посмотрите например старые фото Сочи и Иркутска, как минимум все драмтеатры с колоннадой остались от допотопной цивилизации «Рим/Греция/Александрия». На всех зданиях присутствует целый букет одинаковых особенностей отделки и орнаментов присущих как бы греческому архитектурному ордеру. Как раз в деталях архитектуры раскрывается очень много интересного, все ответы лежат на поверхности. Особенно примечательны «ионические яйца», свастический орнамент, ленточный растительный орнамент и т.д.. Фигуры на зданиях и внутри персонажи/боги «Рим/Греция/Александрия» сделаны из мрамора и реже базальта, отливать такие породы в какие формы с зеркальной поверхностью нужно чтоб не только лоснились глянцевым шелком но и поражали своей реалистичной доскональностью в объёмных деталях? Колонны не все составные, из цельных кусков гранита достаточно, вкл. Александрийскую, аналогичная Колонна Помпея находится в Александрии что в Египте. Штукатурка колонн гранитом!! как это возможно при t плавления оного прим 1000 гр.С? Пощупайте колонны внутри Казанского собора в Питере, пощупайте атлантов у Эрмитажа, которые копии один в один. Все сакральные дорожки ведут в Александрию..