Карьера актера с чего начать
Как стать актером: ключевые этапы на пути к великой карьере, славе и деньгам
От большого желания к конкретным действиям.
Здесь и далее фото unsplash.com и pexels.com
Для многих профессия актера является чем-то недостижимым и сакральным, чем-то доступным только избранному кругу одаренных людей. Однако, на самом деле, в эту профессию попадают те, кто по-настоящему этого хочет, а все необходимые навыки, как и в любом деле, тут приходят с практикой.
Сегодня мы решили рассказать, как стать актером в России и за рубежом тем, у кого есть огромное желание и готовность предпринимать конкретные действия. Только так можно добиться желаемого.
Многие киношники говорят, что в актерском ремесле надо обладать харизмой, превосходной памятью, терпением и невероятной работоспособностью. Если ты считаешь, что у тебя есть все эти навыки, первый тест пройден. Можно двигаться дальше.
1 Откажись от снобизма и стереотипов
Прежде всего, ты должен понимать, что актер — это не тот человек, который ходит с недовольным лицом по съемочной площадке и жалуется на недостаточное количество сахара в своем латте.
Профессионал в этом деле постоянно работает над собой — он заучивает длинные реплики, ждет своего появления в кадре по несколько часов, готов к ненормированному графику, ранним подъемам, экспериментам со своей внешностью, самым разным образам, а также периодам отсутствия ролей и длительным командировкам.
Кроме того, он прекрасно понимает, что в актерской профессии.
Очень большая конкуренция
Несмотря на то, что фильмов выходит много и театральные постановки идут каждый день, желающих получить в них главные роли (или хотя бы второстепенные) намного больше.
Настоящими звездами становятся далеко не все
Любой актер должен прекрасно понимать, что всеобщее признание и востребованность — это не только затраченные усилия, но и удачное стечение обстоятельств.
То есть популярность и слава порой приходят совершенно случайно, а иногда и не приходят вовсе.
Все довольно нестабильно
У всех актеров (особенно у начинающих) бывают моменты, когда нет предложений по съемкам или участию в разных проектах. В таких случаях некоторым приходится переходить на режим строгой экономии.
Надо помнить об этом и искать дополнительные источники дохода, чтобы не полагаться только на свою основную профессию.
2 Постарайся объективно оценить свои данные
Многие далекие от мира кино люди считают, что ключевым фактором успеха в профессии является идеальная внешность. Однако, на самом деле, это далеко не так.
В фильмах и сериалах есть роли под абсолютно разные типажи — от старой бабушки до ботаника. Поэтому подтянутая фигура и гладкое лицо являются вовсе не обязательными атрибутами успеха.
Лучше всего сосредоточиться на своей харизме, потому что она гораздо важнее внешности. Актер должен уметь притягивать внимание зрителя, вызывать симпатию или, наоборот, отторжение. Это достигается благодаря умению владеть собой и держаться в жизни (и, соответственно, в кадре).
Опытные киношники также любят советовать начинающим актерам научиться нормально воспринимать критику. Потому что профессиональный актер — это инструмент в руках режиссера. Нередко под его видение приходится подстраиваться и играть в соответствии с ним.
Помни, что профессия актера представляет собой мастерство перевоплощения. Не стоит об этом забывать.
3 Постоянно развивайся
Актерское ремесло — это постоянная практика и развитие своих навыков. Для тех, кто пытается понять, как стать актером без образования, киношники рекомендуют записаться на курсы актерского мастерства или в театральные студии.
Совсем без теоретической и практической базы попасть в эту профессию вряд ли получится. Поэтому любой опыт тут будет полезен.
Кроме того, по актерскому мастерству есть специальная литература со всеми базовыми принципами профессии. Для самоучек такие пособия будут очень полезными.
Вместе с этим надо присмотреться к биографиям популярных актеров, книгам по психологии, основам написания сценариев и так далее. Любая теоретическая база, относящаяся к профессии, точно не будет лишней.
Ну, и, конечно, в этом деле нужна насмотренность. Смотри кино, сериалы и ходи на спектакли. Это тоже очень помогает в понимании механизмов игры на сцене.
4 Получи образование
Несмотря на то, что многие известные актеры не заканчивали профильных учебных заведений, получение образования — это очень важный момент, без которого карьера может и не стартовать.
Зачастую без образования в кино попадали люди случайно встретившиеся великим режиссерам. Но это исключительная удача, ждать которой просто бессмысленно.
Самые главные актерские институты нашей страны — это ВГИК, ГИТИС, МХАТ, «Щепка» и «Щука». Именно через их двери можно войти в профессию и надолго в ней закрепиться.
Естественно, существует множество других училищ и театральных студий, которые могут научить азам. Однако вышеупомянутые заведения являются тем самым знаком качества, на который обращают внимание люди, занятые в профессии.
Однако сразу стоит отметить, что в театральные вузы нельзя поступить в любом возрасте. Девушек туда берут примерно до 22 лет, а парней до 25-27 лет. Если вдруг ты столкнешься с подобным барьером, придется искать курсы актерского мастерства в другом месте.
5 Составь портфолио
Твое портфолио должно состоять из качественных фотографий, которые смогут дать исчерпывающее представление о твоих внешних данных. Для его составления попроси помощи у своих друзей-фотографов или обратись в фотостудию.
При этом требований к этим фотосессиям не так много. Портретные снимки должны быть светлыми и четкими. На тебе не должно быть грима или макияжа, и твой взгляд должен быть направлен прямо в объектив.
Стоит отметить, что на этом этапе не надо улыбаться или позировать. Люди в индустрии должны хорошо проанализировать твой естественный образ, чтобы понимать, подойдешь ли ты для их проектов.
6 Будь готов к публичности
В актерской профессии коммуникация играет очень важную роль. Иногда, чтобы добиться места в том или ином проекте, приходится общаться со множеством незнакомых людей, которые могут сыграть решающую роль в твоей карьере.
Удачная самопрезентация — это действительно ключ к обретению новых связей и работы. Поэтому интровертам в этой профессии приходится весьма непросто.
Как бы то ни было, сейчас коммуницировать можно через социальные сети. Например, фейсбук или инстаграм. Некоторые даже заводят целые каналы на ютьюбе, публикуя там свой контент. Кстати, некоторые актеры пришли к большим ролям посредством своих проектов. Чего только стоят потрясающие Ирина Горбачева и Антон Лапенко, которые снимали короткие скетчи в инстаграме.
До своих проектов они были неизвестными персонажами в индустрии, а после вирусного контента и народного признания стали чуть ли не центровыми деятелями профессии.
Поэтому не стоит игнорировать современные инструменты продвижения собственного бренда.
Тем не менее, все равно не забывай про тематические оффлайн-мероприятия, на которые приходят люди из кинотусовки. Не будет лишним появляться там почаще и заводить полезные знакомства. Одним словом, работай на всех направлениях и тогда у тебя будет больше шансов залететь на потенциально успешный проект.
Как стать актером? Пошаговая инструкция
Каждый человек в детстве мечтал стать актёром, сниматься в кино или выступать на сцене театра. Но у него не получилось. Так быть не должно. Нужно осуществлять свои мечты, гнаться за ними, тогда точно всё получится. Так и желание стать профессиональным актёром может претворить в жизнь.
Особенности профессии
У актёров не бывает рабочего дня, а график работы у них непостоянен. Актёру необязательно находится в театре, когда он не задействован в постановке. А задействовать его могут нечасто, но всё зависит от его мастерства.
Если же актёр снимается в кино, то на съёмочной площадке он находится ровно столько времени, сколько прописано в контракте. Иногда и съёмочный процесс затягивается до глубокой ночи, но за это актёры получают доплату.
На начальных этапах репетиций актёр только привыкает к своей роли, учить текст ему приходится в свободное от работы время. За пару недель до премьеры начинаются серьёзные репетиции, длящиеся до самой ночи, тогда у актёра уже не должно возникать проблем с текстом, а также не должно быть запинок.
Актёры постоянно переживают бурные эмоции за своих персонажей, поэтому столь непростая профессия под силу только людям с хорошим здоровьем и крепкой нервной системой.
Где учиться на актёра?
В России более 89 вузов в которых можно обучиться актёрскому мастерству, но попасть туда без таланта и упорного труда не просто.
В число лучших учебных заведений, воспитывающих актёров, входят:
Как подготовиться к поступлению?
Можно посещать курсы актёрского мастерства, которые предлагает каждый из вышеперечисленных университетов.
Если же будущий актёр живёт в небольшом городе, то с большой долей вероятности он найдёт в своём городе театральную студию, где сможет узнать базовые навыки актёрского мастерства.
Можно ли после 9 класса?
Можно. Во многих крупных городах России есть театральные колледжи, куда поступить гораздо проще, нежели в университеты. Учёба длится чуть больше трёх лет, а после окончания такого колледжа можно смело поступать в театральный институт.
Для поступления в театральный колледж достаточно пройти прослушивание и, в случае успеха, сдать письменный экзамен по русскому языку и литературе.
Можно ли стать актёром без специального образования?
Иногда актёрский талант у человека настолько яркий, что он может сыграть любую роль и без образования, но так случается не часто. В России, да и во всём мире есть немало актёров, ставших знаменитыми без образования и отлично справляющимся со своей работой.
В этот список входят: Фаина Раневская, Вера Глаголева, Рената Литвинова, Мария Шукшина, Бред Питт, Джонни Депп, Сергей Бодров, Дженнифер Лоуренс, Том Круз и Хит Леджер.
Актёр в зрелом возрасте? Реально ли стать?
Актёром не обязательно становится в молодости. В зрелом возрасте стать знаменитым шансов не меньше. Нужно лишь пробовать себя и не бояться проходить кастинги. Тогда всё получится.
Среди знаменитых актёров есть те, кто нашёл своё призвание уже в зрелом возрасте: Харрисон Форд, Стив Карелл, Томми Ли Джонс, Алан Рикман, Алиса Фрейндлих, Леонид Броневой, а также Андрей Краско.
Как стать актёром в Марвел или Нетфликс? Что нужно, чтобы попасть на мировой уровень?
На мировом уровне совершенно не важно, есть ли у актёра образование.
В таких крупных компаниях, как Нетфликс и Марвел участнику кастинга просто дадут листок с диалогом и будут смотреть, получается ли у него и как он вживается в роль.
Если это именно то, что нужно, то можно считать, что роль в кармане, Поэтому совершенно не обязательно иметь профессиональное образование. Главное — уверенность в себе и удача на кастингах, тогда и до звезды Голливуда недалеко.
Карьера актера с чего начать
Пошаговый план начала актерской карьеры.
1. Получите образование. Хоть и говорят о том, что оно сегодня играет не такую уж большую роль в карьере, но сами понимаете, что такое говорить могут лишь те, у кого родственники являются продюсерами, именитыми режиссерами или просто являются «правящими мира сего».
2. Выберите себе стезю. Будут ли это исключительно театральные подмостки, или вы желаете блистать на экранах телевизора, вы должны в начале своего пути определиться с направлением, жанром и амплуа. Можно, конечно, рассмотреть вариант «лебедь, рак и щука», но готовы ли вы при таком накале страстей еще и метаться из стороны в сторону? Так что постарайтесь определиться, с чего же вы хотите начать, и надо сделать это еще на первых курсах учебного заведения. Это потом вы уже можете рассматривать и другие предложения, когда поймете, что к чему.
3. Обзаведитесь профессионально подготовленным портфолио. Об этой визитной карточке каждого актера, начинающего или маститого профессионала, уже написано много статей. Переоценить его роль в вашей карьере просто невозможно, поэтому не жалея сил и средств готовьте его как можно быстрее.
4. Не пренебрегайте знакомствами, какими бы они ни были. Вращайтесь в кругах шоу-бизнеса, актерской компании и сферах приближенной к вашей непосредственной профессии. И речь здесь идет не только о личных контактах, но и о проверенных интернет-сайтах. Ведь благодаря размещению своих данных на портале ru-сasting.com кто-то уже начал свою актерскую карьеру.
5. Не бойтесь обращаться в специализированные агентства и пользоваться услугами агента. Сегодня роль таких организаций довольно большое значение имеет в творческом пути многих именитых актеров. Некоторые даже не представляют себе возможным работать без агента. И главное здесь, безусловно, сделать правильный и грамотный выбор в пользу надежного, проверенного и с хорошей репутацией агентства, реального или виртуального.
6. Закаляйте свой характер и делайте это как можно раньше. Помните, что отсутствие актерского опыта это не панацея, отказ на кастингах – не конец света, а отсутствие предложений не рухнувшие надежды. Больше оптимизма, настойчивости, упорства, трудолюбия и работы над собой.
Верьте, что вы будете успешны, вы будете востребованы, вы будете знамениты, но для этого и сами постоянно что-то делайте. Ищите, и вы обязательно найдете, принимайте участие, и вас обязательно заметят, находите в себе силы подниматься, и вас обязательно оценят, будьте готовы отдать себя без остатка, и вы обязательно добьетесь желаемого!
Профессия актёр: быть или не быть, учиться или нет
Профессия актера со стороны может показаться простой и не требующей специальной подготовки. Всем известно, что для того, чтобы стать архитектором или врачом нужно долго учиться, затем набираться опыта и оттачивать свои навыки. А вот актерами, по мнению многих, люди рождаются. Способствуют такому отношению многочисленные истории успеха, когда режиссер или агент встречает талантливое дарование где-нибудь в кафе или супермаркете и, словно по волшебству, делает из него звезду мирового масштаба. Нужно ли учиться, чтобы стать актером?
Актеры, уже добившиеся признания, нередко и сами поддерживают этот распространенный миф. Например, Бен Аффлек советует начинающим актерам не тратить на специальное образование времени и денег. Сам он, по его словам, учился в Occidental College, потратил на обучение много средств, но в итоге учебу все равно забросил. Впрочем, по его собственному признанию, обучение все же окупилось. В качестве домашнего задания он написал набросок сценария «Умница Уилл Хантинг», который позже лег в основу фильма.
Зачем актеру получать образование?
В 1985 году от Джонни Деппа ушла жена. И не к кому-нибудь, а к Николасу Кейджу. Она познакомила Деппа с Кейджем, и тот разглядел в бросившем школу музыканте актерский талант. Деми Мур в 16 лет бросила школу, работала коллектором, затем стала моделью, а потом решила попробовать свои силы в кино и стала звездой.
В России тоже есть немало актеров, которые сделали успешную карьеру, не имея соответствующего образования. Например, Вера Глаголева, Сергей Бодров мл., Фархат Абдраимов и др.
Обязательно ли для того, чтобы стать актером, получать актерское образование? Может быть, достаточно просто иметь талант, а все остальное, как говорится, приложится? Истории о людях, добившихся успеха лишь благодаря врожденному таланту на слуху именно по той причине, что они представляют собой скорее исключение, чем правило.
Большинство знаменитых актеров шли к этой профессии целенаправленно, долго и упорно. Они с детских лет занимались в драмкружках, посещали театральные курсы и готовили себя к карьере актера. Каждый актер имеет свою особенность, свое достоинство. У одного сильной стороной является яркая, запоминающаяся внешность, другой покоряет зрителя мощной энергетикой, у третьего есть сильный голос, четвертый обладает хорошей пластикой. Однако актеру в его работе нужны все эти качества. При этом даже целый комплект талантов и достоинств, таких как внешность, пластика, умение передавать эмоции мимикой и голосом вместе с актерским образованием еще не гарантируют успеха.
Безусловно, успешная карьера актера зависит не только от его качеств, но и от удачного стечения обстоятельств. Многое зависит и от элементарного везения. В России и в США киноиндустрия сильно отличается. Среди звезд Голливуда примеров актеров, добившихся успехов и не имеющих соответствующего образования, больше. Все дело в том, что в Америке люди, которые хотят стать актерами, делают основную ставку не на образовании, а на поиске агента, который будет находить для него кастинги и роли, на получении опыта участия в съемках. Там гораздо важнее оказаться в подходящее время в подходящем месте.
У актеров без образования и на западе, и в России есть некоторый шанс получить хорошую роль. Точно так же и у актера с образованием есть все шансы остаться без работы. В этой профессии ни диплом, ни талант, ни даже все это вместе не гарантируют успешной карьеры.
Фортуна любит трудолюбивых и настойчивых
Любая возможность принять участие в кастинге или в съемках помогает начинающему актеру набраться практического опыта. Начинать ходить на пробы нужно уже во время учебы, чтобы совмещать обучение с практикой и попутно собирать портфолио.
Для успешной актерской карьеры помимо основных профессиональных данных важны и такие качества, как умение ставить цели и добиваться их осуществления, стрессоустойчивость, умение принимать критику и учиться на своих ошибках, считаться с мнением режиссера. Пригодятся также неприхот
Пригодятся также неприхотливость и готовность жить от проекта к проекту. Кроме этого, актер должен хорошо владеть русским языком, иметь хорошую память.
Сейчас молодым людям, желающим стать актерами, свои услуги предлагают многочисленные студии и курсы актерского мастерства. Однако предпочтительно актерское образование получать все-таки в театральном вузе. А занятия в студии могут стать первой ступенькой, помочь подготовиться к поступлению в институт.
10 советов тому, кто идет на кастинг
Кастинги на различные проекты проводятся и для начинающих, и для профессиональных актеров. Поэтому, даже если вы не имеете актерского образования, шансы успешно пройти кастинг и сняться, к примеру, в рекламном ролике, у вас есть. Начинающие актеры перед кастингом обычно волнуются, независимо от того, есть ли у Справиться с тревогой помогут адекватные ожидания и информированность.
1. Начните с трезвой оценки происходящего. Для этого найдите и изучите всю доступную информацию о предстоящем кастинге, о роли, о режиссере, который отбирает актеров. Если среди ваших знакомых есть люди, которые уже бывали на кастингах, поговорите с ними. Внимательно изучите требования к кандидатам и проанализируйте, подходите ли вы под все параметры. Это поможет вам оценить свои шансы.
2. Иногда организаторы просят приходить на кастинг, выучив материал. Выучите его.
3. Теперь, когда вы подготовлены, вам будет проще следовать еще одному совету и не бояться. Известна история о том, что Фаина Раневская несколько раз пробовала поступить в столичные театральные школы, но безуспешно. От волнения будущая актриса сильно заикалась, и ее признавали профессионально непригодной. Справиться с волнением бывает очень сложно, но это необходимо, иначе режиссер не сможет оценить вас. Помогут хорошая подготовка, информированность и понимание того, что кастинг — это еще одна возможность, а не последний шанс.
4. Соблюдайте стандартные нормы этикета. Не опаздывайте. Отключите телефон.
5. Будьте уверены в себе, говорите громко, четко и внятно. Скромные и зажатые люди редко добиваются успехов на этом поприще. Скромность, конечно, не порок, но на кастинге она вам только помешает. Строить из себя состоявшуюся звезду не нужно, а вот похвастаться своими достоинствами, рассказать о себе все самое лучшее и интересное не только можно, но и нужно. И помните о том, что человек выглядит естественно, когда он искренне верит в то, что он говорит.
6. Режиссеры имеют отличную память. Но не на имена и фамилии, а на то, как человек проявил себя, как сыграл роль. Постарайтесь запомниться, выделиться из ряда претендентов. Для этого нужно хорошо знать себя, знать свои особенности — ведь именно они могут стать той самой «фишкой», которая выделит вас среди остальных.
7. Покажите, что вы заинтересованы в получении роли.
8. Будьте внимательны, слушайте то, что вам говорят, вникайте в суть вопросов.
9. Будьте красивы и естественны. Неудобная или непривычная одежда, яркая косметика не подойдут для этого случая. Внешний вид на кастинге важен, но экспериментировать и стараться выделиться с помощью одежды или прически не нужно. Вас могут попросить вжиться в роль, сыграть какого-нибудь персонажа. Если вы пришли уже «в образе», это помешает вам. Будьте собой.
10. Хорошо выспитесь. Кастинг — своего рода экзамен. От вас потребуется сообразительность, умение показать себя с лучшей стороны. Вы должны чувствовать себя отлично и выглядеть отлично. Если перед кастингом вы ляжете спать поздно, у вас не будет главного — живого взгляда, излучающего интерес к происходящему.
Верьте в чудеса, но не рассчитывайте на них
Как и представитель любой другой профессии, актер должен быть мастером своего дела. Если желание стать актером вас не покидает, и вы уверены, что именно в этом ваше призвание, не стоит оглядываться на примеры случайных взлетов и надеяться на чудо. Без образования вероятнее всего вам придется довольствоваться местом в массовке.
Природным даром человек может обладать от рождения, но обучение и тренировки позволяют ему оттачивать и развивать мастерство, работать профессионально. Отказываться от образования, надеясь лишь на природные данные, значит осознанно лишать себя одного из значимых преимуществ в мире, где конкуренция крайне высока.
Как получить роль в кино
Как всё устроено: Актёр массовки
Актриса массовки в передачах «Своя игра» и «Кто хочет стать миллионером» анонимно рассказала о том, чем занимаются статисты на съёмках, кто дежурит у дверей студий и почему бывалые приходят в тапочках
На телевидении массовка нужна для записи программ с живой аудиторией — это «разговорные» программы в студии, ток-шоу и, конечно, телеигры. Кто-то парится и действительно приглашает на передачу желающих и интересующихся. Но представьте, для каждой программы нужно специально отобрать людей, скоординировать их, посадить и рассказать, что делать. Куда проще взять тех, кто этим занимается постоянно и знает, как нужно работать.
База лиц
Моя карьера началась с того, что мы очень красиво смотрелись с моей собакой — Цезарем. Он никогда не носил поводок — я просто клала ему руку на холку, и он становился абсолютно послушным. И вот идём мы с ним по городу, а навстречу человек с фотоаппаратом. Сфотографировал, а после спросил, не хотим ли мы участвовать в съёмках фильма. Я согласилась, и нас зарегистрировали в общей базе лиц.
Мне сразу предложили сняться в массовке для одного болгарского фильма. На это ушло два-три дня — я просто стояла в толпе, по сюжету мы изображали людей, выпивающих в баре. Следующего фильма можно было ждать долго, но мне предложили пойти поработать в массовку на телевидении. В итоге за пять лет я участвовала в съёмках 11 фильмов и 9 телевизионных проектов в России, Украине и Болгарии.
Это один из путей, когда вам просто везёт и вас замечают. Но обычно у киностудий есть базы лиц, куда за определённую плату (порядка 2 000 рублей) может попасть любой. За эти деньги вам сделают пару фотографий и внесут в список. И всё: сидите и ждите, пока позвонят и пригласят сниматься. Объявления о наборе нередко можно встретить в газетах — многие киношники всё ещё считают это самым действенным способом подбора статистов. С телевидением всё немного проще. Объявления о поиске массовки часто появляются на сайтах телеканалов. Звонишь, приходишь или прямо по телефону записываешься. Там твоё фото никому не интересно. Главное, чтобы ты был похож на человека, умел хлопать в ладоши и улыбаться.
Работа и оплата
Один рабочий день на телевидении стоит 300-500 рублей. Это может быть один прямой эфир или запись трёх-пяти программ. День работы в кино стоит дороже —700-900 рублей. Эту сумму могут удвоить, если ты задействован в сцене с главными героями и от тебя требуется минимальная актёрская игра. А если повезло и дали эпизодическую роль, то за один съёмочный день в среднем заработаешь 3 000–4 000 рублей.
Мы, конечно, массовка, но отношение к нам со стороны режиссёров и продюсеров часто огорчает. Несколько лет назад я участвовала в съёмках фильма The Code. Сцена: деловой приём, нарядный зал, на всех красивые костюмы. У меня платье с голой спиной. А на съёмочной площадке дикий холод. Вот мы уже стоим в стоп-кадре, готовы записывать, и тут съёмочная группа начинает перетаскивать обогреватели к режиссёру: толстая американка замёрзла. Режиссёра согрели, все готовы снимать — и тут я разворачиваюсь и ухожу греться. Они, конечно, удивились и пытались кричать, но это была не первая сцена, половину уже отсняли, и я находилась на фоне у главных героев уже в нескольких планах. Потому им пришлось ждать. Режиссёр с русской стороны дал мне свою куртку, вернул на площадку, всё досняли. Мы распрощались навсегда, но через неделю меня попросили вернуться, так как часть планов не удалась. Не извинились, но зарплату подняли вдвое.
Трудовой день
Большинство телепрограмм записывают с утра. Вам звонит специалист по подбору статистов и уточняет, сможете ли вы приехать. Если да — оговариваются место работы и условия. Уже на площадке координатор собирает статистов и бегло вводит их в курс дела. Инструктаж минимальный: «Снимаем это. Сидеть здесь. Хлопать тут. Вопросы не задавать». На некоторых студиях (например, в Останкино) в ожидании подработки постоянно дежурит группа людей. Если продюсеру срочно понадобилось записать программу — он выходит в коридор и забирает с собой столько людей, ско
Если продюсеру срочно понадобилось записать программу — он выходит в коридор и забирает с собой столько людей, сколько нужно.
Каждая съёмка, независимо от времени суток, начинается с еды. Всем участникам выдают по скромному сэндвичу и наливают кофейный напиток (назвать эту жижу иначе язык не поворачивается). Если это кино, то дальше предстоят неизменные очереди — к гримёру, парикмахеру, костюмеру, за едой, опять. Кто-то уже на этом этапе психует и уходит. Только один грим всех участников обычно занимает три-пять часов. Но большинство терпит. Уйдёшь — будь уверен, больше не позовут.
На телевидении тебя могут попросить прийти в одежде определённых цветов, в кино костюм важен всегда. Если снимают что-то специальное — зовут на примерку и выдают реквизит. Если съёмка простая, говорят, что тебе нужно надеть. Мы снимали для одного фильма сцену на кладбище. По телефону сказали одеться в тёмное. Все пришли в чёрном. Съёмку отложили на день. Объяснили, что так во Франции не бывает. Тёмные цвета — синий, серый, коричневый, может, но чёрный —нет. Люди переоделись, пришли на следующий день — картинка действительно сильно изменилась. Только тогда начали снимать.
Съёмки
Продюсер или режиссёр никогда не выбирают для своего проекта массовку определённой категории. Вроде «мне бабушек» или «мне молодых побольше». Мы — фон. Никто не обращает внимания, что за люди сидят в зале.
В студии массовку произвольно рассаживают по местам. В ток-шоу первые пару рядов оставляют пустыми: потом приходит режиссёр и вместе с координатором выбирает, кто займёт эти места. Обычно это кто-то посимпатичнее, или «старые знакомые», в которых все уверены. Во время записи статисты должны сидеть, смотреть и слушать. Иногда реагировать на происходящее, но это уже верх мастерства. Главное — не болтать и не спать. Первое мешает участникам, а второе заметно на картинке. На некоторых телеиграх можно подсказывать участникам, а на передачах — задавать эксперту вопрос из зала. Это упрощает задачу «не заснуть». В один день могут записывать от трёх до шести выпусков программы, поэтому в перерывах людей пересаживают. Но тут нет никакой системы — чаще просто дают команду пересесть и люди начинают бродить.
Контингент
Для прямых эфиров обычно нужно не более 50 человек. На запись игры могут позвать и 200. Публика там подбирается очень разная. Есть студенты, которые не щёлкают клювом — им нужны деньги и у них есть время. Садятся на задние ряды, втыкают наушники, открывают на коленях ноутбук и работают, учатся. Есть скучающие пенсионеры — они приходят скорее для разнообразия, чтобы занять свой день. Есть и те, кто идёт ради развлечения, чтобы не сидеть дома в выходные и как-то разнообразить досуг. Можно посмотреть на ведущих и деньги дополнительные получить. Но большая часть массовки люди несчастные. Они приходят туда именно ради этих 300 рублей и сэндвича, только этим и живут. Их легко отличить от всех прочих по испугу в глазах, они боятся не туда посмотреть, что-то не то сказать или сделать. И постоянно боятся, что их выгонят или уволят.
Среди них, кстати, есть ещё одна очень маленькая группа. Она же самая конфликтная. Зачастую это неудавшиеся актёры и бывшие сотрудники телеканалов. Они сразу проявляют лидерские качества и пытаются вести всех за собой, а потом начинают строить остальных. Телевизионщикам это по-своему выгодно – помощники для контроля толпы. Своя чёткая иерархия есть на записи почти каждой программы. Это как пастух, собаки и овцы.
Для работы в кино обычно отбор более осознанный. Тебя выбирают по фото, потом могут пригласить и посмотреть лично. Если не подойдёшь — дают 100 рублей на проезд и отправляют домой. Всё строго.
Киномассовку на инструктаже отдельно предупреждают: к главным героям с фотоаппаратами и за автографами не соваться. Однажды я работала на съёмках, где был задействован Морган Фриман. Так вот, когда он пришёл, был очень удивлён, что никто как будто его не узнаёт и автографы не просит. Смеётся, спрашивает, почему так. А его никто не понимает: с английским мало кто дружит. Потом, конечно, я с ним и сфотографиров
Потом, конечно, я с ним и сфотографировалась, и поболтала, и рассказала, почему его так холодно приняли. Посмеялись.
Массовка в кино — это чаще всего люди, которые когда-то были связаны с кинопроизводством. Особенно в Болгарии, где в какой-то момент рухнула огромная киноиндустрия. Те, кто работал когда-то на производстве (операторами или в технической службе), знают, как себя вести и что делать, потому их выгоднее приглашать.
Хотя и тут бывают исключения. Один раз, на съёмках в Софии, нужно было много статистов для сцены с толпой миллионеров. Киношники собрали всех бездомных одного района. Вычесали, вымыли, приодели. И получились вполне респектабельные люди. Зачем? Дёшево. И у них требования гораздо меньше, и их легко найти: в Болгарии тепло, и почти весь год на улицах много бродяг. Кстати, потом я видела некоторых из них — они нашли работу, и жизнь их изменилась.
Конфликты
Реальные конфликты случаются редко. Как правило, это или драки в зале, или недопонимания со съёмочной группой. Дерутся обычно женщины и по пустякам. Мужики там спокойные, а тётки могут сцепиться. Причины всегда восхищают — на ногу наступила, громко хлопала, слишком большой цветок на грудь повесила. Откуда, вы думаете, в ток-шоу вроде «Окон» берут дерущихся персонажей? Отлавливают в зале самых конфликтных и «выводят на большую сцену».
Проблемы со съёмочной группой обычно возникают из-за микрофонов. Герои ток-шоу регулярно роняют петлички в туалеты, а те, кто сидит в зале, роняют микрофон на пол. Техники иногда не выдерживают и через всю студию могут заорать: «Руками держи, дура!» Ну а «дуры» в ответ могут и не промолчать. Как правило, любые конфликты на ТВ приводят к окончанию рабочего дня для сотрудника. Тебя просто просят удалиться. И не важно, кто прав: людям надо работать. Если у тебя некрасивое лицо или ты плохо одет — просто пересадят назад. Если много вертишься — закроют тёткой потолще. Но если открываешь рот — можешь сразу собирать вещи.
На съёмке передачи «Кто хочет стать миллионером» рядом со мной сидела пожилая дама. Тихо зашла, села в зал и всё было хорошо, пока не началась игра. Какой бы ответ ни давал участник, она начинала причитать: «Нет. Ну нет же! Ну неправильно! Вот дурак, ну неправильно!» Поначалу тихо, а потом всё громче и громче. Удалиться её попросили только к концу игры первого участника, когда она уже рыдала практически на весь зал.
Поработав пять лет в кино и на телевидении, я поняла, что главное для актёра массовки — не быть роботом. Нужно вести себя естественно. Если снимают похороны и рядом надрывается рыдающая героиня, стоять и пялиться перед собой — не выигрышный вариант. Нужно реагировать на то, что происходит вокруг. И не надо смотреть в камеру. Даже на телевидении. Это очевидно, казалось бы, но мало кому это удаётся сделать. Приходит с опытом, как и понимание, что с собой всегда стоит брать тапочки: ноги устают невыносимо.