Карьера разрушена что делать
11 способов, которые помогут справиться с кризисом карьеры и увольнением
Практически каждый мужчина хоть раз в жизни сталкивался с кризисом профессии, проблемами карьерного роста или увольнением. В этот момент окружающие говорят: «Не волнуйся, оставайся позитивным, все наладится». Но следовать их советам не так-то просто, когда ежемесячно приходится оплачивать кучу счетов, и помимо этого надо на что-то жить. Типичная ловушка, в которую попадают многие люди в подобной ситуации, — это мысли о том, что все будет хорошо и само собой наладится. Но это не так, а мечты о лучшем так и останутся фантазиями, если ты не предпримешь меры. Мы расскажем об 11 способах, которые помогут преодолеть карьерный кризис и увольнение.
1. Не обвиняй других
Многие люди винят в проблемах личного карьерного роста компанию, руководителей и коллег. Такие люди считают себя идеальными работниками, а что все проблемы возникают по вине окружающих. Но давай на минуту представим, что главным виновником всех своих бед являешься ты сам. Абстрагируйся и займись самоанализом. Ты добросовестно выполняешь свои обязанности, не опаздываешь на работу, не тратишь кучу времени на разговоры с коллегами? Скорее всего, ты грешишь этим. К тому же ни один руководитель не захочет увольнять добросовестного сотрудника, который приносит прибыль. Так что для начала ищи проблему в себе.
2. Беги с «Титаника»
Если ты видишь, что твоя карьера в этой фирме идет ко дну по независящим от тебя причинам, то смело уходи оттуда. Какой смысл ждать того момента, когда корабль затонет полностью, если можно занять место в спасательной шлюпке? Продумай план действий, попрощайся с коллегами и отправляйся на поиски места, где твои навыки будут оценены по достоинству.
3. Никто не станет тебя спасать, поэтому позаботься об этом сам
Во время кризиса окружающие захотят помочь выбраться из сложившейся ситуации, но, к сожалению, их желание не станет действием. Ты можешь сидеть и надеяться на то, что добрый дядя решит все твои проблемы и поможет с трудоустройством, но спасение утопающего — дело рук самого утопающего. Коллеги не будут разгребать твой завал на работе, а знакомые, скорее всего, забудут поинтересоваться о свободных вакансиях там, где работают сами. Если ты хочешь работать в престижном месте, то с большей вероятностью устроиться туда поможет талант, трудолюбие и связи. Но связи задействуются лишь тогда, когда ты это место найдешь.
4. Но 10% людей могут оказать реальную помощь
И это очень хорошие новости. Мир не без добрых людей, и, возможно, в твоем окружении все же найдется неравнодушный к твоей нелегкой судьбе человек, который протянет руку помощи. Обратись к своим друзьям за помощью, поговори с коллегами, с начальством. Возможно среди этих людей окажется тот, кто может реально помочь выйти из сложившейся ситуации. Будь благодарен, не откажи и сам в трудную минуту и помни, что нет ничего страшного или постыдного в просьбе о помощи.
5. Не пропусти поворотный момент
Даже когда все плохо и тебе кажется, что дно достигнуто, может настать поворотный момент, который изменит все. Это будет добрый совет, статья, книга — неважно. Но ты найдешь для себя что-то способное возродить веру в себя и силы. Возможно, придется поработать над своими навыками; быть может, и вовсе переучиться и освоить новую профессию, но в этом нет ничего критичного и страшного. Самое главное — это не стоять на месте, а бороться, прикладывая к этому все силы.
6. Верни старые привычки, которые помогли добиться успеха в прошлом
У каждого из нас в запасе был арсенал из навыков и привычек, которые влияли на производительность и результативность. Возможно, ты читал профессиональную литературу, соблюдал режим сна и отдыха, делал важные заметки и работал над ошибками, планировал бюджет — в общем, делал все, что помогло добиться успеха. Изменение мышления и возврат к прошлому опыту благотворно скажется на твоей деятельности, и ты вновь ощутишь силы и почувствуешь прилив мотивации.
7. Твои проблемы не должны отражаться на коллегах
Проблемы не добавляют позитива и тем более не способны поднять настроение. Когда ты не в духе, то можешь сорваться на окружающих, наговорить лишнего и обидеть человека. А самыми первыми под шквал агрессии могут попасть твои коллеги, и допускать этого нельзя. Если ты чувствуешь, что вот-вот сорвешься, лучше возьми паузу, попроси тебя не трогать. Вряд ли кто-то продолжит донимать тебя расспросами или неуместными шутками. Когда ты сорвешься, то мало кто задумается о причинах и проблемах, которые на тебя свалились. Тебя сочтут неуравновешенным и некомпетентным сотрудником, который не может справиться со своими обязанностями. Так что не вздумай вести себя подобным образом.
8. Увольнение — это еще не конец
Если ты почувствуешь, что скоро тебе придется распрощаться с нынешним местом работы, то лучшим вариантом будет разослать свое резюме по интересующим тебя фирмам и посетить несколько собеседований. Таким образом ты начнешь готовить почву и после увольнения выйдешь трудиться в новое место. К тому же такой подход гарантирует то, что ты не останешься без средств к существованию. Также ты можешь поднять старые контакты и сообщить им о том, что открыт к предложениям. Не критикуй нынешнюю компанию, руководство; назови объективные причины ухода, но не вдавайся в подробности. Обратись ко всем, кто даже гипотетически может оказаться полезен и поможет в сложившейся ситуации.
9. Не надейся на немедленные результаты
Не стоит думать, что позитивные изменения произойдут в течение недели. Это может занять несколько месяцев, так что придется немного подождать. Возможно, придется еще потерпеть и поработать на старом месте до тех пор, пока не найдется новая вакансия. Да и трудоустройство — не самый быстрый процесс, так что не паникуй, если все немного затянулось.
10. Не забывай о здоровье
Ты можешь подумать, что во время кризиса можно забыть о своем здоровье и сосредоточиться на экономии. Но это самое глупое решение из всех возможных. Именно во время стрессов организм находится в наибольшей опасности, ведь стрессы негативно влияют на работу иммунной системы. Следи за своим питанием, спи по 8 часов и сохраняй энергию, ведь она просто необходима во время кризиса. Занимайся спортом: упражнения благотворно влияют не только на физическое состояние, но и поднимают настроение.
11. Никогда не сдавайся
Как бороться с карьерным кризисом разных лет
Анна Веселко
Конечно, не бывает двух идентичных карьерных пути, но все же есть этапы, через которые проходит каждый. Первая работа, первая мысль о правильности сделанного выбора, первый карьерный кризис… «Первый» — потому что, как показывает практика, в течение жизни человек сталкивается минимум с тремя профессиональными кризисами. Каждый из них имеет свои причины, характерные признаки и, к счастью, пути для безболезненного выхода. Разбираемся, с какими карьерными сложностями сталкиваются люди разных возрастов, и как можно выйти из них победителем.
Кризис начала — 20+ лет
По окончанию университета молодой специалист начинает пробовать себя в работе, делает первые шаги и сталкивается с тем, что его идеализированные представления о профессии не в полной мере соответствуют реальности (иногда — не соответствуют ей вообще). Причем далеко не всегда проблема кроется в самой профессии: зачастую молодые специалисты в силу отсутствия опыта трудятся на низких должностях, выполняют неинтересную, рутинную или непрофильную работу. Безусловно, это плохо сочетается с амбициозностью и кипучей энергией, свойственной молодым людям, может серьезно разочаровать и стать причиной появления вопросов вроде: «А точно ли это то, чего я хочу?».
Что бы ни было причиной кризиса, правда такова, что на старте карьеры через этап поиска и сомнений проходит подавляющее большинство людей. В итоге кто-то меняет компанию за компанией, стремясь найти более интересную и развивающую работу, кто-то — кардинально меняет профессию или уходит в предпринимательство, а — осознает, что это всего лишь жизненный этап, который нужно преодолеть.
Вот несколько советов, которые помогут справиться с кризисом четверти жизни:
Поймите, что именно вас беспокоит
Трезво оцените все «за» и «против», определите, что вам нравится и не нравится в вашей профессии, с чем вы готовы смириться, а что противоречит каждой клеточке вашего тела. Не лишним будет провести небольшой анализ профессионального рынка и посмотреть, что предлагают другие компании. Вполне вероятно, что выявленные вами недостатки профессии — на самом деле лишь особенности работы на конкретной должности у текущего работодателя.
Не бойтесь ошибиться
Когда вы выбирали университет, а затем работу, вполне возможно, что вы обладали лишь смутным представлением о том, как все устроено на самом деле. Практический опыт может стать причиной разочарования, но он же дарит и возможности. Никто не говорит, что за первую работу стоит держаться до конца жизни — можно вынести из нее много полезных навыков, а затем спокойно найти что-то новое. Даже если первый выбор был неудачным, это не ошибка, а отправная точка: как иначе вы поймете, чего ждете от работы? Только сравнив. Не переживайте — впереди много нового и интересного.
Развивайтесь
Иногда наши возможности могут быть ограничены в силу отсутствия нужных навыков. Можно быть успешным менеджером по продажам, но не быть кандидатом на должность руководителя отдела из-за отсутствия знаний об управлении персоналом. Продолжайте учиться и обратитесь за помощью к руководству — понимающий начальник предложит варианты развития, поскольку сотрудники, мотивированные на результат, точно входят в сферу его интересов.
Обратитесь к специалисту
Если вы на все сто уверены, что занимаетесь чем-то не тем, но не знаете, что будет правильным, вам поможет независимая сторона. Специалист по профессиональной ориентации оценит ваши навыки, возможности, соотнесет их с предложениями на рынке труда, и на основе объективной информации сможет предложить альтернативные варианты.
Кризис успешного карьериста — 35+ лет
Добро пожаловать в кризис успешного карьериста, который для пущей трагичности может совпасть еще и с кризисом среднего возраста. В такой ситуации человек попадает под двойной удар: кажется, что не только на профессиональном пути он где-то свернул не туда, но и в принципе неправильно устроил всю свою жизнь.
Вопрос юности «Точно ли это то, чего я хочу?» заменяется на «Куда дальше?», и усложняется ощущением, что вариантов просто нет — везде тупик
В-третьих, есть вероятность, что вы просто устали : вспомните, когда вы последний раз были в отпуске. Только в настоящем отпуске, когда удавалось не думать о работе и отпустить контроль над ситуацией. Возможно, пора взять перерыв и ненадолго уйти в никуда, чтобы просто посвятить время себе или, например, освоить что-то новое. Конечно, для этого необходимо заранее подумать о достаточном размере сбережений. Выдохнув и посмотрев на все со стороны, заодно поймете, чего хотите: нужно ли вам менять профессию, должность, компанию, или эта работа — лучшее, что могло с вами случиться.
Кризис ушедшей эпохи — 50+ лет
Третий кризис обычно приходится на предпенсионный возраст. Время уйти на заслуженный отдых близко, но еще не наступило, человек находится в добром здравии, светлом уме, имеет огромный наработанный опыт и экспертность… но сталкивается со стереотипным мнением о своих возможностях. Причем не только со стороны работодателя — нередко человек начинает сомневаться сам в себе, считая, что его время прошло, а за молодым поколением ему точно не угнаться (спойлер: и не надо).
Возраст 50+ — идеальное время для того, чтобы сменить вектор приложения своих профессиональных навыков. Специалист старшего возраста зарабатывает не прыткостью и не энергетикой, помешанной на кипящую мотивацию, а экспертностью и багажом. Полезные связи, практический опыт решения различных непростых ситуаций, уникальные знания, которых нет в учебниках, но которые нарабатываются годами практики — вот то, на чем следует делать акцент в борьбе за рабочее место.
За все эти годы карьерной гонки вы, вероятно, сделали достаточно для успеха других. Конечно, можно продолжать делать это и дальше, в формате менторства или коучинга, другой вариант — уйти в предпринимательство и открыть собственную булочную, о которой вы мечтали всю жизнь. Почему нет?
Как выжить после краха карьеры
В жизни американца второго акта не бывает. (Закон жизни)
Скотт Фитцджеральд
Российским топ-менеджерам, пережившим крах карьеры, практически невозможно вернуть прежние статус и положение. Что это – новая тенденция или отголоски советских предубеждений?
Никто не застрахован
По его словам, отмечается прямая зависимость между молодостью и мобильностью сотрудника. Чем моложе, тем мобильнее, тем дороже. Работодатели подсознательно платят больше тому, кто может уйти. И берут охотнее того, кто пользуется большим спросом. А спрос формирует общество на основании принятых на сегодняшний день мифов, зачастую ущемляющих права отдельных групп населения.
Вот мы и подошли вплотную к вопросу косности группового сознания и общественных табу. Табуированными по-прежнему в России считаются вопросы пола, старения, в общем-то все грани неуспешности. В том числе карьерная неудача.
А у меня все в порядке
Стоит помнить, что крах карьеры – явление, которое знакомо гораздо большему количеству людей, чем это может показаться на первый взгляд. Не для всех крах означает увольнение, для кого-то непреодолимым психологическим препятствием будет, скажем, понижение в должности. Так, например, подсчитайте, сколько заместителей министров сделали директорами департаментов в связи с административной реформой 2003 г. (когда закрепили за министром не больше двух замов).
Можно еще прикинуть, сколько за годы реформ сменилось премьеров, вице-премьеров, министров, директоров крупнейших публичных государственных компаний, далее везде…
И далеко не все они вернулись на прежние позиции, многие так и не смогли воплотить свои амбиции на трудовом рынке.
Другое дело, что хорошим тоном считается делать вид, что у тебя все в порядке, что ты наконец-то отдыхаешь от сумасшедшей нагрузки, наслаждаешься общением с семьей, живешь полной жизнью, играешь на «Форексе» и, что характерно, выигрываешь. Варианты ответов потерпевших от судьбы продолжите сами.
Иногда они возвращаются
В статье «Матч-реванш после краха карьеры» («Гарвард бизнес ревю» № 1, 2008) авторы, Джеффри Зонненфельд и Эндрю Уорд, приводят следующие цифры: в течение первых двух лет после увольнения только 35% руководителей вернули себе утраченное положение, 22% удовлетворились членством в совете директоров, остальные фактически поставили на своей карьере крест. При этом любопытная деталь: из тех самых 35%, вернувшихся в небожители, в ту же самую реку (компанию, отрасль, специализацию) вернулись единицы. Подавляющее большинство (к сожалению, точных цифр я не нашла) преуспели, только сменив поприще. Открыв для себя и для окружающих новые возможности, новые горизонты. Сумев найти в себе силы пройти путь наверх сначала, практически начав все заново, с нуля. Конечно, они имели за спиной большой опыт руководства, но согласитесь: только люди, имеющие достаточно сил и мужества, могут пройти этот путь. И еще один деликатный момент. Наши западные коллеги, которые имеют возможность анализировать тонкие материи, настаивают на том, что именно репутация топ-менеджера в итоге определяет, удастся ему взять реванш или нет!
С зарубежной практикой вроде бы разобрались, а как дела идут у нас? Обычное трудоустройство потерявших свою работу топ-менеджеров в России проблематично: в советники не все готовы идти, падать в статусе и начинать все сначала – тоже. Начало собственного бизнеса маловероятно из-за снижения масштабов деятельности или перехода в неизвестные и малоинтересные им отрасли. Хотя есть и положительные примеры. Был генеральным директором известной нефтегазовой компании – стал руководителем агрохолдинга. Но такое встречается не часто, скажу более, практически не встречается.
Кстати, если говорить о разнице в восприятии, то тут в качестве пусть и гиперболического, но примера можно привести жизненный путь Никиты Сергеевича Хрущева, который после отстранения от власти превратился в «неупоминаемого» и был вынужден посвятить себя написанию многотомных мемуаров. А вот президент Джимми Картер открыл после ухода с должности собственный фонд, начал работу по урегулированию конфликтных ситуаций в мире и в результате получил возможность вернуться в политику. Получается, что возвращение в строй после краха для участника российского рынка весьма тяжело именно в силу российской ментальности – вне зависимости от обстоятельств увольнения «убранный» с должности человек не превращается в глазах работодателей в плохо квалифицированного специалиста, но становится персоной нон грата в силу своей «неугодности».
Трудности рекурсии
Человек, переживая крах карьеры, встречает множество неочевидных трудностей. Стоит начать с того, что наработанных инструментов возвращения в строй на сегодняшний день не существует. Соответственно, люди оказываются наедине со своей бедой, и то, с какими потерями они выходят из этой схватки, зависит лишь от них самих.
Подобная ситуация давно привычна для среднестатистического американца, однако такое положение вещей в новинку для российского трудового рынка. В советское время человеку приходилось очень постараться, чтобы оказаться уволенным со своей должности. Остаться без работы было невозможно. За людей держались, плохих работников предпочитали переводить на другие позиции, даже повышать. Войдя в систему, быть изгнанным из неё становилось практически невозможно, и неудивительно, что к тем, кто всё-таки попадал в такое положение, относились с огромным подозрением.
В каком-то смысле такое отношение проецируется и на сегодняшний рынок, где удержаться на плаву оказалось гораздо сложнее. Поэтому не имеющий примеров благополучной адаптации в сложившейся ситуации человек теряет уверенность в себе, в своих силах, оказавшись выбитым из седла на полном скаку. И это является главным препятствием, мешающим вчерашнему руководителю вернуться на вершину.
Не будем забывать, что большинство мужчин живут для карьеры, работа для них – детище и её утрата может быть сравнима с потерей близкого человека. Круг замыкается, когда становится понятно, что для того, чтобы пережить крах карьеры, людям практически любого возраста и склада характера требуется определенное время, а работодатели очень не любят перерывов в стаже.
Поворотный пункт. Как преодолеть личный кризис в карьере
Какие у вас возникают первые ассоциации со словом «кризис»? Когда я задаю этот вопрос на тренингах, более 90% участников говорят о негативных мыслях и образах.
А между тем слово «кризис» на древнегреческом означало решение, поворотный пункт. Да, сейчас это слово используют для обозначения состояния, при котором невозможно продолжать находиться в ситуации без изменений. Но мы попробуем изменить парадигму и вернуться в Древнюю Грецию.
Карьерный рост — распространенная цель для многих. С каждым годом становится все больше тех, кто ставит на первое место в пирамиде приоритетов именно успех в работе, оставляя на вторых ролях семью и друзей. Известный шведский футуролог Кьелл Нордстрем, автор бестселлера «Бизнес в стиле Funk», говорит о том, что миром будут править одинокие женщины-карьеристки за сорок. Посмотрим, может, так и будет. Однако мечты о красивой карьере зачастую носят абстрактный характер.
Часто участники бизнес-тренингов и коучинг-сессий говорят, что хотят зарабатывать много денег или хотят быть известными. И если задать встречные вопросы: «Сколько денег вам нужно? Известным в какой сфере вы хотите стать?» — ответа можно и не получить.
Сделайте мечту о карьере очень конкретной. Например, открою модное ателье шляп в Ницце, или стану экспертом в области корпоративных финансов в строительных компаниях Казахстана. На рынке появляются все новые и новые профессии. Аналитики Big Data востребованы как никогда. Искусственный интеллект, дизайн-мышление, технологии Agile вызывают интерес у владельцев компаний. Может, попробовать себя в этом? Например, один из выпускников EMBA Михаил Кривонос всегда стремился к воплощению шведских ценностей в России и к помощи людям. В итоге он возглавил проект работа-i, благодаря которому люди с ограниченными возможностями могут найти работу.
Наконец, вы придумали, какую карьеру хотите построить. Вы поставили себе цели на год, на три года, на пять и на десять лет, обозначили в блокноте тактику действий и разбили каждый этап на подпункты — как вы будете идти к вершине. Но у вас все равно что-то не клеится. Кризис.
Как бороться? Искать и устранять причины
Первая причина — стратегическая. Цели поменялись. Например, вы хотели быть HR-директором, но поняли, что подбор, обучение и коммуникация с людьми — не то, чем нужно заниматься всю жизнь. Начинать каждое утро с собеседований больше не хочется. Драйва нет. Намеченный план роста не работает.
Меняйте сферу деятельности. Ищите то, что вызывает радость и интерес. Можно поискать в смежных областях. Что вы хорошо и с удовольствием делаете? Может быть, из всей работы HR-менеджера вам нравилось заниматься подбором кандидатов? Или строить HR-бренд компании? Или вести тренинги? Тогда разворачивайте стратегию в этом направлении и составляйте новый план. Так поступила одна из сотрудниц HR-департамента крупнейшего аэропорта России. В какой-то момент она поняла, что в аэропорте есть масса ограничений. Все ее головокружительные идеи реализовать просто невозможно. Тогда она переехала в Москву и сделала стартап — проект по организации крупных конференций и форумов. Одновременно выпускает журнал и преподает PR-коммуникации.
Вторая — человеческая. Семья забирает все время, работать некогда, дети болеют, муж не занимается ничем, кроме своих проектов. Идти по своей карьерной лестнице наверх нет сил. Расставьте приоритеты: семья или работа. Если семья важнее, то уходите на полставки, снижайте нагрузку и делайте перерыв в карьере. Просто посчитайте, сколько часов в неделю вы хотите работать.
Третья — тактическая. План есть, но он не срабатывает. Начальник не замечает, не повышает, не дает расти, несмотря на прорывы, проекты и достижения. Годы идут, компания та же, кресло протирается, рабочие ноутбуки становятся лучше, но других изменений нет.
Меняйте компанию. Жаль оставаться без страховки, уютного офиса рядом с метро и командировок в Англию? Тогда не называйте это кризисом. Это стремление к комфорту. Признайтесь себе в этом и продолжайте наслаждаться. Еще один вариант — начинайте параллельно развивать свой проект. Для этого не надо бросать работу, начните выделять по паре часов каждый день на что-то свое. Когда появятся клиенты и вы получите первую прибыль и сохраните хорошие показатели по продажам на протяжении нескольких месяцев, уходить с основной работы будет не так страшно. Недавно я увидела в Facebook потрясающие фотографии. Тут же захотелось посмотреть, кто же автор. Оказалось, девушка — менеджер консалтинговой компании. Пять лет фотографирует в свободное от работы время. Когда мы с ней пообщались, оказалось, что прибыль от съемок уже превышает зарплату, поэтому она перевелась на полставки на основной работе, а через год планирует нарастить базу клиентов и сделать фотографию своим основным заработком.
Четвертая — выход за рамки. Может быть, сразу шагнуть на должность владельца и открыть собственный бизнес? Тогда уж точно кризис в карьере не настигнет в ближайшие годы — пока бизнес не разрастется и не потребует еще больших усилий. Боитесь? Тогда вспомните о значении слова «кризис» в Древней Греции. Кризис — поворотный пункт. Сигнал, что нужно что-то менять. Перемены мало кто любит. Но они всегда учат новому и поднимают на следующий этап развития. Одна из успешных выпускниц бизнес-школы последние несколько лет рисовала сказочных героев в свободное от работы время. А потом завершила карьеру в крупной организации и продала права на свои рисунки в компанию, которая занимается производством мультфильмов. Это успех! И это начало нового пути, новой карьеры. Если случается кризис одной карьеры, возможно, это повод начать другую?
Пятая — философская. Задумайтесь над тем, что такое карьера. Это рост вверх от менеджера до директора? Или это рост экспертизы и расширение зоны влияния? Или это возможность стать пилотом после успешной карьеры менеджера в западной компании? Такой случай имел место в рядах выпускников одной шведской бизнес-школы. Не все могут и хотят быть лидерами. Рост позиции в крупной компании неизбежно приводит к большим командам. Людей надо мотивировать, развивать, любить. Иначе они не пойдут за вами, и вы провалитесь как руководитель. Может быть, вам ближе карьера эксперта? консультанта? преподавателя? Когда не надо ежедневно вести за собой команду, а можно просто наращивать экспертизу и продавать ее на рынке. В Самаре живет менеджер по продажам. За свою карьеру продавца он никогда не становился лучшим в отделе, никогда не перевыполнял план, не всегда мог получить бонус по итогам года. Когда у него родился ребенок, стало понятно, что надо искать дополнительные средства. Тогда он взялся вести вводные тренинги по продажам. Оказалось, что учить у него получалось лучше, чем продавать. Постепенно он стал получать заказы не только из своей собственной компании, но и с открытого рынка. Сейчас он тренирует всех продавцов крупнейшей российской сети по продажам мобильных телефонов.
Выход из любого кризиса связан с основной задачей — избавиться от страха изменений. Вернемся к определению. Кризис — невозможность оставаться в текущем состоянии. Нужны перемены. Нарисуйте новый карьерный путь. Не продолжайте старый, если его траектория зашла в тупик.