Карлос кастанеда чем известен

Тайны и мистика: кто стоит за спиной Карлоса Кастанеды

Карлос кастанеда чем известен. Смотреть фото Карлос кастанеда чем известен. Смотреть картинку Карлос кастанеда чем известен. Картинка про Карлос кастанеда чем известен. Фото Карлос кастанеда чем известен

27 апреля 1988 года не стало самого таинственного автора XX века Карлоса Кастанеды. Этот латиноамериканский писатель, автор одного из популярнейших эзотерических учений современности, до сих пор провоцирует споры вокруг подлинности своих произведений и биографических фактов в научной среде.

Кастанеда родился в 1925… или в 1931… или даже в 1935 году

О Карлосе Кастанеда до сих пор ничего доподлинно неизвестно, и, видимо, уже никогда известно не будет. Его биография стала объектом многочисленных спекуляций и противоречащих друг другу версий, потому что сам он старательно мистифицировал все факты своей жизни. Он полагал, что «чем больше окружающие знают, что вы собой представляете и что от вас следует ожидать, тем сильнее это ограничивает вашу свободу».

Он нарочно рассказывал о себе противоречивые и взаимоисключающие друг друга истории в интервью, которых, кстати, за всю свою жизнь дал крайне мало, и фальсифицировал документы.

В интервью, которое он дал журналу Time в марте 1973 года, в качестве даты его рождения было указано 25 декабря 1925 года. Эта информация и стала основой для официальной версии. При этом в других, менее авторитетных, изданиях указывалось, что великий писатель-эзотерик родился в 1935 году «неподалеку от Сан-Паулу в Бразилии». По версии Time, Карлос Кастанеда родился не в Бразилии, а в Перу в городе Кахамарка. Но, так как родным его языком был не испанский, как в Перу, а португальский, то версия с Бразилией кажется более правдоподобной.

Карлос кастанеда чем известен. Смотреть фото Карлос кастанеда чем известен. Смотреть картинку Карлос кастанеда чем известен. Картинка про Карлос кастанеда чем известен. Фото Карлос кастанеда чем известен

Его матери было 15

Считается, что фамилия отца Карлоса Кастанеды была Аранья, но при получении американского гражданства в 1959 году он принял фамилию матери – Кастанеда. По одной из версий, на момент рождения его матери исполнилось 15 лет, а отцу – 17.

В 10 или 12 лет Карлоса Аранью отправили в интернат в Буэнос-Айрес, а после – в США, и, получив диплом о среднем образовании, он поехал в Милан, в Академию изящных искусств. Однако изобразительное искусство ему не давалось, и вскоре он вернулся в Калифорнию, где в период между 1955 и 1959 годами посещал различные курсы по литературе, журналистике и психологии. Однако журнал Time утверждал, что перуанец Кастанеда обучался живописи и скульптуре в Национальной школе изящных искусств Перу. В 1959 году поступил в Калифорнийский университет и два года занимался изучением антропологии. Но если это правда, то сегодня мы должны отмечать не 90-летие, а 80-летие со дня рождения мистика-антрополога.

«Однажды ты встретишь таинственного незнакомца…»

В 1960 году Кастанеда отправляется в путешествие по американской Аризоне и мексиканскому штату Сонора для изучения мыслительных процессов коренных американских культур. Здесь он встречает индейца из племени яки, мексиканского мага Хуана Матуса в 1960 году, и эта встреча меняет его жизнь.

Многие критики указывают на невероятность событий, описанных Кастанедой, а в уста дона Хуана он вложил цитаты из книг Витгенштейна и Льюиса Кэролла, потому как дон Хуан Кастанеды не совпадает со стереотипом индейского колдуна, а знания, которыми он делится, расходятся с представлениями академической науки о шаманской культуре индейцев.

По другой версии, в рамках антропологической практики Кастанеда хотел исследовать кактус пейот, и именно с этой целью обратился к дону Хуану, который являлся знатоком местных растений. Согласно Кастанеде в дальнейшем дон Хуан, считавший себя принадлежащим традиции магов, выбрал его в ученики исходя из специфического признака, который дон Хуан называл особенной структурой его «энергетического тела».

Существует также версия о том, что дон Хуан долго отказывался даже разговаривать с Кастанедой, но в итоге взял его в ученики в силу настойчивости Карлоса.

Осенью 1965 в связи с психологическим стрессом Кастанеда прекратил ученичество и вернулся в Лос-Анджелес, где опубликовал первую книгу «Учение дона Хуана», мгновенно сделавшую ее автора знаменитым по всему миру. В 1968 году Кастанеда вернулся в Сонору и возобновил обучение у дона Хуана, а в 1972 за книгу «Путешествие в Икстлан», в которой описаны шаманские учения и практики, он получил докторскую степень. Но его работы имели не только академически-антропологический характер, но и представляли собой образец эзотерического, мистического учения.

Карлос кастанеда чем известен. Смотреть фото Карлос кастанеда чем известен. Смотреть картинку Карлос кастанеда чем известен. Картинка про Карлос кастанеда чем известен. Фото Карлос кастанеда чем известен

Обложка журнала Time с Карлосом Кастанедой

Магия, мистика и эзотерика

Согласно книгам Кастанеды магия заключалась в умении изменять свое восприятие, изменяя степень внимания. Именно это позволяет расширить представления о мире и о жизни в целом. В зависимости от «точки сборки» энергетического тела человек может достигнуть высшего осознания энергетических полей, но для этого ему нужно вступить на путь Воина и достичь «состояния безупречности». Для этого необходимо избавиться от веры в собственное бессмертие, остановить внутренний диалог и делать «магические пассы» – особые физические упражнения. Кастанеда разработал целую систему таких упражнений – «тенсегрити».

Считается, после того как Кастанеда стал последователем учения магов, он отказался от сексуальных связей и дружеских отношений. Все это является напрасной тратой времени и энергии, как, впрочем, любые увлечения человека и желания. Чтобы освободиться от боли нужно просто ничего не желать. Ошибочно считается, что учение Кастанеды служит пропагандой наркотиков.

Видео: youtube / пользователь: trashbox / Магические пассы / Тенсегрити

Маргарет Раньян

После смерти Кастанеды, о которой также неизвестно ничего наверняка, в 1998 году стали активно публиковаться воспоминания людей, знавших его лично или же только утверждавших, что были с ним знакомы. Например, Маргарет Раньян, написавшая книгу «Магическое путешествие с Карлосом», утверждала, что была супругой писателя и создала мемуары. Но, как вы уже догадываетесь, сам Кастанеда при жизни заявлял, что никогда не был женат. Впоследствии выяснилось, что Маргарет и Карлос все-таки официально заключили брак, но прожили вместе всего лишь несколько месяцев.

Фотографий или видеозаписей с Кастанедой также практически не сохранилось: он был даже против диктофона во время интервью и публичных лекций. Кастанеда объяснял это тем, что согласно этнической эзотерике дона Хуана человек знания (то есть Воин или маг) не может позволить себе фиксацию самого себя, пусть даже в видеозаписях или фотографиях, так как суть его учения – это изменения, текучесть. Обстоятельства смерти породили лавину предположений, догадок и споров.

Кастанеда выпускает новую книгу и приезжает в Россию

В 2005 году сайт «Газета.ру» опубликовал новость с подзаголовком «Восставший из могилы Карлос Кастанеда выпускает новую книгу и приезжает в Россию». Но, как оказалось, это был человек под псевдонимом Кастанеда, обладавший правами на публикацию романа «Отшельник», вышедшего в издательстве «АСТ-пресс». При этом факт, что авторство романа принадлежит настоящему Кастанеде, в итоге был опровергнут.

Источник

Карлос Кастанеда Величайший Эзотерик XX столетия

Карлос Кастанеда. Антрополога, писателя, мыслителя-эзотерика Карлоса Кастанеду можно смело причислить к величайшим загадкам XX столетия. Достоверно о нем известно только то, что он – автор десяти книг-бестселлеров и основатель компании «Cleargreen», которая ныне владеет правами на творческое наследие Кастанеды. Книги его издавались миллионными тиражами и были переведены на 17 языков. Все остальное «известное» о нем – не более чем предположения, если не сказать домыслы.

Кастанеда тщательно сохранял «тайну личности», практически не давал интервью и категорически отказывался фотографироваться (однако несколько фотографий писателя все же существует). Иными словами, подлинная биография Карлоса Кастанеды была известна лишь ему самому. Удел всех прочих – пытаться ее реконструировать.

Карлос Кастанеда

О том, кто такой Карлос Кастанеда и чем являются его книги – вымыслом, фантастикой, фальсификацией или откровением, ученые спорят по сей день.

Карлос кастанеда чем известен. Смотреть фото Карлос кастанеда чем известен. Смотреть картинку Карлос кастанеда чем известен. Картинка про Карлос кастанеда чем известен. Фото Карлос кастанеда чем известен

Впрочем, об официальной жизни Карлоса Сезара Араны Сальвадора Кастанеды и сейчас известно крайне мало. Но и то, что известно, переплетается с вымыслом и мистификациями, возникновению которых в немалой степени способствовал сам писатель.

Точно не известны даже дата и место его рождения. По одной версии – записи в иммиграционных документах, – Кастанеда родился 25 декабря 1925 года в перуанском городе Кахамарка, по другой – 25 декабря 1931 года в Сан-Паулу (Бразилия).

Карлос кастанеда чем известен. Смотреть фото Карлос кастанеда чем известен. Смотреть картинку Карлос кастанеда чем известен. Картинка про Карлос кастанеда чем известен. Фото Карлос кастанеда чем известен

В историях, которые рассказывал о себе сам Карлос Кастанеда, сочетаются вымышленные и подлинные факты. Недаром его знакомый, Ж. Бракамонте, охарактеризовал Карлоса как «большого лгуна и верного друга».

Сам Кастанеда говорил так:

«Чем больше окружающие знают, что вы собой представляете и чего от вас следует ожидать, тем сильнее это ограничивает вашу свободу».

Кастанеда рассказывал, что его отец был состоятельным адвокатом. Он также часто туманно намекал на то, что Освальдо Арана, дипломат, революционер и известный политик приходился ему дядей.

Вероятнее же всего, что отец Кастанеды был часовщиком и ювелиром, а звали его Сезар Арана Бурунгари. Когда Карлос Кастанеда родился, его отцу было всего 17 лет, юной матери и того меньше – не больше шестнадцати. Его мать, Сусанна Кастанеда Навоа, в то время была хрупкой миловидной девушкой и здоровьем, по всей видимости, не отличалась.

Карлос кастанеда чем известен. Смотреть фото Карлос кастанеда чем известен. Смотреть картинку Карлос кастанеда чем известен. Картинка про Карлос кастанеда чем известен. Фото Карлос кастанеда чем известен

Она умерла, когда Карлосу было 24 года. В некоторых из немногочисленных интервью Кастанеда упоминает свою бабушку и деда, у которых он какое-то время жил, будучи ребенком. Бабушка его была, по-видимому, турчанкой, очень крупной, некрасивой, но с добрым нравом. Карлос ее очень любил. Дед Кастанеды тоже был фигурой неординарной – человеком с сильным характером и мощной харизмой.

В детстве он рассказывал маленькому Карлосу всевозможные истории и все время что-то изобретал. Он имел репутацию большого оригинала и особенно гордился своим проектом новой системы туалетов. Если верить воспоминаниям писателя, дед его был выходцем из Италии.

В 1951 году Кастанеда эмигрировал в США. Известно, что в период между 1955-м и 1959 годами он посещал различные курсы по литературе, журналистике и психологии в «City College» в Лос-Анджелесе. В это же время он работал помощником у одного психоаналитика: его задачей было упорядочивание сотен магнитофонных аудиозаписей, сделанных во время приемов пациентов.

В 1960 году произошло событие, коренным образом изменившее жизнь самого Карлоса Кастанеды и тысяч его последователей, – Кастанеда, тогда студент факультета антропологии Калифорнийского университета, приехавший в Мексику за «полевыми материалами» для своей дипломной работы, встретил дона Хуана Матуса, индейца из племени яки.

Карлос кастанеда чем известен. Смотреть фото Карлос кастанеда чем известен. Смотреть картинку Карлос кастанеда чем известен. Картинка про Карлос кастанеда чем известен. Фото Карлос кастанеда чем известен

Желая изучить мексиканский кактус пейот (из этого растения получают мескалит – одно из трех психотропных веществ, к применению которых впоследствии прибегал дон Хуан во время обучения Кастанеды), студент-антрополог обратился к старому индейцу, который являлся великолепным знатоком местных растений.

Если верить Кастанеде, скромный старик-индеец Хуан Матус был самым настоящим магом-шаманом, последним представителем уходящей в глубь веков линии тольтекских магов.

А дон Хуан, в свою очередь, увидел в молодом студенте человека, способного продолжить эту линию и начал учить его непостижимому искусству древней магии. Согласно Кастанеде, дон Хуан выбрал его в ученики, исходя из специфического признака, который старый индеец называл особенной структурой его «энергетического тела».

Карлос кастанеда чем известен. Смотреть фото Карлос кастанеда чем известен. Смотреть картинку Карлос кастанеда чем известен. Картинка про Карлос кастанеда чем известен. Фото Карлос кастанеда чем известен

Пейот, или Мескалин, относится к растительным галлюциногенам. Небольшие его количества содержатся в некоторых видах кактусов.

По словам Кастанеды, дон Хуан представлял собой мудрого шамана, чей образ не совпадал со стереотипом индейского колдуна, а знания, которыми он делился, не совпадали с представлениями академической науки о шаманской культуре индейцев.

Кастанеда считал, что Хуан Матус описал такой тип познавательной системы, который был не знаком европейцам, обычно ориентировавшимся на что-то «априорно» существующее (на свои представления о том, как мир должен быть устроен, жестко сформировавшиеся под давлением социализации). Как впоследствии оказалось, Матус увидел в Кастанеде нагваля (нагваль – вечный, неизменный и спокойный) – истинного творца мироздания.

Согласно книгам Кастанеды, дон Хуан учил своих учеников особому образу жизни, имеющему название «путь воина», или «путь знания». «Магия» тольтеков заключалась в умении изменять свое восприятие, что, согласно их учению, позволяет существенно расширить и даже кардинально изменить представления о познаваемом и о жизни в целом. То есть «магия» в учении тольтеков – это не фокусы и не волшебство, а практика расширения восприятия сознания за границы известного человеку.

Карлос кастанеда чем известен. Смотреть фото Карлос кастанеда чем известен. Смотреть картинку Карлос кастанеда чем известен. Картинка про Карлос кастанеда чем известен. Фото Карлос кастанеда чем известен

В этом процессе индивидуальное «Я» замещается, вытесняется видимым объектом и таким образом обретается свобода от ига каких бы то ни было заданных оценок и комментариев.

Мир, на который мы смотрим, по дону Хуану, это лишь одно из его возможных описаний. Согласно Кастанеде, цель магии тольтеков – не власть над другими людьми, вмешательство в их судьбу и здоровье, ее целью является так называемое «сгорание в огне изнутри» – достижение иной формы существования в «энергетическом теле».

Обучение у Хуана Матуса, по словам Кастанеды, познавшего некое высшее откровение, заключалось в выполнении последовательности ритуально закрепленных действий на фоне приема наркотических растительных снадобий, которые давал и рекомендовал ученику дон Хуан.

Карлос кастанеда чем известен. Смотреть фото Карлос кастанеда чем известен. Смотреть картинку Карлос кастанеда чем известен. Картинка про Карлос кастанеда чем известен. Фото Карлос кастанеда чем известен

Основной задачей Хуана было разрушение всех уже сформировавшихся в мозгу Кастанеды рамок, чтобы заставить его увидеть не узкую полоску реальности, а весь огромный и бесконечно разнообразный мир.

С целью снятия блокировки в сознании студента-антрополога маг и прибегал к применению растительных психотропных средств. Все это дало повод противникам Кастанеды обвинять его в пропаганде наркотиков. В ответ на обвинения Карлос Кастанеда заявлял, что психоделики не относятся к наркотическим средствам и не вызывают привыкания.

Он также настаивал на том, что переживания, испытываемые под воздействием снадобий, он описывал только в своих самых первых книгах, и эти описания способны скорее оттолкнуть читателя от подобных экспериментов, чем привлечь.

Добиваться же устойчивых результатов по управлению состояниями сознания, говорил Кастанеда, следует не приемом психотропных средств, а совершенно иными методами, описанными в его последующих сочинениях.

Карлос кастанеда чем известен. Смотреть фото Карлос кастанеда чем известен. Смотреть картинку Карлос кастанеда чем известен. Картинка про Карлос кастанеда чем известен. Фото Карлос кастанеда чем известен

Самая первая из известных во всем мире книг К. Кастанеды – «Учение дона Хуана. Путь индейцев из племени яки» – была опубликованна в 1968 году. Эта книга, которую одни считают уникальным «эзотерическим учебником», другие – столь же уникальной литературно-философской мистификацией, третьи – сюрреалистической аллегорией, стала самым известным из произведений автора.

Карлос кастанеда чем известен. Смотреть фото Карлос кастанеда чем известен. Смотреть картинку Карлос кастанеда чем известен. Картинка про Карлос кастанеда чем известен. Фото Карлос кастанеда чем известен

Она мгновенно стала бестселлером, впрочем как и девять последующих, которые так же, как и первая, представляют собой запись бесед мага Хуана Матуса с Кастанедой. Цепь событий в повествовании, изложенном в книгах, обрывается в 1973 году, когда, по утверждению автора, дон Хуан таинственно исчез – «растаял, подобно туману».

Споры вокруг книг Кастанеды до сих пор не умолкают с момента их выхода.

Люди и сейчас гадают, был ли дон Хуан реальным человеком, или Кастанеда его выдумал? М. Раньян, автор воспоминаний о Кастанеде, утверждавшая, что писатель-эзотерик был ее супругом (сам Кастанеда неоднократно говорил, что никогда не был женат), пишет, что имя Хуан Матус так же распространено в Мексике, как, например, имя Петр Иванов – в России.

Все началось с того, что в своих студенческих работах Кастанеда сначала просто упоминал пожилого индейца, который согласился его учить.

Карлос кастанеда чем известен. Смотреть фото Карлос кастанеда чем известен. Смотреть картинку Карлос кастанеда чем известен. Картинка про Карлос кастанеда чем известен. Фото Карлос кастанеда чем известен

Имя – Хуан Матус – всплыло позже. Стремление Кастанеды ускользнуть от любой определенности и фиксации прямо вытекает из основного требования, предъявляемого к тольтекским магам школы Хуана Матуса – его духовного учителя: быть гибким, неуловимым, никому не позволять держать себя в тесных рамках шаблонного поведения и стереотипных реакций.

По терминологии магов-тольтеков, или «воинов», как они предпочитают себя называть, «воин-маг» должен «стирать свою личную историю».

Именно с этой целью Кастанеда долгие годы сознательно не реагировал на многочисленные противоречивые публикации в прессе относительно его жизни и деятельности.

Другая характерная черта, относящаяся к «стиранию личной истории», – это запрет Кастанеды на видеосъемки, фотографирование и даже использование диктофона во время интервью или публичных лекций. Кастанеда объяснял это тем, что, согласно эзотерике дона Хуана, «человек знания» (то есть воин, или маг, в его терминологии) не может позволить себе быть статичным, пусть даже в видеозаписях или фотографиях, так как суть его противоположна статичности.

Карлос кастанеда чем известен. Смотреть фото Карлос кастанеда чем известен. Смотреть картинку Карлос кастанеда чем известен. Картинка про Карлос кастанеда чем известен. Фото Карлос кастанеда чем известен

Так что можно быть уверенными: люди никогда не узнают, был ли мексиканский старец дон Хуан реальным человеком. Если его ученик столь преуспел в «стирании личной истории», то учитель уж точно постарался не оставить никаких следов своего пребывания на этой планете.

Впрочем, ученики и поклонники Кастанеды считают, что вопрос о подлинности его рассказов не имеет никакого отношения к проблеме истинности «пути познания», предлагаемого доном Хуаном.

Вполне отвечавшие психоделическим исканиям тех лет, книги Карлоса Кастанеды ждал оглушительный успех сразу после их выхода – они издавались многомиллионными тиражами во многих странах мира. Такая их популярность спровоцировала нешуточную академическую полемику. Научная среда разделилась на два противоположных лагеря.

Сторонники Кастанеды воспринимали их как новое слово в антропологии, сочетавшее в себе научную трезвость и высокую поэзию. Противники настаивали на том, что автор – в лучшем случае талантливый литератор. Несмотря на то что Кастанеду упрекали в научной недобросовестности, его авторитет рос также стремительно, как и тиражи его книг.

После выхода второй книги «Отдельная реальность. Дальнейшие беседы с доном Хуаном» (1971) ее автор получил приглашение вести семинар в университете Ирвина, городке, расположенном на юге Калифорнии.

Семинар назывался «Феноменология шаманизма», длился год и стал единственным случаем, когда Кастанеда согласился выступить в роли университетского преподавателя. В 1973 году К. Кастанеда защитил диссертацию, которая легла в основу его третьей книги «Путешествие в Икстлан», и получил степень доктора философии.

В том же году он купил дом, расположенный неподалеку от Лос-Анджелесского университета. С тех пор этот особняк в испанском стиле стал его постоянной резиденцией, вокруг которой начали селиться кастанедовские «приближенные».

Имидж писателя-мистика заметно поменялся. Строгий ученый-антрополог превратился в скрывающегося от людей руководителя эзотерической группы, нагваля, ставшего во главе линии магов после того, как в 1973 году дон Хуан покинул этот мир.

Широкая публика с готовностью приняла новые правила игры. Журналисты сравнивали Кастанеду с великим невидимкой американской литературы Сэлинджером. Слухи делали из него жертву автомобильной катастрофы, отшельника, живущего в Бразилии, пациента психиатрической больницы при Лос-Анджелесском университете, участника сверхсекретной правительственной программы по контролю над снами…

В 1984 году Ф. Фелинни задумал экранизацию «Учения дона Хуана», предложив А. Тодоровскому участвовать в написании сценария. Великий итальянец упорно искал выхода на Кастанеду и даже в приступе отчаяния отправился в Лос-Анджелес, надеясь на личную встречу. Поездка оказалась тщетной.

24 августа 1985 года Кастанеда неожиданно устроил встречу с читателями в «Фениксе», известном книжном магазине Санта-Моники. Позже писатель признавался, что с его стороны это был жест отчаяния – эпоха психоделической революции закончилась.

Его книги по-прежнему хорошо распродавались, однако шумные споры вокруг них сменились молчанием критики, не существовало уже и былого контакта с читателем. Затянувшаяся игра в невидимку закончилась в 1992 году.

Выход Кастанеды из тени был организован с большой помпой, сопровождался длинными интервью и выступлениями, на которых, впрочем, строжайше запрещалось фотографировать и делать аудиозаписи. Главное внимание Кастанеда уделял новому проекту, получившему название «Тенсегрите».

Термин был заимствован из архитектурного словаря, обозначая свойство строительной конструкции, каждый элемент которой максимально функционален и экономичен. На деле кастанедовское «Тенсегрите» представляло из себя набор причудливых движений или «магических пассов». Проект, вполне отвечавший тогдашнему всеобщему увлечению аэробикой и китайской гимнастикой, был воспринят с восторгом.

Последние годы жизни «нагваля Карлоса» довольно ярко рисуют воспоминания Эми Уоллэс, дочери успешного писателя, который был знаком с Кастанедой. Уоллэс познакомилась с Кастанедой в 1973 году в Лос-Анджелесе. Семнадцатилетняя красавица-хиппи, интересовавшаяся потусторонними материями, сразу произвела впечатление на гостя семьи.

С тех пор эзотерик не терял ее из виду, периодически звоня и присылая ей свои книги. Их настоящее сближение произошло намного позднее, в 1991 году, оказавшимся для Эми очень тяжелым – она только что потеряла отца и развелась с мужем. В один из таких дней и раздался звонок Кастанеды.

Карлос с горячим сочувствием отнесся к ее бедам. Совершенно потерянная женщина, продолжавшая питать интерес к оккультизму, быстро попала под влияние Кастанеды, готового заменить ей отца и уверявшего ее в том, что она обладает даром колдуньи. Символическим отцовством дело, однако, не кончилось – Уоллэс стала любовницей Кастанеды.

Тайная кремация состоялась на Спэлдингском кладбище Калвер-сити, неподалеку от Лос-Анджелеса. Прах был передан ближайшему окружению писателя и переправлен в Мексику. Официально о смерти Кастанеды было заявлено лишь 19 июня. Некрологи, опубликованные мировой прессой в связи со смертью автора книг о тайном учении мексиканских индейцев, точностью и единообразием не отличались.

Машина стирания личной истории, запущенная Карлосом Кастанедой, продолжала исправно работать и после его смерти.

Карлос Кастанеда видео

Источник

Первая полноценная биография Карлоса Кастанеды

Подлинная история светящегося яйца

В Монако опубликована первая полноценная биография Карлоса Кастанеды

Книги Кастанеды, написанные в форме скрупулезного изложения его маги ческих приключений, уже кажутся гигантской автобиографией. Автобиографией тем более правдоподобной, что автор, с одной стороны, сам не устает поражаться невероятности излагаемого им в качестве личного опыта, с другой же – настаивает на принадлежности к ученому кругу антропологов, способных вести полевой дневник, даже наложив со страху в штаны.

И все-таки: кто он, что известно о нем, кроме сведений, которые Кастанеда и его окружение находили нужным сообщать публике? И какова степень правдивости предоставлявшейся ими информации? Эти вопросы отнюдь не праздны. Некрологи, опубликованные мировой прессой в 1998 году в связи со смертью автора «Учения дона Хуана», «Путешествия в Икстлан», «Сказок о силе» и других бестселлеров о тайном учении мексиканских индейцев, точностью не отличаются. Фотография – фальшивая, год и место рождения перевраны, подлинное имя указано неточно. Машина стирания личной истории, запущенная Кастанедой, продолжала исправно работать после его смерти.

О нем имеются воспоминания. Разборов его творчества – восторженных и ядовитых – тоже хватает. Но лишь теперь, с появлением книги француза Кристофа Бурсейе, можно говорить о наличии настоящей биографии Карлоса Кастанеды. Определение «настоящая» в данном случае требует некоторого уточнения. Главная трудность, с которой столкнулся исследователь, заключалась в отсутствии каких бы то ни было иных источников относительно маги ческой стороны жизни героя, кроме его собственных сочинений.

Тем не менее имеется достаточно свидетельств, позволяющих восстановить общую канву его «вне маги ческого» существования, и эти свидетельства часто расходятся с тем, что предпочитал рассказывать о себе Кастанеда. «Истина лжи» делится на шесть больших глав, каждая из которых соответствует одному из периодов его жизни. В своем пересказе я сохраняю авторские названия глав.

14 октября 2005, 23:48
Текст: Андрей Лебедев

1926–1951. Роман происхождения

Бразилец, родившийся 25 декабря 1935 года в Сан-Паоло? Итальянец, перебравшийся юношей в Латинскую Америку? В действительности Карлос Цезарь Сальвадор Арана Кастанеда – перуанец, появившийся на свет в Кайамарке католическим Рождеством 1926 года. Город с трехтысячелетней историей, Кайамарка известен своими курандерос – магами-целителями. Что касается 25 декабря – кто из претендентов на роль наставника человечества откажется от такой символической детали?

Кастанеда любил рассказывать, что его отец был именитым профессором литературы, а мать умерла молодой. В «Отдельной реальности» он с удовольствием развивает драматический потенциал этой трогательной выдумки. Здесь есть история о том, как начиная с шести лет полусирота Карлос был вынужден скитаться по дядьям и теткам, борясь за их внимание во враждебном окружении двадцати двух кузенов. Разве что реальность выглядела несколько иной.

Отец Кастанеды, Цезарь Арана Бурунгарай, закончив факультет свободных искусств университета Сан-Маркоса, предпочел тихой, отлаженной жизни преподавателя холостяцкое житье в Лиме среди местной богемы и тореадоров. Женившись, он открыл в Кайамарке ювелирную лавку, продолжая интересоваться литературой, искусством и философией.

Что же до матушки Карлитоса, Сюзаны Кастанеда Новоа, Господь Бог оказался в ее случае менее изобретательным, но куда более милосердным, чем родной сын: на самом деле она скончалась, когда последнему было уже двадцать два года. Итальянская тема в псевдобиографии Кастанеды возникла в связи с происхождением его деда по материнской линии. Вполне благополучный фермер, дед имел репутацию оригинала и особенно гордился своим проектом новой системы туалетов. Была ли она внедрена в быт, история умалчивает.

В 1948 году семья Арана перебралась в Лиму. Окончив школу, Карлос поступил в местную академию изящных искусств. Подававший надежды скульптор, он был увлечен искусством доколумбовой Америки. Через год умерла его мать. Сын был настолько потрясен ее смертью, что, запершись в комнате, отказался присутствовать на похоронах. Покинув семейное гнездо, юноша делил квартиру с двумя однокашниками.

Их воспоминания о товарище исполнены добродушного юмора: Карлос зарабатывал на жизнь игрой (карты, скачки, кости), любил напустить тумана вокруг себя (комплекс провинциала?), был весьма чувствителен к слабому полу, который охотно отвечал ему взаимностью. Не красавчик, он обладал даром шармёра: бархатные глаза, загадочная улыбка с посверкивающим золотым зубом. И еще: после смерти матери юноша мечтал уехать в США.

Последней лимской пассией юного донжуана стала Долорес дель Розарио, перуанка китайского происхождения. Пообещав доверчивой студентке жениться на ней, он бросил ее, узнав, что она беременна. Судя по всему, именно это событие явилось решающим толчком к его отбытию в Штаты. В сентябре 1951 года двадцатичетырехлетний Карлос Арана после двухдневного морского вояжа прибыл в Сан-Франциско, чтобы уже никогда не вернуться на родину.

Бедняжка Долорес, родив внебрачное дитя, девочку Марию, во избежание еще большего позора – католическая страна, начало 1950-х! – отдала ее на воспитание в монастырь. Для сбежавшего папаши это послужило еще одним красивым автобиографическим сюжетом: впоследствии он будет говорить, что главной причиной его отъезда были любовные преследования некой китаянки-опиоманки.

1951–1959. Завоевание Соединенных Штатов

Согласно позднейшим рассказам « маги ческого воина» первые месяцы его американской жизни прошли в Нью-Йорке, после чего он служил в элитном спецназе, участвовал в рискованных операциях и даже был ранен штыком в живот. Никаких фактических свидетельств, подтверждающих эту героическую версию, нет. Въедливый биограф уточняет, что в США Кастанеда попал именно через Сан-Франциско, а с 1952 года жил в Лос-Анджелесе, где представлялся не как «Арана», но «Аранха». Мнимый бразилец итальянского происхождения – именно тогда возникает эта версия – аттестовал себя в качестве племянника Освальдо Аранха, популярнейшего бразильского политика того времени.

В Лос-Анджелесе он поступил на факультет журналистики и курсы писательского мастерства одного из местных колледжей (Los Angeles Community College, LACC) – на этот раз под именем Карлоса Кастанеды, перуанского гражданина, родившегося 25 декабря 1931 года. Для большинства новых знакомых он оставался Карлосом Аранхой. В 1955 году Кастанеда-Арана-Аранха познакомился с Маргаритой Руниан. Маргарита была старше его на пять лет, что не помешало им по уши влюбиться друг в друга.

Эпоха хиппи еще не настала, однако уже тогда в Калифорнии царила атмосфера увлечения всякого рода пророками и мессиями. Маргарита проповедовала идеи Невила Годдарда, одного из местных гуру. Следуя примеру возлюбленного, она поступила в LACC, где изучала русский язык и историю религий. Русская тема в жизни пары на этом не исчерпывается: Карлос, в свою очередь, высоко ценил Достоевского, обожал советское кино и восхищался Никитой Хрущевым.

Но главным увлечением Кастанеды было творчество Олдоса Хаксли. Именно Хаксли заразил его интересом к пейотным культам, а «Врата восприятия» стали настольной книгой тех лет. В 1956 году в «Колледжиан», журнале LACC, вышла первая публикация, подписанная именем «Карлос Кастанеда». Биограф сообщает об этом сочинении со слов бывшего преподавателя Кастанеды на писательских курсах. Судя по всему, это было поэтическое произведение, из которого тому особенно запомнилась строка о «странном шамане ночи».

Публикация удостоилась премии. Кастанеду все более влекла литература, что нашло выражение и в новой семейной легенде: к истории про дядюшку, национального бразильского героя, прибавилась байка о непрямом родстве с Фернандо Пессоа.

На какие средства он существовал в эту эпоху? Вполне вероятно, на деньги, посылаемые семьей из Перу. Некоторое время Кастанеда подрабатывал художником в компании по производству детских игрушек. В июне 1959-го он получил диплом своего колледжа. Тем не менее годы учения продолжались.

1960–1968. В направлении пустыни

Роман с Руниан был бурным, с взаимными изменами и примирениями. Застав Маргариту с очередным любовником, элегантным арабским бизнесменом, Карлос потребовал объяснений. Ничего не знавший об отношениях пары, тот заявил, что собирается жениться на Маргарите. В ответ Кастанеда сам предложил ей руку и сердце. В январе 1960 года они расписались где-то в Мексике и – развелись в сентябре того же года. Близкие отношения на этом не закончились.

12 августа 1961 года Маргарита родила мальчика, Карлтона Иеремию, отцом которого значился Карлос Аранха Кастанеда. Дитя, без сомнения, явилось прототипом мальчугана, о котором с нежностью вспоминает автор донхуановского цикла, – как о едва ли не единственном существе, связывавшем его с обыкновенным миром. Отцовство носило формальный характер. Решившийся к тому времени на стерилизацию, Карлос был более не способен иметь детей; биологическим отцом ребенка стал один из их общих знакомых с Руниан.

В сентябре 1959-го Кастанеда поступил на факультет антропологии Лос-Анджелесского университета. В качестве специализации он выбрал этноботанику; этим академическим термином определялся интерес великовозрастного студента к наркотическим веществам, используемым индейцами в ходе маги ческих церемоний. Незадолго до того Маргарита познакомила его с книжкой Андрийа Пухарича «Священный гриб». Откровенно бредовое сочинение, оно тем не менее вызвало бурный восторг у «продвинутых» друзей Руниан, не оставив равнодушным и ее возлюбленного.

Справедливости ради следует сказать, что Кастанеда вдохновлялся не только Пухаричем. Он прилежно штудировал и академическую литературу, в том числе исследования своего научного руководителя Клемента Мейгана. По словам Кастанеды, решающее событие его жизни произошло в июне 1961 года. Он познакомился с Доном Хуаном Матусом, пожилым индейцем из племени яки. Дон Хуан посвятил студента-антрополога в тайны культов, связанных с употреблением пейотля, датуры и галлюциногенного гриба psilocybe mexicana. Чаще всего их встречи проходили в пустыне Сонора на юге США.

Перепутав Лири с его ближайшим соратником Ричардом Альпертом, незнакомец вначале представился перуанским журналистом Арана, желающим взять у Альперта интервью. Не сумев расположить к себе таким образом собеседника, он открыл тому душераздирающую «тайну»: оказывается, они с Альпертом были братьями-близнецами. Потерпев фиаско, Кастанеда обратился к местной знахарке, попросив ее помочь в маги ческой битве со злым волшебником по имени Тимоти Лири. Та, будучи знакомой с гарвардским экс-профессором, отказалась. На следующее утро Кастанеда вновь появился в «Каталине» – уже со спутницей, якобы знаменитой курандера.

Он нашел Лири, зачем-то вручил ему два церковных подсвечника и кожаный мешочек и – предложил заключить пакт: Лири принимает его в качестве ученика, а Кастанеда делится с ним информацией относительно «пути воина». Уставший от всякого рода безумцев, постоянно осаждавших его, Лири выпроводил назойливого визитера ни с чем.

Кроме Мейгана из профессоров большой интерес у Кастанеды вызывал Гарольд Гарфинкель, читавший курс по феноменологии. Ученик Гуссерля, Гарфинкель развивал идею общественного консенсуса, вследствие которого даже самое невероятное событие может быть признано истинным. Похожий тезис будет последовательно развиваться в кастанедовских книгах: обыкновенный человек воспринимает реальность не непосредственно, но через навязанные ему культур ной традицией образы.

В своих воспоминаниях М. Руниан сообщает о том, что Карлос зачитывался Гуссерлем и даже получил в подарок от Гарфинкеля некий объект из слоновой кости, принадлежавший немецкому мэтру. Как Кастанеда рассказывал Руниан, он передарил вещь Дону Хуану – дабы закрепить союз философии и маги и. Таинственный старец долго изучал ее и в конце концов поместил в коробку с «предметами силы».

Несмотря на поддержку Мейгана и Гарфинкеля, работа над исследованием, посвященным маги ческой доктрине индейцев яки, замедлилась. Необходимость зарабатывать на жизнь, теперь уже не только свою, но и сына, заставила Кастанеду покинуть в 1964 году университет; он работал кассиром в магазине женской одежды, таксистом. В 1966-м Руниан решила переехать в Вашингтон, стремясь таким образом положить конец их связи, вконец измотавшей обоих.

Кастанеда остался один; несмотря на боль расставания с малышом и его матерью, разлука позволила ему вернуться к учебе, закончить первую книгу и заняться ее публикацией. В сентябре 1967-го он подписал контракт с издательством своего университета. «Учение Дона Хуана: путь знания индейцев племени яки» вышло в июне 1968-го. Отказавшись от двух вариантов модной психоделической обложки, Кастанеда настоял на том, чтобы книга имела вид научного труда. Выход книги был отмечен им покупкой строгого серого костюма.

1968–1972. Пророк в сером костюме

Вполне отвечавшее психоделическим исканиям тех лет, «Учение Дона Хуана» ждал немедленный успех. Кастанеда активно участвовал в раскрутке книги, встречаясь с читателями и давая интервью. Его официальный имидж, однако, заметно контрастировал с содержанием «Учения»: низкорослый господин в аккуратном костюме, исследователь-антрополог, всем своим поведением подчеркивавший дистанцию между собой и аудиторией, которая собиралась на его выступления.

Состоявшая в основном из хиппующей молодежи публика недоумевала, когда он отказывался от косяка, пущенного по кругу под звуки репетировавшего рядом «Грейтфул Дэд», или требовал вывести из зала собак, приведенных с собой волосатыми «детьми цветов».

Успех книги спровоцировал нешуточную академическую полемику. Научная среда разделилась на два противоположных лагеря. Сторонники Кастанеды воспринимали ее как новое слово в антропологии, сочетавшее в себе научную трезвость и высокую поэзию. Противники настаивали на том, что автор – в лучшем случае талантливый литератор. «Уважаемый господин Кастанеда, – обращался к нему авторитетнейший антрополог Роберт Гордон Уоссон, – меня попросили сделать критический разбор «Учения Дона Хуана» для «Экономик Ботэни».

Несмотря на упреки в научной недобросовестности, авторитет Кастанеды рос, как стремительно росли тиражи его книг. Вторая книга, «Отдельная реальность. Дальнейшие беседы с Доном Хуаном» (1971), вышла в «Саймоне и Шустере», одном из крупнейших американских издательств. Тогда же ее автор получил приглашение вести семинар в университете Ирвина, городке, расположенном на юге Калифорнии. Семинар назывался «Феноменология шаманизма», длился год и стал единственным случаем, когда Кастанеда согласился выступить в роли университетского преподавателя.

В ходе семинара он занимался главным образом пересказом собственных маги ческих приключений. Однажды он организовал поход в «место силы» в районе каньона Малибу. Студентам было сообщено, что это место увидел во сне Дон Хуан. Там Кастанеда исполнил серию таинственных телодвижений, намечавших «линии мира». Остальные как могли подражали сей хореографической фантазии, напоминавшей одновременно барочный танец и упражнения в восточном боевом искусстве. Наиболее преданные члены семинара, главным образом женщины, вошли в группу учеников, составивших впоследствии интимное окружение «нагваля Карлоса».

К разряду других трюков, которыми Кастанеда любил огорошить знакомых, относились уверения в том, что он мог одновременно пребывать в двух местах. Один из журналистов вспоминал, как, столкнувшись с Кастанедой в нью-йоркском кафе, попытался завязать с ним беседу, на что получил многозначительный ответ: «У меня мало времени, так как я вообще-то нахожусь сейчас в Мексике». И это не единственное свидетельство подобного рода.

1973–1991. Пора затемнения

В 1973 году Кастанеда наконец защитил диссертацию, которая легла в основу его третьей книги «Путешествие в Икстлан». Университетские страсти вокруг его писаний не переставали бушевать. Поддержка Мейгана, Гарфинкеля и еще нескольких солидных специалистов позволила ему обзавестись ученым званием. В том же году он купил дом, расположенный неподалеку от Лос-Анджелесского университета (1672, Pandorra Avenue). Особняк в испанском стиле станет его постоянной резиденцией, вокруг которой будут селиться кастанедовские приближенные.

С этого времени его имидж заметно поменялся. Антрополог в сером костюме превратился в скрывающегося от людей руководителя эзотерической группы, нагваля, вставшего во главе линии магов после того, как в 1973 году Дон Хуан покинул этот мир. Широкая публика с готовностью приняла новые правила игры. Журналисты сравнивали Кастанеду с великими невидимками американской литературы – Сэлинджером и Пинчоном.

Слухи делали из него жертву автомобильной катастрофы, отшельника, живущего в Бразилии, пациента психбольницы при Лос-Анджелесском университете, участника сверхсекретной правительственной программы по контролю над снами… В 1984 году Федерико Фелинни задумал экранизацию «Учения Дона Хуана», предложив Алехандро Ходоровскому участвовать в написании сценария. Великий итальянец упорно искал выхода на Кастанеду и даже в приступе отчаяния отправился в Лос-Анджелес, надеясь на личную встречу. Поездка оказалась тщетной.

Все это время Кастанеда предпочитал общаться с внешним миром через учениц, знакомым читателям в основном под вымышленными именами. Согласно завещанию, составленному в 1985 году, его состояние должно было быть разделено между Мери Джоан Баркер, Марианной Симко (Тайша Абеляр), Региной Таль (Флоринда Доннер) и Патрицией Ли Партин (Нури Александр).

24 августа 1985 года он неожиданно устроил встречу с читателями в «Фениксе», известном книжном магазине Санта-Моники. Кастанеда признавался, что с его стороны это был жест отчаяния. Эпоха психоделической революции закончилась, породив вполне респектабельный «нью эйдж». Его книги по-прежнему хорошо распродавались, однако шумные дебаты вокруг них сменились молчанием критики, и былого электрического контакта с читателем уже не существовало.

1992–1998. Апокалипсис cum figuris

Затянувшаяся игра в невидимку кончилась в 1992 году. Выход Кастанеды из тени был организован с большой помпой, сопровождаясь длинными интервью и выступлениями, на которых, впрочем, строжайше запрещалось фотографировать и делать магнитофонные записи. Главное внимание он уделял новому проекту, получившему название «Тенсегрите». Термин был заимствован из архитектурного словаря, обозначая свойство строительной конструкции, каждый элемент которой максимально функционален и экономичен.

На деле кастанедовское «Тенсегрите» представляло из себя набор причудливых движений, или « маги ческих пассов». Проект, вполне отвечавший тогдашнему всеобщему увлечению аэробикой и китайской гимнастикой, был на ура воспринят в нью-эйджевской среде. Желающие просветлиться могли сделать это, записавшись на дорогостоящие курсы или/и приобретя видеокассеты с упражнениями.

Периодически устраивавшиеся семинары собирали многочисленную аудиторию, напоминая по степени экзальтации рок-фестивали старых добрых времен. Вдоволь наплясавшись под руководством кастанедовских учениц, публика выслушивала многочасовые рассуждения главного «тенсегриста».

Отношения Кастанеды и его ближайшего окружения, в котором мужчины были скорее исключением, носили гаремно-сектантский характер. Проповедуя половое воздержание, стареющий гуру обладал неуемным сексуальным аппетитом, удовлетворяя его с помощью исходивших взаимной ревностью учениц.

Постоянно сменяя гнев на милость, а милость на гнев, приближая одних и отдаляя других, он практиковал то, что называлось в их кругу «грубой любовью». Апофеозом «грубой любви» стал «Театр Бесконечности», устраивавшийся в ходе воскресных собраний для приближенных. Участницы встреч под руководством Нури Александр пародировали друг друга перед восседавшим в центре зала Кастанедой. Избавлению от «эго» должен был способствовать и полный разрыв связей с близкими.

Воспоминания Эми Уоллэс довольно ярко рисуют повадки «нагваля Карлоса» в последние годы его жизни. Дочь успешного писателя, Уоллэс познакомилась с Кастанедой в 1973 году в Лос-Анджелесе. Семнадцатилетняя красавица-хиппи, интересовавшаяся потусторонними материями, сразу произвела впечатление на гостя семьи.

С тех пор он не терял ее из виду, периодически звоня и присылая ей свои книги. Их настоящее сближение произошло намного позднее, в 1991 году, оказавшимся тяжелым для Эми. Она только что потеряла отца и развелась. Вдобавок в ее доме поселились летучие мыши, что только утяжеляло депрессию. В один из таких дней раздался звонок Кастанеды. Карлос с горячим сочувствием отнесся к ее бедам. Узнав о летучих мышах, он потребовал, чтобы она усилием воли изгнала их, и заявил, что чувствует в ее доме дух умершего родителя.

Прибывшие через несколько дней с «инспекцией» Флоринда Доннер и Кароль Тиггс заставили Уоллэс уничтожить ценные автографы известных литераторов из семейного архива – в качестве первого важного шага на пути отказа от прежней жизни.

В 1997 году у Кастанеды обнаружили рак, который стремительно прогрессировал по всему организму. Кроме того, он страдал диабетом, ему отказывали ноги. В последние месяцы жизни он почти не вставал с постели, смотря по видео старые фильмы о войне. Ежеутренние совещания у его одра превращались в садистский кошмар.

Кастанеда выслушивал краткий пересказ газетных новостей, а затем, выбрав среди присутствующих очередную жертву, буквально смешивал ее с грязью. Идея «окончательного путешествия», подобного тому, которое совершил Дон Хуан, витала в воздухе: члены группы предыдущего нагваля спрыгнули вместе с ним со скалы в мексиканской пустыне, чтобы раствориться в бесконечности и стать чистым осознанием. В переводе на нормальный человеческий язык это означало коллективное самоубийство.

В феврале 2003-го в калифорнийской Долине Смерти, в местечке, где Микеланджело Антониони снимал «Забриски Пойнт», были найдены останки четырех тел. Местный шериф припомнил, что неподалеку оттуда в мае 1998 года стоял пустой брошенный автомобиль. Трупы был настолько объедены диким зверьем, что не поддавались идентифи кации.

На месте полицейские обнаружили необычный предмет: французскую пятифранковую монету с вмонтированным в нее лезвием. Вещица была слишком уникальной, чтобы те, кто знали истину, могли ошибиться. Принадлежавшая Патриции Ли Партин (Нури Александр), монета скорее всего была передана ею одной из тех, что отправились в «окончательное путешествие».

Источник:
http://arium.ru
Кристоф Бурсейе. Карлос Кастанеда: истина лжи. Биография. Монако, «Роше», 2005, 265 с.

Смотрите также:

Разместил: Kumade | 3 января 2008 | Просмотров: 14090

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *