Каршеринг выставил огромный штраф что делать
Что делать если каршеринг выставил штраф?
Пошаговая инструкция уменьшения размера штрафа каршеринга
Каршеринг в больших городах в последнее время пользуется популярностью у автовладельцев. Это удобно, не нужно задумываться о платной парковке в центре города, о хранении авто, о замене резины, не нужно думать о ремонте и заправке автомобиля, все эти проблемы решают за вас службы каршеринга.
Но наряду с удобством, зачастую клиенты данных компаний сталкиваются с огромными штрафами.
В договоре может быть установлен штраф за повреждение авто, штраф за передачу автомобиля третьему лицу, штраф за вождение авто в пьяном виде.
Штрафы установлены для того, чтобы водители соблюдали правила, использовали собственные аккаунты, не водили авто в пьяном виде, тщательно и бережно эксплуатировали автомобили.
Но зачастую службы каршеринга выставляют драконовские штрафы 100 тыс. рублей, 150 тыс. рублей, 250 тыс. рублей, размер штрафа явно несоразмерен нарушенным обязательствам.
Как уменьшить штрафы, выставленные службой каршеринга?
Штраф службы каршеринга – это разновидность договорной неустойки.
Согласно ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии со ст. 333 ГК РФ сторона договора вправе ходатайствовать об уменьшении размера неустойки.
Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Пошаговая инструкция по уменьшению размера штрафа службы каршеринга:
Если каршеринг прислал Вам досудебную претензию, то вы можете написать ответ на нее, в которой сослаться на ст. 333 ГК РФ и несоразмерность штрафа размеру нарушенного обязательства и просить Службу каршеринга об уменьшении размера штрафа.
Если Вам удастся договорится, тогда все заканчивается на стадии досудебного урегулирования.
Если каршеринг все-таки подает на вас в суд, Вам обязательно нужно заявлять ходатайство судье о снижении штрафа по ст. 333 ГК РФ. Вы можете лично участвовать в судебном заседании, либо отправить своего представителя, либо ходатайствовать о рассмотрении дела без вашего участия. Не игнорируйте судебные заседания, обязательно заявляйте ходатайства, т. к. если не заявлять их, суд может не уменьшить размер штрафа.
Далее будет судебное решение, в котором суд как правило снижает размер штрафа. Насколько? Зависит от судьи и региона. Но снижает существенно. Не бойтесь ходить в судебное заседание или нанимать юриста, это может сэкономить вам деньги.
Что делать, если каршеринг необоснованно списал денежные средства с карты?
Или обратная ситуация, когда Вы сами вынуждены обращаться в суд, потому что у вас списали с карты денежные средства, допустим 100 тысяч за передачу автомобиля другому лицу, или за повреждение, которого не было, или если было, но сумма ремонта на ваш взгляд завышена.
В этом случае алгоритм, следующий:
Вы как Истец пишете досудебную претензию в Службу каршеринга.
В досудебной претензии нужно кратко изложить все с чем вы несогласны, просите уменьшить или отменить размер штрафа, иначе будете вынуждены обратиться в суд. Отправляете досудебную претензию ценным письмом с описью вложения. Почтовую квитанцию сохраняете, чтоб в последующем показать суду, что соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
Зачастую службы каршеринга решают вопрос досудебно, стороны договариваются и штраф снижают или аннулируют, если Вы докажете, что не совершали правонарушений и не причиняли вреда автомобилю.
Если досудебно договориться не получилось, Вы обращаетесь в суд.
Исковое заявление в соответствии с Законом о защите прав потребителей подается в суд по месту нахождения ответчика, либо по вашему месту жительства. В силу п.3 ст. 17 Закона о защите прав потребителей Вы освобождаетесь от уплаты государственной пошлины.
Какое в данном случае правовое обоснование иска?
Статья 1102 ГК РФ. Обязанность возвратить неосновательное обогащение.
Плюс в иске просите суд снизить размер штрафа по ст. 333 ГК РФ.
Так как вы являетесь экономически слабой стороной по договору, суды часто идут навстречу и снижают размер штрафа.
Например, в деле № 02–4774/2019, рассмотренном в Мещанском суде города Москвы, удалось снизить штраф за передачу управления автомобилем другому лицу со 100 тыс. рублей до 35 тыс. рублей.
Или дело №33-29927/2020, в котором Мосгорсуд, как суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и снизил размер штраф за передачу управления автомобилем другому лицу со 100 тыс. рублей до 70 тыс. рублей.
Статья актуальна на момент написания в 2021 году. Статья написана юристами Юридической Компании БизнесПомощник.
Сначала штраф, потом и срок? Как каршеринги вгоняют водителей в долги
Очередной знакомый нарвался на подобный развод от каршеринговой шаражки. Ущерб причинил не он, но деньги пытаются списать с него.
Но судя по возникающим сообщениям это становится всё более популярным разводом.
Каршеринг — удобное решение для тех, у кого нет своей машины, и головная боль для тех, у кого она есть. ДТП с каршерингом юристы делят на обычные и нетрадиционные, причём за вину в столкновении с водителя каршеринга спросят по полной.
Каршеринг по цене героина
ДТП в каршеринге — это всегда неприятно. Но не потому, что на разбирательство и ожидание сотрудников ГИБДД придётся потратить несколько часов, а потому, что вызов инспекторов — это половина дела. Точнее, даже треть. Для начала стоит напомнить, что помимо полиса ОСАГО каждый пользователь каршеринга подписывает (электронным способом, нажимая клавишу «Принять условия») соглашение, по которому в случае чего каршеринг имеет право безакцептным способом удерживать с карты клиента столько денег, сколько будет нужно. Удивлены? Нужно внимательно читать договор. В нём — как правило, в самых незаметных местах — прописано, что каршеринг имеет право удерживать с клиентов деньги как до ремонта и оценки страховой, так и после, если агрегатор посчитает это нужным и возможным.
Презумпция невиновности каршеринг совершенно не волнует. Подписали соглашение? Значит, весь спрос именно с водителя. Форумы и профильные группы в социальных сетях, посвящённые каршерингу, забиты до отказа подобными сообщениями. Расчёт простой — сначала списание, а потом, если пользователь пойдёт в МВД и в суд доказывать собственную правоту, будет разбирательство. При этом ни о каком возврате средств, тем более немедленном, речи не идёт. Деньги между тем остаются на счетах агрегатора, а клиент — клиент пусть разбирается со своей жизнью сам.
Сразу необходимо напомнить, что между списанием суммы с карты и решением суда обычно проходит не менее трёх месяцев (в лучшем случае), а наиболее реальный срок рассмотрения спора между клиентом и оператором — от шести месяцев до года. Автоюрист Арсен Абаян поясняет, что проще избежать такой ситуации, чем биться над её решением.
Опираясь на свою практику, могу сказать, что исполнять решения суда агрегаторы не торопятся. Они либо просто игнорируют, пока к ним приставы не придут, либо постоянно оспаривают решения в вышестоящих инстанциях. И даже если там им отказывают, споры всё равно съедают существенную часть времени. Что касается списаний с карты, то здесь тоже всё просто — заведите одну карту для онлайн-сервисов. Храните на ней минимальное количество денег. Остальные карты нигде не подключайте, исключительно для зарплаты. Агрегатор, таким образом, сам будет вынужден ходить по заседаниям и доказывать вину пользователя
Арсен Абаян Автоюрист
Для большинства операторов каршеринга любой спор с клиентом — это расходы. Поэтому операторы краткосрочной аренды авто крайне неохотно принимают людей в офисе, стараясь максимально оттянуть личную встречу и дистанцироваться от клиента «удобной и круглосуточной поддержкой». Даже в случае резонансных ДТП, которые происходят не по вине пользователя, каршеринг-операторы стараются разбираться в ситуации «по понятиям», без опоры на любой законодательный акт. Суть претензий в одном из нетипичных для каршеринга ДТП состояла в том, что пользователь завершил аренду, оставил автомобиль и отправился по своим делам, однако каршеринговый автомобиль не закрылся по сигналу, хотя формально в приложении аренда была завершена.
Дальше произошло и вовсе нечто странное — незапертый автомобиль с завершённой арендой открыли неизвестные люди, после чего завели автомобиль и во время движения попали на нём в серьёзное ДТП. И хотя предыдущий добросовестный пользователь завершил аренду по всем правилам, счёт за уникальное (во всех отношениях) ДТП выставили именно ему. Аппетиты у агрегатора, надо признать, немаленькие — за (якобы) незавершённую аренду и стоянку автомобиля на протяжении 20 часов с клиента не потребовали, а молча попытались списать сначала девять тысяч рублей, потом ещё 10 тысяч рублей. После чего с карты пользователя попытались списать ещё 100 тысяч рублей. За то самое ДТП, которое произошло поле завершения аренды. Однако, как только пользователь каршеринга «раструбил» об этой истории в своём инстаграме и социальных сетях, представители каршеринга моментально отменили все штрафы и начали собственную проверку. Но клиент при этом несколько дней жил в чудовищном напряжении и планировал судиться. Самое главное в этой истории — каршеринг не только не компенсировал клиенту потраченное время и нервы, но и вообще перестал выходить на связь и информировать о ходе расследования, ограничившись простым «Извините!» в комментариях к посту в «Инстаграме».
Юрист Борис Малкин отмечает, что в большинстве случаев каршеринги и страховые компании могут действовать сообща, а главная цель — получить за счёт виновника ДТП максимум денег.
Ремонт каршерингам всегда (кроме страховой) считают только официальные дилеры. Они, может, и соблюдают технологию ремонта, но вместо одной детали вписывают в акт сразу три. А то и пять. И почти всегда отказываются от подписания европротокола, который позволяет водителю минимизировать ущерб. Делается это как раз только с такой целью. Чинят потом автомобиль на эти деньги или нет, проверить невозможно
Борис Малкин Юрист
По словам специалистов, противостоять такой тактике легального вымогательства в одиночку практически невозможно. Поддержка каршеринга будет звонить клиенту каждые пять минут, требуя отчёта. Такой подход практически исключает спокойное решение вопроса и заставляет водителя нервничать. Для того чтобы избежать любых манипуляций, достаточно лишь найти грамотного юриста, который сможет подъехать на место ДТП и помочь в решении вопроса. Важно понимать, что за любое ДТП виновник на каршеринге платит немаленький штраф — в Москве это примерно 8–15 тыс. рублей (в зависимости от машины). А если пользователь каршеринга не виноват или вообще не в курсе того, что он поучаствовал в ДТП, начинается совершенно другая история.
Поспешишь — каршеринг обогатишь
Любой водитель знает, что платить за ДТП, которого не было, — последнее дело. Согласится на это далеко не каждый, даже если в деньгах нет недостатка. Однако у каршеринговых компаний другой подход к жизни в целом и другое её понимание. По разным данным, количество пользователей каршеринга в России превысило 1 млн человек, и если хотя бы половину из них можно оштрафовать на три-пять тысяч рублей, то «набегает» достаточно крупная сумма. Правда, как мы уже знаем из предыдущих историй, аппетиты у каршеринга не очень скромные. С каршеринговым сервисом можно спорить очень долго, однако важно помнить, что прежде всего для любой службы поддержки — необходимость получения денег с клиента, и только потом сервис.
Пользователи каршеринга в крупных городах (например, в Москве или Санкт-Петербурге) жалуются, что штрафы за якобы «оставление места ДТП» продолжают бить все рекорды. Юристы говорят, что никакая страховка, ни ОСАГО, ни каско клиента от неприятностей с каршерингом в случае спорной ситуации не спасут. Придётся воевать. Причём каршеринговые компании стали действовать в этих вопросах примерно так же, как и коллекторы. Звонки и угрозы — теперь нормальная практика.
При этом юристы отмечают: как только такие дела клиент грозится довести до суда, претензии чудесным образом исчезают, а пользователя просто блокируют в системе без объяснения причин. Суммы при этом стали сильно больше.
Если раньше мы говорили, скажем, о замене бампера, то это был вопрос примерно на 20 тыс. Сейчас, после того как все без исключения каршеринги обновили пользовательские соглашения, штрафы за «притёртый» бампер начинаются для пользователей с 50 тыс. рублей. По их мнению, это нормальная цифра. Именно такие цифры я очень часто вижу, когда мы в досудебном порядке пытаемся с этим разобраться
Борис Малкин Юрист
Сами пользователи считают, что такое поведение оскорбительно, однако каршеринги продолжают делать по-своему, опираясь исключительно на пользовательское соглашение, а не на законы Российской Федерации. К примеру, в обычной переписке, по словам пользователей, каршеринговые компании в 99% случаев просто валят вину на клиента, не оставляя шанса на объяснение. Работает это примерно так же, как в бандитских сериалах. Что-то вроде «Три дня тебе на оплату, потом включаем счётчик». При этом каждый день отказа от оплаты будет стоить клиенту (по мнению каршеринга) 1% от общей суммы, которую «насчитают» при ДТП с необъяснимыми параметрами.
Юрист Борис Супруненко пояснил, что помимо минимального количества денег на карте есть и другой, простой способ борьбы с подобными претензиями.
Обычно пользователь тратит на осмотр машины всего минуту, в некоторых случаях и того меньше. Главное правило — не лениться и фотографировать машину целиком. Вплоть до мельчайших сколов на краске и крошек в салоне. Да, это сложно, да, когда торопишься на работу или на ужин к друзьям, пренебрегаешь внимательностью. На то и расчёт, и на этапе досудебных споров, как говорят в таких случаях, клиенту нечем крыть. Поэтому фотографировать всё нужно до мельчайших деталей, фиксировать время начала движения скриншотом и делать то же самое после остановки
Борис Супруненко Юрист
Однако главный совет — не бояться встречи с представителем каршеринга в суде. Если на руках есть все доказательства, время зафиксировано, а с карты нечего списать, представители сервиса не смогут получить деньги незаконным путём и будут вынуждены доказывать вину пользователя за конкретное нарушение.
Получил штраф в каршеринге, оплачивать не хочу, грозят большем штрафом
Получил штраф в каршеринге, оплачивать не хочу, грозят большем штрафом
А за что штраф был получен?
Можете выложить договор с каршерингом или дать ссылку на него?
Вариантов не платить штраф каршерингу у Вас сравнительно не много.
Первое, что можно сделать — это обжаловать административный штраф, назначенный за совершение административного правонарушения, подав жалобу в суд в течение 10 дней с момента получения постановления. Указанный срок обжалования определен ст. 30.3 КОАП РФ.
В случае пропуска срока или отказа в удовлетворении поданной жалобы, можно в части установления каршерингом штрафа попробовать оспорить сам договор — оговорюсь сразу, что положительной судебной практики по данному вопросу не много, но она имеется.
Суды, в большинстве случаев, занимают позицию в пользу каршеринга, ссылаясь на свободу договора, предполагаемую в силу ст. 421 ГК РФ — указывая на то, что заключив договор на таких условиях, введение штрафных санкций является обоснованным поскольку Вы приняли договор на данных условиях.
В то же время, стоит учитывать, что договор с каршерингом является договором присоединения, где Вы не могли влиять на его содержание и вынуждены принимать его в том виде в котором он Вам был предложен.
Соответственно согласно ст. 428 ГК РФ
2. Присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.
Соответственно на этом же основании можно требовать признания данного условия договора недействительным.
Возвращаясь к возможности применения ст. 333 ГК РФ, также отмечу, что
она предполагает не обязательное снижение размера неустойки.
1. Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Ее уменьшение — право, а не обязанность суда.
Причем как разъяснено в «Обзоре судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.05.2013)
В силу диспозиции статьи 333 ГК РФ основанием для ее применения может служить только явная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств. Оценивая степень соразмерности неустойки при разрешении споров, суды правильно исходят из действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате нарушения ответчиком (должником) взятых на себя обязательств, учитывая при этом, что сумма займа не является единственным критерием для определения размера заявленной истцом (банком) неустойки.
На основании части 1 статьи 56 ГПК РФ бремя доказывания несоразмерности подлежащей уплате неустойки последствиям нарушения обязательства лежит на ответчике, заявившем об ее уменьшении. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
И если каршеринг сам выйдет в суд с иском с требованием о взыскании суммы штрафа Вы вправе в возражениях просто указать на применение ст. 333 ГК РФ Но при этом Вы должны будете доказать, чем он несоразмерен и почему подлежит снижению.
Получил штраф в каршеринге, оплачивать не хочу, грозят большем штрафом
Оспорить размер штрафа даже если он обусловлен условиями договора Вы можете в суде на основании ст. 333 ГК РФ как в случае обращения в суд каршеринга так и в случае списания данных денежных средств с вашего депозита если он был открыт при заключении договора
Для начала «отвяжите» банковскую карту от своего аккаунта, иначе с нее будет списана сумма штрафа. Или контролируйте, чтобы на карте не было денежных средств.
Полагаю, что Вы получили сообщение от каршеринговой фирмы о том, что нарушили какие-то условия договора аренды (присоединения), в связи с чем Вам начислили внутренний штраф в соответствии с определенными условиями договора.
Вам следует написать ответ на это сообщение, если Вы не согласны с нарушением, то обоснуйте свою позицию.
Укажите, что допущенные Вами нарушения (предположу) не нанесли автомобилю ущерба и не причинило Арендодателю убытков. В случае решения этого вопроса в судебном порядке, в соответствии со ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Данная позиция подтверждена Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», согласно которому несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (п. 73).
В итоге, просите пересмотреть решение, отменить наложении внутреннего штрафа, вернуть списанные денежные средства (если успели списать).
Каршеринг — вид пользования автомобилем, когда одна из сторон не является его собственником. Это вариант аренды автомобиля у профильных компаний (чаще всего для внутригородских и/или коротких поездок) или частных лиц.
В соответствии со ст. 643 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) договор аренды транспортного средства без экипажа должен быть заключен в письменной форме.
Вместе с тем, как показывает практика, каршеринг это не только краткосрочная аренда автотранспортных средств, но еще и аренда с помощью мобильного приложения и/или сайта. При этом приемка автомобиля не предполагает подписания акта на бумажном носителе: арендатор сам осматривает автомобиль перед использованием и фактический прием подтверждает нажатием кнопки в мобильном приложении. Далее все риски ложатся на арендатора. Если при осмотре обнаружены недостатки, то их необходимо сфотографировать и направить фото арендодателю.
Вопрос сдачи автомобиля по завершении аренды с точки зрения права вообще никак не урегулирован. Указание в договорах каршеринговых компаний на необходимость сдачи автомобиля в технически исправном состоянии не предполагает какого-либо документального подтверждения. Чаще всего использование автомобиля считается прекращенным после нажатия кнопки «Завершить аренду» в приложении.
В каршеринговых компаниях существует шкала штрафов за различные нарушения, указанных как, правило, на сайте компании в договоре присоединения, которые арендатор транспортного средства, как правило не читает, ставя в конце текста чекбокс:
Штраф за передачу руля в каршеринге; Штраф каршеринга за езду пьяным; Штраф каршеринга за парковку во дворе; Штраф каршеринга за парковку на газоне; Штраф каршеринга за ДТП; Штраф за эвакуацию автомобиля; Штраф каршеринга за фальшивый аккаунт; Штраф каршеринг за дрифт (опасное вождение); Штраф каршеринга за курение; Штраф каршеринг за езду без прав; Штраф каршерига за повреждения, царапины и вмятины на машину.
Причем ряд штрафов дублируют административные наказания, выносимые органами ГИБДД, что противоречит ч.5 ст.4.1. Общие правила назначения административного наказания Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ
5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Исходя из этого, если к Вам применили штраф, которые дублирует аналогичные штрафы ГИБДД, то Вы можете оспорить их в судебном порядке
Кроме того, в соответствии с законом штраф – разновидность неустойки, гражданско-правовая ответственность по договору. Руководствуясь ст.333 Уменьшение неустойки ГК РФ штраф можно уменьшить в связи с несоразмерностью последствиям нарушения обязательств по договору.
Вам следует руководствоваться следующим алгоритмом действий:
1. Снять деньги с банковской карты, которая верифицирована к каршерингу, т.к. во многих договорах с каршерингами имеется право на безакцептное списание штрафов с карты.
2. Направить ответ каршерингу, в котором указать свое несогласие с установленной суммой штрафа вследствие несоразмерности.
3. В случае возбуждения дела в суде – подать в суд ходатайство об уменьшении неустойки в связи с ее явной несоразмерностью последствиям нарушения обязательства
В случае уменьшения размера штрафа судом, судебные расходы будут возложены на каршеринг пропорционально уменьшению штрафа.
Как уменьшить любой штраф от каршеринга. Инструкция
Автоюрист Александр Беленко открывает каршероводам законный механизм снижения размера штрафов.
Каршеринги обоснованно вводят штрафы за нарушение договоров. Это понятно: пользователи должны быть дисциплинированными, а результат от аренды машины этим пользователем должен быть предсказуемым для каршеринга. Но что делать, если штрафы явно несоразмерны? Хочу рассказать вам о законном способе добиться снижения суммы штрафа.
Предыстория этого поста (случай из жизни)
Недавно мне написала женщина из Москвы. Она, муж и грудной ребенок ехали на машине популярного московского каршеринга куда-то по МКАДу. Она была за рулем. Пока стояли в пробке, ребенок стал плакать и истерить. В итоге приняли решение: мама сядет к ребенку, чтобы его успокаивать, а за руль пересядет муж. Из аккаунта жены они не вышли, то есть арендуемое лицо не сменили. Муж поехал дальше.
Не знаю, как сработала телематика внутри автомобиля, но женщине позвонили и спросили, она ли управляет машиной. Она ответила, что нет, объяснила ситуацию.
В итоге каршеринг определил, что машиной управляет не владелец аккаунта, и женщине выставили штраф 100 000 руб. за передачу управления третьему лицу.
Случай двоякий
С одной стороны – это нарушение. Передача управления третьему лицу. С другой стороны, а при каких обстоятельствах это было?
По мне, так передать управление мужу, чтобы успокоить плачущего ребенка, – это не действие, которое причинит вред каршерингу. Формально — да, нарушение, но тянет ли на 100 000? Однозначно нет. Нельзя за это штрафовать. Но все сложилось как сложилось. Договор подписан, со штрафами пользователи соглашаются, когда жмут галочки «Я подтверждаю, что ознакомился и согласен с условиями пользовательского договора»…
Что делать в такой ситуации?
Требуйте уменьшения штрафа как несоразмерного последствиям нарушения. Закон на вашей стороне. И судебная практика тоже.
Правовое обоснование (законодательная база)
Согласно ст. 330 Гражданского кодекса РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно ст. 333 Гражданского кодекса РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Вывод: любой штраф из договора, как неустойку и пени, можно просить снизить, если она явно несоразмерна последствиям нарушения договора. Договор с каршерингом — самый обычный договор. Штрафы за его нарушение — штрафные санкции, как неустойка или пени. И правила снижения к таких штрафам применяются.
Что делать, когда каршеринг потребовал с вас уплатить штраф?
1. Пишем ответ каршерингу: я полагаю, что сумма штрафа явно несоразмерна последствиям допущенного мной нарушения условий договора, и прошу ее снижения в соответствии со ст. 333 Гражданского кодекса РФ.
Отметим, что сумму штрафа определять будет каршеринг, а если вы не сойдетесь в размере – суд.
Не бойтесь суда.
2. Если на вас подали в суд: перед судебным заседанием составляете письменное заявление (как оно точно оформляется, можете узнать непосредственно в суде)
«Прошу суд снизить сумму штрафа в размере ______ руб., так как он явно несоразмерен последствиям нарушения мной договора».
Дальше можете в этом же заявлении изложить мотивы, по которым вы считаете, что незначительно нарушили условие договора и что последствий от нарушения вами договора нет.
3. Зачитываете заявление в судебном заседании. Объясняете всю ситуацию. Говорите, что считаете справедливой сумму штрафа меньше, и называете сумму. Отдаете заявление судье.
Что должно произойти дальше
Далее суд взыскивает с вас сумму штрафа, которая (скорее всего) будет снижена.
До какого размера суды снижают размеры штрафов? Смотря какое нарушение вы допустили. Формальные нарушения могут снизить со 100 000 руб. до 15 000 руб. Или до 5 000 руб., если вопрос ерундовый.
Чаще всего до разбора в суде не доходит, так как каршеринг, получив от вас заявление о снижении штрафа, сам предлагает уплатить штраф якобы «со скидкой». Им же на суд придется тратить деньги. Поэтому проще договориться до и «дешевле» для всех.
Помните, что вы вправе добиваться уменьшения суммы штрафа. Либо в переписке с каршерингом, либо в суде. Вы можете требовать снижения любого штрафа — и 5 000 руб., и 300 000 руб. И суд может снизить штраф до любого размера, хоть до 1000 руб. Все зависит от ваших обстоятельств. Это к тому, что суд может «проучить» вас, если вы были нетрезвыми, и отказать в снижении.
Важно:
Этот механизм не распространяется на административные штрафы по КоАП. Это касается только штрафов из договоров с каршерингами.