Картина у чужого окна васильев что означает
Картина у чужого окна васильев что означает
Шедевры искусства | ART запись закреплена
Константин Васильев. «У чужого окна» (1973).
Холст, масло. 125 х 77 см. Музей творчества художника Константина Васильева, Москва, Россия
Именно так написал художник и девушку в работе “У чужого окна”. Проникнув на второй смысловой план картины, можно прочитать чувства и думы героини, ощутить борьбу обуявших ее страстей: неодолимой тяги, любви к красивому юноше и какого-то довлеющего над ней, неведомого нам долга. В древности на Руси девушка была верна традициям семьи, рода и не могла поступиться ими. Женщину как наиболее стойкую хранительницу традиций общества и показал художник.
Но проникая на третий, самый глубокий план картины, понимаешь, что на ней изображена не бытовая ситуация, а нечто гораздо более сильное, именно потому, что мощный Васильевский символизм, поднимается здесь над литературным сюжетом. Встретились не просто два человека, а каких-то два бесконечных начала, две противоборствующие и в то же время стремящиеся друг к другу стихии. И все побочное вдруг уходит, остается восприятие одной высокой духовности как гармонии чувства и мысли, формы и содержания. Это то, что называют застывшей музыкой.
Творчество Константина Васильева ч.2
В первой части http://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/43703415865/ZHizn-i-tvorc. мы говорили о жизни художника. Во второй части посмотрим его творчество скандинавской и славянской направленности.Картины художника Константина Васильева удивительны сами по себе. Пожалуй, его творчество невозможно спутать ни с каким другим – слишком специфична, удивительна и узнаваема сама атмосфера его великолепных творений.
Правда именно за этот стиль многие люди, увидевшие его картины, считают их холодными и безжизненными. Но так ли это? Можно ли назвать безжизненными картины Васильева? Пожалуй, нет. Но тогда почему они настолько холодны? А чего ж ещё можно ожидать от человека, который писал картины о северных народах? Ведь главным образом великого художника прославили именно те картины, которые изображают русских и скандинавских богов и героев легенд и саг. Хотя немало среди его картин и тех, которые изображают простых русских людей. Или не простых? В любом случае, при написании картин он ориентировался на северных людей. Суровых, сильных, немногословных, неброских и непоколебимых.
И, пожалуй, было бы глупо ожидать от северных людей яркости, оживления и веселья, какими отличаются картины французских и итальянских мастеров.
Из воспоминаний друзей
Олег Шорников, друг Константина Васильева:
– Костя был постоянно вдохновлённым художником. Он не сидел и не ждал вдохновения, озарения. Он постоянно работал, непрерывно рисовал. Мы с ним часто гуляли по лесам. Мне те места хорошо знакомы были. Костя постоянно рисовал. У него был самодельный маленький мольберт, как картонный ящик, размером под лист бумаги, в него вставлены были несколько загрунтованных картонок, холстов. Небольшая палитра, кисти, краски, разбавители. Всё это было у него с собой. Он садился на пенёк, приспосабливал свой мольберт и писал эскизы, иногда очень сильные.
Сокол
Анатолий Кузнецов, друг Константина Васильева:
– Он, бывало, напишет картину, похвалится ею, покажет, а через месяц придёшь к нему, он говорит: «Знаешь, я понял, что это дрянь, я её уничтожил». Он огромное количество своих картин уничтожил.
Позже, когда Константин познакомился с Ильёй Глазуновым, тот говорил ему, что любую почеркушку надо хранить и беречь. Ещё, конечно, были у Кости проблемы с холстом. Ему был дорог каждый клочок холста, и поэтому он мог зарисовать его другой картиной.
Горят пожары
Геннадий Пронин, друг Константина Васильева, директор «Музея Константина Васильева» (г. Казань):
– Мы подружились, когда нам было по восемнадцать лет, мы были студентами, снимали частную квартиру, жили в одной комнате два с половиной года. С тех пор мы не расставались всю жизнь. В 1969 году я закончил авиационный институт, получил звание лейтенанта. Костя всю жизнь мечтал быть военным. Он узнал, что я получил звание, говорит: «Давай я тебя нарисую! Приходи в форме». Формы у меня не было, я взял её у друга. Он поставил меня перед мольбертом. С той стороны – он, с этой стороны – я. Стою, жду. Пять минут прошло, десять, а он не рисует. Я говорю: «Может, в другой раз?» Он отвечает: «Нет, ты стой». Он поставил грампластинку с «Героической симфонией» Бетховена. Я стал слушать, забылся, вдруг вижу боковым зрением, как он начал писать. Я понял, что он ждал момента, когда у меня загорится взгляд. Для этого и была ему нужна «Героическая симфония» Бетховена. Ему нужен был мой взгляд, нужно было образ создать. Симфония кончилась, мы прошли прогуляться по посёлку, вышли к реке. Вернулись, чай попили. Потом я снова встал, он поставил пластинку с «Богатырской симфонией» Бородина, опять дождался, когда я вошёл в музыку, и снова писал. И так четыре сеанса по два часа…
Отечество
Спокойный, рассудительный человек, Константин Васильев не тратил время на пустые разговоры. Ощущая себя русским художником, он изучал художественную манеру Васнецова, Билибина, Нестерова, Репина, Шишкина, передвижников.
Анатолий Кузнецов, друг Константина Васильева:
– Я считаю, прекрасна серия, которую ему заказал Илья Глазунов, когда они в семидесятые годы познакомились. Илья Сергеевич решил ему помочь с заказом серии открыток на тему русских былин. Константину не удалось довести это дело до конца, вскоре он погиб. Но именно в этой серии он очень точно выразил и эстетическое восприятие русского человека, и символику, и сюжеты. Он не бил себя кулаком в грудь и не говорил: «Я – русский!» Он старался показать своими картинами, чем живёт русский человек, что он чувствует, как видит мир.
В тот период жизни, когда Васильев пробовал себя в разных жанрах и техниках, в какой-то момент наступил творческий кризис. Полгода художник не брался за кисть. Пока не произошел один, на первый взгляд малозначительный эпизод.
Один его друг, гуляя в лесу, наткнулся на орла, сидящего на ветке и чистящего перья. Человек хотел подобраться к нему поближе, но птица встрепенулась и так грозно посмотрела, что тот поспешил убраться восвояси. Васильев, услышав эту историю, неожиданно пообещал написать картину.
У Константина Алексеевича существовал такой обычай: в назначенный день, перед тем, как представить работу, его друзья должны были прочитать стихи или рассказать истории по теме картины. Так было и на этот раз. После этого Васильев сдернул покрывало, и гости замерли в изумлении.«Северный орел». Именно так назвал Васильев эту работу. Самого орла мы здесь не увидим. Лишь мужчину средних лет с неестественно светлыми глазами, настороженно вглядывающегося в зрителя. Может, он и есть орел? Суровый житель Севера посреди таежного заснеженного леса. Потом мы не раз увидим это лицо на полотнах художника. Абсолютное воплощение силы и мужественности. Здесь же в правом верхнем углу славянской вязью выведен новый псевдоним мастера: «Константин Великорус».
Молодой мужчина, в руках у которого вилы — символ мужественности. Причем вилы здесь необычные — с тремя зубьями, а не четырьмя, как обычно. Перед ним — девушка с коромыслом, олицетворяющим женское начало. Вилы и коромысло образуют крест — соединение женского и мужского начал. Мужчина целует девушку, но она отвернула от него лицо.Страсть мужчины передана алым цветом рубахи под тулупом и крючковатыми пальцами, напоминающими когти орла. А девушка словно соскальзывает по коромыслу прочь от мужчины. Увидим мы и другие неблагоприятные знаки. В окне едва виднеется чей-то недобрый глаз. А наличники украшены воронами — символом беды и зла. Никогда этим двоим не быть вместе.
Есть у художника другая подобная картина — «Нежданная встреча». Но и там мы увидим неблагоприятные знаки. Может, в этом образе нашли отражение неудачи Васильева в личной жизни?
Еще одна работа с не менее трагичным подтекстом, хотя на первый взгляд она кажется весьма умиротворяющей, хотя и чувствуется в ней некоторая тревожность: «Жница».
Девушка сидит около лесного озера, рядом с ней изображена береза — символ одиночества. Здесь совсем мало цветов, основные тона — зеленый, серый и бурый. Картина посвящена младшей сестре художника — Людмиле, которая, того не подозревая, искупалась в зараженном радиацией озере и «сгорела» за несколько месяцев…
Еще один цикл работ посвящен древним славянским, германским и скандинавским божествам. На них мы обнаружим знаки и символы, за использование которых Константина Васильева причисляли к фашистам и несколько раз вызывали на допросы в КГБ. Впрочем, и свастика, и сокол с орлом — это древние индоевропейские символы, которые нацисты лишь заимствовали, вложив в них новый, страшный смысл.«Свентовит», или «Святовит» — бог войны и победы у западных славян, главный бог жителей острова Рюген и прилегающих земель, его статуя стояла в святилище города Аркона. Необычен выбор цветовой гаммы — игра на контрасте различных оттенков серого и красного.
Кажется, что по первоначальному замыслу вовсе не квадрат с косым крестом должен был быть изображен на шлеме и кольчуге. А сокол на щите напоминает тот, который мы обнаружили в экспедиции в Старой Ладоге.
А вот «Валькирия над сраженным воином», забирающая его душу. Характерный взмах рукой, отстраненный взгляд… Огромное полотно, купленное на с трудом сэкономленные деньги, почти полностью занято изображением серых облаков.
Эскиз
Валькирия над сражённым воином, фрагмент картины
Писал эту работу Васильев под музыку «Полет Валикирий» Рихарда Вагнера: Вагнер был одним из самых любимых композиторов художника.
«Вотан», или «Один» — верховное божество германо-скандинавской мифологии, бог войны и победы, волхв и шаман, знаток рун, предводитель валькирий.
Интересны работы «Князь Игорь» и «Плач Ярославны». По первоначальному замыслу, это должен был быть триптих, но в результате было написано только две картины.
Фрагменты стяга Князя Игоря и одежды Ярославны.
На картине «Князь Игорь» мы видим древние славянские символы, которые сегодня, увы, стали олицетворением разъединения двух братских народов. На картине «Плач Ярославны» одеяния княгини напоминают змеев, которые душат её. Можно даже не вспоминать сюжет.Рядом с ними висит еще одна картина с трагическим сюжетом — «Евпраксия».
Но не все работы Васильева так трагичны. Среди них мы найдем немало картин природы, которые были в прошлой теме. Хотя и там мы увидим некоторую напряженность, слом.
Сам же Константин Васильев, создавая один шедевр за другим, и всё больше оттачивая свое мастерство, продолжал искать себя. Художник не прекращал искать способы выражения музыки своей души на холсте, и это ему удавалось. Он создает замечательные образы древних русичей, необычайно точно отражая архетипы мужчин и женщин нашего народа. Так появляются великолепные картины «Жница» с изображением прекрасной юной девушки, прислонившейся к стройной березке, дабы отдохнуть от тяжелого труда, но в ее бездонных глазах читается отнюдь не усталость, в них заключена душа русских женщин, жен и матерей, а когда надо — и суровых воительниц, способных защищать свою землю; «Русский витязь», с изображением князя Вольги. Во взгляде его нет агрессии, нет безумия завоевателя. Но есть спокойная и холодная уверенность в том, что если надо, любой враг будет разбит и не только изгнан за пределы земли русской, но и загнан в свое собственное логово, где будет раздавлен. Князь ровно такой, каким должен быть князь — тверд, как скала, и спокоен.
Он как суровый северный бог: когда надо — добр, когда надо — суров и непреклонен. Это, на самом деле, очень точное отражение еще одного древнего смысла славянского миропонимания, которое можно кратко описать как «мера и равновесие». Всего должно быть в меру, столько, сколько нужно. Недаром само слово «зло» раньше произносилось как «зело». Значение слова «зело» еще окончательно не забыто, хоть и стало сейчас архаизмом. Еще можно увидеть иногда в каких-нибудь старых русских текстах слова «зело мудро», «зело красиво». Мы понимаем, что здесь слово «зело» значит «очень», «чересчур».
Русский Витязь
И тогда становится понятным значение слова «зло» — слишком, очень, чересчур, выходит за границы.
Ведь действительно, любое качество, когда его становится «слишком», начинает вредить. Так и во всем, особенно в людях, если нарушается равновесие, то и слишком много сделанного добра может послужить с точностью до наоборот.
Так и в силах природы, которые наделяли божественными качествами наши древние славянские предки.
Разбирался ли сам художник в таких глубинах и тонкостях славянского миропонимания? Мы сейчас сказать не можем, тем более что в те годы, в эпоху воинствующего атеизма и с церквями-то были проблемы, где уж тут рассуждения о такой старине. Но одно мы можем сказать точно, Васильев это понимал интуитивно. Он это чувствовал и знал. Иначе не создавались бы им такие картины как «Свентовит», «Валькирия над поверженным воином». Ну и, конечно же, самая известная и, что печально, самая последняя картина художника «Человек и филин».Особо следует сказать о последней работе Васильева, которую художник завершил незадолго до гибели. Она называется «Человек с филином». По мнению исследователей в облике старца художник попытался представить волхва, хранящего для потомков мудрость человеческого опыта предыдущих поколений.
В руке его свеча как символ душевного огня, ровного и негасимого, способного постичь весь мир через постижение самого себя в том числе. В глазах старца все та же древняя духовная уверенность, стойкость и верность.
В другой руке его плеть, которую он держит над головой, как символ воздаяния за неправедность, ибо без самоограничения непостижима истина. На руке сидит филин. Изображение совы или филина у многих народов всегда было символом мудрости, ясности ума и беспристрастного видения мира. Филин — птица, которая все видит даже под покровом ночи, в глубинном мистическом смысле это — всевидящее око космоса, абсолютной идеи, вселенной, Бога.Человек с филином, фрагмент — надпись «Константин Великорус, 1976»
Око, которое сурово, но справедливо, которое видит и, если надо, направляет, в том числе и плетью. Но это и тот верстовой столб, на который можно ориентироваться на пути к вечности. Внизу огонь пожирает свиток со славянской вязью «Константин Великорус, 1976». Именно так – Константином Великороссом – нередко называл себя Васильев, считая это своим творческим псевдонимом. А название картине не было дано по простой причине – в 1976 году он трагически скончался.
Что же это? Случайно ли великий художник дополнил картину со стариком горящим пергаментом, на котором указано его имя и год, в котором он погиб?
Но эту картину сам Васильев называл иначе – «Грядущий гой». Свеча в руке этого человека символизирует духовный свет, плётка в руке напоминает плётку, которой Христос изгонял торгующих из храма. Мудрая птица хорошо различает друзей и врагов. Внизу дремлют народы. Идёт к ним человек, идёт, чтобы разбудить… Интересно, что свиток своей формой напоминает Сибирь. Васильев верил, что именно оттуда начнется возрождение России.
После окончания работы над картиной Васильев сказал матери: «Я теперь понял, что надо писать и как надо писать». Сказано это было с такой внутренней силой, мощной, но при этом пугающей. Казалось, эта сила была внушена художнику извне специально для создания именно этого полотна. Через несколько дней Константина Васильева не стало.
Еще один большой цикл картин Васильева посвящен русским былинам и сказаниям. Большинство картин выполнены темперой.
Одним из течений, в которых прославился художник, является тематика войны. Причем здесь разговор идет про самые разные войны. Художник не разграничивает кто выходил на битву – житель Руси, Российской Империи или же Советского Союза. Ему достаточно одного – он знает, что на битву выходит русский. Причем ни один из героев картин не выходит на несправедливую битву. Ни один из героев не приходит в чужой дом. Но каждый герой выходит чтобы защитить свою землю, чтобы враг не вошел в его родной дом. И не суть важно, кто же пришел на его землю – Змей Горыныч, монгол или любой другой враг – каждый из них останется в русской земле, не сумев захватить больше земли, чем нужно для могилы.
Нашествие, эскиз.Нашествие, эскиз.
Битва Добрыни Никитича со Змеем
Битва со змеем
На Калиновом мосту
Поединок Пересвета с Челубеем
Действительно, глупо спорить с тем, что картины художника Константина Васильева очаровывают и завораживают. Другие работы:Дар Святогора
Илья Муромец
Илья Муромец освобождает узников
Илья Муромец и голь кабацкая
Огненный меч
Витязи
Витязь
Алеша Попович и красна девица
Василий Буслаев
Велес
Вольга и Микула
Настасья Микулишна и Великан
Над Волгой
Свияжск
Гуси-лебеди 1,2
Ярославна
Северная легенда
Садко и Морской владыка и Садко на кипарисовой доске
Гадание
Избушка
Рождение Дуная
Рождение Дуная 2,3
Старец
Весна
Знаки Одина
Вольга
Вотан с волками и Воин с топором
И некоторые эскизы к работам:
Подпись «Константин Великорус», фрагмент картины
«Если мои картины не нужны Отечеству, то все мое творчество следует признать неудавшимся» — Васильев
Картина у чужого окна васильев что означает
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
У чужого окна
Мне очень нравится набор фирмы «Золотое руно» по мотивам картины К. Васильева МК-003 «У чужого окна». Я не сильна в живописи и саму картину не видела. Впервые этот сюжет попался мне на глаза, когда его в виде бисерной работы вышивала девушка на одном из рукодельных форумов. Но сама если возьмусь, то только крестиком. Вот моя мечталка:
В общем душа горит. Но. Настораживает меня настроение этой картины, история, которая приходит в мою голову, когда я смотрю на нее. Меня не покидает чувство случившейся беды. Двое влюбленных встретились на улице, девушка явно очень нервничает. Мне видится молодая жена богатого сурового мужа, вышедшая замуж без любви и вот полюбившая. Ее захлестывает страх, что муж узнает, что тайна откроется. И вот встреча, а за окном уже наблюдает за парой чей-то недобрый глаз. Значит страхи сбылись, муж все узнает и ничем хорошим это не закончится.
Поделилась сомнениями в любимой вышивальной группе, думала девочки посоветуют нервы лечить и буйную фантазию обуздывать, но многие тоже чувствуют мрачное настроение картины. В комментариях со мной поделились потрясающими стихами, написанными под впечатлением от этой картины:
К. А. Васильев У чужого окна. 1973 г
Вот и встретились мы, как всегда, у окна:
Я – ещё холостой, ты – чужая жена.
Без тебя не могу, пропаду не за грош!
Взглядом глаз колдовских в плен меня ты берёшь!
Ты – со мною всегда! Подскажи, как мне быть.
Не смогу никогда я тебя позабыть.
Ты же, молча, стоишь, холодна, как луна.
Может, муж твой следит за тобой из окна,
На котором мороз разукрасил узор?
Потому и не вспыхнет любовью твой взор,
Потому, от меня отвернувшись, стоишь,
Не промолвишь и слова, упрямо молчишь.
Заходили в руках у меня ходуном
Вилы. Как мне знаком и как чужд этот дом!
Мы стояли вот здесь, целовались с тобой
И мечтали судьбу слить с другою судьбой.
Не со мной, а с другим под венец ты пошла
И не мне, а ему ты судьбу отдала.
И молчим мы с тобою теперь у окна:
Я – ещё холостой, ты – чужая жена.
Заинтересовавшися картинами Васильева выяснила, что у него была еще одна картина с этой парой, написанная в том же 1973 году. «Нечаянная встреча»:
И в инете нашла стихи и к ней. Взяты здесь: http://www.stihi.ru/2010/11/11/4355
Сердце бьется как быстрая птица,
А Душа от восторга поет,
И по капле елей поцелуев,
ОН срывает и с жадностью пьет.
Не случайна случайная встреча,
Двух сердец тягу вам не разнять,
Вот бы век, ни на миг не расставшись,
Так, обнявшись, с Любимой стоять.