Картинка что такое речь
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Что такое речь»
Карина Солнышкова
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Что такое речь»
Цель: познакомить с понятиями «устная речь», «предложение»
— познакомить с понятиями «устная речь», «предложение»
— учить составлять предложения
— развивать логическое мышление
— развивать внимание и память
— развивать фонематический слух
— воспитывать умение работать в коллективе
— воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки
Телевизор, видеоплеер, фильм «Как появилась речь», карточки с изображением знаков (точка, вопросительный и восклицательный знаки, стрелы с присосками, корзинки, предметные картинки (мамонт, грибы).
Педагогическая технология: коммуникативно-развивающая, игровая.
Методы, используемые на занятии:
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения учащихся:
— эмоциональные методы: создание наглядно-образных представлений;
— социальные методы: создание эмоционально-нравственных ситуаций.
Методы осуществления учебных действий:
— словесные методы: рассказ, прослушивание;
— наглядные методы: использование наглядных материалов, использование видеоматериалов;
— практические методы: включение в коллективную деятельность.
Методы педагогического мониторинга и контроля:
— анализ деятельности детей на занятии.
Форма занятия: групповая.
План занятия:
1. Организационный момент.
— проверка готовности к занятию
— озвучивание цели и задач занятия
2. Теоретическая часть.
— знакомство детей с понятиями «устная речь», «предложение»
— просмотр фильма «Как появилась человеческая речь«
4. Практическая часть.
— подвижная игра: «Занятия древних людей»,фонетическая игра: «Определи по интонации»
5. Подведение итогов занятия (рефлексия).
Ход занятия
— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Карина Владимировна.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Занятие можно начинать?
— Ребята, вы пришли на занятие, которое называется «Развитие речи».
А что же такое речь? Может кто-то знает?
— то, что говорит человек.
— Речь – это всё, что мы с вами говорим.
Сегодня, ребята, мы с вами узнаем, как появилась «устная речь».
-А почему такая речь называется устной?
— Потому что, когда мы разговариваем, работают наш язычок и наши губы, а когда-то давно губы называли «уста». Отсюда и появилось название «устная речь».
-А вы знаете, что древние люди не умели говорить и общались мимикой (выражением лица: улыбались, хмурили брови.) и жестами, то есть показывали руками, что они хотят.Например: хотел древний человек, чтоб к нему подошёл друг. Что он делал?
— Правильно, махал рукой, подзывая к себе друга. Если древний человек радовался, он хлопал в ладоши; если сердился – грозил кулаком; когда здоровался – пожимал руку своему другу.А к жестам древние люди добавляли звуки: рычание, крики…
— Потом стали появляться короткие словечки: ай, ой, ах, ух, эй, фу, ого…
— Затем слова становились длиннее: бах, стой, иди, куда, смотри, молчи, сюда, туда…
— Эти словечки стали складываться в предложения. Так и появилась речь.
— А теперь, ребята, давайте представим себя древними людьми, которые не могли говорить и общались как?
— жестами, мимикой, звуками
Игра «Занятия древних людей»
Мальчикам педагог даёт стрелы с присосками предлагает «пойти на охоту». На доске висят картинки с изображением мамонта. Мальчики соревнуются в ловкости, кидая стрелы в изображение.
— Молодцы, ребята! Справились с заданиями. А теперь давайте посмотрим фильм, про то, как же появилась речь.
Просмотр фильма «Как появилась устная речь»
— Ребята, а сейчас я вам расскажу, из чего же состоит наша речь?
Речь состоит из предложений. Предложение – это наши мысли, которые мы говорим и все нас понимают.
Предложения различают по интонации. Интонация – это сила голоса.
• повествовательные предложения (произносят их спокойным голосом). В них о чём-то рассказывают (повествуют). В конце таких предложений ставят точку (показать карточку с изображением точки).Например: Мама купила хлеб. (Попросить одного ребёнка придумать повествовательное предложение)
• восклицательные предложения (произносят их громким голосом, который «идёт» немного вверх). В конце таких предложений ставят восклицательный знак (показать карточку с изображением восклицательного знака).Например: Какой чудесный день! (Попросить ребёнка придумать восклицательное предложение)
• вопросительные предложения (произносят их с вопросительной интонацией, которая «идёт» немного вниз). В конце таких предложений ставят вопросительный знак (показать карточку с изображением вопросительного знака).Например: Мама, можно я пойду гулять? (Попросить ребёнка придумать вопросительное предложение)
Вправо, влево повернитесь,
Вверх повыше потянитесь,
Вниз пониже наклонитесь,
Вверх опять все потянитесь.
А теперь мы пошагаем,
Вверх прыжок – и отдыхаем.
— Ребята, посмотрите, у вас в корзинках лежат разные знаки. Давайте, поиграем. Я буду говорить предложение, а вы будете определять, какое это предложение.
Игра «Определи по интонации»
Педагог называет одно и то же предложение (Наступила осень) с разной интонацией, а дети определяют её и поднимают карточку с нужным знаком (точка, восклицательный или вопросительный знак)
— Вам понравилось наше занятие?
— Что понравилось больше всего?
Учащиеся: (ответы детей)
— Что нового вы узнали?
Учащиеся: (ответы детей)
— Что такое устная речь?
Учащиеся: (ответы детей)
— Из чего она состоит?
Учащиеся: (ответы детей)
— Какими бывают предложения?
Учащиеся: (ответы детей)
— Молодцы! Ребята, наше занятие закончилось. Всем спасибо. До скорой встречи!
Конспект комплексного занятия «Что такое хорошо и что такое плохо» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество» (рисование, «Игровая».
Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных наших лесов. Задачи: Образовательные: 1. Упражнять в образовании сложных.
Конспект НОД на тему: «Что такое доброта?». (Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста) Конспект НОД на тему «Что такое доброта?» Цель: Познакомить детей с понятиями «Доброта», «добрые дела». Научить сочувствовать, сопереживать,.
Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Что такое семья» Что такое семья? Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Цель: воспитывать чувства любви к своей семье. Задачи:.
Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Что такое лес?» Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Что такое.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Что такое хорошо, а что такое плохо?» Программное содержание: 1. Продолжать формировать у детей понятия о том, что такое хорошо, а что такое плохо; 2. Закрепить у детей знания.
Летний праздник «Что такое это лето?» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Сценарий летнего праздника в средней, старшей, подготовительной группах «Что такое это лето?» Ход праздника. Дети заходят, садятся на стульчики.
ООД «Что такое деньги?» с детьми старшего дошкольного возраста Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Что такое деньги?» Воспитатель: Т. В. Костюк.
Проект «Что такое Новый год» для детей старшего дошкольного возраста Срок реализации 1 месяц. Автор составитель: Горчева Е. С. Актуальность Новогодний праздник, один из немногих в нашей стране, который празднуется.
Консультация «Что такое речь?»
Руденко Оксана
Консультация «Что такое речь?»
Что такое речь?
Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникации) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга.
Речевое общение осуществляется посредством языка. Язык — это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов.
Итак, в речевом акте задействована сложная система органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.
Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными. Вместе с тем эти движения должны быть автоматическими, т. е. осуществляться без специальных усилий. Так и происходит на самом деле — говорящий следит только за течением мысли, не задумываясь над тем, какое положение должен занять его язык во рту, когда надо вдохнуть и т. д. Это происходит в результате действия механизма произнесения речи.
Что можно сделать для развития речи ребенка?
2. Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, что он делает. Помогайте ему употреблять известные ему слова. Учите малыша играть в сюжетные игры, сопровождая их словесными комментариями.
3. На прогулке показывайте ребёнку новые для него предметы и рассказывайте о них. Интонационно выделяйте голосом новое для малыша слово.
4. Ваша речь, обращенная к ребенку, должна быть правильной. Четко произносите слова и фразы. Не сюсюкайте, не заигрывайте с ним, копируя его произношение. Ваша речь должна служить образцом для малыша!
5. Разглядывайте с ребенком книги, в которых есть иллюстрации. Учите его показывать вам картинки, которые вы называете и самому рассказывать о том, что на них нарисовано.
6. Сделайте фотоальбом, иллюстрирующий различные действия вашего малыша. Разглядывая фотографии, просите ребёнка рассказать о том, что он видит. Перелистывать такой альбом и называть фотографии можно в транспорте, в парке, на пляже.
7. Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая их ритм.
В основе успехов ребенка в усвоении языка лежит его любознательность в познании окружающего мира, его желание и умение общаться. Дети усваивают язык в социальном окружении, общаясь с другими людьми, в первую очередь с родителями. Разговаривая со своим ребенком, помогайте ему подобрать точные слова для выражения мысли. Не упрощайте свою речь, подробно и обстоятельно отвечайте на вопросы крохи. Читайте малышу интересные книги, помогайте ему каждый день узнавать что- то новое. Следуя этим простым советам, вы будете способствовать успешному развитию мышления и речи вашего ребенка.
«Что такое счастье, воспитание и человек» публичная речь на конкурсе «Воспитатель года» Здраствуйте. Начать свое выступление хочу с небольшой притчи. Путешественник увидел трёх рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки,.
Консультация для родителей «Играем — речь развиваем» Уважаемые родители! Скоро ваш малыш скоро пойдет в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно.
Русский язык. 1 класс
Конспект урока
Русский язык. 1 класс.
Тема: Какая бывает речь. Что можно узнать о человеке по его речи?
Цель нашего урока – понять, что такое речь, какой она бывает и чем отличается речь разных людей.
Проверьте, готовы ли вы к уроку. Прочитайте стихотворение:
Готов ли ты начать урок?
Всё ль у тебя в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверил? Ну тогда садись!
И с усердием трудись!
На всех наших уроках нам будет помогать учебник по русскому языку. Рассмотрите его внимательно и откройте на странице 3. Прочитайте обращение авторов. Ответьте на вопросы:
Как называется учебник?
С чем вас познакомит учебник?
Чему вас будет учить этот учебник?
Обратите внимание на странице 4, какие значки будут встречаться в учебнике и что они значат.
Задание 1. Разгадайте кроссворд.
Дверцы дома – на замке.
Тут жильцы бумажные,
Без языка, а говорит.
Прочитайте ключевое слово. Как вы думаете, зачем людям нужна речь?
Задание 2. Рассмотрите картинку на странице 6 учебника. Как общаются животные, а как человек? Скажите, можно ли назвать речью звуковые сигналы животных?
Прочитайте высказывание Льва Васильевича Успенского: «Землю населяет множество живых существ. Из них только человек обладает даром речи».
Как вы понимаете эти слова?
А можем ли мы общаться без речи? Рассмотрите картинки и скажите, что показывают люди.
Конечно! У нас есть жесты и мимика, часто мы можем обойтись и без слов. Но с помощью речи люди могут понимать чувства и мысли друг друга более точно.
Задание 3. Рассмотрите картинки. Что делают дети на них? Подпишите картинки, используя слова:
Говорение, слушание, чтение и письмо – это виды речи.
Речь бывает письменная и устная.
Речь, которую мы произносим и слушаем, называется устной. Слово «устный» образовалось от слова «уста»
Посмотрите значение слова «уста» в толковом словаре: https://gufo.me/dict/ozhegov
Письменная речь – это речь, записанная буквами и другими знаками. С ее помощью мы пишем и читаем.
По картинкам из задания 3 определите, какая речь устная, а какая письменная.
Есть еще внутренняя речь, или речь про себя.
Ее мы используем, когда думаем, но не произносим мысли вслух, или когда читаем про себя.
Задание 5. Рассмотрите рисунок задания 4 на странице 7 учебника. Из какой это сказки? К какой речи вы отнесете запись разговора персонажей: к устной или письменной?
Какой речью вы воспользуетесь, чтобы передать содержание сказки?
Задание 6. Расставьте события сказки в правильном порядке:
Задание 7. Расставьте слова в предложениях в правильном порядке, не забудьте о знаках препинания:
Спишите предложения в тетрадь.
Не забудьте о правилах списывания:
Каждое предложение пишется с заглавной буквы. При письме каждое слово пишется отдельно. В конце предложения ставим знак препинания
Задание 8*. Составьте предложения по картинкам. Запишите их в тетрадь.
1.
2.
3.
4.
Задание 9 (повторение). Скажите, какие виды речи изображены на картинках 1, 3 и 4 задания 8.
Задание 10 (повторение). Расположите слова в алфавитном порядке:
Задание 11(повторение). Посмотрите на картинки и скажите, что делают дети.
1. __________________
2. __________________
3. _________________
4. __________________
5. __________________
Какие это виды речи?
Подпишите картинки, используя слова из рамочки
На какие две группы можно разделить виды речи?
Задание 12 (повторение). К какой речи вы отнесете эти картинки: к устной или письменной?
2.
3.
Когда в жизни вы пользуетесь устной речью, а когда письменной?
Задание 13. Рассмотрите рисунок упражнения 5 на странице 8 учебника. Какие предложения вам удалось прочитать, а какие нет? Почему?
Что нужно, чтобы понять эти записи?
Один человек говорит, а другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету или журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов, устно или письменно, человек выражает свои мысли и передает их другим. Все это происходит благодаря языку.
Родной язык – это язык, который человек знает с детства. В России живет много разных народов, и у всех есть свой родной язык
Буряты. Родной язык – бурятский
Задание 14. Запишите в тетрадь предложение:
Не забудьте о правилах списывания:
Каждое предложение пишется с заглавной буквы. При письме каждое слово пишется отдельно. В конце предложения ставится знак препинания
Русский язык – это государственный язык Российской Федерации.
Как вы понимаете эти слова?
Государственный язык – это язык, на котором говорят большинство людей в государстве.
Российская федерация – государство, в котором мы живем.
Китайский язык – государственный язык Китая
Немецкий язык – государственный язык Германии
Английский язык – государственный язык США
Какие еще страны вы знаете? Какой там государственный язык?
Задание 15. Соотнесите страны и их государственные языки
Объединенные Арабские Эмираты
Задание 16. Слово «язык» имеет несколько значений. Посмотрите в толковом словаре, в каких ещё значения используется слово «язык»: https://gufo.me/dict/ozhegov
Задание 17. Как вы думаете, что можно узнать по речи человека?
Кто мог это сказать? Соедините картинки и стихи.
Дайте ножницы, расческу,
Я вам сделаю прическу
Дайте мне скорей продукты:
Мясо, зелень, сухофрукты,
Рис, картофель … И тогда
Ждет вас вкусная еда.
Чтобы сбить температуру
Я вам выпишу микстуру
Еще по речи можно понять:
— сколько человеку лет;
— мужчина это или женщина;
— какое у человека настроение.
Подумайте и скажите, какую речь вам приятно слушать?
А как вы думаете, какую речь можно назвать вежливой?
Вежливая речь произносится с уважением к собеседнику и с комфортной громкостью. А еще она содержит вежливые слова:
Какие еще вежливые слова вы знаете?
Вы не забываете употреблять в своей речи вежливые слова?
А всегда уважительно разговариваете?
*Задание 18. Напишите другие вежливые слова, которые вы используете.
*Задание 19. Соедините вежливые слова, схожие по значению
Задание 20. Разделите действия на вежливые и невежливые:
Задание 21. Прочитайте пословицы и высказывания. Как вы их понимаете?
Запишите в тетрадь понравившееся предложение.
Задание 22. Самостоятельно или с одноклассниками найдите в словаре пословицы о языке и речи: http://posloviz.ru/category/yazyk-rech/
Задание 23. Соедините части пословиц
Красно поле пшеном,
Без русского языка
не сколотишь и сапога
Острый язык – дарование,
лучше худого вранья
Устная речь – это речь, которую мы произносим и слушаем: говорение, слушание.
Письменную речь – это речь, записанная буквами и другими знаками: чтение, письмо.
Внутренняя речь – это речь про себя.
Родной язык – это язык, который человек знает с детства и не изучал специально.
Государственный язык – это язык, на котором говорит большинство людей в государстве.
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 1 класс Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. М.: Просвещение, 2014. – С. 1-7
Ключевое слово: Речь
Задание 5. Сказка «Колобок». На рисунке письменная речь, пересказ сказки – устная речь.
Задание 6. 4, 5, 1, 2, 3.
Задание 7. 1) Мы читаем стихи. 2) Я люблю веселые песни.
Задание 8. Примеры предложений: 1. Мальчик и девочка читают книгу. Дети читают книгу. 2. Мальчик рисует. Художник рисует картину. 3. Мальчик и девочка пишут. Дети слушают урок/учителя. 4. Мальчик и девочка разговаривают. Дети разговаривают.
Задание 10. 2, 4, 1, 3
Задание 11. 1 – чтение, 2 – письмо, 3 – говорение, 4 – слушание, 5 – речь про себя.
Задание 12. 1 – устная, 2 – письменная6 3 – письменная.
Задание 13. Знать этот язык как родной или изучать как иностранный.
Задание 15. 1 – 3, 2 – 4, 3 – 2, 4 – 1.
Задание 17. 1 – 2, 2 – 3, 3 – 1.
Задание 19. 1 – 2, 2 – 3, 3 – 1.
Задание 20. Вежливые: 1, 4, 6, 7. Невежливые: 2, 3, 5.
Задание 23. 1 – 3, 2 – 1, 3 – 4, 4 – 5, 5 – 2.