Карточки домана для чего
Карточки Домана для развития малышей
Активировать участки мозга, отвечающие за те или иные навыки малыша, помогают специальные методики. Одной из самых популярных методик на сегодняшний день считаются карточки Домана. Обучать детей по таким карточкам можно с 3-х месяцев, приобретя их в магазине или изготовив самостоятельно. Простота и эффективность данного метода полностью доказана на практике как в России, так и за рубежом.
История появления идеи
Глен Доман – известный врач-нейрофизиолог, посвятивший свою жизнь разработке программы, направленной на интеллектуальное и сенсорное развитие детей. Изначально его исследования были направлены на реабилитацию малышей, отстающих в развитии и имеющих повреждения головного мозга и ЦНС. Около 20 лет совместно с другими специалистами он искал пути восстановления неврологической системы ребят разного возраста.
В основу теории Домана входило предположение, что любые отклонения, в том числе и физические, связаны с повреждениями мозга и нервной системы. Он и его команда смогли доказать, что мозг человека способен самовосстанавливаться. При правильном подходе здоровые участки мозга берут на себя функции отмерших клеток. Тогда впервые в медицинском лексиконе появилось понятие нейропластичности – развития и изменения человеческого мозга на протяжении всей жизни.
Таким образом, диагнозы ДЦП, аутизм, эпилепсия, синдром Дауна и другие перестали звучать как приговор, а термин «умственная отсталость», внесённый в перечень официальных диагнозов в США, вовсе перестал существовать.
Результативность деятельности Домана была доказана положительными результатами и обрела популярность. В ходе работы было замечено, что и здоровые малыши с интересом включаются в процесс обучения. Поэтому дальнейшие исследования и эксперименты проводились с учётом интересов полноценных детей.
Основные принципы занятий
Методика Глена Домана основана на эффективном зрительном и слуховом восприятии детей окружающего мира. С младенчества ребёнок стремится познавать мир и учиться чему-то новому. Учёным доказано, что в первые 5-6 лет жизни малыш способен получить столько информации, сколько не получает в течение всей своей жизни. В этот период малыш не нуждается в мотивации родителей – он сам проявляет интерес ко всему происходящему вокруг.
Такая форма обучения подходит и для самых маленьких. Считается, что чем раньше приучать карапуза к урокам, тем эффективнее будут результаты. Поэтому начинать занятия можно с 3-х месячного возраста, когда младенец начинает концентрировать внимание на предметах.
Карточки Глена Домана разработаны на основании следующих принципов:
Дети, с рождения познавшие методику Домана, к 4-м годам уже умели читать и считать, были умственно развитие, чем их ровесники, имели чёткое представление о многих сферах жизни. Например, они могли точно определить профессию человека, отличить друг от друга растения, деревья, животных, птиц, рыб и т.д. (в зависимости от того, на какие темы был сделан упор во время уроков).
Суть методики
Для достижения ожидаемых результатов рекомендуется соблюдать некоторые правила. В первую очередь занятия должны проводиться в игровой форме. Малыша нельзя заставлять, ругать, резко критиковать. Особенно это касается первого занятия. У малыша может пропасть интерес к урокам, а также доверие к родителям, как к учителям.
Обучение должно проходить в предрасполагающей обстановке. Для этого нужно выбрать момент, когда ребёнок спокоен и настроен воспринимать новые знания. Если малыш капризничает, хочет спать, голоден или болеет, такие уроки не принесут пользы. Занятия должны быть приятными и увлекательными.
Немало важно хвалить и всячески поощрять кроху. Нужно искренне радоваться его успехам, улыбаться и выражать свои эмоции. Если вы находитесь в плохом расположении духа, устали или вам не интересно, лучше всего перенести занятия на более удобное время.
Учёный рекомендует тщательно готовиться к каждому занятию. Во время урока важно исключить факторы, отвлекающие внимание – выключить телевизор, музыку, убрать телефон и т.д.
В ходе занятий станет понятно, какие темы интересуют ваше чадо больше всего. Однако, ограничиваться только ими не стоит. С каждым занятием следует вводить новые материалы для изучения. Не бойтесь давать малышу много информации. Детский мозг способен запоминать и анализировать большие объёмы. При этом не нужно требовать от него отчёт о полученных знаниях. Когда ребёнку интересно, он непременно захочет поделиться с вами тем, что он усвоил и открыл для себя.
Если маленький ученик начал отвлекаться, ползать или бегать, играть в игрушки – обучение необходимо прекратить. Это свидетельствует о переутомлении или безразличии к уроку.
Что представляют собой карточки Домана
С помощью карточек Домана ребёнок запоминает животных, птиц, учиться различать цвета, профессии, изучает буквы и цифры, постепенно обучаясь чтению и счёту. Методика представляет собой отдельные карточки с изображениями и надписями различных предметов. Так в голове малютки картинки ассоциируются со словами, написанными на карточке. В начале обучения это должны быть самые простые вещи, знакомые крохе и вызывающие у него определённые эмоции. Например, мама, папа, суп, кот, хлеб, каша и другие.
Приобрести карточки Домана можно в специализированном магазине, скачать из интернета или изготовить самостоятельно. Если вы решили сами подготовить карточки, необходимо соблюдать рекомендуемые параметры и некоторые нюансы:
Демонстрация карточек с изображениями конкретной тематики поможет развить у малютки логическое мышление. Например, показ карточек с картинками собак разной породы даст понять ребёнку, что между ними есть сходства и отличия.
Человеческий мозг (даже у самых маленьких детей) способен анализировать, сравнивать, сопоставлять и делать выводы. Поэтому не стоит бояться давать малышу новые знания. Так или иначе они будут откладываться в определённых участках мозга. По мере умственного развития они будут активироваться и проявляться.
С помощью надписей ребёнок научиться различать буквы и сопоставлять их с изображениями. Сначала крохе запоминается набор букв, из которого состоит демонстрируемое слово. При следующем показе малыш уже сможет его узнать и прочитать. Такое обучение предназначено для детей более старшего возраста и направлено на подготовке к чтению.
Глен Доман разработал карточки, развивающие в детях математические навыки. Нейрохирург установил, что в отличие от взрослых при произношении числа ребёнок представляет не цифру, а количество предметов, на которое она указывает. Например, два яблока, пять карандашей, три конфеты и т.д. Поэтому математические карточки выполнены с учётом этих особенностей. Размер одной карточки составляет 27х27 см. На них изображены разбросанные кружки красного цвета диаметром не более 2-х см.
В самом начале обучения рекомендуется использовать два набора карточек: с точками от 0 до 5 и от 5 до 10.
Как правильно проводить обучение
Во время занятий по карточкам Глена Домана ребёнок должен быть спокоен и настроен на интенсивное обучение. Если малыш активно включается в игру, то уроки будут лучше усваиваться.
Карапуза необходимо усадить в удобное положение и привлечь его внимание. После этого можно начинать демонстрацию карточек. Картинки должны быть чёткими, яркими и понятными. Произносить слова нужно размеренным, спокойным тоном. Показывать одну карточку следует не более 10 секунд, затем переходить к следующей.
Важно заранее распределить карточки по темам: животные, растения, транспорт, продукты питания, профессии и т.д.
На первом уроке родители показывают 5 карточек одной серии, например, животных. Самым маленьким ученикам достаточно только показывать рисунок и внятно произносить слово, не напрягая его лишними объяснениями. Мозг малыша сам проанализирует полученную информацию и сделает выводы из увиденного.
Ребятам постарше можно показать карточку и озвучить слово, а затем попросить найти её среди других.
В конце схемы добавляем по одному новому слову и убираем одно уже изученное.
Методика Глена Домана доказала свою эффективность на практике и заслужила доверие родителей по всему миру. Карточки подходят как для детей с повреждениями ЦНС и головного мозга, так и для абсолютно здоровых малышей.
Карточки Домана можно купить или сделать своими руками. Поэтому обучение по методике доступно каждому.
Занятия проводятся в игровой форме. Помимо увлекательного процесса, это ещё хороший повод больше времени проводить со своими детьми.
Карточки Домана — очень подробное описание занятий
Существует много вариантов занятий по карточкам, наибольшей популярностью пользуется Домановская техника развития памяти (о ней, в её классическом виде, и пойдет речь в этом посте). Но все-таки перед началом использования методики Домана рекомендую изучить статью о ее неэффективности с мнениями многих специалистов.
Карточки Домана для развития памяти
Основным тренажером развития памяти по методике Домана является «Бит интеллекта». Именно различные варианты этой техники используются для раннего развития с помощью карточек. Техника заключается в кратковременной демонстрации карточек (одна карточка показывается не больше 2-ух секунд!) с четким озвучиванием изображения или краткого факта об изображении. Вы скажете, что за этой время ничего разглядеть не возможно и это для обычного человека верно. Но эта методика как раз нацелена на развитие скорости реакции мозга. Поэтому сначала ребенок действительно ничего не будет понимать, при регулярных занятиях, по мнению Гленна Домана, у ребенка должна развиться скорость реакции и фотопамять.
Как заниматься по карточкам Домана с изображениями :
Помимо методики Гленна Домана существует еще одна методика, продвигаемая компанией Умница, которая также обещает родителям высокие результаты от демонстрации карточек с рождения. На первый взгляд может показаться, что методика Глена Домана похожа на методику от Умницы Домана-Маниченко, на самом деле это совсем не так! В методике Гленна Домана ключевым моментом является кратковременный показ карточки, для развития скорости реакции мозга. Методика Домана-Маниченко предполагает просмотр карточек в комфортном режиме, а также игры на умение оперировать предметами изображенными на карточках и их свойствами. При этом результаты, обещанные методиками, различаются по масштабам:
В свое время я приобрела наборы карточек для занятий с дочкой по методике Домана и разочаровавшись в методике нашла им более достойное применение — игры с карточками для малышей.
Карточки Домана для обучения чтению
Существует мнение, что Гленн Доман рекомендовал учить детей читать с рождения — это не совсем так, в его публикациях наилучшим возрастом для обучения чтения считается 1 год. Что еще немаловажно контроль полученных знаний, подразумевает умение малыша говорить, ведь уже на 7-ой день обучения малыш должен «читать» вслух первые слова. Карточки для обучения чтению должны быть крупные — 50 на 10 см. Текст должен быть красного цвета. Современные карточки помимо текста на обратной стороне содержат картинки, но в оригинальной методике Домана картинки на карточках для чтения не требуются.
График занятий:
Последующие дни: в итоге Вы должны нарастить количество изучаемых слов в день до 25. В одно занятие — 5 карточек. Каждая введенная в показ карточка демонстрируется 3 раза в день. Таким образом в день 15 занятий. И не забываем заветные 30 минут между изучением одних и тех же карточек — это необходимое условие для достижения результата. После изучения слова в течении 5 дней его необходимо убирать из показов, так как за это время слово уже должно запомниться. Чтобы легче контролировать процесс замены карточек, Доман рекомендует на карточке мелкими буквами подписывать дату начала показов. Вот так непрост процесс обучения чтения по методике Домана! Возможно Вы решите поискать в интернете более легкие рецепты чтения по карточкам и обязательно их найдете в большом количестве ;-). Только я сразу Вас предупреждаю, занятия которые я описала на 100% соответствуют оригинальным упражнения Глена Домана из его публикаций. Всё что Вы найдете с более простым подходом — имеет мало общего с методикой Домана. Наиболее подробно о методике развития Гленна Домана Вы можете прочитать в его книгах:
Если Вы разочаровались сложностью обучения чтения предлагаю не огорчаться и изучить следующие статьи:
Запись опубликована 29.10.2014 автором Мама зануда 11 118719
Карточки Домана — очень подробное описание занятий : 11 комментариев
Можно сколько угодно говорить о неэффективности методики и даже на государственном уровне, а можно пробовать, пробовать и еще раз пробовать как дедушка Ленин завещал. Реальный пример: море, лето, отдыхал со своими детьми, встречаю девочку 4х лет, сидит бегло читает книжку. Спрашиваю маму как научили? Ответ Доман. С 3х месяцев. Даю девочке почитать газету. Читает бегло внятно без зависаний как взрослая только детским голосом с пунктуацией. Думал не понимает что читает. Начинаю задавать вопросы. Понимает. Да! Отдельные понятия переспрашивает. Мать ее говорит, когда папа делал диссертацию она с ним «готовилась»))). Сейчас с третьем ребенком годик, занимаюсь по Доману, со вторым честно не пошло. Но память сильно развило. Так что пробуйте…
Вы знаете эта методика практически ни у кого «не идет» :-), поэтому и выпущены предупреждения. Кроме прочего использование методики в оригинале(на базе института Домана в США) очень дорогое удовольствие. Если для особых детей, которые не могут воспринимать стандартные методы развития, обосновано испробовать все шансы, в том числе спорные, недоказанные и эксперементальные, то для обычных детей просто нецелесообразно.
Есть надрессированные дети с заученными текстами для показов в ток-шоу. Есть дети с реально более быстрыми темпами развития. Например, у кого-то слух проявляется в 2 года, у моего ребенка появился в 6 лет. В 4 водили на пение, и хоть лопни — слуха не было. Индивидуальность — гены? питание? Никто не может раскрыть секрет! Если бы раскрыли, нас уже окружали бы только гении :-)). Есть наука физиология. В ней дается много возрастных периодов. И физиологи настаивают, что старт обучения чтению и обучения музыке — для большинства будет физиологичен в 6-7 лет. Полагаю, этот возраст указан для детей, с которыми плотно не занимались в дошкольном возрасте. Учитывая, ранее развитие, логично эти сроки сдвинуть на 1-2 года. Возможно, в случаях 1 на 10 000 ребенок в 4 года будет способен обучится читать бегло. Но из-за этого одного генетически предрасположенного к раннему развитию ребенка не стОит мучить всех :-).
Что касается ситуации описанной вами, то скорее всего вам показалось. А та мама принимает желаемое за действительное. Мой ребенок в 4 года тоже ответил бы на любые вопросы по всем книжкам, которые были в нашей библиотеке и тоже мог бегло «читать» (по памяти) любимые тексты. Как правило, за счет того, что у детей нет постоянной возможности заглянуть в источник знаний у них может развиться очень хорошая память. А именно это дети, с которыми много занимаются по возрасту и, которым много читают книг. Например, мой ребенок в 6 лет в детском саду на утреннике выучил весь сценарий, песенки праздника, а также стишки всех своих одногруппников.
Предполагаю, что заслуга хорошей памяти у вашего ребенка вовсе не методика Домана. Я не занималась с ребенком по этом методике, память исключительная. Тексты любимых книг цитирует абзацами, знает кучу песенок и т.п…
Чтобы делать выводы об эффективности и неэффективности, думаю, стоит использовать материал в соответствии с рекомендациями Домана. У Вас же на фото карточки не соответствуют его рекомендациям…
Мои выводы сделаны не на собственном опыте, а на мнениях специалистов и логике.
Хорошая методика развиваю память у своей малютки с помощью ее.
В графике занятий исправьте промежуток между занятиями. Он должен быть не менее 30 минут, а у вас не более.
Если обидела простите. Я имею в виду что не всем детям достаточно просмотра видео. Просто жалею, что в свое время считала, что включить видео тоже самое что с карточками самой поработать с ребенком. Это и проще конечно. Но карточки однозначно лучше. Я вижу результаты других деток…
Спасибо за ссылку.
У нас нет карточек для чтения по методике Домана, но мы смотрим иногда видео «Читалка»по методике данной. Ребенку нравится. Многие слова повторяет. Мы не зацикливаемся, в свое время ( у всех это по разному) научимся и писать и читать…
Карточки Домана и его методика раннего развития: стоит ли заниматься с малышом
Каждая мама считает своего ребёнка самым красивым и умным. И чтобы он ещё больше радовал окружающих своими успехами, многие взрослые обращаются к методикам раннего развития. Одна из наиболее популярных принадлежит американскому врачу Гленну Доману. Производители его дидактических материалов обещают родителям огромные перспективы развития крохи начиная с младенческого возраста. Но как же обстоит дело на самом деле?
Как появилась методика раннего развития Гленна Домана
Гленн Доман — врач из США. Отучившись на физиотерапевта, он впоследствии увлёкся изучением человеческого мозга, в частности, детского.
Исследования пришлось прервать из-за участия во Второй мировой войне. Там Доман даже получил награду — крест «За выдающиеся заслуги». Но возвратившись с фронта, врач продолжил начатое дело — основал Институт развития человеческого потенциала, где и проработал до конца своих дней.
Свою жизнь Гленн Доман посвятил исследованию человеческого мозга, стал основателем Института развития человеческого потенциала
Учёный разработал специальную программу реабилитации для детей-инвалидов с патологиями нервной системы. В процессе работы он пришёл к выводу, что мозг развивается лишь в условиях его постоянной стимуляции.
Применяя свою методику на маленьких пациентах, Доман добился положительных результатов — детский мозг (а точнее, его здоровые клетки) начал работать. Ребята с диагнозом «умственная отсталость» стали двигаться, садиться, говорить и даже читать.
Впоследствии врач решил опробовать свою методику и на здоровых детях. Всё началось с того, что здоровые братики и сестрички больных малышей с интересом присоединялись к занятиям и также достигали внушительных результатов. Ребята 2–4 лет свободно читали, считали, проявляли эрудицию в различных областях и были замечательно развиты физически.
Ключевое правило системы Домана — с ранних лет и даже месяцев жизни ребёнка следует заставлять как можно больше двигаться и напрягать мозг. Как результат интеллект станет развиваться быстрыми темпами. Двигательная же активность важна потому, что способствует развитию мозга.
Альтернативное мнение
Некоторые современные врачи и педагоги не согласны, что методику Домана следует применять на здоровых детях. Она изначально ориентирована на малышей с повреждениями мозга, то есть, тех, у кого в силу заболевания существует информационный дефицит. Вот его-то и надо восполнять.
Здоровые же, нормально развивающиеся дети не имеют такого информационного дефицита, поскольку они могут его удовлетворить самостоятельно (малыш сам может перевернуться, приподняться, сесть, подползти и пр., когда он этого хочет). А при его отсутствии добиться внимания к занятиям довольно сложно.
Что представляют собой карточки Домана и какие они бывают
Методика Домана у родителей прежде всего ассоциируется со специальными карточками. Именно с их помощью маленький ребёнок получает информацию. Карточки можно разделить на три группы:
Среди карточек есть энциклопедические — картинки с надписями по тематическим группам, например, «Овощи»
Карточки для обучения чтению представляют собой напечатанные крупным шрифтом слова красного цвета
Доман использует точки, а не цифры, чтобы малыш почувствовал реальное количество, а не символ
Чтобы обучение проходило успешно, карточки должны отвечать определённым требованиям:
Уже из самого описания карточек, понятно, что их должно быть очень много. Поэтому родители могут поступить следующим образом:
Конечно, проще всего купить готовый набор карточек и заниматься с ними с малышом
Конечно, некоторые карточки можно делать и самостоятельно, но это займёт много времени
Некоторые родители выбирают такой способ занятий, как показ ребёнку электронных карточек — на экране планшета или ноутбука. Конечно, это экономно, но не слишком удобно: ведь при использовании бумажного варианта легче использовать системный подход. К тому же карточки можно положить на видное место, что в течение дня не забыть о занятиях.
Как развивать ребёнка по методике Домана
Прежде всего следует обозначить общие принципы методики Домана:
Главное в занятиях — желание ребёнка и позитивный настрой мамы, также очень важно чаще хвалить своё чадо
Основная суть методики Домана — это многократный показ ребёнку карточек. Система учёного этим не ограничивается, но всё же занятия с карточками получили наибольшее распространение.
С какого возраста работать с маленьким ребёнком
В процессе наблюдений Доман пришёл к выводу что максимум информации дети узнают за первые 6 лет жизни. К познанию мира малыш готов с рождения, его интересует буквально всё вокруг. И у родителей нет особой необходимости мотивировать ребёнка.
По мнению доктора, приступать к обучению можно уже с 3-х месяцев. Именно в этом возрасте младенец уже хорошо реагирует на предметы. В этом возрасте ему нужно показывать энциклопедические карточки (изображение самых разных объектов). Обучение же чтению и математике начинают чуть позже (ближе к году).
Суть методики Домана в том, что это именно раннее развитие. Поэтому занятия должны быть активными и регулярными (год активного показа в данном случае будет эффективнее, чем три года постепенных упражнений.
Как часто устраивать занятия
Демонстрировать ребёнку карточки можно до 10–15 раз в день.
Приступать к обучению следует, когда малыш сытый, отдохнувший. Само́й маме не нужно воспринимать показ карточек как ежедневную рутину — важно превратить всё это в увлекательную игру, быть эмоциональной, радоваться вместе с крохой.
Обучение чтению
Суть обучения — ребёнку несколько раз в день демонстрируются карточки со словами, которые проговаривает взрослый. Конкретные варианты здесь могут быть разными (каждый родитель подбирает себе подходящую систему).
Например, ключевым элементом может быть набор из пяти слов, объединённых по смыслу. Схема обучения чтению будет следующей (по дням):
Вначале целесообразно знакомить ребёнка с существительными, причём, обозначающими знакомые ему понятия
Глядя на слово, маленький ребёнок, конечно, ещё не осознаёт его смысла. Но когда взрослый озвучивает его, то срабатывает механическое запоминание. Детский мозг связывает визуальную и слуховую информацию воедино. Таким способом малыш начинает понимать законы чтения.
Начинать обучение лучше всего с самых простых слов, которые кроха хорошо знает (мама, папа, бабушка, дедушка, также это могут быть знакомые названия одежды, блюд, домашних питомцев).
Обучение счёту
Занятия начинаются примерно с года. Вначале мама обучает ребёнка счёту до двадцати. Для этого ему демонстрируются соответствующие карточки с точками: 3 сеанса в день по 5 карточек (мама опять-таки чётко проговаривает название каждого числа). Каждый день добавляются 2 новые карточки и, соответственно, убираются 2 изученных.
Принцип обучения математике аналогичен обучению чтению. Вначале занятий уделяется внимание набору карточек от 1 до 5, затем от 5 до 10 и т. д.
С помощью точек также нужно осваивать основные математические действия. Например, карточка с тремя точками, знак «минус», карточка с двумя точками, знак «равно» и карточка с одной точкой. На последнем этапе ребёнок учится решать цифровые уравнения (конечно же, с объяснением родителя, а не интуитивно).
С помощью карточек можно не только учить с малышом числа, но и осваивать математические действия
Самые популярные карточки — энциклопедические
Аналогично малышу ежедневно быстро демонстрируются карточки с каким-либо предметами и объектами. При этом взрослый называет то, что изображено, и произносит о нём определённый факт (например, что это за животное, что оно ест, где живёт и пр.). Первые дни занятий включают в себя 3 сеанса по 10 карточек, постепенно количество карточек за один показ увеличивается. Картинки, которые демонстрировались 30 раз, убираются из комплекта и заменяются новыми.
Естественно, здесь многое зависит от возраста ребёнка. Например, трёхмесячному малышу будет достаточно просто называния животного, растения, овоща и т. д. Малышу же после года уже стоит сообщать конкретные факты и предмете или объекте.
Суть обучения в том, что ребёнок получит знания из разных областей науки. И важно не то что он получит максимальное количество информации, а то, что его мозг будет развиваться, учиться анализировать объекты, делать выводы. Ведь любую энциклопедию мы также не прочитываем от корки до корки, а просто берём для себя полезные сведения.
Физическое развитие малыша — как оно должно соответствовать интеллектуальному
Методика Домана уделяет важное внимание и физическому развитию ребёнка, ведь оно напрямую влияет на интеллект. Учёный уверен, что младенец должен двигаться с самого первого дня своего рождения.
Так, родители в силах научить его понемногу ползать уже в первый месяц. Для этого используются специальное приспособление — трек под небольшим наклоном. Рекомендованное время пребывания в нём — 3–4 часа ежедневно. Благодаря регулярным занятиям младенец научится по-настоящему ползать уже к 4-м месяцам.
Доман считает незаменимой вещью специальные треки для ползания, с их помощью малыш может осваивать важный физический навык уже с первого месяца жизни
Конечно, большинство педиатров и детских хирургов одобряют такое раннее ползание ребёнка, считая, что всему должно быть своё время, и опорно-двигательный аппарат должен сам созреть для этого.
Также, по мнению Домана, необходимо развивать и другие врождённые рефлексы ребёнка: например, умение плавать, заложенное самой природой.
Методика Домана также делает акцент на развитии чувства равновесия (малыша допустимо специальным образом крутить и вертеть), умения преодолевать преграды (ставить ему на пути валики, лесенки и пр.), упражнениях на мануальные навыки (захватывание предметов).
Самые яркие недостатки методики Домана
Как уже было сказано, методика Домана имеет массу поклонников среди родителей, которые видят реальные результаты занятий: малыши, действительно, начинают читать, считать в раннем возрасте. Яркие изображения привлекают детское внимание, и кроха запоминает информацию, которую ему предлагают взрослые.
Однако далеко не все специалисты и родители считают методику такой уж совершенной. Так, можно выделить следующие её недостатки:
Цитируя специалистов
…Как и у всякой методики, и у методики Домана есть свои отрицательные стороны. Главная из них заключается в том, что при использовании данной методики ребёнок из активного участника процесса обучения превращается в его объект. Во время обучения ребёнок пассивен, работает только его зрительная система, охватывая ту информацию, которая расположена на карточках. Малыша нагружают фактами (делают из него «ходячую энциклопедию»), но не учат думать (использовать полученные знания).
Страдает эмоциональное и когнитивное развитие, т. к. нельзя развивать только одну (в данном случае зрительную) компоненту. «Факт» надо пощупать, потрогать и полизать, т. е. исследовать его всеми органами чувств, и потом, используя его взаимосвязи с другими «фактами», определить ему место в мире. Но, к сожалению, методика очень трудоёмка и практически невыполнима, так как отнимает львиную долю времени у ребёнка, не оставляя возможности просто побегать, поиграть. Кстати, Доман является категорическим противником игрушек, считая, что на них только тратится драгоценное время…
Анна Бояринцева психолог, кандидат педагогических наук
https://mamazanuda.ru/metodika-domana/#%D0%BC%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
Дело в том, что мозг ребёнка созревает постепенно. Сначала созревают нервные центры, отвечающие за дыхание и пищеварение, потом — за движение и только потом — за эмоциональный контроль, волю и чтение. Если принудительно нарушить эту последовательность, если начать развивать центры чтения до того, как созреют предыдущие, становление ребёнка может отклониться от нормы.
Елизавета Меланченко, врач-невролог
https://mamazanuda.ru/metodika-domana/#%D0%BC%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
Методика опирается на способность маленького ребёнка запомнить большой объём информации. Предполагается, что ребёнок, получив колоссальный объём информации (я даже не стала подсчитывать количество задействованных в методике карточек — оно огромно), будет способен впоследствии этой информацией пользоваться. И это обеспечит ему преимущество перед теми, кого не обучали по этой методике. На практике этого не происходит. Ребёнок или просто ничего не помнит, или не пользуется этой информацией…
Анна Клыкова, психолог