Картон лайнер что это такое
Что такое «лайнер» и «флютинг»?
Производители гофрокартона активноо используют такие термины, как «лайнер» и «флютинг». Уточним, что они означают.
Этот термин относиться к профессиональной речи, жаргону изготовителей картона и отсутствует в нормативной документации.
По каталогу FEFCO (это ведущая Европейская организация производителей гофрокартона), лайнеры подразделяются на крафт- и тест-лайнеры.
Такой картон, как правило, используют для производства упаковки с повышенными требованиями к сопротивляемости механическому воздействию.
Международная практика подразделяет лайнер на:
Флютинг (от англ. Fluting) – название картона для изготовления гофрированного слоя гофрокартона.
В Европе принято делить бумагу для гофрирования на:
И хотя флютинг имеет менее эстетичный вид, чем лайнер, да и на ощупь он не столь приятен, именно он играет основную роль при производстве гофрокартона. Ведь именно от его технических характеристик зависит качество и амортизационные свойства гофроупаковки, так как гофрированный слой принимает на себя основную нагрузку при внешнем воздействии.
Флютинг по своим физико-механическим показателям должен обеспечивать стабильное качество при возникающих статических и динамических нагрузках и обеспечивать сохранность гофра. Нормируют же бумагу для гофрирования по следующим показателям: сопротивление плоскостному сжатию, торцовому сжатию, продавливание, разрушающая длина и т.д.
Что касается основных различий между лайнером и флютингом, создаваемыми различными производителями, то они зависят от используемого сырья, технологии производства и конечного предназначения материала.
Лайнер в полиграфии
Лайнер — полиграфический термин, обозначающий изделие в виде печатного листа, который используется при изготовлении полиграфической продукции методом каширования. У различных типов производств своя классификация лайнеров, но технология одна и та же.
Название процесса кашировки происходит от немецкого глагола «kaschieren», который в переводе означает «оклеивать» или «укрывать бумагой». Плотную основу (в полиграфии чаще всего — это картон разной плотности) соединяют клеем с более тонким слоем, который будет служить лицом изделия. Этот верхний слой и называют лайнером.
Перед запуском процесса каширования на лайнер наносится изображение и при необходимости выполняется постпечатная обработка: ламинация, тиснение фольгой или выборочное УФ-лакирование.
В зависимости от способа кашировки — двусторонняя или односторонняя — лайнер приклеивается с лицевой и оборотной/внутренней сторонах. Для оборотной стороны он называется форзац. А процесс приклеивания форзаца — футеровка.
Двустороннюю кашировку мы видим на шпигелях корпоративных календарей, при изготовлении ежедневников, книг и подарочных изданий, корпоративных папок-регистраторов. Односторонняя кашировка чаще всего используют для создания яркой упаковки товаров, различных POS-материалов.
Процесс подготовки макета для изделия с кашировкой имеет свои особенности.
Дизайнеру на заметку: Предусмотрите вылеты лицевого лайнера по 20 мм с каждой стороны. Если изображение занимает всю площадь, то учтите, что при подгибе могут затеряться важные элементы, расположенные близко к краю.
«Лайнер», «флютинг». Гофро-ликбез
Слова «лайнер» и «флютинг» знакомы всем производителям гофрокартона и тары из него. Это — альфа и омега гофрокартона, его строительные материалы. Термины кажутся настолько привычными и понятными, что мы уже не задумываемся над их значением и происхождением.
Лайнер (от англ. liner — прямой, ровный, гладкий) — это обобщенное название картона для плоских слоев гофрированного картона. В нормативной документации (НД) термин «лайнер» отсутствует. Он перекочевал в наш лексикон из англоязычных стран и, видимо, прижился надолго.
По классификации FEFCO* лайнеры подразделяются на крафт- и тест-лайнеры.
Крафт-лайнер (от нем. kraft — сила) — это картон, состоящий не менее чем на 80% из волокон лиственной целлюлозы. Оставшиеся 20% — любая смесь из первичных волокон (целлюлозы разных способов варки, полуцеллюлозы, древмассы, макулатуры, соломы, тростника, льна, конопли и т.д.). Т.е. композиция картона многокомпонентна, однако, чтобы называться крафт-лайнером, процент вторичных волокон в нем должен быть минимальным.
В международной практике крафт-лайнер, на 100% состоящий из крафт-целлюлозы (полученной сульфатным способом), также называют топ-лайнером.
Крафт-лайнер — это многослойный материал. Количество слоев колеблется от двух до восьми в зависимости от возможностей картоноделательной машины. Чаще всего производят двухслойный крафт-лайнер — базовый коричневый слой состоит из вторичного волокна, а наружный слой, в основном, из длинноволокнистых первичных волокон.
Крафт-лайнер, как правило, используют для производства изделий и тары с повышенными требованиями к механическим показателям.
Тест-лайнер также многослойный материал. Он изготавливается, в основном, из тех же компонентов, что и крафт-лайнер, но в другом соотношении. Обычно наружный слой подвергают специальной обработке: поверхностной проклейке, кашированию; всевозможные добавки придают тест-лайнеру специальные водоотталкивающие, морозостойкие, антикоррозионные и др. свойства.
Картоны для плоских слоев (лайнеры) должны отвечать требованиям ГОСТ 7420, где марка картона К-1 — высшей, К-2 и К-3 — первой категории качества.
Международная практика подразделяет лайнер на:
Для лайнеров нормируемыми являются показатели: сопротивление продавливанию, торцовому сжатию, излому в поперечном направлении.
Термин «флютинг» также, как и «лайнер», в НД не фигурирует. Однако, уже довольно давно он прочно вошел в обиход людей, связанных с гофроиндустрией. Официальное название флютинга согласно ГОСТ — «бумага для гофрирования, предназначенная для изготовления гофрированного слоя гофрированного картона».
На Западе флютингом называют гофрированный картон, произведенный из полуцеллюлозы (Semichemical fluting, SF). В основном, это масса, полученная путем неглубокой химической обработки хвойной древесины.
Бумага для гофрирования, почти на 100% состоящая из вторичного сырья (макулатуры), называется веленштофф (Wellenstoff, WS). Рекуперационные волокна в среднем проходят трехступенчатую переработку, поэтому в волокнистой композиции веленштоффа все равно присутствует некоторый процент первичного волокна, что обеспечивает жесткость флютинга.
Шренц (Schrenz) это бумага для гофрирования, а также материал для тест-лайнера самого низшего сорта с низкими техническими характеристиками, к которым выдвигают не столь жесткие требования.
Флютинг отличается очевидной грубостью поверхности на ощупь и менее эстетичен на вид, т.к. он предназначен для изготовления внутреннего слоя гофрокартона. Чаще всего состав по волокну флютинга аналогичен материалам, которые используются для изготовления тест-лайнера (Waste based fluting, WBF). Однако, при производстве гофрокартона и тары из него флютинг играет, пожалуй, самую важную роль — гофр принимает на себя основную нагрузку, и именно от технических характеристик бумаги для гофрирования зависят амортизационные свойства гофрокартона и тары из него.
Бумагу для гофрирования нормируют показателями: сопротивление плоскостному сжатию, торцовому сжатию, продавливание, разрушающая длина и т.д.
Основные отличия между лайнерами и флютингами разных производителей зависят от сырьевой базы, технологии производства, конечного предназначения материала и т.п.
Картон лайнер
Если взять гофрированный картон, то в качестве одной из составляющей выступает картон лайнер.
Вы можете в первый раз слышать такое название и не знать, что это за материал. Этот картон лайнер. картон, используемый для плоских слоев материала. Если взять нормативную документацию, то этот термин вы не сможете найти.
Волнистой формы слои гофрированного картона несут название флютинг. Его, как правило, располагают между плоскими. В зависимости от того какое число листов в целом можно выделить гофрокартон состоящий из трех, пяти и семи слоев. У этого материала вид, напоминающий слоеный пирог, состоит из чередующихся листов лайнера и флютинга.
Разновидности картона для плоского слоя
Есть несколько разновидностей картона используемого для плоских слоев. Так исходя из классификации FEFCO, лайнер можно поделить на крафт-лайнер и тест-лайнер.
Крафт-лайнер – представляет собой материал, который на восемьдесят процентов состоит из такого материала как целлюлоза. Остальные двадцать процентов это уже смесь, состоявшая из первичных волокон. Крафт-лайнер, полностью состоит из целлюлозы, отсюда и его название топ-лайнера. Несмотря на то, что в составе много компонентов вторичных волокон не может быть мало.
Это многослойный материал, слоев может быть от двух и до восьми. Его используют в процессе производства тары, которая должна выносить высокое нагрузки. Самая качественная упаковка как раз изготавливается с применением особых сортов двухслойного крафт-лайнера.
Тест-лайнер изготавливают их тех же компонентов, но уже их берут в совершенно других компонентов. Материал многослойный, так материал отличается невысокой прочностью, а также жёсткостью. Это все объяснено тем что в составе можно найти много вторичных волокон, расположенных в нижних слоях. Самая главная особенность подобного материала, это то, что наружный слой дополнительно проходит процесс обработки. Его уже в дальнейшем подвергают процессу кэширования, поверхностно проклеивают, обрабатывают с применением добавок. Главная цель этого процесса создать тест-лайнеру дополнительные свойства. Такие как устойчивость к низким температурам, водостойкость, и устойчивость к повышенной влажности.
Картон для плоских слоев: крафт-лайнер и тест-лайнер
Одной из составляющих частей гофрированного картона является лайнер. Что же такое лайнер? Такое название носит картон для плоских слоев этого материала. В нормативной документации этот термин отсутствует. Он произошел от английского слова liner, которое означает «прямой», «гладкий».
Волнистые слои гофрированного картона называются флютинг. Обычно они размещаются между плоскими. В зависимости от общего количества листов различают трехслойный, пятислойный, семислойный гофрокартон. Материал имеет вид своеобразного слоеного «пирога». Он состоит из чередующихся листов лайнера и флютинга.
Виды картона для плоских слоев
Крафт-лайнер является многослойным материалом с количеством слоев от 2 до 8. Его применяют для производства тары повышенной прочности. Наилучшие виды упаковки изготавливают из специальных сортов двухслойного крафт-лайнера.
Тест-лайнер производят из таких же компонентов, но взятых в других пропорциях. Он также состоит из многих слоев. Такой материал обладает более низкой прочностью и жесткостью. Это объясняется высоким содержанием вторичных волокон в нижних слоях.
Одной из главных особенностей данного материала является то, что наружный слой специально дополнительно обрабатывают. Его подвергают кашированию, поверхностной проклейке, обработке добавками. Цель этого состоит в придании тест-лайнеру дополнительных качеств. К ним относятся морозоустойчивость, водостойкость, устойчивость к влаге.
Качество всех видов лайнеров описывают следующие характеристики: cопротивление торцевому сжатию, сопротивление поперечному излому.
Картон для плоских слоев гофрокартона классифицируют также в зависимости от цвета. Бывает бурый, беленый, крапчатый, бежевый, облачный материал. Чаще всего его изготавливают в привычном коричневом тоне. При производстве такого материала применяются только первичные полуфабрикаты – сульфатная небеленая целюлоза и полуцеллюлоза. Лайнер таких оттенков может быть изготовлен также из особого вида макулатуры. Для этих целей используют только отходы гофрированной тары.
Существуют также лайнеры пестрой окраски. Их получают вследствие обработки беленой целлюлозы и снижения массы наружного слоя. В результате этого возникает неравномерный окрас.
Белый лайнер обладает гладкой мелованной поверхностью. Его изготавливают из беленой лиственной или хвойной целлюлозы, а также из смеси этих сортов.
Чтобы придать гофрированному картону особые свойства, используют специальные сорта крафт-лайнеров. Внешний вид упаковочных изделий улучшают применением беленого, облачного и разноцветного картона.
Повышенной влагостойкости для изделий из гофрокартона добиваются путем использования ламинированных лайнеров или лайнеров с различными покрытиями.