Картотека номер 2 что это такое
Картотека 1 и 2 на расчетном счете. Что это?
Не все банковские операции по расчетному счету выполняются с одинаковой скоростью. Какие-то не могут быть осуществлены в определенный момент времени по разным обстоятельствам. Их заносят в специальный перечень, который называется картотекой. Таким образом, под картотекой в банке понимают специальный учет платежей, которые не могут быть выполнены в срок кредитно-финансовой организацией, но в порядке очереди будут произведены.
Зачем нужна картотека?
Запрошенная юридическим лицом транзакция может быть отложена в картотеку по разным причинам:
Сам факт попадания платежа в картотеку еще не говорит о том, что у компании есть какие-либо проблемы. Первые две причины вполне могут произойти в ходе стандартных расчетов компании с контрагентами. Но третий фактор уже требует дополнительных объяснений, так как без погашения задолженности восстановить функциональность счета не удастся.
Постоянное попадание денежных операций в картотеку – это тревожный сигнал, который заставляет банки задуматься о стабильности данных компаний. Они опираются на картотечные данные при установлении размера кредита или, например, определении лимита по овердрафту.
Картотека №1
Есть два вида картотеки в банке – картотека №1 и картотека №2. Какая транзакция в какой перечень попадет, зависит от причин отказа в ее осуществлении.
В картотеке №1 (ее также называют внебалансовым счетом №90901) хранятся платежи, отмененные в связи с:
Современные расчеты проводятся в автоматическом режиме, не требующем дополнительного согласия со стороны владельца счета. Поэтому операция, попавшая в картотеку №1, практически всегда свидетельствует о наложенном аресте.
Картотека №2
Под картотекой №2 понимают внебалансовый счет №90902. Он используется для того, чтобы ставить на учет транзакции, для осуществления которых не хватило финансов. Бывают случаи, когда имеющихся средств хватает лишь на частичное погашение платежных поручений. Тогда банковский сотрудник выполняет операции согласно действующему остатку, а остальные платежи ставит в очередь в картотеку в хронологическом порядке.
Если компания ранее заключила договор с банком на предоставление кредитной линии, переводы проводятся с помощью заемных средств и в картотеку №2 не попадают.
ВАЖНО! На картотеку №2 кредиторы обращают особое внимание во время принятия решения о выдаче ссуды. Если отсрочки транзакции из-за дефицита денег случаются регулярно, это ухудшает репутацию фирмы с точки зрения платежеспособности. Лучше избегать попадания в эту картотеку!
Очередность выплат
Все платежные поручения, помещенные в картотеку, должны быть выполнены в порядке очереди, прежде чем компания сможет приступить к оплате следующих. Организация также вправе отозвать еще не выполненное поручение, чтобы оно не попало в картотеку №2, или отменить то, что в ней уже есть.
Если транзакции были отложены из-за ожидания ответа от владельца счета, то после его согласия они осуществляются в хронологическом порядке при наличии достаточного количества средств. Это самый простой вариант очередности выплат.
Если на счет наложен арест, то деньги с него будут выплачиваться в следующем порядке:
Только после этого организация может расплатиться, например, со своими поставщиками. Как только картотека закрывается, совершаются остальные операции.
Любое юридическое лицо заинтересовано в том, что сократить оба вида картотек к минимуму. Хозяйственная деятельность сопряжена с некоторым недостатком средств, но финансово стабильное предприятие всегда оперативно решает этот вопрос (обычно в течение недели), не давая банку усомниться в своей репутации.
Банковская картотека
Банковская картотека – неисполненные расчетные документы, находящиеся на контроле в банке, в котором открыт расчетный счет плательщика.
В картотеку расчетные документы помещаются, если:
Картотека в банке бывает двух видов: так называемая Картотека № 1 (внебалансовый счет банка № 90901 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты») и Картотека № 2 (внебалансовый счет № 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок»).
Картотека № 1 используется для расчетов, по которым требуется акцепт владельца счета либо разрешение на проведение операций в установленных законодательством РФ случаях.
Предположим, поставщиком на предприятие выставляется платежное требование, которое должно быть оплачено с акцептом плательщика. В этом случае в «Условие оплаты» получатель средств проставляет «С акцептом». Такое требование будет помещено в Картотеку № 1, а один экземпляр направлен владельцу расчетного счета для принятия оплаты. В настоящее время расчеты платежными требованиями ведутся редко.
Второй вариант использования Картотеки № 1 – помещение в нее документов, требующих разрешения на исполнение. Подобная необходимость возникает, например, в случае получения банком судебного решения или предписания других уполномоченных органов об аресте всего счета либо части находящихся на нем денежных средств. В такой ситуации в Картотеку № 1 попадают расчетные документы, не подлежащие оплате в период действия ограничения на распоряжения счетом.
Картотека № 2 используется следующим образом. Предположим, предприятие передает в банк платежное поручение, но в данный момент на расчетном счете у него недостаточно средств для его немедленного исполнения и банковский кредит не предоставляется. В таком случае банковский служащий проверяет правильность оформления платежного поручения и помещает его в картотеку. В дальнейшем исполнение платежного поручения происходит по мере поступления средств в соответствии с установленной законом очередностью платежей.
При этом следует иметь в виду, что новые платежные поручения не могут исполняться банком до закрытия картотеки. Т. е. следующее распоряжение на списание средств будет поставлено в очередь, прежде будут исполнены платежные поручения, уже находящиеся в картотеке.
В отличие от обычного платежного поручения, которое либо исполняется в полном объеме, либо не исполняется вообще, поручение в картотеке может быть оплачено частично.
Организация также может отозвать еще не исполненное платежное поручение, отказавшись от его постановки в картотеку. Она может отменить поручение, находящееся в картотеке. Кроме того, клиент в случае частичного исполнения поручения из картотеки может отозвать платеж на остаток суммы.
Наличие у предприятия картотеки свидетельствует о его неустойчивом финансовом положении. Ее отсутствие может устанавливаться банками как требование при обращении за получением кредитов.
Расчетно-кассовое обслуживание и картотека в банке — что это?
Что такое расчетно-кассовое обслуживание
Расчетно-кассовое обслуживание – это комплекс услуг, который банк предоставляет своим клиентам. В этот комплекс услуг входит обслуживание текущего счета клиента (безналичные платежи в пределах остатка средств на счете клиента), снятие денежных средств, интернет-банкинг, покупка/продажа иностранной валюты, прием платежей от третьих лиц за товары и услуги, прием денежной выручки в кассу банка, инкассация выручки, банковская гарантия и многое другое.
Конкретный перечень услуг в рамках расчетно-кассового обслуживания (РКО) фиксируется в двухстороннем договоре.
РКО предоставляется банками как юридическим, так и физическим лицам.
Перечень услуг для физических лиц значительно меньше. Обычно это пополнение/снятие денежных средств, безналичные платежи, интернет-банкинг. Большинство банков берут оплату с физических лиц за конкретную предоставленную услугу (либо % за снятие денежных средств, либо стоимость платежного поручения, либо комиссию за безналичное пополнение счета клиента и т.д.).
Однако есть банки (ПАО «УкрСиббанк» — пакетное предложение «All inclusive»), которые берут ежемесячную абонплату за предоставляемый пакет услуг (текущий счет + пластиковая карта + интернет банкинг), не зависимо от того, выполнялись ли клиентом какие-либо операции за текущий месяц или нет.
РКО для юридических лиц
Перечень услуг для юридических лиц намного больше, ведь львиная доля в доходах банка от РКО формируется именно за счет обслуживания юридических лиц. Очень сильная конкуренция в этом сегменте заставляет банки, с целью привлечения новых клиентов, предоставлять льготный, так сказать «пробный» период обслуживании для новых клиентов. Обычно этот период равен 3-6 месяцам. В этот период банк за формальную плату открывает счет, подключает услуг интернет-банкинга, устанавливает более низкую комиссию для покупки/продажи иностранной валюты.
Все это делается с целью «привязать» клиента к уровню сервиса, создать лояльного клиента, который потом будет сотрудничать на стандартных условиях.
Если Вы решили воспользоваться подобным предложением со стороны банка, наш Вам совет – зафиксируйте себе, с какого периода у Вас начинается обслуживание по стандартным условиям и во сколько раз возрастет его стоимость по сравнению с льготным периодом. Кроме этого, в договоре на РКО обязательно ознакомьтесь с порядком информирования Вас, как клиента, об изменениях в условиях расчетно-кассового обслуживания.
На сегодняшний день банки обычно не «напрягают себя «индивидуальным подходом к клиенту» — объявление на сайте либо в отделении банка считается достаточным для ознакомления клиента с изменениями. Так что будьте внимательны в этом вопросе, дабы новая стоимость услуг РКО не стала для Вас неожиданной новостью.
Средняя стоимость РКО на сегодня при условии пользования текущем счетом, интернет-банкингом, снятием денежных средств и осуществлением до 50 безналичных платежей составляет 150-200 грн. в месяц. Юридические лица платят за РКО за каждый месяц, при условии осуществления операции. Если операций по текущему счету клиент не проводил, то и абонплату банк начислять не будет. Но если хотя бы одну операцию клиент совершит, то он будет вынужден заплатить абонплату за целый месяц.
Некоторые банки (ПУАО «ФИДОБАНК», ПАО «ПУМБ») готовы идти на встречу своим клиента и устанавливать индивидуальные, более лояльные, условия обслуживания в рамках РКО. Советуем Вам узнать о такой возможности и в Вашем банке.
Что такое банковская картотека 1 и 2?
С понятием РКО неразрывно связано понятие банковской картотеки.
Банковская картотека – это клиентские расчетные документы, которые характеризуются как не выполненные и контролируются со стороны банка, в котором клиент имеет текущий счет.
Имеется несколько причин, по которым в картотеку банка попадают платежные документы плательщика:
В банке различают Картотеку №1 и Картотеку №2.
В Картотеку №1 попадают документы, для выполнения которых требуется разрешение (как пример — решение уполномоченных органов о том, что клиентский счет арестован полностью либо частично и т.п.).
Картотека № 2 используется в том случае, когда на клиентском счете не хватает средств для того, чтобы платежный документ выполнился немедленно. Это первая причина попадания в картотеку согласно вышеуказанного списка.
В будущем выполнение данного документа осуществляется по мере поступления на счет клиента денежных средств. Кроме этого, следует обратить внимание на то, что, созданные клиентом новые платежные документы не выполнятся банком до тех пор, пока картотека не закроется. Однако платежные поручения в картотеке могут оплачиваться частично, в отличие от обычных.
Если у предприятия есть картотека – это характеризует его неустойчивое финансовое положение. Ее отсутствие может быть одним из критериев для получения финансирования со стороны банковского учреждения.
Картотека в банке: что это?
Картотека в банке — специальный учет платежек, которые по определенной причине не были выполнены финансовым учреждением в срок, но в любой момент могут быть произведены (в порядке очереди). В чем особенности банковской картотеки? Каких видов она бывает? Что такое картотека 1 и 2 в банке? Эти нюансы требуют детального рассмотрения.
Картотека в банке: виды и особенности
Картотека в банке — своеобразный сигнал, что у организации имеются проблемы с финансами. Если у владельца р/с отсутствует картотека, финансовое учреждение вправе предоставить клиенту кредитную линию и обеспечить дополнительным финансированием.
Картотека «1» в банке: что это?
Один из видов — картотека номер «1». К этой категории относятся бумаги, нуждающиеся в одобрении владельца расчетного счета. Здесь отражаются:
Если говорить в целом, в первую картотеку входят платежные документы от клиента банку, требующие подтверждения. При этом выплаты с применением платежных требований применяются все реже.
В банковскую картотеку «1» все чаще попадают документы, нуждающиеся в разрешении на проведение. Например, судебная инстанция арестовала аккаунт клиента банка (полностью или частично), что привело к невозможности проведения платежа. В этом случае платежка будет находиться в первой картотеке до официального снятия ограничения.
Картотека «2» в банке: что это?
Следующий вид — картотека №2. К этой категории относят платежки, которые невозможно «погасить» из-за отсутствия требуемой суммы на расчетном счету, а кредитной линии не предусмотрено. Впоследствии выплаты производятся по факту поступления средств (с учетом существующей очереди). Вновь поступившие платежки становятся в очередь и выполняются после исполнения прошлых документов.
Бумаги, которые стали частью картотеки в банке, можно погасить частично. Кроме того, компания вправе отозвать еще не погашенные платежки.
Как организована очередность выплат?
Каждый банк выполняет поручения в порядке, установленном законом. Ни одна платежка не может погашаться раньше, чем будет исполнена предыдущая. Если на р/с нет необходимых средств, выплаты производятся следующим образом:
Картотека в банке — обязательный атрибут современных финансовых учреждений, обеспечивающий своевременность и корректность проведения платежей, а также контроль неисполненных поручений.
Картотека на расчетном счете: о чем говорит ее наличие и каких видов она бывает
Прочитав статью, вы узнаете, что означает наличие картотеки на расчетном счете. Поговорим о видах картотеки и их особенностях. А также разберем, какие плюсы для юридического лица появляются при отсутствии картотеки по расчетному счету.
Что такое картотека по расчетному счету
Начнём с того, что означает картотека к расчетному счету. Это банковский инструмент управления платёжными поручениями владельца расчётного счёта (р/с). Если счета по какой-либо причине не могут быть исполнены банком, они попадают в картотеку.
Основания для открытия картотеки делятся на две группы:
Следует также отметить, что картотека напрямую не содержит какую-либо информацию о задолженности юр. лица перед банком или контрагентами. Она лишь показывает, что по р/с есть неоплаченные обязательства, которые будут погашены в определённой очерёдности (как только будет получен акцепт или на счет поступят деньги).
Картотека № 1
В настоящее время платёжными поручениями с акцептом бизнесмены пользуются мало. В основном картотека номер один наполняется обязательствами, которые не подлежат исполнению по причине наложения судебного ограничения на весь счёт юр. лица или на некоторую сумму. Такие платежи не осуществляются, пока не будут сняты ограничения.
Документы учитываются на забалансовом счете банковского бух. учёта № 90 901. Таким образом, картотека номер 1 содержит распоряжения, ожидающие разрешения на проведение платежа.
Картотека № 2
Документы по картотеке № 2 учитываются на забалансовом счете № 90 902, отсюда и названия картотек — по окончании номеров забалансовых счетов бух.учёта.
Что такое картотека № 2: она открывается в банке, если на расчетном счете юридического лица недостаточно средств для оплаты требований (то есть, обязательства не выполнены в срок).
Каждое следующее распоряжение помещается в очередь на проведение платежа. Причём если платёжка оплачена не полностью, то поручение из картотеки может быть погашено частично (если суммы поступлений на р/с не хватает). При попадании платежа в картотеку № 2 организация может его отозвать полностью или в зависимости от остатка неоплаченной суммы, если поручение было погашено частично.
Наличие по счету картотеки номер два крайне не приветствуется банками. Хотя многие из них одобряют овердрафт по р/с клиента, наличие просроченных платёжек мешает получить кредиты.
Очередность выплат
Как уже писалось выше, платёжные поручения формируют некую очерёдность. Причём если на р/с юр. лица достаточно денежных средств для исполнения всех платежей, то они проводятся согласно дате их поступления.
Но если сумма не покрывает всех обязательств, то, согласно ст. 855 части 2 ГК РФ, по картотеке № 2 устанавливается следующая очерёдность:
Внутри этих групп платёжные поручения исполняются также в соответствии с датой их поступления. Отметим, что до того, как осуществлять новые платежи, нужно снять картотеку с расчетного счёта, то есть, погасить все накопившиеся счета.
При этом по картотеке № 1 банк формирует две независимые очереди:
Соответствующие основания для наложения ареста и прочих ограничений на движение средств по расчётным счетам изложены в Налоговом кодексе РФ, Уголовно-процессуальном и арбитражно-процессуальном кодексах РФ, законе «О таможенном регулировании в РФ» № 311-ФЗ, законе «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ.
Разумеется, в ежедневной хозяйственной деятельности любой организации может возникнуть ситуация, когда на счету недостаточно средств для осуществления очередного платежа, или возникают проблемы, например, с таможней. Само возникновение картотеки не столь страшно, главное — исполнить свои финансовые обязательства. Именно это помогает поддерживать хорошую репутацию компании.
В команде с 2019 года, до этого занималась фрилансом. Работает над заполнением и обновлением информации о размещаемых на сайте продуктах — займах, кредитах, картах и других. Хорошо ориентируется в предложениях банков и МФО, внимательна к деталям и учитывает все важные сведения для потенциального заемщика.