Кассетная дека что это такое
Перемотка назад Почему кассетные деки снова в моде, где их покупать и как выбрать
Фото: Tobias Flaccus / Chromorange / Global Look
18 августа Всемирная служба «Би-би-си» выпускает в эфир передачу, посвященную коллекции компакт-кассет Усамы бен Ладена, найденной в одном из его убежищ в Афганистане двенадцать лет назад. Однако любовь к этим архаичным аудионосителям присуща не только злодеям мирового масштаба, но и мирным гражданам.
Компакт-кассеты превратились в вымирающий вид еще два десятка лет назад — как раз в те годы, когда впервые заговорили о возвращении виниловых пластинок. Сегодня проигрыватель для лонгплеев снова занимает почетное место в стойке аппаратуры любого меломана. Судя по активности на форумах аудиофилов, следующий тренд — кассетные магнитофоны.
«На нашем кассетнике кончилась пленка; мотай!» — пел когда-то Виктор Цой про главный предмет гордости подростка 1980-х — портативный кассетный «маг». Впрочем, «бумбоксам» и «уокменам» тех лет, а уж тем более монструозным произведениям советской промышленности вроде магнитофона «Электроника-302» точно не светит ничего в мире МР3 и портативного аудио (хотя доки для iPod и iPhone, стилизованные под легендарные «двухкассетники» тридцатилетней давности пользуются популярностью среди ностальгирующей публики). Но стационарная кассетная дека, гордость отечественного меломана времен рок-подполья, снова в моде — как, соответственно, и сами компакт-кассеты. Рационального объяснения этому феномену, пожалуй, нет — единственным плюсом впервые появившегося на рынке в 1964 году формата аудиозаписи был компактный по тем временам размер. В остальном же, несмотря на все ухищрения инженеров, компакт-кассета оставалась не очень надежным, весьма шумным из-за внутреннего механизма и не очень качественным по звукопередаче медиумом. Несмотря на все это, кассеты продержались до середины 1990-х (а в странах третьего мира — и того дольше), прежде всего из-за их низкой стоимости и недорогой перезаписи. Ведь если для издания музыки на CD вам придется приобрести производственную линию ценой не меньше миллиона долларов, то с кассетами достаточно нескольких дек качеством повыше. Именно с этого, кстати, начинали многие известные российские компании звукозаписи в памятных многим пиратских «киосках звукозаписи».
Но сегодня кассетную деку приобретают скорее из соображений оригинальности и дизайна, нежели ради ее функционала. Особенно хороши в этом плане ретрофутуристического вида аппараты начала 1980-х, с анодированными панелями и «космическими» тумблерами-переключателями. Хотя, впрочем, нельзя отрицать, что и в звуке хорошей записи на кассете есть свой шарм — во всех неизбежных артефактах, присущих аналоговой магнитной ленте, легком скрипе ракорды и финальном щелчке автостопа.
Как выбрать?
У хорошей кассетной деки не менее двух (лучше три) приводных моторов и три головки (запись, воспроизведение, стирание). Двухкассетную деку лучше не брать — чем больше деталей, тем менее надежно устройство, к тому же вряд ли кто-то всерьез намеревается переписывать кассету на кассету, как будто на дворе 1982 год. Не стоит соблазняться и техникой советского производства: качество ее оставляло желать лучшего и во времена развитого социализма; сейчас же подержанная «Яуза» или «Вильма» сгодятся разве что как подставка под что-то действительно работающее. Исключение составляют, пожалуй, «Маяк-233» и «Электроника МП-204», но стоит иметь в виду, что даже в СССР эти приставки считались аппаратурой «второй группы сложности».
Разумеется, и хороший когда-то японский магнитофон вполне могут предлагать в «предсмертном» состоянии, так что, если есть возможность, лучше посмотреть технику до покупки или оговорить возврат в случае неработоспособности агрегата. И, конечно, нельзя забывать о внешнем виде — ведь кассетная дека в доме должна радовать не только (что уж там — и не столько) слух, но и глаз. Тем не менее желательно, чтобы дека была оборудована системой шумоподавления (Dolby или, как в случае с советскими аппаратами, «Маяк») и была рассчитана на все четыре типа магнитной пленки (Fe, Cr, FeCr, Metal).
Где купить?
Винтажную кассетную деку от хорошего производителя (Denon, Technics, TEAC, Nakamichi и т.п.) можно найти на eBay или другом интернет-аукционе, часто — за смешные деньги (хотя с учетом доставки сумма может значительно вырасти). Разумеется, покупать придется на свой страх и риск, поскольку проверить устройство удастся лишь после получения. Впрочем, если у продавца на eBay достаточно высокий рейтинг, скорее всего, обмана не будет: там дорожат своей репутацией, а чтобы ее потерять — достаточно одного негативного отзыва покупателя.
Если же вы с подозрением относитесь к пользованной аппаратуре, интернет-магазин Amazon доставляет в Россию недорогие современные деки Pyle и ION, оборудованные USB-портом для подключения к компьютеру. Правда, по качеству воспроизведения и надежности они никак не могут соревноваться с классической старой аппаратурой в хорошем состоянии.
Что слушать?
Чистые кассеты до сих пор производятся (Maxell, TDK, 3M плюс малоизвестные азиатские бренды), заказать их можно в интернет-магазинах, в том числе и российских. Если вы всерьез собираетесь перевести свою коллекцию CD или винила в ретро-формат, лучше попытаться найти более качественные «хромовые» кассеты Type II (обычно маркировка High BIAS Cr или похожая) или, если совсем повезет, Type III или IV (маркировка FeCr или Metal соответственно). Но, скорее всего, вы захотите приобрести «фирменные» записи — и тут уж Amazon вам в помощь, от новейшего альбома Slayer до классики нью-вейва The Cars. Плюс стоит порыться на популярных у начинающих и независимых музыкантов сайтах вроде Bandcamp — новые релизы там часто предлагают не только в цифровом формате, но и на виниле и кассетах. Неоценимым источником могут стать и благотворительные базары в Европе, и (для любителей музыкальной экзотики) обычные лавки где-нибудь в Турции и Египте.
Мнение пользователей:
Андрей Бухарин, музыкальный журналист, ведущий обозреватель журнала Rolling Stone
Я пользуюсь (хотя, признаться, довольно редко) декой Sony TC-RX 311, которую купил в начале 1990-х в каком-то странном магазине в Центре международной торговли. Вполне ею доволен и на другую менять пока не собираюсь, хотя она временами барахлит.
Михаил Борзенков, главный редактор журнала Stereo&Video, вокалист группы Electromonteur
У меня есть Technics Rs-BX601 — одна из самых кондовых дек 1990-х. Звук откровенно простоватый, но не ужасный — слушать можно. Однако подлинного аудиофильского наслаждения этот аппарат не дает. Как минимум нужно апгрейдиться до NAD 614 — очень хорошего магнитофона за свою цену. А если серьезно, то какие уже кассеты? Только катушки! Только reel2reel, только хардкор!
Кассетная дека — что это такое?
50 вопросов и ответов
Кассетная дека — что это такое?
50 вопросов и ответов
Неподдельный читательский интерес к теме кассетной аппаратуры, проявляющийся на протяжении последних лет, не собирается утихать. Он выражается не только в заинтересованности в данных по конкретным моделям, но и в общей теоретической информации о данном классе аудиотехники. Эта статья предназначена для тех, кто только открывает для себя мир компакт-кассет и кассетных магнитофонов.
Для чего нужна кассетная дека?
Кассетная дека нужна для записи и воспроизведения аналогового сигнала на компакт-кассетах, обычно она используется в составе качественных стереосистем.
Кассетная дека – что это такое?
Традиционно под кассетной декой понимается отдельно стоящий аудио компонент с кассетоприемником, лентопротяжным механизмом и сопутствующей электроникой обработки сигнала и управления записью и воспроизведением.
Когда появились первые кассетные деки класса Hi-Fi?
Первые качественные деки появились в 1971 году одновременно с распространением системы шумоподавления Dolby и кассет второго типа.
Чем отличаются деки с горизонтальным расположением кассетоприемника от вертикального?
Кроме геометрической ориентации – ничем, вертикальные деки классического формата стали массово выпускаться после того, как аппараты для воспроизведения компакт-кассет прочно перешли в разряд Hi-Fi техники.
Когда появились первые компакт-кассеты?
Впервые формат компакт-кассеты был запущен в 1963 году усилиями компании Philips.
Для чего нужны компакт-кассеты?
Изначально формат предназначался для использования в диктофонах в рамках журналистской деятельность, главной его целью была запись звука в голосовом диапазоне.
Какова продолжительность записи на одной кассете?
Изначально стандартными были 46 и 60 минутные кассеты, по мере развития формата появились 90 и даже 120 минутные кассеты, запись производится на две стороны.
На какой скорости воспроизводятся и записываются кассеты?
Скорость протяжки ленты в кассете составляет 4,7 см/сек, в конце 1970-х годов предпринимались попытки увеличить скорость до 9,5 см/сек, однако такое увеличение потребовало разработки новых головок и не прижилось.
Что такое ток подмагничивания?
Это обычно переменный ток, подаваемый на магнитные головки в процессе записи или воспроизведения и предназначенный для улучшения отдачи ленты и обеспечения максимально линейной частотной характеристики по всему диапазону, а также снижения нелинейных искажений.
Как устроена кассетная дека?
Кассетная дека – это сложное устройство, она включает в себя лентопротяжный механизм с моторами, приводящими в движение барабаны и тонвалы, блок головок и электронную часть, в которой находится блок подмагничивания, управляющие и следящие схемы, предварительный усилитель и блок обработки сигнала.
Какие бывают головки?
Основные виды головок – воспроизводящие, стирающие и записывающие. В самых качественных деках используются отдельные головки для каждой из функций, в моделях попроще функции стирания и записи зачастую объединены в одной головке.
Из чего делаются головки?
Рабочая часть головок обычно производится из намагниченного металлического сплава, самыми простыми являются ферритовые головки, использовались также такие сочетания, как стеклоферрит, сендаст, пермаллой и другие сплавы.
Какие головки лучше?
Разумеется, каждый производитель превозносил достоинства своих технических решений, однако общий консенсус гласит, что наивысшего качества добились специалисты Sony в своих головках из аморфного железа и Nakamichi со своими моделями на основе сплава Crystalloy.
Что такое азимут?
Этим термином называется геометрическое положение рабочей поверхности головки относительно плоскости пленки, при правильной настройке они должны быть идеально параллельны.
Какой привод используется в деках?
В кассетных деках применяется как прямой привод, так и пассиковый, для привода тонвалов часто используется маховик.
Что включает в себя лентопротяжный механизм?
Лентопротяжный механизм (ЛПМ) предназначен для протягивания ленты внутри кассеты и проведения ее через блок головок, он состоит из электромоторов, вращаемых ими барабанов и тонвалов, а также прижимных роликов.
Для чего нужен тонвал?
Для обеспечения стабилизации движения пленки и ее выравнивания в процессе движения.
Во всех ли деках есть функция записи?
Да, практически во всех, единичные модели, работавшие в исключительно в качестве транспорта, выпускались обычно для профессионального рынка.
Какие источники сигнала можно подключать к деке?
Любые, имеющие аналоговый линейный выход.
Как управлять кассетной декой?
Все кассетные деки имеют физические клавиши управления воспроизведением, перемоткой ленты, паузы, остановки и записи. Во многих моделях присутствует дистанционное управление всеми основными функциями.
Что такое двухкассетная дека?
Это дека, оснащенная двумя кассетоприемниками, предназначенными для воспроизведения и перезаписи с одной кассеты на другую.
Как переписать музыку с одной кассету на другую?
Очень просто, практически все двухкассетные деки имеют функцию синхронного старта, при которой оба кармана одновременно запускали воспроизведение и запись.
Что такое «поиск по паузам»?
Данная функция использовалась для автоматического поиска композиций на кассете по отсутствию полезного сигнала.
Что такое автореверс?
Этим термином обозначалось автоматическое переключение двигателей на протяжку ленты в обратном направлении и воспроизведение второй стороны кассеты.
Для чего в деках используется микропроцессор?
Для чего нужна ускоренная перезапись?
В соответствии с названием, данная функция позволяет осуществить перезапись с одной кассеты на другую за вдвое меньший промежуток времени.
Как устанавливать кассету в деку?
Обычно в серьезных деках блок головок расположен в нижней части кассетоприемника, поэтому кассету нужно устанавливать лентой вниз. Тем не менее, существовали модели и с обратным расположением головок.
Какие бывают кассетоприемники?
Самыми разными, причем существовали версии дек как с моторизованным приемником, так и вовсе без него, в которых кассету нужно было самостоятельно устанавливать на барабаны.
Для чего нужен счетчик ленты?
Он необходим для отслеживания прохождения ленты и позволяет не только визуально определять, на каком участке кассеты происходит запись или воспроизведение, но и в отдельных случаях участвует в работе по определению ресурса головок и программированию воспроизведения.
Что такое Dolby System?
Это система, позволяющая за счет вносимых в запись предискажений в области высоких частот и обратной их компенсации при воспроизведении существенно расширить частотный диапазон. Существовали несколько поколений систем – Dolby NR, Dolby B, Dolby C, Dolby S.
Каков частотный диапазон при записи на компакт-кассету?
Изначально он был ограничен примерно 12 кГц, однако по мере совершенствования типов пленки и внедрения новых систем шумопонижения он смог достичь 22 кГц.
От чего он зависит?
От используемого типа пленки, магнитных головок, применяемой системы шумоподавления, качества лентопротяжного механизма.
Чем различаются между собой кассеты разных типов?
Основное различие заключается в составе магнитного слоя. В кассетах первого типа (Type I) он сделан на основе оксида железа, во втором типе (Type II) используется диоксид хрома, четвертый тип (Type IV) отличается применением чистого металла вместо оксидов. Кассеты третьего типа (Type III) просуществовали недолго, в них применялись два магнитных слоя – ферритовый и хромовый.
Как магнитофон определяет тип кассеты?
Тип кассеты может либо задать пользователь при помощи специального переключателя, либо дека сама его определяет по специальному вырезу на верхнем торце кассеты.
Какие выходы есть у кассетной деки?
Обычно это несимметричный выход с фиксированным уровнем сигнала на RCA, однако бывают версии и с регулируемым выходом, а также с балансным выходом на разъемах XLR и даже TPS.
Бывают ли деки с пультом дистанционного управления?
Да, при этом изначально такие пульты были проводными, но с момента появления на рынке систем ДУ на инфракрасных лучах ими стали оснащаться и кассетные магнитофоны, так что кассетной декой можно управлять дистанционно.
Можно ли подключить к деке микрофон?
Чаще всего – да, но некоторые модели были лишены микрофонного входа.
Есть ли кассетные деки с АЦП/ЦАП?
В последние годы широкого распространения формата производились модели с возможностью записи цифрового сигнала на ленту, а также вывода цифрового сигнала на внешний цифровой рекордер. В современных деках это стандартное оснащение.
Можно ли подключить к деке смартфон?
Конечно, если у смартфона есть аналоговый выход. Скорее всего, для такого подключения потребуется переходник с миниджека 3,5 мм на RCA.
Производились ли кассетные деки в СССР?
Да, и выбор их был весьма приличным. В восьмидесятых годах на свет появились аппараты высшего класса, на равных соперничавшие с хорошими японскими и европейскими деками.
Можно ли подключить к кассетной деке колонки?
Если речь идет об активных колонках, то да, при наличии у деки регулируемого аналогового выхода. Кассетных дек с встроенным усилителем мощности выпускалось не так много.
Какие кассеты можно использовать?
Для записи и воспроизведения в кассетных деках высокого класса можно использовать кассеты любого типа и продолжительности, ограничения касаются только дек начального уровня, в которых поддержка ограничена пленкой первого типа.
Какие фирмы производили кассетные деки?
Практически все крупные производители электроники отметились хорошими кассетными деками, лучшие модели выпускали фирмы Nakamichi, Akai, Sony, Pioneer, Aiwa, Luxman, Revox, Tandberg, Marantz, Eumig, Teac.
Какие кассетные деки – лучшие в истории?
Общепризнанными фаворитами являются модели Nakamichi Dragon, Nakamichi 1000XL, Eumig FL-1000, Sony TC-KA7ES, Luxman K-05, Pioneer CT-A1, Tandberg TCD 3004, Revox B215, TEAC Z-7000 и некоторые другие.
Производятся ли сейчас кассетные деки?
Да, но выбор невелик. Из крупных производителей их выпуск – всего по 1-2 модели – продолжают TEAC (Tascam) и Marantz.
Где покупать кассетные деки?
Если говорить о винтажных аппаратах, то выбор здесь большой – от сайтов с частными объявлениями до специализированных магазинов. Главный критерий при выборе – состояние головок. Новые модели продаются на сетевых площадках и в магазинах, торгующих бытовой и профессиональной аудиотехникой.
Нужна ли мне кассетная дека?
Только в том случае, если у вас уже есть коллекция фирменных или записанных с хороших исходников кассет, либо вы испытываете непреодолимый приступ ностальгии. Качественный аналоговый звук живет в бобинниках и на виниле.
Сколько сегодня стоит хорошая дека?
Если говорить о новых моделях, то их цена составляет порядка 500-700 долларов США, если речь идет о лучших винтажных образцах, то там цена может доходить до 2000-3000 долларов и выше.
Как настраивать кассетную деку?
Этому вопросу следует посвятить отдельную большую статью, можно лишь сказать, что для максимально правильной и тонкой настройки сложной деки лучше обратиться к опытному специалисту.
У меня есть старая кассетная дека, можно ли ее восстановить?
Зависит от модели, если речь идет о дорогом аппарате высокого класса, то в этом есть смысл. Деки самого начального уровня, как правило, не стоят потраченных сил и средств.
КАССЕТНЫЕ ДЕКИ – КАКУЮ КУПИТЬ, ЗАЧЕМ И КАК ВЫБРАТЬ?
В погоне за пленительным, завораживающим звуком домашней системы нет смысла тратить время и деньги перебирая «волшебные кабели», если ваша система ограничена воспроизведением компакт-дисков. С этого формата вы не получите волшебного звука никогда в силу его технологической ограниченности.
— А вот я был в гостях у Пети/Васи/Валеры, у него была система за миллион/триллион/квадриллион долларов и она играла CD офигительно! – возразите вы.
Лучшим аналоговым источником был и остается катушечный магнитофон, воспроизводящий копию с мастер-ленты – той записи, с которой в свое время писалась виниловая пластинка. Сегодня можно достать в этом формате почти любой альбом, и хотя это дорого, результат того стоит. Высокая цена и возня с установкой ленты – главные недостатки катушечного формата, обойти которые, правда, с потерей в качестве звука, можно, используя кассетную деку. И здесь, как не раз говорилось, на страницах этого сайта, вне конкуренции находится единственный бренд, который имеет смысл приобрести – Nakamichi.
Я пользовался декой Nakamichi LX5 три года, и звучание кассет, записанных с мастер-катушек, нравилось мне настолько, что «искать от добра добра» я не видел смысла. Конструкция Nakamichi LX5 намеренно избавлена от «наворотов», усложняющих устройство в ущерб музыкальности, и все подчинено одной цели – звуку. Кроме того, это весьма надежный аппарат, и за три года эксплуатации понадобились всего две профилактики. Казалось бы, слушать и получать удовольствие, но волей случая у меня в гостях оказался Nakamichi 700-II, и звук LX5 померк, как в свое время померкло звучание компакт-дисков на фоне винила.
Конечно, запись на ленте с копии мастер-ленты 38/2 звучит еще лучше, но это совершенно другой порядок цен. Оставим за скобками стоимость катушечной деки, поддерживающей 38/2, которая может варьироваться от 1500 до 8000 тысяч долларов. Рассмотрим только сами записи. Катушка с лентой, на которую поместится один альбом, стоит около 120 долларов. Запись одного альбома – от 50 до 350 долларов, в зависимости от того, где и какую копию вы будете писать (без стоимости ленты и пересылки).
Хорошая кассета стоит 1000 рублей. На нее можно записать два альбома и стоимость записи с катушки не превысит 1000 рублей за альбом.
Разница более чем в пять раз, при том, что по качеству звучания, катушечник превосходит Nakamichi 1000/700 отнюдь не впятеро. Сравнивая впоследствии звучание кассеты, записанной с катушечного Штудера, с оригиналом, я сказал бы, что Nakamichi 1000 Tri Tracer уступает исходной катушке процентов на 10, а Nakamichi 700-II на 15%. Достойная альтернатива для тех, кто не готов к сверхтратам ради того, чтобы иметь абсолютный топ.
Еще несколько слов о моделях более поздней серии – Nakamichi 1000 ZXL и Nakamichi 700 ZXL/ZXE. «Тысячник» ZXL – кассетная дека вне конкуренции. Nakamichi 1000 Tri Tracer хорошо пишет только на хромовые кассеты, и не на каждую модель. В зависимости от настройки токов подмагничивания, которые выставляются один раз и не калибруются, дека может идеально писать на какой-то один тип хромовой ленты, и допускать те или иные незначительные потери/искажения на лентах других типов. Лента I типа дает существенные потери по сравнению с исходником, а на ленты IV типа дека не может писать совсем. Существуют специальные «полуметаллические» кассеты metal particle с позицией II High – Denon HD8, That’s CD MH, Triad EM-X, Triad CD-II. Использование таких кассет в деках Nakamichi 1000 Tri Tracer и Nakamichi 700 дает самый лучший результат, но есть одна тонкость – запись, сделанную на такой ленте, стереть на «Три Трейсере» уже не получится – придется или использовать кассеты один раз или стирать их на другом кассетнике.
Воспроизводят 1000 Tri Tracer и 1000 ZXL примерно одинаково (при условии, что мы берем одну и ту же кассету, идеально записанную, скажем, на 1000 ZXL или 700 ZXL). Деки Nakamichi 700 Tri Tracer и Nakamichi 700 ZXL звучат чуть менее масштабно, а звучание Nakamichi 700 ZXE показалось мне несколько «размазанным». Утверждать этого не буду – возможно, мне довелось тестировать не вполне отлаженный аппарат, но в свое время менять LX5 на 700 ZXE мне не захотелось, а вот, послушав Nakamichi 700-II, я немедленно отправился искать себе 1000 Tri Tracer. Почему именно его, а не 1000 ZXL? Разница в цене отличается вдвое, а кассеты я все равно пишу с катушек не у себя, и дека мне нужна большей частью для воспроизведения, а не для записи. Впрочем, при записи винила на кассеты типа metal particle 1000 Tri Tracer тоже дает превосходный результат. Получить примерное представление о качестве записи этого аппарата можно, скачав, тестовый трек:
Теперь подробно о том, как приобрести деку.
Существуют несколько вариантов. Один из них – купить через интернет на eBay или в одном из европейских магазинов, торгующих винтажом, например здесь. Риск – вы совершаете покупку вслепую, и вынуждены всецело доверять продавцу. При покупке недорогого аппарата это может быть допустимо, но выкладывать 1500-3000 долларов вслепую, я бы не рисковал. Лучше иметь возможность проверить все самому, а это значит, что нужно или ориентироваться на Avito в России или лететь в Европу.
Единичные дефекты на верхней крышке или на деревянном кабинете простительны. Главное, чтобы в полном порядке была «морда». Нерасшатанные кнопки, четко фиксирующиеся переключатели, работающие лампочки и светодиоды – само собой.
Отправляясь смотреть деку обязательно возьмите с собой:
Поставьте кассету и проверьте в полной тишине воспроизведение, стоп, паузу, перемотку вперед и назад. Механизмы должны работать четко, без посторонних звуков. Небольшие призвуки и слабая перемотка допустимы, если вы покупаете аппарат, который не проходил обслуживание и долго лежал без дела. У деки просто деградировали пассики. Это не страшно, так как ЛПМ придется перебирать в любом случае, но лучше брать аппарат полностью исправный или сбивать цену минимум вдвое.
Теперь самое главное – СОСТОЯНИЕ ГОЛОВОК. Подключите наушники, подсоедините к входам деки CD-плеер, установите хромовую кассету и включите запись. (О том, что селектор ленты должен быть в положении SX, думаю, говорить не нужно.) Переключая селектор сквозного канала (у двухголовых дек нет этой функции, но зачем их вообще покупать?) внимательно слушайте, есть ли разница между записью и источником, особенно в спектре ВЧ. У дек Nakamichi при записи с компакт диска такой разницы быть не должно абсолютно! Больше того, запись должна звучать чуть сочнее оригинала. Если запись хотя бы немного глуше, то это может указывать на износ головок, но вероятны и другие причины. Давайте сразу их отметем.
Снимите декоративную накладку кассетоприемника, аккуратно потянув ее вверх в открытом состоянии лотка. Закройте кассетоприемник без накладки, включите деку на воспроизведение и поставьте паузу. Протрите смоченным спиртовым тампоном головки записи, воспроизведения, стирания и оба ведущих тонвала. Теперь уберите паузу и протрите оба прижимных ролика, прижимая ватный тампон к той стороне, которая более доступна. Подробная инструкция находится здесь. Для Nakamichi 1000 Tri Tracer c верхним расположением головок это задача не из простых. Если в комплекте нет специальной зеркальной кассеты, которая в 80% случаев теряется, придется сесть на пол и извернуться.
Кроме вероятного загрязнения головок причина глуховатой по сравнению с исходником записи может быть более каверзной, но не критичной. Это рассогласование азимутов головки воспроизведения и головки записи. Эти головы регулируются у Nakamichi разными винтами, и оба азимута должны быть выставлены одинаково. У Nakamichi 1000/700 первой серии это делается очень просто – азимут головки записи регулируется винтом на передней панели под крышкой по тестовым лампочкам. Нужно поставить кассету на запись и включить тумблер генератора сигнала. Вы увидите, как одна из сигнальных лампочек загорится. Если горит левая лампочка (у Nakamichi 1000) или верхняя (у Nakamichi 700), то нужно медленно вращать винт по часовой стрелке до тех пор, пока обе лампочки не замигают. Если горит правая или нижняя лампочка, то вращать винт нужно против часовой стрелки. После того, как мигание обеих лампочек достигнуто, нужно выключить генератор сигнала и попробовать сделать запись еще раз. После протирки головок и синхронизации азимутов запись и исходник через сквозной канал ОБЯЗАНЫ звучать идентично. Если это не так – лучше поискать деку в другом месте.
У дек LX5 и многих других моделей с похожим устройством ЛПМ азимуты записи и воспроизведения регулируются сложнее. Если вы сможете это сделать, то, скорее всего, знаете о деках столько, что эта инструкция вам не нужна. А если вы – новичок, то предлагать вам выполнить эту манипуляцию рискованно. Вы можете перекрутить винт, серьезно расстроить ЛПМ и нарваться на требование «ты все мне тут поломал, давай покупай». Если запись звучит глуше исходника, вы можете с видом знатока сказать: «Не пойму, или головы запилены, или азимуты рассогласованы… Можете настроить?» Строго говоря, если продавец не тупой барыга, то дека к приходу покупателя должна быть настроена. Но бывают ведь случаи, что у тупых барыг оказываются достойные, но расстроенные аппараты – что делать? Редактируя эту статью, специалист по настройке дек КАТЕГОРИЧЕСКИ не советовал новичкам пытаться настроить азимут записи. Эти манипуляции должен выполнять опытный человек, хорошо знакомый с кассетной техникой. Только на случай, если риск окончательно расстроить ЛПМ кажется вам меньше, чем риск упустить хорошую, но расстроенную, деку, здесь в отдельном окне дается инструкция по регулировке азимута головки записи для дек с ЛПМ типа Nakamichi LX5.
Если вы убедились, что запись звучит идентично исходнику через сквозной канал, а еще лучше – чуть сочнее и звонче него, переходите к следующему этапу проверки.
Перемотайте записанную хромовую кассету в начало записи, включите запись и слушайте в наушниках в положении TAPE.Кроме тихого шипения кассеты вы не должны слышать ни-че-го – никаких остатков старой записи. Nakamichi 1000 и 700 Tri Tracer могут не до конца стирать некоторые типы хромовых лент. Например, на Maxell XIIL-S допустимы едва слышимые остатки старой записи. TDK SA абсолютно все деки должны стирать начисто! Это важный индикатор состояния головок, и именно поэтому нужно брать с собой такую кассету! Если дека стирает старую запись не до конца, с ней лучше не связываться. Причина может быть не в головках, а в недостаточном прижиме ленты, но определить это сможет только специалист. Не стоит покупать такой аппарат самостоятельно, даже если вас очень привлекает косметическое состояние и цена! Договоритесь с продавцом, что возьмете деку только после диагностики у специалиста и его вердикта.
Для дек других моделей имеет смысл повторить тест с кассетами типа металл. Запись также должна быть идентичной исходнику, но чуть более резкой, с завышением ВЧ. Это нормально. Кассеты типа металл не очень хорошо подходят для записи компакт дисков, хотя на них часто пишут IDEAL FOR CD. Берегите их для записи с винила и катушек.
Аналогично тесту с хромовой кассетой попробуйте стереть старую запись с металла. Она должна удаляться полностью без остатка. Хотя, если кассеты хром стираются хорошо, а на металле остается едва слышимая старая запись – это может быть не критично, и дело скорее в недостатке прижима, а не в износе головки. Теоретически, такую деку можно брать, но без предварительной профилактики у специалиста я бы не рисковал.
Для тестирования дек с автоматическими калибраторами типа Nakamichi 1000 ZXL и Nakamichi 700 ZXL/ZXE имеет смысл взять несколько разных моделей кассет I, II и IV типа и погонять калибровку для разных лент. Запись должна быть абсолютно идентичной исходнику на всех типах ленты.
Последний тест – состояние регуляторов. Включите кассету на запись, не включая CD, и слушая чистый кассетный фон в наушниках в режиме TAPE, подвигайте регуляторы уровня записи. Включите записанную кассету и подвигайте регулятор уровня выхода. Тресков и шороха при этом тесте быть не должно. Допустимы отдельные единичные шорохи, но лучше бы их не было.
Если все проверки показали удовлетворительный результат и вы решаетесь на покупку, попробуйте сбить цену сразу на 20-25% и посмотрите на реакцию продавца. Если он согласится, это может сигнализировать о том, что дека на самом деле не очень хороша, и продавец не чает от нее избавится. Если получите резкую отповедь – хорошо. Продавец знает цену товару, и дека, вероятнее всего, приличная. Покупайте, но учитывайте, что вы В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ берете кота в мешке и сломаться может в что угодно. Хорошая новость в том, что любая поломка, кроме изношенной головки или убитого электронного блока у 1000/700 ZXL так или иначе ремонтируется.
Не ждите сразу услышать от своего Nakamichi волшебный звук. Кассетная дека – сложное прецизионное устройство, и даже если вам посчастливилось купить аппарат в идеальном состоянии, будьте готовы потратиться на профилактику после покупки. За исключением случаев, когда вы берете деку у надежного специалиста, который профессионально занимается обслуживанием, и предлагает вам восстановленный аппарат, стоимость наладочных работ может составлять от 20% до 60% стоимости купленной деки. Полное профилактическое обслуживание включает в себя:
Полную замену всех пассиков
Чистку контактов и регуляторов
Замену прижимных роликов
Полную разборку, чистку и переборку ЛПМ
Тонкую настройку ЛПМ по ЛИМ лентам, шаблонам и приборам
Надеюсь, изложенные советы помогут вам стать владельцем хорошего Nakamichi и оставляю два полезных контакта, которыми сам пользуюсь уже несколько лет:
box234@yandex.ru Артем – ремонт и наладка любых кассетных дек любой сложности.
apo7@mail.ru Андрей – записи на кассеты с катушечных мастер лент.
И напоследок, как говорится, лучше один раз услышать, чем десять раз прочитать.
Оба трека оцифрованы с кассетной записи и воспроизводится Nakamichi 1000 Tri Tracer.
На странице ТЕСТОВЫХ ОЦИФРОВОК можно послушать эти же треки в формате DSDIFF 5.6 mHz и получить более масштабное впечатление.
Возможно, вам также будут полезны статьи:
Послушать, как звучит отлаженная дека Nakamichi 1000 Tri Tracer, можно в видеоролике о моей системе, который выложен на странице ПЕРСОНАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ.