Кассовый разрыв что это на предприятии
Кассовый разрыв что это на предприятии
Формула расчёта кассового разрыва выглядит так:
ДС + П − Р = ОДС
ДС — остаток денежных средств на начало периода (дня, недели или месяца);
П — поступления в течение периода;
Р — расходы;
ОДС — остаток денежных средств.
Чтобы вовремя увидеть кассовый разрыв, внесите формулу в эксель и регулярно обновляйте все три значения хотя бы раз в месяц.
Причины кассового разрыва
Ошибки при планировании бюджета
Кассовый разрыв возникает, когда предприниматель не только неверно посчитал сумму расходов и доходов, но и не составил график платежей. По итогам периода компания может быть в плюсе, но фактические даты платежей и зачисления денег на счёт приведут к кассовому разрыву.
Из-за ошибок в закупках компания может «заморозить» часть денег. Когда спрос изменится, может настигнуть кассовый разрыв.
Например, такое бывает, если заказать большую партию нового товара, не изучив на него спрос среди вашей аудитории. О том, как правильно пополнять запасы, читайте в нашей инструкции.
Кассовый разрыв случается, если товары или услуги компании востребованы только в конкретный сезон, а расходы на зарплаты и аренду постоянны. Например, школа плавания работает в плюс осенью, зимой и весной. Летом большая часть клиентов уезжает в отпуск и выручка снижается на 80—90%. Но поскольку часть учеников продолжает заниматься, владельцу нужно платить зарплату тренерам и арендовать бассейн. Если предприниматель заранее не подготовился к падению доходов, его ждёт временной кассовый разрыв.
Это сумма, которую вам задолжали другие компании или физлица за уже проданные товары или оказанные услуги. Вы рискуете столкнуться с дебиторкой, если постоянно даёте клиентам рассрочки и отсрочки платежей.
Как избежать кассового разрыва
Создайте финансовую подушку — регулярно откладывайте процент от прибыли. В идеале накопите сумму, которая позволит компании работать полгода без выручки.
Составляйте с заказчиками и подрядчиками графики платежей и подписывайте их вместе с договором.
Установите в договоре с клиентами размер неустойки — суммы, которую контрагенту придётся выплатить за каждый день просрочки.
Что делать в преддверии кассового разрыва
Что не надо делать
— 
Так вы можете отпугнуть покупателей и остаться вообще без продаж. Лучше взять краткосрочный кредит или оформить рассрочку платежа.
— 
Продавать имущество компании: оборудование, технику, транспорт.
Это поможет устранить кассовый разрыв, но есть риск продать имущество по заниженной цене и ослабить производство. Например, избавившись от временно незагруженного оборудования в швейном цеху, вы можете не справиться с потоком заказов.
— 
Снижать цены, чтобы увеличить продажи.
Разработанная в спешке ценовая политика может разрушить бизнес-модель.
Кассовый разрыв в компании
Кассовый разрыв представляет собой несоответствие операционного и финансового цикла. К примеру, компания планирует закупить партию сырья для производства товаров. На это планируется выделить средства, возвращенные дебитором по его задолженности. Однако дебитор не может вернуть долг, а потому средств нет. Появление разрывов – совершенно рядовая ситуация и для небольших, и для крупных компаний.
Причины образования кассового разрыва
Кассовый разрыв формируется по ряду причин:
Далеко не всегда кассовый разрыв образуется вследствие непрофессионализма управленческого состава. Обычно причина – объективные факторы. Как правило, это несвоевременный возврат задолженности дебиторами. Несмотря на это, основная задача менеджмента – минимизация разрывов.
Особенности расчета имеющегося разрыва
Для выявления размера разрыва нужно сформировать отчет о движении финансовых средств. Если в результате расчетов образовалось отрицательное значение, оно и будет являться рассматриваемым показателем. Имеет смысл провести анализ остатков товарных запасов. На основании их размера определяются дальнейшие действия. В частности, имеющийся остаток может покрыть нужды предприятия, что позволит не проводить срочные закупки.
Размер кассового разрыва определяется по сведениям, изложенным в платежном календаре. Рассмотрим упрощенную форму расчетов:
В формуле использованы следующие показатели:
Отрицательный результат – серьезный повод к принятию срочных мер.
Как избежать появления КС?
Куда проще не допустить возникновения кассового разрыва, чем покрывать его. Сделать это вполне возможно даже в случае, если несоответствие образуется вследствие объективных факторов. Рассмотрим эффективные превентивные меры:
В любой компании можно реализовать один из этих методов. Имеет смысл выбрать тот способ, который подходит для конкретной ситуации.
Как покрыть уже имеющийся кассовый разрыв?
Перечисленные методы позволяют не допустить образования разрыва. Однако что делать, если он уже появился? Для этого есть способы:
Все эти способы имеют свои преимущества. Однако наиболее эффективными являются именно превентивные меры.
Пример кассового разрыва в малом бизнесе
Рассмотрим одну из самых распространенных причин краха некрупного бизнеса у новичков, впервые сталкивающихся с кассовым разрывом. Представим себе, что ИП открыл магазинчик, взяв помещение в аренду, закупил товар, проплатил рекламу, оформил на работу продавцов (затрата – зарплата и соцвзносы) и т.п. Пусть первый год выдался удачным: магазинчик заработал клиентуру, продержался в сезонный спад спроса и очень удачно закрыл финансовый год. Обрадованный владелец хочет поощрить себя и потратить часть заработанных денег на свои желания. При этом средства, естественно, оказываются изъятыми из бизнеса.
На следующий год магазин оказывается без «финансовой подушки» для покрытия кассовых разрывов, возникающих в «несезон» и вследствие других факторов. Как обычно действует неопытный ИП:
Иногда, пытаясь спасти положение, предприниматель берет кредит, не имея четкого плана по его возврату, тем самым еще больше залезая в финансовую кабалу. По факту, он стремится сократить расходы, а на самом деле, теряет клиентуру и в результате в момент, когда спрос мог бы повыситься, у него нет средств на его удовлетворение, налицо кассовый разрыв.
Правильный вариант реагирования – думать о возможном варианте кассового разрыва заранее, ибо для любого бизнеса он более чем вероятен. Что можно предпринять:
Неправильные решения:
ИТОГ. Любое решение, принятое после кассового разрыва, априори будет убыточным, так как ситуацию придется спасать с большими или меньшими вложениями. Правильные решения должны быть стратегическими, то есть приниматься до момента наступления кризисной ситуации. Кассовый разрыв должен быть ликвидирован «в уме» еще до того, как он наступит в реальности.
Как избежать кассового разрыва
Наверняка каждый предприниматель сталкивался с ситуацией, когда платить поставщикам надо, а деньги в кассе практически отсутствуют. На бухгалтерском языке такое явление получило название «кассовый разрыв». В статье мы расскажем, что такое кассовый разрыв. Обсудим, по каким причинам он появляется. А также уделим особое внимание способам, позволяющим уйти от кассового разрыва и вариантах ликвидации его последствий.
Ситуация нехватки денежных средств, когда у предприятия грядёт период выплат, к примеру, на закупку материалов, сырья, в то время как средства от покупателей, которые уже должны быть на счету ещё не поступили.
Заметим, что далеко не всегда причина такой ситуации в неэффективной политике и делопроизводстве руководства предприятия. Тут возможны совершенно объективные причины недостатка средств для ведения своевременных расчётов, среди которых:
Помимо текущего, производственного разрыва возможно возникновение временного, который обязательно можно и нужно прогнозировать!
Негативные последствия кассовых разрывов:
Формула расчета кассового разрыва
Подсчёт движения денег проходящим по счётам и по кассовым расчётам вести точно каждому предприятию абсолютно необходимо. Грамотно составленный отчёт по перемещению денежных потоков непременно поможет провести грамотный анализ ситуации и просчитать следующий срок наступления разрыва, позволит узнать его величину. Появление минуса на счёту в начале следующего отчётного периода говорит о появлении разрыва.
ВАЖНО! Помимо, денежных средств обязательному точному учёту и анализу обязательно должны подвергаться оставшиеся запасы товара. Когда их достаточное количество, то можно закупки сырья отложить. Или необходимо срочно реализовать товар, который залежался, чтобы получить необходимые оборотные средства.
Подсчёты необходимо проводить ежедневно! Следует опираться на сведения, получаемые из платёжного календаря, позволяющие чётко знать, когда следующий платёж и на какую сумму предстоит провести.
Элементарная формула расчёта:
В итоге мы получаем ОДС позволяющий получить остаток средств на конец дня. Именно этот показатель и даст понимание как успешно отработало предприятие и по окончании рабочей смены остались ли средства и в каком количестве. Когда ОДС с отрицательным значением почитайте проблемой! Требуется срочно запрашивать от дебиторов возвращения задолженности.
Платежный календарь в БИТ.ФИНАНС
Как избежать кассового разрыва
Вероятность возникновения подобных ситуаций сведут к минимуму простые, однако действенные меры:
Планирование финансов требует постоянства, эффективность его во многом зависит от опыта и профессионализма сотрудников данного филиала и предприятия. Необходимо также снижать не операционные платежи, снижать пени по займам, относятся проценты по кредитам, сторонние выплаты прочие.
Способы ликвидации кассового разрыва
Когда разрыв предотвратить не удалось, требуется срочно принять меры для его быстрейшей ликвидации.
Целесообразно применить следующие способы:
Заключение
Необходимо проводить грамотную, последовательную, планомерную, эффективную финансовую и управленческую политику.
Нельзя упускать ни единого события в движении денежных средств. Проще предотвратить возникновение кассового разрыва, чем потом экстренно пытаться ликвидировать его негативные последствия. Поэтому советуем использовать все современные финансовые инструменты, проверять благонадёжность контрагентов и строго контролировать дебиторскую задолженность.
Для исключения кассового разрыва целесообразно составлять специальный платежный календарь, с помощью которого можно планировать наличие денежных средств и их движение за определенный промежуток времени, удобней всего это делать в БИТ.ФИНАНС. Закажите бесплатную демонстрацию системы удаленно или при личной встрече.
Кассовый разрыв
Кассовый разрыв – это временно возникающий у предприятия недостаток денежных средств, необходимых для своевременной и полной оплаты произведенных расходов.
Кассовый разрыв возникает в случаях, когда сроки поступления денежных средств на предприятие не совпадают со сроками платежей.
Основные причины приводящие к кассовым разрывам
Основными причинами, приводящими к кассовым разрывам в организации являются:
— полное отсутствие или неэффективность процесса планирования в краткосрочной и среднесрочной перспективе движения денежных средств на предприятии;
— непродуманные и не эффективные мероприятия по устранению кассовых разрывов.
Меры по предотвращению кассовых разрывов и планированию источников их покрытия
Компаниям необходимо разработать и внедрить систему мер по предотвращению кассовых разрывов и находить источники покрытия кассовых разрывов.
К обязательным элементам этой системы можно отнести следующие мероприятия:
планирование бюджета расходов и платежей;
планирование бюджета доходов и поступления денежных средств;
контроль за заявками на платеж;
составление кассового плана;
составление платежного календаря;
разработка критериев для очередности платежей.
Кассовый план
Кассовый план, как правило, составляется на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу.
При четко функционирующей системе планирования движения денежных средств организация получает возможность оперативно принимать решения по поиску источников финансирования для покрытия кассовых разрывов.
Платежный календарь
Формирование предварительной версии платежного календаря осуществляется путем сведения в единую таблицу всех планов поступлений и предполагаемых расходов.
Для этого все планы поступлений и предполагаемых расходов подвергаются контролю и согласованию и в обязательном порядке ранжируются по приоритетам.
Ведение фактического платежного календаря и сравнение с запланированным платежным календарем дает возможность ежедневно осуществлять контроль и оперативно принимать решения по проведению всех необходимых платежей предприятия, производить как плановые платежи, так и срочные внеплановые платежи.
Отметим, что грамотно спланированный платежный календарь при должном уровне финансовой дисциплины позволяет правильно распоряжаться временно свободными денежными средствами, поступающими от результата основной деятельности и получать максимальный результат от использования временно свободных денежных активов предприятия.
Дополнительные источники финансирования для покрытия кассовых разрывов
Но даже если в организации разработаны и четко функционируют системы управленческого учета, бюджетирования и планирования движения денежных средств, это не означает, что наличных денег всегда будет достаточно для проведения необходимых платежей.
Каждая организация стремится развиваться и расти, однако значительный рост только за счет собственных оборотных средств невозможен.
И здесь стоит говорить о поиске дополнительных источников финансирования, необходимых, в том числе, и для покрытия кассовых разрывов, вызванных развитием и ростом бизнеса.
Российским компаниям в настоящее время доступны несколько способов финансирования.
Их можно разделить на три группы:
1 группа – финансирование за счет собственных средств.
Собственные средства организации – это, прежде всего, чистая прибыль, которую собственники решили направить не на выплату дивидендов, а на развитие бизнеса.
Иногда в целях покрытия кассовых разрывов учредители оказывают безвозмездную финансовую помощь.
К внутренним способам финансирования можно также отнести продажу непрофильных активов.
2 группа – долговое финансирование.
В настоящее время российские предприятия наиболее активно используют привлечение долгового финансирования.
К инструментам долгового финансирования относятся:
перекредитование банковских кредитов;
займы физических и юридических лиц;
товарный (коммерческий) кредит;
реализация дебиторской задолженности компании-фактору (факторинг);
3 группа – долевое финансирование.
Долевое финансирование существенно отличается от долгового финансирования.
Долевое финансирование предполагает привлечение денежных средств на безвозвратной основе и без процентов.
Долевое финансирование – это продажа пакета акций (доли бизнеса) стратегическому инвестору или на открытом рынке.
Необходимо отметить, что долевое финансирование имеет не только достоинства, но и недостатки.
К таким недостаткам долевого финансирования можно отнести:
риски, связанные с продажей части бизнеса;
необходимость публичного раскрытия максимальной и полной информации о деятельности компании (при продаже акций на открытом рынке);
сложная и достаточно дорогостоящая процедура подготовки предприятия к привлечению инвестирования;
ограничения по минимальной сумме привлечения инвестирования.
Таким образом, четко отстроенная система планирования движения денежных средств и использование различных финансовых инструментов позволяет разработать и внедрить в организации сбалансированную финансовую стратегию.
При этом применение такой финансовой стратегии будет способствовать решению проблемы кассового разрыва и стабильному и эффективному развитию предприятия.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Что такое кассовый разрыв и как он возникает
Бизнес живет, пока на счетах есть деньги. Поступила предоплата, закончился контракт и рассчитался покупатель — кажется, что денег хватит на все. Но стоит перечислить залог поставщику, заплатить зарплату сотрудникам, выплатить пару госпошлин и закрыть аренду — на счету опять нет денег, а следующие платежи никто не отменял. Когда предприниматель должен заплатить больше, чем у него сейчас есть, он попадает в кассовый разрыв.
Кассовый разрыв — это недостаток средств для погашения необходимых расходов. Предприниматель должен больше, чем есть на счетах.
Подобная ситуация всегда неприятна. Чтобы сберечь свой бизнес, предпринимателям приходится вести сложные переговоры с контрагентами, искать дополнительное финансирование или рисковать своей деловой репутацией. Мы поможем избежать ошибок и расскажем, почему возникают кассовые разрывы, как их предсказать и избежать.
Содержание статьи
Как возникает кассовый разрыв
Разрыв возникает вне зависимости от прибыльности и масштабов бизнеса. Доходит до того, что в многомиллионной компании не хватает денег на самые небольшие операции. Причина для этого одна — рассинхронизация прихода и расхода денежных средств. То есть деньги приходят позже, чем они были нужны. Случиться это может в одном из трех случаев:
В производстве мороженого есть явная сезонность — выручка летом перекрывает затраты прохладных месяцев. Чем ближе к высокому сезону, тем меньше денег на счету. Рассчитывать на дополнительные вливания не приходится, а каждый потраченный впустую рубль может отправить компанию в кассовый разрыв.
Самое неприятное, когда эти ситуации совпадают — вы должны предоплатить сырье, дождаться оплаты от покупателей и рассчитаться по налогам, чтобы счета не заморозили. Такие совпадения могут вывести компанию из бизнеса, поэтому их нужно планомерно просчитывать.
Признаки кассового разрыва
Предприниматели, которые ведут отчет движения денежных средств (ДДС), гарантированно увидят будущий разрыв по отрицательным конечным показателям. О том, как составить ДДС, мы рассказали в отдельной статье. Здесь остановимся на показателях, которые помогут спрогнозировать ситуацию и уберечь компанию.
Самый простой способ — ежедневно рассчитывать остаток денежных средств.
Денежные средства на конец дня = Денежные средства на начало дня + Поступления от покупателей − Выплаты поставщикам
Расчет этого показателя на две недели вперед покажет, в какие дни компания оказывается на краю кассового разрыва. Так вы получите запас времени, за который сможете предотвратить кризисную ситуацию.
Дата | Денежные средства на начало дня | Поступления от покупателей | Выплаты поставщикам | Денежные средства на конец дня |
---|---|---|---|---|
13 июня 2017 | +100 000 ₽ | +20 000 ₽ | -60 000 ₽ | +60 000 ₽ |
14 июня 2017 | +60 000 ₽ | +20 000 ₽ | -60 000 ₽ | +20 000 ₽ |
15 июня 2017 | +20 000 ₽ | +20 000 ₽ | -60 000 ₽ | -20 000 ₽ |
16 июня 2017 | -40 000 ₽ | +60 000 ₽ | -20 000 ₽ | 0 ₽ |
Как предотвратить кассовый разрыв
Кассовый разрыв не смертелен — это рабочая ситуация. Предприниматель может перекрыть его овердрафтом или факторингом, занять деньги в банке или свалиться в просрочку. Но эти варианты съедают маржу, лишают бизнесмена прибыли и портят его репутацию. К ним мы рекомендуем прибегать только в крайних случаях. Чтобы избежать разрыва нужно:
Комментарии экспертов
Виктор Миронов, управляющий директор Консультационной группы «ТИМ»:
«Первое и самое главное – планирование бюджета. Не надо отговариваться, что все равно все пойдет не по плану: в планировании главное процесс размышления и анализа, а не результат.
Второе – назначьте ответственного сотрудника за сбор информации об обороте дебиторской задолженности. Многих проблем можно избежать просто контролируя своевременность поступлений.
Третье – будьте на связи с клиентами. Интересуйтесь их бизнесом, держите руку на пульсе. Кассовый разрыв легче предотвратить, чем покрыть.
Четвертое – обеспечьте бизнес доступом к кредитным средствам, используйте овердрафт и факторинг. Это не так сложно, как более традиционные кредитные продукты, а теперь вполне доступны и для малого бизнеса.
Пятое – настройте управленческий учет и начните работать с прибылью!»
Одна из главных задач, которую выполняет сервис для финансово-управленческого учета ПланФакт – предсказывать кассовые разрывы. Зарегистрируйтесь и бесплатно оцените все возможности сервиса прямо сейчас!
Павел Вешаев, генеральный директор FinHelp:
«Есть несколько действий, которые вы можете предпринять, чтобы восполнить сложившийся дефицит денежных средств:
1. Оцените ситуацию.
Набросайте схему, когда и от кого в ближайшие дни придут поступления, какие средства вам нужно будет направить на свои постоянные расходы, а какие на переменные. Когда вы увидите картину целиком, будет понятно, сколько денег требуется, где зоны риска, какие транзакции можно попробовать подвинуть, чтобы стабилизировать ситуацию.
2. Обсудите условия с поставщиками.
Ищите варианты. Обсудите изменение сроков оплаты, сообщите планируемые даты ваших платежей. Задача здесь – выиграть время, но не потерять хорошие условия.
3. Работайте с дебиторкой.
Проводите ежедневные планерки с менеджерами, которые ведут клиентов, чтобы иметь ясную картину, когда планируются платежи. Напоминайте клиентам, когда ждете от них средства, выясняйте причины задержки платежей и предпринимайте оперативные меры (уведомления, досудебка, новые договоренности) для оплаты задолженности»
Обязательно посмотрите интервью с Наталией Морозовой, экспертом по управлению финансами и налоговой безопасности: