Кейс чемпионат вшэ что дает
Преференции дипломантам
Дополнительные баллы при поступлении
Всероссийский кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству вновь вошел в Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей на 2021/2022 учебный год. Включение кейс-чемпионата в названный Перечень означает, что дипломанты региональных и финального кейс-чемпионатов могут
Высшая школа экономики предоставляет дополнительные баллы при поступлении победителям и призёрам региональных и финального кейс-чемпионатов, на программы всех четырёх кампусов:
Москва
Нижний Новгород
Пермь
Санкт-Петербург
Обучение за счёт средств НИУ ВШЭ
Новости по теме:
НИУ ВШЭ выделил бесплатные места для лауреатов Всероссийского кейс-чемпионата школьников
Финалисты Всероссийского кейс-чемпионата встретились с министром экономического развития РФ
Интервью с абсолютными победителями 2020
В КЦ Вышки прошла церемония закрытия Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству
Что такое кейс и кейс-метод обучения?
Кейс — это строящееся на реальных фактах описание проблемной ситуации, которая требует решения. Ситуация может быть из сферы бизнеса или юриспруденции, медицины или строительства. Объединяет их то, что в каждом случае есть пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения, и требуется в сложившихся условиях предложить определенный вариант действий.
Обычно происхождение термина одни связывают с английским словом case (портфель, небольшой чемодан), другие – с латинским casus (нестандартная, трудноразрешимая ситуация). И те, и другие, как вы видите, в чем-то правы.
Любые бизнес-структуры ежедневно сталкиваются с задачами, не имеющими определенного решения и требующими управленческих решений со стороны менеджмента компании. Каждый такой кейс требует комплексного анализа ситуации, выработки гипотез, предложения эффективных мер по решению поставленной задачи, а также построения финансовой модели решения.
Пример бизнес-кейса может быть таким: компании необходимо разработать стратегию продвижения нового продукта на рынок шоколадных изделий. Для этого необходимо проанализировать отрасль, конкурентов, провести анализ целевой аудитории, доработать продукт, чтобы он удовлетворял потребностям потребителей и обладал конкурентными свойствами, продумать маркетинговую кампанию, составить план работы и оценить риски и финансовые показатели проекта.
Решить кейс – это значит исследовать предложенную ситуацию (кейс), собрать и проанализировать информацию, предложить возможные варианты действий и выбрать из них наиболее предпочтительный вариант.
Предлагать определенное решение в проблемных ситуациях, не имеющих одного «правильного» решения – это ежедневная практика юриста, врача, менеджера, политика, военноначальника… Поэтому важно учиться этому, а не только изучать теорию.
Кейс-метод обучения
Кейс—метод обучения (англ. Case method, кейс-метод,) – техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций.
Первую особенность мы уже назвали – кейс не имеет правильного ответа, который нужно найти, используя стандартные формулы и правила.
Во—вторых, информация, с которой приходится работать, принимая решение, зачастую неполна, противоречива и постоянно меняется.
В—третьих, время на решение кейса, как правило, ограничено.
Согласитесь, в жизни не раз приходится сталкиваться с подобным. В бизнесе, например, редко есть возможность выяснить все детали и иметь перед глазами полную картину. Как правило, приходится действовать в условиях неопределенности и нехватки информации, искать нестандартные и креативные решения, быстро выбирать определенное решение из нескольких эффективных, причем, в условиях ограниченного времени, стресса, противоречивой информации.
Кейсы имитируют настоящие ситуации и строятся на реальных фактах. Через разбор реальных ситуаций формируется умение анализировать ситуации и самостоятельно принимать решения в реальной жизни.
По сравнению с традиционными методами обучения кейс-метод имеет ряд неоспоримых преимуществ.
Навыки работы с информацией, аналитические навыки
Умение искать недостающие данные, выделять существенную и несущественную информацию, в сжатые сроки анализировать и перерабатывать большие массивы информации, структурированно и логично мыслить, делать гипотезы и предположения, логично и структурированно оформлять результаты
Творческие навыки
Решение кейса требует умения мыслить нестандартно и самостоятельно, быть креативным и уметь предлагать альтернативные варианты решения проблемы, которые нельзя найти логическим путем
«Мягкие навыки» (soft skills)
Организовывать работу команды, улаживать конфликты, грамотно формулировать и отстаивать свое мнение, убеждать, искать компромиссы, презентовать свое решение перед публикой, вести дискуссию, слушать оппонентов, контролировать себя и т.д.
Новый метод с давней историей
Можно ли стать специалистом в области права, не имея опыта работы с реальными юридическими казусами? Одним из первых об этом задумался Христофор Колумб. Нет, не тот, который открыл Америку. Полное имя пионера case-study – Христофор Колумб Лэнгделл. Будучи выпускником Гарвардской школы права и на себе испытавший традицию сплошной зубрежки, процветающую на юридических факультетах, Лэнгделл, став в 1870 году деканом, немедленно начал внедрять метод кейсов (case-study) – метод разбора реальных ситуаций, предлагая студентам ознакомиться с первоисточниками (судебными делами, решениями апелляционного суда и т. д.) и сделать собственное заключение. Такой метод обучения ожидаемо оказался сложнее и встретил большое сопротивление среди студентов. За три года численность студентов в школе упала более чем на 30 процентов. Но Лэнгделл остался на должности декана и продолжил внедрение кейсов и к концу XIX века такой вариант обучения прочно закрепился и в Гарвардской школе, и в нескольких других университетах. К 1920-м годам метод разбора дел из реальной судебной практики стал первостепенным в юридическом обучении и остается таковым в наше время.
В бизнес обучение кейс-метод тоже пришёл из Гарварда – в 1908 году была основана Гарвардская школа бизнеса. Идея строить обучение вокруг обсуждения проблем, связанных с управлением бизнесом, возникла еще у первого декана школы Эдвина Гэя, а первый пробный курс под названием «Искусство ведения бизнеса» был прочитан в 1912 году. Альтернативой учебникам стали интервью с ведущими предпринимателями и топ-менеджерами компаний и написанные на их основе подробные отчеты о том, как они решали ту или иную ситуацию, а также о факторах, влияющих на их деятельность.
Настоящий расцвет кейс-метода наступил в 1919 году, когда деканом Бизнес школы Гарварда стал банкир Уоллес Донэм, который был горячим сторонником его применения. Основной причиной сложностей распространения метода было отсутствие готовых материалов, подобных опубликованным сборникам судебных решений. В 1920-м был издан первый сборник кейсов, после чего вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на case study Преподаватели Гарвардской школы бизнеса активно способствовали его распространению, публикуя книги, учебные пособия, сборники кейсов и занимаясь обучением преподавателей, еще не использовавших метод. В 50-е годы бизнес кейсы стали активно использоваться и в Западной Европе.
В настоящее время в Гарварде каждый год разрабатывается примерно 350 новых кейсов, рядовой студент за время обучения в престижнейшем университете США разбирает до 700 кейсов. Всем известно, что выпускники Гарварда – одни из наиболее востребованных людей на рынке труда и одни их самых успешных бизнесменов. Наиболее ярким примером является Марк Цукерберг – основатель социальной сети Facebook и самый молодой долларовый миллиардер в мире.
Для России кейс-технологии или кейс-метод обучения – сравнительно новое явление. Распространение они стали получать лишь в 90-ые годы XX-го века на базе нескольких московских вузов. В 2007-м был проведен первый чемпионат России по решению бизнес-кейсов. В 2009-м году популярность чемпионата выросла настолько, что в нем приняли участие 3500 студентов из 15 городов России.
НИУ ВШЭ выделил бесплатные места для лауреатов Всероссийского кейс-чемпионата школьников
В 2021 году право поступления на места за счет средств НИУ ВШЭ без вступительных испытаний получат члены команд-победителей Всероссийского кейс-чемпионата и команд, признанных лучшими в четырех номинациях. Такую же льготу НИУ ВШЭ предоставит десяти финалистам Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами», прием заявок на участие в котором завершается 30 декабря.
Всероссийский кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству стартовал в 2019 году по инициативе Минэкономразвития России, его партнером стала компания McKinsey.
Участники чемпионата — команды из 3-4 учеников 9-11 классов — разрабатывали решения бизнес-задач при поддержке менторов и представляли свои проекты экспертам от компаний, вузов и органов государственной власти. Финальный кейс был посвящен развитию туризма на Камчатке. Итоги чемпионата были подведены в конце ноября, в декабре его финалисты встретились с министром экономического развития РФ Максимом Решетниковым.
В настоящий момент Всероссийский кейс-чемпионат не относится к перечневым олимпиадам, то есть его лауреаты не имеют возможности поступать на бюджетные места без вступительных испытаний. На церемонии закрытия кейс-чемпионата ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов заявил, что школьники, занявшие призовые места и отмеченные в специальных номинациях, получат преференции при поступлении на образовательные программы ВШЭ — прежде всего, факультета экономических наук и Высшей школы бизнеса.
Перечень таких программ на сегодняшний день определен.
Члены команд, признанных лучшими в номинациях «За лучшее инновационное решение» и «За лучшее цифровое решение», смогут поступить на места за счет ВШЭ на программу «Бизнес-информатика», в номинации «За лучшее дизайн-решение» — на программы «Дизайн» и «Медиакоммуникации», в номинации «За лучшее социальное решение» — на программы «Государственное и муниципальное управление» и «Социология».
Льготы для финалистов Всероссийского чемпионата сочинений
Всероссийский чемпионат сочинений «Своими словами» впервые в этом учебном году проводится Высшей школой экономики и другими ведущими вузами при поддержке Российской академии наук. Его участники — ученики 9-11 классов — напишут сочинения на свободную тему в рамках широких направлений: экономико-правового, медицинского, педагогического и других.
Финалисты чемпионата, вошедшие в десятку лучших, получат право поступления на образовательные программы ВШЭ в зависимости от выбранного направления. Например, написавших сочинение по гуманитарному направлению ждут такие программы, как «Философия», «Реклама и связи с общественностью», «Социология», по медицинскому — «Клеточная и молекулярная биотехнология», «Химия», «Психология». Подробнее о соотнесении образовательных программ и направлений чемпионата можно узнать из регламента, опубликованного на сайте приемной комиссии в списке документов.
Чтобы воспользоваться возможностью поступить на места за счет ВШЭ по итогам интеллектуальных состязаний, нужно:
набрать минимальное количество баллов ЕГЭ по каждому из предметов вступительных испытаний этой программы;
набрать общую сумму баллов, удовлетворяющую критериям заключения договора на платное место на этой программе, но недостаточную для поступления на бюджет;
подать заявление о согласии на зачисление и оригинал аттестата в сроки, установленные для бюджетного приема.
Лауреаты Всероссийского кейс-чемпионата и Всероссийского чемпионата сочинений смогут использовать право поступления на место за счет ВШЭ только в приемную кампанию 2021 года, а условия поступления в последующие годы будут определяться новыми правилами приема. Так что ученикам 9 и 10 классов, добившимся успеха в этом году, рекомендуется не отказываться от участия в подобных состязаниях в дальнейшем.
Вячеслав Башев, проректор НИУ ВШЭ
В последние два года Высшая школа экономики взяла курс на запуск интеллектуальных состязаний нового формата. Они отличаются от традиционных олимпиад школьников, предусматривают выполнение креативных, нескучных и оригинальных заданий, вызывают большой интерес у ребят. На сегодняшний день таких состязаний два — Всероссийский кейс-чемпионат по экономике и предпринимательству и Всероссийский конкурс сочинений «Своими словами». В ближайшие годы их число будет расти.
Выделение бесплатных мест для талантливых абитуриентов за счет НИУ ВШЭ — давно сложившаяся практика в нашем университете. Мы зачисляем всех дипломантов олимпиад с правом поступления БВИ, даже если им не хватило бюджетных мест на самых популярных образовательных программах, всех абитуриентов, набравших проходной балл «зеленой волны» и предоставивших подлинники аттестатов. В рамках программы «Социальный лифт» на места за счет НИУ ВШЭ принимаются дети из социально незащищенных семей. Зачисление лауреатов новых интеллектуальных состязаний без вступительных испытаний — еще один шаг в выбранном направлении.
Включение подобных состязаний в перечень Минобрнауки России — процесс небыстрый и непростой, но мы считаем, что их лауреаты уже сейчас должны иметь особые права при поступлении. Таким образом, НИУ ВШЭ в очередной раз подтверждает, что мы ждем каждого абитуриента, чьи интересы не ограничиваются школьными курсами, который много работает над собой и демонстрирует высокие образовательные результаты.
Льготы для других категорий абитуриентов
В 2021 году право поступления на места за счет НИУ ВШЭ на определенные образовательные программы также получат еще три категории абитуриентов:
члены команд Школьного акселератора Сбербанка «СберZ», занявших первое, второе и третье места;
победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба» по географии;
абитуриенты образовательной программы «Физика», набравшие на ЕГЭ по физике и математике в общей сложности не менее 193 баллов, при этом их суммарный балл по русскому языку и за индивидуальные достижения не ниже 72.
Олимпиада «Высшая проба» по географии проводится впервые и поэтому пока не входит в перечень Минобрнауки России. Так что ее победители и призеры будут приняты на образовательную программу «География глобальных изменений и геоинформационные технологии», если наберут не менее 75 баллов на ЕГЭ по географии в дополнение к перечисленным выше условиям. Аналогичная льгота при поступлении предоставлялась в прошлые годы победителям и призерам «Высшей пробы» по новым профилям — химии и биологии.
Стоит напомнить, что бесплатное место за счет НИУ ВШЭ предоставляется студенту на весь период обучения по образовательной программе. В этом отличие от обучения на платном месте со скидкой, которая предоставляется по итогам вступительных испытаний и которую нужно ежегодно подтверждать высокими результатами учебы.
Обучение участников
Решение адаптированных, но реальных бизнес-задач и разработка собственных бизнес-проектов для многих из вас – новый вид деятельности. Поэтому кейс-чемпионат – это не только соревнование, но и обучение.
Двухдневный онлайн-интенсив
Команда «HSE Case Track» при поддержке Центра развития проектного обучения Высшей школы бизнеса подготовила для всех участников Кейс-чемпионата подготовительный онлайн-интенсив 2 и 3 октября.
Запись онлайн-интенсива HSE CASE TRACK, день 1
Запись онлайн-интенсива HSE CASE TRACK, день 2
Онлайн-курс
Для участников кейс-чемпионата подготовлен онлайн-курс «Решение кейсов: от задачи к презентации проекта заказчику» о методиках и инструментах решения кейсов, техниках эффективной презентации и публичных выступлений и т.п.
Перечень и содержание тем
Серьезная аналитическая работа не может быть интуитивной, обоснованные выводы не сделать без знаний основных законов и закономерностей. Ниже приведен перечень тем, знания которых будут полезны при решении кейсов, работе над проектами, а также список литературы.
Оффлайн-интенсив для школьников Москвы и МО
25 и 26 сентября на базе Высшей школы бизнеса прошел образовательный офлайн-интенсив для команд школьников из Москвы и Московской области в преддверии регионального этапа Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству. Обучение проходило в формате peer-to-peer learning с элементами геймификации и воркшопами. Организаторами обучения выступила команда «HSE Case Track» при поддержке Центра развития проектного обучения Высшей школы бизнеса.
Команда Hse Case Track
Команда помогает студентам развить бизнес-мышление и попробовать себя в решении кейсов. В рамках Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству именно она организует образовательные программы для участников.
Артемий Туктаров
Высшая Школа Экономики
О себе:
Студент 3 курса факультета экономических наук, маркетинговый директор сети ресторанов быстрого питания. Многократный призёр кейс-чемпионатов, победитель биржевых конференций группы компаний Московской биржи. Обладатель грантов от Высшей Школы Бизнеса на развитие социально-значимых проектов. Организатор практико-ориентированного трека для студентов и школы «HSE Case Track» для участников Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству.
Видеовизитка команды
Основанием для принятия решения о приглашении вашей команды на региональный кейс-чемпионат служит оценка за видеовизитку. Важно понимать, что команды, прошедшие регистрацию, но не загрузившие видеовизитку команды, принять участие в кейс-чемпионате не cмогут.
Что такое видеовизитка?
Видеовизитка – это ваша возможность заявить о себе и своей команде, продемонстрировать свои сильные стороны и мотивацию участия в кейс-чемпионате.
Формат видеовизитки
Видеовизитка делится на две части: индивидуальное представление участников и представление команды.
Каждый участник продолжительностью не более 1 минуты рассказывает о себе, о своих достижениях и сильных сторонах.
После индивидуального рассказа, участники представляют команду:
Технические требования
Помните, что мы не оцениваем качество видеосъемки. Самое главное – это ваша мотивация! Поэтому смело берите телефон и снимайте!
Как записать видеовизитку
Загрузить видеовизитку
Критерии оценивания
Видеовизитку команды независимо оценивают не менее двух человек из Оргкомитета и/или Жюри.
Критерий | Расшифровка | Оценивание |
---|---|---|
Включенность | Каждый участник команды принял участие в визитке | 1 – все участники были в видео 0 – отсутствовал хотя бы 1 участник |
Содержание | ||
Ораторское искусство | Ясность речи, логика, дикция | Максимум 3 балла за каждый пункт |
Оригинальность | Новизна, необычность, непредсказуемость | До 3-х баллов |
Приглашение на региональный кейс-чемпионат
Если возникли проблемы
Телефон: +7 (495) 531-00-74 – звоните!
Адрес электронной почты: case@hse.ru – пишите!
Помните, что у членов Оргкомитета тоже бывают выходные дни.