Кибуц что это такое в израиле
Кибуц — сельскохозяйственная коммуна в Израиле, созданная на основе общего имущества, самоуправления, одинаковых условий жизни и работы, разделения продуктов труда поровну между всеми членами. Первые кибуцы появились в начале XX века на территории Османской империи и Палестины. Молодые евреи из разных стран приезжали сюда для создания сельскохозяйственных поселений.
Когда в 1947 году ООН приняла план раздела Палестины на еврейскую и арабскую части, кибуцы стали основой для будущего государства Израиль: они смогли обеспечить его продуктами сельского хозяйства и сыграли большую роль в обороне страны во время войны за независимость. В настоящее время только часть кибуцев сохранила традиционную форму, остальные разделили хозяйство на коллективную и частную собственность. Высший орган управления в кибуцах — общее собрание, которое еженедельно на голосовании решает текущие вопросы. Большинство кибуцев сегодня владеют заводами и занимаются турбизнесом.
Среди разлапистых китайских пальм и желтых кустов акаций одинаковые одноэтажные домики почти незаметны. На домах ни названия улиц, ни указателей — только номера квартир. Вдоль дороги — аккуратно огороженные клумбы с мятой, розмарином и шалфеем. Город-парк напоминает иллюстрацию райского сада, разве что львов, играющих с ягнятами, не видно.
Первые жители кибуца Шаар-ха-Голан, основанного как военный лагерь в 1937 году, были евреями из Польши и Чехословакии. Они приехали сюда, чтобы высаживать в пустыне райские сады и строить мир справедливости и всеобщего равенства.
Сегодня на территории коммуны раскинулись финиковые поля, плантации бананов и авокадо, миндальные рощи и арбузные грядки. На смену ручному труду пришли новейшие технологии, в том числе капельное орошение. При этом Шаар-ха-Голан — один из немногих кибуцев, которому удалось сохранить традиционный уклад в современных условиях.
Здесь до сих пор никто не получает зарплату. Для членов коммуны все бесплатно: электричество, прачечная, Интернет, медицинские услуги. Заработанные деньги поступают в общую кассу, откуда распределяются на оплату различных нужд.
У кибуца Шаар-ха-Голан есть завод по производству труб для подогрева полов. 51% акций принадлежит кибуцу, остальные 49% распределены между его членами в зависимости от кибуцного стажа. Дивиденды с этих акций в общую кассу не сдаются: их можно потратить на личные нужды. Кроме того, каждый член кибуца, независимо от должности, получает определенную сумму на карманные расходы.
Можно выбрать товары в кибуцном магазине: в конце месяца часть карманных денег будет ему перечислена. Удобно, ведь цены здесь ниже, чем в городе, — на территории кибуца нет налогов.
Когда в 65 лет кибуцник выходит на пенсию, он может уже ни о чем не беспокоиться: коммуна обеспечит всем необходимым.
В кибуце работает общественная столовая, где по расписанию трижды в день накрывается шведский стол. На каждого члена кибуца ежемесячно выделяется виртуальная сумма на еду: из ее расчета готовят необходимое количество завтраков, обедов и ужинов. Но сегодня не обязательно, как раньше, питаться только в общей столовой. Можно перенаправить деньги в магазин и каждый месяц на эту же сумму набирать продуктов и готовить дома.
Зато никто из членов кибуца не вправе владеть личным автомобилем. Автопарк тут общий: 80 машин на 300 человек. Если кому-то требуется ехать в город, достаточно отметить в электронном журнале учета номер взятого автомобиля. Бензин оплатит кибуц. На территории самой коммуны машины никому не нужны.
На территории кибуца есть школа, а на высшее образование (бакалавриат) каждому студенту выделяют деньги соответственно стоимости обучения в выбранном вузе Израиля. Но учиться можно и за границей. Тогда выплачивается усредненная сумма, а недостающие деньги студент вносит сам. Если выпускник решит после учебы не возвращаться в кибуц, деньги отдавать не надо. Если же возвращается — предоставляют комнату в коммуналке и помогают устроиться на работу.
Жилищные условия зависят от членского стажа. Молодоженам выделяют квартиру в одном из общих домов. Когда старшему в семье исполняется 40 лет, Шаар-ха-Голан строит для них дом стоимостью в полмиллиона шекелей (больше 8 000 000 рублей).
271 — общее количество кибуцев в Израиле. Примерно 125 из них появилось до образования государства Израиль. Около 60 функционирует по оригинальной модели. Порядка 20 являются религиозными кибуцами.
160 000 человек проживает в кибуцах (
2,1 % еврейского населения Израиля).
47 % сельскохозяйственной продукции Израиля производится в кибуцах. Вклад в промышленность — 8 %, в туризм — 10 %.
В 1980-е годы в Израиле произошел экономический кризис, который сильно ударил по кибуцам. Многим пришлось отказаться от прежних принципов и частично коммерциализироваться.
Несмотря на попытки удержаться в рамках социалистических идей, за последние годы кибуцное движение стало более капиталистическим и религиозным. Но в то же время кибуцы для израильтян остаются символом народного подвига. Именно эти сады в пустыне были фундаментом государства Израиль. Дгания-Алеф, самый первый кибуц, начал свой путь в 1910 году. И до сих пор при любой перемене ветра все взгляды устремляются к нему — выстоит ли, выдержит ли давление современного мира идея столетней давности?
Принципу первых поселенцев «от каждого по способностям, каждому по потребностям» кибуцу удавалось следовать почти сто лет. Но чем меньше трудностей, тем меньше причин цепляться за старые идеи. Дгания-Алеф, матерь кибуцев, вступила на путь перемен в 2005 году. Но, как и в прежние времена, здесь продолжают жить не так, как велят традиции или правила, а как решат все члены на общем собрании. К примеру, в этом кибуце дети не становятся членами по праву рождения. Достигнув 18 лет, каждый выбирает: быть активным членом общества или нет. Но мало захотеть самому — вопрос о приеме в кибуц ставится на общее голосование. Если большинство будет против, придется смириться.
это же СССР ранних лет, а нам впаривают капитализм как единственно правильную норму существования
ой только не начинайте про Грудинина
не платят налогов но требуют ментов, армию, пожарников и собственно врачей. какбы кошерненько устроились.
Находчивость
Несколько месяцев назад у входа в кибуц Амиад открыли филиал McDonald’s, но из-за коронивируса, купить можно только в Drive In окошке, а так как у молодых людей из кибуца не было машины и водительских прав, ребята нашли креативное решение:
Как я уехал в Израиль на ПМЖ и вернулся. Ч2 Кибуц
В этом посте расскажу о своем первых месяцах в Израиле и о людях тогда меня окружавших.
В первые часы знакомства она полностью меня прощупала, а поняв что к теме Иудейства и религии я равнодушен, потеряла всякий интерес.
Дошли мы до небольших одноэтажных бунгало (ну или маленьких кирпичных домиков) в которых было 2 раздельных комнаты, 2 душевых и 2 туалета. Расселили нас по разным помещениям и велели в 9 быть готовыми к знакомству с местом, под непонятным названием Кибуц.
Кибуц-это место жительства общины людей, променявших жизнь в душных городах, на тишину и единение с самими собой. Членом кибуца можно стать только в нем родившись или связав себя узами брака с одним из вышеперечисленных. Хотя на моей памяти был случай, когда приняли паренька, организовавшего неплохую команду по американскому футболу, выступавшей чуть ли не на национальном уровне. Да и он через некоторое время женился на местной.
Когда становишься членом общины, тебе выделяют дом на семью, назначают работу и все прелести кибуца для тебя становятся абсолютно бесплатными. А это не мало скажу я вам. Столовая(кормят на убой и как в ресторане), теннисный корт, баскетбольная площадка,тренажерный зал, кинотеатр, бассейн, зоопарк (небольшой), школа, детский сад, неимоверное колличество кружков по интересам и дры и дры. Кибуц живёт за счёт собственного производства. Там было два завода. Один по производству болтов, гаек и подобного, а второй по осветительным приборам. Так же своя ферма с коровами, козами, курами.
Короче райское место, для тихой и размеренной семейной жизни.
Мое знакомство с этим местом продолжилось на следующий, после прибытия, день. Мне, с Натальей, провели экскурсию, показали завод на котором я буду работать, столовую где я буду питаться и бар где я буду отдыхать после трудного дня))).
Познакомили с вновь прибывшими. Каждый из них, за редким исключением, достоин отдельного поста. Так что расскажу вкратце. Начну с девочек.
Была Елена. Миловидная девушка, на закате юности. Поселили ее в комнату с Наташей, от которой она благополучно сбежала, на второй день, ввиду невозможности терпеть эту особу, дольше 5ти минут. И переселилась к Светке, о которой чуть позже. Елена по переписке уже встречалась с парнем, живущим в Израиле довольно давно, который и привез ее в Кибуц на машине. И была верна ему беззаветно и полностью. Но не долго. Она хранила пристойность с ним до свадьбы. А со мной резвилась каждую ночь, в течение полугода, не особо стеснявшись спящей в полуметре Светланы. Потом она сменила половые приоритеты на волонтёра из Испании, да и я охладел. Я помню как тот самый парень, что ее тогда привез и приезжал к ней минимум раз в неделю, узнав о ее тайной стороне, потом так по детски плакал на лавочке, что становилось жаль его.
Светлана! Та самая Ленкина соседка. Пухлая, веселая молодуха. Немного странная. Вот пара примеров почему. Решила она в первый раз продепелировать ноги воском. Попросила нас с Леной помочь. Сказала, что дико боится боли и поэтому решила купить бутылку виски, напороться и типо совсем ничего не почувствует. Видно было, что пьет девочка впервые. Выдула полбутылки. Напилась просто в щепки, а когда я ее держал и соседка срывала с нее восковые полоски, орала так, как будто ее собаки дерут. Прокусила мне руку насквозь. Заблевала полкомнаты, а на утро зареклась пользоваться, для удаления лишних волос, только бритвой.
Пример второй. Периодически Светке заходила в голову мысль, омолаживать кожу лица, не совсем традиционным способом, который она почерпнула в каком то журнале. Я тонкостей не знаю, но время от времени она звала меня к себе в комнату и руками добывала из меня огонь. Что с этим огнем она дальше делала, знать я не особо хотел и покидал кабинет самопровозглашенного косметолога не оглядываясь. Золотое время)))
Была ещё Екатерина.
Подтянутая девушка с идеальным прессом и самообладанием. Она была крайне тверда в действиях и своих решениях. Жизнь и планы на будущее были расписаны чуть не по минутам и она не разменивалась на отношения с парнями и лишь изредка, для здоровья, имела однодневные интрижки. Единственное что меня в ней крайне раздражало, это ее громкий, визгливо-лающий смех, при котором было чётко видно состояние ее миндалин.
Среди всех очень контрастировал Костя. Здоровый, накаченый бугай из Соликамска. У него были шрамы, огромные мозоли на костяшках пальцев. Он по утрам не выходил из комнаты, пока не отожмется 100 раз, а потом делал пробежки на 40 минут. За всей этой брутальностью, скрывался настоящий художник и философ. Мы с ним много общались и он научил меня многим премудрастям жизни, которые помогают мне по сей день. Все кто с ним общался, просто восхищались его харизмой и юмором. Душа любой компании.
Мелкий, тощий парнишка, с вечно бегающими глазками и дерганными, отрывистыми движениями. Сначала мы прозвали его Юркий, так как он лез в любое начинание, неизбежно проваливался и тут же начинал новое. Все время рассказывал невероятные истории, например о том как он в одиночку разметал минимум троих амбалов, или дал в ухо директору магазина, не пожелавшему вернуть ему деньги за товар, после чего мы ещё задолго до фильма «малышка на миллион» прозвали его Юрка Опасный.
Было два Сергея из Перми. Старший был один в один Светлаков, когда тот ещё в КВНе играл. Через пару тройку месяцев он уехал работать на маленький заводик по производству печатной продукции, больше я о нем не слышал. Младший же какой-то забитый и если честно, рассказывать о нем особо нечего. Он купил себе в комнату плэйстэйшн и покидал ее лишь для еды работы и учебы.
Это пока только репатрианты из России.
В следующем посте, я расскажу о ребятах из других стран. Своей работе и учебе в кибуце, а так же о своей первой большой любви из Кореи.
Кибуцы в Израиле: условия проживания в 2021 году, отзывы
Идеи социалистического равенства владели обществом в начале прошлого века. И Россия стала одной из немногих стран, решившихся на изменение строя и жизненного уклада. После образования государства Израиль, именно из России приехали молодые евреи, решившие на новой земле воплотить в жизнь идеи социализма. Так возникли уникальные общественные поселения – кибуцы. С тех пор прошло почти полтора века. Однако интерес к этим коммунам не только не пропал, но и активно возрастает. Многих иностранцев волнует, как сегодня живут члены кибуци в Израиле.
Кибуцы на карте Израиля
С начала прошлого века количество кибуцев на территории Израиля выросло многократно. В 1910 году выходцы из России организовали всего одну коммуну, члены которой стремились на практике реализовать идеи всеобщего равенства. Успешный опыт подстегнул дальнейшее развитие движения. Общины начали возникать по всей стране.
Уникальность сочетания религии, социалистических идей равенства и капиталистического способа зарабатывания на жизнь неустанно привлекают внимание к этим поселениям со стороны иммигрантов. Многие возвращенцы желают начать свою жизнь в стране именно с такой коммуны. Поэтому число поселений неустанно растет.
На карте хорошо видно, сколько кибуцев в Израиле существует на сегодняшний день. По официальным данным на 2019 год он насчитывает на своей территории 267 коммун. Эти общественные поселения можно встретить практически в каждой части страны.
Место расположения во многом влияет на вид деятельности объединения. Раньше основным направлением было сельское хозяйство, поэтому израильские кибуцы сравнивались с советскими колхозами. Но сегодня члены общин зарабатывают не только выращиванием фруктов и овощей, они активно развивают туризм и даже управляют серьезными промышленными предприятиями.
Как попасть в кибуц в Израиле русскому?
Начиная с 1990 года в Израиле действует программа адаптации для репатриантов. Благодаря государственной инициативе агентство «Сохнут» предлагает вновь прибывшим в Израиль воспользоваться предложением «Первый дом на родине». Суть его состоит в том, чтобы обеспечить переселенцам максимально комфортное вхождение в общество.
Для русских, украинцев и других репатриантов из бывших стран СНГ участие в программе оборачивается возможностью не заботиться о жилье и быте в первое время после переезда, а посвятить себя изучению иврита. Такие условия предоставляет возвращенцу кибуц. Жить на его территории и пользоваться всеми благами коммуны можно первые полгода жизни в Израиле. В это время кибуц берет на себя все заботы о новом члене общества. По желанию переселенца время проживания в коммуне можно продлить еще на 6 месяцев.
Планируя переезд из России в Израиль, будущие граждане страны могут сами выбрать подходящий для проживания кибуц из списка, который предоставляет агентство «Сохнут». Он может располагаться, как на юге, так и на севере Израиля. Регион своего проживания в стране репатриант имеет возможность определить самостоятельно.
Участники программы могут воспользоваться следующими благами:
Еще одним способом попасть в кибуц является туристическая поездка. Многие россияне интересуются жизнью на Ближнем Востоке, а кибуцы позволяют не только окунуться в атмосферу современного еврейского общества, но и предоставляют возможность заниматься популярным сегодня эко-туризмом или воспользоваться отдыхом на побережье Мертвого моря и спа-процедурами. Правда, такие визиты носят кратковременный характер, но дают возможность изучить внутреннее устройство коммуны.
Популярностью у россиян пользуются и обычные экскурсии, которые организуют многие кибуцы. Например, поселение Йотвата, расположенное на границе с Иорданией, на юге пустыни Арава. Эта коммуна сегодня представляет собой крупнейшую в стране молочную ферму, поставляющую на рынок 60% от общего объема продукции.
Во время экскурсии посетители могут:
Жизнь в кибуцах Израиля
Жизнь в кибуцах разительно отличается от жизни остальной части страны. Можно сказать, что эти израильские кооперативы представляют собой сохранившиеся с прошлого века островки социализма. Члены кибуцев и сегодня придерживаются основных законов и правил совместного проживания:
Все члены общества живут в отдельных домах или квартирах. Дети посещают детские сады и школы. Подростки имеют возможность за счет коммуны обучаться в израильских университетах или получать дипломы иностранных учебных заведении. При этом кибуци не требует обязательного возвращения студента в поселение.
Взрослые члены общины могут возделывать поля или работать не только на предприятиях внутри колхоза, но и трудиться на городских предприятиях, ресторанах, больницах. Однако, если работник является членом кибуцы, вся его зарплата подлежит перечислению в общественную кассу.
Из общих средств оплачивается содержание территорий, коммунальные услуги, производятся другие общественно важные платежи. Остаток средств распределяется между членами коммуны. Чаще всего, жители кибуцы не используют на территории кредитные карты или наличные деньги. Любые покупки можно записать на счет. Из кассы выделяются лишь суммы на карманные расходы или одобренные обществом ссуды.
Временно проживать на территории кибуцы могут лица, не имеющие гражданского статуса, но стать полноправным членом общины может только гражданин Израиля. При этом одного желания претендента мало. Членство утверждается общим собранием жителей коммуны.
Условия жизни в кибуцы на сегодняшний день во многом зависит от выбранной им форсы общественного устройства:
Но, независимо от формы устройства, уровень жизни в кибуцах достигает высокого уровня.
Отзывы о кибуцах Израиля
Все израильские кибуцы разные. Они отличаются между собой:
По отзывам жителей коммун и туристов список лучших кибуцев выглядит следующим образом:
Сдот Ям. Один из богатейших кооперативов, имеющий капитал 3,4 млрд. шекелей. Расположен на берегу средиземного моря. Основной доход приносят дивиденды по акциям завода по производству искусственного мрамора. Жители кибуца заняты в сфере рыболовства, сельского хозяйства, управления туристическо-гостиничным бизнесом.
Хацерим. Состояние этой общины оценивается в 1,25 млрд. шекелей. Кибуц основан на юге страны. Зарабатывает на водной промышленности, владеет акциями предприятия по выпуску оросительных систем «Нетафим». Жители занимаются выращиванием и экспортом сельскохозяйственных культур.
Мааган Михаэль. Находится на побережье Средиземного моря. Имеет капитал в 835 млн. шекелей. Жители общины заняты разведением и реализацией различных пород промысловой рыбы.
Йотвата. Колхоз на юге пустыни Арава располагает состоянием в 700 млн. шекелей. Является крупнейшим поставщиком молочной продукции в стране.
Изреэль. Расположен на севере страны, в Изреельской долине. Владеет капиталом в480 млн. шекелей. Жители кибуца заняты птицеводством, животноводством. Кроме того, община владеет швейной фабрикой и заводом по производству фильтров для бассейнов «Митроникс».
Рамат Йоханан. Находится в северной части страны, вблизи Хайфского залива. Состояние кибуца составляет 250 млн. шекелей. Основной доход община получает от выращивания мандаринов и авокадо, а также от деятельности завода «Пальрам», специализирующегося на выпуске изделий из пластика.
Оксана поделилась своими впечатлениями от экскурсии по кибуцу Йотвата: «Это было неожиданно и безумно интересно. Своими глазами я увидела воплощение идей коммунизма, хотя ожидала попасть в обычный советский колхоз. Огромная территория, плантации финиковых пальм, чистая и ухоженная молочная ферма. Вокруг доброжелательные люди и ощущение спокойствия и комфорта».
Юля и Николай приехали в Израиль по программе «Первый дом на родине» и поселились в кибуце Гева: «Мы живем здесь уже 9 месяцев. Ребенок ходит в детский сад, а мы с мужем старательно изучаем язык. Мы очень рады, что воспользовались программой. В кибуце нас все опекают, помогают во всем. Очень доброжелательные соседи, я чувствую, как мой иврит улучшается при общении с ними».
Ольга с семьей приехала в качестве репатрианта в кибуц Эйн Ашофет: « Для меня переезд в кибуц – скорее плюс, чем минус. Я получила жизнь на природе, возможность сэкономить на переезде в другую страну, мягкую эмиграцию, спокойствие и безопасность, погружение в языковую среду, возможность изучить традиции и культуру Израиля».
Николай с супругой начали свою жизнь на израильской земле с кибуца Изреэль: «Мы прожили год в кибуце. Он помог нам адоптироваться в новом для нас обществе. Кибуц отлично подходит тем, кто не рискует броситься головой в чужую среду, а хочет совершить мягкую посадку без лишних стрессов и волнений. Теперь мы выучили язык и переехали в город, потому что оказались не готовы к уравнительной системе распределения доходов. Мы готовы работать и знать, сколько мы действительно стоим».
Александр поделился впечатлениями от туристической поездки в кибуц Эйн-Геди, расположенный на берегу Мертвого моря: « Мы приехали в кибуц и поняли, что попали в Эдем. Сравнить его можно с колхозом-миллионером, в котором жителям предоставляются бесплатные коттеджи на берегу моря. Вокруг ущелья, заповедник и заросли экзотических тропических растений. Зашли в магазин в поисках продуктов и были поражены, насколько цены ниже тех, к которым мы привыкли в Иерусалиме. Жаль, что жителем этого рая может стать только гражданин страны, потому что у нас возникло стойкое желание остаться там навсегда».
Заключение
Кабуци в Израиле остаются уникальными поселениями, которые уже почти полтора века придерживаются социалистических принципов общественного труда и равного уровня жизни всех членов коммуны. Члены кибуцы не волнуются о завтрашнем дне, пользуются благами коллективных доходов и высокого уровня жизни. Поэтому многие репатрианты, планирующие начать свою жизнь в Израиле с этой общины, активно интересуются условиями проживания в 2021 году.
Израильские кибуцы. Хроники погибающей утопии
Попытки построить коммунизм в отдельно взятом поселении не оставляются человечеством с тех самых пор, как люди отошли от первобытно-общинного строя. Одной из недавних и притом очень долгоживущих таких попыток стали кибуцы в Израиле. Насколько кибуцы следуют коммунизму в марксистском понимании, в каком состоянии находятся, и что ждёт их в будущем — об этом в статье Rudy Meinhof.
Коммуны принято считать в лучшем случае явлением временным и неэффективным. А в худшем — несбыточной утопией. Якобы без жесткого государства люди не способны эффективно организовать свою жизнь.
Однако это не совсем верно. Человеческая история богата на примеры успешной самоорганизации, просуществовавшей не один десяток лет. Одним из примеров такой модели являются израильские кибуцы.
МЕЧТА, СТАВШАЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ
Я не знала, что такое диалектический материализм и кто, собственно, такие Гегель, Кант и Шопенгауэр, но я знала, что социализм — это демократия, право рабочих на приличную жизнь, восьмичасовой рабочий день и конец эксплуатации. И я понимала, что тираны должны быть свергнуты, но никакая диктатура — в том числе и пролетарская — меня не привлекала.
Кибуцы планировалось основать в Палестине, исторической родине евреев. Но перед отправкой будущие поселенцы проходили жесткий отбор, контролируемый Всемирной сионистской организацией. Для того чтобы отправится осваивать новые территории, недостаточно было обладать просто отменным здоровьем. Требовалась специальная подготовка, без которой поселенцы бы попросту не выжили. Но даже этого было мало. Ключевым фактором был моральный настрой и идейная подготовка поселенцев: ведь за изнуряющий труд они не получали никакого вознаграждения извне.
Условия жизни в первых кибуцах были на грани выживания. На выкупленных участках оказалась неплодородная почва, и на ее обработку уходили годы. Ко всему этому ощущался дефицит самых необходимых ресурсов. Питание было скудное и состояло в основном из прокисших каш, неочищенного растительного масла и консервов. Иногда доходило до того, что питьевую воду между людьми раздавали по чашкам.
Непростым для кибуцев было и соседство с арабами. Последние временами были враждебно настроены к евреям. К тому же кибуцы расположены вдали от городов, и рассчитывать в случае угрозы поселенцы могли только на самих себя.
Но все эти трудности не остановили евреев. Первое сельскохозяйственное поселение было основано уже в 1909 году. А к 1920 г. в 12 кибуцах насчитывалось более 800 человек. Через десять лет население 29 кибуцев составляло 3,9 тыс. человек.
Хижина в одном из первых кибуцев
ОСНОВЫ КИБУЦКОЙ ЖИЗНИ
В 1920-е годы член кибуца “Дгания” написал “Закон квуцы”. Этот свод не был законом в привычном понимании этого слова. Скорее, это была попытка описать и задать некий вектор развития поселенческого движения.
Но и эти правила могли иметь свои исключения. Например, в некоторых кибуцах отсутствовала практика общественного воспитания детей. Такое различие внутреннего устройства кибуцев связано с развитой системой прямой демократии. У кибуца не было единого центра, и многие элементы быта поселенцы решали самостоятельно.
Кибуц Кфар-Блюм, 1945
В целом, поселенцы не придерживались какой то конкретной идеологии. Средний возраст основателей первых кибуцев не превышал восемнадцати лет. И уже по этой причине они не могли углубленно изучить идеи либертарного социализма и анархо-синдикализма, которым более всего симпатизировали. Пробелы в теории компенсировались практикой. Новые правила создавались в процессе труда и ведения общего быта.
С изменением количества кибуцев и численностью поселений видоизменялась и внутренняя организация. Однако существовали некоторые основы, которых были принципиальны и неизменны:
КИБУЦЫ И ГОСУДАРСТВО
Государство Израиль создано в 1948 году. Оно дало огромный толчок не только к объединению еврейского народа, но и к развитию кибуцев. Прежде всего была увеличены территории обрабатываемых земель. К тому же выданные участки оказались гораздо лучше приспособлены для ведения хозяйства. Новому государству кибуцы понадобились для решения собственных экономических и сельскохозяйственных проблем. И вскоре с помощью инвестиций в кибуцы Израиль добился своего. К 1960 г. доля кибуцев в общей стоимости сельскохозяйственной продукции составила 31%.
Экономическая поддержка государства серьезно помогла кибуцам, которые остро испытывали необходимость в материальной поддержке. Однако у этой помощи была и обратная сторона. Израиль воспринимал кибуцы как одну из своих сельскохозяйственных структур. Это шло вразрез с представлениями самих поселенцев. Основатели кибуцев считали себя пионерами освоения земель Палестины, и потому подчинялись Израилю с большой неохотой. Например, кибуцы негативно встретили программы по принятие в кибуцы новых поселенцев с семьями и без серьезных мировоззренческих убеждений.
Возникали и идеологические конфликты. Кибуцы изначально строились убежденными идеалистами на фундаменте левых принципов. В некотором смысле поселенцы рассчитывали, что Израиль как государство будет разделять левую риторику кибуцев. Но несмотря на то, что в политике Израиля долгое время доминировали сионистские рабочие партии, страна не стремилась перенимать “кибуцкий путь” развития.
Но идеологические несогласия не препятствовали экономическому сотрудничеству. Особенно популярны среди кибуцев были займы у государства. Пик займов пришел на 1980-е гг, когда кибуцы активно направляли средства для улучшения жизни своих членов. Однако резкое повышение реальных ставок займов поставило кибуцы в прямую зависимость от Израиля. Общая задолженность составила более 6 млрд долларов, и поскольку поселения не имели иного дохода кроме сельского хозяйства, выплатить такой долг они были не в состоянии.
Решением кризиса стало списание долгов, но это не прошло бесследно для многих кибуцев. Часть предприятий кибуцев были переданы Израилю, который стал менять политику ведения хозяйства. Одним из новшеств стало введение различной заработной платы для работников.
Вмешательство государства привело не только к тому, что кибуцы лишились прежней экономической автономии, но и к тому, что часть их поселений превратилась из коммун в обычные предприятия, функционирующие на рыночных принципах.
КИБУЦЫ И КАПИТАЛИЗМ
Изначально западные экономисты весьма скептично воспринимали идею кибуцев. В качестве аргумента приводилась концепция “экономического человека”, выведенная Адамом Смитом. Согласно этой идее, каждый человек стремится прежде всего к личному обогащению и совершает любые поступки, преследуя какую-либо выгоду. Какие материальные выводы преследовали поселенцы кибуцев? Экономически намного целесообразней было остаться в Европе. А если и переселяться, то остаться в крупном городе. Но чего уж точно нельзя назвать выгодным, так это бесплатно осваивать заброшенные земли в спартанских условиях.
Однако поселения были основаны. Ценой огромных усилий, но кибуцникам удалось превратить почти безжизненные земли Палестины в плодородные поля и цветущие сады. Концепция “экономического человека” здесь провалилась.
Изначально поселенцы негативно относились к капитализму как экономической модели. Целью кибуцного движения было построение бесклассового общества, основанного на равенстве в труде. И пускай эти устремления были локальны, на какой-то момент кибуцам действительно это удалось. Однако со временем вокруг кибуцев возник капиталистический мир в виде государства, торговых компаний и переселенцев из Европы с крупным капиталом. Так как полная изоляция была невозможна, кибуцы торговали с городами Израиля. Стремление к развитию вынуждало поселения все больше ориентироваться на рынок, и эта тенденция постепенно изменила экономический вектор части кибуцев.
Другой причиной в изменении курса стали разногласия в самих поселениях. Поселенцы все меньше верили в построение коммун, уделяя внимание более насущным вопросам вроде улучшения благосостояния. Еще одним поводом для разногласий стали споры о целесообразности следования идеям социализма. К середине 50-х годов у жителей кибуцев ухудшилось отношение к советской модели социализма, в связи с антисионисткой политикой СССР и поддержкой арабских государств. В странах социалистического лагеря также вспыхивали случаи бытового антисемитизма.
Следующим этапом стала “промышленная революция” в кибуцах. К 1973 году промышленные предприятия существовали в большинстве поселений. Тогда же массо стал практиковаться наемный труд, некогда запрещенный из-за убеждений первых поселенцев. Но постепенно стремясь повысить заработок и качество жизни кибуцы все больше ориентировались на производство товаров для торговли с зарубежными компаниями.
Процесс интеграции с капитализмом не останавливается и сегодня. Из 273 кибуцев более половины уже перешли на полностью рыночные отношения и приватизацию некогда коллективной собственности. Секретарь кибуца Дгания Шай Шошани объяснил рыночные реформы необходимостью:
“Можно сохранить этот миф и все лучшее, что его окружает и даже его развивать. Но чтобы сам этот миф выжил, необходимо было принять радикальное решение”
Можно ли сказать что рынок полностью интегрировал в себя некогда автономные коммуны? Трансформация коснулась не все поселения. Сохранились и традиционные коммуны, где все заработанные средства поступают в общую казну, и потом равномерно распределяются между участниками сообщества. Но сохранившие прежний уклад жизни кибуцы самоизолировались от внешнего мира. Они почти не принимают новых жителей, ведут умеренную торговлю. Стараясь сохранить коммунистический уклад жизни, они из новаторов постепенно стали консерваторами.
КИБУЦЫ СЕГОДНЯ И ЗАВТРА
Что такое кибуцы сегодня? Если спросить об этом самих израильтян, то они вряд ли дадут однозначный ответ. За годы своего существования кибуцное движение получило самую неоднозначную оценку в обществе. Одни гордятся кибуцами, считают их честными тружениками и основателями Израиля. Другие воспринимают поселения только как утопию, неудавшийся эксперимент который должен подойти к концу. Большинство сходится в одном: влияние кибуцев на страну падает. На проведенном в Израиле социологическом опросе более 70% граждан отметили, что сегодня вклад кибуцев в жизнь страны существенно ниже, чем в прошлом столетии.
Современный кибуц
Неоднозначен взгляд на изменившиеся кибуцы и самих поселенцев. Одни кибуцники видят в массовой приватизации и переходе к рынку новые возможности. Другие сожалеют, что идея кибуцев как коммун уходит в прошлое:
“Я до сих пор верю, что это правильно. Когда люди работают вместе, когда они друг с другом, а не каждый сам за себя. Ведь человек живет один раз на этой земле, и на мой взгляд ужасно построить эту единственную жизнь только ради доллара или шекеля”.
Но возрождение коммун в массовом порядке маловероятно. В сегодняшнем Израиле нет идеи, способной дать альтернативу капитализму и неолиберальному глобализму. Напротив, кибуцники отмечают отток молодежи из поселений в крупные города.
Также не стоит ожидать скорого краха кибуцев. Они по прежнему необходимы Израилю, и государство выделяет им материальную помощь. Некоторым кибуцам так же помогают волонтеры из других стран. Эта поддержка хоть и не компенсирует отток людей, все же существенно облегчает жизнь поселенцам.
Наиболее реалистичный сценарий дальнейшей судьбы таких объединений — продолжение демонтажа коллективных и социальных элементов кибуцев. Реформированные кибуцы станут по своей сути обычными сельскими поселениями, где каждый трудится в своей отрасли внутри или вне кибуца. Где легально предпринимательство, свободна покупка и продажа имущества.
КИБУЦКИЙ ОПЫТ
Какие выводы можно сделать из опыта кибуцев? Вывод первый — эффективная самоорганизация возможна. Кибуцы были основаны во многом на чистом энтузиазме, без серьезной помощи извне в тяжелейших условиях. Недостаток ресурсов вдоволь компенсировался самоотдачей и мотивацией людей.
Однако чистого энтузиазма и готовности работать становится недостаточно, когда речь идет о длительном комфортном проживании. Второй вывод можно сформулировать примерно так: необходимо найти оптимальный баланс между сохранением идентичности коммуны и адаптацией к окружающему миру. Для устойчивого развития нужна прочная экономическая опора. В кибуцах, занятых преимущественно сельским хозяйством этой опоры не было.
В начале ХХ века основатели кибуцев сделали жесткий упор на сельское хозяйство как основу жизни поселения. Тогда это было рационально. Однако уже к середине столетия сельское хозяйство перестало играть такую большую роль в социальной и общественной жизни. Работа в поле из почетной постепенно становилась однообразной и бесперспективной для молодежи. И поскольку серьезной идейной мотивации оставаться в кибуцах не было, новые поколения поселенцев стали перебираться в израильские города. Большинство кибуцев не смогло вовремя мягко адаптировать свою систему. Но когда руководство поселений решилось на перемены, оно пустилось в другую крайность. Оно поддержало приватизацию, наемный труд, общий доступ к благам — словом все, что было фундаментом кибуцев.
Израильские коммуны все больше часть истории, а не нынешней реальности. Но как бы не хотелось неолибералам, ставить точку в этом эксперименте рано. Капитализм с его недостатками не является эталоном лучшего мира, а тяга человечества к справедливости неистребима. И значит попытки поиска и создания альтернативы будут продолжаться. А опыт израильской самоорганизации может хорошо помочь будущем строителям альтернативы капитализму.