Килеватость что это такое
Килеватость что это такое
14 июля 2020 1 018
Килеватость — это угол между воображаемой горизонтальной линией, примыкающей к килю и линией повторяющей форму днища в любой заданной точке. В то время когда килеватость транца является в основном установленной величиной, корпус лодки может иметь любое значение, которое меняется по мере перемещения вдоль киля от транца к носу. Плоскодонные рабочие лодки имеют практически плоское и ровное днище, в то время как быстроходные скоростные катера могут иметь килеватость в 50 градусов ближе к середине корпуса и больше 20 градусов на транце. Учитывая то, что почти все мощные быстроходные катера глиссируют всего на одной третьей части корпуса, килеватость транца может быть наиболее понятным параметром для сравнения.
Какой может быть килеватость
В зависимости угла формы днища принято выделять два основных типа килеватости:
1. До 10 градусов. Считается небольшой килеватостью;
2. Более 10 градусов. Сильная килеватость.
В первом случае лодка меньше осаживается и практически не кренится на поворотах, но в угоду комфорту страдает ее корпус. Волны бьют по бокам сильнее, особенно в непогоду. Высокая килеватость позволяет лучше глиссировать на низкой скорости, но при этом судно становится менее устойчивым на воде.
Современные модели алюминиевых лодок имеют переменную килеватость. Это значит, что на небольшой скорости движения они приобретают преимущества малого угла днища, на высокой скорости – большого угла.
Как выбрать?
Уровень килеватости стоит подбирать с учетом личных предпочтений и учитывая то, какая акватория использования судна. Для соленой подойдет со значительной килеватостью, а для пресной — небольшой.
Также под положительными нюансами рассматриваемого вида лодок следует понимать факт того, что значительная килеватость придает судну лучшую маневренность в момент его входа в непредвиденный поворот. К этому можно добавить специфику поведения самого судна, которое начинает крениться туда, куда совершается поворот, исключая этим вероятность выпадения за борт как людей, так и каких-либо предметов. У судна с плоским дном крен происходит в противоположную повороту сторону.
Принцип эффективности, создаваемый за счет килеватости, имеет зависимость от физических сил, возникающих во время движения лодки: тяготение, трение, давление, выталкивание. Благодаря килеватости удается уменьшить воздействие этих сил, что улучшает поведение судна, находящегося в режиме глиссирования.
Даже с таким сложным выбором мы готовы помочь и поделиться своим опытом. Наши менеджеры помогут подобрать судно под Вас! 🙂
Килеватность судна: что это, на что влияет и как подобрать нужный угол
Что такое килеватость
Килеватость судна – это форма его днища, соотносимая визуально с двугранным углом. Такого вида угол идет вдоль всего днища.
Во-вторых, благодаря килеватности повышается маневренность лодки, а скорость при глиссировании увеличивается.
Немного о «Казанке»
«Казанка», безусловно, является ветераном среди отечественных лодок. Первые образцы были выпущены ещё в 1955 году, а последние образцы сходят с конвейеров сегодня!
И больше чем за половину века было проведено огромное количество модификаций, позволяющих сделать лодку максимально удобной, надежной и безопасной.
При изготовлении лодки использовался один из современнейших по тем временам материал – дюралюминий. Легкий, надежный и долговечный, он великолепно подходил для создания лодок.
Сегодня в глубинке нередко можно увидеть лодку «Казанка», выпущенную 50-60 лет назад и практически не постаревшую за это время – при должном уходе она может прослужить владельцу ОЧЕНЬ долго.
Сегодня в продаже можно увидеть лодку «Казанка-6». Конечно, она намного лучше, чем первые модели, сошедшие с конвейера.
Хотя бы потому, что конструкторы учли все недочеты и недостатки, и сделали всё, чтобы исключить их. Наиболее удачную модель – «Казанка 5М» с завода сегодня можно купить за вполне приемлемую сумму – около 70 тысяч рублей.
Допустимые значения килеватости
Килеватость определяется двумя углами: на транце и миделе. Но для маломерных судов чаще за килеватность берут значение на транце.
Различают два вида килеватости в зависимости от угла:
Небольшая килеватость – это меньшая осадка и незначительный крен на поворотах, но существенная рыскливость и серьезные ударные нагрузки применительно к корпусу судна, движущегося на волне. Плоскодонные суда обладают килеватностью в 0°.
Значительная килеватость на транце обусловливает меньшую устойчивость, если ход судна определяется как малый, но создает лучшие условия для глиссирования.
Специально для решения этой дилеммы созданы суда с переменной килеватностью. На низкой скорости они обладают плюсами малого угла, а на глиссировании – большого.
Лодка не выходит на глиссирование
Причины недоступности для плавательного средства глиссирующего режима могут быть следующими:
Выбор нужного значения
Приемлемый уровень килеватости подбирается с учетом личных предпочтений и в зависимости от того, какая вода акватории использования судна. Если она соленая, то подойдет судно со значительной килеватостью, а если пресная – небольшого.
Судно с рассматриваемой формой днища – это высокие характеристики мореходства, когда обеспечивается уменьшение сопротивляемости воды, а если килеватость ярко выражена, то это гарантирует эффективное глиссирование.
Также под положительными нюансами рассматриваемого вида лодок следует понимать факт того, что значительная килеватость придает судну лучшую маневренность в момент его входа в непредвиденный поворот. К этому можно добавить специфику поведения самого судна, которое начинает крениться туда, куда совершается поворот, исключая этим вероятность выпадения за борт как людей, так и каких-либо предметов. У судна с плоским дном крен просиходит в противоположную повороту сторону.
Принцип эффективности, создаваемый за счет килеватости, имеет зависимость от физических сил, возникающих во время движения лодки: тяготение, трение, давление, выталкивание. Благодаря килеватости удается уменьшить воздействие этих сил, что улучшает поведение судна, находящегося в режиме глиссирования.
Как улучшить
Существует несколько способов, позволяющих улучшить выход плавательного средства на глиссирующий режим передвижения:
Можно попробовать поискать гребной винт с большим дисковым отношением, например, четырехлопастной.
В случае если причиной плохого, неполного или долгого выхода лодки на глиссирующий режим является гребной винт, можно предложить следующие варианты:
Пару слов о «Прогрессе»
Судно «Прогресс немного помладше – первые образцы были выпущены только в 1966 году. Но и они быстро зарекомендовали себя как достойные плавсредства, способные прослужить хозяину верой и правдой многие десятилетия.
Этому же способствует использование все того же дюралюминия – материала, не подверженному ни гниению, ни ржавчине, ни пересыханию от прямых солнечных лучей.
Наиболее современная модель – «Прогресс-4» — пользуется немалым спросом среди рыбаков. Многие считают именно её наиболее удачной лодкой, выпущенной в нашей стране.
Угол наклона мотора
И еще один узел настройки, который может чуть приподнять скорость. Я имею в виду варьирование угла наклона мотора. Обычно, учитывая, что все транцы лодок устанавливаются в очень маленьком диапазоне углов, мотор эксплуатируется на второй, максимум – на третьей «дырке». Если выполнен весь комплекс настроек подвеса мотора и подбора винта, то, откинув мотор еще на одну «дырку», можно получить весьма приятную добавку к скорости. Но эта добавка появится только при одном условии — идеальной гидродинамике корпуса и максимальном смещении шкипера в корму.
Всё приведенное выше — не рекомендации по подготовке лодки к каким-то спортивным гонкам, а лишь оптимизация своего комплекта. Хотя, может быть, и первый шаг в том направлении…
Общее расположение мотолодки «МКМ»
Лодка оборудована тремя поперечными банками, ветровым стеклом, деревянными реечными сланями. Два носовых сиденья снабжены откидывающимися спинками. Под палубой в носу оборудован небольшой багажник с запираемой на замок крышкой в переборке. Эксплуатация лодки допускается при высоте волны до 0,25 м и удалении от берега до 1000 м. При плавании на волнении лодка сильно забрызгивается вследствие малой килеватости днища, низкого расположения скулы в носовой части и отсутствия скуловых брызгоотбойников. Из-за имеющегося отгиба днища вниз у транца «МКМ» зарывается в волну и имеет тенденцию к опрокидыванию через скулу. Для устранения этих недостатков консультантами журнала «Катера и Яхты» была рекомендована установка скуловых брызгоотбойников и поперечного редана. Завод предпринимал попытки организовать выпуск рубок для мотолодки «МКМ», однако дальше опытных образцов дело не пошло. Лодка «МКМ» может быть рекомендована для выхода на рыбалку с моторами типа «Москва» и «Ветерок» и для прогулок с более мощными моторами.
В целом, лодка «МКМ» получилась неудачной. Её мореходные качества и безопасность эксплуатации ничуть не лучше, чем у «Казанки». Кроме того, «МКМ» не обладает никакой «изюминкой», т. е. какими-то положительными качествами, позволявшими бы в определённых условиях эксплуатации отдать предпочтение «МКМ» перед другими лодками.
Дюралевая моторная лодка МКМ, технические характеристики которой были практически идентичны устаревшей «Казанке», выпущена Ярославским судостроительным комбинатом в 1968 году. Ее основное отличие от предшественницы заключалось в возможности оснащения навесным силовым агрегатом мощностью до 25 лошадиных сил. Тем не менее с таким мотором судно существенно теряло в мореходности, происходили частые удары носом о воду, способствующие намоканию кокпита. Нормально эксплуатировать плавсредство можно только в спокойном водоеме на удалении от берега не более одного километра.
Что такое килеватость лодки и как она влияет на показатели хода?
Что такое килеватость судна
Килеватость – это угол, возникающий между условной горизонтальной линией от киля, и линией, повторяющей форму днища в определенной точке. И если положение первой линии является в большинстве случаев установленным и фиксированным параметром, то килеватость корпуса может отличаться в зависимости от его формы. Например, плоские рабочие суда имеют почти нулевую килеватость, тогда как в прогулочных катерах этот показатель на транце может переваливать за отметку в 20 градусов.
В зависимости от угла на транце все лодки можно разделить на две группы:
В первом случае лодке свойственна минимальная осадка и небольшой крен на поворотах, но корпус подвергается более серьезным ударным нагрузкам при движении по волнам. Во втором случае устойчивость на малом ходе снижается, но вместе с тем исчезают нагрузки при движении по волнам. Это создает более комфортные условия для глиссирования.
Многие современные модели катеров решают дилемму выбора угла килеватости возможностью его изменения. При низкой скорости движения они приобретают преимущества малого угла, при высокой – большого.
Немаловажное значение имеет также место расположения рулевого. Если взять две одинаковые лодки с равной килеватостью, но с разным расположение рулевого, они будут по-разному встречать волну. По крайней мере, с точки зрения человека, который управляет лодкой. Чем ближе он находится к корме, тем меньшие нагрузки и удары будет ощущать.
Выбор оптимального уровня килеватости зависит также от ваших личных предпочтений, типа водоема и типа воды. Для поездок по морю подойдет судно с высоким углом, для катания по пресным водоемам – с низким.
Что такое килеватость
Килеватость — это форма поперечного сечения днища лодки, которая характеризуется двугранным углом между касательной к днищу и горизонтом. Этот угол проходит вдоль всего днища лодки, и он может быть разным в разных ее частях (переменная килеватость).
Говоря простыми словами, килеватость показывает, насколько плоское или насколько “острое” дно у вашей лодки.
Следует выбрать лодку с той килеватостью, которая подходит для определенных условий ее эксплуатации — скоростной режим, море или река, температура воды и т.д.
Значения килеватости
Для маломерных судов значение килеватости принято измерять на транце.
Килеватость лодки бывает:
Килевые лодки Колибри имеют килеватость на транце 11°.
Значение угла килеватости часто отличается от носа до кормы судна — это и есть переменная килеватость. На носу угол максимальный, на мидле он меньше и на транце еще меньше.
Переменный угол килеватости по-разному “работает” на разных скоростях. На низкой скорости такое судно использует преимущества малого угла килеватости (устойчивость за счет большой площади соприкосновения с поверхностью воды), а в режиме глиссады — использует преимущества большого угла (высокая скорость, уверенная маневренность).
Как выбрать килеватость для лодки ПВХ
Выбирайте килеватость вашей лодки сообразно с вашими целями, так как просто нет идеального угла килеватости на все случаи жизни.
Классификация прогулочных судов по режиму движения
В разных режимах движения действие гидродинамических сил на корпус судна имеет разный характер, также по-разному изменяется его посадка. Соответственно, выделяют характерные режимы движения маломерных судов по поверхности воды:
Водоизмещающий режим движения
Режим плавания наблюдается на небольших скоростях, когда судно, согласно закону Архимеда, вытесняет практически одинаковый объем воды на стоянке и во время движения. Другими словами, при движении судно погружено в воду почти так же, как и без движения. Силы выталкивания, действующие корпус судна, и гидродинамические моменты этих сил в состоянии лишь незначительно изменить его дифферент.
То есть, для такого режима плавания необходимо выбрать плоскодонную лодку с нулевой или низкой килеватостью. Она будет максимально устойчива на стоянке и на тихом ходу на веслах или под мотором небольшой мощности. Ее осадка будет минимальной, что является плюсом для движения по мелководью.
Переходный режим движения
Суда для этого режима движения занимают промежуточное место между водоизмещающими и глиссирующими. Формы их корпусов отличаются острыми скуловыми обводами. Также существуют варианты круглоскулых корпусов.Скуловая линия умеренной кривизны по мере приближения к корме погружается в воду. Сечения по шпангоутам имеют умеренную килеватость.
Для такого режима движения следует выбрать лодку с умеренной килеватостью.
Глиссирующий режим движения
Глиссирующий режим движения — скольжение по воде под действием гидродинамических сил. Для уверенного выхода на глиссаду удельная нагрузка (масса, отнесенная к мощности) не превышает 20-25 кг/л.с. При увеличении килеватости удельная нагрузка уменьшается, растет комфортность хода на волне — снижается сила посадочного удара.
Формы простых обводов корпусов глиссирующих судов:
Формы сложных обводов корпусов глиссирующих судов:
Основная цель применения сложных обводов — повысить скорость на волне, т. е. повысить мореходность. Для надувных лодок применения сложных обводов, как правило, не актуально.
Для глиссирующего режима движения следует выбрать лодку с умеренной или высокой килеватостью. Она будет максимально маневренной, легко выйдет на глиссер и уверенно поведет себя при движении по волнам.
Как влияет килеватость корпуса на ходовые качества катера
Узнайте какие факторы влияют на плавность хода катера
Сравнение углов килеватости является традиционным способом узнать, насколько плавно ходит катер. Другими словами, большая килеватость, означает способность к более высоким скоростям без появления эффекта продольного раскачивания или дельфинирования. Но килеватость, это не только характеристика, которая определяет, насколько хорошо лодка будет резать волны при движении. Давайте разберемся подробнее с определением «килеватость» и затем рассмотрим другие параметры, влияющие на плавность хода лодки. Надеюсь, что эта статья поможет вам определиться с вашим выбором перспективной модели катера для пробного выхода на ближайших лодочных выставках.
Как влияет килеватость корпуса на ходовые качества катера
Килеватость — это угол между воображаемой горизонтальной линией, примыкающей к килю и линией повторяющей форму днища в любой заданной точке. В то время когда килеватость транца является в основном установленной величиной, корпус лодки может иметь любое значение, которое меняется по мере перемещения вдоль киля от транца к носу. Плоскодонные рабочие лодки имеют практически плоское и ровное днище, в то время как быстроходные скоростные катера могут иметь килеватость в 50 градусов ближе к середине корпуса и больше 20 градусов на транце. Учитывая то, что почти все мощные быстроходные катера глиссируют всего на одной третьей части корпуса, килеватость транца может быть наиболее понятным параметром для сравнения. Но не всегда килеватость транца определяет все характеристики лодки. Мне пришлось испытывать более шестисот лодок, за время моей работы в журнале Boating, и я должен сказать, что мне встречались лодки с очень небольшой килеватостью транца, но ходили они значительно мягче по сравнению с лодками, у которых была значительно большая килеватость.
Почти что само собой разумеется, что более узкий корпус со значительной килеватостью на корме ходит быстрее и мягче. Я сказал «почти» потому, что существуют другие параметры корпуса, которые оказывают значительное влияние на его поведение на воде. Один из таких параметров это ширина скулы. Если корпус лодки имеет широкую скулу, он сильнее ударяется о набегающую волну, чем лодка с одинаковой килеватостью транца, но более узкой скулой. Существуют также различные углы наклона продольных реданов. Некоторые реданы плоские они создают горизонтальную поверхность. Такая форма редана сильно отличаются от редана с обратным углом наклона, который способствует поддержанию более высокой скорости, по сравнению с горизонтальным реданом на двух практически одинаковых корпусах.
Очень важным элементом является ширина корпуса. Более широкая лодка может легче выходит на глиссирование, но при этом, она раньше начнет раскачиваться в продольном направлении по сравнению с более узкой лодкой, даже если у этих корпусов одинаковая килеватость транца. В этом случае очевидно подтверждение законов физики, в соответствии с которыми более широкий корпус вытесняет большее количество воды, которая создает достаточную подъемную силу намного раньше, чем на узком корпусе, но при этом узкий корпус намного быстрее замедляется при снижении оборотов двигателя.
Как влияет килеватость корпуса на ходовые качества катера
Есть такое понятие как поперечное сечение корпуса. Для лучшего понимания, что такое поперечное сечение корпуса представьте, что вы нарезали корпус поперек на куски, так как вы режете батон хлеба. На ходовые качества больше всего влияет форма поперечного сечения днища. Для большинства быстроходных судов линия от киля до скулы прямая или слегка изогнута наружу. В общем, такая выпуклость линии днища хорошая вещь, она позволяет лодке более плавно замедляться после того, как на корпус перестает действовать подъемная сила. Лодки с ровными линиями днища замедляются намного резче, точно так же резко они могут разгоняться и выходить на глиссирование.
Важно знать, где находится место рулевого. Из двух одинаковых лодок с одинаковой килеватостью, лодка, в которой место рулевого находится ближе к корме, будет легче встречать волну, чем лодка, где рулевой сидит ближе к носу, по крайней мере, с точки зрения рулевого. Ни для кого не секрет, чем ближе вы к корме, тем более комфортно вы себя ощущаете на ходу в любой лодке. Если вам трудно определиться, насколько плавно идет катер, необходимо подключить акселерометр, он точно зафиксирует параметры при всех заданных условиях теста.
Сдвигая место рулевого к корме, вы уменьшаете длину кормового кокпита. Зауженные носовые скулы создают некомфортные условия при разгоне лодки и выходе на глиссер. Округлые борта способствуют попаданию брызг в лодку при определенных условиях. Более широкие лодки позволяют создать больше удобств на борту. Я перечисляю все это и опять возвращаюсь к тому с чего я начал. Нельзя рассматривать какую либо особенность корпуса, включая килеватость, отдельно от всего остального и думать, что вот благодаря этому параметру лодка пойдет лучше, чем другие. Хорошие ходовые качества — это баланс множества параметров, которые определяются назначением лодки и условиями, в которых она будет эксплуатироваться.
Не существует превосходного катера для всех и каждого. Вероятно, можно найти катер, который идеально подойдет именно вам.