Кинетика что это в психологии

Кинесика — средство общения. Что относится к кинесике

Кинесика – это совокупность различных телодвижений, которые человек сознательно или неосознанно использует при общении для более точного выражения своих мыслей и чувств. Она включает жесты, позы, мимику, взгляд и походку. Кинесика помогает понимать собеседника на невербальном уровне, выявлять его отношение к информации и к человеку, с которым он разговаривает.

Что такое кинесика

Кинетика что это в психологии. Смотреть фото Кинетика что это в психологии. Смотреть картинку Кинетика что это в психологии. Картинка про Кинетика что это в психологии. Фото Кинетика что это в психологии

Что такое кинесика? Это – наука, изучающая роль жестов, мимики, телодвижений и других неречевых проявлений в процессе общения. Одни из первых исследований кинесики были проведены Ч.Дарвином в труде о выражении эмоций у животных и человека. Понятие «кинесика» впервые было использовано Р. Бердвистелом в 1952 году.

В отличие от речи, кинетические проявления не так сильно подвластны волевому контролю. Зачастую они могут дать даже больше информации, чем слова. Жесты и мимика позволяют человеку более точно донести до собеседника смысл сказанного, выразить свое отношение к информации, детально раскрыть подробности. Слушающий человек с помощью невербальных средств считывает дополнительные сведения, может отличить правду ото лжи, а также просто поддержать говорящего и показать свою сосредоточенность на нем, например, кивком головы или мимическими проявлениями.

Мимика

Мимикой называются различные движения лицевых мышц и их комбинации. Она достаточно слабо поддается контролю, не всегда удается сдержать напрашивающуюся улыбку или хмурящиеся брови. С помощью мимических проявлений человек без слов может выразить целую гамму эмоций: грусть, злость, радость, умиление, удивление, восторг, разочарование, недоумение и другие. Больше других частей лица в мимических процессах участвуют брови и рот.

Существуют люди с хорошо развитым умением контролировать собственные лицевые мышцы. Правильно распознать их эмоции или правдивость информации иногда не представляется возможным. Они могут усиливать мимические проявления или, наоборот, сдерживать их. Тем не менее, полностью контролировать эти процессы в ходе разговора удается не всегда, поэтому необходимо постоянно сопоставлять слова и мимические проявления таких людей.

Взгляд

Кинетика что это в психологии. Смотреть фото Кинетика что это в психологии. Смотреть картинку Кинетика что это в психологии. Картинка про Кинетика что это в психологии. Фото Кинетика что это в психологии

Взгляд и зрительный контакт с собеседником играют огромную роль в общении. Одними лишь глазами можно выразить презрение или уважение, заинтересованность в беседе или скуку, уверенность или застенчивость. Даже зрачки могут дать информацию о человеке в данные момент. Расширенные зрачки часто означают эмоциональное возбуждение и положительное настроение, суженные – говорят о неуверенности или плохом настроении.

Частота и длительность установления зрительного контакта также имеют значение. Уверенный в себе человек может общаться, практически не отрывая взгляда от собеседника. Также длительный зрительный контакт устанавливается между хорошо знакомыми и близкими людьми, с которыми можно пооткровенничать. Отрывистые взгляды, опускание глаз в пол или постоянное отведение их в сторону может говорить о неуверенности человека в себе или в той информации, которую он выдает. Также подобным образом проявляется ложь, отсутствие эмоционального контакта с собеседником и нежелание разговаривать.

Жесты

Жесты – это произвольные и непроизвольные движения руками и головой во время общения. Жестикуляция может многое сказать о самом человеке. Активные движения обычно присущи людям с экстравертированной направленностью личности, с сангвиническим или холерическим темпераментом, высоким уровнем уверенности в себе и хорошей самооценкой. Индивиды с интровертированной направленностью личности, меланхолики, флегматики, неуверенные в себе люди обычно проявляют достаточно скудный спектр жестов.

Движения головой и руками также многое говорят об актуальном состоянии человека. Чем активнее жестикуляция, тем больше человек заинтересован в разговоре и в том, чтобы его услышали. Очень слабые проявления жестикуляции или ее отсутствие часто говорит о том, что человеку неинтересна данная беседа. Также это может указывать на попытку обмануть собеседника.

Можно выделить три основные группы жестов:

Стоит понимать, что в разных народах и культурах жесты могут отличаться и даже быть противоположными. Например, простой кивок головы в одних странах означает согласие, а в других – отрицание. Еще один пример – кручение пальцем у виска. В России трактуется как глупость, в Индии – как знак уважения, а в Голландии – как показатель высокого остроумия.

Распространенные жесты

Жесты разных людей могут отличаться по своему значению, но существуют общепринятые движения, которые очень распространены в процессе общения. К ним относятся, например, такие проявления:

Походка

Кинетика что это в психологии. Смотреть фото Кинетика что это в психологии. Смотреть картинку Кинетика что это в психологии. Картинка про Кинетика что это в психологии. Фото Кинетика что это в психологии

Походкой называется стиль передвижения человека. Он может многое сказать о своем обладателе. Например, тяжелая походка говорит о загруженности человека мыслями и о подавленном состоянии. Легкая, «летящая» — о приподнятом настроении и оптимистичном мышлении. Сгорбленный, с опущенной головой и шаркающий ногами человек часто оказывается неуверенным в себе, а выпрямленный и с умеренно высоко поднятым подбородком – имеет хорошую самооценку и весьма уверен в себе.

Человек с активной жизненной позицией и склонный к проявлению инициативы идет уверенно, большими шагами и умеренно размахивая руками. Руки в карманах или за спиной чаще всего прячут неуверенные в себе люди. Раздумывающий человек идет медленно, как будто отслеживая каждый свой шаг. С высоко поднятым подбородком и на выпрямленных ногах ходят люди, пытающиеся продемонстрировать свое превосходство над окружающими.

При общении о собеседнике многое может сказать его положение тела. Этот признак также слабо контролируется, так как родители с детства учат малыша контролировать свои жесты и эмоции, а на позу внимание обращают крайне редко. В процессе общения поза может меняться в зависимости от содержания беседы и отношений собеседников между собой.

Так, психологи выделяют три группы поз:

Заключение

Кинесика в психологии – это подструктура невербального поведения, которая делает общение более полным. Она позволяет ярче выразить свои мысли, без слов отреагировать на сказанное, более точно понять собеседника. К кинесике относятся: жесты, мимика, походка, поза и взгляд. Они выражают чувства, эмоции, отношение к сказанной или услышанной информации, помогают более подробно описать произошедшие события или предметы. Благодаря кинесике разговор становится более насыщенным и понятным обоим собеседникам.

Источник

Кинетика что это в психологии

Известный в ыдающийся русский ученый-физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Он объяснял это тем, что в результате движения во время мыслительной деятельности строятся нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. При этом происходит выделение специфических веществ, способствующих развитию нервной сети.

Вот почему когнитивное развитие неподвижного ребенка или ребенка с ограниченными двигательными возможностями так проблематично.

Прежде, чем говорить об особенностях и возможностях когнитивного развития детей с ТМНР, необходимо определить, что подразумевается под термином «дети с тяжелыми множественными нарушениями в развитии».

В настоящее время одной из актуальных проблем специалистов, работающих с детьми данной категории, является организация и осуществление коррекционно-образовательной работы по развитию кинестетических и кинетических ощущений и восприятия детей с нарушением интеллекта.

Двигательное и когнитивное развитие детей с ТМНР одинаково важно, как и развитие слуха и зрения. Но никогда нельзя узнать, какого максимального уровня развития в каждой из этих сфер сможет достичь ребенок с ТМНР. Вполне допустимо, что развитие будет минимальным, и он никогда не научится ходить, говорить и самостоятельно обслуживать себя. Именно это убеждение, до последнего времени, позволяло думать, что таких детей бессмысленно развивать и обучать чему-либо.

Несмотря на все вышесказанное, практика педагогов, работающих с детьми данной категории, показывает, что не бывает детей, которые не развивались бы совсем. Каждый ребенок развивается, если этому способствовать. Поэтому так важно научить ребенка взаимодействовать и общаться с окружающими его людьми. А еще важнее дать понять этому ребенку, что он сам может собственной активностью воздействовать на окружающий его мир. Именно поэтому развитие двигательной активности, кинетических и кинестетических ощущений так важно для детей с ТМНР.

Еще И.М. Сеченов, выдающийся русский ученый, считал, что «мышечное чувство» является не только регулятором движения, но и психофизиологической основой пространственного видения, восприятия времени, предметных суждений и умозаключений, абстрактно-словесного мышления, тем самым признавая значимость кинестетических ощущений в психической деятельности человека.

Кинестетическое ощущение дает ребенку информацию о движении и положении его собственного тела в пространстве. Возникает оно при раздражении проприоцепторов (периферических элементов сенсорных органов), расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и связках. А уже на основе кинестетической чувствительности и формируются меж-сенсорные связи, такие как: зрительно-двигательные, слухо-моторные, двигательно-моторные, тактильно-двигательные, кожно-кинестетические и другие.

Развитие кинетических и кинестетических ощущений дает возможность компенсировать нарушенное зрение или слух у детей с ТМНР. Это определено тем, что этот вид ощущений, по определению И.М. Сеченова, выступает в виде «мышечного чувства» и может существенно обостряться при специальной тренировке, в процессе которой и вырабатывается сознательный контроль движений по характеристикам их скорости, ритма и силы.

Основной целью педагогов, работающих с детьми данной категории, является развитие максимальной активности и самостоятельности детей с ТМНР в повседневной обстановке, а также формирование навыков общения с окружающими их людьми путем подбора соответствующего способа коммуникации, основанного на сохранных функциях. Поэтому коррекционные занятия с детьми с ТМНР по развитию кинестетического и кинетического восприятия направлены на осмысленное выполнение детьми движений, на формирование у них способов контроля и самоконтроля за собственными движениями.

При подборе и проведении коррекционно-развивающих занятий необходимо учитывать, что кинестетические ощущения тесно связаны с работой периферических отделов анализаторов и рецепторов, расположенных на поверхности тела, воспринимающих раздражения из внешней среды. Наиболее отчетливо это проявляется в осязании, которое является комбинацией кинестетических и кожных ощущений, при которой значимую роль играют зрительный, слуховой, вестибулярный и другие анализаторы.

По сравнению с нормально развивающимися сверстниками развитие точности движений, овладение навыками контроля и самоконтроля у детей с ТМНР осуществляются в процессе более длительной тренировки, монотонных повторений. Для развития двигательной активности детей данной категории необходимо проведение специальных упражнений. И основным методом работы с этими детьми становится метод стимуляции: зрительно-двигательной, двигательно-слуховой, тактильно-двигательной и других.

Причем в начале работы целесообразно использовать метод пассивной стимуляции, и только затем активной; которая будет способствовать адаптации ребенка в пространстве и его более уверенному освоению, а также повышению его работоспособности, статической и динамической выносливости. Движение в этом случае будет служить в качестве рабочего инструмента при восприятии предметов, их свойств и явлений окружающего мира. А управление собственным телом позволит ребенку с ТМНР более быстро и точно реагировать на все воздействия окружающего мира и более правильно воспринимать их.

Вот почему можно сказать, что кинетическое и кинестетическое развитие лежит в основе когнитивного развития детей с ТМНР.

Список использованной литературы:

Воробьева Е. А., к. п. н. Семенович А. В. Комплексная методика психомоторной коррекции. – М., 1998 г.

Малер А. Р. Помощь детям с недостатками развития. М., «Аркти», 2006 г.

Миненкова, И.Н. Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-педагогической работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития И.Н. Миненкова Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие С.Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. — Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2007 г.

Нет необучаемых детей! Книга о раннем вмешательстве. Под ред. Е. В. Кожевниковой, Е. В. Клочковой С – П., «Каро», 2007 г.

Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой, М., «Просвещение» 2003 г.

Формирование первоначальных представлений о себе у дошкольников с нарушениями интеллекта Хайртдинова Л. A. /ж. «Дефектология» №1 – 2002 г.

Эллнеби, И. Право детей на развитие И. Эллнеби. — Мн.: БелАПДИ — Открытые двери, 1997 г.

Источник

Кинетика — наука, изучающая язык жестов. Как «читать» собеседника как открытую книгу?

Основатель кинетики — науки, изучающей язык жестов — профессор Ф. Л. Бирдвистелл, занимаясь постоянным анализом жестов и движений, пришел к выводу, что языком жестов, если он правильно понят тем человеком, к которому они обращены, можно выразить мысль нисколько не хуже, чем словами. Исследования Бирдвистелла подкрепляется изучением движений, проведенным учеными разных стран. Вот их выводы:

Кинетика что это в психологии. Смотреть фото Кинетика что это в психологии. Смотреть картинку Кинетика что это в психологии. Картинка про Кинетика что это в психологии. Фото Кинетика что это в психологии

— Если человек проводит рукой по губам, значит, он не хочет отвечать на вопрос.

— Если он поднял нос, то это значит, что он принял решение.

— Если при разговоре человек складывает пальцы в форме башни, значит, он находится в нерешительности.

— Согласие: человек гладит себя по волосам.

— Если человек надевает на лицо маску непроницаемости — это означает полное отрицание.

— Дама, сидящая со скрещенными ногами, при этом вращающая одну ногу, — знак заинтересованности в присутствующем мужчине.

— Человек, который слушает вас, ноги его при этом перекрещены, а подбородком он опирается на руку, настроен критически и скептически.

— Если человеку трудно соблюдать молчание, он скрещивает руки перед губами.

— Если оратор обеими руками охватывает трибуну, стоящую перед ним, он агрессивен, но не уверен в себе. Если человек широко расставляет ноги, а большие пальцы руки засовывает в петли от жилета, он очень уверен в себе. Тот, кто одной рукой держит другую руку, доволен собой. Оратор, который с силой складывает пальцы, хочет добиться понимания у своих слушателей.

— Демагоги простирают вперед руки, как будто их кто-то загипнотизировал.

— Надежда смотрит вперед, усталость и отчаяние — вниз. Движения, направленные наружу, говорят о честности и добросердечии.

— Движения противоположного направления — внутрь — говорят о препятствиях или о том, что личность данного человека отличается замкнутостью.

— Рукопожатие, причиняющее боль, — выражение полной бесцеремонности и лживости.

— Сильное рукопожатие, но не чрезмерное — честность и надежность.

— Слабая бессильная рука — признак того, что данным человеком можно легко управлять со стороны. Быстрое пожатие, когда рука другого человека на одно мгновение касается вашей, — равнодушие и замкнутость.

— Если человек поворачивает ложку в чашке с молоком, чаем или кофе налево, то есть против часовой стрелки, он исключительно успешен в жизни.

— Если человек после того, как сел на стул, сразу же скрестил руки на груди, то это признак замкнутого характера. Скрещенные за спиной руки указывают на то, что человек отступил перед обстоятельствами, сдался. Если человек хочет что-то скрыть (например, на таможне), он начинает свистеть, или в жару наденет пальто, или солнечные очки, или сожмет челюсти.

Источник

Кинесика как средство невербального общения

Основным способом передачи информации между людьми является речь. Однако этот способ не единственный. Немаловажную роль играет и невербальное общение. К основным средствам невербальной передачи информации относятся жесты, мимика, взгляд и поза. Они могут многое рассказать о характере человека и его отношению к собеседнику.

Кинетика что это в психологии. Смотреть фото Кинетика что это в психологии. Смотреть картинку Кинетика что это в психологии. Картинка про Кинетика что это в психологии. Фото Кинетика что это в психологии

Что такое кинесика?

Кинесика в психологии представляет собой науку, изучающую совокупность жестов, мимики и пантомимики, которыми сопровождается процесс человеческого общения. Свои телодвижения люди контролируют не так сильно, как слова, поэтому наблюдение за выражением лица собеседника и его жестикуляцией дает возможность получить дополнительную информацию. Нередко жестами и мимикой человек может выразить гораздо более важную информацию, чем та, которую он пытается донести словами.

Существуют и другие отрасли психологии, занимающиеся изучением особенностей невербальной коммуникации. Сюда относятся проксемика, исследующая пространственные взаимоотношения людей, и такесика, изучающая язык прикосновений.

Мимика

Произвольные и непроизвольные движения мышц лица называются мимикой. Мимика является важным элементом невербальной коммуникации. Движения лицевых мышц помогают человеку более полно доносить информацию до собеседника, демонстрировать свое настроение и отношение к теме разговора. С помощью мимики люди выражают основной набор эмоций – радость, грусть, гнев, страх, удивление, разочарование. Одна только улыбка может иметь множество смыслов. Она бывает радостная, натянутая, презрительная, вежливая, печальная и т. д.

Поскольку человек способен произвольно двигать лицевыми мышцами, он может сознательно усиливать или, наоборот, сдерживать проявление эмоций. Поэтому для более полного усвоения информации, необходимо учитывать слова, которые говорит собеседник и его мимику.

Взгляд

Взгляд тесно связан с мимикой. Визуальный контакт очень важен в процессе беседы. По взгляду собеседника можно понять, говорит ли он правду или лжет, заинтересован ли он в беседе, чувствует себя уверенно или смущается.

Чем более раскованно чувствуют себя участники беседы, тем чаще их взгляды пересекаются. Собеседник, который прячет глаза, не вызывает доверия. Зрачки тоже о многом могут рассказать. Расширение зрачков указывает на то, что человек находится в хорошем расположении духа, возбужден или заинтересован в беседе. Сужение зрачков, наоборот, свидетельствует о плохом настроении.

Жесты

Жестами называются различные движения руками и головой. Жестикуляция во время разговора также как и мимика несет в себе немало информации. Чем активнее беседа, тем интенсивнее становится жестикуляция ее участников.

Выделяют несколько основных видов жестов:

У представителей разных культур одни и те же жесты могут иметь совершенно разное значение. Например, приветствие у разных народов выражается по-разному: кивком, поклоном, поднятием руки, поцелуем, рукопожатием и даже столкновением головами. У некоторых национальностей принято обнюхивать друг друга, ударять приятеля кулаком по голове или плечу, изгибать руки в определенном жесте и многое другое.

Вследствие этого между представителями разных культур часто возникает недопонимание. Иностранцам многие жесты кажутся странными и необычными. Например, во многих странах основным жестом приветствия является рукопожатие. Но представители некоторых наций считают физический контакт между малознакомыми людьми неприемлемым.

Позы, которые принимает человек во время общения, тоже могут рассказать о многом. Положение тела меньше всего подвержено сознательному контролю, поэтому поза собеседника говорит о его истинном состоянии гораздо красноречивее, чем мимика и жесты.

Так происходит потому, что людей с самого раннего возраста обучают владеть своими эмоциями и мимикой, а контролировать позу не учат. Поэтому именно положение тела, которое принимает собеседник во время разговора, лучше всего выдает его истинные чувства. В процессе общения, в зависимости от того, в какое русло повернула беседа, позы ее участников могут существенно меняться. Это тоже важно учитывать при передаче деловой или личной информации.

Кинетика что это в психологии. Смотреть фото Кинетика что это в психологии. Смотреть картинку Кинетика что это в психологии. Картинка про Кинетика что это в психологии. Фото Кинетика что это в психологии

Психологи выделяют три основные группы поз:

Походка

Походка – это стиль передвижения человека. Сюда относятся ширина и ритм шага, движения во время ходьбы, положение туловища и головы. Походка включает в себя компоненты, которые могут рассказать о физическом и психическом самочувствии человека, особенностях его характера и темперамента.

Тяжелая походка присуща людям, находящимся в плохом, подавленном настроении, легкая, наоборот, свойственна оптимистам. Неуверенный в себе человек ходит с опущенной головой и сгорбленной спиной. Уверенный – держится прямо с высоко поднятой головой и расправленными плечами.

Активные и инициативные люди ходят быстро и уверенно, часто размахивают руками при ходьбе. Скрытные люди держат руки в карманах или прячут за спиной. Человек, занятый мыслительной деятельностью, ходит медленно, с задумчивым видом. Люди демонстративного склада характера высоко задирают подбородок, ходят на прямых ногах, стараясь подчеркнуть свое превосходство.

Наиболее распространенные жесты

Существует великое множество жестов, с помощью которых человек может выразить всю гамму чувств. В качестве примера можно рассмотреть наиболее часто встречаемые жесты и их значение.

Существует немало литературы, посвященной средствам невербального общения. Изучая значения мимики, жестов, поз и взглядов можно научиться лучше понимать людей, видеть их истинные чувства, отличать правду от лжи в разговоре. Эти знания помогут существенно улучшить свою жизнь и добиться большего успеха в карьере и межличностном общении.

Источник

Кинетика на примере Александра Лебедева

Кинетика что это в психологии. Смотреть фото Кинетика что это в психологии. Смотреть картинку Кинетика что это в психологии. Картинка про Кинетика что это в психологии. Фото Кинетика что это в психологии

В недавнем обсуждении дня рождения Перминовой упомянули Лебедева, который на этом празднике присутствовал, где попал на видео в необычной позе.

Слово доктору психологических наук, профессору Александру Панасюку:

В психологической науке термин «кинетика» понимается как область, касающаяся движений или положений различных частей тела человека. Доказано, 80% всех поведенческих актов, в том числе и кинетических, управляются подсознательным программами, например, непроизвольно отдернул руку от горячего, неосознанно сложил руки в позу Наполеона, не задумываясь, почему-то прикрыл рукой рот (как роденовский «Мыслитель»)… Таким образом, непроизвольная кинетика позволяет узнать о доминирующих подсознательных программах, что составляет основу дистанционной психодиагностики. Сегодня мы начнём серию статей о кинетике рук.

В предполагаемой серии статей будет рассмотрено психодиагностическое значение таких кинетик рук, как «большой передний замок», «малый передний замок», «задний замок», положение «руки в карманах», «руки в стороны», непроизвольный жест «руки у лица» и т.п. При этом особо будет отмечено психодиагностическое значение положения ладони Вашего собеседника, в том числе и при рукопожатии.

Только еще и еще раз: в отличие от многих подобных статей и книг, где нередко просто утверждается: «…Этот жест означает то-то и то-то…», Ваш покорный слуга исповедует принцип, который он всегда ставит во главу угла на всех своих лекциях: «Мне на слово верить запрещаю — всё для Вас обязательно должно быть доказано, обосновано»…

«Большой передний замок»: что такое, о чем говорит?

«Большой передний замок» — так именуется положение рук, которое представлено на первом рисунке: руки перекрещены на груди.

Кинетика что это в психологии. Смотреть фото Кинетика что это в психологии. Смотреть картинку Кинетика что это в психологии. Картинка про Кинетика что это в психологии. Фото Кинетика что это в психологии

Поскольку чаще всего такой жест возникает не преднамеренно, т.е. подсознательно, то естественен вопрос: какое состояние психики отражает жест «большой передний замок» (или, как его еще иногда называют, «поза Наполеона»)?

На занятиях по психодиагностике по кинетике рук спрашиваю у своих слушателей:

— Как Вы думаете, коллеги, характерна ли эта кинетика — «большой передний замок» — для ситуации, когда человек объясняется в любви?

— (В ответ легкие улыбки… ну кто же так объясняется в любви…),

— А возможно ли, чтобы человек с такой кинетикой стал делать своему партнеру по бизнесу деловое предложение?

— Ну, если только не хочет, чтобы предложение было принято…

— Тогда, может быть, скажете, как обычно интерпретируют этот известный жест?

— Конечно. Думаю, что большинство считает это жест как проявление защиты или как проявление агрессии…

— Ну что ж, поговорим…

«Большой передний замок» — отчуждение от ситуации. Обоснование

. Представьте, сижу я дома, за своим рабочим столом, пишу статью. Дома тишина, никого нет, никто не мешает. Хорошо. Так вот, сижу я, пишу, а потом вдруг замечаю, что я уже и не пишу вовсе, а сижу откинувшись на спинку кресла, а руки мои — в «большом переднем замке». Как же это так получилось (даже сам не заметил)? Что бы это значило? Ведь не от кого было защищаться, не к кому было и агрессию проявлять, дома-то никого нет. Тогда что же это значило?

Обратился я к своим запискам, к тексту статьи и. все понял: я писал уже четвертый вариант абзаца, а он меня все никак не устраивал…, и этот, последний, — тоже. Да сколько же можно!? И вот уже сижу, откинувшись на спинку кресла, а руки — «большом переднем замке»… Отстранился… Но отстранился, даже не заметив этого сразу, отчуждение от данной работы проявилось на подсознательном уровне. А ведь никто и не нападал, чтобы защищаться…

Итак, «большой передний замок» следует интерпретировать как отражение далеко не всегда осознаваемого отчуждения от ситуации: от людей ли, от возникшей темы разговора, от иной неприятности, которая не всегда может осознаваться.

(При этом следует иметь в виду, что отчуждение от неприятной ситуации может сочетаться и с защитой, если от ситуации исходит угроза. Но навряд ли руки окажутся в «позе Наполеона», когда человеку угрожает опасность и необходимо себя защищать.)

Как и большинство кинетик «большой передний замок» чаще возникает на подсознательном уровне, когда в сознании человека вовсе нет желания показать, допустим, своему собеседнику отчужденность от него.

Вот сидит у меня на лекции слушатель, а его руки — в «большом переднем замке». Разумеется, у него и в мыслях не было желания демонстрировать свою отстраненность и от преподавателя, и от того, что тот говорит, но, увы, — отстранен. И для меня как для его преподавателя это плохо — значит, нет интереса. Ибо «большой передний замок» и интерес — вещи несовместимые.

Отсюда становится понятным, почему мои слушатели-юристы, отвечая на вопрос, у кого в зале судебного заседания можно скорее увидеть «большой передний замок»: у прокурора или у адвоката — уверенно отвечают: «у прокурора», так как в советском и в значительной степени в современном судопроизводстве оправдательный приговор («проигрыш» прокурора) — явление редкое, а посему прокурор и позволял себе (и позволяет — пока) быть отстраненным (отчужденный) от процесса, ибо уверен — будет, как он скажет.

— А если, автор, Вы в ходе процесса заметите у адвоката «большой передний замок»?

— Значит, уважаемый мой оппонент, уверен… значит, может позволить отстраниться от происходящего…

Когда и кому не предосудительно иметь «большой передний замок»?

— Уважаемые коллеги, — обращаюсь я к уже другой аудитории, к педагогам, — Вы, наверное, знаете, что разговаривать с человеком, имея «большой передний замок» («позу Наполеона») считается неприличным… Так вот, есть одна профессия, когда не считается предосудительным в ходе диалога иметь «большой передний замок». О ком, о какой ситуации идёт речь?

В аудитории тишина… И это естественно… А вот юристы сразу дают ответ на этот вопрос: так можно судье выслушивать прения сторон, ибо судья должен быть отстранен от позиции той и другой стороны.

Но есть и еще одна ситуация, когда Вас никто не осудит за «большой передний замок» — это когда Вы стоите в очереди за билетами…

А если этот жест у человека привычный — о чем это говорит?

— Скажите, пожалуйста, автор, а вот если у человека всегда такое положение рук, о чем это говорит?

— Спасибо, что помогли перейти к следующему виду кинетики рук — к стационарной, привычной кинетике. Если ситуативная кинетика, о которых мы только что говорили, отражает подсознательные состояния психики, то привычная, стационарная кинетика отражает свойства психики. Вы говорите, что у него постоянно «большой передний замок», постоянное отчуждение от окружения? Ну, так такой у него характер… «вот жить бы в лесу и никого не видеть»… таков характер, как одно из свойств психики человека.

— Хорошо, это понятно, а вот почему Вы не говорите о том, что означает, когда левая рука поверх правой и когда наоборот?

— Как-то в одной из книг я прочитал, что если у человека ушной завиток справа налево, то значит, человек умный, а если слева направо — значит, смелый. А почему? «А потому»… и точка.

Уважаемый мой оппонент, здесь и в дальнейшем я буду говорить только о том, что имеет обоснование либо на уровне какой-либо науки (анатомии, физиологии, психологии…) либо на уровне логики… Всё должно быть обосновано. Что же касается Вашего вопроса о положении той или иной руки — я не нашел в науке обоснований, что означает то или иное положение рук. А предлагать Вашему вниманию не обоснованное объяснение я, извините, не могу. Еще раз извините…

Практические выводы

Ну вот, а теперь, на основе представленной выше информации и аргументации:

Резюме для психодиагностики. Если при общении с Вами у Вашего собеседника вдруг появился «большой передний замок» — у него по каким-то причинам возникло некое отчуждение от данной ситуации: либо от только что произнесенного Вами, либо от Вас лично, либо ему просто все надоело (ну устал человек) — и он отстранился от этой ситуации. А вот если для Вашего собеседника подобное положение рук привычно, характерно, значит (как при «чуждой голове») в его характере наблюдается склонность к отстранению, отчуждению от этого мира людей, либо вообще от этого мира («глаза бы мои на всё на это, на этот мир не смотрели бы…») — и вот Вы знаете, с кем Вы имеете дело. С большой вероятностью — знаете…

Поделитесь в комментариях как вы относитесь к кинетике и обращаете ли вы внимание на жесты собеседника.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *