Кинезиологические мячики для чего нужны
«Кинезиологические мячи и мешочки» в нейропсихологии
Основу коррекционно-развивающей методики «Кинезиологические мячи и мешочки» лежит многолетний опыт доктора педагогических наук Фрэнка Бильго у (мозжечковая стимуляция) и учителя Билла Хьюберта, BAL-A-VIS-X (“BALANCE – AUDITORY – VISUAL – EXERCISES”) «Балансировочно-аудиально-визуальные упражнения»).
Суть методики заключается в выполнении специальных ритмичных упражнений с резиновыми мячиками и небольшими мешочками, наполненными песком с удержанием ритма и равновесия. Упражнения начинается с простых движений, где каждый участник кидает мячик так, чтобы тот отскочил от пола прямо в руку. Постепенно сложность нарастает: мячик нужно кидать одной рукой, а ловить другой; затем – поймав после отскока переложить за спиной из руки в руку; затем в игру вводится второй мячик; затем все более сложные упражнения выполняются двумя участниками. Затем упражнения выполняются стоя на балансировочной доске.
Методика предназначена для развития:
Методика показана при работе с:
Основные принципы выполнения упражнений:
Соблюдение естественного внутреннего ритма, который является естественным и комфортным для человека позволяющий естественно и просто выполнять упражнения, запомнить его на уровне мышечной памяти.
Движения глаз и пространственная ориентация, выполняется в течение 30-минутного сеанса, где необходимо переводить взгляд и менять фокусировку зрения по трем основным осям: лево-право, вниз-вверх, ближе-дальше.
Сотрудничество, потому что основная часть упражнений являются парными или групповыми, для этого необходима синхронность. Поэтому ребенок учится работать в команде.
Ответственность, за счет постановки задачи научить менее опытного товарища, под контролем опытного психолога.
Важные принципы выполнения упражнений:
Программа упражнений состоит из:
Периодичность занятий 3 раза в неделю по 30 минут.
Кинезиологические мячики для чего нужны
Автор: Серик Ирина Валерьевна
Организация: МАДОУ №1
Населенный пункт: Краснодарский край, г. Приморско-Ахтарск
1.Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.
Кинезиология – эта наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения (или как их еще называют «Гимнастика мозга») – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, развивать мозолистое тело, улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, развить мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, излишнее напряжение, повысить стрессоустойчивость организма. Эти упражнения просты в использовании и могут иметь как быстрый, так и накапливающийся эффект.
Кинезио мешочки («живые мешочки») – инструмент, который используется в системе нейропсихологической коррекции детей и нейропсихологической реабилитации взрослых в комплексе с другими методиками. Практически это тканевый мешочек с наполнителем (весом 150 гр.), наполненный на 2/3.
Функциональная асимметрия полушарий — это свойство мозга, отражающее различие в распределении нервно-психических функций между его левым и правым полушариями. Формирование и развитие этого распределения происходит в раннем возрасте под влиянием комплекса биологических и социокультурных факторов. Функциональная асимметрия полушарий является одной из причин существования у человека определенной структуры психики.
Нейропсихология — междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого полушария и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Взаимодействие полушарий головного мозга обеспечивается комиссурными (спаечными) нервными волокнами
2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников,
являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.
Настоящий опыт накапливался в течение длительного времени в результате работы с детьми логопедических групп. Выбранное мною направление деятельности не явилось случайным, это результат анализа исследований в области моторного и интеллектуального развития детей с ОВЗ 4-7 лет. В ДОУ функционируют 3 группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи (логопедические группы).
В основном у детей с ОВЗ сохраняются общие закономерности развития, свойственные нормально развивающимся детям. Вместе с тем имеют место специфические особенности формирования психических процессов. Так, у детей с речевыми расстройствами, вызванными органическими поражениями мозга, отмечается повышенная утомляемость, раздражительность, возбудимость, двигательная расторможенность. Для них характерно расстройство настроения, эмоциональная неустойчивость. Утомление быстро нарастает к вечеру, а также к концу недели и проявляется в усилении головных болей, расстройстве сна, повышенной двигательной активности. Как правило, у таких детей отмечается неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, низкая умственная работоспособность. Психическое состояние этих детей неустойчивое, в связи с чем их работоспособность резко меняется. Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения нередко приводят и к изменениям характера: замкнутости, негативизму, аффективным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия и равнодушие. Дети с речевыми дефектами функционального происхождения эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции в ответ на замечание, плохую отметку, неуважительное отношение со стороны воспитателя и других детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, наоборот, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью.
Проводя наблюдение за детьми с ОВЗ в разнообразных видах деятельности, я увидела, что дети с проблемами в речевом, моторном и познавательном развитии, требуют коррекционно-развивающей работы в этом направлении новыми методами и приемами.
Я искала ответы на следующие вопросы: 1. Как поддержать познавательную активность ребёнка, развить его мыслительные процессы: восприятие, мышление память и воображение, не перегружая ребёнка излишней информацией? 2. Как помочь развить моторику и способности ребенка, сохраняя и улучшая при этом его психическое и физическое здоровье?
Ответом на эти вопросы, оказалась наука кинезиология. И в своем опыте я хочу представить комплекс упражнений для всестороннего развития ребенка с использованием кинезио мешочков.
Шесть лет назад я начала собирать теоретический материал по этой проблеме и вела накопление практического материала. Провела диагностическое обследование детей старшей и подготовительной логопедических групп на уровень развития интеллекта (по методике Векслера). С помощью специальных проб проверила, как у детей развита моторика и межполушарное взаимодействие.
3. Педагогический опыт.
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представленном педагогическом опыте.
Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг хорошо наполненный.
Мишель де Монтень.
Методическая разработка для детей старшего-подготовительного дошкольного возраста разработана согласно нормативным документам таким как Федеральный закон об образовании ФГОС ДО, Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы.
Данный опыт работы – часть системной предшкольной подготовки, которая построена на ведущей деятельности дошкольника – игре. Он основывается на принципах личностно-ориентированного подхода к ребенку, способствует созданию между взрослым и ребенком атмосферы сотрудничества, учитывает индивидуальные характеристики детей. Доступность содержания позволяет развивать способности ребенка, межполушарное взаимодействие, проявлять самостоятельность, активность, что является одним из главных признаков готовности ребенка к школе.
Работая с детьми с ОВЗ, я все чаще сталкиваюсь в своей работе с такими нарушениями как: диспраксия, дисграфия, дислексия, афазия, СДВГ, нарушения развития (в том числе моторные) и трудности коммуникации у детей с РАС.
Для преодоления этих нарушений, на мой взгляд, прекрасно подходит методика «Кинезиологические мячи и мешочки». В основе этой методики лежит понимание необходимости интеграции деятельности различных отделов мозга в целостную функциональную систему. Упражнения позволяют улучшить зрительно-моторную координацию, повысить концентрацию внимания, сформировать чувство ритма, улучшить межполушарное взаимодействие, преодолеть коммуникативные трудности. В основе коррекционно-развивающей методики «Кинезиалогические мячи и мешочки» лежит многолетний опыт американского педагога-исследователя Билла Хуберта, который создал систему Bal-A-Vis-X (балансировочные аудиально-визуальные упражнения), состоящую из более 300 эффективных упражнений с мячами и мешками на подбрасывание и отскок.
Взяв за основу методику Билла Хуберта и изучив работы отечественных ученых на эту тему, я обобщила полученный материал. Учитывая особенности детей с ОВЗ составила комплекс упражнений с кинезио мешочками. В практической работе с детьми придумывались новые упражнения, некоторые упражнения модернизировались.
В комплекс упражнений данного опыта, также включены элементы следующих методик:
1. Л.Д. Столяренко «Гимнастика для гармонизации деятельности полушарий мозга».
2. А.Л. Сиротюк «Обучение детей с учетом психофизиологии».
3. А.Л. Сиротюк «Коррекция проблем обучения и развития методом кинезиологии».
4. А.В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте»
Предложенный комплекс упражнений можно использовать при индивидуальной коррекционно-развивающей работе, на подгрупповых занятиях в кабинете педагога-психолога, а также в групповых помещениях. Возможно использование кинезио мешочков во время прогулки на улице. Все педагоги (учитель-логопед и воспитатели групп) применяют элементы этих упражнения на своих занятиях, а заинтересованные и активные родители проводят их и в домашних условиях.
Все взятые элементы тесно связаны между собой. С первого дня проведения дети проявляют интерес, с энтузиазмом выполняют упражнения, которые построены с постепенным усложнением и учетом возрастных, индивидуальных особенностей дошкольников.
Цель методической разработки: создать условия для всестороннего развития ребенка с ОВЗ через движения, которые позволяют выявить скрытые способности ребенка дошкольного возраста, расширить границы возможностей его мозга.
• Регуляторной сферы: формирование программ действий, удержание задания в течение длительного периода, концентрация и удержание внимания, укрепление возможностей к оттормаживанию нежелательного поведения.
• Сенсомоторной сферы: зрительно-моторной координации (рука-глаз), ловкости, точности движений, улучшение работы вестибулярного аппарата, автоматизация устойчивых межполушарных взаимодействий, увеличение скорости обработки сенсорной информации.
• Когнитивной сферы: памяти, речи, восприятия, мышления.
• Зрительной системы: фиксация предмета, формирование и укрепление прослеживающих движений, формирование и укрепление пространственных представлений, укрепление мышц глаз.
• Слуховой системы: улучшение восприятия, формирование чувства ритма, правильность исполнения движений.
• Мышечной системы: снижение гипертонуса мышц рук, улучшение и укрепление осанки.
Методика показана детям, при работе с:
• Эмоциональными и поведенческими трудностями.
• Нарушениями координации движений и моторной неловкости.
• Трудностями выстраивания отношений со взрослыми и сверстниками.
• Задержкой развития, аутизмом, РАС.
• Задержкой психоречевого и интеллектуального развития.
• Общим недоразвитием речи.
• Для эффективности других коррекционных занятий с психологом, логопедом, дефектологом.
Основные принципы выполнения упражнений:
1. Соблюдение естественного внутреннего ритма, который является естественным и комфортным для ребенка с ОВЗ, позволяющий естественно и просто выполнять упражнения, запомнить его на уровне мышечной памяти.
2. Сотрудничество, потому что большая часть упражнений являются парными или групповыми, для этого необходима синхронность. Поэтому ребенок учится работать в команде.
Программа упражнений состоит из:
• Осевых упражнений на удержание мешочка.
• Комплекса круговых упражнений.
• Базового блока (самостоятельно, в паре, в подгруппе).
Продолжительность занятий 15-30 минут (в зависимости от возраста).
3.2. Актуальность.
Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуального, творческого, эмоционального, физического развития ребенка с ОВЗ и осуществить его подготовку к школе. Особенно актуально звучит задача по социализации ребенка с ОВЗ, развитию у него потребностей в творчестве, формировании любознательности, мотивации в достижении успеха по новым дошкольным стандартам. В условиях модернизации дошкольного образования воспитание творческих и интеллектуальных способностей становится одним из главных направлений в работе с детьми с ОВЗ.
Дети с ОВЗ, в том числе дети, имеющие речевые нарушения имеют проблемы с моторикой, координацией движения. Плохо ориентируются в пространстве. Всё это сказывается на общем физическом развитии и может привести к гиподинамии. Устранению двигательных расстройств и помогает кинезиология. Кинезиология представляет коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Это позволяет говорить о данном методе, как об оригинальном способе оздоровления детей.
Актуальность работы обусловлена необходимостью всестороннего развития способностей детей через метод межполушарного взаимодействия. Это позволяет избегать трудности у детей в обучении и в создании условий для формирования новых возможностей искомых психических навыков и процессов, которые могут сформироваться и стать нужными ребенку через кинезиологические приемы и методы. Ведь работа здесь направлена от движений к мышлению, а не наоборот.
В основу моего опыта легли материалы исследований отечественных и зарубежных ученых: Лурия А.Р., Бехтерева Н.П, Семенович А.В, Сиротюк А.Л., О.А. Семенова, Хомская Е.Д, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лейтеса, П.Н. Анохина, И.М. Сеченова, Шейфер Дж. Пол Деннисон с программой «Гимнастика мозга».
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данная кинезиологическая методика позволяют выявить скрытые способности ребенка дошкольного возраста и расширить границы возможностей его мозга. Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.
Дошкольникам интересно научиться таким движениям, которые выполняют даже космонавты во время подготовки к полетам. Такие стимулы очень заинтересовывают детей и они с радостью воспринимают новшества в обучении с «живыми мешочками». Кроме того, дети выполняя упражнения всегда знают, что они помогают им лучше думать, быть внимательными, лучше запоминать. Игровой момент развития ребенка с ОВЗ дает больше пользы, чем наскучившие методы обучения тем или иным навыкам и умениям.
Готовность ребенка к школе – это сложный компонент определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья. От того, как подготовлен ребенок с ОВЗ к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении. Чем увереннее и спокойнее начнется для первоклассника школьная жизнь, чем лучше ребенок сможет адаптироваться к новым условиям, новым людям, тем больше шансов, что у ребенка не будет проблем ни в начальной школе, ни в последующем обучении.
Организация предшкольной подготовки – задача всех взрослых, окружающих ребенка с ОВЗ. Важно, чтобы в этот период родители и педагоги детского сада объединили свои усилия, направленные на воспитание будущего школьника. Вот почему мои занятия по методу кинезио мешочков – обязательный элемент в системе подготовки ребенка к школе. Изучив материалы метода кинезиологии, я поняла, что для наших детей в детском саду он будет очень актуален. Ведь он требует минимальных материальных и методических затрат. Руки всегда основная часть тела ребенка, они рядом и постоянно в дошкольном возрасте требуют нагрузки в движении.
Е.И.Аркин, Н.А.Берштейн, Д.Б.Эльконин утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждая связь тонкой моторики с развитием мозга. Чем лучше развита способность двигаться, тем больше потенциал к обучению и развитию интеллектуальных способностей.
Современный мир, наполненный обилием компьютеров, айпадов, различных гаджетов, не требует от детей ручных усилий, и поэтому моторные навыки ослабляются: дети плохо держат карандаш, кисточку, ножницы, отчего и происходят постоянные зажимы кисти, что ведет к нарушению даже эмоционального состояния. А все это в дальнейшем сказывается на восприятии и усвоении любого обучающего материала и на здоровье. Ведь кинезиология, которая и развивает с помощью рук межполушарное взаимодействие, относится к здоровьесберегающей технологии. Поэтому одной из главных задач нашего детского сада является всесторонней развитие личности ребенка с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения новыми методами и приемами обучения интеллектуальным способностям, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
В свете этого метод кинезиологии очень актуален, а привнесение в практику «живых мешочков» для детей и взрослых было в новинку. Это вызывало особенный интерес к моим занятиям, и я начала применять его в своей работе с детьми с ОВЗ начиная со среднего возраста. Разработан и систематизирован авторский конспект кинезиологических упражнений с использованием кинезио мешочков и элементами психогимнастики.
3.3. Научность.
Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет, у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Для понимания воздействия кинезиологических упражнений на головной мозг ребенка, педагогу необходимо разобраться сначала в понятиях функциональной асимметрии полушарий и межполушарного взаимодействия. Единство мозга определяется сочетанием двух фундаментальных свойств: межполушарной специализацией и межполушарным взаимодействием, которое обусловлено стабильностью переноса информации из одного полушария в другое.
Выделим три основных типа организации мозга:
• Левополушарный тип. Доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счёт, способность к анализу. При этом информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно и медленно. Восприятие левополушарных людей дискретное, память произвольная. Интроверты.
• Правополушарный тип. Доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения. Его функционирование обусловливает наглядно-образное, трехмерное мышление, которое связано с целостным представлением ситуаций и тех изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности.
• Равнополушарный тип. Отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария, как физиологической основы общей одаренности.
Однако врожденные предпосылки — это только исходные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием социальных контактов и прежде всего в семье. Таким образом, единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Интегрированное межполушарное взаимодействие является основой развития интеллекта и служит для передачи информации из одного полушария в другое. Поэтому при активизации левого полушария правое полушарие быстрее вовлекается в работу.
В связи с недостаточной изученностью данной проблемы в дошкольных образовательных учреждениях не уделяется внимание формированию логических структур мышления средствами кинезиологии. Явно недооцениваются на практике возможности кинезиологических упражнений для интеллектуального развития дошкольников и совершенствования общей и мелкой моторики.
Предлагаемый опыт создан на основе экспериментального исследования, в задачи которого входило изучение развития ребенка с ОВЗ через метод кинезиологии, определение содержания обучения и наиболее адекватных методов и приемов по формированию интеллектуальных способностей и моторных навыков через взаимодействие обоих полушарий мозга. Это помогало применить кинезиологические упражнения и без особых трудностей вызвать у детей не только интерес к выполнению заданий, но и применению упражнений на практике, в свободной деятельности для развития моторных и интеллектуальных способностей.
Научно-теоретическим обоснованием опыта явилось изучение работ по этой теме. В настоящее время кинезиология как наука развивается с наибольшим стимулом. Появились такие направления как прикладная кинезиология – медицинская, образовательная. И поэтому для внедрения моего опыта есть большие возможности.
3.4. Результативность.
3.4.1. Определение уровня развития межполушарного взаимодействия.
1. Проба Н. И. Озерецкого (см. Приложение 1)
б – степень сохранности премоторной зоны.
в – на пальцевой гнозис и праксис.
2. Речевой вариант пробы Хеда.
Анализ диагностики уровня развития межполушарного взаимодействия в 2018-2019 уч. г. (кол-во человек)
Кинезиологические мячики для чего нужны
Наша современность создала такие условия, что многие дети активным, подвижным играм предпочитают игровые приставки
Бесплатные занятия с логопедом
Наша современность создала такие условия, что многие дети активным, подвижным играм предпочитают игровые приставки, смартфоны. Как следствие физическое развитие формируется с запаздыванием, у многих ребят возникают трудности в координации, точности движений. Это, в свою очередь, может сказываться на развитии высших психических функций, в том числе речи, что приведет к сложностям в освоении письменной речи в виде оптической дислексии, дисграфии. А в последствии будут сложности в освоении школьных предметов из-за недостаточной базы школьной готовности: от зрительно-моторной дискоординированности до несформированности самоконтроля и концентрации внимания. Данный факт направил нас на поиск нужного решения для своевременной помощи детям.
В логопедической работе с детьми с ОНР мы стали использовать балансировочную доску Бильгоу.
В теоретическом обосновании наших упражнений для детей с ОНР лежит концепция А.Р. Лурии, Л.С. Выготского, теория нейропсихологии, учение о трех блоках мозга.
Современная нейропсихология имеют научные доказательства того, что мозжечок отвечает не только за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, но и принимает участие в интеллектуально-речевом, эмоциональном развитии ребенка (Л. С. Выготский, А.Р. Лурия).
С помощью мозжечковой стимуляции улучшается восприятие детьми устной и письменной речи, происходит развитие навыков чтения, письма, улучшаются математические способности, развиваются высшие психические функции.
Межполушарное взаимодействие также имеет решающее значение для слаженной работы всего мозга, поскольку оба полушария участвуют в каждом из видов деятельности человека в разной степени. При нарушении функции межполушарного взаимодействия возникают сложности в развитии устной речи, высших психических функций, трудности в обучении, письменной речи, двигательная дискоординированность, эмоциональная нестабильность.
Мозжечок — центральный орган управления движения: сохранения равновесия, регуляция ходьбы, фиксация взора на заданном предмете, контроль мышечного тонуса, регуляция целенаправленных движений, хранение моделей движения (например, как есть ложкой, как писать ручкой).
Стимулируя работу мозжечка занятиями с нейротренажерами, мы развиваем двигательные и когнитивные способности, что в свою очередь может благотворно сказываться на эмоциональном фоне, влиять на поведение ребенка.
Мозжечковая стимуляция, с учетом развития межполушарного взаимодействия, рекомендована к использованию в работе учителей-логопедов. Предлагаем опыт работы по использованию балансировочной доски Бильгоу в индивидуальной работе с детьми с ОНР.
Игровые упражнения и задания по активизации и обогащению номинативного, предикативного, адъективного словаря, развитию лексико-грамматических категорий, автоматизации звуков, формированию слоговой структуры слова выполняли на балансировочной доске с кинезиологическим мячом, мешочками с различными наполнителями, умной восьмеркой.
Приведем примеры логопедических заданий с использованием балансировочной доски Бильгоу.
Цель: активизация и расширение словаря по лексической теме, развитие вербальной памяти, развитие навыков звукового анализа, развитие координации.
Ребенок залазает и слазает с балансировочной доски Бильгоу (Рис. 1) — (далее «доска») спереди, сзади, с обеих сторон, произнося слова на определенную лексическую тему, вспоминает и произносит слова на определенный звук, отраженно проговаривает слова для автоматизации звуков.
Рис. 1 Балансировочная доска Бильгоу и кинезиологические мячи
Цель: автоматизация звука на уровне слога или слова, развитие координации.
Ребенок сидит на балансировочной доске, учитель-логопед предлагает выполнять упражнения для рук: имитация плавания, вращательные движения руками вперед, назад, и параллельно произносить поставленный звук на уровне слога или слова.
Цель: формирование правильного дыхания и навыка голосоведения, развитие координации, чувства равновесия.
Ребенок стоит на балансировочной доске, смотрит за движениями логопеда (подняться на носочки; наклониться вперед; повороты головы) и выполняет дыхательную гимнастику; (подняться на носочки и присесть; опустить голову вперед) и выполняет голосовую гимнастику, сохраняя равновесие в процессе упражнений.
Цель: практическое образование уменьшительно-ласкательных форм существительных, образование относительных прилагательных, развитие диалогической речи, развитие слухового внимания, чувства рифмы, зрительно-моторной координации, моторной ловкости.
Ребенок стоит на балансировочной доске наклоняется вперед, берет кинезиологический мяч (Рис. 1) — (далее «мяч»), кидает его логопеду, затем ловит. Аналогично с кинезиологическим мешочком (Рис. 2) — (далее «мешочек») и играет в игры «Назови ласково», «Какой, какая, какие, какое?», «Каков вопрос, таков ответ», «Доскажи словечко».
Рис. 2 Кинезиологические мешочки
Цель: автоматизация звуков на уровне слогов и слова, развитие координации, точности движений, развитие межполушарных связей.
Ребенок стоит на балансировочной доске, учитель-логопед предлагает задания на автоматизацию звуков на уровне слога, слова с одновременным выполнением движений (поймать и кинуть логопеду мешочек обеими руками, только правой рукой, только левой рукой; поймать правой, а кинуть левой; поймать левой, а кинуть правой; самостоятельно подкидывать и ловить мешочек обеими руками, только правой, только левой, перекидывать из правой руки в левую и обратно).
Цель: формирование звукопроизношения в связной речи, развитие координации, точности движений, развитие межполушарных связей.
Упражнения аналогичные игре «Задания выполняй и повторяй», но на уровне связной речи (в т.ч. стихотворений).
Цель: развитие слухового и зрительного внимания, слухового восприятия, фонематического анализа, моторной ловкости, пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, межполушарных связей.
Ребенок стоит на доске, учитель-логопед предлагает попасть мячом в напольную мишень (Рис. 3): 1) попасть в заданную фигуру определенного цвета; 2) попасть в определенную цифру заданного цвета; попасть в заданный сектор (например, правый верхний угол; второй ряд, средний столбец); 3) попасть в цифру, которая начинается со звука [ч].
Рис. 3 Напольная мишень
Цель: развитие слогового анализа и синтеза, зрительно-моторной координации, моторной ловкости.
Ребенок стоит на доске, учитель-логопед предлагает попасть мячом в цифру на напольной доске-мишени, которая соответствует определенному количеству слогов в слове.
Цель: автоматизация и дифференциация звуков, формирование графического образа букв, развитие интонационно-ритмической стороны речи, логического мышления, межполушарных связей, моторной ловкости.
Ребенок стоит на доске, держит в руках умную восьмерку (Рис. 4), катает шарик по восьмерке, произносит отраженно автоматизируемый звук на уровне слогов, слов, предложений; повторяет слова, предложения с различной заданной интонацией, силой, высотой голоса, темпом.
Рис. 4 Умная восьмерка
Ребенок стоит на балансировочной доске, держит в руках умную восьмерку, катает по ней шарик, и проговаривает из каких элементов состоит заданная буква, мысленно ее представляя.
Игра «Головные уборы»
Ребенок стоит на балансировочной доске, чередует движения: правая рука хлопает по голове, а левая гладит по кругу живот. Затем поменять положения рук.
Упражнение «Шапочка»
Где же твоя шапочка?
Упражнение «Заяц и волк»
Заяц: пальчики в кулачок, выставить вверх указательный и средний пальцы.
Волк: ладонь параллельна туловищу, большой пальчик выставлен вверх, мизинец опущен вниз.
Скачет заяц по полянке
А за ним бежит волчок.
Волк зайчонка не догонит,
Не ухватит за бочок!
Упражнение «Полицейский»
Одна рука прикладывается ко лбу, как козырёк, другая рука показывает «всё хорошо». Чередовать движения рук.
На дороге он – герой!
За порядком всё следит,
Ехать всем скорей велит!
Упражнение «Звезда и метеорит»
Одна рука показывает звезду (раскрытая ладонь), другая рука показывает метеорит (пальцы собраны в кулак)
Я – весёлый звездочёт.
Звёзды все – наперечёт.
Игры и задания с балансиром, мишенью, кинезиологическими мячиками и мешочками могут варьироваться и с большим энтузиазмом принимаются детьми, что крайне важно в работе логопеда.
С помощью данного метода с применением балансировочной доски Бильгоу представляется возможным эффективно реализовать поставленные коррекционно-развивающие задачи, вовлекая в работу одномоментно различные анализаторные системы, позволяющие достичь желаемого результата, в более короткие сроки.