Киноэпопея что это такое

Значение слова «киноэпопея»

Киноэпопея что это такое. Смотреть фото Киноэпопея что это такое. Смотреть картинку Киноэпопея что это такое. Картинка про Киноэпопея что это такое. Фото Киноэпопея что это такое

киноэпопе́я

1. кинофильм, повествующий о больших исторических событиях, рисующий широкую, многоплановую картину общественной жизни

Делаем Карту слов лучше вместе

Киноэпопея что это такое. Смотреть фото Киноэпопея что это такое. Смотреть картинку Киноэпопея что это такое. Картинка про Киноэпопея что это такое. Фото Киноэпопея что это такоеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова отсечка (существительное):

Синонимы к слову «киноэпопея&raquo

Предложения со словом «киноэпопея&raquo

Понятия со словом «киноэпопея»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «киноэпопея&raquo

Это может быть новая нашумевшая киноэпопея или давняя, но от этого не менее любимая мелодрама или комедия.

Главной его работой, в которой он проявил себя как выдающийся мастер батальных сцен, была цветная широкоформатная киноэпопея в шести фильмах «Освобождение».

Это им будет посвящена киноэпопея, это в их непростых отношениях предстоит разбираться зрителю.

Синонимы к слову «киноэпопея&raquo

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Широким взглядом. Киноэпопея и кинороман

Если мы оглянемся назад и обратимся к эпическим трехчасовым фильмам на серьезные темы, то они покажутся нам настолько же далекими и монументальными, как пирамида Хеопса. Теперь почти невозможно представить, чтобы зритель реально пошел смотреть длинные картины о целых эпохах и поколениях. Но тем не менее стоит помнить о том, что такое киноэпопея и кинороман.

Сегодня может показаться странным, что когда-то зритель мог с интересом смотреть огромные трехчасовые полотна не только о том, как безукоризненные супергерои сражаются со всевозможной зловредной нечистью, но и о вопросах посерьезнее. Теперь общим местом стала мысль, что все содержательные «взрослые» истории отправились на телевидение и стриминговые платформы, превратившись в сериалы («Подпольная империя», «Игра престолов», «Во все тяжкие» и т.д.).

Это правда. Но, тем не менее, масштабный полнометражный фильм и длинный сериал — это не совсем одно и то же. Поэтому хотелось бы поговорить о том, что такое киноэпопея и кинороман.

Киноэпопея что это такое. Смотреть фото Киноэпопея что это такое. Смотреть картинку Киноэпопея что это такое. Картинка про Киноэпопея что это такое. Фото Киноэпопея что это такое

В нынешнем культурном пространстве термины киноэпопея и кинороман практически вышли из употребления, потому стоит для начала обратиться к скучным словарным определениям — что же это вообще такое?

КИНОЭПОПЕЯ — кинофильм, повествующий о больших исторических событиях, рисующий широкую, многоплановую картину общественной жизни
Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 60-х годов, под редакцией Н. З. Котеловой и Ю. С. Сорокина.

КИНОРОМАН — специфический жанровый термин, употребляемый в теории кино. Образован по аналогии с соответствующим литературоведческим термином. характеризуется, как правило, более широким кругом действующих лиц, более тщательной обрисовкой персонажей, сравнительной неторопливостью развертывания сюжетного действия, композиционной сложностью сочетания различных фабульных линий.
Словарь литературоведческих терминов. Составители: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев.

Большие исторические события, широкий круг действующих лиц, композиционная сложность. Два этих определения в значительной степени смыкаются друг с другом.
Потому в дальнейшей статье для удобства я буду объединять их: киноэпопея и кинороман в тексте будут упоминаться в первую очередь как кинороман.

Кинороман зачастую охватывает несколько эпох, затрагивает судьбы массы персонажей (нередко целых династий), ставит в повестку сразу множество тем (во всяком случае больше, чем в традиционном полнометражном фильме).

В одном из определений не зря сделана оговорка по поводу аналогичного понятия в литературе. Литературный роман также отличается от прочих форм:

«Будучи развернутым повествованием о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни, отличается от повести объёмом, сложностью содержания и более широким захватом описываемых явлений»
Википедия

Если мы вспомним «Тихий Дон» Михаила Шолохова или «Гроздья гнева» Джона Стэйнбека, то убедимся, что они, как романы, описывают события действительно широко.
И здесь к слову будет сказать, что именно благодаря эпическим формам сотрудничество кино и литературы происходит наиболее плодотворно.

Киноэпопея что это такое. Смотреть фото Киноэпопея что это такое. Смотреть картинку Киноэпопея что это такое. Картинка про Киноэпопея что это такое. Фото Киноэпопея что это такое

Тихий Дон (экранизация Сергея Герасимова)

Но это все разговоры теоретические. Как же выглядят киноэпопея и кинороман на практике?

Кинороман как эпическая форма

Только в последние два-три десятилетия зарубежный кинороман (впрочем, как и отечественный) стал исчезать. До этого он присутствовал на экране довольно активно, и потому мы сейчас можем обратиться к десяткам замечательных примеров. Для наглядности возьмем четыре картины из разных десятилетий (три американские и одну советскую):

Бандитская сага

«Крестный отец» уже несколько десятилетий не выходит из списков лучших фильмов в истории человечества. Криминальная сага о семье Корлеоне каждый раз доставляет зрителю высшее эстетическое наслаждение, заставляя погрузиться в мир итало-американской мафии.

Дон Вито Корлеоне руководит одним из пяти семейств, контролирующих нелегальный бизнес Нью-Йорка. В деле ему помогают Сантино и Фредо, старший и средний сыновья, а также адвокат Том, ставший почти что приемным ребенком. Однако любимый и наиболее талантливый сын Майкл старается держаться от отцовских дел подальше, считая, что сможет по-своему пройти жизненный путь. Но Майклу придется ввязаться в бизнес, когда на Дона совершат почти успешное покушение.

Киноэпопея что это такое. Смотреть фото Киноэпопея что это такое. Смотреть картинку Киноэпопея что это такое. Картинка про Киноэпопея что это такое. Фото Киноэпопея что это такое

Дон Вито Корлеоне (Крестный отец)

Как строит повествование режиссер Фрэнсис Форд Коппола, отталкиваясь от бестселлера Марио Пьюзо?

Действие охватывает промежуток от 1945-го до 1955-го года. И за это время в повествовании происходит ряд событий и рокировок.
В первой части истории основным персонажем явно предстает Дон Вито Корлеоне, и мы наблюдаем за его стилем ведения бизнеса, взаимоотношениями с сыновьями и остальной семьей, а также столкновением с другими криминальными семействами по вопросу о продаже наркотиков, против которой рьяно выступает старший Корлеоне. Это столкновение приводит к попытке убийства Дона — он оказывается в больнице на грани жизни и смерти, а дела должны принять сыновья.

Здесь на авансцену выходит Майкл, младший сын, до этого момента фигурировавший на втором плане — он трансформируется в полноценного ведущего персонажа (происходит это примерно через час после начала картины), погружаясь в бандитские дела династии. Собственно, криминальное развращение Майкла на протяжении ближайших лет занимает всю вторую половину фильма.

Киноэпопея что это такое. Смотреть фото Киноэпопея что это такое. Смотреть картинку Киноэпопея что это такое. Картинка про Киноэпопея что это такое. Фото Киноэпопея что это такое

Крестный отец (Майкл Корлеоне)

Русский кинороман и нефтяной эпос

Советский и российский классик Андрей Кончаловский в «Сибириаде», получившей Гран-при Каннского кинофестиваля, использует иной подход. В изначально конъюнктурной ленте, заказанной к очередному юбилею советской нефтяной промышленности, режиссер решил охватить взглядом почти всю историю ХХ века через историю трех поколений двух сибирских семей: Соломиных и Устюжаниных.

Начиная с 1900-х годов, Кончаловский проводит своих героев через предреволюционные годы, Революцию, Гражданскую войну, сталинскую индустриализацию, Великую Отечественную войну и послевоенное восстановление. Перед нами проходят Афанасий Устюжанин (дед), Николай Устюжанин (отец) и Алексей Устюжанин (сын), у каждого из которых своя трагическая судьба.

Киноэпопея что это такое. Смотреть фото Киноэпопея что это такое. Смотреть картинку Киноэпопея что это такое. Картинка про Киноэпопея что это такое. Фото Киноэпопея что это такое

Николай, сын Афанасия (Сибириада)

Кончаловский называет фильм поэмой и делит его на условные главы:

Такая структура открывает постановщику возможность полноценно развивать различные линии и рассказывать истории про целые поколения, переключаясь от одних персонажей к другим, но сохраняя при этом композиционное единство.

Киноэпопея что это такое. Смотреть фото Киноэпопея что это такое. Смотреть картинку Киноэпопея что это такое. Картинка про Киноэпопея что это такое. Фото Киноэпопея что это такое

Алексей, сын Николая (Сибириада)

Предрассудки и американский капитализм

Джордж Стивенс в Голливуде 50-х годов решился на довольно дерзкий эпический проект о техасских предпринимателях, проживающих несколько десятилетий в первой половине ХХ века (до первых послевоенных лет). Зарубежный кинороман затрагивает и проблему расизма, и консервативный сексизм, и извечное противостояние богатых с бедными. Для сегодняшнего кинематографа в обращении к таким темам нет ничего необычного (тем более, что теперь существует даже некий запрос на толерантность и равноправие в сфере искусства), но для той эпохи кино выглядит почти радикально.

Киноэпопея что это такое. Смотреть фото Киноэпопея что это такое. Смотреть картинку Киноэпопея что это такое. Картинка про Киноэпопея что это такое. Фото Киноэпопея что это такое

Бик и Лесли в молодости (Гигант)

Эта киноэпопея строится линейно, и в ней, в отличие от «Крестного отца» или «Сибириады», не меняются главные герои, но они претерпевают очень значительные изменения — как физические, так и психологические.

Бик Бенедикт, владелец одного из крупнейших ранчо на юге США, знакомится в Вашингтоне с обворожительной Лесли и быстро на ней женится, после чего пара переезжает в Техас. Однако вспыхнувшая любовь лишь на время заглушает кричащие разногласия между новобрачными: если Лесли прогрессивна, либеральна и образованна, то Бик крайне консервативен, самоуверен, с презрением относится к цветным и считает, что женщине место на кухне или в спальне. Среди работников ранчо Бенедикта выделяется энергичный молодой человек Джетт Ринк — он нищий, но мечтает разбогатеть и указать Бику его место.

Бик и Лесли обзаводятся детьми и постепенно стареют. Дети, в свою очередь, растут и формируются в личности.
Джетт Ринк пашет в поте лица, пока не находит на своем крохотном клочке земли залежи нефти, после чего принимается пахать еще усерднее и через годы становится влиятельнейшим и богатейшим нефтяным магнатом.
Если Бик с течением времени становится все мягче, а его дети обладают уже куда более гибкими взглядами на мир, то Джетт с возрастом, наоборот, превращается в самодовольный денежный мешок, одержимый жаждой унижать других.

Киноэпопея что это такое. Смотреть фото Киноэпопея что это такое. Смотреть картинку Киноэпопея что это такое. Картинка про Киноэпопея что это такое. Фото Киноэпопея что это такое

Бик и Лесли в старости (Гигант)

От бандита до праведника

Спайк ли, один из первых известных чернокожих режиссеров Америки, тоже отметился ярким кинороманом. Это была экранная биография знаменитого борца за права черных Малькольма Литтела по прозвищу Малькольм Икс. В 50-60-е годы он стал символом для всех радикальных активистов-афроамериканцев наряду с Мартином Лютером Кингом. И также как Кинг, он был убит недоброжелателями.

Киноэпопея что это такое. Смотреть фото Киноэпопея что это такое. Смотреть картинку Киноэпопея что это такое. Картинка про Киноэпопея что это такое. Фото Киноэпопея что это такое

Малькольм в начале пути (Малькольм Икс)

Постановщик конвертирует историю жизни Малькольма Икс в трехчасовое повествование, охватывающее несколько десятилетий. И наглядно бросается в глаза, что структурно фильм делится на части, изображающие разные периоды жизни и философии героя.

Киноэпопея что это такое. Смотреть фото Киноэпопея что это такое. Смотреть картинку Киноэпопея что это такое. Картинка про Киноэпопея что это такое. Фото Киноэпопея что это такое

Малькольм в конце пути (Малькольм Икс)

Особенности формы

Конечно, список примеров можно продолжать. Кто-то вспомнит «ХХ век» Бернардо Бертолуччи, кто-то — «Войну и мир» Сергея Бондарчука, кто-то — «Никсона» Оливера Стоуна, а иной назовет «Унесенные ветром» Виктора Флеминга. У всех них будут свои различия, но примечательны и сходства.

Например, мы можем заметить, что структура эпического киноромана почти опрокидывает традиционную теорию драматургии. Что я имею в виду?

Современная сценарная теория учит, что в истории должен быть герой, который добивается одной конкретной цели, и весь сюжет вращается вокруг его попыток достичь этой цели. Пресловутый вопрос «Чего хочет герой?», регулярно возникающий на семинарах и мастер-классах по драматургии. Наверняка он также звучит в кабинете почти любой кинокомпании.

Киноэпопея что это такое. Смотреть фото Киноэпопея что это такое. Смотреть картинку Киноэпопея что это такое. Картинка про Киноэпопея что это такое. Фото Киноэпопея что это такое

В «Крестном отце» главный герой меняется на другого человека через час после начала фильма. В «Малькольме Икс» герой проходит слишком пёстрый путь, на каждом этапе желая слишком различных вещей, потому что буквально становится иным человеком. В «Гиганте» герои также проходят через длительные промежутки времени, где их мотивы постоянно пересматриваются и сильно трансформируются (за исключением, разве что, Джетта Ринка, который вполне укладывается в стандартную драматургическую схему). Наконец, в «Сибириаде» вообще каждый час меняются главные герои, потому что одно поколение уступает место другому — соответственно, невозможно держать единый мотив на протяжении всего повествования.

Казалось бы, с точки зрения драматургических правил, сценарии этих фильмов не должны работать. Но они работают.

В этом и заключается прелесть киноромана — он позволяет разрабатывать сложные сценарные конструкции, рассказывать о целых эпохах и династиях, дает пространство для наблюдения за радикальной трансформацией личности на протяжении всей жизни.

Мы можем посмотреть на персонажей в разном возрасте и самых разных обстоятельствах. Мы можем рассказать не только историю персонажа, но историю страны или планеты.
Голова идет кругом от возможностей, которые открывают киноэпопея и кинороман в этом смысле.

Но есть и серьезные издержки. В первую очередь нужно упомянуть сильно растянутый хронометраж. Невозможно рассказывать эпическую широкую историю и уместить ее в 1,5-2 часа. А значит, есть большой риск, что зритель не станет смотреть фильм, испугавшись громадной длительности. К тому же, в современном мире большинство кинопродюсеров не запустят в производство кинороман по той же причине — кто это будет смотреть? Скорее всего, в этом случае предложат переработать сценарий в сезон сериала (впрочем, механически сделать подобный перенос будет нельзя — всё равно придется адаптировать текст под законы сериала).

Помимо всего прочего не стоит забывать и о внушительной стоимости фильмов подобного рода. Кинороманы строятся вокруг множества локаций и персонажей, проносящихся через эпохи, а значит, требуется не только обилие самих съемочных объектов и артистов, но также и реквизит, костюмы разных времен, специальный грим и т.д. Всё это способно взвинтить бюджет картины до небес.

Кинороман в прошлом и будущем

Может сложиться впечатление, что киноэпопея и кинороман ушли навсегда — ведь сегодня ни один здравомыслящий кинокоммерсант не рискнет всерьез прокатывать такие истории. К тому же сегодняшнее поколение зрителей совершенно не привыкло к широкому, крупнобюджетному, но серьезному зрелищу.

Наверное, в том виде, в каком он существовал, кинороман действительно канул в лету. Но киноискусство не стоит на месте. Оно развивается и движется — также, как само общество. Фиксация на супергеройских подвигах и взрывающихся небоскребах рано или поздно пройдет, и зритель захочет узнать ответы на те вопросы, которые поставит перед ним история.

Тогда кинороман возьмет свое. Быть может, в этом его будущая культурная миссия.

Независимый режиссёр и сценарист. Мой профиль в социальных сетях ВКонтакте, Instagram и Patreon

Источник

Киноэпопея

Связанные понятия

Не следует путать с Документальным кино Не следует путать с Псевдодокументальным киноДокудрама (англ. Docudrama, также иногда «Документальная драма» (англ. Documentary drama)) — современный популярный «гибридный» жанр игрового кино, делающий упор на воспроизведение исторических событий силами драматических актёров, но внешне подающийся в форме документального или научно-популярного фильма.

Истори́ческое или костюмное кино — жанр игрового кино, изображающий конкретные исторические эпохи, события и личности прошлого. Различают историко-биографические фильмы о реальных исторических деятелях, иллюстрирующие их жизненный путь («Спартак», «Александр Невский)», и историко-приключенческие фильмы о вымышленных персонажах прошлых лет, зачастую с остросюжетной интригой («Граф Монте-Кристо», фильмы про Индиану Джонса). Исторические фильмы нередко являются экранизациями исторических романов («Война.

Независимое кино — профессиональные художественные фильмы, которые производятся в значительной или полной мере вне системы основных киностудий. Помимо того, что такое кино в основном снимается и распространяется независимыми компаниями, независимые фильмы также могут производить и/или распространять дочерние структуры крупных киностудий. Независимые фильмы отличаются по своему содержанию, стилю и приемам, которые выбирают кинематографисты для художественной реализации.

По меньшей мере с 1920-х годов киноиндустрия США не только является крупнейшей в мире по цифрам выпускаемых фильмов и кассовых сборов, но и оказывает определяющее влияние на содержание и технологии мирового кинематографа, на экономические и культурные аспекты кинопроцесса.

Источник

Армия и киноэпопея «Освобождение»

Киноэпопея что это такое. Смотреть фото Киноэпопея что это такое. Смотреть картинку Киноэпопея что это такое. Картинка про Киноэпопея что это такое. Фото Киноэпопея что это такое

В предыдущей статье речь шла о специализированной «киношной» кавалерии в составе Советской армии. Сейчас мы расскажем об организации участия в киносъёмках линейных частей и подразделений сухопутных войск. Ярким примером этого стало начало съёмок киноэпопеи «Освобождение».

41-я гвардейская танковая дивизия на «Огненной дуге»

Выход на экраны «Войны и мира» подстегнул съёмки монументальных исторических кинофильмов во многих странах. Среди стран Варшавского договора этим особенно увлеклись Польша и Румыния, чьи кинофильмы с участием в съёмках тысяч военнослужащих заслужили популярность и в СССР.

Киноэпопея что это такое. Смотреть фото Киноэпопея что это такое. Смотреть картинку Киноэпопея что это такое. Картинка про Киноэпопея что это такое. Фото Киноэпопея что это такое

20 июня 1967 года начальник Генерального штаба ВС СССР Маршал Советского Союза М.В. Захаров подписал директиву №332/17240, которой командующим нескольких округов и групп войск, начальникам ряда центральных управлений и служб предписывалось оказать всемерное содействие киностудии «Мосфильм» в съёмках новой киноэпопеи «Освобождение Европы». Разные эпизоды этого художественного фильма снимались одновременно в Киевском, Московском и Закавказском военных округах, поэтому Генштаб координировал их действия. Как выглядела организация процесса привлечения линейных войск к киносъёмкам, можно проследить на примере съёмок первой серии «Огненная дуга», проходившей летом-осенью 1967 года с участием войск Киевского военного округа (КВО).

Во исполнение директивы Генштаба командующий войсками КВО в своём приказе №012536 от 20 июля 1967 года, адресованном командующему 1-й общевойсковой армии, командиру 41-й гвардейской танковой дивизии, начальникам управлений и отделов округа, указал следующее:

«В период с 1 августа по 20 ноября 1967 года в районе (иск) КИЕВ, ОБУХОВ, ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКИЙ киностудией «Мосфильм» будут проводиться съёмки художественного фильма «Освобождение Европы»…

«Киношный реквизит» с окружных складов

Источник

Фильмы и Сериалы 12+

Эпическое кинополотно «Освобождение» создавалась режиссером Юрием Озеровым в период с 1967 по 1971 годы. В пяти частях картины отражены важнейшие этапы Великой Отечественной Войны: сражение на Курской дуге, форсирование Днепра, освобождение Киева, Тегеранская конференция, напряженные бои за Берлин и штурм Рейхстага, капитуляция нацистской Германии, конференция глав антигитлеровской коалиции в Ялте.

Обратившись к стилистике эпического полотна, Юрий Озеров с документальной точностью воссоздал исторические события Второй мировой войны, органично вписав в сюжет реальных и вымышленных персонажей. Киноцикл «Освобождение» вместил в себя целую галерею образов рядовых бойцов и выдающихся полководцев Красной армии. Над картиной работали непосредственные участники Великой Отечественной войны. В составе съемочной группы были фронтовики: режиссер Юрий Озеров, оператор Игорь Слабневич, художник Александр Мягков, второй режиссер Юлий Кун и многие другие.

Фильм первый. Огненная дуга

Киноэпопея что это такое. Смотреть фото Киноэпопея что это такое. Смотреть картинку Киноэпопея что это такое. Картинка про Киноэпопея что это такое. Фото Киноэпопея что это такое

На рассвете 5 июля в 5.30 утра немецкие войска перешли в наступление. Началась Курская битва. По плану «Цитадель» враг двинул вперед свои главные силы: 17 танковых, две моторизованные и 22 пехотных дивизии (около миллиона солдат) 2700 танков, в том числе 800 «тигров» и 1800 самолетов.

Фильм второй. Прорыв

Киноэпопея что это такое. Смотреть фото Киноэпопея что это такое. Смотреть картинку Киноэпопея что это такое. Картинка про Киноэпопея что это такое. Фото Киноэпопея что это такое

21-23 сентября 1944 года войска Центрального, Воронежского, Степного и Юго-Западного фронтов вышли к Днепру вблизи от Киева. По замыслу военачальников главная задача батальонов на этом участке – совершать отвлекающие маневры, укрепить и расширить плацдарм севернее Киева, притянуть на себя возможно больше сил противника и при благоприятных условиях прорвать его фронт. Приказ маршала Жукова всем батальонам – стоять насмерть, до последнего солдата, до последнего патрона…

Фильм третий. Направление главного удара

Киноэпопея что это такое. Смотреть фото Киноэпопея что это такое. Смотреть картинку Киноэпопея что это такое. Картинка про Киноэпопея что это такое. Фото Киноэпопея что это такое

Фильм рассказывает об операции «Багратион», в результате которой Белоруссия была полностью освобождена от фашистов, и советские войска вышли к государственной границе.

Фильм четвертый. Битва за Берлин

Киноэпопея что это такое. Смотреть фото Киноэпопея что это такое. Смотреть картинку Киноэпопея что это такое. Картинка про Киноэпопея что это такое. Фото Киноэпопея что это такое

1945 год, последние месяцы войны. Висло-Одерская операция. Три фронта под командованием Конева, Жукова и Рокосовского устремились к столице Германии. К Берлину идут, не встречая уже сопротивления немцев, англо-американские войска. «Опередить русских» – предлагает Черчиль. Начинаются тайные переговоры с эмиссарами Гитлера, разоблаченные Ялтинской конференцией. Судьба Берлина решится на полях сражений.

Фильм пятый. Последний штурм

Киноэпопея что это такое. Смотреть фото Киноэпопея что это такое. Смотреть картинку Киноэпопея что это такое. Картинка про Киноэпопея что это такое. Фото Киноэпопея что это такое

Фильм повествует о последних днях войны: штурм Рейхстага, сражение за каждый метр, за каждый этаж. И, наконец, водружение Знамени победы над Рейхстагом. Главные герои фильма встречаются у входа в Рейхстаг.

Зрители Первого канала увидят все части легендарной киноэпопеи «Освобождение» режиссера Юрия Озерова впервые после полной цифровой реставрации.

Специалистами киноконцерна «Мосфильм» было отреставрировано около 670 тысяч кадров – это почти восемь часов изображения и звука! Работы продолжались восемь месяцев. За многие годы работы ПК «Телекино» (подразделение киноконцерна), занимающегося цифровой реставрацией коллекции «Мосфильма», этот проект по совокупности сроков его выполнения и объема материалов стал самым масштабным и сложным.

Военно-историческая лента «Освобождение» состоит из пяти отдельных фильмов: «Огненная дуга», «Прорыв», «Направление главного удара», «Битва за Берлин» и «Последний штурм». Процесс реставрации состоял из нескольких технологических этапов – ультразвуковая чистка пленки, оцифровка, цветокоррекция, работы по реставрации звука. Исходные материалы для работы находились в не самом лучшем состоянии: особо остро стояла проблема так называемого «цветового дыхания» и неравномерности цвета по полю кадра, пленочного «шума» на светлых участках изображения, склеек на планах с внутрикадровыми титрами. Плюс весь стандартный для старых картин «набор» – многорядные царапины, искажения геометрии кадра, сколы, пятна. Некоторые работы проводились в автоматическом режиме, но большая часть реставрации выполнялась специалистами вручную.

главный инженер ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»

Пришлось работать с массой дефектов. Например, эпизод освобождения узников концлагеря на железнодорожной станции («Битва за Берлин») был сильно поврежден коварным дефектом – это так называемые «потертости». Никакие автоматические программные фильтры в этой ситуации не работают: в отличие от царапины, потертость не имеет ярко выраженных краев и зачастую не только размыта, но и в некоторой степени прозрачна. И здесь работа шла исключительно вручную. Более 89 тысяч раз был применен «ручной инструмент» Repair. Можно говорить о том, что некоторые фрагменты фильма были воссозданы заново!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *