Кисть лайнер для чего
Кисти для акварели: от А до Я
Сегодня хочу рассказать о кистях для акварели.
Сразу оговорюсь, что четких рекомендаций здесь нет, так как каждый материал подбирается индивидуально.
Но чтобы правильно подобрать материал, нужно изучить его характеристики и особенности.
Строение кисти
Ниже представлено наглядное изображение строение кисти.
Нумерация акварельных кистей
Размер в миллиметрах, означает диаметр зажима у круглых кистей и ширину у плоских.
Плоские кисти как правило нумеруются только четными номерами.
Классификация кистей для акварели
Кисти могут классифицировать по форме ворса и по форме зажима (или обоймы, патрона):
По форме обоймы:
По форме волоса:
Материалы, из которых делаются кисти
Условно кисть состоит из 3-х частей: волосяной пучок, обойма и ручка.
Как правило ручка делается из твердых пород древесины с никелированной обоймой. Также корпус кисти может быть полностью из пластика или металла (например, у складных кистей). В качестве эксклюзива (обычно в китайской живописи) для ручки могут использоваться различные минералы, нефрит, бамбук, керамика, слоновая кость и др.
По материалу волосяного пучка кисти можно поделить на натуральные, смешанные и синтетические.
Кисти из натуральных волос
Также есть кисти из волоса коровьего уха, куницы, енота, барсука, лисицы, верблюда, овцы и т.д. Для китайской живописи применяются диковинные для нас кисти из ворса зайца, медведя, волка, перьев курицы.
Кисти из смешанного волоса
Обычно собраны в оптимальной пропорции из натурального ворса (например, белки или колонка) и синтетического. На вид и в работе трудно отличить от натуральной.
Синтетические кисти
Мои любимые!
Изготавливаются из нейлоновых, полиэстерных и др. волокон. Отлично имитируют натуральный волос и собираются в конус с острым кончиком. Раньше считались менее долговечными, чем натуральные, но сейчас я с уверенностью могу сказать, что синтетические качественные кисти служат мне дольше натуральных!
Синтетической волос на основе нейлона жёсткий и не отдаёт воду, используется для масляной живописи и акрила, для акварели не подходит.
Для акварели подходит волос на основе сложных полиэфиров. Такие кисти легко собираются в пучок и очень эластичны.
Высоко ценится качество японских синтетических кистей. Для волокна на производстве используют метод вытягивания. Волос кисти не обрезается как в обычном производстве, а вытягивается под определённым углом. Такие кисти часто называют искусственным колонком. Также они устойчивы к едким жидкостям (клей, разбавитель и т.д.).
Лично я пользуюсь только синтетическими кистями, т.к. для меня очень важен вопрос этичности в сфере использования натурального меха, да и в работе я разницы особой не вижу.
Сейчас современные материалы не уступают по своим свойствам натуральным, и даже превосходят их. Поэтому выбор за вами.
Разговор про линеры (капиллярные ручки)
Всем доброго времени суток!
Как график, я использую при создании работ разные материалы. И конечно, такая вещь как линеры в свое время не обошли меня стороной.
Много лет назад, я увидела как художники использую смешанную технику «акварель-тушь» и решила что стоит попробовать что-то подобное. Это дело меня затянуло и теперь два этих материала соседствуют практически на всех моих работах.
Итак, рынок сегодня предлагает разные варианты. За мою недолгую творческую деятельность уже накопилось определённое количество ручек, которыми я рисую.
При работе с линерами важны следующие факторы:
1) Водоустойчивость. Хороший линер должен очень стойко держать воду и вымываться по минимуму. Если при небольшой влаге ваш контур начинает плыть и терять форму-такой инструмент для смешанной техники вам не подойдет.
2) Четкость линии. Работая на бумаге, линия должна идти ровно, не обрываясь. поступление чернил должно идти равномерно. Для этого важно также правильно хранить инструмент. При окончании или перерыве, закрывайте колпачком свою ручку. Даже оставление на пару минут может ухудшить показатели работы (проверенно на себе). Неровность линии может также зависеть от бумаги, о которой я скажу ниже.
3) Твердость кончика. Кончик линера со временем стирается. Это факт. Но у линеров одних фирм он делает это быстрее, у других медленнее. Также этот момент зависит от того, на какой бумаге вы будете работать. Если вы используете среднезернистую бумагу, то она вам все ручки подпортит. Поэтому, при смешанной технике рекомендую использовать бумагу горячего прессования (satin). Она практически не имеет фактуры, почти как ватман. Но вместе с тем ваш инструмент прослужит дольше, и работать на такой бумаге будет комфортнее.
Итак. Недавно я пополнила свои запасы. Я решила на время отойти от Faber-Castell, и вернуться к японским Pigma Micron. Так же, на пробу я взяла 2 новых линера. Первый— новинка от британцев Windsor & Newton, а второй уже давно на рынке, но я как из обходила стороной: Edding 1880. Ну и для красивой цифры, я откопала ещё один линер фирмы Marvy.
Первое что я заметила на пробе — разница между Windsor & Newton и Edding. Оба имеют по заявлению на корпусе одинаковую толщину, но по факту у второго кончик толще. Это заметно и на рисунке.
Второе наблюдение. Windsor & Newton меня порадовал тем что сделал такой вытянутый удлиненный кончик. В руке держится очень приятно, чего к сожалению не могу сказать о других.
Для пробы я использовала обычный ватман. Все линеры рисуют хорошо, четко. Чернила поступают ровно. Однако, стоит заметить что менее яркий пигмент на мой взгляд оказался у Marvy. После окончательного высыхания мне он показался тусклее чем другие. Так же мне понравился равномерный цвет у Edding, однако думаю здесь играет роль толщина и нажим на ручку.
Вторая проба была на устойчивость к работе с водой
И тут могу сказать что все ручки справились. Ни одна ручка не потекла, линия осталась на месте. Edding и W&N мне понравились больше других. Мне показалось что вода не так вымыла цвет, как у того же Marvy. У Micron мне показалось цвет тоже несколько вымылся. Faber-Castell вроде неплохо справился, но поскольку я работаю с ним уже давно и понимаю как он себя ведет, дополнительно уточню ниже.
Что можно сказать по итогу. Все эти ручки подойдут для смешанной техники с акварелью. Однако, стоит учитывать, что при интенсивной работе с краской некоторые пигменты ручек могут вымываться. В этом плане я знакома с работой Faber-Castell. Многие мои работы были нарисованы с помощью этих ручек, и в целом я довольна. Однако, я заметила, что в процессе работы цвет линий становится тусклее. Да и кончик у них быстро стирается.
Работа, выполненная акварелью и линерами Faber-Castell
Поэтому, в новом творческом году, я решила, что попробую вернуться к японским Micron. Они были первыми ручками с которыми я стала работать и очень нравились, но по какой то причине я на время от них отказалась. Так же будет интересно попробовать в работе и новые инструменты. Возможно, найду себе новых любимчиков. Будет повод сделать обновленный обзор через какое-то время.
Буду рада вашим вопросам, если я что то упустила. Постараюсь ответить
я инж.-конструктор, пользуюсь микронами очень давно, кастелл и еддинг меньше подошли для чертежей, т.к. сохнут дольше и при работе с линейками оставляет смазанные штрихи, w&n не юзал.
Выбираем лайнер для глаз и учимся им правильно пользоваться
Красиво выполненный макияж способен скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства каждой женщины. Одним из самых важных аспектов, на который нужно обратить внимание при выполнении мейк-апа – это прорисовка глаз, ведь не зря говорят, что глаза – это зеркало души. Качественно выполненные стрелки могут подчеркнуть глаз и визуально увеличить его размеры. Чтобы стрелки имели правильную и четкую форму, следует выбирать лайнеры, что в значительной мере облегчит процесс выполнения макияжа.
Что такое лайнер для контура глаз?
Время меняется, а вместе с ним по земле широкими шагами «топает» прогресс – его основной задачей является упрощение и облегчение жизни каждого из нас. Подобного рода изменения пришли и в производство косметических средств, а именно подводок для глаз. Учитывая тот факт, что далеко не каждая женщина имеет крепкую художественную руку, появление лайнеров-фломастеров, которые пришли на замену классическим подводкам с кисточками, существенно облегчило жизнь.
Лайнер представляет собой особый фломастер для рисования стрелок над глазами. Плюс такого средства заключается в том, что даже самая неопытная в вопросе нанесения макияжа девушка может без труда выполнить ровные линии любой толщины. Степень жирности лайнера определяется и регулируется уровнем нажатия на фломастер.
Крайне удобным в средстве является и то, что при его применении занята только одна рука, чего нельзя сказать об обычной подводке, когда приходится все время окунать кисточку в емкость с гелем. Данная универсальность позволяет прибегать к помощи лайнера в любых ситуациях и условиях, например перед встречей, на работе, во время полета на самолете и т. д.
Виды лайнеров для глаз и какой лучше выбрать
Принято считать, что лайнер – это подводка, реализованная в виде фломастера, однако сегодня этим словом многие называют все типы подводок. Таким образом, можно выделить несколько основных вида данного рода средств:
Для того чтобы выбрать подходящий продукт, следует ознакомиться с рядом наиболее популярных и качественных средств, которые и представленны ниже.
Подводка L’OREAL Super Liner Perfect Slim
Лайнер выпущен в тонкой черной ручке с нескользящей поверхностью в зоне удерживания пальцами – это делает использование более удобным. Особенность подводки Лореаль супер лайнер перфект слим в очень тоненькой кисточке — благодаря такому изящному кончику получится создавать очень аккуратные стрелки одним движением руки. Черный цвет насыщенный и глубокий, стойкая формула обеспечивает длительное время ношения макияжа без растеканий и отпечатков на веке. При нанесении быстро высыхает, ложится ровным слоем без пробелов даже на нанесенные тени.
Гель-лайнер Maybelline EyeStudio Lasting Drama
Данный лайнер представлен гелевой подводкой насыщенных, концентрированных цветов. Масла в состав не входят, благодаря чему достигается высокая стойкость нанесенной линии. В наборе имеется небольшая удобная кисть. Текстура у средства приятная и легкая, веко после нанесения не стягивает. Процедура создания стрелки проходит легко, цвет распределяется равномерно, можно с одинаковым успехом нарисовать как тоненькие, так и широкие линии. При необходимости растушевки это легко можно сделать кисточкой. Снимается с глаз обычным косметическим средством, никаких специальных жидкостей приобретать не нужно.
Жидкая подводка Rimmel micro liner
Классический лайнер в виде фломастера (1.1 мл) – удобство упаковки и в нанесении. Колпачок плотно закрывается и предотвращает высыхание кисти. Прекрасно подойдет и для профессионалов, для новичков в макияже. Кончик кисточки очень тонкий, поэтому с его помощью можно создавать даже самые аккуратные стрелочки. Насыщенный цвет линии, в течение дня не отпечатывается и не размазывается. Без труда снимается средством для снятия макияжа с глаз.
Карандаш для стрелок Max Factor Kohl Pencil
Карандаш (4 грамма) с крышечкой выпускается в нескольких цветовых вариантах. Используется экономично, постепенно стачиваясь и становясь короче. Средство умеренно мягкое, позволяет создавать насыщенные стрелки однородного цвета и текстуры. В состав входят растительные масла. Карандаш не крошится при использовании. При желании полученную линию можно легко растушевать. Можно использовать как на нижнем, так и на верхнем веке. Лайнер довольно устойчивый, но в сильно жаркую погоду может немного терять четкость контура.
Пудровый лайнер для макияжа Smokissime от L’Oreal Paris
Лайнер специфический, так как создан специально для нанесения макияжа смоки айз. Его особенность в аппликаторе – он довольно толстый, по форме напоминает каплю, при этом кончик твердый, а основание мягкое. Благодаря этому нарисовать широкие эффектные стрелки не составит труда. Полученный рисунок хорошо поддается растушевке. Пигмент находится в колпачке, поэтому каждый раз при закрывании кисточка полностью напитывается им. Выпускается в трех вариантах цвета – коричневый, серый и насыщенный черный.
Как правильно пользоваться лайнером для век
Для того чтобы упростить процесс создания образа и облегчить процесс рисования стрелок достаточно знать несколько секретов и техник. Такие знания обеспечат максимальный эффект при минимальных усилиях. Новичкам лучше использовать фетровые лайнеры, поскольку они наносятся штрихами, отрывистыми движениями, а после высыхания имеют ровный вид.
При использовании тонкой кисти следует наклонить инструмент таким образом, чтобы он был параллелен веку. Данная техника сохранит много времени и сил. Чтобы стрелки были однородными при использовании жидкой подводки, ее необходимо хорошенько взболтать перед применением. Помните, что любой подводке нужно какое-то время, чтобы она высохла.
Видео: как правильно рисовать стрелки лайнером
Данное видео является мастер-классом в рисовании стрелок. Автор раскрывает некоторые хитрости, которые позволят облегчить процесс нанесения макияжа, при этом добиваясь максимально качественного результата. На видео рассматриваются основные техники применения разных видов подводок с подробным описанием и инструкциями к каждому из них.
Отзывы
Марина: У меня карандаш от Max Factor – это просто фантастика. Я никогда карандаши не использовала, не нравилось, а попробовав этот теперь каждый день стрелки рисую.
Юля: Мне кажется, что обычной подводкой уже никто не пользуется, хотя, наверное, есть любители, но фломастер куда удобнее и практичнее.
Кисти для рисования и творчества, какие бывают и как выбрать
Опытные художники не перестают повторять, что правильно подобранные инструменты для рисования обеспечивают половину работы. Для получения высокого качества необходимо уметь выбирать функциональные краски, карандаши и, конечно же, кисти.
Хорошую картину подручными средствами не нарисуешь, и с этим утверждением может согласиться каждый. Именно кисти для живописца являются самым главным и значимым инструментом.
Если быть точным, то не только или даже не столько качество инструмента должно быть определяющим. Бесспорно, важно, чтобы ворс был аккуратно собран и острижен, ручка была удобной и в меру длинной, стальная перемычка не ржавела и надежно удерживала рабочую часть на черенке. Но самое главное – кисть должна выполнять возложенную на нее функцию. Чтобы понять, какую кисть следует покупать и как выбрать оптимальный инструмент среди огромного многообразия, придется погрузиться в тонкости классификации, то есть, познакомиться со всеми видами кистей для живописи и творчества.
Строение кисти
На первый взгляд может показаться, что в век современных технологий изготовить такую простую вещь, как кисть не так сложно.
Тем не менее, это достаточно сложная задача. Еще несколько столетий назад каждый художник сам изготавливал необходимые инструменты. Ремесленники, занимающиеся изготовлением кистей, появились позже.
Передовые технологии внесли свою лепту в производство, поэтому в настоящее время диапазон материалов, размеров и типов кистей может ввести начинающего живописца в настоящую растерянность.
Чтобы детально рассмотреть вопрос о существующих разновидностях художественных кистей, необходимо знать, из чего состоит это важный инструмент. Все кисти имеют абсолютно одинаковое строение.
Выделяют три детали, которые и отличают разные модели друг от друга.
Классификация по материалу
В данной классификации традиционно выделяют две группы. Кисти делятся на натуральные и искусственные. Принадлежность к той или иной группе определяет щетина.
Натуральные кисти
В натуральных кистях ворс сделан из шести животных. Для изготовления искусственных кистей используется синтетическое волокно. В терминологии художников употребляются названия животных, шерсть и волосы которых образуют волосяной пучок. В соответствии с этим кисти получили название:
В беличьей кисти используется натуральный мех белки. Пучок этой кисти отличается высокой мягкостью. Он хорошо впитывает воду и удерживает ее длительное время. Они идеально подходят для работы акварелью. Кроме того, белка позволяет применять различные художественные приемы. Наиболее популярными из них считается заливка, отмывка и лессировка.
Беличья кисть отличается долговечностью при условии правильного хранения и щадящего использования. К сожалению, таким инструментом нельзя работать с маслом и акриловыми красками.
Он также не подходит к любому типу кроющей краски высокой вязкости. Толстые и тяжелые слои краски меняют структуру волосяного пучка, в результате чего кисть быстро изнашивается. Она все хуже выполняет свои функции, и это заметно буквально с каждой последующей работой. Но не только в этом причина ограниченной применимости. В живописи густые краски играют важную роль своей фактурой, созданной при нанесении мазка. Мягкая беличья кисть просто не способна сделать такой фактурный мазок.
Намешивать краску или накладывать ее на холст будет крайне неудобно.
Кисть «колонок» сделана из меха одного из семейств куниц. Колонковые кисти несколько жестче, нежели беличьи, однако они тоже хорошо держат влагу. Благодаря более высокой жесткости колонок расширяет границы применимости.
Такие кисти можно использовать при работе с гуашью, но только фрагментарно. В целом, художники предпочитают именно колонковые кисти, так как они более упругие, но следует отметить, что стоят они дороже беличьих.
Кисти из козы оптимально подходят для работы с акриловыми красками. В меру жесткий ворс дает отличный мазок, имеющий своеобразную фактуру. Можно даже работать с пастозной техникой.
Низкая стоимость, отсутствие аллергенов и практичность козьих кистей способствует тому, что эти инструменты чаще всего выбираются для детского творчества.
Кисть делает мазок клеевыми красками, гуашью или акрилом. Работать с маслом при наличии кисти из козы не рекомендуется. Волосяной пучок оказывается слишком и пушистым. С другой стороны, волос козы не подходит и для акварели, так как будет чрезмерно жестким. Практичность представлена тем, что пучок практически не деформируется и не изнашивается, а также он хорошо промывается в воде. В силу особенностей ворса козьей кистью нельзя прорисовывать мелкие детали. Мелкие волоски торчат из пучка в разные стороны.
Одними из самых дешевых натуральных кистей являются кисти из пони. Они считаются отличной альтернативой колонковым и беличьим кистям.
Кисти из пони рекомендуют начинающим художникам, которые желают научиться работать с акварелью.
Особой разницы между пони и белкой они не заметят. Если же судить более строго, то пучок из волос пони не так хорошо «отдает» воду бумаге, как белка или колонок, потому что он не такой пластичный.
Но опытный художник способен обратить все недостатки в свою пользу. Некоторые живописцы в процессе работы меняют пони на белку.
Кисть из меха барсука никаких отличительных особенностей не имеет. Классический волосяной пучок достаточно мягкий. Такие кисти подходят для работы с гуашью и акварелью при прорисовке мелких деталей.
Очередной инструмент для работы с водорастворимыми красками низкой вязкости – кисти из шерсти соболя. К таким краскам относят гуашь и акварель. Шерсть соболя вряд ли подойдет для художественной школы, так как такие кисти стоят достаточно дорого.
Опытные живописцы бережно относятся к соболю, так как он позволяет вести линию, регулируя направление мазка и нажим одновременно.
Если пристально рассмотреть волосяной пучок, то можно заметить, что волоски подобраны по длине один к одному, а лежат они строго в одном направлении. То есть, кисть обладает высокой степенью универсальности, позволяя работать как с крупными деталями, так и прорисовывать мелкие фрагменты. Заметим, что даже самая качественная белка не обладает такими свойствами. Обобщая можно сказать, что кисть из соболя вобрала в себя все плюсы белки и колонка.
Щетинные кисти могут быть разной жесткости, так как они изготовлены из свиной щетины. Жесткими кистями удобно работать с маслом, темперой и акрилом. В то же время мягкая щетина позволяет рисовать гуашью и даже акварелью.
Оптимально подобранная жесткость влияет на результат работы. При желании художник щетинными кистями может набрать краску с палитры и сделать плотный мазок.
У щетины есть одно важно преимущество – она позволяет реализовать технику «сухая кисть». Цвета краски можно смешивать с разной степенью однородности и получать при этом красивые визуальные эффекты. Мазок получается рельефным, с тонкими бороздками, оставленными волосками.
Искусственные кисти
Искусственные или синтетические кисти изготовлены специально для работы с масляными и акриловыми красками. Но нельзя утверждать, что абсолютно вся синтетика подходит для масляной живописи.
Кисти подбираются для каждого конкретного случая. Синтетический пучок, в отличие от щетины, обладает большей упругостью и мягкостью, причем эти свойства остаются постоянными для всей поверхности пучка. Будет достаточно сложно намешать густую краску и положить фактурный рельефный мазок. Для синтетических кистей подбирают специальные краски – гуашь. Волокно практически не изнашивается и хорошо моется.
Частицы масляной краски могут забиваться под металлическую оправу и затвердевать. В результате того, что в основании пучка появляется твердое инородное тело, ворс деформируется, а кисть становится похожей на растрепанную метелку.
Синтетические волокна плохо выпускают из себя краску, поэтому кисти следует мыть тщательно. Если пучок деформировался, то восстанавливать его бесполезно.
Такую кисть можно выкинуть. Не поможет и разбавитель. Длительное замачивание кисти приведет к тому, что ворс у основания расширится, а на самих волосках будут образовываться мелкие скатки краски.
Казалось бы, у синтетики больше минусов, нежели плюсов. Тем не менее, они незаменимы, когда картину нужно покрыть лаком или выполнять размытие акварели.
Длина ручки
Несмотря на то, что основным рабочим элементом кисти является волосяной пучок, длина ручки играет фундаментальную роль при выборе. Такой критерий дает еще один вид классификации.
Опытные живописцы всегда выбирают инструмент с деревянной ручкой. Пластик не выдерживает воздействия разбавителя, к тому же он может деформироваться при промывке кисти, особенно когда приходится работать маслом. Нет единой теории по подбору длины ручки.
В данном вопросе все зависит от предпочтений самого художника. Но от длины древка зависит и масса кисти, а, как известно, чересчур легкий или слишком тяжелый инструмент вносит в процесс работы только дискомфорт. рекомендуется при выборе кисти подержать ее в руке, оценить хват и массу.
Следует помнить, что кисти с коротким древком помещаются в любой пенал.
Длинные же кисти смотрятся более эстетично, а само древко служит художнику инструментом для замеров. Чтобы подытожить данный вопрос, отметим, что длинные кисти хороши при рисовании стоя. Сидя художник вынужден держать кисть ближе к обойме, а длинное древко при этом создает противовес и становится причиной возникновения сторонних вынужденных колебаний.
Длина ворса
Длинный ворс кисти удобен в работе над этюдами, когда художник накладывает мазки свободными движениями с большой амплитудой. Постепенно он переходит к кистям с более короткими пучками.
Интересен метод нанесения мазков «тычком». Для этого метода используют совсем старые кисти с изрядно изношенным ворсом. Эти кисти художники называют «растопырками».
Считается, что покупка кистей с коротким ворсом не оправдана, так как длинный ворс с течением времени сам изнашивается.
Некоторые мастера подрезают пучок по своему усмотрению. В синтетических пучках износ происходит интенсивнее, особенно если краска плохо промывается и скапливается у основания волосков. Для акварели лучше покупать кисти с длинным ворсом.
Щетинный пучок позволят работать с более густыми красками. Для тех, кто не желает тратить деньги на покупку новой щетинной кисти, есть специальный лайфхак по реанимации ворса. Волоски внутри обоймы склеены в пучок при помощи канифоли, которая хорошо плавится при повышенной температуре. Этот ресурс можно использовать в своих целях.
Цоколь кисти нагревается на открытом пламени горелки или свечи, а после того, как канифоль расплавится, ворс подтягивается из обоймы наружу при помощи плоскогубцев. Важно здесь не переборщить и не вытянуть волоски совсем из обоймы. обычно удается удлинить пучок на 2 – 3 см.
Классификация по качеству черенка
Качество материала, из которого сделан черенок, влияет на комфорт работы. Ручка кисти – не менее важный элемент, чем ее ворс. Идеальным вариантом считается в меру длинная ручка, сделанная из древесины, и покрытая краской или лаком.
Лак дает своеобразную защиту во время работы.
Попавшая влага и краска не помешают художнику удобно удерживать кисть в руке, а разбавители не нанесут ущерба древесине. Излишки засохшей краски снимаются с черенка методом промывания в воде с хозяйственным мылом. На крайний случай, всегда можно отшлифовать древко мелкой наждачкой и снова покрыть его лаком. Защитный слой не исключает порчи древка.
Любой черенок может со временем деформироваться или испортиться, так как лак постепенно трескается и целостность защитного слоя нарушается.
Основной причиной порчи ручки кисти является ненадлежащие условия хранения.
Инструмент нельзя надолго оставлять в воде и, тем более, в разбавителе. Деформированный стержень не только неудобно держать в руке. В процессе работы сколы с поверхности попадают на холст.
Форма кисти
Все кисти по форме цоколя можно разделить на три группы.
Кисти каждой из групп востребованы и служат для выполнения определенных задач. С помощью плоской кисти художник делает наброски. Кисть оставляет широкий, но не слишком фактурный мазок. Ими обычно пишут этюды большого формата.
Для получения же фактурных мазков используют сжатые кисти. Своеобразный пучок овального сечения хорошо набирает краску и отдает ее впоследствии на холст.
Художники выбирают данный тип кистей за то, что ими удобно на палитре смешивать краски так, чтобы они перемешивались не до конца.
В итоге получаются оттенки, придающие этюдам большую выразительность. Круглые кисти служат для прорисовки мелких деталей в заранее подготовленную композицию. В арсенале опытного живописца присутствуют все разновидности кистей.
Здесь же целесообразно рассмотреть разновидности кончика волосяного пучка, так как от него тоже зависит форма. Пучок круглых кистей обычно заострен или выполнен в виде овала. Заостренный кончик получается, если несколько волосков сходятся в один жгутик. При помощи острых пучков художник прорисовывает тонкие линии. Варьируя усилием нажима, живописец изменяет толщину линии.
Тонкие пучки обычно применяют для формирования обводок, для подчеркивания или вписывания элементов с высокой степенью точности.
Овальная кисть приспособлена для растушевки и формирования объема. Плоские кисти также делятся на несколько видов. Бывают пучки с квадратным и прямоугольным профилем, с овальным профилем и со скругленными углами.
Новичку вряд ли поможет такая градация, а опытный художник может получать различные эффекты, варьируя силуэтами мазка. Квадратный профиль пучка востребован при написании пейзажей и натюрмортов, так как дает «рваный» характер.
Скругленные углы добавляют деликатности мазкам. Такой кистью рисуют фигуры людей и животных. Для рисования портретов используют овальные кисти, так как с их помощью можно наносить мазки друг на друга, как бы втирая один в другой.
Размер кистей
Единого стандарта для размеров, к сожалению, нет, так как разные производители вводят свои собственные шкалы. Они не соответствуют друг другу ни по абсолютным значениям, ни по диапазонам.
Объединяет шкалы лишь то, что с увеличением порядкового номера увеличивается размер волосяного пучка. В продаже можно встретить кисти с номерами «0» и «00». Такие кисти практически не применяются в живописи, а используются в художественной росписи.
Чтобы создать полноценное художественное произведение, понадобятся кисти разных размеров. Если в одной картине встречаются мазки разных размеров, то это говорит о профессионализме художника и о высоком качестве его творения. Рисовать начинают большими кистями.
Номера их размеров лежат в диапазоне от №20 до №30. Такими кистями формируется цвето-тональная основа. Конкретные объекты прорисовываются среднеразмерным инструментом (№10 — №20). Детализация подразумевает применение кистей №3 — №10, а самые тонкие пучки применяются для обрамления, обозначения краев объекта, прорисовки уголков глаз и бликов. Можно заметить, что в нумерации плоских кистей есть своя особенность, заключающаяся в отсутствии нечетных номеров. Обычно плоская кисть является круглой кистью с расплющенным цоколем.
При сжимании круглой кисти №1 практически получается плоская кисть №2, а при сжимании круглой №2 получается плоская №4, но может получиться и №3. Чтобы избежать путаницы и большого числа размеров, у плоских кистей убрали нечетные номера.
Специальные кисти
Как было уже сказано выше, большинство художественных работ формируется при помощи нескольких видов кистей, среди которых есть как круглые, так и плоские варианты.
Но иногда приходится применять специальные кисти.
Они не так часто востребованы, но незаменимы при создании определенных визуальных эффектов.
Как выбрать подходящую кисть?
Ответ на этот, казалось бы, тривиальный вопрос очень сложен. Было уже не раз сказано, что для создания хорошей композиции понадобится целый набор кистей.
Таким образом, универсального инструмента для художника просто не существует. Прежде чем сделать свой выбор, необходимо наперед проанализировать все методики, которые будут применяться при создании рисунка.
Первый критерий – тип полотна и тип краски с которыми будет работать художник. Здесь можно запомнить одно простое правило – с густыми и тяжелыми красками удобнее работать при помощи жестких кистей (синтетические или щетинные). Акварель или гуашь наносятся на холст при помощи мягких кистей.
От выбранных методик зависит форма волосяного пучка. Перечислять все методики нет необходимости. Кроме того, приведенные выше примеры являются лишь частным видением. Каждый художник реализует тот или иной метод своими средствами.
Необходимо подбирать кисть так, чтобы руке было комфортно.
Ее движения ничто не должно стеснять. От свободного взмаха зависит судьба всей картины. Кисть должна быть увесистой, но не тяжелой. Что же касается длины древка, то в данном вопросе нет единого мнения. Выбор кисти основывается лишь на личных предпочтениях мастера.
Наконец, ценовая категория для многих начинающих живописцев является определяющим фактором. Художники со стажем этот критерий не рассматривают совсем, так как им важнее качество, нежели стоимость.
Они отмечают, что кисть с хорошим и ровным ворсом, отличающаяся долговечностью, с удобным древком, покрытым лаком, не может стоить дешево, поэтому на покупке инструментов сэкономить не получится.