Китобой в чем смысл

«Китобой»: Любви охота

Рецензии на фильмы

«Китобой»: Любви охота

Этно-притча о нежных чувствах к женщине и к родине

«Китобой» Филиппа Юрьева, получивший на фестивале в Венеции Гран При параллельной программы Venice Days и отмеченный на «Кинотавре» призом за лучшую режиссуру, наградой за лучшую мужскую роль и дипломом Гильдии киноведов и кинокритиков, выходит в российский прокат. Екатерина Визгалова рассказывает, почему дебютная работа Юрьева действительно достойна высоких наград и особенного внимания зрителей.

Российскую Чукотку отделяют от американской Аляски 86 километров. Пять часов на моторной лодке, и ты уже там, в Америке. 15-летний Алешка (Владимир Онохов) из поселка Лорино, что на берегу Берингова моря, мечтает попасть в Америку, а точнее – в Детройт, ведь там живет его любимая девушка Hollysweet_999 (Кристина Асмус). С тех пор, как он увидел ее на сайте вебкам-моделей, сразу полюбил, и он ей, кажется, тоже понравился. Хотя девушка и не говорит об этом прямо, но очевидно все понимает и отвечает нежной приветливой улыбкой.
Алешка один из морских звероловов, добывающих китов и моржей. Такой промысел коренных народов севера легален, поскольку необходим для выживания. Охотятся на кита лишь самые умелые, а кормится от пойманного животного весь поселок. Убитого кита закрепляют тросом за хвост и вытягивают из моря трактором. Затем без спешки разделывают прямо тут, на берегу, и каждый житель получает свою долю мяса, унося ее в ведрах и тазиках. Тем, кто не может прийти сам, его часть добычи принесут на дом. Алешка как раз этим и занимается после охоты – развозит занятым и старикам темно-красное китовое мясо. Мальчик и сам живет с дедом, который вот-вот намеревается умереть, вроде как чувствует. «Завтра умру», – говорит дед. «Завтра мне некогда», – отвечает Алешка.

Околдованный Hollysweet_999 парень мечтает перебраться на Аляску (а там уж и до Детройта недалеко), хотя понимает опасность: только вчера хоронили кого-то из местных, подстреленного пограничниками. И все-таки однажды обстоятельства, подстегиваемые сложными для его наивного сердца чувствами, вынуждают парня на отчаянный поступок – бежать через Берингов пролив навстречу неизвестному.
В первую очередь, «Китобой» – кино об ожидании первой любви, очень чистой и очень чувственной. Дебютант Филипп Юрьев, окончивший во ВГИКе мастерскую Алексея Учителя, образно рифмует сексуальное поведение юноши с суровым китобойным промыслом. Охота у чукотских мужчин не носит характер демонстрации силы и брутальности. Они охотятся почти молча, без суеты кидая гарпуны в морского зверя. Чукчи движимы первобытным основным инстинктом – выжить, сохранить жизнь племени. И кровь, вытекающая из кита в море, – словно кровь убитой невинности, необходимая для того, чтобы продолжить род. Наиболее ярко образы женщины и кита связываются в единственном мифическом эпизоде картины, когда Алешка встречает в тундре исполинский китовый череп, словно религиозный тотем стоящий в земле и так похожий на женское лоно.

«Китобой» в прокате с 8 октября.

Источник

Девушка из вебкам для мальчика с Чукотки: «Китобой»

На экраны вышла картина «Китобой». Это фильм с удивительной и несколько забавной завязкой: чукотский мальчик влюбляется в американскую девушку. Мария Михайлова выясняет, насколько удачной получилась эта история и к чему она привела авторов (и зрителей) фильма.

В маленький рыбацкий поселок на Чукотке, почти полностью оторванный от цивилизованного мира, наконец-то приходит интернет. Подросток Лешка, его товарищи, да и вообще все мужское население деревни, осваивает просторы мировой сети логичным способом – через самые яркие ссылки и кликбейтные заголовки. Так они закономерно попадают на американский вебкам-сайт, и Лешка, не знающий назначение этого ресурса, влюбляется в девушку-модель. Эта любовь, первая и сильная, приводит парня к решению: нужно переплыть Берингов пролив и добраться до Америки.

Кадр из фильма «Китобой»

Первое, что привлекает внимание к «Китобою» — его оригинальный подход к сценарию. По большому счету, здесь обыгрывается классическая история того, как человек из одного мира влюбляется в кого-то из совершенно другой реальности. Но впервые для этой цели столкнули жителей Чукотки и Америки. Это очень свежий и интересный ход: это не русско-американская история, а рассказ про два народа, один из которых живет традиционно, рыбалкой, охотой на китов, в тесной связи с природой, а второй – технологиями. И разделяющий эти два народа, столь далеких друг от друга, такой узкий Берингов пролив – невероятно интересный образ, который почти нигде, помимо «Китобоя», не использован. Именно это противоречие: географическую близость и культурную отдаленность, создатели решили использовать, чтобы обыграть знакомую всем тему любви, преодолевающей препятствия.

Кадр из фильма «Китобой»

Кроме того, «Китобой» подходит к обработке этой темы с большим юмором и иронией. Сам концепт того, что подросток влюбляется в вебкам-модель – комичен и красноречив. Есть повод подумать, о чем эта реплика. В первом варианте она — о безграничной любви, презирающей любые социальные и культурные установки. А во втором — о том, что такие искренние чувства возможны только в том случае, если человек, как подросток Лешка, полностью вырван из социального контекста, не знает о мире интернета, не знает чужого языка, еще плохо понимает, что такое отношения и проституция. Анализ и оценка этой реплики полностью зависят от взглядов смотрящего, и это по-своему красит фильм.

Кадр из фильма «Китобой»

Несмотря на живость и неплохой юмор, создатели фильма не забыли вплести в повествование изрядную долю мифологических элементов. Картина склоняется к мистицизму по нарастающей, и если в начале фильма мы видим лишь отдельные вкрапления, похожие, скорее, на символы и образы (как убитый кит, рядом с вывернутыми внутренностями которого играют дети), то к концу «Китобой» полностью окунается в мифологию. Понятно, что создатели хотели усложнить свой фильм, сделать его атмосферным, глубоким, поговорить о картине мира, в которой существуют жители Чукотки – но они сделали этот переход слишком неоправданным и непонятным. В какой-то момент у Лешки, да и у прочих персонажей, пропадает мотивация, их поступки становятся нелогичными. Это было бы объяснимо, если фильм изначально позиционировал себя мистическим, но как переход из наполненной реализмом и жизнью драмы эти изменения смотрятся рваными и странными. Картина, к сожалению, сама себе сыграла плохую службу, пытаясь стать лучше и глубже. Это именно тот случай, когда простая и реалистичная история могла бы рассказать зрителю намного больше.

Кадр из фильма «Китобой»

Со сценарием в «Китобое» произошла серьезная ошибка, очень обидный сбой, который мешает насладиться увиденным и рассуждать о фильме как о серьезном проработанном произведении. Тем не менее, «Китобой» великолепно снят. Камера очень внимательна ко всему, что должно быть важным: к лицу смятенного Лешки, роняющего слезы на грязные щеки, к удивительной чукотской природе, сурово-безмятежной, к телу побежденного кита, вокруг которого снуют рыбаки. К слову о ките: его образ очень выразителен, но не до конца понятен. Это отсылка к Моби Дику (погоня за мечтой, смелость и рвение), или же к Левиафану (образ грешного мира, в который, сам не зная того, хочет попасть Лешка), или же еще один разговор о чукотской мифологии? Авторы не дают ответа на этот вопрос, и хотелось бы увидеть еще хоть одну подсказку, прежде чем браться за догадки.

Источник

«Китобой»: Рецензия Киноафиши

Первая любовь на Земле.

Кинокомпания «Сони» объявила о прокате фильма «Китобой» Филиппа Юрьева ещё до показа ленты на «Кинотавре». Так что награда относительного режиссёра-дебютанта на главном российском смотре была всего лишь третьей в призовой сентябрьской череде. Что ещё безусловно важно узнать про этот фильм, так это то, что его название, которое пишется везде транслитом, — не попытка угодить международным критикам, а, наоборот, игра с аудиторией российской, которая (не вся, конечно), подобно главному герою Лёшке, учит английский лишь из необходимости прикоснуться к популярной культуре и счастлива своему Elementary. Вот только пойдёт ли именно такая публика на это вроде бы простое, но такое фестивальное кино — об этом Филипп Юрьев не задумался точно. Ну так может, ему и не надо было?

Подросток Лёшка живёт на Чукотке в промысловой деревне. Вместе с другими китобоями он узнаёт о существовании Интернета и сайтов с вебкам-моделями, но ему ещё неведома бесхитростная жажда плоти. Ему подавай любовь. А девушка по ту сторону экрана такая красивая, что ради неё можно даже отправиться в рискованное путешествие на другой конец Земли.

Журналисты, работающие на «Кинотавре», не могли не заметить сходства «Китобоя» с прошлогодней «Sheena667» Григория Добрыгина. Роковые онлайн-соблазнительницы заставляют провинциальных парней учить английский и срываться с насиженных мест. Вот только теперь, когда перед глазами есть оба фильма, становится понятно, как из одних и тех же муки, молока и яиц у разных авторов получаются совсем разные блинчики. И рецепт Филиппа Юрьева оказывается, продолжая кулинарную метафору, съедобнее.

«Китобой» — кино, полное нежности, которую меньше всего ожидаешь увидеть в суровом северном краю. Того живого природного юмора, который невозможно прописать в сценарии, а можно лишь поймать, если не выключать долго камеру. Оно безжалостно вышвыривает столичных жителей далеко за пределы МКАДа, чтобы там, на берегу Чукотского моря, рассказать, практически напеть тёплую историю об искренней первой любви, какой в пределах московских колец уже не бывает.

Чукотка в объективе Филиппа Юрьева — не просто место, полное неведомой для городских жизненной философии. Она так и требует назвать себя метафорой нашей собственной наивности, первозданности, девственности, если хотите, которой мы неизбежно лишаемся, когда взрослеем. Поначалу мрачные местные виды, бескрайние просторы, убитый кит на пляже, снятый с коптера, кажутся слишком уж нарочитыми. Словно режиссёр заставляет нас искать скрытые смыслы в голой тундре. Но если отбросить навязчивую мысль, что перед нами фестивальное кино, становится очевидно: режиссёр попросту заворожён тем, что увидел сам. И так же, как зрители, пытается осмыслить, что за люди живут в этом месте и точно ли они могут быть такими же, как все.

Для гиперчувствительной и мегапродвинутой городской публики «Китобой» — кино совершенно дикарское. Патриархальное сообщество здесь видит в женщине лишь объект своих пошло оформленных желаний. Социальная необразованность персонажей повергает в шок: неужели ещё есть такие люди. А убийство китов — это работа, которая не вызывает в героях ни капли сомнения и уж тем более мыслей о том, чтобы срочно начать их спасать, вместо того чтобы ими питаться. Но это якобы «первобытное» общество вместе с устаревшими обычаями сохранило нечто более важное — способность к таким же первобытным, бесхитростным и чистым чувствам, демонстрантом которых является главный герой Лёшка.

Владимир Онохов, исполнитель главной роли, разумеется, получил приз того же «Кинотавра» как лучший актёр, но был ли «Китобой» для него игрой — этот вопрос фильм оставляет неизбежно. Уверенный в себе молодой мужчина, когда дело касается охоты или ухода за дедом, превращается в эмоционального ребёнка, стоит ему сесть напротив монитора, из которого воздушные поцелуи шлёт безмолвная Кристина Асмус в белом кружеве. Такое недоверие, какое выражает лицо актёра, когда он слышит, что героиня его грёз доступна каждому, у кого есть Интернет, едва ли можно сыграть. Это в прямом смысле проживание роли от первого и до последнего кадра. Проживание, магию которого не хочется развеивать никакими интервью с режиссёром или самим Владимиром. За этим почти документальным существованием едва замечаешь, что сюжетные ходы, за исключением кульминационной финальной части, незамысловаты и даже предсказуемы. Филипп Юрьев за кадром присутствует, кажется, лишь для того, чтобы поинтереснее показать зрителям, как герой преодолевает этот порог на своей жизненной реке.

И надо сказать, ему это удаётся. Серое от природы и любимых местными жителями цветов в одежде кино постепенно заливается светом и красками. Не потому, что их прибавилось в кадре, а потому, что сама история китобоя переливается ими. Фильм о взрослении, первой любви и, как ни пафосно это звучит, обретении почвы под ногами покоряет тем, что не притворяется чем-то иным. «Китобой» не пытается угодить публике, он просто есть на российских киноэкранах. И всё, что нужно сделать зрителям, чтобы этот фильм понравился, это на 5 минут стать доверчивым Лёшкой, купить билет в кино и окунуться с головой в эти неведомые воды.

Источник

Рецензия на фильм Филиппа Юрьева «Kitoboy»: Чукотский американ бой

Китобой в чем смысл. Смотреть фото Китобой в чем смысл. Смотреть картинку Китобой в чем смысл. Картинка про Китобой в чем смысл. Фото Китобой в чем смысл

Драма «Kitoboy», завоевавшая главный приз секции «Дни Венеции» на Венецианском кинофестивале, была показана на «Кинотавре» 17 сентября 2020 года. В российский прокат лента выходит 8 октября 2020 года. Режиссёр: Филипп Юрьев. В ролях: Владимир Онохов, Кристина Асмус, Владимир Любимцев и другие.

Для фильма, который открывается песнью Джонни Кэша про разбитое сердце, а заканчивается обманом смерти, «Китобой» Филиппа Юрьева удивляет своим жанровым многообразием. Суровый северный броманс и приключенческий сюжет в духе Даниэля Дефо соседствуют с экзистенциальной драмой и яркими комедийными моментами в такой же близости, как и Чукотка с Аляской. Кажется, ещё несколько лет назад сомнительная теорема о том, что чем дальше от Москвы рождаются дебюты, тем они оригинальнее и с художественной точки зрения более аутентичны, теперь уже точно приобретает статус аксиомы.

В жизни обычной молодёжи, проживающей вдоль Чукотского моря, не так много радостей. Искупаться в горячих источниках, покататься по безлюдным живописным дорогам на стареньком мотоцикле, да и всё впрочем. Кому-то, конечно, удовольствие приносит ещё и основной промысел региона – охота на китов, но назвать это занятие развлечением всё же не получится. На краю света будто бы мир и закончился. Однако всё меняет коварный вестник прогресса, в кои-то веки добравшийся и до Чукотки. В посёлке провели интернет, и Лёшка, главный герой, вкусил его прелести, стирающие границы между странами и понятиями приличия, первым же делом.

Лёшка влюбляется девушку из видеочата (её играет Кристина Асмус), транслирующую в прямом эфире всю себя практически обнажённую из далёкого американского Детройта. Для молодого парня, воспитанного предельно маскулинным обществом, отсутствие девушки в его зрелом возрасте всё больше не даёт покоя. С лучшим другом они даже всерьёз обсуждают вариант заказать проститутку из самого Анадыря, вот только кто согласится лететь к ним пять часов ради часа работы. Однако даже когда Лёшке выпадает реальный шанс наконец лишиться девственности, он даёт по тормозам – в его сердце уже поселилась та единственная: молчаливая блондинка с экрана монитора. И поскольку, как местные рыбаки любят говорить, до Аляски тут рукой подать (а там уже и Канада, а потом ещё совсем чуть-чуть и будут Штаты) Лёшка решается на самый смелый поступок в своей жизни.

Дебют Юрьева неизбежно будут сравнивать с прошлогодним дебютом Григория Добрыгина (надеемся, его «Sheena667» всё-таки доберётся до наших кинотеатров), ибо обе истории про провинциального парня, который влюбился в американскую девчонку из сети. Но если у Добрыгина вышло такое добротное и уникальное в своём роде российское инди-кино, то у Юрьева за счёт совершенно другой культурной среды и всё ещё несравнимой самобытности выбранной локации картина получилась совершенно иной эстетической силы. Азиатская Россия всё же сильно отличается от европейской, и это отличие «Китобой» наглядно демонстрирует, предлагая интереснейший срез относительно дикой жизни, не тронутой многими благами цивилизации, без которых большинство людей из центральной полосы уже не представляют своего быта. В этом плане Филипп Юрьев продолжает традицию якутского кинематографа, всё больше привлекающего к себе внимания зрителей и критиков со всей страны (в этом году впервые в истории представлен фильм производства этой республики на «Кинотавре»). «Китобой» также использует региональный традиционализм и «незнакомый» образ жизни местного населения как точку входа в мир нового, совершенно упоительного отечественного кинематографа.

Юрьев прекрасно демонстрирует своё умение считывать тонкую и неуловимую материю кино. С самых первых кадров, когда камера с опьяняющим покачиванием следует за героиней Асмус по залитым красным неоном коридорам, становится ясно, что постановка у этого фильма ещё сможет удивить. И действительно: дарденновская манера крупных планов с подвижной ручной камерой сочетается с невозмутимыми, величественными кадрами природы – горные массивы, излучающие мудрость поколений, извилистые дороги, символизирующие непредсказуемость судеб, бескрайнее бушующее море, олицетворяющее гнетущую свободу и неукротимую тревогу местной молодёжи.

Оператор Михаил Хурсевич делает всё возможное, чтобы визуальное оформление фильма также являлось одной из сильнейших сторон «Китобоя». Особенно это касается съёмки в движении, будь то и впрямь гипнотические эпизоды рассекания морской глади на лодках, или проезды на мотоцикле под сладкую, словно бы специально контрастирующую с брызгами солёного моря, музыку американской попсы. Да и в целом музыкальные решения по своему характеру, своевременности и способности превратить определённую сцену в настоящее кинематографическое удовольствие, первым делом навеивают ассоциацию с культовым «Драйвом» Николаса Виндинга Рёфна. Здесь так же Юрьев использует музыку как мостик, по которому легко получается возвращаться к фильму и его конкретным сценам после просмотра.

«Китобой» — пример заметного и неординарного авторского кино родом из России (за что неспроста и был награждён в Венеции). Этот фильм по визуально-художественным особенностям можно сравнивать и с «Как я провёл этим летом» Попогребского, и с «Левиафаном» Звягинцева, и с картинами Дворцевого, Хомерики и даже Лунгина. Однако всё это нисколько не умоляет достижений фильма, который при всех ассоциациях и сравнениях всё равно ощущается глотком свежего воздуха. А мастеровитая концовка вкупе с уверенной постановкой и вовсе устанавливает Юрьева как одного из наиболее амбициозных режиссёров будущего.

Вадим Богданов, InterMedia

Источник

Смысл фильма «Китобой» (2020) Филлипа Юрьева

Фильм “Китобой” был награжден главным призом Венецианского кинофестиваля и получил множество наград на кинофестивале “Кинотавр”. Филипп Юрьев описал прекрасную сентиментальную историю, которая появилась на экранах в 2020 году и тут же завоевала сердца любителей подобных художественных фильмов.

Произведение снималось на Чукотке, главной локацией стал поселок Лорино, в котором жил обычный юный парень Леша. Он увлекался охотой на китов, зарабатывал на этом, жил обычной сельской жизнью, но все изменилось с того самого времени, как только в их деревне появился Интернет. Парень случайно попал на сайт эротического видеочата и там увидел прекрасную девушку, которая впечатлила его своей красотой. Она все время молчала. Леша влюбился в нее очень сильно, и, узнав, что она живет в Детройте, решил любым способом прийти к ней и увидеть ее собственными глазами. Он решается на самый отважный поступок в его жизни — он решает преодолеть волны Берингового пролива и встретиться с той, что завоевала его сердце через экран монитора.

В процессе преодоления главной преграды в виде пролива парень очень взрослеет эмоционально и психологически — на пути к счастью у него есть то, что мешает ему быть счастливым прямо сейчас. Это закаляет его характер, делает более настойчивым, уверенным в себе. Этот фильм сочетает в себе огромную любовь, нежность и высокопарные порывы уши человека с суровой реальностью севера — неизвестно, что победит.

История очень милая и такая, что заставляет трепетать и переживать за главного героя, однако для чего же был снят этот фильм? Режиссер решил еще раз затронуть тему любви в жизни человека, хоть о ней писалось уже миллионы раз. В этом случае чувства подкрепляются действиями, главный герой подвергает себя опасности. Но он свято уверен, что ему удастся все-таки встретиться лично с той, что покорила его сердце. Лешка не воспринимает всерьез возможность погибнуть, он идет к своей цели, невзирая на преграды. Его греет любовь и нежность к той самой молчаливой девушке, которая смотрела на него с экрана.

Режиссер показывает, насколько бывает слепа любовь, и это скорее, недостаток, чем преимущество. Главный герой срывается навстречу приключениям, где его, по его же мнению, ждет прекрасная девушка в красном белье, какой она предстала перед ним в порночате. Но все ли так идеально? Так ли прекрасно все будет, если перенести эти события в реальную жизнь? Человек не уверен в том, что та, в которую он влюбился благодаря Интернету, будет такой же красивой внешностью и душой в реальной жизни. Поэтому фильм немного инфантилен, потому что описанные события и поступки главного героя не всегда разумны и уместны в реальной жизни.

Фильм затрагивает важную для каждого тему любви — это первая киноработа режиссера Юрьева. Он смотрит на обычное, но очень глубокое чувство с другой стороны, показывая, на что готов человек во имя любви.

Но давайте подумаем: оправданы ли такие поступки? Обязан ли человек рисковать своей жизнью ради призрачного счастья в виде актрисы в белье, работающей в порночате? Перенесемся в обычную жизнь: она живет в США и ни вч ем не нуждается, он — обычный чукотский подросток с небогатого поселка на берегу залива, занимается китобойной промышленностью. Будут ли они вместе — вопрос риторический. Это еще раз подтверждает, что в фильме все события очень приукрашены, но от того общий романтизм сложившийся ситуации не исчезает.

Фильм очень понравится любителям романтических приключений, так как показывает всю отвагу человека. Он показывает, что Россия — это не только Москва, это разнообразия культур, языков, религий. Это возможность показать особенности жизни на Чукотке, мировоззрение жителей, их понимание всего происходящего. Но важно помнить, что независимо от того, какую религию исповедует человек, на каком языке говорит и в какой части мира живет — он рано или поздно познает любовь во всех ее проявлениях. Человек понимает, что это чувство способно толкать на немыслимые поступки, не имеющие ничего общего со здравым умом и твердым рассудком. Но от этого любовь не становится менее прекрасной и самым желанным событием в жизни любого человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *