Квадрат никитина что это
Методика раннего развития детей с помощью квадратов Никитина
Педагог, счастливый отец и дедушка Борис Никитин разработал полезное учение о том, что творчество в жизни детей обязано присутствовать с самого рождения. Идя вслед за идеей Ушинского о развивающей среде, он создал много интересных игр. Знаменитые квадраты Никитина дают ребенку возможность самостоятельно постигнуть важность умственного труда, развить смекалку и способность логически мыслить.
Суть методики Бориса Никитина
По мнению Никитиных, общаясь с ребенком, родители впадают в две крайности. Первая — это сверхзабота, постоянные занятия, игры, кружки и т. д. Получается, что самостоятельно ребенок ничего не делает. Второй крайностью является недостаток полноценного общения с ребенком. Оно происходит на бытовом уровне: накормить, одеть, уложить спать (хорошо, если кто-то из родителей сказку на ночь расскажет).
Основами воспитания по методике Никитиных являются естественные отношения, труд, связь с природой и творчество. Ребята должны быть хозяевами самим себе и своему времени. Мать и отец насильно делать ничего не заставляют, но оказывают помощь в решении сложных проблем. К основным принципам творческого развития относятся:
Методика раннего развития Никитиных до сих пор вызывает много споров. Противники этой системы обвиняют педагога в том, что в развивающих играх нет места эстетике и нравственному воспитанию.
Особенности интеллектуальных игр
Никитин является автором и разработчиком целого ряда интеллектуальных игр для детишек разного возраста. Без навязывания каких-то правил ребенок вместе со сказкой входит в этот удивительный игровой мир и сам выбирает, с чего начать. Конечно, вначале ему потребуется помощь старших, затем задачи выполняются самостоятельно. Малышу не надо ничего подсказывать. При возникновении непонятных вопросов можно вернуться к более простым заданиям или предложить другую игру.
Развивающие задания педагога — это многофункциональные игры и необъятный мир творческих задумок. В эти игры могут играть все члены семьи, большие и маленькие, при этом сразу несколько человек. Малышам нравится, когда взрослые с ними на равных обсуждают правильное решение и прислушиваются к мнению каждого. Задания в игровой схеме располагаются от простого к сложному, и дети получают удовольствие от умственного труда. Чтобы перейти к следующему этапу, нужно пройти настоящий — это заставляет ребенка добиться цели.
Задачи в играх решаются при использовании кубиков, кирпичиков, квадратов и всевозможных конструкторских деталек. Задавшись целью познакомить детей с различными методами передачи информации, автор предлагает свои задачи в виде моделей, рисунков, чертежей. По уровню сложности игры самые разные, поэтому интересны будут как двухлетнему ребенку, так и взрослому человеку. Родители, выбравшие этот способ развивающих занятий, должны знать, что требовать от ребенка мгновенного выполнения задач нельзя, иначе интерес к ним пропадет и вряд ли потом возобновится.
В интернете есть сайт семьи Никитиных, где его взрослые дети и внуки рассказывают о своих семьях, делятся опытом воспитания, размещают фотографии и с любовью вспоминают о своем папе и дедушке. Там множество интересных, вдумчивых рекомендаций и отзывов не только о методике, но о книгах, фильмах, играх.
Описание развивающих заданий
Все развивающие игры Б.П. Никитина можно приобрести на семейном продающем сайте, а также в магазинах. Начать знакомство с развивающими играми можно с разрезного квадрата Никитина. Игра называется «Сложи квадрат».
Собрать квадрат Никитина интересно будет всей семье, так как игра вызывает настоящий спортивный азарт. Кажется, что сложить фигуру уже не удастся никому, но отчаяние, возникающее в процессе семейного состязания, дает надежду победы и заставляет добиться цели. Игра больше предназначена для дошкольников и призвана развить:
В наборе 36 квадратов разного цвета. Один является образцом, остальные порезаны различными способами от простого к сложному. Цель: из отдельных частей сложить квадраты.
Одной из любимых игр малышей является «Сложи узор». Детям интересно, как из отдельных кубиков получается замечательный узор. Играть можно с двухлетнего возраста. У малышей развиваются:
В комплект игры входит 16 деревянных кубиков одного размера с окрашенными в разные цвета гранями, а также задания. Ребенок играет в кубики и одновременно складывает красивый узор. Самым маленьким можно использовать приложение к игре — альбом, где рисунки укрупнены, а каждое задание располагается на своей странице.
В игру «Уникуб» могут играть дети с 3—4 лет, но много радости она дает и более старшим ребятам, а папы просто от нее без ума. Она понравится всем, кто хочет проверить свою смекалку и сообразительность. В коробке 27 кубиков, которые окрашены всего в три цвета: желтый, синий и красный. В инструкции 60 заданий-головоломок.
Затем задача усложняется: теперь малыш должен видеть и внутреннее содержание модели. Самое сложное задание — нужно поставить кубик, беря во внимание уже все шесть сторон.
Отзывы родителей и педагогов
Анна Викторовна, Грязи
Как видите, квадраты Никитина привлекают малышей, если их не навязывать. Наберитесь терпения и ориентируйтесь на естественное развитие детей. Ребенок сам выбирает, с чего начать, однако вначале ему нужно помочь, затем интеллектуально задачи он сможет выполнять самостоятельно.
Использование инновационных подходов в образовании дошкольников. Головоломка «Сложи квадрат» по методике Б. П. Никитина
Гульназ Закирова
Использование инновационных подходов в образовании дошкольников. Головоломка «Сложи квадрат» по методике Б. П. Никитина
России вряд ли можно встретить семью с детьми, в которой не слышали бы фамилию Никитиных. Педагоги Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины очень много сделали в области воспитания подрастающего поколения и раннего детского развития. В частности, они создали множество уникальных развивающих и обучающих пособий, которые до сих пор, несмотря на то, что прошло уже более полувека с момента их изобретения, не потеряли своей актуальности и практической пользы.
Самыми известными из пособий Никитиных являются «Уникуб», «Дроби», а также набор «Собери узор» и, конечно, оригинальный развивающий комплект «Сложи квадрат». Раньше его можно было сделать только своими руками, а теперь Квадрат Никитиных выпускается игровой промышленностью в больших количествах и во всех возможных вариантах.
Принцип игры напоминает сложение пазла – из отдельных разрозненных частей необходимо сложить нечто целое. Этим целым является каждый из 24 квадратов, входящих в состав игры. Квадраты окрашены в разные цвета, а способ их нарезки изменяется от простого к сложному.
Игра обучает самостоятельно мыслить, придумывать, творить. В процессе игры ребенок постигает такие понятия, как часть и целое, активно развивая способности к синтезу и анализу, пространственное воображение, учится комбинировать детали, собирая из них целое, учится вырабатывать алгоритм игры, разбивая сложную задачу на несколько простых этапов.
Уникальность набора «Сложи Квадрат», как отмечал Борис Павлович Никитин, заключается именно в его универсальности. Любой взрослый, занимающийся с малышом, может легко адаптировать это пособие под возраст конкретного ребенка! Ведь у развивающего Квадрата нет одного единственного задания или «правильного» варианта сборки.
Я занимаюсь с воспитанниками группы «Солнышко» собиранием Квадрата Никитина со средней группы. Использую как на занятиях по математике, также в плоскостном конструировании.
Также использую в индивидуальной работе, для закрепления цвета, формы, хорошо развивает ориентировку в пространстве. Хорошо помогает в освоении детьми цифр до десяти и выше, это если вы усложняете игру.
Это игра, действительно, на все времена! Очень интересна, вариативна, можно усложнять и придумывать свои задания.
Главное, чтобы маленький человечек смог самостоятельно сложить квадрат, почувствовать уверенность в своих силах и удовольствие от полученного результата.
С пособием «Сложи квадрат», воспитанники постигают основы конструирования, учатся собирать целое из частей различной формы. Более того! Через Никитинский квадрат ребенок приходит к пониманию того, что он может самостоятельно сложить все, что угодно, тем самым, повышается уверенность в себе! Даже самый фантастический образ, подсказанный богатым детским воображением.
Казалось бы! Совсем несложные составляющие квадрата могут с легкость образовывать сложнейшие логические конструкции. И процесс этот настолько занимателен, что малыш, при предоставляемом мною выборе, практически всегда предпочитает Квадрат Никитина самым ярким и «крутым» игрушкам.
Этот комплект «растет» вместе с ребенком! Постепенно задания усложняю, а набор остается неизменно интересным для своего маленького сборщика. Он готов «кроить и перекраивать» его без устали.
Ребенок обожает собирать. Все, что угодно! Это его естественная природная потребность, начиная с самого раннего возраста. И чем больше возможностей для сборки будет у малыша, тем лучше. Квадрат Никитина, в этом смысле, незаменимая для детского развития и обучения вещь.
Традиционно Квадрат Никитина подразумевает три уровня сложности.
• 1 уровень – квадрат состоит из 2-3 частей для детей до 4-х лет;
• 2 уровень – квадрат состоит из 3-5 частей для детей до 5 лет;
• 3 уровень – квадрат состоит из 4-7 частей для детей до 7 лет.
Чем выше уровень, тем больше частей предлагается ребенку для фигурного складывания. А авторский образец существует всего один.
Следует отметить, что Квадрат Никитина предлагает детворе поэкспериментировать не только с формой, но и с цветом. Ведь детям предлагаются разноцветные детали для сборки. Таким образом, в игровом развивающем процессе участвуют несколько отделов сенсорной системы в сознании ребенка. И в том числе, те, что «отвечают» за развитие речи и расширение памяти.
Помимо самого пособия, Никитины предлагали схему занятия с ним. Ее можно придерживаться досконально, а можно отойти немного в сторону, импровизировать. На выбор взрослого, который занимается с ребенком. И выбор его должен быть сделан, исходя из возраста малыша, уровня его развития и особенностей характера.
1. Рассортировать по цветам все кусочки картона и разложить на 23 кучки (первый квадрат так и остаётся целым). При этом, ребенок учится различать как цвета, так и их оттенки и, значит, развивает цветовосприятие.
2. Далее, нужно правильно сложить из каждой кучки кусков свой квадрат. Это значит решить 23 задачи постепенно возрастающей сложности. Ведь первые 3 квадрата разрезаны на 2 части, затем 8 квадратов составляются уже из 3 частей, затем из 4 и, наконец, из 5.
3. Постепенно усложняйте задачу. Сначала дайте ребенку детали от одного квадрата. Потом добавьте детали от второго, третьего и т. д. – перемешивайте детали.
4. Когда ребенок научится складывать все квадраты, то можно заинтересовать его игрой «на время».
1. Можно сделать акцент на развитии воображения и творческих способностей – предложите ребенку, используя все части, «нарисовать» ими животных, предметы.
2. Предложите ребенку разложить квадраты в последовательности солнечного спектра (радугой, разложить по холодным и теплым цветам.
3. При помощи деталей разных квадратов можно заполнять нарисованные на бумаге силуэты.
4. Познакомьте ребенка с таким понятием, как симметрия. Выложите простейшую фигуру, например, стрелку, и предложите ребенку выстроить свою в зеркальном отображении.
5. Потренируйте память – постройте фигуру, дайте ребенку на нее посмотреть, а потом измените одну деталь, предложив ему найти, что именно изменилось.
Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.
Использование информационных технологий в дошкольном образовании Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании. В статье раскрываются.
Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».
Использование инновационных технологий в детском саду Воспитатель групп дошкольного образования\r\nПханаева Клавдия Владимировна Здоровье — дороже золота. Шекспир У. Использование инновационных.
Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.
Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.
Консультация «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования» Консультация для педагогов «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования (технологическая.
Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Головоломка «Собери квадрат» Данный мастер класс будет интересен педагогам дошкольного и педагогам младшего школьного возраста и родителей. В ДОУ ориентирован для детей.
Дидактическая игра «Сложи узор» по книге Б. П. Никитина «Ступеньки творчества» В этом году мы набрали малышей. Такие чудесные милые детки и как много хочется им дать. Достали всё что у нас было по возрасту оказалось.
Методика раннего развития семьи Никитиных
Воспитание и развитие ребенка по Никитиным. Как играть в развивающие игры
Бориса Павловича и Лену Алексеевну Никитиных многие называют классиками отечественной педагогики. На примере собственной многодетной семьи еще в советское время они продемонстрировали, как, ломая устоявшиеся стереотипы в воспитании, помочь ребенку превратиться в самостоятельную, гармонично развитую личность.
О семье Никитиных впервые заговорили в конце 50-х годов XX века. Подмосковный поселок Болшево, где жили педагоги, был в шоке от того, каким образом молодые супруги воспитывают своих детей. Местную общественность удивлял тот факт, что никитинские дети, бегавшие босиком по снегу и способные выполнять головокружительные гимнастические упражнения, просто кипели здоровьем и поражали своим интеллектом. К трем-четырем годам эти малыши уже осваивали чтение и азы математики, с увлечением играли в придуманные отцом логические игры, а едва начав учиться в школе, перескакивали через класс.
Именно тогда, в I960-1970-е годы Никитины заложили основы российской родительской педагогики, которые используются и по сей день.
Основные принципы воспитания «по-никитински»
Вторая крайность заключается в заброшенности ребенка. Это значит, что общение с малышом сводится только к его обслуживанию (накормить, напоить, спать уложить). Подобный подход ведет к депривации (психологическому голоданию), госпитализму (задержке в эмоциональном и психическом развитии) и, в итоге, к умственной отсталости.
Основные принципы своей методы авторы определяют следующим образом.
Во-первых, свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности.
Во-вторых, легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды входят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для них естественной средой обитания, наравне с мебелью и другими домашними вещами.
У родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему, не давить на детей в соответствии с некими собственными замыслами, а создавать условия для дальнейшего их развития, ориентируясь на самочувствие и желание ребят.
Лена Алексеевна и Борис Павлович не ставили себе целью изначально научить своих малышей всему как можно раньше. Они заметили, что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие «опережающие» условия. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры.
Как вызвать в ребенке желание заниматься?
Физическое развитие
Интеллектуальные игры Никитиных
Методика
Помимо опережающих условий для развития, о которых шла речь выше, Никитин разработал целый ряд развивающих игр для ребят любого возраста. Никакая определенная программа обучения ребенку не навязывается. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Никто не объясняет малышу новых правил, он просто вовлекается в игру с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх. Как правило, сначала требуется активное участие взрослых или старших братьев и сестер, но затем дитя может заниматься уже самостоятельно. Так естественно кроха выполняет ряд задач, которые постепенно усложняются. При этом малышу нельзя подсказывать. Ему надо предоставить возможность думать самостоятельно. Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже освоенным заданиям, или временно оставить эту игру. Если заметно, что кроха достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, лучше ее на время отложить.
Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.
Особенности Никитинских игр
Уровней сложности несколько: от доступных двух-трехлетнему до непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. А постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать творческие способности.
Используя в занятиях с ребенком никитинские развивающие игры, следует придерживаться определенных принципов.
Рамки и вкладыши
Сложи узор
Сложи квадрат
Дроби
Уникуб
Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией. Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.
«Уникуб» представляет собой 27 небольших деревянных кубиков. Грани каждого кубика выкрашены таким образом (всего три цвета), чтобы это сочетание граней было редким, если не уникальным. Именно поэтому так непросто выполнить задания по предлагаемым схемам. Никитин предлагает для «уникуба» 60 заданий. Первые из них автор выполнял с детьми 1,5-3 лет, а самые сложные доступны далеко не всем взрослым.
Использование головоломок «Сложи квадрат» по методике Б. П. Никитина в работе педагога-психолога детского сада
Жанна Горюнова
Использование головоломок «Сложи квадрат» по методике Б. П. Никитина в работе педагога-психолога детского сада
В России вряд ли можно встретить семью с детьми, в которой не слышали бы фамилию Никитиных. Педагоги Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины очень много сделали в области воспитания подрастающего поколения и раннего детского развития.
В частности, они создали множество уникальных развивающих и обучающих пособий, которые до сих пор, несмотря на то, что прошло уже более полувека с момента их изобретения, не потеряли своей актуальности и практической пользы.
Самыми известными из пособий Никитиных являются «Уникуб», «Дроби», а также набор «Собери узор» и, конечно, оригинальный развивающий комплект «Сложи квадрат». Раньше его можно было сделать только своими руками, а теперь Квадрат Никитиных выпускается игровой промышленностью в больших количествах и во всех возможных вариантах.
Уникальность набора «Сложи Квадрат», как отмечал Борис Павлович Никитин, заключается именно в его универсальности. Любой взрослый, занимающийся с малышом, может легко адаптировать это пособие под возраст конкретного ребенка! Ведь у развивающего Квадрата нет одного единственного задания или «правильного» варианта сборки.
Я занимаюсь с воспитанниками МБДОУ д/с «Звездочка» города Зернограда собиранием Квадрата Никитина с самой младшей группы, только первые конструкции должны быть совсем несложными, понятными малышам и с легкостью им запоминающиеся.
Главное, чтобы маленький человечек смог самостоятельно сложить Квадрат, почувствовать уверенность в своих силах и удовольствие от полученного результата.
С пособием сложи квадрат Никитина, воспитанникимпостигают основы конструирования, учатся собирать целое из частей различной формы. Более того! Через никитинский квадрат ребенок приходит к пониманию того, что он может самостоятельно сложить все, что угодно, тем самым, повышается уверенность в себе! Даже самый фантастический образ, подсказанный богатым детским воображением.
Казалось бы! Совсем несложные составляющие квадрата могут с легкость образовывать сложнейшие логические конструкции. И процесс этот настолько занимателен, что малыш, при предоставляемом взрослыми выборе, практически всегда предпочитает Квадрат Никитина самым ярким и «крутым» игрушкам.
Этот комплект «растет» вместе с ребенком! Постепенно задания усложняются, а набор остается неизменно интересным для своего маленького сборщика. Он готов «кроить и перекраивать» его без устали.
Ребенок обожает собирать. Все, что угодно! Это его естественная природная потребность, начиная с самого раннего возраста. И чем больше возможностей для сборки будет у малыша, тем лучше. Квадрат Никитина, в этом смысле, незаменимая для детского развития и обучения вещь.
Традиционно Квадрат Никитина подразумевает три уровня сложности. Чем выше уровень, тем больше частей предлагается ребенку для фигурного складывания. А авторский образец существует всего один. И укомплектован им только набор для самых маленьких «конструкторов».
Следует отметить, что Квадрат Никитина предлагает детворе поэкспериментировать не только с формой, но и с цветом. Ведь детям предлагаются разноцветные детали для сборки. Таким образом, в игровом развивающем процесс участвуют несколько отделов сенсорной системы в сознании ребенка. И в том числе, те, что «отвечают» за развитие речи и расширение памяти.
Помимо самого пособия, Никитины предлагали схему занятия с ним. Ее можно придерживаться досконально, а можно отойти немного в сторону, импровизировать. На выбор взрослого, который занимается с ребенком. И выбор его должен быть сделан, исходя из возраста малыша, уровня его развития и особенностей характера.
Использование сказкотерапии с элементами театрализации в работе педагога-психолога в ДОО Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ.
Использование светового стола для рисования песком в работе педагога-психолога ДОУ «Использование светового стола для рисования песком в работе педагога-психолога ДОУ. Здоровьесберегающее сопровождение детей при использовании.
Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога на примере применения блоков сенсорной комнаты Выступление педагога-психолога на семинаре «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога на примере применения.
Советы педагога-психолога воспитателям по формированию дружеских отношений между детьми в условиях детского сада 1. Помогите каждому ребенку сформировать собственный положительный имидж, особенно когда речь идет о новичке, замкнутом или неуспешном ребенке.
Использование аналогов дидактической развивающей игры Никитиных «Сложи квадрат» в работе воспитателя Здравствуйте уважаемые коллеги! Обозревая просторы интернета, натолкнулась на дидактическую игру Никитиных, которая меня очень заинтересовала.
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога ДОУ Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога ДОУИКТ технологииXXI век называют веком информации.
Использование метода сказкотерапии в работе педагога-психолога «Сказка о волшебных яблоках». В некотором царстве, в некотором государстве жила-была девочка, но не просто девочка, а самая что ни на есть.
Использование пособия «Приоритет» и пособия «Дары Фрёбеля» в работе педагога-психолога (слайд 1) В дошкольном возрасте большинство психических функций находится в стадии формирования, поэтому больше внимание уделяется профилактической.
Мастер-класс по изготовлению интеллектуальной игры «Сложи квадрат» Мастер-класс по изготовлению интеллектуальной игры «Сложи квадрат» Воспитатель: Робертус Н. В. Уважаемые коллеги, хочу представить вам.
Виртуальный визит в кабинет педагога-психолога детского сада Кабинет педагога – психолога нашего дошкольного учреждения располагается на втором этаже здания не далеко от групповых комнат. Соседствует.