Квалификация в гонках что это

Что такое квалификация в Формуле 1: интересная статистика поулов

Квалификация в гонках что это. Смотреть фото Квалификация в гонках что это. Смотреть картинку Квалификация в гонках что это. Картинка про Квалификация в гонках что это. Фото Квалификация в гонках что это

Легендарный пятикратный чемпион Формулы 1 Хуан Мануэль Фанхио стартовал с поул-позиций в 56,86% всех Гран-при, в которых принял участие.

Что такое квалификация Формулы 1?

Что такое поул позиция в Формуле 1?

Первое место на старте гонки Формулы 1 (да и других автогоночных чемпионатов) называется поул-позицией, или просто поулом.

В последние годы принято проводить три квалификационные сессии в течение часа-полутора. В первой сессии отсеивается несколько самых медленных пилотов, которые занимают места на старте с 17 по 22. Во второй сессии определяются обладатели следующих семи мест на старте Гран-при. Оставшиеся десять быстрейших гонщиков сражаются между собой за поул и остальные места в первых рядах стартового поля.

За поул-позицию в Формуле 1 не начисляются очки (как, скажем, в GP2 и многих других чемпионатах). Однако победитель квалификации обладает наибольшими (хотя и далеко не стопроцентными) шансами на победу.

Самое большое количество поулов

Великий Айртон Сенна стартовал с поул-позиций в 65 из 161 Гран-при Формулы 1, в которых он принял участие, а это более 40%. А было ли у кого-либо больше поулов? Или, что менее вероятно, было ли у какого-нибудь гонщика большее соотношение поулов/стартов, чем у Бразильского Волшебника?

Из этой статистики исключены гонщики, которые участвовали лишь в гонках Индианаполис-500. Эти знаменитые американские соревнования входили в календарь чемпионата мира в 50х годах, но редко кто из европейцев принимал в них участие. Получается, что американские пилоты тех времён зачастую даже не подозревали о том, что участвуют ещё и в некоем чемпионате мира Ф1. Если принимать во внимание их достижения, то, вероятно, найдутся такие пилоты, которые стартовали в Индианаполисе с поула, но при этом участвовали лишь в одной-двух гонках из чемпионата мира в классе Формула 1. Стопроцентное достижение здесь выглядит не выдающейся спортивной победой, а лишь курьёзом статистики и истории.

Из выступающих ныне пилотов ярко выделяется Себастьян Феттель. Немец побеждал в квалификациях 45 раз, а всего выходил на старт 120 раз. Таким образом, его процент стартов с поула составляет впечатляющие 37,5% (45/120*100). Посмотрим, впрочем, как изменится это число в конце его карьеры.

Источник

Правила Формулы 1

Квалификация в гонках что это. Смотреть фото Квалификация в гонках что это. Смотреть картинку Квалификация в гонках что это. Картинка про Квалификация в гонках что это. Фото Квалификация в гонках что это

Немного общей информации

Правила Формулы 1, или гонок Гран-При включают в себя свободный заезд, квалификацию и гонки. Гран-При проводится всего 3 дня, В пятницу, субботу и в воскресенье. Гран-При Монако проводит свободные заезды в четверг. С чего все когда то начиналось — история Формулы 1.

Сезон включает в себя примерно от 7 до 19 гонок Гран-при и проводится с марта по ноябрь.

Одна команда на Гран-при может выставить двух пилотов в квалификации и гонке. В пятничных свободных заездах возможно участие и третьего пилота, но участвующих машин будет все равно только две.

Свободные заезды

По правилам формулы 1 свободные заезды по 3 сессии проводятся для ознакомления пилота с трассой и тренировки управления болидом.

Полный календарь Ф1

Квалификация

По правилам формулы 1 гонки квалификации проводятся в субботу с 14.00 до 15.00 ч. по местному времени.

Гонка

После того, как закончилась квалификация, болиды первой десятки оставляют в закрытом парке без регулировки и замены деталей до начала гонки. Следующие после 10 гонщики могут поменять резину. Все участники меняют резину, если пошел дождь, или наоборот, лужи высохли.

Гонка проходит в воскресенье. Количество кругов уже четко установлено. Дистанция – не менее 305 км, кроме Гран-при Монако. Время – не более 2 часов. Если гонка будет остановлена, добавляется дополнительное время, но в итоге соревнование не должно превышать 4 часов. Дозаправка запрещена. Разрешено менять поврежденные резину и запчасти. Количество пит-стопов, то есть вынужденных остановок, чаще всего случается от 1 до 3-х. Иногда это приводит слабые болиды к успеху.

На пит-лейне скорость в гонке необходимо снизить до 100 км в час, а в свободных заездах и городских Гран-при, скорость снижают до 60 км в час.

Квалификация в гонках что это. Смотреть фото Квалификация в гонках что это. Смотреть картинку Квалификация в гонках что это. Картинка про Квалификация в гонках что это. Фото Квалификация в гонках что это

Правила Формулы 1 (подробное описание)

Спортивный регламент

Основатели FIA Formula One World Championship (Формулы 1) составили свод правил под названием Спортивный Регламент, в которых прописаны положения проведения гонок, права гонщиков, их обязанности. Следят за строгим соблюдением регламента стюарды Международной федерации автоспорта

Основные положения

Болиды

С легкой руки французов гоночные машины в 1980-е годы получили свое сегодняшнее название – болиды. Правила Формулы 1 предусматривают точные регламенты относительно и самих болидов а не только формы проведения гонок. Каждая команда выставляет на гонки 2 болида собственной конструкции и пилота. Острая конкуренция побуждает к множественным открытиям технических новинок.
Все болиды обязаны соответствовать техническим требованиям регламента и сдать тест на ударопрочность. Регламент и гоночная серия находится под эгидой FIA (Международной автомобильной федерации).

Если шасси болида создают собственные конструкторы, то двигатели можно закупать у разных производителей.
Сегодняшний болид выполнен из углепластика с четырьмя колесами вне корпуса. Задние колеса являются приводными, а передние – ведомыми. Управляется болид рулем, педалями газа и тормоза.

Топливный бак изготовлен из прорезиненного баллона и разделен ячейками для безопасности. Он расположен между двигателем и пилотом.
8-ми и 10-и цилиндровые двигатели объемом 2,4 до 3 литров обладают мощностью до 770 л. сил. Турбонадув и перегрузка не разрешаются. Максимально разрешено 18 000 оборотов в минуту.

Все болиды оборудованы пружинящей подвеской. Место пилота должно выниматься вместе с самим пилотом.
Цветовое и художественное оформление болидов в одной команде должно быть одинаковым. Невыход машины на старт или участие только одного болида карается штрафом. В каждом Гран-при участвуют 2 гонщика от одной команды.

Система очков

В честь команды — победителя играют гимн страны, которая выдала лицензию на участие в гонках. В честь победителя — пилота играют гимн страны, выдавшей лицензию клубу, от имени которого выступает пилот. Гимн звучит один раз при условии, если совпадают страны команды и победителя — пилота.
Данные правила могут содержать неточности на данный момент, так как отдельные части регламента иногда меняется каждый сезон.

Шины для Формулы 1 поставляет только одна кампания Pirelli. Использование только одной фирмы-поставщика обусловлено снижением затрат на разработку и тестирование. За 3-х дневное проведение гонки в распоряжении пилотов находятся 11 комплектов шин двух спецификаций для сухой погоды, 3 комплекта дождевых шин и 4 комплекта промежуточных шин.

Определить спецификацию шин для сухой погоды можно по боковым частям колес, где нанесены надписи соответствующего цвета. Это позволяет сразу увидеть, не нарушены ли правила гонки.

Гонщики обязаны использовать в соревнованиях как жесткие, так и мягкие категории шин.

Безопасность гонщиков

После трагической гибели гонщика в 1994 году правила Формулы 1 немного изменились и болиды стали оснащать мерами безопасности. Приподняли боковины корпуса, установили дуги безопасности позади кокпита. Одежда и обуви для гонщиков изготовлена из негорючих материалов. Применяется специальная система защиты головы и шеи.
За 5 секунд пилот должен успеть снять ремни безопасности, руль и выскочить из машины, а затем снова за 5 секунд поставить руль на место.

Машина безопасности

Машину безопасности или «пейс-кар» применяют в случаях физической опасности для гонщиков, зрителей, и другим лицам при условии невозможности остановить гонку.

При необходимости машина безопасности с мигающими оранжевыми сигналами выезжает из пит-лейна на трассу. Маршалы показывают флаги желтого цвета и таблички с надписью «SC». Все пилоты должны понизить скорость и выстроиться вслед за машиной безопасности на значительном расстоянии.
Обгоны в это время запрещены кроме прямого указания пилоту на обгон машины безопасности. Если у какой-либо машины случится непредвиденное замедление, обгон также разрешается. Можно обгонять болиды, еще не выехавшие из пит-лейна до момента пересечения ей второй линии первой линии сейфти-кара. Или болиды, въезжающие на пит-лейн после пересечения ей первой линии первой линии сейфти-кара. Разрешен обгон машины, стоящей на пит-лейне.

Если на трассе между лидером и машиной безопасности едут другие гонщики, они, по зеленому сигналу должны обогнать машину безопасности и к следующему кругу присоединиться к концу общей группы. Если трасса частично заблокирована, машина безопасности может проехать через пит-лейн. После полного устранения угрозы здоровья и жизни людей машина безопасности гасит оранжевые сигналы, покидает трассу в конце круга и заезжает в бокс. Светофор включает зеленые сигналы, выставляются зеленые флаги и гонка возобновляется.

Остановка гонки

Правила Формулы 1 позволяют остановить Гран-При. Если гонку нужно приостановить, светофор загорается красным светом, маршалы выставляют красные флаги и выезд из пит-лейна блокируется. Пилоты занимают места на стартовой решетке в соответствующем порядке. Болиды, не сумевшие подъехать к линии красного флага из-за препятствий на трассе, продолжат путь после расчистки трассы в том же порядке, как и до остановки.

При остановке на трассе пилоты действуют по указаниям маршалов. Возобновление гонки проходит аналогично старту за машиной безопасности. Все болиды на стартовой решетке, находящиеся впереди лидера, должны проехать круг без обгонов и заехать на стартовую решетку сзади остальных машин.
При остановке гонки на незаконченных 2-х кругах, старт считается недействительным.

При остановке законченных 2-х кругов и более, но меньше 75 % от общих кругов, старт возобновляется в порядке нахождения машин перед остановкой гонки. Остановка гонки после 75 % кругов считается окончанием гонки. Результаты каждой машины определяются по ее местоположению перед сигналом об остановке.

Классификация

Пилоты получают классифицию, если они не были дисквалифицированны и прошли не менее 90% от количества кругов лидера. Причем округление счета ведется в меньшую сторону. Классификация – единственный официальный результат Гран-при. Например, если победитель наездил 70 кругов, то классификацию пройдут гонщики, которые прошли 63 и больше кругов (70 х 0,9 = 63). Чем больше пройденных кругов, тем высшее место занимает пилот. При одинаковом количестве кругов высшее место занимает тот, у кого это заняло наименьшее время. Первые три победителя пилота и представитель команды чемпиона получают кубки.

Флаги Формулы 1

Квалификация в гонках что это. Смотреть фото Квалификация в гонках что это. Смотреть картинку Квалификация в гонках что это. Картинка про Квалификация в гонках что это. Фото Квалификация в гонках что это

Спортивный регламент для старта и финиша

Постановка машин на стартовую решетку

Квалификация в гонках что это. Смотреть фото Квалификация в гонках что это. Смотреть картинку Квалификация в гонках что это. Картинка про Квалификация в гонках что это. Фото Квалификация в гонках что это

Подготовка к старту

Старт

Для старта Гран-При, правила Формулы 1 имеют свои нюансы. Гаснут последние красные сигналы. Включаются 2 зеленых сигнала, затем машины на 30 сек. уходят на прогревочный круг, после чего зеленые сигналы гаснут.

После проезда по прогревочному кругу авто снова встают на свои прежние стартовые места с включенными двигателями. В течение 5 сек. по очереди загораются все пары красных ламп. Через секунду они все одновременно гаснут, и начинается гонка.

Финиш

По правилам Формулы 1, для того, чтобы закончить гонку, лидеру показывают клетчатый флаг. Следующие за ним пилоты также заканчивают гонку и уезжают в закрытый парк.

При преждевременном показе клетчатого флага гонку все-таки считают законченной, а гонщику засчитывают результаты предыдущего круга.

Если показ флага задержался, гонку считают также законченной, а гонщику, как и в предыдущем случае, засчитывают результаты предпоследнего круга.

Источник

День свободных заездов чемпионата Формулы-1

Квалификация в гонках что это. Смотреть фото Квалификация в гонках что это. Смотреть картинку Квалификация в гонках что это. Картинка про Квалификация в гонках что это. Фото Квалификация в гонках что это

Третья сессия свободных заездов чемпионата Формулы-1

Три сегмента квалификации Формулы-1

По правилам, до гонки допускаются только те пилоты, которые показали время не хуже 107% от времени поула. Но это требование не является жестким, а применяется на усмотрение стюардов, которые сами являются бывшими гонщиками. Поэтому они всегда находят причину, чтобы допустить пилота до гонки (сломался болид, не ко времени пошел дождь, показано хорошее время на свободных заездах и т.п.). Сейчас правило 107% носит, скорее, страховочный характер.

В зависимости от общего числа участников квалификации (18, 20 или 22), в первом и втором сегментах выбывает по 4, 5 или 6 пилотов.

Первый сегмент продолжается 18 минут. По его итогам для продолжения борьбы отбираются 14, 15 или 16 пилотов, показавших лучшее время круга, а выбывшие расставляются на последние места.

Второй сегмент продолжается 15 минут, по его итогам отбирается 10 пилотов для третьего сегмента, а для выбывших определяется порядок на стартовой решетке, начиная с 11 места.

В третьем сегменте, который продолжается 12 минут, определяется порядок 10 самых быстрых пилотов в начале стартовой решетки.

При 22 участниках в первом и втором сегментах квалификации выбывает по 7 пилотов.

В последние 1.5 минуты финала на трассе ведут борьбу два пилота первой линии, из которых по лучшему времени определяется обладатель поула.

* Применялся на двух первых этапах 2016 года в Австралии и Бахрейне, после чего его отменили

Шины Формулы-1

Традиционный формат квалификацииФормат квалификации начала 2016 года*

В 2014-2015 году специалисты Pirelii выбирали два оптимальных варианта шин на каждый этап. Каждому пилоту Формулы-1 на квалификацию и гонку предоставлялись 4 комплекта более мягких шин и 3 комплекта более жестких шин. Из этих 7 комплектов шин 6 комплектов используются на усмотрение команды. Дополнительный комплект более мягких шин можно задействовать только в заключительном третьем сегменте квалификации, если пилот туда прошел, а иначе его можно поставить в гонке.

В 2017 году ширина шин была увеличена с целью улучшения сцепления.

В 2018 году общее число вариантов шин было увеличено до 7 при прежнем числе вариантов, доступных на этап.

Квалификация в гонках что это. Смотреть фото Квалификация в гонках что это. Смотреть картинку Квалификация в гонках что это. Картинка про Квалификация в гонках что это. Фото Квалификация в гонках что этоОбычно в квалификации Формулы-1 применяются самые мягкие шины, т.к. они лучше держат болид на трассе и позволяют пройти круг на большей скорости, чем жесткие шины. Но если команда уверена в том, что она может пройти сегмент на более жестких шинах, то может поставить их. Смысл заключается в экономии мягких шин, которые могут быстро изнашиваться.

Работа пилота в квалификации чемпионата Формулы-1

Квалификация в гонках что это. Смотреть фото Квалификация в гонках что это. Смотреть картинку Квалификация в гонках что это. Картинка про Квалификация в гонках что это. Фото Квалификация в гонках что это

Иногда пилоту удается воспользоваться слип-стримом, пристроившись за впереди идущим болидом своей или другой команды и ускоряясь за счет его воздушного потока. Этот трюк требует очень точного расчета времени и слаженной командной работы.

Спринт-квалификация Формулы-1

В 2021 году планируется провести несколько пробных «спринт-квалификаций». Это спринтерские субботние гонки, которые пройдут на нескольких трассах (для чего предварительную квалификацию перенесут на пятницу).
Формат этапа изменится:

Для пятничной квалификации гонщикам будут выдаваться по пять комплектов шин Soft, а для спринт-квалификации можно будет выбрать любые два комплекта, но обязательного пит-стопа для смены шин не будет. В гонке можно будет использовать любые шины из набора.

Пресс-конференция и подготовка к гонке Формулы-1

Источник

Спринт в Формуле-1: Что это такое, как будут начисляться очки, зачем он нужен

Квалификация в гонках что это. Смотреть фото Квалификация в гонках что это. Смотреть картинку Квалификация в гонках что это. Картинка про Квалификация в гонках что это. Фото Квалификация в гонках что это

В 2021-м году в Формуле-1 появится совершенно новый формат гонки – это квалификационный спринт. В апреле руководство «королевских гонок» утвердило, что уже в текущем сезоне будет проведено три спринта, а через год их может стать шесть. Рассказываем о том, что такое квалификационный спринт.

РЕГЛАМЕНТ И ФОРМАТ

Квалификационный спринт – это мини-гонка на 100 километров. Предполагает, что она будет длиться примерно 25-30 минут. По итогу этой гонки победитель получит три очка, два очка – обладатель второго места и одно – финишировавший на третьем месте. При этом во время спринта не будет пит-стопов.

Результаты квалификационного спринта определят стартовую решётку во время основного гран-при.

ЧТО БУДЕТ С КВАЛИФИКАЦИЕЙ И ПРАКТИКАМИ НА ТАКИХ ЭТАПАХ?

Классическая квалификация будет перенесена на пятницу, а вот количество свободных заездов уменьшится на один. Теперь будет две сессии свободных заездов.

Стоит сказать, что на таких этапах квалификации будет изменены правила использования шин. Теперь команды будут использовать только «софт». При этом во время основной гонки пилоты могут самостоятельно выбирать комплект резины, а не тот, на котором они показали лучшее время во втором сегменте.

ГДЕ ПРОЙДУТ СПРИНТЕРСКИЕ ГОНКИ?

На текущий момент точно известно, что первая спринтерская гонка пройдет на гран-при Великобритании в Сильверстоуне. Скорее всего, такая гонка будет и в итальянской Монце. А вот по поводу третьего этапа пока что остаются вопросы – больше всего шансов в бразильского Интерлагоса.

Спортивный директор Формулы-1 Росс Браун считает, что в 2022-м будет как минимум шесть спринтерских гонок.

ЧТО ДУМАЮТ ПИЛОТЫ И БОССЫ КОМАНД?

Мнений относительно нового формата разделились практически пятьдесят на пятьдесят. Приведем лишь несколько цитат.

Жан Тодт, президент ФИА:

— Если честно, мне не нравится идея спринтерских гонок. Мне кажется, что Формуле-1 это не нужно. Тем не менее, мы понимаем, что Формуле-1 нужны новые форматы, все хотят попробовать что-то новое. Давайте попробуем сделать этот эксперимент, посмотрим, как пойдет. Самое главное, чтобы это не навредило воскресной гонке.

Андреас Зайдль, руководитель «Макларена»:

— Мы всегда выступали за спринтерские гонки. Здорово, что уже в этом году мы сможем опробовать данный формат. При этом мы понимаем, что нужно действовать достаточно осторожно. Посмотрим, добавит ли спринт интригу в борьбу в чемпионате.

Себастьян Феттель, пилот «Астон Мартин»:

— Я считаю, что новый формат сделает уикенд ещё более напряженным. У нас будет меньше времени на подготовку, сразу нужно будет показывать результат. При этом все будут в равных условиях, так что скоро мы узнаем, понравится ли такой формат зрителям или нет.

Хельмут Марко, консультант «Ред Булл»:

— Я не буду пока делать никаких выводов. Давайте завершатся три экспериментальных спринта, и тогда мы точно скажем, есть ли в них смысл или нет. Мы открыты к тому, чтобы дать спринтерским гонкам шанс закрепиться в календаре чемпионата.

Эрик Булье, руководитель гран-при Франции:

— Мне нравится идея спринтерских гонок, но я считаю, что они должны использоваться или на всех этапах или вообще не использоваться. Условия должны быть одинаковыми для всех.

Источник

Жеребьевка в квалификации, весовые гандикапы и другие странные правила в гонках

Глупости ради зрелищности.

В мире спорта действует много странных, непонятных и попросту глупых правил: от штрафа за растрепавшуюся прическу в художественной гимнастике и дисквалификации за нарушение дресс-кода в гольфе до запрета на брызги в водном поло. Автоспорт не стал исключением: за более чем вековую историю в регламентах различных гоночных серий побывала целая куча нелогичных, искусственных и раздражающих положений.

Двойные очки в финальной гонке «Формулы-1»

Квалификация в гонках что это. Смотреть фото Квалификация в гонках что это. Смотреть картинку Квалификация в гонках что это. Картинка про Квалификация в гонках что это. Фото Квалификация в гонках что это

В 2014 году организаторы решили подстраховаться и продлить борьбу за титул до самого последнего Гран-при, удвоив на нем очки. Правило сразу раскритиковали, ведь на трассе «Яс-Марина», принимающей концовку сезона, практически невозможно обгонять. То есть правило, введенное ради повышения зрелищности и борьбы, фактически противоречило духу соревнований, награждая пилотов не за отличное выступление в гонке, а за высокую квалификационную позицию.

К счастью (или к сожалению для Нико Росберга) судьбу титула решили не двойные очки, а поломка болида немецкого пилота в самом начале заезда. В следующем году необычное правило благополучно отменили и больше к нему не возвращались — хотя сама идея очень даже подходила какому-нибудь легендарному автодрому вроде «Спа-Франкоршама».

Смена машин в «Формуле-1»

Да, пилоты делились болидами не только на «Ле-Мане» и прочих гонках на выносливость: до 1958 года похожее правило существовало и в «Ф-1». Оно позволяло пересесть в авто напарника в случае поломки собственной техники — и тем самым породило немало запутанных ситуаций.

Например, на Гран-при Аргентины 1955 года пришлась самая жаркая погода в истории «Формулы-1». Гонщики не выдерживали тяжких условий и сходили один за другим, но «Феррари» обернула ситуацию в свою сторону, фактически сконцентрировав усилия четырех пилотов в лице Хосе-Фройляна Гонсалеса, Нино Фарину, Мориса Трентиньяна и Умберто Мальоли для доведения до финиша двух машин. Тактика сработала: Скудерия захватила второе и третье места на подиуме, причем Фарина и Трентиньян по сути оказались на обeих ступенях одновременно. В то же время аргентинец Роберто Мьерес преодолел всю гонку самостоятельно, но из-за хитрости «Феррари» в тройку не попал и остался лишь четвертым. Выиграл, кстати, еще один «единал» – великий чемпион Хуан-Мануэль Фанхио.

Квалификация в гонках что это. Смотреть фото Квалификация в гонках что это. Смотреть картинку Квалификация в гонках что это. Картинка про Квалификация в гонках что это. Фото Квалификация в гонках что это

Благодаря этому же правилу Дорино Серафини попал на подиум в своей единственной гонке и тем самым вошел в историю «Формулы-1». Просто на Гран-при Италии 1950 года Альберто Аскари сошел на 21-м круге и за 33 петли до конца сменил Дорино в его болиде. Лидер «Феррари» довел заезд до второго места и поднялся на подиум совместно с Серафини, несмотря на фактический пропуск 26 кругов дистанции. Тем не менее, Международной автомобильной федерации потребовалось десять лет, чтобы признать такую ситуацию несправедливой и запретить пересадки из машины в машину в Гран-при.

Квалификация на вылет в «Формуле-1»

В начале 2016 года промоутеры серии старались изо всех сил поднять зрелищность субботних сессий ради привлечения дополнительных зрителей на трибуны. В процессе мозгового штурма родилась сложнейшая система выбывания из квалификации: с середины каждого сегмента каждые 1,5 минуты самый медленный гонщик вылетал из розыгрыша поула. Вот только время прохождения многих трасс превышает 90 секунд — так что пилоты иногда просто не успевали закончить и один быстрый круг. Также система попросту игнорировала существование правил желтых и красных флагов, напрямую запрещающих разгон до полной скорости — так что любая авария по сути уничтожала целый сегмент квалификации.

В результате вместо повышения зрелищности и накала борьбы произошло обратное. Теперь гонщики не боролись до конца, а выполняли одну попытку и отправлялись по своим делам за 5-6 минут до клетчатого флага. После двух испорченных Гран-при новое правило поспешили отменить.

Пит-стопы в «Формуле-Е»

На момент запуска первой полноценной серии электрокаров еще не существовало аккумуляторов, способных выдержать всю дистанцию гонки на нужной мощности. Оборудование для экспресс-подзарядки машин выходило слишком дорогим и опасным, так что организаторы приняли решение по использованию двух болидов за гонку в течение первых четырех сезонов. В боксах стали меняли не шины, а машины.

В результате пит-стопы вышли веселыми, непредсказуемыми и аутентичными. Даже грустно, что с приходом нового регламента и продвинутых аккумуляторов в 2018 году мы больше их не увидим.

Прогревочные проездки в «Формуле-Е»

Из-за жестких ограничений на расход энергии во внегоночные моменты серия отказалась и от традиционных прогревочных кругов — их заменили забавные проездки на 20 метров прямо перед стартом. Выглядят они своеобразно и бессмысленно, ведь вряд ли можно нормально протестировать все системы автомобиля за эти несколько мгновений.

«Джокер-круг» в ралли-кроссе

По местным правилам все пилоты, участвующие в заезде, должны проехать такой круг вместо обычного определенное количество раз. Порядок преодоления дистанции не регламентирован, и пилот сам решает, когда ему пора на «джокер». Сам круг по профилю отличается от обычных, и приводит либо к сокращению, либо удлинению круга. Выглядит это так.

Несмотря на странность правила, многие фанаты считают, что «джокер-круг» спас ралли-кросс, ведь раньше около 90% заездов выигрывал самый расторопный на старте пилот. С появлением «джокера» гонки стали менее предсказуемыми и открыли некий простор для тактической борьбы и человеческого фактора. Теперь ралли-кросс называют одним из самых адреналиновых и зрелищных видов гонок.

Caution clock из NASCAR

Яркий пример абсолютно американского духа, стремящегося к шоу любой ценой: в 2016 году заезды серии Camping World Truck стали прерываться каждые 20 минут на режим машины безопасности вне зависимости от того, была авария или нет. Руководство Ассоциации столкнулось с мощной критикой фанатов: публика отказалась воспринимать правило, насиловавшее спортивный дух, ведь при выезде сэйфти-кара пелотон снова собирался в один паровозик, уничтожая все созданные отрывы. По сути, единственным важным отрезком гонки становился финальный рестарт, до которого за ходом заезда можно было вообще не следить.

В результате здравый смысл восторжествовал и «caution clock» все-таки отменили.

Жеребьевка позиций для стартовой решетки из ДТМ и BTCC

Серии с несколькими гонками за уик-энд часто сталкиваются с проблемой формирования стартовой решетки на второй или третий заезд. Многие чемпионаты (вроде «Формулы-2») ограничились реверсом (выигравший первую гонку пилот начинает следующую с восьмого места, пришедший вторым становится седьмым и так далее), но в туринге пошли еще дальше. Чтобы пилоты не подгадывали себе удобные стартовые позиции и не играли в поддавки, боссы ДТМ и BTCC ввели частичную жеребьевку мест с шестого по десятое. В британском чемпионате система используется вплоть до сегодняшнего дня, а вот немцы отказались от случайных результатов и перешли к даже большему маразму.

Весовые гадикапы в ДТМ и WTCC

Квалификация в гонках что это. Смотреть фото Квалификация в гонках что это. Смотреть картинку Квалификация в гонках что это. Картинка про Квалификация в гонках что это. Фото Квалификация в гонках что это

Одно из самых дурацких правил за всю историю автоспорта, предусматривающее добавление лишнего балласта на борт самых быстрых машин как бы для «общего уравнения шансов на победу». В упрощенном виде оно выглядит примерно так: выиграв четыре гонки подряд с лучшими временами на круге, производитель мог получить 60 кг лишнего веса для снижения скорости.

Справедливости ради гадикапы в самом деле действовали одинаково для всех производителей и мешали доминированию какой-то марки. Но разные гоночные серии изобрели столько вариаций правила, что вконец запутали болельщиков, отвратив их от самой идеи добавления балласта. Последними прямо по ходу 2017 года сдались в ДТМ.

Суммирование отставаний до и после остановки гонки в «Формуле-1»

Тот самый редкий случай, когда спортивно справедливое правило здорово затрудняло просмотр гонок и телезрителям, и болельщикам на трибунах. Раньше после остановки Гран-при красными флагами отрывы, наработанные пилотами за первую часть заезда, суммировались со временем, показанным после рестарта. Это часто приводило к путанице при трансляциях, ведь дикторы в комментаторских кабинках и на стадионах обладали правильной информацией и объявляли лидерами одних пилотов, в то время как ситуация на трассе часто была другой. Например, на печально известном из-за смерти Сенны Гран-при Сан-Марино 1994 года Михаэль Шумахер проиграл рестарт Герхарду Бергеру, но продолжал оставаться фактическим лидером еще семь кругов вплоть до возвращения «видимой» первой позиции

В конце концов ФИА упростила регламент, а последний «суммарный» победитель определился на Гран-при Японии 1994 года.

Штраф за опережение расписания в ралли-рейдах

Многодневные марафоны вроде «Дакара», «Шелкового пути» и «Будапешт-Бамако» крайне жестоки не только в смысле условий и требований к пилотам и технике, но и по части правил. У экипажей есть план маршрута, и они обязаны строго его придерживаться — при этом если штраф за прибытие на контрольную точку позже дедлайна вполне понятен, то наказание опередивших расписание просто взрывает мозг одним лишь фактом своего существования. Да, в гонках, где весь смысл соревнований заключен в прохождении определенного участка расстояния за минимальное время, могут «поощрить» за чрезмерное усердие! Большего абсурда, убивающего спортивный дух, просто не существует.

Квалификация с разным объемом топлива в «Формуле-1»

Квалификация в гонках что это. Смотреть фото Квалификация в гонках что это. Смотреть картинку Квалификация в гонках что это. Картинка про Квалификация в гонках что это. Фото Квалификация в гонках что это

В 2004 году все в паддоке были обескуражены подавляющем доминированием «Феррари» и Михаэля Шумахера. Функционеры спешно придумывали любые правила, способные хотя бы чуть-чуть замедлить Скудерию и помешать выигрывать все подряд — и одной из идей стала квалификация с разным объемом топлива.

В 2005-м пилоты проезжали по одному быстрому кругу без каких-либо ограничений, но на второй раз их обязали заливать то количество топлива, с которым они должны были начинать гонку. По сумме обоих кругов и формировалась стартовая решетка.

С одной стороны, новый формат вносил эффект неожиданности и стратегической вариативности: гонщики могли выбрать агрессивную тактику с большим количеством пит-стопов, проехать в квалификации с меньшей загрузкой и стартовать повыше. Однако система снова оказалась непонятной для зрителей, да и пилоты начали читерить и показывать нарочито слабые времена в первом сегменте, чтобы оказаться в конце второй попытки и проехать в решающий момент по самой «быстрой» трассе.

Шесть Гран-при спустя этот формат квалификации отменили, остановившись на одной попытке с гоночной топливной загрузкой.

Бонус. Фанбуст из «Формулы-Е»

Квалификация в гонках что это. Смотреть фото Квалификация в гонках что это. Смотреть картинку Квалификация в гонках что это. Картинка про Квалификация в гонках что это. Фото Квалификация в гонках что это

Необычное, но невероятно прогрессивное правило, которые не все фанаты автоспорта готовы принять. Суть заключается в голосовании за любимого пилота на официальном сайте серии — первая тройка фаворитов публики получает пятисекундную однократную прибавку к мощности во время гонки (примерно на 40 л.с.).

Конечно, система фанбуста не идеальна: часто кратковременный «форсаж» получают одни и те же пилоты, да и аккумуляторы режим повышенной мощности разряжает намного быстрее обычного. Однако эти недостатки поправимы и никак не умаляют огромный потенциал изящной и простой идеи. Именно такие решения и помогут автоспорту остаться привлекательным в глазах фанатов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Шинный регламент 2014-2015 годаШинный регламент 2016-2021 года