Пьер огюстен бомарше что сделал

2. 035 Пьер-Огюстен Карон де Бомарше

2.035 Пьер-Огюстен Карон де Бомарше
(1732—1799)

Любой писатель априори — авантюрист. Ну а король авантюристов среди писателей — бесспорно Бомарше. «Если его повесят, то веревка наверняка оборвется», — ласково шутили современники. Правы те, кто говорил о нем, что главное произведение писателя — его жизнь.

Пьер-Огюстен Карон де Бомарше родился в Париже 24 января 1732 г., в многодетной семье преуспевающего часовщика Андре Шарля Карона.

Получив начальное школьное образование, мальчик попутно прекрасно освоил игру на арфе, флейте и виоле. С 13 лет он стал учиться на часовщика в отцовской мастерской, поскольку именно ему предстояло продолжить семейное дело.

В 20 лет Пьер-Огюстен — лучший часовых дел мастер Парижа. Он придумал механизм, названный позднее «спуском Бомарше», который свел неточность в работе часов к нулю — его и ныне устанавливают во всех наручных часах. Когда один парижский часовщик присвоил себе это изобретение, Пьер-Огюстен возбудил против него процесс в Академии наук и выиграл дело. Благодаря этому он приобрел известность, и сам Людовика XV заказал у него часы.

Оставив профессию часовщика, Бомарше занялся усовершенствованием арфы, и таки сделал изобретение и там! Изобретателя представили дочерям Людовика XV, и он не упустил случая блеснуть перед ними своим остроумием, а также незаурядными музыкальными способностями.

Очаровав принцесс и королеву, молодой человек стал давать им уроки игры на арфе. Музыканту поручили устройство домашних концертов в Версале, благодаря чему он завязал много выгодных знакомств и быстро сколотил состояние.

На удачливого ловкача обратил внимание банкир Пари-Дюверне. Банкиру Бомарше помог получить поддержку короля, а сам стал участником многих финансовых спекуляций Дюверне, благодаря чему купил должности королевского секретаря и смотрителя королевских охотничьих угодий, приобрел богатый дом и выезд.

Отправившись по заданию Дюверне в Испанию, Бомарше быстро освоился в Мадриде и первым делом уладил семейное дело, связанное с отказом испанского литератора Хосе Клавихо жениться на его сестре. Пьер-Огюстин вынудил «отказника» написать заявление, в котором тот признал себя виновным в нарушении данного им слова, а сестре нашел другого жениха.

По возвращении в Париж Бомарше дебютировал в 1767 г. средненькой пьесой «Евгения», а через три года выпустил драму «Два друга», которая провалилась. К этому времени драматург опять нашел красивую богатую вдову, которая недолго оставалась его женой: в родах она умерла. Через два года умер и его сын.

После смерти Пари-Дюверне началась долгая тяжба с наследниками банкира. На одном из промежуточных этапов разбирательства Бомарше был признан парламентом граждански нечестным и приговорен к клеймению. Бомарше написал в свою защиту «Мемуары», где высмеял судебный произвол и не оставил камня на камне от тогдашних судебных порядков Франции.

Мемуары произвели эффект разорвавшейся бомбы и принесли автору невероятную популярность. Процесс окончился лишением должности судьи, а парламент волею короля был распущен.

Король хоть и приказал сжечь «Мемуары», приблизил к себе героя и услал его в Лондон с поручением, касавшимся королевской семьи, с которым тот справился с честью.

Умершего Людовика XV сменил Людовик XVI, которому тоже понадобилась ловкость Бомарше в улаживании скандалов в королевском семействе. Бомарше разъезжал по всей Европе, выполняя тайные поручения монарха. Интимного рода услуги сделали его богатейшим человеком Франции. Король разрешил Бомарше поставить его новую пьесу «Цирюльник» в Театре комедии.

На первом представлении комедия провалилась. Бомарше за ночь переделал пьесу, и она имела потрясающий успех. Позднее драматург дал ей название «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность».

На общественном поприще Бомарше добился утверждения авторских прав и прав на гонорары для драматургов; основал объединение драматических авторов; организовал акционерный банк; скупил и вернул Королевской библиотеке разворованные архивные исторические документы; участвовал в создании «Парижской компании вод», занимавшейся внедрением первой в Париже паровой машины.

В 1779 г. Бомарше взялся за издание первого полного собрания сочинений Вольтера, умершего годом ранее. В течение 8 лет вышло два издания: в 72-х и в 92-х томах общим тиражом 15 тысяч экземпляров, из которых было реализовано по подписке не больше 4 тысяч. Парламент и духовенство добились запрещения продажи изданий, что принесло Бомарше миллион убытку, о чем он никогда не жалел.

После первого прочтения в Версале комедии «Безумный день» король запретил ее показ, но Бомарше читал пьесу по салонам, а также опубликовал отдельные фрагменты. Восхищенные пьесой аристократы вынудили короля дать согласие на парижскую постановку, убедив его, что «Безумный день» с треском провалится. Они сами же рубили сук, на котором висели над бездной!

В день премьеры весь цвет Парижа с утра занял места в театре, графы и маркизы стояли в партере вперемешку с лавочниками. Три человека погибли, задавленные в дверях толпой. Они стали первыми жертвами в будущей мясорубке революции, «спусковой механизм» которой привел в движение Бомарше.

Неслыханный успех пьесы побудил врагов писателя организовать против него целый заговор. Бомарше угрожала Бастилия, но король приказал заключить драматурга не в Бастилию, а в исправительную тюрьму Сен-Лазар для несовершеннолетних. Там оскорбленный Бомарше написал «Памятку королю», от которой Людовик XVI расчувствовался и простил наказанного, разрешив поставить еще и «Севильского цирюльника» в Версале.

«Женитьба Фигаро» выдержала 100 представлений подряд. Наполеон как-то заметил, что с этой пьесой взвилась занавесь революционной драмы.

В 1787 г. Бомарше поставил лирико-философскую оперу «Тарар» (композитор А. Сальери), а через пять лет мелодраму «Преступная мать, или Второй Тартюф». Обе постановки не имели большого успеха.

Умер Бомарше от апоплексического удара 18 мая 1799 г.

На русский язык произведения писателя переводили Н. Любимов, Л. Зонина, Л. Лунгина и др.

P.S. С чувством благодарности иллюстрирую этот очерк о Бомарше прекрасным стихотворным переложением:
Нина Самогова (https://www.stihi.ru/avtor/timoscha1)

Пьер-Огюстен Карон де Бомарше

Пьер-Огюстен Карон де Бомарше
Авантюрист, писатель, часовщик.
Прощения прошу я за клише,
Но сам себе он памятник воздвиг.

В Париже был он лучший часовщик.
Изобретя «Спуск Бомарше» в часах,
Проснулся знаменитым в тот же миг,
И к славе сделал самый первый шаг.

Женившись на богатенькой вдове,
Лишь девять месяцев он с ней прожил,
По имени имения Бомарше
Приставку «де» в наследство получил.

Потом для арфы что-то изобрёл,
В финансах стал отъявленным лжецом,
Затем вторую вдовушку нашёл
И почему-то снова стал вдовцом.

За шулерство в финансовых делах,
Он был к клеймению приговорён,
Но суд французский обвинив в грехах,
Судью на «мыло» смог отправить он.

Провал двух первых пьес его смутил,
Но волю Автора собрав в кулак,
«Цирюльника» он вскоре сотворил.
То был его второй к бессмертию шаг.

А с «Фигаро» он сделал третий шаг,
Любила Мельпомена Бомарше.
Она-то знает толк в таких вещах,
И вновь прошу прощения за клише.

Источник

Как литературный отец Фигаро стал секретным агентом короля: Тайная жизнь Бомарше

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Пьер огюстен бомарше что сделал. Смотреть фото Пьер огюстен бомарше что сделал. Смотреть картинку Пьер огюстен бомарше что сделал. Картинка про Пьер огюстен бомарше что сделал. Фото Пьер огюстен бомарше что сделал

Бойкий юноша ищет состоятельную вдовушку, чтобы составить её семейное счастье

В самом создателе Фигаро было очень много от его создания. В этот мир он вошёл, конечно, не с самых низов — сын часового мастера, но и не так, чтобы с той отправной точки, чтобы потом лично общаться с королём (а ведь общался!). Только отчасти ему помогли музыкальный и литературный дар, куда больше — хорошо подвешенный язык, умение строить сложнейшие тактические и стратегические расчёты и быстрый ум.

Начать с того, что никакого дворянского «де Бомарше» после его имени — Пьер Огюстен — изначально не стояло. Он был просто Карон. Пьер Карон родился в Париже, в 1732 году. С малых лет его обучали механике, чтобы однажды он унаследовал дело отца. А нравилось ему учить — музыку. Музыканты были в большой моде. Те, кому не везло найти патронов, которые взяли бы их личными музыкантами, всё же неплохо устраивались учителями музыки в дворянских домах.

Знакомство Пьера Карона с королём Людовиком XV так и состоялось — молодой, симпатичный, обаятельный, с огромным даром убеждения парижанин сумел устроить так, чтобы его наняли обучать игре на арфе королевских дочерей. Такой эпизод уже мог бы стать верхней точкой карьеры — для многих, но не для Пьера Карона. Ему хотелось немного больше денег, немного больше известности, немного больше уважения и немного больше общественного веса.

Пьер огюстен бомарше что сделал. Смотреть фото Пьер огюстен бомарше что сделал. Смотреть картинку Пьер огюстен бомарше что сделал. Картинка про Пьер огюстен бомарше что сделал. Фото Пьер огюстен бомарше что сделал

По счастью, не отвернувшийся от де Бомарше товарищ, банкир Дюверне, с которым де Бомарше сотрудничал, помог расплатиться с долгами, а слухи наткнулись на высказывание Вольтера о том, что для отравления жены Бомарше слишком смешон — оно понравилось общественности, и де Бомарше освободили от тяжёлого, хотя и неофициального, обвинения.

Сражения господина Пьера Карона с придворными обманщиками Испании и Франции

Де Бомарше прибыл в Мадрид, де Бомарше добился того, чтобы его выслушали, де Бомарше произнёс речь, которая не дошла до нас — и невероятно, но совратителя лишили должности и, конечно, удалили от двора. Сделал это лично испанский король! Не удивлён был, казалось, один Бомарше. Его планы почти никогда не проваливались. Почти.

Пьер огюстен бомарше что сделал. Смотреть фото Пьер огюстен бомарше что сделал. Смотреть картинку Пьер огюстен бомарше что сделал. Картинка про Пьер огюстен бомарше что сделал. Фото Пьер огюстен бомарше что сделал

Через шесть лет после злополучного происшествия с сестрой Бомарше столкнулся с новой неприятностью, которая последовала за личным горем: умер его друг и деловой компаньон Дюверне, тот самый, что некогда помогал расплатиться с долгами. К тому времени Бомарше уже сумел получить немного прибыли и вложиться в дело Дюверне, так что уже банкир был ему должен, но после его смерти добиться возврата долга не удалось. Наследники Дюверне не просто не пожелали возвращать долга, но и обвинили Бомарше в обмане.

Конечно, последовала тяжба. Де Бомарше проиграл, и не просто проиграл, а после взяток, переданных через жён судей — и часть этих взяток они не вернули. Он обвинил судей в бесчестности — те заклеймили его лжецом. Пошёл новый виток противостояния, который де Бомарше оборвал очень изящно — выпустил большой текст о том, как бесчестно работают судьи во Франции. Текст впечатлил самого короля. В конечном итоге судьям пришлось отозвать обвинение Бомарше в клевете, а наследника Дюверне — отдать долг.

Это была не первая победа пера Бомарше. Когда он был ещё молод и, как часовщик, изобрёл анкерный спуск — механизм, повышающий точность хода часов, который используется и в наше время. На момент изобретения Карону, будущему Бомарше, был двадцать один год. В таком возрасте настоящим ударом было узнать, что обещавший Карону поддержку придворный часовщик… Предоставил изобретение юноши королю как своё собственное!

Пьер Карон опубликовал открытое письмо, разоблачающее придворного часовщика. Это письмо обратило на себя внимание должностных лиц, и они ознакомились с доказательствами Карона — предшествующими моделями механизма, каковых у вора, конечно, не было. Справедливость восторжествовала, Карону вернули авторство, а новые часы ему заказала сама мадам де Помпадур. Карон вмонтировал их в перстень. Несмотря на скромные размеры — около сантиметра в диаметре — они шли с отставанием не больше секунды в неделю.

Пьер огюстен бомарше что сделал. Смотреть фото Пьер огюстен бомарше что сделал. Смотреть картинку Пьер огюстен бомарше что сделал. Картинка про Пьер огюстен бомарше что сделал. Фото Пьер огюстен бомарше что сделал

Кстати, придворным учителем игры на арфе Карон стал после того, как изобрёл педаль, которая делала управление звуком точнее, а сам звук — чище. Для того, чтобы усовершенствовать инструмент, он и сам на нём научился играть в совершенстве.

Музыкант, оратор, драматург, механик — уже многовато талантов для одного человека? Как бы не так, ведь де Бомарше был ещё и королевским тайным агентом. И задания ему назначал лично король Франции.

Человек короля

Другим заданием Бомарше было уничтожить весь тираж компрометирующих записей о мадам Дюбарри, фаворитке короля, который готовился к публикации в Лондоне, и взятками добиться того, чтобы подобных публикаций в Британии больше не всплывало. Бомарше справился, хотя это оказалось очень непросто.

Пьер огюстен бомарше что сделал. Смотреть фото Пьер огюстен бомарше что сделал. Смотреть картинку Пьер огюстен бомарше что сделал. Картинка про Пьер огюстен бомарше что сделал. Фото Пьер огюстен бомарше что сделал

На фоне всех этих приключений уже не так ярко смотрится тот факт, что именно Бомарше добился введения во Франции законов об авторском праве, которые гарантировали писателям доход с постановок и републикаций их произведений, и что Бомарше в девяностых годах пришлось опять уехать в Лондон, скрываясь от преследования за одну из крупнейших его афер — подряд на поставку французской армии вооружения, который он не выполнил.

Фигаро здесь, Фигаро там!

Текст: Лилит Мазикина.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Пьер Бомарше биография

Всего получено оценок: 199.

Пьер-Огюстен Карон де Бомарше (1732–1799) — выдающийся французский драматург и публицист XVII века. Написанные им пьесы вошли в золотой фонд французской классики. Получил всемирную известность благодаря трилогии о неунывающем цирюльнике Фигаро. Пьер Бомарше, биография которого имеет много общего с историей Фигаро, прожил весьма насыщенную жизнь.

Детство и юность

Пьер-Огюстен появился на свет 24 января 1732 года в Париже в семье часовщика. Будучи единственным сыном, он должен был унаследовать семейное дело и стать часовых дел мастером. Мальчик с детства обучался этому непростому ремеслу, но вместе с тем изучал и музыку, которая полностью захватила его воображение.

Конфликт с отцом был неизбежен, и в результате Бомарше-старший сделал своим преемником зятя. Тем временем Пьер-Огюстен не терял времени даром и благодаря своему ораторскому таланту и музыкальным способностям стал вхож в высшее парижское общество. Интересным фактом является то, что ловкий юноша ухитрился попасть ко двору Людовика XV и обучать его дочерей игре на арфе.

Творческий путь

Бомарше, увлекшись драматургией и театром, в 1767 году написал дебютную пьесу «Евгения», которая была очень тепло принята публикой. Ободренный первым успехом, Пьер-Огюстен взялся за написание новой пьесы «Два друга». Он стремился работать в жанре серьезной драмы, однако его нравоучения явно пришлись не по душе зрителям, и пьесу ждал сокрушительный провал.

Кардинально сменив курс, Пьер Бомарше решил написать комедийную пьесу «Севильский цирюльник», которая имела грандиозный успех. История о похождениях неунывающего проныры Фигаро настолько понравилась капризной публике, что Бомарше тут же приступил к написанию ее продолжения.

Во второй части трилогии «Безумный день, или Женитьба Фигаро» главный герой перевоплотился в певца идей французской революции. В третьей — «Виновная мать, или Второй Тартюф» — постаревший Фигаро превратился в образцового слугу, плетущего интриги в интересах своих господ.

Предпринимательская деятельность

При изучении краткой биографии Бомарше следует отметить, что он был не только талантливым драматургом, но и успешным дельцом. Когда в 1775 году в Америке началась Война за независимость, Бомарше оставил творчество и занялся военными поставками в Соединенные Штаты.

В 1771 году Бомарше вел весьма скандальный судебный процесс, в котором банкир обвинял свою жену в измене. Пьер-Огюстен защищал супругу банкира и благодаря своему ораторскому таланту и дару убеждения смог выиграть это дело у опытного адвоката.

Не выполнив обязательств по поставкам вооружения, Бомарше официально был признан банкротом. Спасаясь от судебного разбирательства, он бежал в Лондон, затем — в Гамбург. Чтобы оправдать себя в глазах общественности, Бомарше принялся за написание автобиографии, где всячески выгораживал себя, обвинял в произволе судебную систему. Эти мемуары стали предсмертным сочинением Бомарше.

Личная жизнь

Первый раз Бомарше связал себя узами брака с богатой вдовой. Благодаря этому союзу он смог добавить к своей фамилии аристократическую часть «де». Однако брак этот просуществовал недолго — супруга Бомарше скоропостижно скончалась. В Париже стали распространяться слухи об отравлении, но они не были доказаны.

Второй женой Пьер-Огюстена также стала состоятельная вдовушка. Но и она умерла спустя два года после свадьбы. В этом браке Бомарше впервые стал отцом двоих детей, которые умерли в юном возрасте.

Скончался французский драматург 18 мая 1799 года в родном Париже в возрасте 67 лет. Причиной смерти стал инсульт.

Источник

ЛЮДИ XVIII ВЕКА. ДВУЛИКИЙ ГЕНИЙ. ПЬЕР ОГЮСТЕН БОМАРШЕ

Пьер огюстен бомарше что сделал. Смотреть фото Пьер огюстен бомарше что сделал. Смотреть картинку Пьер огюстен бомарше что сделал. Картинка про Пьер огюстен бомарше что сделал. Фото Пьер огюстен бомарше что сделал

XVIII век – время не только выдающихся правителей, ярких философов, но и замечательных писателей. Безусловно, и в этом веке, как и в предыдущем, много замечательных мастеров пера давала Франция.

Среди французов, и, возможно, не только, одной из самых интригующих персон того времени был Пбер Огюстен Бомарше (1732–1799 гг.). Как отмечает один из биографов, ему были присущи впечатляющие таланты и неукротимый дух авантюризма, с блеском используемый Бомарше для наращивания собственного капитала.

Придворный часовщик. Пьер Бомарше родился 24 января 1732 года в семье состоятельного часовщика Андре Шарля Карона в Париже.

Отец Пьера придерживался протестантских взглядов. Под руководством Андре Карона, Пьер освоил семейное ремесло, которое стало первым из множества его талантов. Параллельно обучению на часовщика, юноша уделял много внимания музыке и добился на этом поприще больших успехов.

Но самый крупный успех – в 21 год – это создание часового механизма – анкерного спуска, обеспечивающего равномерный ход часового механизма. В середине XVIII века можно было встретить и приобрести различные виды часов, однако, к сожалению, похвастаться точностью они не могли. Максимальная точность составляла около получаса. Изобретение Карона-сына позволило сократить эту погрешность до нуля.

В то время (1753 г.) почётную должность королевского часовщика занимал Жан-Андре Лепот, который часто захаживал в гости в мастерскую Карона. Заинтересовавшись изысканиями Пьера, Лепот и юный изобретатель решили провести испытание нового механизма. Они запечатали часы Пьера и недавно изготовленные часы Лепота. Через два дня королевский часовщик был потрясен, погрешность часов Карона составляла не больше минуты, его же часы не шли ни в какое сравнение.

Пьер доверился Лепоту и предоставил королевскому часовщику свой механизм для установки в настенных часах. Какое же его ждало потрясение, когда в одной из главных парижских газет Пьер прочитал: « господин Лепот представил недавно его величеству часы только что им сделанные, главное достоинство которых заключалось в спуске…». Описание механизма развеяло все сомнения, оно соответствовало изобретению Карона. Возмущённый Карон решает бороться с наглым воровством и пишет в то же издание письмо, в котором обличает вероломного Лепота и настаивает на собственном авторстве, которое обещает доказать.

Академия наук столкнулась с обязанностью разрешить спор между королевским часовщиком и безвестным подмастерьем. В качестве своих аргументов, Пьер посылает в Академию наук послание с подробным описанием собственного изобретения на различных стадиях разработки. Комиссия из двух человек, проведя подробный анализ, представила на суд Академии следующий вердикт: «…Истинным создателем нового спуска признать господина Карона».

«Битва часовщиков» наделала много шума и заинтересовала Людовика XV. Пьер был приглашен в Версаль и вскоре, после встречи с правителем, получил место королевского часовщика, освобожденное опозоренным Лопетом».

Первый брак, дворянский титул и преподаватель арфы для принцесс. В 1755 году Пьер-Огюстен завел дружбу с супругами Франке. Господин Франке был уже в преклонных годах и уступил Карону в обмен на пожизненную ренту чин контролера-клерка королевской трапезы с правом ношения шпаги и доступа ко двору. Довольно скоро пошли слухи о связи госпожи Франке и юного часовщика. Пересуды были правдивы, и после кончины престарелого супруга Мадлена Франке вышла замуж за Пьера-Огюстена Карона. Господин Франке умер буквально через полгода после договора о пожизненной ренте, по которой Пьер-Огюстен не успел выплатить ни одного платежа.

27 ноября 1756 года Пьер-Огюстен женился на вдове Франке. Фамилию «де Бомарше» Пьер взял после первого брака, позаимствовав название у поместья, принадлежащего супруге. Их страстный роман заметно потрепался в оковах извечного быта, и новоиспеченный молодожен все больше времени проводил в Версале, сводя встречи с женой к минимуму. Этот брак не продлился и года, поскольку 30 сентября 1757 года Мадлена Карон скончалась от приступа лихорадки.

Однако, никакой выгоды вдовство Бомарше не принесло – он остался по уши в долгах, которые Пьер еще долго возвращал, не без помощи близкого друга банкира Дюверне. Вот как описывал Бомарше своего друга, который сыграл в его судьбе очень важную роль: «Он приобщил меня к финансовым операциям, в которых сам был известным докой, под его руководством я трудился над преумножением моего состояния и по его указке принимал участие в самых разных предприятиях; в некоторых из них он помогал мне деньгами или предоставлением кредита и во всех — советами».

Тем временем, благодаря изящным манерам и неплохим музыкальным способностям, Пьер заполучил место преподавателя игры на арфе для дочерей Людовика XV. Но амбициозный Пьер-Огюстен не собирался останавливаться на достигнутом и хотел приобрести скромную должность королевского секретаря. Оставалось только облагородить свое происхождение, и Бомарше просит отца передать свою лавку зятю, убрав фамилию Карон с вывески. Уладив юридические нюансы, Карон-старший отказался от коммерческой деятельности, и буквально через неделю Бомарше перешел в дворянское сословие.

Триумф в Испании и поражение во Франции. В 1764 году Бомарше посетил Испанию с важной миссией, отстоять поруганное достоинство сестры, на которой обещал жениться испанский дворянин Клавихо, подло нарушивший свое слово. Бомарше проявил в Мадриде поразительную энергию, ум и умение налаживать и использовать связи: один в чужой стране, он сумел проникнуть к министрам, а потом и ко двору, понравился королю и добился удаления своего противника от двора и лишения должности. Этот случай Бомарше описал в своей первой пьесе, которая послужила вдохновением Гёте при создании «Клавиго».

Вернувшись из Мадрида, Бомарше был неприятно удивлен пошатнувшимся финансовым состоянием семьи и был вынужден продать свою должность контролера-клерка королевской трапезы. Принцессы, которые ранее осыпали благосклонностью своего учителя арфы, и думать забыли о Пьере-Огюстене.

Второй брак. Но Бомарше не отчаялся в поиске спутницы жизни. Второй супругой Пьера-Огюстена стала прелестная Женевьева Мадлена Левек, состоятельная вдова. Они обвенчались 11 апреля 1768 года, а 14 декабря этого же года на свет появился Огюстен де Бомарше. Второй брак, как и первый, оказался не настолько выгоден как надеялся Пьер-Огюстен. Покойный супруг госпожи Левек успел наделать долгов, и вдове осталась лишь пожизненная рента. Впрочем, этот брак Бомарше был счастливым, Пьер-Огюстен трепетно относился к супруге.

1770 год стал трагическим для Бомарше, тяжело заболевает туберкулезом беременная Женевьева. Второй ребенок супругов Бомарше прожил всего несколько дней, что совсем подорвало дух угасающей женщины. Пьер-Огюстен помогал выхаживать больную супругу, несмотря на упреки родных поберечь собственное здоровье. 17 ноября 1770 года госпожа де Бомарше скончалась.

Суд первой инстанции встал на сторону Пьера, однако, парламент (высший суд) посчитал иначе. По традиции того времени, перед судебным разбирательством Бомарше преподнес подарки судьям и жене докладчика по своему делу госпоже Гезман. Когда дело было проиграно, госпожа Гезман вернула подарки Пьеру, за исключением 15 луидоров, якобы на нужды секретаря. Бомарше решил воспользоваться ситуацией и подал в суд на собственных судей. В ответ ему прилетело обвинение в клевете.

Возмущенный сложившейся ситуацией, Бомарше опубликовал четыре мемуара под названием «Мемуары господина Бомарше, написанные им самим». Непревзойденный острослов с тонким юмором и неиссякаемой иронией высмеял слабые места текущего судопроизводства. Так Башомон оценил творчество Бомарше в «Журналь»: «Этот мемуар, который, как известно, был целиком сочинен и написан г-ом Бомарше, достоин самых высоких похвал. Несмотря на то что автор не вышел за рамки скрупулезного изложения малоинтересных, на первый взгляд, подробностей, он сделал это с таким мастерством, такой проницательностью и таким утонченным сарказмом, что оторваться от чтения просто невозможно».

26 февраля 1774 года был вынесен вердикт, согласно которому: судья Гезман был лишен должности, а Бомарше и госпожа Гезман получили «большой выговор».

Но в 1776 году Бомарше был восстановлен в правах, а в 1778 году выиграл (не без помощи «Suite de mémoires» — «Продолжения мемуаров») дело с наследниками Дюверне.

Зарождение карьеры тайного агента. Ходили слухи, утверждающие, что Пьер-Огюстен готовит новую порцию мемуаров. Бомарше намекнули, что делать этого не стоит, если он не хочет впасть в немилость перед Людовиком XV. Пьер-Огюстен пишет письмо правителю, в котором подчеркивает свою преданность к королю. Письмо совершило чудо: Бомарше было доверено деликатное дело, поспособствовать прекращению публикаций, порочащих фаворитку короля. Дерзкий памфлетист скрывался на британских берегах, и пока Бомарше с блеском выполнял порученное задание, Людовик XV оказался при смерти. Так ни о какой награде и возмещении затрат Пьера-Огюстена не было и речи. Однако, Бомарше не унывал и предложил свои услуги новому королю, становясь тайным агентом. Пьер-Огюстен обещал обезвредить еще одного памфлетиста и якобы выполнил поручение, чудом выжив при нападении бандитов. Еще во времена Бомарше появились сомнения: а был ли памфлетист? Слишком одухотворенно расписывал Пьер свои заслуги, не подкрепленные почти никакими доказательствами. Однако, авантюра увенчалась успехом, Бомарше не только получил неплохие барыши, но и благосклонность короля.

Зная автора, никто не удивился, когда из множества жанров, Бомарше выбрал сатирическую комедию. Пронырливый представитель третьего сословия, Фигаро заключает сделку с беспомощным графом Альмавива, влюбленным в юную Розину. Автор не пытается сделать из Фигаро сердобольного героя. Его мотивы полностью корыстолюбивы, Фигаро рвется к собственному «водворению в Севилье». Пьер Бомарше в каждой главе своего произведения подчеркивал превосходство энергичного третьего сословия над изнеженным испанским дворянством.

23 февраля 1775 года на премьере «Севильского цирюльника» зрительный зал был переполнен, были выкуплены билеты на шесть будущих спектаклей. Ожидание публики не оправдались: шутки оказались плоскими, дурные нравы вызывали отвращение, затянутые действия навевали скуку. И в этой ситуации Бомарше в очередной раз доказал, что неудачи ему не страшны. Он за два дня переписывает пьесу, и 26 февраля зрители лицезрели обновленный спектакль. Публика была в восторге, и Бомарше не преминул этим воспользоваться, оставив за собой авторские права, что, по тем временам, было редкостью.

Поддержка американских повстанцев и снова суд. Несмотря на успех в театре, Бомарше продолжал выполнять деликатные поручения короля: улаживал проблемы с разбушевавшимися памфлетистами, вернул важные документы у известного интригана д’Эона и, наконец, способствовал решению Людовика XVI поддержать американские колонии в борьбе за независимость. Пьер-Огюстен наладил контрабандные поставки вооружения американским повстанцам через подставную компанию «Родриго Горталес и компания», финансируемую французским правительством. К 1777 году Пьер осуществил поставки на 5 миллионов ливров, которые ему не были возвращены. Вопрос компенсации затрат поднимался неоднократно, но лишь в XIX веке наследники Бомарше получили некую сумму, значительно меньше причитающейся им.

Подав апелляцию на решение суда по делу о 15 тысячах луидоров, Пьер-Огюстен выпустил «Продолжение мемуаров».

Протест Пьера нашел отклик, и по решению парламента в 1778 году злополучные 15 тысяч луидоров были присуждены Бомарше, так была поставлена точка в многолетней тяжбе за наследство Дюверне. Эта победа поправила финансовое положение Бомарше, но деньги были лишь дополнительным бонусом, главное для Пьера было восстановить свою репутацию, запятнанную злопыхателями.

«Безумный день, или Женитьба Фигаро ». Второй пьесе «Безумный день, или Женитьба Фигаро» удалось превзойти триумф предшественницы. Севильский цирюльник дослужился до управляющего замком графа Альмавивы. Однако, бывшие союзники оказались по разные стороны баррикад: изнеженный граф, все больше погружаясь в распущенность, совсем забыл о некогда любимой Розине и вовсю ухаживает не только за дочкой садовника, но и за невестой Фигаро Сюзанной.

Продолжив высмеивать легкомысленное дворянство, автор не отказал себе в удовольствие пройтись по судопроизводству, делая акцент на полной некомпетентности судей, которые, как правило, покупали свои должности. Красноречивый Фигаро так описывал путь к успеху: «Выдвинуться благодаря уму? Ваше сиятельство, смеетесь надо мной. Будь посредственностью, низкопоклонствуй и добьешься всего».

Пьеса «Безумный день, или Женитьба Фигаро» долго не могла получить дозволение на постановку. Лишь через семь лет, получив разрешение, она покорила не только «простых» зрителей, но и представителей знатного сословия, которые были нещадно высмеяны в пьесе. Поздне Наполеон говорил о произведении Бомарше: «Комедия Фигаро, была уже революцией в действии». В России комедию оценили как вольную.

Феноменальному авантюристу Бомарше была не свойственна скупость, он помогал родным, знакомым и совершенно незнакомым людям. Например, средства вырученные с пятидесятого спектакля «Женитьбы Фигаро» был пожертвованы, по инициативе Пьера-Огюстена, в пользу бедных кормящих матерей.

Добился Бомарше и ещё одного успеха. В 1781 году некий банкир Корнманн затеял судебный процесс против собственной жены, обвиняя её в неверности (супружеская неверность в то время была уголовно наказуемым деянием). Бомарше представлял на процессе интересы мадам Корнманн и блестяще выиграл процесс, несмотря на то, что представлявший интересы мужа адвокат Бергасс был очень сильным противником. Однако симпатии публики на этот раз оказались по преимуществу не на стороне Бомарше. Более того, злопамятный банкир развернул компанию травли бомарше, по городу поползли новые слухи.

Биографы отмечают, что занятия творчеством Бомарше сочетал с любовными похождениями. Мария Тереза де Виллермавлаз, которой суждено было стать третьей супругой драматурга, проходила в любовницах драматурга более десяти лет, в течении которых родила Бомарше дочь Евгению. Если первые два брака еще держали Пьера в рамках благочестия, то Терезе приходилось делить возлюбленного с множеством его увлечений. В целях законспирировать свою долгосрочную интрижку с девицей де Виллермавлаз, Бомарше устроил ее на должность секретаря в свою компанию, занимавшуюся поставками в Америку.

Арест и третий брак. Но вкупе с большим успехом на Пьера обрушилась лавина критики, злопыхатели не дремали. Им удалось отправить Бомарше в тюрьму Сен-Лазар за чересчур критический отзыв на анонимную статью влиятельной особы. Людовиком XVIII, который с самого начала был против постановки приключений Фигаро, вынес приговор сгоряча, поверив наветам врагов Бомарше, и велел выпустить драматурга через пять дней. «Московские ведомости» владели такой информацией о заключении Бомарше: «Уверяют, что Бомарше посажен не в особую комнату, но в залу исправления, т.е. что он будет за столом с прочими молодыми вольницами и будет принужден так же, как они, читать благочестивые сочинения, слушать мессу, исповедоваться, а может быть, сносить терпеливо и наказания наравне с прочими».

Выйдя из тюрьмы, 53-летний Пьер-Огюстен задумался о семейной жизни, решив узаконить свои длительные отношения с Терезой де Виллермавлаз. Некоторые из биографов удивляются, что привлекательная и, без сомнения, образованная дама, пользующаяся большим успехом у мужчин, оставалась верна своему ветреному возлюбленному. Третий брак не утихомирил Бомарше и он вновь ввязался в любовные приключения, уже с Амелией Уре де Ламарине. Этой женщине суждено стать последним ярким увлечением драматурга.

Тем временем на дворе уже наступали новые времена. Грянула Великая Французская революция. Бомарше оказался в двойственной ситуации. С одной стороны, он шёл к славе и богатству. С другой стороны его творчества – это критика сложившихся порядков.

Тяжелые поражения и вынужденное изгнание. В 1791 году Бомарше пишет третью пьесу «Виновная мать, или Второй Тартюф», которая была признана намного слабее двух предыдущих. Как переменчива бывает благосклонность публики Пьер испытал на себе. На Бомарше посыпались и финансовые трудности: затраты на издание сочинений Вольтера ввели его в большие долги, на строительство нового особняка (как раз напротив Бастилии) ушли огромные средства драматурга.

Революция, сорвавшая столь ненавистные Бомарше оковы, принесла с собой отмену дворянских титулов. То к чему так долго шел Пьер-Огюстен вмиг потеряло свое значение. Кроме того, Бомарше «не был уже истинным выразителем общественного настроения» (Барро М.В,).

В 1792 году Бомарше навлек на себя серьезную опасность, по случаю заказа в Голландии ружей от имени французского правительства. Пьер-Огюстен, к сожалению, не смог выполнить взятых на себя обязательств, что в условиях революционой войны являлось опасным. В Швейцарии он узнает, что его семья: жена, дочь и сестра Жюли арестованы. Т.к. договориться с голландцами не получилось, во Франции его ждала тюрьма, из Англии Бомарше выслали – Пьер-Огюстен отправился в Гамбург. Здесь ему пришлось испытать крайнюю нужду, французские эмигранты не приняли Бомарше, запятнавшего себя в связях с революцией, в свои ряды. Тем временем во Франции был наложен арест на все имущество Бомарше, в соответствии с законом об эмигрантах его насильно развели с женой.

8 августа 1794 года госпожа Бомарше и Евгения были выпущены из тюрьмы Пор-Рояль, Жюли освободили 18 октября. Женщины оказались в стесненных обстоятельствах, но не оставляли попыток вернуть честное имя Бомарше.

Любовнице драматурга хватило наглости написать Терезе письмо, в котором говорилось, что в их семье не будет мира, если Бомарше не вернется к ней, ведь в течение стольких лет она была неотъемлемой частью его жизни и счастья. Госпожа Бомарше ответила достойно, указав, что считает ниже своего достоинства следить за мужем и выразила сомнения, что его счастье может зависеть от экстравагантной интрижки.

Вот что пишет об этом сам Бомарше: «»Одна из самых величественных идей науки, делающих честь нашему веку и Франции, это, безусловно, подъем тяжелых тел в легкой воздушной среде; но наша нация, чьи увлечения новым, как бы оно ни было прекрасно, быстропреходящи, превратила в детскую игру открытие, способное изменить лицо земного шара в большей мере, нежели открытие компаса, если осуществлением этой идеи воздухоплавания займутся всерьез».

Вечером 17 мая 1799 года Бомарше пригласил друзей и был весел. Примерно в одиннадцать часов он поцеловал жену и отправился ко сну. Утром 18 мая в опочивальне было найдено тело Пьера-Огюстена, скончавшегося от апоплексического удара. Эта неожиданность вызвала предположение, что он отравился. В этом слухе, как отмечает М.В. Барро, несомненно ложном, звучит признание современников Бомарше, что слишком велики были муки этого человека, чтобы пережить их до конца. Бомарше похоронили, согласно его воле, в саду его знаменитого дома, но теперь могила писателя перенесена на кладбище Лашез.

При жизни в чём-только не обвиняли Бомарше, как верно отметил его биограф – Ф. Грандель. И в отравлении жён, и в том, что «Севильского цирюльника» за него писал другой, и в воровстве и т.п. Однако тот же Ф. Грандель замечает, что Бомарше был далеко не таким человеком, как о нём говорят, и не таким, каким он сам себя изображал.

1. Барро М.В. Пьер-Огюстен Бомарше. Его жизнь и литературная деятельность. URL: http://az.lib.ru/b/barro_m_w/text_1892_bomarshe.shtml

3. Бомарше Пьер Огюстен. Статья в Википедии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *