Предмет истоки что включает программа предмета

Рабочая программа по истокам

Администрация муниципального образования

«Светловский городской округ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Директор МБОУ СОШ №2

_______ О.М Захарова

учебник А.В. Камкин, Учебное пособие Истоки.

4 класс, М.: Издательский дом Истоки,2012 год

(автор, название, год издания)

учителей начальных классов

протокол № 1 от 28.08.2020

Согласовано на заседании методического совета школы протокол 1 от 28.08.2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истокам для 4 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и примерной программы И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук (2007 г.)

«Истоки» – базовый учебный предмет, при взаимодействии с программой «Воспитание на социокультурном опыте» формирующий социокультурную основу учебно-воспитательного процесса, позволяющий ответить на вопросы: «Как развить духовность индивидуума в разных звеньях образования?» и «Как научить детей с ранних лет чувствовать и развивать истоки русской земли?» («Краткий словарь Истоковедения», с.12)

Истоки – это не только школьный предмет, это целая область в образовании. Истоковедение – так можно назвать науку о ценностях культуры. Задача Истоков – расчистить первоначальный смысл универсалий культуры. Шаг за шагом учащиеся, преподаватели и родители приближаются к развитию социокультурной основы личности, приобретают социокультурный опыт (духовный, управленческий, коммуникационный, экологический и опыт самоутверждения).

Целевая установка предмета – приоритетность духовности, нравственности, культуры в ценностных ориентациях учащихся.

1. Дальнейшее обогащение представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;

2. Приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников – явлений отечественной и духовной культуры;

3. Закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действительности, и через этот опыт ощущения укорененности в российской этнической и социокультурной среде;

4. Развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков;

5. Развитие единого контекста в группе и продолжение работы по формированию активно действующей четверки, в ресурсном круге.

Учебный курс 4 класса продолжает ту системную работу, которая началась на уроках по предмету «Истоки» во 2 и 3 классах начальных классов и в рамках «Воспитательной программы на социокультурном опыте» в 1-м, 2-м, 3-м классах.

Дидактический материал для учащихся по программе «Истоки-4» включает в себя разнообразные задания, соответствующие структуре и содержанию учебного материала учебного пособия. Скомпонован этот материал в соответствии с программой и тематическим планированием.

В содержательном плане в тренинги заложена информация позитивного характера, то, что будет прочувствовано, запомнится на долго, станет личностно значимым, проявится в конкретной ситуации.

Основными видами тренингов в четвертом классе являются ресурсный круг, работа в паре и работа в четверке.

Если в центре внимания учителя и учеников во 2 классе являлись ценности внешнего окружающего мира, а в 3-м классе-ценности внутреннего, духовного мира человека, то курс «Истоки-4» класса глубоко изучает традиции, благодаря которым эти ценности сохраняются и передаются из поколения в поколение. И не только изучает, но и посредством активных форм старается, чтобы учащиеся вместе с учителем и родителями (семьей) пропуская через свой личный опыт, осознавая и переосмысливая механизм сохранения социокультурных ценностей российской цивилизации, смогли почувствовать себя крепким звеном в цепи многих поколений русского народа; научились бережно хранить и передавать свой опыт следующим поколениям.

Главными задачами этого курса в 4-м классе являются:

ü Осмысление и конкретизация духовно-нравственных категорий, предусмотренных программой;

ü Развитие внутреннего, духовного мира ради осознания своей нужности, полезности;

ü Воспитание чувства уважения, верности, ответственности к своей семье, родным, соотечественникам, Родине и чувства взаимного признания другого мира (веры, культуры, нации);

ü Социокультурное развитие группы

ü Выработка собственной жизненной позиции, духовное осознание ответов на вопросы: «Кто я? Кто мы?» (формирование целостной идентичности личности)

Эти задачи исходят из стремления ответить на волнующий вопрос: как соединить научение ума с воспитанием души и возрастанием духа школьника.

В основе концепции преподавания Истоков лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. Средством реализации этой идеи на практике являются активные формы обучения – социокультурные тренинги.

Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук.

Социокультурный системный подход в образовании позволяет:

* развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;

* осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;

* создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;

* обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

· Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

· Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

· Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук.

· Истоковедение, том 2,8. Научно – методическое издание. Издательский дом Истоки, Москва, 2007 год

· Учебное пособие «Истоки», 4 класс, А.В. Камкин, издание четвертое, Издательский дом Истоки, Москва, 2007 год

· Рабочие тетради (2 части)

· требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Таким образом, в основе методики преподавания предмета «Истоки» – виды деятельности, формирующие социокультурную основу личности.

Преподаватель развивает целостное восприятие учащихся с использованием всех модальностей, осуществляя выход на особое восприятие каждого, общаясь на едином аналоговом уровне.

Учебный курс 4 класса призван суммировать и обобщить все известное ученику из курса «ИСТОКИ» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.

Традиции – это важнейший механизм сохранения и передачи ценностей.

Традиция – есть нечто устойчивое, есть стержень культуры. В программе Истоки-4 предлагаются 4 раздела:

ü традиции ПРАЗДНИКА

все категории раскрываются детям с четырёх сторон, т.е. должны дать любому культурному образцу характеристику, идущую:

Ø от сердца (чувственную, морально-нравственную)

Ø от духа (духовную)

Ø от деятельностного начала (волевую).

Программа для 4 класса предлагает некий алгоритм усвоения.

1 шаг – найти устойчивые традиции (Слова, Образа, Дела или Праздника, которые одинаково представляются всеми поколениями). Важно, чтобы сердцевина культуры сохранялась и благодаря ей осуществлялась преемственность поколений, чтобы у нас и у наших детей эти образы вызывали одни и те же ассоциации.

3 шаг – определить, выявить особые правила (нормы) в каждой категории.

Даты могут быть изменены при возникновении непредвиденных обстоятельств: болезнь учителя карантин и т.д.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса «ИСТОКИ» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично.

В соответствии с целями основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО результаты духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся могут быть представлены через:

— овладение предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно – нравственных ценностей и категорий;

— приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской цивилизации;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие управленческих способностей;

— наполнение духовным смыслом уклада жизни и социокультурного пространства, окружающего обучающегося;

— развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению;

— создание условий для успешной адаптации обучающегося в образовательном учреждении, социальной среде на основе единой системы ценностей, образовательных технологий и активных форм обучения.

Обобщенный результат освоения обучающимися курса «Истоки» и основной образовательной программы начального общего образования может быть представленв следующих личностных характеристикахвыпускника («портрет выпускника начальной школы»), который представлен в Стандарте:

· любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

· владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

· любящий свой народ, свой край и свою Родину;

· уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

· готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

· доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

· выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Планируемые метапредметные результаты

Обучающиеся получат возможность научиться, освоить, развить:

— чувство собственной ценности;

— чувство защищённости, уверенности в поддержке;

— доверие к оценке, отношениям, чувствам;

— опыт в различных эмоциональных состояниях;

— моральная установка на отзывчивость;

— способность замечать значимые социокультурные результаты и получать отклик в кинестетике;

— способность испытывать высшие нравственные чувства – гордость, гуманизм, трудолюбие, стыд, вина;

— осознание семейных традиций, уклада жизни своей семьи;

— проявление эмпатии к сверстникам, взрослым (умение быть внимательным, замечать настроение других, стараться помочь)

— понятно и грамотно формулировать свою мысль;

— высказываться экспромтом, без предварительной подготовки, передавать в речи увиденное, наблюдаемое;

— выражать в речи собственную оценку прочитанного или услышанного;

— преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;

— уважать мнение собеседников;

— следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;

— входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию;

— позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий;

— умение считаться с мнением других;

— способность радоваться совместному успеху

— умение управлять собственной деятельностью

— умение делать выбор;

— умение работать с информацией (анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии);

— умение организовать дискуссию (умение высказать и обосновать своё

мнение, приходить к согласию);

— умение быть ответственным.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества?

ТРАДИЦИИ ОБРАЗА. Родные Образы (9 часов)

Традиции первого образа. Отец: роль и место отца в доме и семье. Родоначальник и род. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать: роль и место матери в семье и доме. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать.

Отечество. Родина. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Щит и меч на защите Отчизны. Щит и меч как символ миролюбия и справедливой кары.

Образы Веры, Надежды и Любви . Вера, Надежда и Любовь в сердце русского человека. Праведники и мудрецы – носители традиций Веры, Надежды и Любви. Ангел-хранитель.

«Спасы» в народной культуре и традициях. «Спас в силах». Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда.

Смыслы купола и креста в храмостроительстве и искусстве. Их виды. Дерево и птица на русских иконах. Мотивы дерева, птицы, коня, ладьи в народном творчестве.

Образы Покрова в народной традиции . Почитание Богоматери на Руси. Владимирский образ Божией Матери – святыня России. Покров Пресвятой Богородицы как символ заступничества. Образы Богородицы: «Умиление», «Знамение», «Путеводительница». Праздничные обряды и обычаи праздника Покрова.

Образы Софии и света . Троица как знак единения, любви и согласия. Красота образа. Образ Троицы в искусстве и окружающем мире. Софийские соборы в культуре России.

Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества. Свеча и лампада в различных жизненных обстоятельствах русского человека.

ТРАДИЦИИ СЛОВА. (7 часов)

Традиции святого слова. Святые слова просвещают ум, сердце и укрепляют силы. Обычаи и традиции молитвы. Завет и заповедь. Слово заветное и слово заповедное.

Традиции доброго слова. Благословение. Благословение родителей и благословение священника. Доброе дело без благословения не начинается. Послушание. Почитание родителей.

Любовь и умиление. Радость личная и радость общая. Доброе слово способно вершить великие дела: врачевать, примирять, утешать и согревать.

Традиции честного слова. В чем состояло достоинство, уважение и почет русского человека. Слово чести и уговора – самые надежные. Уговор дороже золота. Виды уговора. На доброе дело – уговор, а на злое – сговор.

Обетное слово. Виды традиционных обетов. Умей держать верность слову.

Традиции покаянного слова. Слова очищения. Признание вины. Обычаи покаяния. Исповедь. Слова прощения.

Укор и укоризна. Слово укоризны совесть пробуждает. Слово выговора – наказывает. Совестливому человеку укоризна страшнее выговора.

ТРАДИЦИИ ДЕЛА. Умелые Дела (10 часов)

Отвага и мера, прозорливость и талант – основы служения. Праведный труд. Талантливый человек – большой труженик. Почему в основе любого таланта – любовь? Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.

ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА ( 6 часов)

Традиции праздника. Православные праздники. Обычаи православного праздника: моление, крестный ход.

Праздник семейный. Торжество семьи. Гостеприимство, гулянье, трапеза. Трапеза – знак единения и примирения. Обычаи русской трапезы. Где песня льется – там легче живется.

Праздник народный и государственный. Народное гулянье. Ярмарка. Возложение венков. Воинский парад.

Заключительный урок (1 час)

Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир? Истоки: прошлое в настоящем ради будущего.

Базовый социокультурный ряд

Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиги души. Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Отечество. Щит и меч. Троица. Спаситель и «Спасы». Покров Пресвятой Богородицы. Образы Богородицы. Ангел-хранитель. Праведники и мудрецы. Купол и крест. Свет, свеча и лампада. Моление и крестный ход. Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро. Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет. Укор и укоризна. Подвижники. Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.

Источник

Рабочая программа по предмету «Истоки»

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда средняя общеобразовательная школа №19

на педагогическом совете протокол № 12 от 30.08.16

Мальцева Н.Н., учитель начальных классов,

соответствие занимаемой должности.

2016-2017 учебный год

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Содержание учебного предмета, курса.

Рабочая программа по предмету «Истоки» для 2 класса разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук. Программа находится в научно-методическом издании «Истоковедение», издательского дома «Истоки», г. Москва, том 5, 2009 год. Автор учебного пособия А.В.Камкин.

Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Курс «Истоки» в образовательном процессе школы представлен в качестве отдельного учебного предмета как региональный компонент базисного учебного плана с 1 по 4 класс. Во 2 классе 34 часа (1 час в неделю).

Учебный курс обеспечен учебными пособиями:

1) А.В. Камкин. Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).

2) О.A. Бандяк, Н.В. Котельникова. Истоки. Рабочая тетрадь для 2 класса общеобразовательных учебных заведений Части I и II. Под общей редакцией И.А. Кузьмина (Издательский дом «Истоки». 2010).

2. Планируемые результаты освоения учебного курса

В соответствии с целями основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО результаты духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся могут быть представлены через:

овладение предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно – нравственных ценностей и категорий;

приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской цивилизации;

развитие коммуникативных умений;

развитие управленческих способностей;

наполнение духовным смыслом уклада жизни и социокультурного пространства, окружающего обучающегося;

развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению;

создание условий для успешной адаптации обучающегося в образовательном учреждении, социальной среде на основе единой системы ценностей, образовательных технологий и активных форм обучения.

Обобщенный результат освоения обучающимися курса «Истоки» и основной образовательной программы начального общего образования может быть представлен следующей характеристикой выпускника («портрет выпускника начальной школы»), который выражен в Стандарте .

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Во втором классе дети осваивают истоки ближайшей социокультурной среды, своего родного края и основной деятельности человека в ней. Все усилия направлены в основном на осмысление ребенком своих социальных связей, духовной значимости проявлений внешней и внутренней активности, что отражает социально-правовую содержательную линию. Во втором классе учебный курс «Истоки» начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного ее восприятия. Целостное восприятие мира, нерасчлененное на отдельные автономные отрасли знания, основывается на единении восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания, что в наибольшей степени соответствует возрастным особенностям младшего возраста, опирается на них.

Раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, к истокам духовных ценностей и образа жизни.

Приобщение ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявление истоков мира посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем.

Развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка, формирование у него ощущения своего начального родства с окружающим социокультурным и духовным пространством.

3. Содержание учебного курса

Курс «Истоки» соответствует требованию ФГОС НОО (далее – Стандарт), который призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны.

Предмет «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Стандарт относит эти компетентности к ключевым, направленным на формирование основ самоопределения и социализации обучающегося. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

— становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

— духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

Содержательной целью курса «Истоки» является инициирование процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности.

В качестве задач выдвигаются:

— освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;

— освоение учащимися различных созидательных стратегий взаимодействия на основе осваиваемых социокультурных ценностей;

— личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;

— развитие мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию.

Особенностью данного курса является его интегративный межпредметный характер, что отвечает требованиям Стандарта начального общего образования. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия. Основой данного процесса являются базовые социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов.

В основе преподавания учебного курса «Истоки» лежит идея активного образования – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения.

Главными целями системы активных форм являются развитие у учащихся духовно – нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.

В каждом активном занятии выделяются пять аспектов :

Содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Истоки»;

Коммуникативный – развитие способности эффективного общения;

Управленческий – развитие управленческих способностей;

Психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;

Социокультурный — осознание смысла служения Отечеству.

Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, а также мотивации к обучению и социокультурного опыта. Именно о таком образовании идет речь в Стандарте начального общего образования.

4. Тематическое планирование

Планируемые образовательные результаты учащихся

ИМЯ. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?

СЕМЬЯ. Мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?

РОД-люди, происходящий от одного предка. Род- твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память ороде. Родовые занятия. Честь рода.

ДОМ — территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.

ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?

ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Плошали. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.

НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива- творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в полепроверяются сила и дух человека? Поле и воля.

ЛЕС. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.

РЕКА. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая.

МОРЕ-ОКЕАН. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море- конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.

ПУТЬ-ДОРОГА. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.

СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.

БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?

ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?

МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева?Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.

КУЗНЕЦЫ-УМЕЛЬЦЫ. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?

ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.

СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово Библии.

СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.

ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песня задушевная.

ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздник называют труд души? Главные праздники года.

КНИГА. Библия — Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?

ИКОНА — образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?

ХРАМ. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека . Храм хранит труд многих людей.

Анализ контрольной работы.

Обобщение по теме «Труд души».

АФО по теме в тетради на п/о.

Книга. Книжное слово. Читатель. Подготовка к контрольной работе.

Стр. 97-100, в тетради на п/о стр. 31

(о своей любимой книге).

Праздник. Будни и праздники.

Стр. 92-96, в тетради стр. 29,30.

Песня. Народная песня.

Стр. 83-87, в тетради АФО стр. 27.

Сказка. Сказочное слово. Житейская мудрость.

Стр. 83-87, в тетради на п/о стр. 26.

Слово. Какое бывает слово.

Стр. 79-82, в тетради стр. 24 доделать.

Обобщение по теме «Труд земной». Ценности труда земного.

Ярмарка. Покупатель. Товар. Зазывала.

Стр. 73-76, в тетради стр. 21-22

Кузнецы – умельцы. Кузница.

Стр. 70-72 тетради на п/о стр. 18.

Мастера – плотники. Плотницкое дело.

Стр. 65-69, в тетради на п/о стр. 16.

Прядение. Полотно. Ткачество.

Ткачихи-рукодельницы. Посиделки. АФО.

Стр. 60-64, в тетради на п/о стр. 13-14.

Братья меньшие. Забота о животных.

Стр. 56- 59, задания в тетради на п/о на стр. 6,7,8.

Сев и жатва. Труд земной. Пахота, пашня.

Стр.51-55 читать, в тетради на п/о

Обобщение по теме «Родные просторы».

Стр.35 (в тетради на п/о)

Стр. 34 Задание 1 (самостоятельно)

Путь – дорога. Путники.

Стр. 45-47, в тетради на п/о стр. 33

Море – океан. Мореходы.

Читать рассказы о мореходах.

Море – океан. Мореходы.

Записать в тетрадь названия морей, омывающих берега России.

Красота и польза. Река – дорога.

Записать названия крупных русских рек.

Река. Ручей – река – море – океан.

Стр. 27 задания в тетради на п/о.

Стр. 25 (в тетради на п/о) задания: нарисовать лес и ответить на вопросы.

Нива и поле. Хлебороб. Доблесть. Нива

Подобрать и записать в тетрадь 3 пословицы о хлебе.

Нива и поле. Хлебороб. Доблесть. Нива

Стр. 24 в тетради на п/о.

«Родной очаг». Вечные ценности.

Как жители твоего города сохраняют память о знатных земляках.

В тетради на п/о стр. 20 (доделать)

Деревня. Занятия жителей деревни.

Узнай, чем знаменит твой город.

Дом. Родительский дом.

в тетради на п/о стр. 15, Какие семейные реликвии есть в твоём доме?

Дом. Родительский дом.

тетрадь на п/о стр. 16

Семья. Род. Родовая фамилия.

тетр. на п/о стр. 9, «Родовое дерево». (к 29.09)

Анализ контрольной работы. Семья. Род. Родители.

тетр. на п/о стр. 8 Ответь на вопросы.

Контрольная работа по теме: «Оценивающая АФО. Семья».

тетр. на п/о стр. 6, Кто есть ещё в твоей семье? Нарисуй.

Введение в предмет «Истоки». Имя. Подготовка к контрольной работе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *