Предмет истоки что включает программа предмета
Рабочая программа по истокам
Администрация муниципального образования
«Светловский городской округ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Директор МБОУ СОШ №2
_______ О.М Захарова
учебник А.В. Камкин, Учебное пособие Истоки.
4 класс, М.: Издательский дом Истоки,2012 год
(автор, название, год издания)
учителей начальных классов
протокол № 1 от 28.08.2020
Согласовано на заседании методического совета школы протокол 1 от 28.08.2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истокам для 4 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и примерной программы И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук (2007 г.)
«Истоки» – базовый учебный предмет, при взаимодействии с программой «Воспитание на социокультурном опыте» формирующий социокультурную основу учебно-воспитательного процесса, позволяющий ответить на вопросы: «Как развить духовность индивидуума в разных звеньях образования?» и «Как научить детей с ранних лет чувствовать и развивать истоки русской земли?» («Краткий словарь Истоковедения», с.12)
Истоки – это не только школьный предмет, это целая область в образовании. Истоковедение – так можно назвать науку о ценностях культуры. Задача Истоков – расчистить первоначальный смысл универсалий культуры. Шаг за шагом учащиеся, преподаватели и родители приближаются к развитию социокультурной основы личности, приобретают социокультурный опыт (духовный, управленческий, коммуникационный, экологический и опыт самоутверждения).
Целевая установка предмета – приоритетность духовности, нравственности, культуры в ценностных ориентациях учащихся.
1. Дальнейшее обогащение представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;
2. Приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников – явлений отечественной и духовной культуры;
3. Закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действительности, и через этот опыт ощущения укорененности в российской этнической и социокультурной среде;
4. Развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков;
5. Развитие единого контекста в группе и продолжение работы по формированию активно действующей четверки, в ресурсном круге.
Учебный курс 4 класса продолжает ту системную работу, которая началась на уроках по предмету «Истоки» во 2 и 3 классах начальных классов и в рамках «Воспитательной программы на социокультурном опыте» в 1-м, 2-м, 3-м классах.
Дидактический материал для учащихся по программе «Истоки-4» включает в себя разнообразные задания, соответствующие структуре и содержанию учебного материала учебного пособия. Скомпонован этот материал в соответствии с программой и тематическим планированием.
В содержательном плане в тренинги заложена информация позитивного характера, то, что будет прочувствовано, запомнится на долго, станет личностно значимым, проявится в конкретной ситуации.
Основными видами тренингов в четвертом классе являются ресурсный круг, работа в паре и работа в четверке.
Если в центре внимания учителя и учеников во 2 классе являлись ценности внешнего окружающего мира, а в 3-м классе-ценности внутреннего, духовного мира человека, то курс «Истоки-4» класса глубоко изучает традиции, благодаря которым эти ценности сохраняются и передаются из поколения в поколение. И не только изучает, но и посредством активных форм старается, чтобы учащиеся вместе с учителем и родителями (семьей) пропуская через свой личный опыт, осознавая и переосмысливая механизм сохранения социокультурных ценностей российской цивилизации, смогли почувствовать себя крепким звеном в цепи многих поколений русского народа; научились бережно хранить и передавать свой опыт следующим поколениям.
Главными задачами этого курса в 4-м классе являются:
ü Осмысление и конкретизация духовно-нравственных категорий, предусмотренных программой;
ü Развитие внутреннего, духовного мира ради осознания своей нужности, полезности;
ü Воспитание чувства уважения, верности, ответственности к своей семье, родным, соотечественникам, Родине и чувства взаимного признания другого мира (веры, культуры, нации);
ü Социокультурное развитие группы
ü Выработка собственной жизненной позиции, духовное осознание ответов на вопросы: «Кто я? Кто мы?» (формирование целостной идентичности личности)
Эти задачи исходят из стремления ответить на волнующий вопрос: как соединить научение ума с воспитанием души и возрастанием духа школьника.
В основе концепции преподавания Истоков лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. Средством реализации этой идеи на практике являются активные формы обучения – социокультурные тренинги.
Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук.
Социокультурный системный подход в образовании позволяет:
* развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
* осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
* создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
* обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
· Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
· Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
· Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук.
· Истоковедение, том 2,8. Научно – методическое издание. Издательский дом Истоки, Москва, 2007 год
· Учебное пособие «Истоки», 4 класс, А.В. Камкин, издание четвертое, Издательский дом Истоки, Москва, 2007 год
· Рабочие тетради (2 части)
· требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Таким образом, в основе методики преподавания предмета «Истоки» – виды деятельности, формирующие социокультурную основу личности.
Преподаватель развивает целостное восприятие учащихся с использованием всех модальностей, осуществляя выход на особое восприятие каждого, общаясь на едином аналоговом уровне.
Учебный курс 4 класса призван суммировать и обобщить все известное ученику из курса «ИСТОКИ» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.
Традиции – это важнейший механизм сохранения и передачи ценностей.
Традиция – есть нечто устойчивое, есть стержень культуры. В программе Истоки-4 предлагаются 4 раздела:
ü традиции ПРАЗДНИКА
все категории раскрываются детям с четырёх сторон, т.е. должны дать любому культурному образцу характеристику, идущую:
Ø от сердца (чувственную, морально-нравственную)
Ø от духа (духовную)
Ø от деятельностного начала (волевую).
Программа для 4 класса предлагает некий алгоритм усвоения.
1 шаг – найти устойчивые традиции (Слова, Образа, Дела или Праздника, которые одинаково представляются всеми поколениями). Важно, чтобы сердцевина культуры сохранялась и благодаря ей осуществлялась преемственность поколений, чтобы у нас и у наших детей эти образы вызывали одни и те же ассоциации.
3 шаг – определить, выявить особые правила (нормы) в каждой категории.
Даты могут быть изменены при возникновении непредвиденных обстоятельств: болезнь учителя карантин и т.д.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса «ИСТОКИ» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично.
В соответствии с целями основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО результаты духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся могут быть представлены через:
— овладение предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно – нравственных ценностей и категорий;
— приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской цивилизации;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие управленческих способностей;
— наполнение духовным смыслом уклада жизни и социокультурного пространства, окружающего обучающегося;
— развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению;
— создание условий для успешной адаптации обучающегося в образовательном учреждении, социальной среде на основе единой системы ценностей, образовательных технологий и активных форм обучения.
Обобщенный результат освоения обучающимися курса «Истоки» и основной образовательной программы начального общего образования может быть представленв следующих личностных характеристикахвыпускника («портрет выпускника начальной школы»), который представлен в Стандарте:
· любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
· владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
· любящий свой народ, свой край и свою Родину;
· уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
· готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
· доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
· выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Планируемые метапредметные результаты
Обучающиеся получат возможность научиться, освоить, развить:
— чувство собственной ценности;
— чувство защищённости, уверенности в поддержке;
— доверие к оценке, отношениям, чувствам;
— опыт в различных эмоциональных состояниях;
— моральная установка на отзывчивость;
— способность замечать значимые социокультурные результаты и получать отклик в кинестетике;
— способность испытывать высшие нравственные чувства – гордость, гуманизм, трудолюбие, стыд, вина;
— осознание семейных традиций, уклада жизни своей семьи;
— проявление эмпатии к сверстникам, взрослым (умение быть внимательным, замечать настроение других, стараться помочь)
— понятно и грамотно формулировать свою мысль;
— высказываться экспромтом, без предварительной подготовки, передавать в речи увиденное, наблюдаемое;
— выражать в речи собственную оценку прочитанного или услышанного;
— преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;
— уважать мнение собеседников;
— следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;
— входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию;
— позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий;
— умение считаться с мнением других;
— способность радоваться совместному успеху
— умение управлять собственной деятельностью
— умение делать выбор;
— умение работать с информацией (анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии);
— умение организовать дискуссию (умение высказать и обосновать своё
мнение, приходить к согласию);
— умение быть ответственным.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества?
ТРАДИЦИИ ОБРАЗА. Родные Образы (9 часов)
Традиции первого образа. Отец: роль и место отца в доме и семье. Родоначальник и род. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать: роль и место матери в семье и доме. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать.
Отечество. Родина. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Щит и меч на защите Отчизны. Щит и меч как символ миролюбия и справедливой кары.
Образы Веры, Надежды и Любви . Вера, Надежда и Любовь в сердце русского человека. Праведники и мудрецы – носители традиций Веры, Надежды и Любви. Ангел-хранитель.
«Спасы» в народной культуре и традициях. «Спас в силах». Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда.
Смыслы купола и креста в храмостроительстве и искусстве. Их виды. Дерево и птица на русских иконах. Мотивы дерева, птицы, коня, ладьи в народном творчестве.
Образы Покрова в народной традиции . Почитание Богоматери на Руси. Владимирский образ Божией Матери – святыня России. Покров Пресвятой Богородицы как символ заступничества. Образы Богородицы: «Умиление», «Знамение», «Путеводительница». Праздничные обряды и обычаи праздника Покрова.
Образы Софии и света . Троица как знак единения, любви и согласия. Красота образа. Образ Троицы в искусстве и окружающем мире. Софийские соборы в культуре России.
Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества. Свеча и лампада в различных жизненных обстоятельствах русского человека.
ТРАДИЦИИ СЛОВА. (7 часов)
Традиции святого слова. Святые слова просвещают ум, сердце и укрепляют силы. Обычаи и традиции молитвы. Завет и заповедь. Слово заветное и слово заповедное.
Традиции доброго слова. Благословение. Благословение родителей и благословение священника. Доброе дело без благословения не начинается. Послушание. Почитание родителей.
Любовь и умиление. Радость личная и радость общая. Доброе слово способно вершить великие дела: врачевать, примирять, утешать и согревать.
Традиции честного слова. В чем состояло достоинство, уважение и почет русского человека. Слово чести и уговора – самые надежные. Уговор дороже золота. Виды уговора. На доброе дело – уговор, а на злое – сговор.
Обетное слово. Виды традиционных обетов. Умей держать верность слову.
Традиции покаянного слова. Слова очищения. Признание вины. Обычаи покаяния. Исповедь. Слова прощения.
Укор и укоризна. Слово укоризны совесть пробуждает. Слово выговора – наказывает. Совестливому человеку укоризна страшнее выговора.
ТРАДИЦИИ ДЕЛА. Умелые Дела (10 часов)
Отвага и мера, прозорливость и талант – основы служения. Праведный труд. Талантливый человек – большой труженик. Почему в основе любого таланта – любовь? Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.
ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА ( 6 часов)
Традиции праздника. Православные праздники. Обычаи православного праздника: моление, крестный ход.
Праздник семейный. Торжество семьи. Гостеприимство, гулянье, трапеза. Трапеза – знак единения и примирения. Обычаи русской трапезы. Где песня льется – там легче живется.
Праздник народный и государственный. Народное гулянье. Ярмарка. Возложение венков. Воинский парад.
Заключительный урок (1 час)
Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир? Истоки: прошлое в настоящем ради будущего.
Базовый социокультурный ряд
Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиги души. Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Отечество. Щит и меч. Троица. Спаситель и «Спасы». Покров Пресвятой Богородицы. Образы Богородицы. Ангел-хранитель. Праведники и мудрецы. Купол и крест. Свет, свеча и лампада. Моление и крестный ход. Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро. Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет. Укор и укоризна. Подвижники. Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.
Рабочая программа по предмету «Истоки»
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда средняя общеобразовательная школа №19
на педагогическом совете протокол № 12 от 30.08.16
Мальцева Н.Н., учитель начальных классов,
соответствие занимаемой должности.
2016-2017 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Содержание учебного предмета, курса.
Рабочая программа по предмету «Истоки» для 2 класса разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук. Программа находится в научно-методическом издании «Истоковедение», издательского дома «Истоки», г. Москва, том 5, 2009 год. Автор учебного пособия А.В.Камкин.
Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Курс «Истоки» в образовательном процессе школы представлен в качестве отдельного учебного предмета как региональный компонент базисного учебного плана с 1 по 4 класс. Во 2 классе 34 часа (1 час в неделю).
Учебный курс обеспечен учебными пособиями:
1) А.В. Камкин. Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).
2) О.A. Бандяк, Н.В. Котельникова. Истоки. Рабочая тетрадь для 2 класса общеобразовательных учебных заведений Части I и II. Под общей редакцией И.А. Кузьмина (Издательский дом «Истоки». 2010).
2. Планируемые результаты освоения учебного курса
В соответствии с целями основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО результаты духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся могут быть представлены через:
овладение предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно – нравственных ценностей и категорий;
приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской цивилизации;
развитие коммуникативных умений;
развитие управленческих способностей;
наполнение духовным смыслом уклада жизни и социокультурного пространства, окружающего обучающегося;
развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению;
создание условий для успешной адаптации обучающегося в образовательном учреждении, социальной среде на основе единой системы ценностей, образовательных технологий и активных форм обучения.
Обобщенный результат освоения обучающимися курса «Истоки» и основной образовательной программы начального общего образования может быть представлен следующей характеристикой выпускника («портрет выпускника начальной школы»), который выражен в Стандарте .
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Во втором классе дети осваивают истоки ближайшей социокультурной среды, своего родного края и основной деятельности человека в ней. Все усилия направлены в основном на осмысление ребенком своих социальных связей, духовной значимости проявлений внешней и внутренней активности, что отражает социально-правовую содержательную линию. Во втором классе учебный курс «Истоки» начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного ее восприятия. Целостное восприятие мира, нерасчлененное на отдельные автономные отрасли знания, основывается на единении восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания, что в наибольшей степени соответствует возрастным особенностям младшего возраста, опирается на них.
Раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, к истокам духовных ценностей и образа жизни.
Приобщение ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявление истоков мира посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем.
Развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка, формирование у него ощущения своего начального родства с окружающим социокультурным и духовным пространством.
3. Содержание учебного курса
Курс «Истоки» соответствует требованию ФГОС НОО (далее – Стандарт), который призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны.
Предмет «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Стандарт относит эти компетентности к ключевым, направленным на формирование основ самоопределения и социализации обучающегося. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
— становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
— духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
Содержательной целью курса «Истоки» является инициирование процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности.
В качестве задач выдвигаются:
— освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;
— освоение учащимися различных созидательных стратегий взаимодействия на основе осваиваемых социокультурных ценностей;
— личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;
— развитие мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию.
Особенностью данного курса является его интегративный межпредметный характер, что отвечает требованиям Стандарта начального общего образования. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия. Основой данного процесса являются базовые социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов.
В основе преподавания учебного курса «Истоки» лежит идея активного образования – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения.
Главными целями системы активных форм являются развитие у учащихся духовно – нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.
В каждом активном занятии выделяются пять аспектов :
Содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Истоки»;
Коммуникативный – развитие способности эффективного общения;
Управленческий – развитие управленческих способностей;
Психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;
Социокультурный — осознание смысла служения Отечеству.
Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, а также мотивации к обучению и социокультурного опыта. Именно о таком образовании идет речь в Стандарте начального общего образования.
4. Тематическое планирование
Планируемые образовательные результаты учащихся
ИМЯ. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?
СЕМЬЯ. Мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?
РОД-люди, происходящий от одного предка. Род- твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память ороде. Родовые занятия. Честь рода.
ДОМ — территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.
ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?
ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Плошали. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.
НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива- творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в полепроверяются сила и дух человека? Поле и воля.
ЛЕС. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.
РЕКА. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая.
МОРЕ-ОКЕАН. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море- конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.
ПУТЬ-ДОРОГА. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.
СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.
БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?
ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?
МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева?Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.
КУЗНЕЦЫ-УМЕЛЬЦЫ. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?
ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка — народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.
СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово Библии.
СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.
ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песня задушевная.
ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздник называют труд души? Главные праздники года.
КНИГА. Библия — Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?
ИКОНА — образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?
ХРАМ. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека . Храм хранит труд многих людей.
Анализ контрольной работы.
Обобщение по теме «Труд души».
АФО по теме в тетради на п/о.
Книга. Книжное слово. Читатель. Подготовка к контрольной работе.
Стр. 97-100, в тетради на п/о стр. 31
(о своей любимой книге).
Праздник. Будни и праздники.
Стр. 92-96, в тетради стр. 29,30.
Песня. Народная песня.
Стр. 83-87, в тетради АФО стр. 27.
Сказка. Сказочное слово. Житейская мудрость.
Стр. 83-87, в тетради на п/о стр. 26.
Слово. Какое бывает слово.
Стр. 79-82, в тетради стр. 24 доделать.
Обобщение по теме «Труд земной». Ценности труда земного.
Ярмарка. Покупатель. Товар. Зазывала.
Стр. 73-76, в тетради стр. 21-22
Кузнецы – умельцы. Кузница.
Стр. 70-72 тетради на п/о стр. 18.
Мастера – плотники. Плотницкое дело.
Стр. 65-69, в тетради на п/о стр. 16.
Прядение. Полотно. Ткачество.
Ткачихи-рукодельницы. Посиделки. АФО.
Стр. 60-64, в тетради на п/о стр. 13-14.
Братья меньшие. Забота о животных.
Стр. 56- 59, задания в тетради на п/о на стр. 6,7,8.
Сев и жатва. Труд земной. Пахота, пашня.
Стр.51-55 читать, в тетради на п/о
Обобщение по теме «Родные просторы».
Стр.35 (в тетради на п/о)
Стр. 34 Задание 1 (самостоятельно)
Путь – дорога. Путники.
Стр. 45-47, в тетради на п/о стр. 33
Море – океан. Мореходы.
Читать рассказы о мореходах.
Море – океан. Мореходы.
Записать в тетрадь названия морей, омывающих берега России.
Красота и польза. Река – дорога.
Записать названия крупных русских рек.
Река. Ручей – река – море – океан.
Стр. 27 задания в тетради на п/о.
Стр. 25 (в тетради на п/о) задания: нарисовать лес и ответить на вопросы.
Нива и поле. Хлебороб. Доблесть. Нива
Подобрать и записать в тетрадь 3 пословицы о хлебе.
Нива и поле. Хлебороб. Доблесть. Нива
Стр. 24 в тетради на п/о.
«Родной очаг». Вечные ценности.
Как жители твоего города сохраняют память о знатных земляках.
В тетради на п/о стр. 20 (доделать)
Деревня. Занятия жителей деревни.
Узнай, чем знаменит твой город.
Дом. Родительский дом.
в тетради на п/о стр. 15, Какие семейные реликвии есть в твоём доме?
Дом. Родительский дом.
тетрадь на п/о стр. 16
Семья. Род. Родовая фамилия.
тетр. на п/о стр. 9, «Родовое дерево». (к 29.09)
Анализ контрольной работы. Семья. Род. Родители.
тетр. на п/о стр. 8 Ответь на вопросы.
Контрольная работа по теме: «Оценивающая АФО. Семья».
тетр. на п/о стр. 6, Кто есть ещё в твоей семье? Нарисуй.
Введение в предмет «Истоки». Имя. Подготовка к контрольной работе.