Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат
Технологии межличностного взаимодействия субъектов инклюзивного образовании (стр. 4 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 |
Рекомендации по составлению плана
План книги или статьи – это перечень основных вопросов, рассматриваемых автором. План отражает ход мыслей автора и характер расположения частей произведения (разделов, глав, параграфов и т. д.).
Простой план – это список основных вопросов, которые раскрываются в книге или статье.
Сложный план – кроме отдельных пунктов, содержит подпункты. Он обобщает и сжато передает то, о чем сообщается в тексте.
Прочитайте текст. При повторном чтении разделите его на отдельные смысловые части, озаглавьте их. Каждая часть должна представлять собой нечто связное, единое по смыслу. В ходе чтения необходимо усвоить главную мысль текста, четко определить границы перехода от одной части к другой, а также от вопроса к вопросу.
Рекомендации к написанию тезисов
Тезисы раскрывают, что именно говорится по вопросам, обозначенными пунктами плана.
Простые тезисы – это краткие, сжатые формулировки без разъяснений. Они охватывают только основные положения, не включая аргументов и доказательств.
Развернутые тезисы – включают основные положения и детализируют, разъясняют их или доказывают справедливость основных положений.
Составьте план статьи или книги, при этом перечислите те важные вопросы, на которые нужно дать краткие и четкие ответы. Из всех положений, утверждений, аргументов, доказательств, относящихся к данному вопросу, составляется одно суждение в категорической, то есть не терпящей возражений форме. Это и будет тезис.
Рекомендации к написанию конспектов
В конспекте указываются основные мысли, формулировки, записываются доводы, факты, примеры, доказывающие и разъясняющие эти основные мысли.
При цитировании не забудьте указать страницу, чтобы не искать повторно.
— сложные (подробные, развернутые).
Существует несколько разновидностей конспектов:
Плановый конспект – каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта. Текстуальный конспект – представляет собой почти дословные выписки текста, которые должны быть связаны между собой логическими переходами. Этот вид конспекта удобно использовать для сравнительного анализа определенного положения, высказываемого несколькими авторами, для критической оценки сходных мнений и т. п. Тематический конспект. При его составлении изучаются несколько источников по одной теме. Выбирается только та информация, которая необходима, без раскрытия содержания источника в целом. Сводный конспект также составляется по нескольким источникам, каждый из которых обязательно находит отражение, так как в каждом из них есть новая информация по теме. Свободный конспект содержит размышления читателя о книге (статье).
Рекомендации к написанию рефератов
Реферат – это форма переработки специальной литературы, излагающая что именно, что нового, существенного содержится в первичном тексте.
Реферат – это аналитический пересказ содержания с необходимым (не сплошным!) цитированием.
Типы реферата выделяются в зависимости от количества использованных источников (один или более), от установки на полноту изложения источника, от функционально-смыслового типа речи в исходном тексте (описание, повествование, рассуждение). Если излагается один источник, то такой реферат называется монографическим. Если использовано несколько статей или книг, посвященных избранной теме, то реферат называется обзорным. Как правило, в реферате сохраняется форма изложения текста-источника (описание, рассуждение. ). Текст реферата составляет примерно 1/3 объема исходного текста.
Важным отличием реферата от конспекта является выражение собственного отношения к излагаемому материалу. Это может быть оценка важности некоторых положений или источника в целом, наличие собственных выводов по проблеме и т. п.
Текст реферата, как правило, состоит из трех частей: введения, описания и заключения.
Выделяют четыре наиболее распространенных способа построения реферативного обзора, которые можно использовать в студенческих работах:
Хронологический обзор перечисляет этапы раскрытия темы в науке и включает историю разработки проблемы от ее постановки до современного этапа. Проблемный обзор выявляет и описывает основные проблемы, связанные с темой; основные точки зрения и подходы к теме, существующие на современном этапе. Проблемно-хронологический обзор включает перечисление и характеристику проблем, связанных с темой; затем излагается история изучения каждой проблемы. Хронологически-проблемный обзор рассматривает этапы разработки и характеристику проблем, возникающих на каждом этапе изучения.
Под историей вопроса понимается последовательное и постепенное раскрытие темы, а не простое перечисление мнений. Всегда важно понять, в чем источник разногласий в науке.
В конце обзора изученности темы следует привести концепцию, точку зрения или позицию, которая наиболее близка вашей; следует пояснить: в чем вы согласны с авторами и почему; что считаете необходимым уточнить, проверить на своем материале и почему. В результате вы покажете, к какому направлению (научной школе, концепции) присоединяетесь в данном исследовании.
Принципы тренинга
Понимая под принципами основные положения, руководящие идеи, правила реализации тренинга как метода, отметим, что к настоящему времени сформулирован ряд обоснованных принципиальных положений, относящихся к организации и проведению тренинга. Принципы социально-психологического тренинга, как части психологического, описаны в работах Л.А.Петровской, В.П. Захарова, Н.Ю. Хрящевой.
С нашей точки зрения, принципы психологического тренинга включают в себя: принципы создания среды тренинга, принципы поведения участников тренинга, организационные принципы, этические принципы (табл.5).
Принципы тренинга содержательно тесно связаны с факторами изменений психологических феноменов, воплощение которых в среде тренинга относится к принципиальным условиям эффективного применения метода.
Психология тренинга 103
Таблица 5 Принципы психологического тренинга
Тренинг предполагает усвоение человеком специфических профессиональных знаний, навыков, умений, коррекцию установок, развитие личностных свойств через инте-риоризацию особенностей профессиональной среды, объектов и особенностей взаимодействия с ней профессионала. В результате тренинга специалист (или группа специалистов) достигает нового уровня осознания профессиональной среды (социальной и физической), себя в ней и овладевает средствами ее преобразования для достижения целей профессиональной деятельности. Изменения психологических переменных профессионала или группы профессионалов являются результатом движения от внешнего к внутреннему, от предъявляемых в тренинге образцов поведения и деятельности к их осознанию и включению в познавательные и регулятивные структуры психики в виде умений, навыков, установок. Все это определяет необходимость создания в тренинге специфической среды, отвечающей требованиям профессиональной реальности, индивидуально-
психологических особенностей участников тренинга и создающей эффекты системной детерминации изменяемых психологических свойств и образований. При этом учитывается и то обстоятельство, что психологические образования, возникающие в процессе интериоризации внешнего профессионального
контекста, создаваемого в тренинге, активизируют самокоррекцию, самоуправление и как следствие этого, влияние на порождающую их деятельность. Основополагающими принципами для формирования среды тренинга выступают:
1. Принцип системной детерминации,
2. Принцип реалистичности,
3. Принцип избыточности.
Характеристики среды, создаваемой в профессиональном тренинге, формируются с учетом ряда существенных противоречий:
1. Локальная и специфическая среда тренинга выступает в конечном счете лишь фрагментом более широкого социального окружения, в котором протекает жизнедеятельность субъекта профессиональной деятельности. В связи с этим необходим обоснованный прогноз возможностей переноса происходящих в результате тренинга изменений психологических переменных специалиста в актуальный и потенциальный профессиональный контекст. Воплощение произведенных изменений в образе жизни и параметрах профессиональной деятельности возможно, если объективные характеристики жизнедеятельности допускают подобные изменения. Если потенциал изменений, произведенных в тренинге, оказывается недостаточным для преодоления сопротивления среды, то психологические предпосылки развития профессионала остаются нереализованными. Возможность подобных исходов не является свидетельством неэффективности тренинга, а говорит о существовании объективных ограничений личностного и профессионального развития. В связи с этим необходимо учитывать широкий спектр внешних по отношению к характеристикам специалистов, проходящих тренинг, обстоятельств, таких, как ситуация в стране, отрасли, организации, позиция руководства организации, связанная с целями тренинга.
2. Создание среды тренинга должно разрешать противоречие между необходимостью сопровождения тренинга высокореалистичными моделями практики и обеспечением универсальности этих моделей. Другими словами, средствам, используемым для создания необходимой для конкретной программы
Психология тренинга 105
тренинга среды, одинаково необходимы элементы специализи-рованности и элементы универсальности. Для разрешения этого противоречия требуются модели, отражающие как высоковероятные элементы и ситуации профессиональной деятельности, так и единичные, маловероятные. При этом следует учитывать индивидуальные особенности жизненного и профессионального опыта проходящих тренинг специалистов, чьи субъективные оценки вероятности и значимости элементов профессиональной деятельности могут существенно различаться. К общим необходимым свойствам всех средств создания среды профессионального тренинга относится изоморфизм, предполагающий адекватное отражение в ролевых и ситуационных играх, психогимнастических упражнениях, ситуациях для анализа и дискуссиях структуры оригинала (реальных и прогнозируемых профессиональных ситуаций), а также предоставление возможности участия в различных видах деятельности, выбор которых осуществляется самими участниками.
Принцип системной детерминации требует воплощения в среде тренинга основных факторов изменений психологических феноменов человека и группы и взаимодействия внешней детерминации и самодетерминации через механизмы психического заражения и подражания, обратной связи, регуляции уровня удовлетворения потребностей и включения участников тренинга в определенным образом организованную деятельность.
Принцип избыточности операционализируется через создание возможностей выбора участниками различных вариантов представления информации, момента и способа деятельности.
Принцип системной детерминации при формировании среды профессионально ориентированного тренинга предполагает целесообразное воплощение факторов изменений в составе группы, личностных особенностях ведущего, пространственно-временных и информационных характеристиках содержания работы, о чем пойдет речь в третьей главе. Механизмы, обеспечивающие взаимодействие внешней детерминации, общих и специфических предпосылок самодетерминации, включают в себя психическое заражение и подражание, регулирование уровня удовлетворения потребностей и включение участников в определенным образом организованную деятельность. Последнее предполагает создание условий для осознания образов прошлого, настоящего и будущего, охватывающих возможно большее число элементов системы, включающей в себя подлежащие изменению феномены и предметную деятельность «здесь и теперь».
Реализация принципов создания адекватной целям тренинга среды, связанная с деятельностью ведущего, создает
Психология тренинга 107
предпосылки для осуществления принципов, характеризующих поведение и деятельность участников группы.
2.Принцип исследовательской и творческой позиции.
3.Принцип объективации поведения.
б.Принцип «здесь и теперь».
Принцип активности предполагает включение в интенсивную работу всех участников тренинга. Активность участников группы тренинга носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего руководство по применению той или иной технологии. В тренинге участники получают возможность включения в специально разработанную тренером или ими самими деятельность. Это может быть проигрывание той или иной профессионально значимой ситуации, выполнение психогимнастических упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме, разработка проектов деятельности в индивидуальном или групповом режиме. Активность участников тренинга возрастает в том случае, если они получают установку на включение в совершаемые в группе действия в любой момент. Особенно эффективными в достижении целей тренинга через осознание, апробирование и тренировку приемов, способов поведения, идей, предложенных тренером, являются те ситуации и упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы одновременно, что создает дополнительную мотивацию за счет процессов межличностного сравнения в системе сложившихся в группе тренинга отношений. Принцип активности, в частности, опирается на установленную закономерность об усвоении человеком 10% информации, воспринимаемой на слух, 50% информации, воспринимаемой по зрительному каналу, и 90% информации, получаемой в ходе самостоятельной деятельности.
Принцип исследовательской, творческой позиции участников тренинга связан с тем, что в ходе его участники группы
осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, варианты разрешения проблем, уже известные и неизвестные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможности и особенности, проявляющиеся в изоморфной профессиональной деятельности среде, получают возможность экспериментировать в широком диапазоне ситуаций со своим поведением и желающими сотрудничества участниками группы. С этой целью в группе тренинга создается креативная среда, основными характеристиками которой выступают проблем-ность, неопределенность, принятие тренером, а впоследствии и группой, поведения каждого участника, безоценочность.
Реализация принципа исследовательской, творческой позиции каждого участника сталкивается с ощутимым сопротивлением группы, нередко настроенной на получение рецептов деятельности и не готовой к принятию на себя ответственности за изменения, заявленные в целях тренинга. Люди, приходящие в группу тренинга, как правило, имеют опыт обучения в школе, в институте, где им предлагались те или иные правила, модели, которые необходимо было выучить и следовать этим образцам в своей практической деятельности. Сталкиваясь с другим, непривычным способом освоения профессиональной деятельности, участники группы проявляют недовольство, иногда в достаточно сильной, даже агрессивной форме. Преодолеть такое сопротивление помогают ситуации, позволяющие участникам тренинга осознать важность и необходимость формирования у них готовности и в дальнейшем, после окончания тренинга, экспериментировать со своим поведением, творчески относиться к жизни, к профессиональной деятельности, самому себе. Задачей ведущего тренинг в таком случае становится постоянное генерирование ситуаций, позволяющих группе и каждому ее участнику осознать причины своей неготовности к самостоятельной деятельности, апробировать и тренировать новые способы поведения и разрешения проблемных профессиональных ситуаций.
Особую значимость для тренинга как метода преднамеренных изменений имеет принцип объективации, основным требованием, сущностью которого является перевод поведения
Психология тренинга 109
участников тренинга с импульсивного, неосознанного уровня регуляции профессиональной деятельности на осознанный, когда в любой ситуации специалист отдает себе отчет в том, с какой целью он действует, адекватны ли избранные им средства ее достижения специфике ситуации и его возможностям. В начале тренинга этот принцип реализуется ведущим, впоследствии он может быть воспринят участниками. Универсальным средством объективации поведения выступает обратная связь, относящаяся к неотъемлемым признакам тренинга как метода.
целями тренинга, что необходимо для корректировки ее протекания, и производить замену неэффективных моделей управления поведением на новые, более эффективные.
1. Намеренная/ненамеренная (сознательно передаваемая и непроизвольная);
2. Вербальная/невербальная (в соответствии со средствами передачи).
Психология тренинга 111
кретно принципа объективации и принципа реалистичности. Особенностью ненамеренной ОС является ее спонтанность, большая искренность и большая адекватность. Это обстоятельство не дискриминирует значимость намеренной ОС в силу ее акцентированности на конкретных аспектах поведения и деятельности, что позволяет с меньшими затратами извлекать информацию, релевантную целям тренинга. В то же время существуют барьеры подачи намеренной обратной связи, существующие у ее коммуникатора по самым разным причинам.
К опосредованным формам относятся обратные связи, получаемые участниками тренинга посредством технических устройств (аудио- и видеотехники, фото- и киноаппаратуры, компьютера, обучающих машин), предметных результатов деятельности, а также идеографической продукции (буклетов программированных инструкций, рисунков и пиктограмм участников тренинга). Опосредованные формы обратной связи существенно увеличивают ее интенсивность и полноту, создавая полимодальные информационные структуры, обладающие избыточностью.
Принцип субъект-субъектного (партнерского) общения предполагает такое взаимодействие участников тренинга, при котором учитываются интересы, чувства, переживания, состояния других, признается ценность их личности. Принцип субъект-субъектного общения был глубоко обоснован Л.А.Петровской и разработан применительно к практике тренинга Ю.Н.Емельяновым. Реализация принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, позволяющую участникам группы экспериментировать со своим поведением, не опасаясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципами системной детерминации, творческой, исследовательской позиции участников группы.
Принцип «искренности» включает два аспекта: с одной стороны, каждый член группы тренинга сам определяет для себя меру искренности, а с другой стороны, тренер в начале занятий предлагает для обсуждения, а затем своими действиями поддерживает идею, заключающуюся в том, что в ходе обсуждения тех или иных вопросов не стоит говорить неправду.
Принцип «здесь и теперь» предназначен для преодоления тенденции отвлечения участников тренинга от происходящего в группе в сферы, возможно, весьма интересные, но не имеющие отношения к актуальной ситуации. Вместе с тем принцип «здесь и теперь» не относится к универсальным, так как им не объемлются действия участников тренинга, связанные с рефлексией прошлого опыта и с проекциями содержания тренинга и приобретенных в его ходе результатов в будущее. К этическим принципам тренинга относятся:
1. Принцип конфиденциальности.
2. Принцип соответствия заявленных целей тренинга его
3. Принцип ненанесения ущерба («не навреди»). Принцип конфиденциальности предполагает, что информация о личностных проявлениях участников тренинга и их успешности не будет обсуждаться с кем бы то ни было за пределами группы. Соблюдение этого принципа позволяет формировать открытую атмосферу взаимодействия между участниками тренинга, а также сохраняет мотивацию участников на обсуждение возникающих вопросов и проблем в рамках группы. Принцип ненанесения ущерба соприкасается с принципом конфиденциальности, соблюдение которой предотвращает возможный ущерб со стороны руководства и значимых других людей; с другой стороны, ненанесение ущерба связано с профессионализмом ведущего, его диагностическими возможностями и свободой от манипулятивных тенденций.
Принцип соответствия заявленных целей тренинга его содержанию определяет недопустимость по желанию тренера изменения содержательного плана работы с группой, например, перехода от развития навыков эффективного ведения деловых переговоров к рассмотрению источников неуверенности в себе одного из участников группы. В некоторых случаях это возможно после обсуждения такого шага в группе, однако, в целом предпочтительнее удерживаться в русле предъявленных целей, а возникающие по ходу работы и не соответствующие им запросы решать другими средствами, в частности, в ходе индиви-
Психология тренинга 113
дуального консультирования или в рамках других программ
Принцип физической закрытости означает, что группа тренинга работает постоянно в одном и том же составе; после того как работа группы началась, новые участники в группу не включаются. Если кто-то из участников пропускает несколько часов занятий, его можно с согласия группы включить в дальнейшую работу, однако для этого ему необходимо рассказать обо всем, что произошло в группе во время его отсутствия.
Принцип комплектования группы включает два подприн-ципа: гомогенности и гетерогенности. Принцип гомогенности применяется в отношении таких характеристик участников тренинга, как профессиональная принадлежность, уровень должностной иерархии, по возможности возраста. Принцип гетерогенности распространяется на такие характеристики, как пол, а также некоторые психические свойства личности.
Принцип пространственно-временной организации тренинга определяет временные и пространственные характеристики работы группы.
Таким образом, совокупность принципов тренинга опирается на теоретические положения о факторах изменений и включает в себя четыре группы принципов: формирования среды тренинга, поведения и деятельности участников тренинга, организационные и этические принципы. Можно также выделить принципы, характерные для отдельных программ тренинга. О них особо будет сказано при описании тренинговых программ в четвертой главе. Все группы принципов тесно связаны между собой; воплощение одного принципа возможно при условии реализации остальных: так, принцип избыточности трудно реализовать вне принципов активности, исследовательской, творческой позиции участников тренинга; принцип объективации вне принципа реалистичности и т.д.
Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат
Групповой психологический тренинг всегда основан на общении участников. Как организовать это общение, чтобы сделать его максимально полезным и ни в коем случае не нанести вреда участникам тренинга? Л.А. Петровская назвала следующие принципы общения в ходе психологического тренинга. |
Принцип «здесь и сейчас». Никаких абстрактных рассуждений! Обсуждается только то, что происходит в данной группе в данный момент.
Принцип персонификации высказываний. Необходимо исключить из своей речи обезличенные высказывания («некоторые думают, что…», «обычно считается, что…» и т.д.), заменив их более авторскими и адресными («я думаю, что…», «я считаю, что…» и т.д.). Говоря от своего имени, участник «включает» себя в ситуацию, которая создана с помощью конкретного упражнения, при этом как бы допуская, что другие вправе думать, чувствовать и воспринимать ситуацию иначе.
Принцип «языка чувств». Оценочные суждения надо заменять описанием своих ощущений, эмоциональных состояний (например, «я был недоволен, когда ты. » вместо «ты был неправ по отношению ко мне»).
Принцип активности. Каждый член группы должен включаться в происходящие действия, интенсивно взаимодействовать с другими, исследовательская позиция участников.
Принцип доверительного общения. Искренность в выражении своих чувств и эмоций.
Принцип конфиденциальности. Обязательное условие эффективности группового тренинга – уверенность участников, что происходящее в группе не будет обсуждаться за её пределами. Это должно заранее оговариваться и преподноситься участникам как одно из основополагающих условий, без которого участие в тренинге просто невозможно.