Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат

Технологии межличностного взаимодействия субъектов инклюзивного образовании (стр. 4 )

Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Смотреть фото Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Смотреть картинку Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Картинка про Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Фото Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержатИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7

Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Смотреть фото Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Смотреть картинку Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Картинка про Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Фото Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат

Рекомендации по составлению плана

План книги или статьи – это перечень основных вопросов, рассматриваемых автором. План отражает ход мыслей автора и характер расположения частей произведения (разделов, глав, параграфов и т. д.).

Простой план это список основных вопросов, которые раскрываются в книге или статье.

Сложный план – кроме отдельных пунктов, содержит подпункты. Он обобщает и сжато передает то, о чем сообщается в тексте.

Прочитайте текст. При повторном чтении разделите его на отдельные смысловые части, озаглавьте их. Каждая часть должна представлять собой нечто связное, единое по смыслу. В ходе чтения необходимо усвоить главную мысль текста, четко определить границы перехода от одной части к другой, а также от вопроса к вопросу.

Рекомендации к написанию тезисов

Тезисы раскрывают, что именно говорится по вопросам, обозначенными пунктами плана.

Простые тезисы – это краткие, сжатые формулировки без разъяснений. Они охватывают только основные положения, не включая аргументов и доказательств.

Развернутые тезисы – включают основные положения и детализируют, разъясняют их или доказывают справедливость основных положений.

Составьте план статьи или книги, при этом перечислите те важные вопросы, на которые нужно дать краткие и четкие ответы. Из всех положений, утверждений, аргументов, доказательств, относящихся к данному вопросу, составляется одно суждение в категорической, то есть не терпящей возражений форме. Это и будет тезис.

Рекомендации к написанию конспектов

В конспекте указываются основные мысли, формулировки, записываются доводы, факты, примеры, доказывающие и разъясняющие эти основные мысли.

При цитировании не забудьте указать страницу, чтобы не искать повторно.

— сложные (подробные, развернутые).

Существует несколько разновидностей конспектов:

Плановый конспект – каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта. Текстуальный конспект представляет собой почти дослов­ные выписки текста, которые должны быть связаны между собой логическими переходами. Этот вид конспекта удобно использовать для сравнительного анализа определенного положения, высказываемого несколькими авторами, для критической оценки сходных мнений и т. п. Тематический конспект. При его составлении изучаются несколько источников по одной теме. Выбирается только та информация, которая необходима, без раскрытия содержания источника в целом. Сводный конспект также составляется по нескольким источникам, каждый из которых обязательно находит отражение, так как в каждом из них есть новая информация по теме. Свободный конспект содержит размышления читателя о книге (статье).

Рекомендации к написанию рефератов

Реферат это форма переработки специальной литературы, излагающая что именно, что нового, существенного содержится в первичном тексте.

Реферат – это аналитический пересказ содержания с необходимым (не сплошным!) цитированием.

Типы реферата выделяются в зависимости от количества использованных источников (один или более), от установки на полноту изложения источника, от функционально-смыслового типа речи в исходном тексте (описание, повествование, рассуждение). Если излагается один источник, то такой реферат называется монографическим. Если использовано несколько статей или книг, посвященных избранной теме, то реферат называется обзорным. Как правило, в реферате сохраняется форма изложения текста-ис­точника (описание, рассуждение. ). Текст реферата составляет примерно 1/3 объема исходного текста.

Важным отличием реферата от конспекта является выражение собственного отношения к излагаемому материалу. Это может быть оценка важности некоторых положений или источника в целом, наличие собственных выводов по проблеме и т. п.

Текст реферата, как правило, состоит из трех частей: введения, описания и заключения.

Выделяют четыре наиболее распространенных способа построения реферативного обзора, которые можно использовать в студенческих работах:

Хронологический обзор перечисляет этапы раскрытия темы в науке и включает историю разработки проблемы от ее постановки до современного этапа. Проблемный обзор выявляет и описывает основные проблемы, связанные с темой; основные точки зрения и подходы к теме, существующие на современном этапе. Проблемно-хронологический обзор включает перечисление и характеристику проблем, связанных с темой; затем излагается история изучения каждой проблемы. Хронологически-проблемный обзор рассматривает этапы разработки и характеристику проблем, возникающих на каждом этапе изучения.

Под историей вопроса понимается последовательное и постепенное раскрытие темы, а не простое перечисление мнений. Всегда важно понять, в чем источник разногласий в науке.

В конце обзора изученности темы следует привести концепцию, точку зрения или позицию, которая наиболее близка вашей; следует пояснить: в чем вы согласны с авторами и почему; что считаете необходимым уточнить, проверить на своем материале и почему. В результате вы покажете, к какому направлению (научной школе, концепции) присоединяетесь в данном исследовании.

Источник

Принципы тренинга

Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Смотреть фото Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Смотреть картинку Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Картинка про Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Фото Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Смотреть фото Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Смотреть картинку Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Картинка про Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Фото Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Смотреть фото Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Смотреть картинку Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Картинка про Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Фото Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Смотреть фото Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Смотреть картинку Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Картинка про Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Фото Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат

Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Смотреть фото Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Смотреть картинку Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Картинка про Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Фото Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат

Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Смотреть фото Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Смотреть картинку Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Картинка про Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Фото Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат

Понимая под принципами основные положения, руково­дящие идеи, правила реализации тренинга как метода, отметим, что к настоящему времени сформулирован ряд обоснованных принципиальных положений, относящихся к организации и проведению тренинга. Принципы социально-психологического тренинга, как части психологического, описаны в работах Л.А.Петровской, В.П. Захарова, Н.Ю. Хрящевой.

С нашей точки зрения, принципы психологического тре­нинга включают в себя: принципы создания среды тренинга, принципы поведения участников тренинга, организационные принципы, этические принципы (табл.5).

Принципы тренинга содержательно тесно связаны с фак­торами изменений психологических феноменов, воплощение которых в среде тренинга относится к принципиальным усло­виям эффективного применения метода.

Психология тренинга 103

Таблица 5 Принципы психологического тренинга

Тренинг предполагает усвоение человеком специфиче­ских профессиональных знаний, навыков, умений, коррек­цию установок, развитие личностных свойств через инте-риоризацию особенностей профессиональной среды, объек­тов и особенностей взаимодействия с ней профессионала. В результате тренинга специалист (или группа специалистов) достигает нового уровня осознания профессиональной сре­ды (социальной и физической), себя в ней и овладевает средствами ее преобразования для достижения целей про­фессиональной деятельности. Изменения психологических переменных профессионала или группы профессионалов являются результатом движения от внешнего к внутренне­му, от предъявляемых в тренинге образцов поведения и дея­тельности к их осознанию и включению в познавательные и регулятивные структуры психики в виде умений, навыков, установок. Все это определяет необходимость создания в тренинге специфической среды, отвечающей требованиям профессиональной реальности, индивидуально-

психологических особенностей участников тренинга и создающей эффекты системной детерминации изменяемых психологических свойств и образований. При этом учи­тывается и то обстоятельство, что психологические обра­зования, возникающие в процессе интериоризации внешнего профессионального

контекста, создаваемого в тренинге, активизируют самокоррек­цию, самоуправление и как следствие этого, влияние на порож­дающую их деятельность. Основополагающими принципами для формирования среды тренинга выступают:

1. Принцип системной детерминации,

2. Принцип реалистичности,

3. Принцип избыточности.

Характеристики среды, создаваемой в профессиональном тренинге, формируются с учетом ряда существенных противо­речий:

1. Локальная и специфическая среда тренинга выступает в конечном счете лишь фрагментом более широкого социаль­ного окружения, в котором протекает жизнедеятельность субъ­екта профессиональной деятельности. В связи с этим необхо­дим обоснованный прогноз возможностей переноса происхо­дящих в результате тренинга изменений психологических пе­ременных специалиста в актуальный и потенциальный профес­сиональный контекст. Воплощение произведенных изменений в образе жизни и параметрах профессиональной деятельности возможно, если объективные характеристики жизнедеятельно­сти допускают подобные изменения. Если потенциал измене­ний, произведенных в тренинге, оказывается недостаточным для преодоления сопротивления среды, то психологические предпосылки развития профессионала остаются нереализован­ными. Возможность подобных исходов не является свидетель­ством неэффективности тренинга, а говорит о существовании объективных ограничений личностного и профессионального развития. В связи с этим необходимо учитывать широкий спектр внешних по отношению к характеристикам специали­стов, проходящих тренинг, обстоятельств, таких, как ситуация в стране, отрасли, организации, позиция руководства организа­ции, связанная с целями тренинга.

Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Смотреть фото Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Смотреть картинку Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Картинка про Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Фото Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат

2. Создание среды тренинга должно разрешать противо­речие между необходимостью сопровождения тренинга высо­кореалистичными моделями практики и обеспечением универ­сальности этих моделей. Другими словами, средствам, исполь­зуемым для создания необходимой для конкретной программы

Психология тренинга 105

тренинга среды, одинаково необходимы элементы специализи-рованности и элементы универсальности. Для разрешения этого противоречия требуются модели, отражающие как высоковеро­ятные элементы и ситуации профессиональной деятельности, так и единичные, маловероятные. При этом следует учитывать индивидуальные особенности жизненного и профессионально­го опыта проходящих тренинг специалистов, чьи субъективные оценки вероятности и значимости элементов профессиональной деятельности могут существенно различаться. К общим необ­ходимым свойствам всех средств создания среды профессио­нального тренинга относится изоморфизм, предполагающий адекватное отражение в ролевых и ситуационных играх, психо­гимнастических упражнениях, ситуациях для анализа и дискус­сиях структуры оригинала (реальных и прогнозируемых про­фессиональных ситуаций), а также предоставление возможно­сти участия в различных видах деятельности, выбор которых осуществляется самими участниками.

Принцип системной детерминации требует воплощения в среде тренинга основных факторов изменений психологиче­ских феноменов человека и группы и взаимодействия внешней детерминации и самодетерминации через механизмы психиче­ского заражения и подражания, обратной связи, регуляции уровня удовлетворения потребностей и включения участников тренинга в определенным образом организованную деятель­ность.

Принцип избыточности операционализируется через соз­дание возможностей выбора участниками различных вариантов представления информации, момента и способа деятельности.

Принцип системной детерминации при формировании среды профессионально ориентированного тренинга предпола­гает целесообразное воплощение факторов изменений в составе группы, личностных особенностях ведущего, пространственно-временных и информационных характеристиках содержания работы, о чем пойдет речь в третьей главе. Механизмы, обеспе­чивающие взаимодействие внешней детерминации, общих и специфических предпосылок самодетерминации, включают в себя психическое заражение и подражание, регулирование уровня удовлетворения потребностей и включение участников в определенным образом организованную деятельность. По­следнее предполагает создание условий для осознания образов прошлого, настоящего и будущего, охватывающих возможно большее число элементов системы, включающей в себя подле­жащие изменению феномены и предметную деятельность «здесь и теперь».

Реализация принципов создания адекватной целям тре­нинга среды, связанная с деятельностью ведущего, создает

Психология тренинга 107

предпосылки для осуществления принципов, характеризую­щих поведение и деятельность участников группы.

2.Принцип исследовательской и творческой позиции.

3.Принцип объективации поведения.

б.Принцип «здесь и теперь».

Принцип активности предполагает включение в интен­сивную работу всех участников тренинга. Активность участни­ков группы тренинга носит особый характер, отличный от ак­тивности человека, слушающего лекцию или читающего руко­водство по применению той или иной технологии. В тренинге участники получают возможность включения в специально разработанную тренером или ими самими деятельность. Это может быть проигрывание той или иной профессионально зна­чимой ситуации, выполнение психогимнастических упражне­ний, наблюдение за поведением других по специальной схеме, разработка проектов деятельности в индивидуальном или груп­повом режиме. Активность участников тренинга возрастает в том случае, если они получают установку на включение в со­вершаемые в группе действия в любой момент. Особенно эф­фективными в достижении целей тренинга через осознание, апробирование и тренировку приемов, способов поведения, идей, предложенных тренером, являются те ситуации и упраж­нения, которые позволяют активно участвовать в них всем чле­нам группы одновременно, что создает дополнительную моти­вацию за счет процессов межличностного сравнения в системе сложившихся в группе тренинга отношений. Принцип активно­сти, в частности, опирается на установленную закономерность об усвоении человеком 10% информации, воспринимаемой на слух, 50% информации, воспринимаемой по зрительному кана­лу, и 90% информации, получаемой в ходе самостоятельной деятельности.

Принцип исследовательской, творческой позиции участ­ников тренинга связан с тем, что в ходе его участники группы

осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, варианты разрешения проблем, уже известные и неизвестные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресур­сы, возможности и особенности, проявляющиеся в изоморфной профессиональной деятельности среде, получают возможность экспериментировать в широком диапазоне ситуаций со своим поведением и желающими сотрудничества участниками груп­пы. С этой целью в группе тренинга создается креативная сре­да, основными характеристиками которой выступают проблем-ность, неопределенность, принятие тренером, а впоследствии и группой, поведения каждого участника, безоценочность.

Реализация принципа исследовательской, творческой по­зиции каждого участника сталкивается с ощутимым сопротив­лением группы, нередко настроенной на получение рецептов деятельности и не готовой к принятию на себя ответственности за изменения, заявленные в целях тренинга. Люди, приходящие в группу тренинга, как правило, имеют опыт обучения в школе, в институте, где им предлагались те или иные правила, модели, которые необходимо было выучить и следовать этим образцам в своей практической деятельности. Сталкиваясь с другим, не­привычным способом освоения профессиональной деятельно­сти, участники группы проявляют недовольство, иногда в дос­таточно сильной, даже агрессивной форме. Преодолеть такое сопротивление помогают ситуации, позволяющие участникам тренинга осознать важность и необходимость формирования у них готовности и в дальнейшем, после окончания тренинга, экспериментировать со своим поведением, творчески относить­ся к жизни, к профессиональной деятельности, самому себе. Задачей ведущего тренинг в таком случае становится постоян­ное генерирование ситуаций, позволяющих группе и каждому ее участнику осознать причины своей неготовности к самостоя­тельной деятельности, апробировать и тренировать новые спо­собы поведения и разрешения проблемных профессиональных ситуаций.

Особую значимость для тренинга как метода преднаме­ренных изменений имеет принцип объективации, основным требованием, сущностью которого является перевод поведения

Психология тренинга 109

участников тренинга с импульсивного, неосознанного уровня регуляции профессиональной деятельности на осознанный, ко­гда в любой ситуации специалист отдает себе отчет в том, с ка­кой целью он действует, адекватны ли избранные им средства ее достижения специфике ситуации и его возможностям. В на­чале тренинга этот принцип реализуется ведущим, впоследст­вии он может быть воспринят участниками. Универсальным средством объективации поведения выступает обратная связь, относящаяся к неотъемлемым признакам тренинга как метода.

целями тренинга, что необходимо для корректировки ее проте­кания, и производить замену неэффективных моделей управле­ния поведением на новые, более эффективные.

1. Намеренная/ненамеренная (сознательно передаваемая и непроизвольная);

2. Вербальная/невербальная (в соответствии со средства­ми передачи).

Психология тренинга 111

кретно принципа объективации и принципа реалистичности. Особенностью ненамеренной ОС является ее спонтанность, большая искренность и большая адекватность. Это обстоятель­ство не дискриминирует значимость намеренной ОС в силу ее акцентированности на конкретных аспектах поведения и дея­тельности, что позволяет с меньшими затратами извлекать ин­формацию, релевантную целям тренинга. В то же время суще­ствуют барьеры подачи намеренной обратной связи, сущест­вующие у ее коммуникатора по самым разным причинам.

К опосредованным формам относятся обратные связи, получаемые участниками тренинга посредством технических устройств (аудио- и видеотехники, фото- и киноаппаратуры, компьютера, обучающих машин), предметных результатов дея­тельности, а также идеографической продукции (буклетов про­граммированных инструкций, рисунков и пиктограмм участни­ков тренинга). Опосредованные формы обратной связи сущест­венно увеличивают ее интенсивность и полноту, создавая по­лимодальные информационные структуры, обладающие избы­точностью.

Принцип субъект-субъектного (партнерского) общения предполагает такое взаимодействие участников тренинга, при котором учитываются интересы, чувства, переживания, состоя­ния других, признается ценность их личности. Принцип субъ­ект-субъектного общения был глубоко обоснован Л.А.Петровской и разработан применительно к практике тре­нинга Ю.Н.Емельяновым. Реализация принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, позво­ляющую участникам группы экспериментировать со своим по­ведением, не опасаясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципами системной детерминации, творческой, исследова­тельской позиции участников группы.

Принцип «искренности» включает два аспекта: с одной стороны, каждый член группы тренинга сам определяет для себя меру искренности, а с другой стороны, тренер в начале занятий предлагает для обсуждения, а затем своими действиями поддерживает идею, заключающуюся в том, что в ходе обсуж­дения тех или иных вопросов не стоит говорить неправду.

Принцип «здесь и теперь» предназначен для преодоления тенденции отвлечения участников тренинга от происходящего в группе в сферы, возможно, весьма интересные, но не имею­щие отношения к актуальной ситуации. Вместе с тем принцип «здесь и теперь» не относится к универсальным, так как им не объемлются действия участников тренинга, связанные с реф­лексией прошлого опыта и с проекциями содержания тренинга и приобретенных в его ходе результатов в будущее. К этическим принципам тренинга относятся:

1. Принцип конфиденциальности.

2. Принцип соответствия заявленных целей тренинга его

3. Принцип ненанесения ущерба («не навреди»). Принцип конфиденциальности предполагает, что инфор­мация о личностных проявлениях участников тренинга и их успешности не будет обсуждаться с кем бы то ни было за пре­делами группы. Соблюдение этого принципа позволяет форми­ровать открытую атмосферу взаимодействия между участника­ми тренинга, а также сохраняет мотивацию участников на об­суждение возникающих вопросов и проблем в рамках группы. Принцип ненанесения ущерба соприкасается с принципом кон­фиденциальности, соблюдение которой предотвращает воз­можный ущерб со стороны руководства и значимых других людей; с другой стороны, ненанесение ущерба связано с про­фессионализмом ведущего, его диагностическими возможно­стями и свободой от манипулятивных тенденций.

Принцип соответствия заявленных целей тренинга его содержанию определяет недопустимость по желанию тренера изменения содержательного плана работы с группой, например, перехода от развития навыков эффективного ведения деловых переговоров к рассмотрению источников неуверенности в себе одного из участников группы. В некоторых случаях это воз­можно после обсуждения такого шага в группе, однако, в целом предпочтительнее удерживаться в русле предъявленных целей, а возникающие по ходу работы и не соответствующие им за­просы решать другими средствами, в частности, в ходе индиви-

Психология тренинга 113

дуального консультирования или в рамках других программ

Принцип физической закрытости означает, что группа тренинга работает постоянно в одном и том же составе; после того как работа группы началась, новые участники в группу не включаются. Если кто-то из участников пропускает несколько часов занятий, его можно с согласия группы включить в даль­нейшую работу, однако для этого ему необходимо рассказать обо всем, что произошло в группе во время его отсутствия.

Принцип комплектования группы включает два подприн-ципа: гомогенности и гетерогенности. Принцип гомогенности применяется в отношении таких характеристик участников тренинга, как профессиональная принадлежность, уровень должностной иерархии, по возможности возраста. Принцип ге­терогенности распространяется на такие характеристики, как пол, а также некоторые психические свойства личности.

Принцип пространственно-временной организации тре­нинга определяет временные и пространственные характери­стики работы группы.

Таким образом, совокупность принципов тренинга опи­рается на теоретические положения о факторах изменений и включает в себя четыре группы принципов: формирования сре­ды тренинга, поведения и деятельности участников тренинга, организационные и этические принципы. Можно также выде­лить принципы, характерные для отдельных программ тренин­га. О них особо будет сказано при описании тренинговых про­грамм в четвертой главе. Все группы принципов тесно связаны между собой; воплощение одного принципа возможно при ус­ловии реализации остальных: так, принцип избыточности труд­но реализовать вне принципов активности, исследовательской, творческой позиции участников тренинга; принцип объектива­ции вне принципа реалистичности и т.д.

Источник

Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат

Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Смотреть фото Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Смотреть картинку Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Картинка про Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Фото Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержатВнизу есть список похожих материалов, составленный роботом. Посмотреть
Групповой психологический тренинг всегда основан на общении участников. Как организовать это общение, чтобы сделать его максимально полезным и ни в коем случае не нанести вреда участникам тренинга? Л.А. Петровская назвала следующие принципы общения в ходе психологического тренинга.

Принцип «здесь и сейчас». Никаких абстрактных рассуждений! Обсуждается только то, что происходит в данной группе в данный момент.

Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Смотреть фото Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Смотреть картинку Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Картинка про Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержат. Фото Принцип гласящий что создаваемые в процессе тренинга социальные ситуации содержатПринцип персонификации высказываний. Необходимо исключить из своей речи обезличенные высказывания («некоторые думают, что…», «обычно считается, что…» и т.д.), заменив их более авторскими и адресными («я думаю, что…», «я считаю, что…» и т.д.). Говоря от своего имени, участник «включает» себя в ситуацию, которая создана с помощью конкретного упражнения, при этом как бы допуская, что другие вправе думать, чувствовать и воспринимать ситуацию иначе.

Принцип «языка чувств». Оценочные суждения надо заменять описанием своих ощущений, эмоциональных состояний (например, «я был недоволен, когда ты. » вместо «ты был неправ по отношению ко мне»).

Принцип активности. Каждый член группы должен включаться в происходящие действия, интенсивно взаимодействовать с другими, исследовательская позиция участников.

Принцип доверительного общения. Искренность в выражении своих чувств и эмоций.

Принцип конфиденциальности. Обязательное условие эффективности группового тренинга – уверенность участников, что происходящее в группе не будет обсуждаться за её пределами. Это должно заранее оговариваться и преподноситься участникам как одно из основополагающих условий, без которого участие в тренинге просто невозможно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *