Работа методиста в доу с чего начать
В помощь начинающему методисту.
Диана Саляхова
В помощь начинающему методисту.
Эффективность работы дошкольного образовательного учреждения определяется грамотной в профессиональном отношении деятельностью методической службы. Данная служба определяется уставом ДОУ и координирует работу ДОУ.
Методическую работу следует считать аспектом управления и рассматривать как деятельность, направленную на обеспечение качества образовательного процесса ДОУ. Такое понимание методической работы предъявляет требования к формулировке ее задач, характеристике содержания и выделению участников.
В качестве общих задач методическойработы можно представить следующее: управление образовательным процессом (ведущая, организация повышения квалификации педагогов, организация работы с родителями.
Ответственность за организацию методической работы лежит на старшем воспитателе. Он определяя стратегию, цели, задачи развития и функционирования ДОУ, влияет на конкретизацию целей, задач развития и содержания методической работы.
В методической работе участвуют педагог – психолог и педагоги – специалисты, консультируя воспитателей и родителей в пределах своей компетенции.
Наиболее значимой в методической работе является управление образовательным процессом (целенаправленное воздействие на него для обеспечения оптимального функционирования и развития).
Цель методической работы в режиме функционирования может быть сформулирована как «поддержание достигнутого качества образовательного процесса или оптимизация его результатов», в режиме развития – как «изменение качества образовательного процесса в соответствии с современными тенденциями».
При решении задачи управления функционированием образовательного процесса ДОУ основное внимание направлено на организацию и контроль выполнения образовательной программы, а также на выявление, изучение и обобщение передового педагогического опыта.
Методическая работа должна быть целенаправленной, т. е. ее содержание и формы должны определяться целью и задачами.
Содержание методической работы старшего воспитателя
(по П. И. Третьякову, К. Ю. Белой)
№ п/п Функции управления Функции старшего воспитателя
1 Информационно-аналитическая Формирует банк данных о профессиональных качествах педагогов, выполнении программ, педагогическом опыте, новых исследованиях в педагогике, психологии, дидактике
2 Мотивационно-целевая Совместно с руководителем и педагогами определяет цели и задачи научно-методической работы коллектива, самообразования педагогов, формы и методы учебно-воспитательной работы в детском саду.
Помогает педагогам в научной организации труда, создает для этого условия.
Систематизирует и пропагандирует передовой педагогический опыт, современные научные разработки
3 Планово-прогностическая Прогнозирует развитие научно-методической работы коллектива. На основе диагностики определяет зоны ближайшего развития педагогов.
Совместно с руководителем составляет программы развития ДОУ и образовательную, годовой план, планирует методическую работу
4 Организационно-исполнительская Обеспечивает выполнение годового плана работы детского сада.
Оказывает методическую помощь педагогам.
Готовит и проводит заседания педагогических советов.
Организует взаимопосещения, открытые занятия, конкурсы, дни открытых дверей.
Проводит диагностику детей, анкетирование педагогов, родителей, совместно с руководителем – аттестацию педагогов.
Осуществляет взаимодействие со школой и другими учреждениями
5 Контрольно-диагностическая Осуществляет совместно с руководителем внутрисадовский контроль (оперативный, тематический, итоговый): оценивает качество учебно-воспитательного процесса, предметно-развивающей среды
6 Регулятивно-коррекционная (оперативно-функциональное регулирование) Обеспечивает оперативную помощь педагогам в организации учебно-воспитательного процесса, повышении квалификации, экспериментально-поисковой работе
Профессиональные требования
к старшему воспитателю
Организаторами воспитательно-образовательной работы могут быть заместитель руководителя или старший воспитатель. В тарифно-квалификационных характеристиках педагогических работников ДОУ определены обязанности по этим должностям. В соответствии с уставом в каждом конкретном ДОУ составляются штатное расписание и должностные инструкции.
Старший воспитатель обязан владеть глубокими систематизированными знаниями, и в первую очередь в области психологии, педагогики, управления учебно-воспитательным процессом, педагогическим коллективом. Он должен уметь исходя из современных требований к образованию и воспитанию ставить цели и конкретизировать их в виде задач, которые необходимо решать в коллективе; проектировать, планировать, регулировать и корректировать работу всего учреждения; собирать и анализировать учебно-педагогическую информацию, осуществлять контроль, делать выводы, необходимые для дальнейшего прогнозирования успешной работы детского сада. Выполнение должностных обязанностей требует от старшего воспитателя постоянного самосовершенствования и творческого поиска в педагогической и управленческой деятельности.
1. Вместе с заведующим старший воспитатель ДОУ осуществляет руководство дошкольным учреждением,выполняя следующие функции:
— подбор кандидатов на должности воспитателей, их помощников, специалистов;
— создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе, системы морального и материального поощрения сотрудников;
— формулировка социального заказа своему ДОУ, выработка философии, определение цели;
— стратегическое планирование, разработка и внедрение программ развития и планов работы ДОУ;
— создание имиджа ДОУ среди населения;
— выбор (разработка) образовательных программ для детей;
— организация образовательной, воспитательной работы с детьми;
— организация экспериментальной, исследовательской работы в ДОУ;
— развитие, эффективное использование интеллектуального потенциала воспитателей, специалистов;
— развитие сотрудничества с другими ДОУ, школами, детскими центрами, музеями и т. п.
2. Старший воспитатель планирует учебно-воспитательную, методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей,предусматривая:
— повышение квалификации воспитателей;
— помощь воспитателям в самообразовании;
— составление сетки занятий по возрастным группам;
— методическую помощь воспитателям (в первую очередь начинающим) в подготовке и проведении занятий;
— обмен опыта работы сотрудников ДОУ;
— ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики;
— развитие преемственности ДОУ и школы;
— совершенствование работы с родителями;
— комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками;
— постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.
3. Старший воспитатель организует учебно-воспитательную, методическую работу,включающую:
— подготовку и регулярное проведение заседания педагогического совета;
— проведение для воспитателей открытых занятий, семинаров, индивидуальных и групповых консультаций, выставок, конкурсов;
— организацию работы творческих групп;
— своевременное приобретение оборудования, необходимого для учебно-воспитательной, методической работы;
— ведение картотеки издаваемой учебно-методической и педагогической литературы;
— комплектование, пропаганду среди воспитателей библиотеки учебно-методической и детской литературы, пособий и т. п. ;
— организацию работы воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов;
— проведение совместных мероприятий со школой;
— подготовку для родителей стендов, папок-передвижек об опыте семейного воспитания;
— своевременное оформление педагогической документации;
— формирование и обобщение лучшего опыта работы педагогов по разным проблемам и направлениям.
4. Старший воспитатель осуществляет контроль работы воспитателей,состоящий:
— в систематической проверке планов учебно-воспитательной работы;
— посещении по графику занятий в группах;
— контроле выполнения годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета;
— организации взаимодействии в работе воспитателей, психолога, логопеда, музыкального руководителя, других специалистов;
— регулярном проведении диагностики развития детей, их знаний, умений, навыков;
— изучении планов воспитателей по самообразованию.
Старший воспитатель обеспечивает определенные этапы своего профессионального становления. И хотя педагогический путь у каждого разный,для большинства старших воспитателей существуют общие характеристики:
— первичное усвоение норм, технологий, форм деятельности, необходимых приемов
— осознание своих возможностей, способностей для выполнения профессиональных норм, утверждение индивидуального стиля;
— усвоение высоких стандартов, использование на репродуктивном уровне ранее разработанных приемов, методических пособий, технологий;
— обогащение опыта своей профессии личным творческим вкладом, авторскими находками, усовершенствованиями.
Презентация для педагогов «Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ» Презентация «Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ» создана после выхода в свет Приказа Министерства.
Работа методиста в доу с чего начать
Если воспитатель в детском саду хочет профессионально расти, то ближайшая ступенька — это должность старшего воспитателя. Разбираемся, какие у него обязанности и что нужно сделать, чтобы получить эту должность.
Какие обязанности у старшего воспитателя
По сути старший воспитатель руководит работой всех остальных педагогов детского сада. То есть он настраивает весь педагогический процесс, начиная с планирования и заканчивая контролем.
Планирует и реализует планы. Старший воспитатель, опираясь на образовательную программу, принятую в детском саду, формирует планы на год, в том числе планы методической работы. Дальше старший воспитатель передает планирование в руки педагогов — они составляют маршруты на целый год для своей группы.
Контроль воспитателей. Причем контроль может быть текущим и итоговым. Это не значит, что старший воспитатель ходит по пятам и смотрит, как работают воспитатели. Он волен организовать процесс, как ему удобно: придумать формы отчетов и проверять их, приходить на открытые занятия, проводить наблюдение, приходить раз в месяц в группу.
Проводит мониторинг развития. Старший воспитатель отвечает за мониторинг на теоретическом уровне: ставит цель, подбирает методики оценки. Саму проверку проводят воспитатели, отдают результаты старшему воспитателю, а он составляет из них сводный отчет.
Проводит педсоветы и другие методические мероприятия. Старший воспитатель отвечает за участие педагогов и детей в разнообразных мероприятиях. Он следит за трендами года и принимает решение, исходя из них и пожеланий педагогов. Но, конечно, он делает это не один, а с помощью педагогов.
Руководит взаимодействием с родителями. С родителями можно проводить работу в разных форматах: консультировать, помогать с диагностикой развития детей, просвещать относительно проблемных и кризисных моментов в поведении ребенка. Обо всем этом изначально думает старший воспитатель, а затем координирует работу педагогов в этом направлении.
Оказывает методическую помощь и обучает сотрудников. Наставническая работа по-разному устроена в каждом конкретном детском саду. Можно выдавать педагогам пособия — по ним они научатся лучше взаимодействовать с детьми, создавать развивающую среду. А можно закрепить за каждым педагогом более опытного сотрудника, чтобы он обучал его лично и помогал освоиться в группе. Но всем процессом в итоге руководит старший воспитатель.
Как воспитателю получить эту должность
Чаще всего воспитатель работает на группе несколько лет, активно участвует в мероприятиях, пробует писать пособия или программы, а потом претендует на должность старшего воспитателя.
Старший воспитатель — это должность в детском саду, поэтому можно перевести сотрудника на нее приказом. Для этого не нужно увольнять педагога, а потом нанимать заново, хотя некоторые организации это практикуют.
В некоторых детских садах может не быть должности старшего воспитателя — вместо нее работает методист. Обязанности у него примерно те же и для занятия должности нужно также иметь педагогический опыт.
Методическая работа с начинающими воспитателями ДОУ
Александра Назипова
Методическая работа с начинающими воспитателями ДОУ
Основные ориентиры методиста детского сада в работе с начинающим воспитателем.
Не секрет, что первый год работы молодого педагога в коллективе наиболее напряженный, так как связан с периодом адаптации к новым условиям, к коллегам, к воспитанникам и их родителям. Молодым воспитателям целесообразно начинать свою профессиональную деятельность в группах детей раннего или младшего возраста. Вхождение в профессию требует терпения и понимания не только адаптирующегося педагога, но и его наставников. Поэтому старшему воспитателю необходимо также работать в этом направлении и с напарниками новичка. Профессиональная адаптация молодого воспитателя должна проходить в тесной связи с процессом развития его личностных качеств. В повседневной профессиональной деятельности начинающих педагогов наставникам следует уделять внимание овладению педагогическими приемами и технологиями, выполнению задач дошкольного образования, спецификой общения. Планомерная систематическая работа с начинающим воспитателем способствует развитию у него познавательного интереса к профессии, успешному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают большое влияние на его рост как профессионала.
Процесс формирования и становления в профессии воспитателя проходит в несколько периодов:
2 период – 2–3-й год работы включает в себя: развитие профессиональных навыков и умений, поиск оптимальных методов и приемов работы с воспитанниками, накопление опыта работы, формирование своего стиля в педагогической деятельности. Педагог изучает опыт работы воспитателей своего учреждения и других ДОУ, консультируется со старшим воспитателем, посещает открытые мероприятия разного уровня. Все интересные идеи, методы и приемы берёт на заметку. Вместе с методистом ДОУ обсуждает и определяет о методическую тему, над которой будет работать более углубленно. Участвует в открытых мероприятиях на уровне детского сада.
3 период – 4–5-й годы работы: сформирована система работы, есть свои разработки. Воспитатель активно внедряет в свою профессиональную деятельность инновационные технологии;
4 период – 6-й год работы: это совершенствование как педагога, обобщение и распространение своего опыта работы.
Прохождение этих периодов индивидуально для каждого педагога. Профессиональные качества во многом зависят от качеств характера и темперамента, жизненного опыта. В связи с этим нужно отметить большое значение дифференцированного подхода в работе с молодыми воспитателями.
Перспективный план работы с молодыми педагогами ДОУ «Зайчик» Советского района города Казани
Сентябрь 1. Знакомство с молодым воспитателем. Беседа
2. Наблюдение и анализ воспитательно-образовательной работы. Анкетирование.
3. Ознакомление с требованиями к работе в данном ДОУ (направлениями работы, образовательной программой)
4. Разработка индивидуального плана профессионального развития по результатам анкетирования.
5. Выявление трудовой мотивации, педагогической направленности,
6. Диагностика педагогических умений и навыков педагога, социорефлексии и эмпатии
7. Изучение локальных актов ДОУ, основных требований к ведению нормативной документации (табель, фильтр, листы адаптации, журнал приёма детей, журнал сведений о родителях воспитанников, календарный план, перспективные планы, план работы с родителями).
8. Планомерное целенаправленное сопровождение начинающего педагога
9. Особенности планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ; Виды планирования в ДОУ»
Октябрь 1. Обсуждение основных подходов в воспитании в период адаптации малышей к условиям ДОУ
2. Беседа на тему: «Соблюдение принципа эмпатии и социорефлексии в профессиональной сфере»
3. Моделирование педагогических ситуаций
4. Определение методов работы с тяжело адаптирующимися детьми
5. Создание благоприятного эмоционального климата в группе
6. Обеспечение щадящего режима пребывания ребёнка в группе детского сада, «Понятие “адаптация”, степени адаптации; Психические особенности детей в период адаптации; Формы и методы, облегчающие адаптивность детей в ДОУ» «Взаимодействие с родителями в период адаптации»
Ноябрь 1. Определение основных функций общения с детьми раннего возраста
2. Тренинг для молодых специалистов ДОУ «Построение эффективного общения и взаимодействия с воспитанниками»
3. Рекомендации по охране жизни и здоровья детей в группе ДОУ
4. Обсуждение и анализ педагогических ситуаций
Выбор наиболее оптимальной модели общения с воспитанниками раннего возраста молодым специалистом
Формирование умения работать в направлении поставленных воспитательно – образовательных задач
«Особенности психического развития детей второго, третьего, года жизни;
Учет особенностей физического и нервно-психического развития детей дошкольного возраста в работе воспитателя детского сада»
«Соблюдение режима дня в раннем возрасте – главное условие формирования здорового образа жизни»
Декабрь 1. Мастер – класс педагога – наставника по теме: «Интегрированный подход в воспитании детей раннего возраста» Обсуждение педагогической ситуации, выводы.
2. Совместная процедура диагностики нервно-психического развития воспитанников группы раннего возраста
3. Совместное составление коррекционных планов работы с детьми
4. Творческая работа в коллективе в рамках подготовки к новогодним утренникам.
5. Использование комплексного подхода в воспитании. Выбор форм работы с малышами.
6. Проявление активности, коммуникативных, творческих качеств, осознание себя как части коллектива.
«Виды занятий; Этапы занятия; Особенности составления конспектов для детей разного дошкольного возраста»
7. Правила проведения праздника в условиях ДОУ
Январь 1. Семинар-практикум: «Принципы организации игровой деятельности с дошкольниками в ДОУ»
2. Мастер – класс педагога – наставника по организации предметно – развивающей среды в ДОУ, соответствующей педагогическим и санитарным требованиям. Ознакомление с педагогическими требованиями к проведению совместной деятельности с дошкольниками
3. Ознакомление с понятием “предметно-развивающая среда” «Предметно-развивающая среда в ДОУ как условие успешного воспитательно – образовательного процесса»
Февраль 1. Смотр-конкурс «Лучшая родительская газета «Наша дружная семья». Презентация издательских работ
2. Опрос воспитателей об их ожиданиях от взаимодействия с семьей
3. Круглый стол для начинающих педагогов ДОУ «Родительские собрания в ДОУ (приемы, используемые в процессе проведения)
4. Смотр-конкурс «Лучшее оформление зимней площадки ДОУ»
Налаживание контакта и доверительных отношений с воспитанниками и их родителями. Развитие умения работать в контакте с родителями
5. Формирование навыков проведения коллективной работы с родителями воспитанников «Конфликты «родитель – воспитатель». Пути решения. Советы наставника»
6. Консультация с элементами тренинга «Неконструктивные типы отношения родителей к воспитанию ребенка в ДОУ» «Методические рекомендации и требования по подготовке и проведению родительского собрания»
Март 1. Семинар – практикум на тему: «Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании»
2. Моделирование педагогических ситуаций
Обсуждение с воспитателями-наставниками, обмен мнениями.
3. Привлечение молодого специалиста к совместной работе по подготовке к проведению праздника «Масленица» в старших группах
4. Изучение понятия “личностно-ориентированный подход”; особенностей внедрения личностно-ориентированного подхода в ДОУ
5. Обучение эффективным педагогическим приёмам, используемым в работе педагога. Развитие умения общаться с коллегами в процессе работы, творческих способностей
6. Принципы организации индивидуальной работы с воспитанниками
«Преодоление капризов и упрямств»
7. Ознакомление с основными этапами мониторинга развития дошкольников.
8. Ознакомление с основными принципами и формами коррекционной работы с детьми
Апрель 1. Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости
(тест разработан Н. В. Микляевой, Ю. В. Микляевой, педагогами-психологами)
2. Выбор направления коррекционной работы с воспитателем по итогам проведённого исследования на стрессоустойчивость
3. Открытый показ совместной деятельности с воспитанниками внутри ДОУ; совместный анализ, обмен мнениями и пожелания коллег
4. Изучение стрессоустойчивости молодого воспитателя.
5. Повышение уровня компетентности молодого воспитателя в определённых направлениях
6. Подведение итогов проведённой работы с молодым педагогом, определение ориентиров дальнейшего развития воспитателя как профессионала
«Значение стресса как изменчивости жизненных событий»
«Проблема профилактики и преодоления профессиональных стрессов»
Статьи из опыта работы педагогов детского сада на заданную тему
7. Самостоятельный выбор интересующих тем консультаций
Май 1. Выбор методической темы для работы по самообразованию
2. Педагогическое самообразование; выступление на педагогическом совете; участие в методическом объединении; посещение открытых мероприятий опытных коллег
3. Ознакомление с требованиями к работе с детьми группы раннего возраста в летний период
4. Изучение определённой темы в области дошкольной педагогики.
Самостоятельное составление плана оздоровительной работы на летний период
5. Основные этапы работы педагога по самообразованию.
Страничка методиста
Приветствую Вас на личной страничке методиста Кожеватовой Елены Владимировны
«Дети — источник света и радости для каждой женщины, и долг каждого педагога — суметь сохранить этот свет и приумножить эту радость».
Воспитание и развитие детей — дело очень ответственное. Оно вдвойне ответственно, когда речь идет о воспитании детей дошкольного возраста. Педагог не имеет права выбирать свои воспитательные и развивающие методы и средства, если он заранее хорошо не изучит ребенка.
И очень важна вера в успех каждого ребёнка, уважение его как личности.
Слово «методист» обозначает по С.И.Ожегову, специалист по методике. А методика, в свою очередь, — это совокупность методов обучения чему-нибудь, практического выполнения чего-нибудь. Методист должен обучить или показать практическое выполнение, какого-либо процесса. А это объясняется функциональной ответственностью методиста за самый главный раздел работы образовательного учреждения – образовательный процесс. От того, насколько методист профессионально компетентен в педагогике, психологии, методиках работы с детьми, будет зависеть качество работы всего коллектива.
Моя профессиональная деятельность направлена на создание атмосферы сотрудничества с учётом дифференцированного подхода: молодой специалист, новатор, педагог со стажем, творческая личность. Проявляя организаторские навыки, способность быть лидером, стараюсь заинтересовать и сплотить педагогический коллектив. Уважение к педагогам, честность, открытость — вот главные заповеди в моей работе. Я стараюсь во всём стать примером для своих коллег.
Я – методист «новатор», внедряю в педагогическую практику образовательного учреждения инновационную деятельность, направленную на проектирование стратегии обновления управления ОО, а так же организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами.
Имею авторские публикации, занимаюсь распространением позитивного опыта профессиональной деятельности на окружном, региональном, международном и всероссийском уровнях. И я желаю всем методистам быть профессионалами и помнить, что профессионализм приходит с опытом и зависит от личных способностей, интереса к делу, стремления к постоянному познанию.
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
Каталог образовательных ресурсов для педагогов ДОО
http://www.udou.ru/ — Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» адресован руководителям дошкольного образования, заведующим и методистам ДОУ. В журнале публикуются материалы по вопросам дошкольной педагогики, организации работы дошкольного образовательного учреждения, управления коллективом детского сада, нормативные акты, регулирующие деятельность ДОУ, статьи о новейших достижениях педагогической науки и практики.
http://www.detstvo-press.ru/magazine.php — Журнал ориентирован на профессиональные информационные потребности работников дошкольного образования. Популярный характер изложения материала позволяет рекомендовать журнал родителям. В работе редколлегии принимают участие сотрудники ведущих педагогических учреждений Санкт-Петербурга, а также Комитета по образованию города. На сайте приведены общие сведения об издании, информация о подписке, анонс ближайшего номера, контактные данные редакции.
http://vospitatel.resobr.ru/ — Журнал «Справочник старшего воспитателя»
http://www.menobr.ru/products/7/— Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
— авторитетное и наиболее полное издание по вопросам административно-хозяйственной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Все материалы подбираются с учетом годовой циклограммы деятельности образовательного учреждения. Журнал предлагает готовые решения актуальных административно-хозяйственных задач по управлению ДОУ, финансированию, особенностям бюджетного учета, делопроизводству, кадровой работе, организации питания, охране труда.
— иллюстрированный научно-популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей. В нем публикуются разнообразные теоретические, методические, практические материалы, опыт работы дошкольных учреждений. Большое внимание уделяется вопросам психологии, методики воспитания и обучения, созданию развивающей среды.
— научно-методический журнал для педагогов, родителей и всех тех, кто неравнодушен к миру детства. На страницах журнала обсуждаются актуальные проблемы современного дошкольного образования и перспективы развития отрасли, освещается опыт инновационной деятельности детских образовательных учреждений и профильных учебных заведений, результаты научных исследований, публикуются конспекты занятий и игр, сценарии досугов и праздников, консультации управленцев, врачей, гигиенистов, психологов.
http://best-ru.net/cache/9988/ — Газета «Дошкольное образование»- электронная версия газеты «Дошкольное образование», выпускаемой издательским домом «Первое сентября». Педагогическое издание включает разделы: Детский мир, Родительская консультация, Лаборатория, Мастерская, Игротека, Бабушкин сундук, Личный опыт, Школа природы, Психологическая школа, Документы, Школьный портфель, Школа управления. Для всех номеров публикуется содержание. Полнотекстовая версия номера размещается на сайте через год после публикации печатного издания.
Каталог образовательных ресурсов для педагогов и родителей
http://www.mon.gov.ru/— Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
http://www.edu.ru/ — Федеральный портал «Российское образование»
http://window.edu.ru/ — Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
http://fcior.edu.ru/ — Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://www.ed.gov.ru/ — Федеральное агенство по образованию (Рособразование)
http://www.school-collection.edu.ru/ — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
https://urok.1sept.ru/- Сайт «Открытый урок»
http://www.ndce.edu.ru/ — Каталог учебных изданий для общего образования
http://www.ict.edu.ru/ — Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
http://katalog.iot.ru/ — Каталог образовательных ресурсов сети Интернет
Электронные образовательные ресурсы для дошкольника