Радуга флаг символ чего
Радуга наизнанку
15:33 21.03.2019ВАВИЛОНРадуга наизнанкуАнтон Катасонов
«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Эта мнемоническая фраза, известная нам с детства, определяет порядок следования цветов в Божьей радуге…
В нашей статье речь пойдёт о радуге как о символе исходно религиозном, символе примирения человека с Богом, в общем же смысле — как о символе радости, весёлых песен детства, который сегодня, к сожалению, всё чаще ассоциируется с широко известным флагом ЛГБТ-сообщества, присутствующим на многих общественных площадках и в СМИ. Как же такое стало возможным?
…Радуга — знак благодати,
С тварью прощённой союз,
Снятье с творенья проклятья,
Снятие гибельных уз.
Радугу в небо подъемля,
Боже, напомни нам вновь,
Что посылаешь на землю
Благость Свою и любовь…
(Из стихотворения «Радуга»
Дмитрия Романютина)
Необходимо отметить, что по данной теме наблюдается практически полное отсутствие исследований. Так, в опубликованной 7 апреля 2017 года на сайте BBC статье Александра Кана «Радужный флаг — кто его придумал и что за ним стоит» автор, рассказывая предысторию появления флага ЛГБТ-сообщества и рассматривая, как он видоизменялся с течением времени, не задаётся, однако, вопросом о том, почему именно библейский символ радуги вдруг стал символом сообщества, придерживающегося отнюдь не библейских взглядов. То же замечание касается и других публикаций, где перечисляются цвета флага, раскрывается их символика, но умалчивается о том факте, что исходно библейский религиозный символ был взят на вооружение сообществом, враждебно воспринимающим библейскую, христианскую или любую другую традиционную этику; сообществом, движимым идеей революционных преобразований общества в соответствии со своими групповыми интересами, которые разделяются меньшинством человечества.
В связи с обширностью темы радуги мы не будем касаться иных значений этого символа, например, радуги как символа движения за независимость коренных народов некоторых стран Южной Америки, или как официального флага перуанского города Куско, или присутствия её на флаге Еврейской автономной области России и так далее как не относящихся непосредственно к рассматриваемой нами теме. Мы также не станем рассматривать богатую смысловую символику, связанную с радугой в язычестве, но ограничимся христианским символизмом, черпающим свои смыслы в библейских представлениях о радуге.
Радуга в Библии
В Библии, в Книге Бытия (Быт. 9, 8–17), есть общеизвестное место, где упоминается радуга как символ завета между Богом и человеком:
«И сказал Бог Ною и сынам его с ним: «Вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли». И сказал (Господь) Бог: «Вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами, и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами, и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле». И сказал Бог Ною: «Вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотию, которая на земле»».
Очевидно, всемирный потоп, Содом, Гоморра — символы одного порядка с точки зрения духовно-нравственной, символы событий и мест, где грех человеческий становится мерзостью в очах Божьих и требует Божьего возмездия поголовным уничтожением. А радуга, данная Ною, — знак Божьего обещания того, что всемирного потопа больше не будет, — наоборот, стала символом очищения и прощения, возрождения к новой жизни нравственно очищенного нового человечества.
Радуга на флаге ЛГБТ
Радужный флаг ЛГБТ-движения был разработан в 1978 году американским гомосексуалистом Гильбертом Бейкером (Gilbert Baker), чья жизнь, по его же собственному признанию, была посвящена «созданию этого флага и расширению сфер его использования». Флаг первоначально предназначался для гей-парада в Сан-Франциско (San Francisco Gay Freedom Day), прошедшего 25 июня 1978 года и собравшего под свои радужные знамёна 250 тысяч участников.
С тех пор радужный флаг, известный также под именем прайд-флага, или флага гордости (Pride Flag) и флага свободы (Freedom Flag), становится непременным символом интернационального ЛГБТ-сообщества.
Он состоит из шести продольных полос, цвета которых (за исключением голубого) идут в соответствии с природным порядком радуги сверху вниз: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий и фиолетовый. Флаг используется по всему миру на гей-парадах, акциях в поддержку ЛГБТ-сообщества, он развевается в гей-кварталах, на зданиях ЛГБТ-организаций и «дружественных к геям» (gay-friendly) заведений: кафе, баров и т. д.
Но почему была выбрана именно радужная расцветка? Какое отношение имеет ЛГБТ-сообщество к символу радуги? Посмотрим, что говорит об этом сам Гильберт Бейкер:
«ЛГБТ-движение продолжается благодаря людям, главной идеей которых является свобода и равенство. Каждый из нас — капля воды, из которых состоит волна, та, которая, набирая силу, становится штормом и способна сломать любые преграды. Мы — радуга надежды на свободу.
Первоначальная идея радужного флага — освобождение. Возможность вырваться на свободу, выйдя за рамки, созданные страхом и стремлением «соответствовать нормам», право заявить о своей сексуальности без стыда и боязни возмездия со стороны тех, кто диктует «этические законы».
Любая революция начинается со слова «нет». Нет несправедливости, нет насилию, нет дискриминации, нет притеснениям, нет рабству, нет существованию под гнётом постоянного страха. Да — любви. Дерзкие цвета нашего флага поддерживали эту идею в течение тридцати лет. Радужный флаг жив потому, что представляет всех нас во всём нашем разнообразии и красоте… Каждый флаг символизирует идею. Радужный флаг — это здравый смысл и храбрые действия. Он принадлежит всем. И именно это делает его таким удивительным».
Как видим, здесь мы встречаем гремучую смесь идей свободы, равенства, протеста против «этических законов» и норм общества, несправедливости, дискриминации, рабства — в общем, ничего нового, кроме типичных революционных мантр, под которые обычно проходили и проходят все революции, начиная с Великой французской и кончая чередой многочисленных оранжевых наших дней. Оригинальным выступает лишь сочетание вышеупомянутого с апелляцией к здравому смыслу, который у простых смертных обычно привязан к «этическим законам» и нормам общества. Но, судя по высказыванию создателя флага, этично лишь то, что служит революционному протесту и братскому делу однополой любви пламенных революционеров.
На создание флага ЛГБТ-сообщества Гильберта Бейкера «благословил» знаменитый американский политик, гей-активист, борец за гражданские права гомосексуалов и «икона-мученик» ЛГБТ-сообщества американец Харви Милк (Harvey Bernard Milk), член городского совета наблюдателей Сан-Франциско. По поручению этого первого открытого (coming out) гея и политика, добившегося впервые в Америке государственного поста и погибшего от рук католика-фундаменталиста Дэна Вайта (Daniel James White), Бейкер стал работать над новым флагом, благодаря чему его собственное имя стало известным.
Радуга как манифестация разнообразия представителей движения и как естественный (natural) символ, «подаренный» им природой, потому что «он с Неба». А что естественно, то и не стыдно. Что «подарено» Небом — от сына Неба императора до флага ЛГБТ-сообщества, — то призвано нести на себе печать Бога, и того не запретишь. Тем самым, по аналогии со способами легитимации политической власти, мы имеем один из классических способов легитимации использования символа радуги ЛГБТ-сообществом посредством апелляции к естественному (вариант — божественному) происхождению права на его использование, дарованному с Неба.
Как указывается на сайте отделения «Международного ордена радуги для девушек» шотландского ритуала (The Scottish Rite Temple) в штате Невада (www.nviorg.org), орден был создан в 1922 году в г. Макалистере франкмасоном В. Марком Секстоном (W. Mark Sexson) по аналогии с созданным ранее орденом «Де Моле» (The Order of DeMolay, www.demolay.org) для молодых людей. Заявленной целью создания ордена было содействие развитию у несовершеннолетних молодых людей «качеств лидерства и высокой морали». В частности, одним из известных «высокоморальных выпускников», имя которого увековечено в «зале славы» этой организации, был бывший президент США Билл Клинтон.
И хотя символический смысл цветов радуги на флаге ЛГБТ-сообщества совсем не соответствует трактовке этих цветов у представителей «Международного ордена радуги для девушек», мы можем, не прибегая к помощи каких-либо «теорий заговора» или иных мистификаций, установить соответствие между общим пониманием цветов радуги у масонов и радугой ЛГБТ-сообщества. Так, на сайте mastermason.com поясняется общий смысл символа радуги для масонов. Он состоит в том, что «радуга — один из символов братской жизни». И, как отмечается далее там же, «В. Марк Секстон решил ассоциировать имя организации с радугой, потому что радуга представляет собой первый видимый знак, который Бог дал Своим созданиям».
Но приглядимся, радуга ли изображена на флаге ЛГБТ-сообщества?
Пародия на радугу
Мы до того привыкли называть этот флаг «радужным флагом», что это возымело уже и обратный эффект: упоминание радуги теперь чаще всего вызывает ассоциацию с гомосексуалистами, лесбиянками и прочими многочисленными представителями гей-движения. Однако естественная, природная, Богом данная радуга состоит из семи цветов, тогда как «радужный флаг» ЛГБТ-сообщества имеет только шесть полос. Не означает ли сей очевидный факт, что те, кто обвиняет ЛГБТ-сообщество в присвоении «Божьего символа», занимаются на самом деле «мракобесием»? Ведь если шесть, то уже и не радуга, и нечего тогда копья ломать!
Но не всё так просто. Ведь сам создатель флага Бейкер изначально ассоциировал радужный флаг гей-сообщества с природной радугой, указывая на то, что этот символ — с Неба. Однако уже тогда это было подлогом, поскольку в Божьей радуге нет розовой полосы, символизировавшей сексуальность. И несмотря на то, что исходный восьмиполосный нерадужный флаг был заменён семиполосным — своей, так сказать, промежуточной «эволюционной» версией, уже через год он снова «потерял» полосу (на этот раз цвета индиго) и стал навсегда шестиполосным, то есть опять же нерадугой.
С точки зрения массового обывателя это совершенная случайность, вызванная обстоятельствами времени — дороговизной производства полосы цвета индиго в то время, и обращать на неё внимание — значит, заниматься занудством, буквоедством и мракобесием. Но если взглянуть на ситуацию с флагом в более узком контексте и попробовать найти символический смысл произошедшей подмены естественной радуги (ведь и мы, и Бейкер рассматриваем радугу именно как небесный символ, данный нам свыше), то всё встаёт на свои места.
Число семь в Библии означает прежде всего полноту Божьего творения. История творения в первой главе Книги Бытия завершается седьмым днём покоя, тогда как шесть — это число человека, в шестой день он был сотворён. Радуга — это Божье совершенство, а шестицветная радуга ЛГБТ-сообщества — его противоположность, но ещё и тонкий подлог, поскольку она, используя имя радуги, на самом деле ею не является. Эта нерадуга лишь кажется радугой, «рядясь» в её имя.
Как сатана, используя тонкий обман, исказил слово Божье и, разрушив совершенство Божьего мира, заставил Еву грешить, забыв Божий наказ человеку, так же и подмена Божьей радуги шестицветным полотнищем наследников Содома и Гоморры, и навязывание обществу «радужного» флага «как данного с Неба» (что есть обман как с физической, так и с богословской точки зрения) — это сатанинская попытка извращения смысла Божьего творения и его разрушения на символическом уровне.
Всё дело именно в том, что шестицветное полотнище претендует быть «радугой с Неба» и заменить собой небесный символ, «украв» его имя. А ЛГБТ-сообщество, соответственно, в символическом смысле претендует быть теми, кто спасся от потопа, Содома и Гоморры, извратив исторический и религиозный смыслы на противоположные.
И эта дьявольская подмена почти удалась. В сознании большинства радуга и ЛГБТ «шагают рука об руку». И мало кто ещё помнит о той, настоящей, с Неба, которую у нас украли.
Радуга
Сложный (водный и солнечный) символ.
Её упирающиеся в землю концы, указывают на места хорошего урожай или клад.
Во всех традициях — средство сообщения (встречи) Неба и Земли.
Во многих традициях — дорога в рай; мост или границу мира и рая, сверхъестественным и естественным мирами.
В ряде ранних культур — символ загробного мира.
Как правило служит (считается) предзнаменованием счастливых событий. Хорошее предзнаменование (как и в метеорологии).
Чаще, — позитивный символ.
Во многих культурах — символ божественных проявлений доброжелательного характера.
Измененные состояния сознания
Ассоциируется с небесной змеёй (т.ж. может быть мостом между мирами). (Африка, Индия, Азия, среди североамериканских индейцев) При этом ее сила могла быть и отрицательной (Отсюда, возможно, распространенное в Африке и Азии суеверие, что небезопасно показывать на радугу — это может повлечь непредсказуемые последствия).
В традиционной символике французов, африканцев, индийцев и американских индейцев радуга — змея, утоляющая жажду в море.
При прохождении белого света через призму лучи преломляются под разными углами, в зависимости от длины волн, и мы можем наблюдать световой спектр, или радугу. В восприятии человека радуга представляет собой плавно перетекающие друг в друга полосы семи основных цветов. Люди разных национальностей по-разному определяют цвета радуги. Скажем, в сознании жителей Западной Европы, в отличие от русского национального сознания, отсутствует голубой цвет (в качестве одного из основных, разумеется; он воспринимается просто как оттенок синего), зато присутствует цвет индиго, который для русских никак не может претендовать на право стоять в одном ряду с красным, оранжевым, желтым, зеленым, голубым, синими и фиолетовым цветами, составляющими «русскую национальную радугу».
Содержание
В некоторых районах связана с небесной змеёй — стражем сокровищ или же охватывает кольцом Землю.
В центральноафриканских мифах Нконголо, Король Радуги, — жестокий тиран.
Воплощение Ириды, крылатой вестницы богов (обычно, Зевса и Геры).
Памятный знак для людей, запечатленный Зевсом на облаках.
Иногда изображается на нагруднике Агамемнона в виде трех змей.
Находясь посредине между небом и землей, радуга — это мост из света, облегчающий переход от чувственного к сверхъестественному миру: семицветная радуга, по которой Будда сошел на землю, перевязь Ириды у греков…
Трехцветный мост Бифрёст.
Раннеисторические кельтские золотые монеты назывались «радужные блюдечки».
В европе часто ассоциируется с грядущим богатством, нахождением сокровища (где она касается земли).
Фольклорный «горшок золота».
Древние представления: двухголовая змея сосущая воду из Северного моря и изрыгающей её в Южное.
Небесное явление, получающее в народной традиции мифологическое истолкование. В славянских языках радуга имеет множество названий, нередко отражающих народные представления и верования о радуге: дуга, райская дуга, райдуга, веселка, веселуха, Божий лук, пояс, Божий пояс, бабин пояс, Богородичин пояс, золотой мосток, коромысло, краса, красуля и т. д.
Широко распространено верование, что радуга предвещает конец дождя и ясную погоду, откуда диалектные названия ясна, ясновка, ясница и т. п. Но изредка встречаются и противоположные представления, что радуга к дождю (Польша). В Вологодском крае учитывали и форму дуги: крутая дуга — к вёдру, а пологая — к продолжительному дождю. В Черногории считали, что если радуга появилась на востоке, она предвещает хорошую погоду, а если на западе — дождь. Видеть радугу — к добру.
У всех славян существует верование в то, что радуга набирает, высасывает, «пьет» воду из озера, моря, реки или колодца, подобно змею. Поэтому ее часто называют «змей» или «смок». В Новгородской губ. «радугу называют змеей: она, опустив жало свое в воду, набирает в себя воду, а после выпущает, отчего и бывает дождь; на концах радуги повешено по котелку с древними золотыми монетами» (рукописное сочинение 1878 г.).
Иван Франко писал, что «народ представляет себе радугу как некое существо, выпивающее воду из каких-то источников, прудов и т. п., а иногда с водою она выпивает лягушек и рыб, которые позже при больших грозах падают с неба далеко от того места, где они были высосаны в воздух». На Западной Украине существует представление, что радуга может всосать в себя и выбросить на другой конец своей дуги человека. Поэтому радуга вызывает суеверный страх, к ней опасаются подходить. У хорватов известно проклятие: «Пусть тебя радуга всосет!» Сербы считают, что радуга охотнее всего пьет воду у водяных мельниц и потому около них нельзя купаться. В Закарпатье из страха перед радугой запрещают указывать на нее пальцем.
Сербы, македонцы, болгары и западные украинцы верят, что прошедший под радугой изменяет свой пол. В западной Болгарии говорили, что если кто-то хочет изменить свой пол, он должен пойти во время дождя на реку и там, где радуга «пьет воду», на том же месте должен пить, и тогда он превратится из мужчины в женщину и из женщины в мужчину. Это свойство радуги может быть использовано для того, чтобы магически переменить пол будущего ребенка: если женщина, у которой рождались только девочки, пойдет напиться воды на том месте, где «пьет» радуга, то после этого у нее будут рождаться мальчики (там же).
Радуга является символом урожая, плодородия, изобилия, ср. белорусское название богатка. По мнению болгарских крестьян, когда радуга долго не появляется на небе, следует ожидать неурожая, засухи и голода; отсутствие радуги означает, что «дядо Господ сердится на людей». Болгары и сербы гадали по радуге об ожидаемом урожае, причем разные цвета радуги обозначали разные культуры. Хорваты говорят: «Белое означает хлеб, красное — вино, зеленое — жито и пшеницу», или: «Синяя полоса — это капуста, овощи, желтая — растительное масло, красная — вино; какая полоса шире — того и уродится больше»; ср. южнославянское название радуги вино-жито. Болгары считают, что зеленый цвет— это трава, желтый — просо, красный — вино, а оранжевый — жито.
В восточной Сербии двойную радугу (обращенную концами к земле и к небу) называют «близнец» и считают, что по яркости и широте полос дуги, обращенной к земле, можно предсказать урожай на земле, а по дуге, обращенной к небу,— урожай на «том свете».
С библейскими представлениями о всемирном потопе (Бытие, IX, 8-17) связано восприятие радуги как божественного знака благополучия и благодати. Ср. рус. архангельское «божья дуга, знаменье господне», карпат. «божий знак», укр. «знамене», «святка» и др. На основе ветхозаветного текста и апокрифов возникли народные предания о радуге, например запад-ноболгарское: «Бог сказал Еве — пока существует радуга, люди будут плодиться, а как только она исчезнет, наступит второе пришествие».
В Болгарии известно также представление о том, что радуга — это «пояс Господа, который он полощет во время дождя или сушит после дождя». Вместе с тем радуга называют и «поясом самовил» (см. Вила). У сербов и хорватов говорят, что Бог с помощью радуги показывает женщинам, как надо ткать и какие цвета употреблять.
Ленты цветов радуги помогали в шаманских обрядах в путешествии на небо, но фольклор предупреждал об опасности прикосновения к радуге и о головокружении при взгляде на нее.
Возвещает о нарушении вселенской гармонии.
Знак объединения инь и ян, союз Неба и Земли.
Иногда — знак «внебрачного разврата».
Небесный дракон. Часто представлялась в виде двухголовой змеи.
Считалось непочтительным указывать на нее пальцем.
В Древнем Перу (государстве инков) связывалась со священным Солнцем, и «правители инков носили ее изображение на своих гербах и эмблемах» (Гарсиласо де ла Вега, 1539—1616).
Отождествляется с лестницей, по которой можно подняться в иной мир.
В мифах северных и юго-восточных племен Австралии наряду с тотемными предками есть и более обобщенные и, по-видимому, развившиеся позднее образы «надтотемных» мифических героев.
Мать и отец могут принадлежать к различным, иногда сразу к нескольким тотемам (каждая часть их тела может иметь свой тотем) и, соответственно, являться общими предками (то есть носителями и первоисточниками душ) различных групп, людей, животных, растений.
В мифах фигурируют обычно не одна, а несколько «матерей», иногда две сестры или мать с дочерью. Эти сказания и соответствующий им ритуал связываются с одной из «половин» (фратрий) племени, что допускает и предположение о частичном генезисе образов матерей из представлений о фратриальных прародительницах.
Сестры Ваувалук (так их называют юленгоры и некоторые другие племена) представляют собой своеобразный вариант тех же матерей-прародительниц, воплощающих плодородие. В образе змея-радуги, широко известном на большей части территории Австралии, объединяются представления о духе воды, змее-чудовище (зародыш представления о «драконе»), магическом кристалле (в нем отражается радужный спектр), употребляемом колдунами. Проглатывание и выплевывание змеем людей связано (как и у других народов) с обрядом инициации (символика временной смерти, обновления). Р. М. Берндт находит в проглатывании змеем сестер также эротическую символику, связанную с магией плодородия.
В некоторых мифах змей-радуга сопровождает большую мать в ее странствиях. У муринбата радужный змей под именем Кунмангур сам выступает предком, отцом отца одной и отцом матери другой «половины» племени. Он делает всех людей и продолжает следить за ними. Сын Кунмангура насилует своих сестер, а затем смертельно ранит отца. Кунмангур странствует в поисках тихого места, где бы он мог исцелиться. В отчаянии он собирает весь огонь, принадлежавший людям, и, бросая в море, тушит его. Другой мифический персонаж вновь добывает огонь (идея обновления). Мифы о радужном змее и матерях-прародительницах тесно связаны со сложной обрядовой мистерией, устраиваемой до начала дождливого сезона в честь матери-земли Кунапипи, воплощающей плодородие.
Эмблема Кахукары, бога войны у новозеландских маори.
Лук (дуга) Индры, символи небесной активности. Поклон (. ) бога-героя Индры.
Семицветная лестница Будды.
Высшее состояние, достижимое в царстве сансары.
В тибетском тантрическом буддизме «радужное тело» или «тело радуги» — предпоследнее переходное состояние медитации, в котором материальное бытие начинает преобразовываться в чистый свет (высшее йогическое состояние, достижимое в царстве сансары).
Находясь посредине между небом и землей, радуга — это мост из света, облегчающий переход от чувственного к сверхъестественному миру: семицветная радуга, по которой Будда сошел на землю, перевязь Ириды у греков…
Четыре цвета радуги (красный, желтый, зеленый и синий) — отражения божественных качеств. Соответствуют четырем элементам.
Символ единства, атрибут Троицы (трёхполосная).
В связи с потопом (Быт 9:11-16):
Символ прощения Богом (примирения с жизнью на земле) человечества
Знак союза Бога с Ноем и обещании, что ни его, ни потомков никогда более не уничтожит потоп.
«Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением вечного завета между Мною и между землею» (Бытие, 9:13).
В искусстве служит троном Господним, а в сцене Страшного Суда — Христа-Судьи (Иногда изображается сидящим на вершине радуги). (Всемирный судья; Трон Суда).
«…И вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен яспису и сардису; и радуга вокруг престола…» (Откр. 4:2—3).
Атрибут Девы Марии, примиряющий небо и землю.
В средневековье три главных цвета радуги толкуются как образы всемирного потопа (синий), мирового пожара (красный) и новой земли (зеленый), например у Готтфрида из Витербо (ок. 1125—1192), а семь цветов — как образы семи таинств и семи даров Святого Духа.
Христос, «защитивший нас от духовного потопа» (Данте).
Боярышник, над которым висит радуга.
«Представляет собой иносказательное изображение Завета Божьего Во Облаке. Символ того, что Бог верен своему обещанию не насылать на человечество новых бед и хранить неиссякаемое, бесконечное милосердие и любовь к людям, подобно радуге, которая никогда не появляется без дождя.» [EMSI 40-1,с.275]
Символ утешения. Хотя печаль и удручает нашу голову, Мы все же обретем утешение. Ибо Господь обещал свое благословение тем, Кто грустит и печалится. Символ означает утешение для тех, кого окружают мрачные тучи. Лучшие времена обязательно настанут. Нет ни беспокойства, ни печали, ни неудач, Есть облегчение, или некоторое восстановление. [EMSI 22-12,с.197]