Рамки монтессори что это
▣ ПОДПИСАТЬСЯ НА ИНСТАГРАМ➥
Развивающие игрушки, придуманные талантливейшим итальянским педагогом Марией Монтессори более ста лет назад, очень и очень популярны у современных родителей и детишек. Что вполне закономерно: эти развивалки – яркие, простые и в то же время интересные и полезные как для самых маленьких, так и для подросших деток!
Рамки-вкладыши очень разнообразны. Они отличаются друг от друга по форме, тематике, возрастному предназначению, техническому оформлению (например, деревянные рамки-вкладыши). Какова бы ни была игрушка, главное – она приносит огромную пользу крохе. Основная задача игры – вернуть на место вырезанную мелкую деталь, предварительно сопоставив форму и размер элемента и «домика» для него. В некоторых игрушках есть возможность ориентироваться по смыслу картинки, в других же форма и размер являются единственными определяющими характеристиками. Интересно, не так ли?
Например, несложные рамки-вкладыши можно предлагать крохе с 6 – 8 месяцев, а варианты посерьезнее будут увлекать детвору лет до 5 – 6!
Что такое рамка-вкладыш?
Игрушка представляет собой дощечку-планшет с вырезанными в ней деталями разных форм. Их можно доставать из рамки и ставить на место. Чаще всего детальки снабжены кнопочкой-ручкой, за которую их очень удобно брать. Но в предназначении этой кнопочки есть секрет: она не только для удобства! Дело в том, что малыш берется за кнопку тремя пальчиками: большим, указательным, средним – то есть теми, которыми позже будет держать карандаш и ручку!
Догадались? Главная польза рамок-вкладышей:
Но это далеко не все! Рамки-вкладыши:
Вот какой мощный развивающий потенциал заложен в простой с виду игрушке!
А теперь нам нужно узнать, какие бывают виды рамок-вкладышей, чтобы правильно подобрать вариант для малыша в соответствии с его вкусами и возрастом.
РАМКИ-ВКЛАДЫШИ БОЛЬШЕ-МЕНЬШЕ. В одной рамочке расположились четверо одинаковых с виду, но разных по размеру зайчиков, собачек или других зверят. Задача – расставить детальки по местам. Такой вариант рамки-вкладыша можно дать крохотуле уже в полгодика, но, конечно, не стоит ожидать, что малыш сразу же самостоятельно все расставит! Сделать все сам кроха сможет позже, годика в полтора, а пока, мамочки и папы, играйте вместе с ним!
ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАМКИ-ВКЛАДЫШИ. Рамочки с вкладышами в виде фигурок-зверят-даров природы-машинок будут интересны дочкам и сыночкам с 1,5 – 2 лет. Упрощает задачу малышам вариант рамки с подслоем – в прорезях рамки для облегчения подбора деталей нанесен аналогичный рисунок.
Двух – трехлетним детишкам подойдут варианты посложнее – геометрическими фигурами, разделенными на части прямыми или волнистыми линиями; с цифрами и буквами, которые нужно вложить в соответствующие силуэты.
РАМКИ-ОДЕВАЙКИ. Деткам очень нравится подбирать кофточки и штанишки к фигуркам ребят или зверюшек, а также разные мордашки: веселые, сердитые, удивленные! Играя с «одевайкой», можно научиться очень и очень многим важным, интересным вещам. Например, узнать названия предметов одежды, познакомиться со временами года, мордашки же помогут малышу распознавать различные эмоции. Игра будет намного увлекательнее с мамиными комментариями: «Мишка идет на зимнюю прогулку. Что взять – может, пижаму?» Конечно, малыш с довольной улыбкой выберет меховой костюмчик! Можно сочинять целые рассказы на тему, как мишка встал, снял пижамку, одел что-то подходящее по времени года, пошел на прогулку, испугался, например, гусеницы, а потом понял, что бояться нечего, и рассмеялся… Включайте фантазию, и игра с рамкой-вкладышем приобретет новые грани!
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ-ВКЛАДЫШИ – интереснейшая идея Монтессори! Такая рамка предназначена для деток постарше, но будет интересна даже взрослым. Очень увлекательно расставлять континенты по их местам на полушариях! Отличный способ подучить географию. Кстати, именно сборные географические карты для детишек, появившиеся еще в конце ХVІІI столетия, — «прадедушки» современных паззлов! Заинтересовались?
Желаем Вам увлекательных игр и больших успехов!
Рамки и вкладыши Монтессори геометрические
Лена Данилова методист, автор более 60 книг по раннему развитию, мама пятерых детей
Они могут быть изготовлены вами самостоятельно из картона, как описано в книге самого Никитина, или куплены в магазине. Сейчас в продаже есть наборы сделанные из фанеры и из пластмассы.
Если использовать игру немножко не так, как там рекомендуется, можно будет начать пользоваться игрой несколько раньше, чем положено, например, в 10-12 месяцев.
Начинайте с показа вкладышей. Возьмите круг, овал, квадрат, равносторонний треугольник, покажите их малышу, назовите. Показывать лучше, не держа в руках, а выкладывая по одной фигурке на однотонную поверхность (не на цветную скатерть или ковер, а хотя бы на лист бумаги). Показав по одной фигурке, дайте их все малышу для самостоятельного разглядывания и манипуляции. Заодно можете предложить коробочку или баночку, в которую он сможет их положить и высыпать обратно. Так можно проделывать не один раз. Постепенно познакомитесь со всеми 16-ю фигурами комплекта.
После предварительного знакомства с вкладышами покажите рамки. Называя фигуру, в виде которой проделано отверстие, говорить можно по-разному: «Смотри, вот дырка в виде круга» или «Вот круглая дырка».
Третий этап. Возьмите одну рамку «круг» и соответствующий вкладыш. На глазах у малыша закройте «окошко», потом снова его откройте, комментируя словами «окошко закрыто, окошко открыто» или «мама закрывает окошко, открывает. «. Потом, оставив окошко закрытым, предложите малышу самому его открыть. Возможно, он сразу не поймет, что он должен сделать и как. Тогда вы направьте его ручку к рамочке, помогите ухватиться и откройте его вместе. Затем опять сами закройте. Так повторяйте несколько раз. На другой день возьмите другую рамку. Открывать малыш сможет любую из них, а вот закрыть, пожалуй, пока не сможет ни одной. Это дело ему предстоит освоить в ближайшие месяцы.
Учим закрывать «окошки». Занятия проводятся сначала с одной рамкой: вы вынимаете и вкладываете вкладыш, предлагаете малышу вынуть, потом попробовать закрыть. В случае неудачи закрываете сами и опять даете открыть.
Постепенно у ребенка начнут получаться все фигуры. Тогда предложите ему две рамки одновременно. Пусть попробует не только закрыть, но и правильно подобрать вкладыш к рамке. Если малыш не может сделать этого сам, не показывайте сразу пальцем, чего куда нужно класть, поговорите с ним. Скажите: «это круг, его нужно положить в круглое окошечко; где оно?». Пусть малыш попробует найти ее по вашей подсказке. Если же совсем не получается, нужно сказать не «давай я закрою», а «давай сделаем вместе». И направьте его руку в нужном направлении.
В следующее занятие опять предложите малышу попробовать самостоятельно справиться с заданием.
Очень постепенно подходите к тому, чтобы закрывать одновременно 6, 8, 12, а затем и все 16 рамок.
Эти же рамки можно использовать для подготовки руки к письму и рисованию: рисовать фигуры, обводя внутри рамок. У малыша, конечно, это получится не сразу. Сначала у него вообще ничего не получится. Он не сразу поймет, что ему вообще надо делать. Поэтому начните все сами. Возьмите рамку «круг», обведите. Дайте рамку малышу, сами возьмите другую, например, «овал». Продолжайте обводить на своем листочке. Малыш попытается нарисовать круг по рамке, но сначала карандаш будет съезжать в середину рамки. Не говорите, что у него не получается. Наоборот, похвалите, даже если малыш просто попал карандашом внутрь рамки.
Если у малыша начинает получаться обводить фигуры внутри рамок, пусть попробует закрашивать фигуры. Сначала это можно делать, прямо не снимая рамку с бумаги, тогда и не вылезешь за край. Но только рамку надо держать так, чтобы она не съезжала, поэтому помогите ему держать рамку. Когда он поймет, как закрашивать (не научится аккуратно закрашивать, а только поймет, что значит водить карандашом внутри фигуры), нарисуйте ему фигуры по рамкам сами и пусть попробует их раскрашивать. Можете делать это вместе (раскрашивать одну фигуру). Не требуйте от ребенка не вылезать за край, закрашивать до конца и т.д. Этому он научится гораздо позже.
«Рамки и вкладыши Монтессори»
Наталья Коновалова
«Рамки и вкладыши Монтессори»
Сегодня я познакомлю вас еще с одной развивающей игрой. Идея этой игры взята из трудов итальянского педагога Марии Монтессори.
Игра «Рамки и вкладыши Монтессори» хороша тем,что развивает детей в нескольких направлениях:
— учит узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь);
— готовит детей к овладению письмом и рисованием;
— знакомит с геометрической терминологией.
Используя рамки и вкладышиможно проводить следующие игры:
-Найди рамки к вкладышам и вставь их.
-Обведи контур фигуры по рамке (по вкладышу).
-Кто нарисует больше фигур на одном листе.
-Раскрась фигуры цветными карандашами.
Кроме сплошной штриховки фигур, можно пробовать штрифовку в виде сетки параллельных линий различной густоты, идущих горизонтально, вертикально, наклонно. Можно сделать двойную штриховку, чтобы фигура стала покрыта квадратиками, ромбиками.
-Сделай фигуру с двойным контуром.
-Сделай орнамент из фигур.
-Узнай фигуру на ощупь.
-Вставь рамки в вкладыши на ощупь.
-Разложи рамки и вкладыши по колличеству углов в фигуре.
Можно придумать еще много разных игр, идеи приходят в процессе работы. Задания и колличество рамок подбираются в зависимости от возраста ребенка и уровня его развития.
Желаю успехов в работе!
Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры «Рамки и вкладыши М. Монтессори» Я работаю с детьми раннего возраста. Малыши, которые приходят к нам в группу, практически не умеют говорить. Исходя из этого, главные задачи,.
Развивающие игры Б. П. Никитина. «Развивающие игры – вовсе не, какой-то эликсир талантливости, принимая который можно достичь желаемых результатов. Это одно из средств развития.
Консультация «Методика раннего развития Марии Монтессори: игра: рамки и вкладыши, бизиборды»
Методика раннего развития Марии Монтессори:
игра: рамки и вкладыши,
бизиборды
Популярность систем раннего воспитания малышей нисколько не ослабевает. Напротив, родители всё чаще прибегают к различным развивающим методикам, благо, что их выпускается огромное количество. И всё же есть непреходящая классика – программа, которую составила Мария Монтессори.
Мировую известность Мария Монтессори приобрела благодаря, разработанной ею педагогической системе. Ей удавалось с помощью ряда своеобразных заданий и умелого применения принципа саморазвития, когда малыш занимается сам, так успешно влиять на развитие умственно отсталых детей, с которыми она занималась, что к моменту поступления в школу они по своему развитию даже превосходили нормальных детей.
Рамки Монтессори являются одним из признанных лидеров в области развивающих материалов для детей от 2 до 7 лет. Они представляют собой набор ярких геометрических фигур-вкладышей из фанеры и «окошек» для них.Это не просто забавная игрушка на один день: с их помощью можно тренировать мелкую моторику и умственные способности, воображение и пространственное мышление ребенка. Методика базируется на развитиииндивидуальности малыша: ведь эти рамки-вкладыши не только собираются разными способами, как настоящая головоломка, но и используются во множестве игр.
Эта игра развиваетдетей в нескольких направлениях:
во-первых: вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь);
Рамки-вкладыши Монтессори с простыми фигурами можно предложить ребенку от 1 года, правда играть придется под бдительным контролем взрослых.С 2 лет дети могут уже заниматься самостоятельно: вставлять вкладыши в рамку, называть их цвет, заштриховывать обведенные взрослым фигуры или пытаться обвести их самому.С возрастом следует увеличивать количество рамок: если малышу 2-х лет предлагаются 3-4 рамки с вкладышами простых фигур, то дошкольник уже способен быстро собрать «четырехэтажный домик с окошками», используя все 16 рамок.
Набор состоит из следующих фигур:
Рамку с вкладышами с самого начала называют по форме отверстия в ней (круг, квадрат, треугольник и т. д.). В зависимости от возраста малыша и уровня его развития подбираются задания и количество рамок. Вначале подбирают задания полегче, а потом все труднее и труднее. Задания надо подбирать самому взрослому, пользуясь умением «чувствовать возможности» малыша. Поэтому сначала лучше всего родителям познакомиться со всеми заданиями, выполнить некоторые из них, а потом уже предложить их малышу.
1. Найди вкладыши к рамкам и вставь их. Это самое любимое задание у детей.
Они его повторяют бесчисленное количество раз и когда они совсем еще малы, и когда станут постарше.
Для детей старшего возраста,это же задание можно дать как задачу: «сложить 4-этажный дом с четырьмя окошками на каждом этаже».
Ребенку сравнительно трудно правильно нарисовать квадрат, треугольник или вообще какую-нибудь фигуру, а с помощью рамок они вдруг станут выходить идеально правильными.
Это задание можно усложнить: «Сделай на одном листе ровно три (можно четыре, пять и больше) кружка («печем блины») или ромба («делаем клумбы»)», т. е. дать задание, связанное со счетом нарисованных фигур. «Нарисуй все эллипсы в рядок («огурцы на полке») или равнобедренные треугольники в колонку («елочка выросла»)»,причем можно еще предлагать второе условие: «так, чтобы они не касались друг друга» или, наоборот, «чтобы они зацепились друг за друга» («цепочка»).
3. Раскрась фигуру цветным карандашом. После того как малыш нарисует несколько контуров фигур по рамке или вкладышу, ему можно дать задачу закрасить их цветными карандашами. Основная трудность закрашивания в том, что малышам трудно не выходить за контур, водить карандаш от линии до линии. Но здесь есть опять спасительный «секрет», узнав который малыш станет делать контур с четкими границами. Он состоит в том, что поверхность фигуры сначала закрашивают вблизи самого контура штрихами, параллельными линиям контура. Сам контур становится широким, в три-четыре миллиметра, и тогда внутреннюю часть можно закрашивать уже смело.
Цвет окраски лучше подбирать соответственно тому предмету, который изображает контур. Если это солнышко, то оно будет желтым, оранжевым или красным, если арбуз, то зеленым или полосатым, а если это воздушный шарик, то любым. Хорошо, когда малыш сам выбирает цвет.
Чем больше малыш проявляет в игре собственной инициативы,тем это лучше во всех отношениях: больше возможностей для развития творческих способностей детей.
Можно, сделав первый контур по рамке и сняв ее, накрыть контур вкладышем и обвести его. Тогда второй контур может выйти таким же, как и первый, но тут трудно добиться точного совмещения, чтобы они не оказались сдвинутыми в одну сторону или повернутыми друг относительно друга.
Если на бумаге есть 2 контура, то можно заштриховать просвет между этими контурами, делая фигуру как бы с жирным контуром. Можно делать и больше двух контуров в одной фигуре и карандашами разных цветов, например в последовательности цветов в радуге и т. п.
5. Сделай орнамент из фигур. Орнаменты (украшения обычно из повторяющихся элементов) можно делать как из одинаковых, так и разных фигур, как с одним, так и с двойным контуром, располагая фигуры в линейку, веером, цветком, накладывая их, частично друг на друга или располагая отдельно.
6. Узнай фигуру на ощупь. Малышу завязывают глаза, как при игре в жмурки, и дают стопочкой рамки, названия которых он уже знает. Ребенок на ощупь определяет фигуру и говорит, как она называется.
7. Вставь вкладыши в рамки на ощупь. Задавать его можно после того, как малыши узнают названия фигур и станут легко выполнять всё первое задание. Но тут надо, соблюдать чувство меры, и задавать столько фигур, сколько малыш в состоянии сделать с интересом и удовольствием. Здесь может помочь сказка о злом крокодиле, который проглотил солнышко, и на земле от этого стало темно-темно. Что тогда оставалось делать всем животным, птицам, людям? Всем пришлась все делать в темноте, как с завязанными глазами, и даже в свои дома пробираться ощупью. В первый раз можно дать только одну-три рамки и вкладыши к ним, а затем увеличивать их число, пока дети на ощупь не смогут найти все шестнадцать вкладышей к шестнадцати рамкам.
Чем старше становится ребенок, тем сложнее предлагаемые взрослым или придуманные им самим игры Монтессори:
• предлагается собирать их в рамки на ощупь (с завязанными глазами,
• появляется понятие контура и двойного контура (можно обводить рамку и сам вкладыш, или обводить вкладыш, а затем чуть сдвигать его и обводить другим цветом,
• можно не только раскрашивать фигуры, но и создавать с их помощью картинки. Например, ребенку 6-7 лет будет интересно нарисовать, используя вкладыши, и раскрасить «зимний двор»: с помощью кругов появляются снеговики с ведрами-трапециями на головах, а треугольниками разного размера рисуют елочки и пр.
• малыш может вырезать ножницами обведенные на цветной бумаге или на картоне фигуры и сделать из них аппликацию.
Воспитание маленького ребенка – задача не из простых, требующая постоянного внимания со стороны хотя бы одного из родителей.
Родители с маленькими детьми ценят на вес золота каждую свободную минутку. Чтобы таких минуток стало больше, прекрасно подойдет не просто развивающая доска для малышей, а бизиборд своими руками. Название бизибордпроизошло от двух английских слов: busy, что в переводе означает занятой, и board, которое переводится как доска. Заполучив подобную игрушку, ребенок на время будет действительно занят и всецело поглощен исследованием такой интересной и умной конструкции. Плюс, подобное времяпрепровождение принесет ему не только удовольствие от игры, но и пользу.
Бизиборд – это методика Монтессори для самых маленьких. Вряд ли крошечному малышу будет интересно, если вы начнете объяснять ему, как работает та же дверная щеколда – он не станет слушать или просто ничего не поймет. Другое дело, когда, играя с ней, он случайно сам поймет принцип работы – тогда для него это станет поводом для радости и гордости за себя. Такое он запомнит обязательно, а главное – ничего ценного точно не поломает.
Основной целью такой конструкции было развить у ребенка интеллект, воображение и многие бытовые навыки, связанные с моторикой. С тех пор бизиборд многократно изменялся и усовершенствовался, но всегда оставался незаменимым помощником для всестороннего развития мальчиков и девочек.
Использовать подобную конструкцию при занятиях с детьми можно уже с 10 месяцев и до 2 – х летнего возраста, но можно усовершенствовать и использовать детям постарше. В зависимости от сложности конструкции и набора различных механизмов на доске, она будет интересна и пятилетнему ребенку.
Благодаря новым тактильным ощущениям и пальчиковой гимнастике, игры и упражнения с развивающей доской стимулируют у детей развитие:
В настоящее время сложно представить развитие мелкой моторики без использования бизиборда Монтессори. Ещё немаловажная задача, с которой справляются доски – это безопасность. Когда малыш становится способен передвигаться самостоятельно и перед ним открывается огромный интересный мир, требующий исследования,для родителей начинается время постоянных запретов и всевозможных нельзя: отойди от розетки, не трогай провода, не играй маминым телефоном, не лезь в ящик, прищемишь палец, и так до бесконечности. В этом случае на выручку может прийти развивающая доска.
Что может входить в состав развивающей доски:
• кнопки, выключатели и тумблеры. Идеально, если после их нажатия что – нибудь будет светиться и заиграет мелодия;
• навесные замочки, щеколды, шпингалеты, задвижки. Все то, что можно закрыть – открыть, защелкнуть, задвинуть;
• крючки и дверные цепочки. То, что способно за что – нибудь зацепиться;
• дверной замок на батарейках;
• неподключенная розетка и вилка. Это просто отдушина для маленького непоседы;
• молнии, застежки, пуговицы и кнопочки;
• шнурки, веревки, ленты. То из чего ребенок может завязать узел или бантик;
• бусы или счеты. Элементы, которые ребенок мог бы перебирать в руках;
• старый телефонный аппарат, который необходимо крутить пальцем;
• лоскутки из различных материалов. Из них можно изготовить буквы, цифры, вырезать любимых мультгероев;
• картинки с буквами, цифрами, животными или фруктами.
Вот несколько фото для вдохновения:
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 210 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Методика раннего развития Марии Монтессори.
Игра: рамки и вкладыши,
РАМКИ И ВКЛАДЫШИ МОНТЕССОРИ (М)
Материал взят из книги «Интеллектуальные игры».
Идея этой игры взята из трудов известного итальянского педагога Марии Монтессори (1870–1952). Ей удавалось с помощью ряда своеобразных заданий и умелого применения принципа саморазвития, когда малыш занимается сам, так успешно влиять на развитие умственно отсталых детей, с которыми она занималась, что к моменту поступления в школу они по своему развитию даже превосходили нормальных детей. Тогда это так поразило ее, что она писала: “. что же надо делать с нормальными детьми, чтобы они стали слабее моих несчастных?”
Игра “Рамки и вкладыши Монтессори” развивает детей в нескольких направлениях:
1) вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь);
2) готовит детей к овладению письмом и рисованием – вырабатывает умение владеть карандашом, как говорят художники, дает “твердость руки”, умение проводить линии по линейке, по угольнику, по лекалу и на глаз, различать границы фигур и видеть линии-контуры;
3) знакомит с геометрической терминологией – названиями фигур. В эту игру можно играть даже с полуторагодовалыми и двухлетними малышами, если их развитие не слишком задержано недостатком свободы в познании мира. В возрасте от 8–9 месяцев до 2 лет нехватка свободы (детям не разрешают ползать по полу) особенно сильно сказывается на развитии.
Игра представляет собой набор квадратных рамок-пластинок размером 100×100 мм, толщиною 1,5–2 мм. В центре каждой из них вырезано отверстие, закрывающееся крышкой-вкладышем такой же формы и размера, но другого цвета (рис. 10).
Набор состоит из следующих фигур:
1. Круг (диаметр 50 мм).
2. Квадрат (сторона 40 мм).
3. Треугольник равносторонний (сторона 50 мм).
4. Эллипс (диаметры 70 и 40 мм).
5. Прямоугольник (стороны 60 и 40 мм).
6. Ромб (сторона 40 мм и острый угол 60°).
7. Трапеция (основания 60 и 40 мм, высота 40 мм).
8. Четырехугольник неправильный (стороны 65 и 35 мм, один прямой угол).
9. Параллелограмм (со сторонами 50 и 42 мм, острый угол 75°).
10. Треугольник равнобедренный (стороны 65 мм, основание 40 мм).
11. Шестиугольник правильный (сторона 30 мм).
12. Звезда пятиконечная (диаметр описанной окружности 65 мм).
13. Треугольник прямоугольный равнобедренный (катеты 60 мм).
14. Пятиугольник правильный (диаметр описанной окружности 60 мм ).
15. Шестиугольник неправильной формы (стороны 30 мм, два противоположных угла 90°).
16. Треугольник разносторонний (стороны 40, 60, 80 мм).
Как изготовить рамки и вкладыши
Листы цветной бумаги разделите на квадраты 100×100 мм и в центре каждого аккуратно начертите в натуральную величину по одной из 16 геометрических фигур. Затем тщательно наклейте листы на плотный картон толщиной 1,5–2 мм и высушите под прессом или под доской с грузом 20–30 кг. Когда клей высохнет, разрежьте листы на квадраты и каждый квадрат прорежьте аккуратно по контуру фигуры (вырежьте вкладыши). Делать это удобно острым перочинным ножом на доске. Чем тоньше лезвие ножа, тем аккуратнее получается фигура. Края отверстия в картонном квадрате и края вырезанной фигуры зачистите так, чтобы фигура легко входила в отверстие рамки и полностью закрывала его. Чтобы малыш мог вставлять и вынимать фигуры-вкладыши, к ним надо прикрепить маленькие рукоятки-выступы.
Рамки и вкладыши из пластмассы были бы несравненно удобнее картонных и дольше бы служили, но, пока их нет, приходится пользоваться материалом, легко обрабатываемым в домашних условиях.
Для рамок и вкладышей нужна коробка с крышкой размером 200×105 мм, высотой 40-60 мм, в зависимости от толщины картона для рамок.
Чтобы края отверстий в рамках были тверже, и по ним легче скользил карандаш, рамки можно покрасить светлой масляной краской или нитрокраской, или покрыть бесцветным лаком. При этом можно сделать одинаковыми по цвету лицевую и оборотную стороны рамки. Это имеет особый смысл: несимметричные фигуры-вкладыши входят в отверстия рамок только с одной стороны. Малыши бывают очень удивлены, когда и отверстие в рамке, и вкладыш как будто одинаковой формы, а отверстие закрыть не удается. Надо всего-навсего перевернуть рамку на другую сторону, но как это трудно сделать малышу. Проходит не один день, пока ребенок сумеет открыть этот “секрет”. Но сколько радости, что непокорные вкладыши вдруг плотно входят в отверстия! Вкладыши надо окрасить в другой цвет.
Номера на вкладышах можно не ставить, а на рамках их следует обязательно сохранить. Когда малыш начнет усваивать цифры, эта нумерация рамок позволит ему раскладывать их в определенном порядке.
Рамку с вкладышами с самого начала называют по форме отверстия в ней (круг, квадрат, треугольник и т. д.). В зависимости от возраста малыша и уровня его развития подбираются задания и количество рамок. Вначале подбирают задания полегче, а потом все труднее и труднее, пока не добираются до “потолка возможностей” малыша, чтобы дать ему напряжение в полную меру сил. К сожалению, здесь нет такой постепенной “лесенки” заданий, как в игре “Сложи узор”, и задания надо подбирать самому папе или маме, пользуясь умением “чувствовать возможности” малыша. Потому сначала лучше всего родителям познакомиться со всеми заданиями, выполнить некоторые из них, чтобы почувствовать их сложность, а потом уже предложить их малышу.
1. Найди вкладыши к рамкам и вставь их. Это самое любимое задание у детей. Они его повторяют бесчисленное количество раз: и когда они совсем еще малы, и когда станут постарше. Видимо, есть в этом процессе отыскивания что-то притягательное. Увлекает, может быть, сам процесс сравнивания, поиска, всегда интересный для малыша. Поэтому не запрещайте ребенку выполнять это задание.
Ребенку 1,5–2 лет не предлагайте сразу все 16 рамок, ему следует дать только 4–5 рамок и вкладыши к ним. Рамки можно назвать окошками в волшебном доме, где живет добрая фея, а вкладыши – ставнями, которыми фея и закрывает свои окошки на ночь плотно-плотно, чтобы “комар не пролетел через окошки в дом. А когда наступает утро и фея хочет увидеть доброе солнышко, она спешит открыть ставни своих окошек и впустить теплые, светлые лучи”.
Главное, с первых встреч с игрой малыш должен понять задачу – плотно закрывать отверстия вкладышами, т. е. находить отверстие точно такой же формы, что и вкладыш, и поворачивать его до совпадения, до точного совмещения.
Для детей более старшего возраста это же задание можно дать как задачу: “сложить 4-этажный дом с 4 окошками на каждом этаже”. Здесь само раскладывание рамок на столе или на коврике в 4 ряда по 4 рамки в каждом является заданием для малыша, сборка и укладка их в коробку после игры – тоже, поэтому не надо делать это взрослому, пусть делает сам малыш.
Если есть несколько комплектов игры и задание уже всем знакомо, можно устроить соревнование: кто быстрее сумеет вставить все вкладыши в рамки, например: “Гроза приближается – надо окна закрыть! Кто быстрее?” В этом случае развивается и умение рационально организовывать свою работу. Ведь малыш может достать одну рамку и перебрать все вкладыши, пока найдет тот, что нужен, потом вторую и т. д. Но может сначала разложить на столе все рамки, а потом брать вкладыши по одному и отыскивать среди рамок ту, которая необходима. У 3-летнего малыша на закрывание всех 16 отверстий может уходить 5–8 минут, а 6–7-летний дошкольник может это делать уже за 1,5–2 минуты. Мы поэтому изредка (раз в полгода, в год) проводим “контрольные проверки” на быстроту выполнения задания № 1 и результаты записываем или в дневник малыша, или в тетрадь достижений.
2. Обведи контур фигуры. Сначала лучше обводить контур по рамке, это намного легче, чем по вкладышу. А из фигур легче всего обводить круг и эллипс, очень трудно – звездочку.
Пусть малыш на чистый лист бумаги положит рамку “круг” и попробует обвести контур цветным карандашом. Не спешите сказать и показать, что рамку надо плотно прижимать к бумаге. Пусть малыш посмотрит и догадается, почему у других ребят или взрослых рисунки получаются четкие и правильные, а у него – нет.
– Тут есть секрет. Если ты его узнаешь, то и у тебя будет хорошо получаться круг. – Таким замечанием можно настроить малыша на поиск этого секрета.
Еще удачнее получается игра, если перед этим малыш рисовал от руки солнышко, а оно не получалось круглое. И теперь по рамке солнышко вдруг так “закруглится”, так пригладится, что малыш, конечно, будет доволен.
Ребенку сравнительно трудно правильно нарисовать квадрат, треугольник или вообще какую-нибудь фигуру, а с помощью рамок они вдруг станут выходить идеально правильными.
Это задание можно усложнить: Сделай на одном листе ровно 3 (можно 4, 5, 6 и т. д.) кружка (“печем блины”) или ромба (“делаем клумбы”), т. е. дать задание, связанное со счетом нарисованных фигур. Нарисуй все эллипсы в рядок (“огурцы на полке”) или равнобедренные треугольники в колонку (“елочка выросла”), причем можно еще предлагать второе условие: “так, чтобы они не касались друг друга” или, наоборот, “чтобы они зацепились друг за друга” (“цепочка”).
Кто нарисует больше фигур на одной странице, но так, чтобы они касались (не касались) друг друга. Это “портняжное” задание – как из одного куска материи выкроить больше заготовок или как сделать, чтобы меньше осталось обрезков? Тут тоже есть варианты: можно фигуру задать заранее (кто больше нарисует кружков?), а можно предложить выбрать (какую фигуру взять лучше, чтобы на этом листе поместилось как можно больше фигур?).
Такое задание пригодится и для дела, если вы готовите украшения для елки из цветной бумаги и, нарисовав на ней кружки, ромбы или звездочки, вырезаете их ножницами.
3. Обведи вкладыши. Обводить вкладыши карандашом намного труднее, чем рамки. Карандаш легко “отъезжает” от вкладыша, особенно на углах фигуры. Получаются “хвостики”, которые портят сразу вид контура. Видимо, из-за этого малыши, уже умеющие делать контуры по вкладышам, обычно предпочитают рамки. Бороться с этим не следует, но, чтобы укрепить руку ребенка и развить его внимательность, надо научить его делать контуры и по вкладышам. Можно и тут применить игровую ситуацию: дозор из 5 человек идет по крепостной стене, стена узкая, легко упасть. Сорвался карандаш – дозор лишился одного солдата. Сколько солдат доберется до конца?
4. Раскрась фигуры цветным карандашом. Чаще всего это задание выполняется одновременно со вторым. После того как малыш нарисует несколько контуров фигур по рамке или вкладышу, ему можно дать задачу закрасить их цветными карандашами. Основная трудность закрашивания в том, что малышам трудно не выходить за контур, водить карандаш от линии до линии. Но здесь есть опять спасительный “секрет”, узнав который малыш станет делать контур с четкими границами. Он состоит в том, что поверхность фигуры сначала закрашивают вблизи контура штрихами, параллельными линиями контура. Сам контур становится широким, в 3–4 мм, и тогда внутреннюю часть можно закрашивать уже смело. Не спешите “передать секрет”, малыш сначала должен увидеть разницу в окраске, когда она сделана знающим “секрет” и им самим, он должен оценить эту разницу и тогда найти способ делать так же. Если этот “секрет” ребенок откроет сам, тогда он приобретет для него особую ценность и запомнится на всю жизнь.
Цвет окраски лучше подбирать соответственно тому предмету, который изображает контур. Если это солнышко, то оно будет желтым, оранжевым или красным, если арбуз, то зеленым или полосатым, а если это воздушный шарик, то любым. Хорошо, когда малыш сам выбирает цвет. У него свои планы, о которых взрослые не всегда могут догадаться, и поэтому свои решения.
– Что это у тебя будет? – можно спросить у него. – Как ты хочешь покрасить?
Одобряйте и деликатно подавайте новые идеи. Чем больше малыш в игре проявляет собственной инициативы, тем это лучше во всех отношениях: больше возможностей для развития творческих способностей самого малыша и лучше для старших – им не надо быть постоянными поводырями и двигателями, не надо все время “тянуть”, не надо искать, чем занять малыша. Игры как раз и представляют собою средство, с помощью которого можно значительно поднять самостоятельность и инициативу самих малышей.
Кроме сплошной штриховки фигур, можете пробовать иногда и штриховку в виде сетки параллельных линий различной густоты, идущих в одном случае горизонтально, в другом – вертикально, в третьем – наклонно. Можно сделать даже двойную штриховку, так что фигура окажется покрытой квадратиками или ромбиками.
Все эти виды штриховки – великолепная подготовка малыша к овладению письмом, где требуется движение обязательно “от линейки до линейки”, определенный наклон линии, точное соблюдение формы букв, т. е. совершенное владение карандашом и ручкой. А здесь малыш занимается интересной игрой, совершенно не подозревая, какие нужные качества он приобретает к школе.
5. Сделай фигуру с двойным контуром. Покажите малышу образец фигуры с двойным контуром; например, эллипс – синий контур, а внутри равномерно отстоящий от него красный контур (просвет 2–3 мм).
– Как это делают два эллипса? – удивитесь вы. – Снаружи синий, а внутри красный? Давай попробуем сделать такой же!
И начните с малышом совместные пробы. Не спешите знакомить ребенка со способами, которые даны в книге. Еще лучше, если малыш сумеет сам изобрести хотя бы один способ. А способов есть несколько. Наиболее простой – 1-й контур сделать по рамке, а второй от руки, на глаз, не торопясь и выдерживая постоянную величину просвета между контурами. Но по качеству 2-й контур будет уступать
1-му. Если контур состоит из отрезков прямых линий, то можно 2-й контур сделать с помощью линейки.
Можно, сделав 1-й контур по рамке и сняв ее, накрыть контур вкладышем и обвести его. Тогда 2-й контур может выйти таким же, как и 1-й, но тут трудно добиться точного совмещения, чтобы они не оказались сдвинутыми в одну сторону или повернутыми друг относительно друга.
Старшие дети пробуют, и не без успеха, делать 2-й контур двумя плотно прижатыми или даже связанными ниткой карандашами. Но просвет между контурами здесь получается большой – в толщину карандаша.
И, наконец, изобретательные головы применяют маленькую шайбу диаметром 5–6 мм и толщиной 1–2 мм. Тогда оба контура делают по рамке, но 1-й карандашом, как обычно, а 2-й вставив острие карандаша в отверстие шайбы. Видимо, возможны и другие способы.
Если на бумаге есть 2 контура, то можно заштриховать просвет между этими контурами, делая фигуру как бы с жирным контуром. Можно делать и больше 2 контуров в одной фигуре и карандашами разных цветов, например, в последовательности цветов радуги и т. п.
6. Сделай орнамент из фигур. Орнаменты (украшения, обычно из повторяющихся элементов) можно делать как из одинаковых, так и из разных фигур, как с одним, так и с двойным контуром, располагая фигуры в линейку веером, цветком, накладывая их частично друг на друга или располагая отдельно. Здесь широкий простор для фантазии, но надо показать несколько образцов, например, детские рисунки (рис. 12).
7. Узнай фигуру на ощупь. Малышу завязывают глаза, как при игре в жмурки, и дают стопочкой рамки, названия которых он уже знает. Ребенок на ощупь определяет фигуру и говорит, как она называется.
– Правильно! – одобрительно встречают “зрячие” узнавание фигуры, и малыш откладывает фигуру вправо. Если он ошибся, то совсем иным, печальным голосом говорят “налево”, и малыш кладет ее слева (“направо” и “налево” считать с точки зрения малыша). Если малыш не один, то можно играть, “кто больше узнает фигур на ощупь”, “кто скорее их узнает” (если знают уже названия всех рамок). В этой игре хорошо развивается осязание, необходимое в работе с фотоматериалами при ориентировке в темноте и в некоторых других случаях.
Можно узнавать на ощупь и вкладыши.
8. Вставь вкладыши в рамки на ощупь. Это вариант 1-го задания, исполнение его вслепую. Задавать его можно после того, как малыши узнают названия фигур и станут легко выполнять все 1-е задание. Но тут надо соблюдать чувство меры и задавать столько фигур, сколько малыш в состоянии сделать с интересом и удовольствием. Здесь может помочь сказка о злом крокодиле, который проглотил солнышко, и на земле от этого стало темно-темно. Что тогда оставалось делать всем животным, птицам, людям? Всем пришлось все делать в темноте, как с завязанными глазами, и даже в свои дома пробираться на ощупь. В первый раз можно дать только 2–3 рамки и вкладыши к ним, а затем увеличивать их число, пока дети на ощупь не смогут найти все 16 вкладышей к 16 рамкам.
Выполнять само задание можно в таком порядке: первому из малышей, кто говорит: “А я не боюсь темноты и даже в темноте могу вставлять вкладыши в рамки!” – завязывают глаза, усаживают на пол или на коврик и в руки дают коробочку с двумя, тремя или. даже всеми рамками и соответствующими вкладышами, когда уже чувствуете, что ребенок одолеет задание. Малыш достает из коробки одну рамку, узнает на ощупь ее форму и, поднимая, показывает всем: “Это кружок!” Затем, держа рамку в левой руке, правой ощупывает вкладыш в коробке и, найдя кружок, вставляет его в рамку и откладывает их в сторону или кладет перед собой так, чтобы потом положить рядом 2-ю рамку с вкладышем, затем 3-ю и т. д. Составить такую “дорожку” из рамок со вставленными вкладышами – тоже хорошее задание малышу.
9. Разложи рамки и вкладыши по “сортам”. Задание это небольшое и несложное, но предлагать его можно детям, которые хорошо считают до 10 и знают, что такое угол и треугольники, шестиугольники. “Сорт” здесь определяется числом углов в фигуре. Например, в один ряд надо положить все рамки-треугольники, ниже, во 2-й – четырехугольники, в 3й – пятиугольники, в 4-й – шестиугольники, в 5-й – многоугольники, в 6-й те фигуры, которые не имеют углов.
Когда рамки будут разложены, то же проделывают со вкладышами, но их складывают или рядом с рамками, или тоже выстраивают в ряды, но в другом месте. А теперь можно посчитать: сколько рамок-треугольников? сколько четырехугольников? и т. д. Каких рамок больше? Каких рамок меньше всех?
Это задание на классификацию фигур дает малышу представление о возможности такого подхода, о выделении такого признака для классификации, приведения в систему как будто бы разрозненных элементов, очень разных фигур. Задание на классификацию будет встречаться и в других играх, и у некоторых малышей создает даже подобие “системного подхода”, стремление расположить предметы по какому-то порядку: матрешки – по росту, части квадратов– по цвету, карточки – по числу точек на них, кубики – по числу красных или синих граней на каждом, пластины металлического “конструктора” – по числу отверстий в них и т. д.