Расчетный счет екс что это
Реквизиты казначейских счетов меняются: как заполнять платёжные поручения
В этом году изменились реквизиты для оплаты обязательных платежей. Индивидуальным предпринимателям и юрлицам при уплате налогов и страховых взносов нужно по-новому заполнять платёжные поручения. Если не соблюдать новые правила, придётся заплатить дважды, но уже с учётом пени и штрафа. Объясняем, как теперь заполнять платёжки.
Как изменились реквизиты казначейских счетов
Все поступления в бюджет отныне обслуживает казначейство, а если точнее, то территориальные органы федерального казначейства (ТОФК). Бюджетные деньги учитываются на казначейских счетах, и казначейство, как оператор, распределяет эти средства. Госорганы, в том числе налоговая и страховые фонды, получают деньги на казначейские счета. Поэтому понятие «кассовое обслуживание» заменено на «казначейское обслуживание».
Новый порядок введён во исполнение принципа единства кассы. Деньги зачисляются на единый бюджетный счёт, и с него же распределяются. Это должно ускорить поступление денег в бюджет и упростить их распределение.
Поэтому с 2021 года изменились реквизиты казначейских счетов федерального казначейства и реквизиты счетов, входящих в состав единого казначейского счёта (ЕКС).
Казначейский счёт отличается от банковского структурой счёта. Еще казначейский счёт всегда начинается с 0. Таблицу соответствия банковских счетов новым казначейским можно посмотреть на сайте Казначейства России. Эта таблица пригодится вам при заполнении платёжных поручений.
Как заполнять платёжные поручения по новым правилам
Когда соберётесь уплачивать налог или страховой взнос, возьмите обычную платёжку и внимательно посмотрите на 4 реквизита (графы):
Реквизит 13 — банк получателя. Здесь необходимо указать наименование банка и через знак «//» наименование управления федерального казначейства (УФК).
Реквизит 14 — БИК банка получателя. Идентификационный код будет новым.
Реквизит 15 — номер счёта банка получателя средств (единый казначейский счёт). До 2021 года эту графу вообще не заполняли.
Реквизит 17 — номер счёта получателя (номер казначейского счёта). Он будет начинаться с 0. Раньше указывали банковский номер, который начинался с 40101.
Чтобы было понятнее, объясним на примере.
Потом Андрей начинает заполнять платёжку:
В графе 13 пишет наименование банка получателя и управление федерального казначейства (УФК). Это СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по г. Санкт-Петербургу г. Санкт-Петербург.
В графе 14 указывает БИК банка получателя (БИК ТОФК). Новый БИК для Питера — 014030106.
В графу 15 вносит номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета. Это 40102810945370000005.
В графе 17 указывает обновлённый номер казначейского счета. Это 03100643000000017200.
Важно. Между названием банка и управлением федерального казначейства без пробелов ставится знак «//».
Так выглядит образец платёжки, заполненной по новым правилам.
Вот и всё, ничего страшного. Главное, будьте внимательны с цифрами.
До какого срока можно платить по старым реквизитам
По общему правилу, с 1 января по 30 апреля этого года действуют и старые, и новые счета. В этот период можно платить по любым реквизитам, и казначейство платёж примет. С 1 мая 2021 года будут действовать только новые реквизиты казначейских счетов.
Важно. Правило о переходном периоде до мая на практике не всегда работает. Некоторые банки принимают платежи по старым реквизитам через раз, либо вообще не принимают. Лучше уточните информацию в вашем банке и обновите учётную программу, в которой работаете.
Делобанк сейчас принимает платежи и по старым, и по новым реквизитам. При отправке платежа по старым реквизитам, клиенты увидят подсказку о том, что появились новые счета. Делобанк будет принимать платежи по прежним реквизитам до тех пор, пока Казначейство не закроет старые бюджетные счета.
Если у вас есть вопросы по открытию счёта, можете оставить свой номер в форме под статьей. Сотрудник банка вас проконсультирует, и если захотите, откроет счёт.
С 1 января 2021 года изменились реквизиты казначейских счетов. Поэтому платёжки на уплату налогов и взносов нужно заполнять по новым правилам.
До 1 мая можно заполнять платёжки хоть по старым, хоть по новым реквизитам. Но это правило не всегда работает на практике, поэтому лучше уточните реквизиты в своём банке.
Если после 1 мая платить по-старому, деньги попадут в невыясненные платежи. Придётся платить снова, но уже с учётом пени и штрафа за просрочку.
НОВОСТИ
для банков, о банках и не только.
Единый казначейский счет, новые реквизиты для налоговых платежей и новые правила заполнения платежек с 2021 года
Платежные поручения по платежам в бюджет (налоги, взносы и т.п.) нужно будет с 01 января 2021 года заполнять по новым правилам: множественные изменения внесены в Приказ Минфина России № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» Приказом от 14.09.2020 № 199н, вступающим в силу с 1 января 2021 года. В поле 17 платежного поручения нужно будет указывать номер казначейского счета, начинающегося с нуля, структуру которого сблизили с номерами счетов банков.
Интернет-магазин для Вас и Вашего бизнеса!
Дело в том, что в соответствии с положениями статьи 242.14 Бюджетного кодекса РФ денежные средства бюджетов, а также средства, поступающие во временное распоряжение получателей бюджетных средств, средства бюджетных и автономных учреждений, денежные средства юрлиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в Казначействе России, с 1 января 2021 года учитываются на казначейских счетах. Для совершения переводов денежных средств в первый день функционирования платежной системы Банка России 2021 года открываются рублевые банковские счета на балансовом счете № 40102, входящие в состав единого казначейского счета (в Плане счетов с 2021 года появится счет 40102 «Единый казначейский счет»; соответствующие изменения уже внесены в 579-П Указанием ЦБ РФ от 19.05.2020 № 5460-У).
При этом отдельным территориальным органам Казначейства России будут открыты несколько банковских счетов, входящих в состав единого казначейского счета. Открытые в настоящее время территориальным органам Казначейства России рублевые банковские счета будут закрыты в первом полугодии 2021 года, и предусматривается период одновременного функционирования ранее открытых банковских счетов и банковских счетов, входящих в состав единого казначейского счета, в течение которого допускается зачисление денежных средств на ранее открытые банковские счета и осуществляется ежедневный перевод остатка на банковские счета, входящие в состав единого казначейского счета.
Таблица соответствия действующих банковских счетов территориальных органов Федерального казначейства банковским счетам, входящим в состав единого казначейского счета, и казначейским счетам, размещена на сайте Казначейства.
Правилам заполнения платежных поручений, в том числе
по платежам в бюджетную систему РФ,
Вы научитесь на курсе «Банковский специалист широкого профиля»
Так, например, с Нового года московские компании вместо счёта № 40101810045250010041 Управления Федерального казначейства по г. Москве будут указывать в бюджетных платежках счет № 40102810545370000003, и, помимо этого, в платежном поручении нужно будет указать номер казначейского счета, например: 03100643000000017300. При этом, если ранее счет УФК указывался в поле 17 платежного поручения, то теперь счет, начинающийся с 40102, будет указываться не там же, а выше – в поле 15. В Поле 17 же будет указываться новый казначейский счет, начинающийся с 03100. Мало того, изменится БИК. В нашем примере вместо 044525000 нужно будет с 01 января 2021 года указывать 004525988 с наименованием банка-получателя как «ГУ БАНКА РОССИИ ПО ЦФО//УФК ПО Г. МОСКВЕ г. Москва», и, судя по всему, этот БИК присвоен исходя из новой структуры банковских идентификационных кодов, которые предусмотрены Приложением 6 к Положению № 595-П ещё с 2 июля 2018 года, но так и не начали по факту применяться.
К слову напомним, что теперь переплату налога можно зачесть в счет уплаты налога любого вида. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки, пеней, штрафов либо возврату налогоплательщику. Зачет сумм федеральных налогов и сборов, региональных и местных, не ограничивается соответствующими видами налогов и сборов. Соответствующие изменения внесены в п. 1 ст. 78 НК РФ. Думается, что Единый казначейский счет, в частности, упростит эту процедуру.
В целях реализации новых норм Центр эксплуатации платежной системы Департамента информационных технологий Банка России сообщил, что с 2021 года будет реализовано проведение дополнительного контроля значений реквизитов распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ.
Сущность и принципы учета в условиях единого казначейского счета. Этапы его внедрения
Сущность и принципы учета в условиях единого
казначейского счета. Этапы его внедрения
Цели перехода на ЕКС:
сокращение сроков финансирования распорядителей и получателей прохождения платежей;
централизация учета исполнения федерального бюджета по доходам и расходам в Управлении федерального казначейства (УКФ);
исключение возможностей использования коммерческими банками бюджетных средств в своих интересах в результате открытия счетов казначейства по учету расходов в Банке России или иных уполномоченных кредитных учреждениях;
повышение эффективности управления средствами федерального бюджета и возможность
получения оперативной и достоверной информации о суммах поступивших доходов и произведенных расходов и наличии средств в любой момент времени; группировки данной информации в различных отчетах по исполнению бюджетов;
защищенность бюджетных средств ЕКС открывается в Центральном Банке РФ, поэтому в случае возникновения экономических кризисов бюджетные средства, находящиеся на ЕКС, защищены от негативного влияния (примером является дефолт 1998 г., когда коммерческие банки не смогли обеспечить сохранность средств, а средства, находившиеся в казначейской системе, практически не пострадали).
В условиях функционирования Единого казначейского счета контроль за направлениями расходования государственных финансовых ресурсов и их сохранностью упрощается (рис. 1).
Рис. 1. Осуществление контроля органами казначействами их
использования; в условиях функционирования ЕКС
Если до перехода на ЕКС контролю подвергались все счета бюджетов различных уровней, вне бюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, открытые в Банке России и иных уполномоченных кредитных организациях, то теперь контролируется только ЕКС, так как на нем концентрируются все указанные средства. Кроме того, подключение к системе обмена электронными платежными документами Банка России позволяет организовать оперативный централизованный контроль за временем прохождения и зачисления получателям средств, расходованием распорядителями средств бюджета со своих лицевых счетов, что, в свою очередь, автоматизирует исполнение части контрольных функций казначейства.
Основными принципами учета в условиях функционирования ЕКС являются:
Главным управлением федерального казначейства (ГУФК); с этого же счета осуществляются рас ходы федерального бюджета. Централизации подлежит также учет доходов и расходов бюджетов субъектов федерации (например, областного бюджета) в условиях функционирования единого казначейского счета; принцип “вертикальной“ централизации учета доходы бюджетов различных уровней концентрируются на счете УФК, затем они перераспределяются между соответствующими бюджетами; принцип непрерывности учета операции по доходам и расходам, производимые УФК, отражаются в Главной книге казначейства ежедневно;
Главная книга казначейства является основным синтетическим регистром, в котором осуществляется систематический учет операций, осуществляемых органами казначейства. В ней ведутся все синтетические счета.
Функционирование ЕКС отражено на рис. 2.
Рис. 2. Функционирование органов федерального казначейства в
условиях ЕКС
Учет процесса казначейского исполнения бюджета в условиях функционирования ЕКС осуществляется следующим образом: для учета доходов органами федерального казначейства открываются два счета: счет 40101 “Налоги и сборы, распределяемые органами казначейства“ и счет 40102 “Доходы федерального бюджета“. Счет 40101 предназначен для учета регулирующих доходов. Ими являются федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее, чем на три года) по разным видам таких доходов.
На балансовом счете 40102 учитываются федеральные доходы, поступающие как непосредственно от налогоплательщиков, так и с балансового счета 40101, т.е. федеральные доли регулирующих налогов. УФК ежедневно распределяет регулирующие доходы для зачисления их в бюджеты соответствующих уровней. Перечисление указанных доходов осуществляется по каналам электронной связи на лицевые счета по учету средств бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов, внебюджетных фондов, а средства, подлежащие зачислению в федеральный бюджет, перечисляются на ЕКС, открытый ГУФК в учреждении Банка России. В функции УФК входит также возврат излишне уплаченных налогоплательщиками или излишне взысканных с них налогов и сборов. Возврат осуществляется в пределах остатка средств на лицевом счете УФК.
Волоколамское финансовое управление Министерства финансов
———————————————————————
(наименование органа, исполняющего бюджет)
Единица измерения: руб.
Пример. Согласно выписке банка на счет Управления Федерального казначейства N 40101 за текущий день поступили: 1) налог на прибыль предприятий и организаций 50 000 руб.; 2) налог на добавленную стоимость 15 000 руб.; 3) плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов 6 000 руб.
Из налоговых органов поступило заключение на возврат налога на прибыль предприятий и организаций на сумму 61 000 руб.
Произвести: 1) распределение сумм поступивших на счет 40101 доходов по установленным законодательством нормативам отчислений; 2) распределение суммы, подлежащей возврату, по каждому уровню бюджета; 3) сравнение данных о распределенных суммах доходов и суммах возвратов и анализ их разницы по уровням бюджетов.
Распределим суммы поступивших доходов (табл. 1).
Распределим суммы возврата налога на прибыль (табл. 2).
Распределим суммы поступивших доходов за текущий день (табл. 3).
Распределение сумм доходов (руб.) по уровням бюджетов
Распределение суммы возврата налога на прибыль (руб.)
по уровням бюджетов
Распределение поступивших доходов (руб.) за текущий день
Так как по бюджету субъекта РФ получается отрицательный остаток, возврат налога на прибыль будет осуществлен частично. При этом по всем уровням бюджетов обязательно формируются платежные документы на перечисление средств. По бюджету субъекта РФ формируется платежное поручение на минимальную сумму (1 руб.). Суммы возвращаемого налога указываются с отрицательным знаком. Таким образом, будут сформированы платежные поручения (табл. 4).
УФК ежедневно передает информацию отделениям федерального казначейства (ОФК) о суммах поступивших налогов и сборов по каналам электронной связи для последующей передачи налоговым и финансовым органам. Такая централизация учета доходов позволяет обеспечивать органы государственной власти, местного самоуправления и налоговые органы необходимой информацией для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета по доходам.
Учет исполнения федерального бюджета по расходам и само исполнение возлагается на УФК. Для осуществления расходов денежные средства перечисляются ГУФК с ЕКС в пределах остатка на счет УФК. Основанием для перечисления средств являются заявки УФК, в которых указываются цели расходов и необходимые суммы. Средства федерального бюджета переводятся на счет УФК в течение операционного дня учреждения Банка России и зачисляются не позднее начала следующего операционного дня. Такой порядок повышает оперативность осуществления расходов федерального бюджета.
Финансирование бюджетополучателей осуществляется распорядителями бюджетных средств через органы казначейства. Суммы финансирования отражаются на лицевых счетах бюджетных организаций, открытых в органах казначейства. Отсутствие лицевых счетов для учета средств федерального бюджета в других учреждениях (Банке России, иных кредитных организациях) не ущемляет интересов распорядителей и получателей бюджетных средств. Они имеют право самостоятельно определять направления расходования выделенных им денежных средств в соответствии с бюджетной росписью, обеспечивая их эффективное и целевое использование.
Содержание платежных поручений (руб.), сформированных
в результате распределения доходов по уровням бюджетов
Расходы федерального бюджета оплачиваются УФК в пределах остатка денежных средств, имеющегося на лицевом счете, в течение операционного дня учреждения Банка России. По истечении операционного дня остаток неиспользованных средств в обязательном порядке возвращается в ГУФК на ЕКС. Таким образом, все денежные средства федерального бюджета концентрируются ежедневно на Едином казначейском счете, что дает возможность получать оперативную информацию об их остатке и осуществлять оперативный учет их движения.
Если лицевые счета бюджетных организаций открыты в ОФК, то выдача наличных денежных средств для выплаты заработной платы, на хозяйственные нужды или иные цели организациям-бюджетополучателям осуществляется со счета ОФК, открытого в Банке России или ином уполномоченном кредитном учреждении. На конец операционного дня этот счет “обнуляется“: неиспользованный остаток средств федерального бюджета перечисляется на счет УФК.
Очевидно, что доходный поток средств федерального бюджета ЕКС составляют доходы федерального бюджета, зачисляемые на счет 40102, и остатки неиспользованных средств, перечисляемые с лицевого счета УФК в конце операционного дня. Расходный поток формируют бюджетные средства, ежедневно перечисляемые ГУФК Управлению федерального казначейства. Аналитический учет ежедневных поступлений доходов в федеральный бюджет осуществляет ГУФК по видам налогов, сборов и других обязательных платежей в разрезе статей доходов бюджетной классификации РФ нарастающим итогом с начала года и отражает в соответствующих формах учета, установленных Инструкцией по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов N 15н, а также Инструкцией о порядке ведения учета доходов Федерального бюджета и распределения в порядке регулировании доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ N 91н.
В настоящее время казначейская система исполнения федерального бюджета функционирует в условиях ЕКС. Теперь настала очередь внедрения ЕКС на уровне субъектов РФ. Так, казначейское исполнение бюджета Московской области уже осуществляется с ЕКС (рис. 3).
Рис. 3. Исполнение бюджета Московской области в условиях
функционирования
Учет процесса казначейского исполнения бюджета Московской области в условиях функционирования ЕКС осуществляется Управлением областного казначейства (УОК), созданным при Министерстве финансов Московской области, так как именно на него возложены функции по исполнению областного бюджета. Кроме того, созданы территориальные органы областного казначейства, одним из которых является отдел казначейского исполнения областного и местного бюджетов Волоколамского финансового управления Министерства финансов Московской области. В их функции входит обслуживание лицевых счетов бюджетных учреждений, финансирование которых осуществляется из областного бюджета, находящихся на данной территории.
Исполнение бюджета Московской области в условиях функционирования ЕКС имеет следующую схему. Единый казначейский счет 40201 “Средства субъектов РФ“ открыт в учреждении банка России. На него зачисляются налоги и сборы, подлежащие уплате налогоплательщиками в областной бюджет, а также поступает доля регулирующих доходов с балансового счета 40101 “Налоги и сборы“, распределяемые органами казначейства, подлежащие зачислению в областной бюджет в соответствии с установленными нормативами. С ЕКС (40201) осуществляется возврат излишне уплаченных налогоплательщиками или излишне взысканных с них сумм налогов и сборов в пределах остатка денежных средств на лицевом счете УОК. Все расходы областного бюджета осуществляются с ЕКС.
Управление областного казначейства связано с территориальными органами областного казначейства системой обмена электронными документами. Для осуществления расхода областного бюджета территориальные органы не позднее 16 ч дня, предыдущего платежу, направляют в УОК платежные документы, представленные бюджетополучателями, в электронном виде. В территориальных органах остаются документы с подписями и печатями бюджетных организаций, которые подшиваются к выпискам по лицевым счетам. Наличие системы обмена электронными документами требует от специалистов территориальных органов не только их тщательного предварительного контроля (на наличие лимитов, полноту представленного пакета документов и др.), но и безошибочного занесения всех их реквизитов для отправления по каналам электронной связи.
Принятые электронные документы также проверяются УОК. Результаты проверки отражаются в протоколе, направляемом территориальному органу. Документы, прошедшие контроль, исполняются за счет средств областного бюджета в пределах их остатка на ЕКС. Суммы прошедших платежей отражаются в выписке по ЕКС, направляемой в электронном виде УОК территориальному органу.
В процессе исполнения областного бюджета территориальными органами казначейства возникает необходимость выдачи наличных денежных средств бюджетным организациям как для выдачи заработной платы (не все бюджетополучатели получают за работную плату через сеть банкоматов), так и для осуществления хозяйственных расходов. Так как субсчет областного бюджета, открытый в Сбербанке России, всегда имеет нулевой остаток, территориальные органы казначейства отправляют в УОК заявку на подкрепление субсчета с указанием суммы, целей, видов расходов и наименований бюджетополучателей, от имени и по поручению которых необходимо осуществить расход. Заявка также отправляется по каналам электронной почты. Управление областного казначейства, проверив заявку с точки зрения правильности ее составления и наличия лимитов на лицевых счетах указанных бюджетополучателей, направляют средства на подкрепление субсчета областного бюджета при условии их наличия на ЕКС. После отражения их в выписке по субсчету территориальные органы казначейства выписывают чеки на получение наличных денежных средств. Так как средства областного бюджета поступают в соответствии с указанными в заявке суммами, после получения бюджетными организациями их по чекам остаток средств на субсчете снова становится равным нулю. Данная информация содержится в отчете “Справка о движении средств на лицевых счетах получателей средств из бюджета“, который территориальные органы казначейства ежедневно отправляют в Управление областного казначейства.
Пример. Лицевой счет Волоколамского Государственного профессионального училища N 53 (ГПУ-53), финансирование которого осуществляется из бюджета Московской области, открыт в Волоколамском финансовом управлении Министерства финансов Московской области. Срок выплаты заработной платы Волоколамскому ГПУ-53 установлен 6 числа. Для получения заработной платы за февраль 2005 г. училище 3 марта 2005 г. представляет в Волоколамское финансовое управление пакет документов: заявку на получение наличных денежных средств (262000*(1)), доверенность на получение чека, приказы на выплаты стимулирующего характера (в случае таких выплат), платежные поручения на перечисление единого социального налога (72000) и сумм на страхование от несчастных случаев (460). Специалисты отдела казначейского исполнения областного и местного бюджетов проверяют правильность заполнения представленных документов, наличие лимитов, обоснованность выплат. В этот же день специалисты казначейского отдела отправляют по электронной почте в УОК за явку на подкрепление субсчета областного бюджета с указанием бюджетополучателя (Волоколамское ГПУ-53), видов расходов (заработная плата), сумм, необходимых для оплаты указанных расходов. При достаточности средств на ЕКС Управление областного казначейства направляет денежные средства на подкрепление субсчета областного бюджета согласно заявке (262000). 5 числа до 16 ч специалисты казначейского отдела отправляют в электронном виде в УОК платежные поручения, представленные ГПУ-53 (72460), и выписывают чек. После тщательного контроля принятых платежных поручений УОК отправляет отделу казначейства Волоколамского финансового управления протокол, в котором отражаются результаты проверки, и направляет платежные поручения по каналам электронной связи для оплаты в Сбербанк РФ, где открыт ЕКС. В день выплаты заработной платы (6 марта) ГПУ-53 получает чек в отделе казначейского исполнения областного и местного бюджетов, после чего получает наличные денежные средства в отделении Сбербанка РФ, которые снимаются с субсчета областного бюджета Волоколамского финансового управления. Получение наличных денежных средств Волоколамским ГПУ-53 отражается в выписках по лицевому счету ГПУ-53 и по субсчету областного бюджета Волоколамского финансового управления. После получения денежных средств Волоколамским ГПУ-53 остаток на субсчете областного бюджета снова становится равным нулю (рис. 4).
Рис. 4. Выдача заработной платы Волоколамским финансовым управлением
Волоколамскому ГПУ-53 в условиях функционирования ЕКС
Таким образом, все доходы бюджета Московской области концентрируются на ЕКС; с него же осуществляются расходы. Такой порядок влечет за собой централизацию учета исполнения бюджета Московской области Управлением областного казначейства.
Этапы внедрения системы ЕКС
Концепция функционирования ЕКС может быть реализована при условии создания автоматизированной интегрированной казначейской системы и повсеместного перевода учреждений Банка России, органов казначейства и налоговых органов на электронные платежи. Поэтому внедрение ЕКС в систему казначейского исполнения бюджетов осуществляется не сразу, а происходит поэтапно и сопровождается проблемами, решение которых требует проведения определенных мероприятий, а часто и привлечения дополнительных ресурсов. Этапы внедрения системы ЕКС приведены в табл. 5.
Результатами реализации в России концепции функционирования ЕКС являются следующие положительные аспекты:
становится доступной информация об исполнении консолидированного бюджета по доходам в результате наличия сведений об общей сумме налогов и сборов, поступающих на территориях субъектов РФ, а также выполнении нормативов зачисления регулирующих доходов в бюджеты различных уровней;
в любой момент времени Правительство РФ владеет информацией о движении средств федерального бюджета на лицевых счетах органов Федерального казначейства и их расходовании в предметном и территориальном разрезах;
имеющаяся информация о движении средств федерального бюджета на лицевых счетах органов Федерального казначейства, а также о суммах финансирования и кассовых расходов позволяет Правительству РФ делать анализ, результатом которого являются данные об объемах свободных денежных средств (не направляемых на кассовые расходы текущего периода), что является основой составления прогноза возможного кассового разрыва;
в результате повышения эффективности управления средствами федерального бюджета Правительство РФ получает возможность сокращать объем краткосрочных заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках. Это приводит к сокращению расходов федерального бюджета на обслуживание государственного долга;
Внедрение системы Единого казначейского счета
—————T————————-T——————————-¬
¦Мероприятия ¦ Возникающие проблемы ¦ Способы решения ¦
+————-+————————-+——————————-+
¦ I этап ¦
+————-T————————-T——————————-+
¦Перевод всех¦Отсутствие достаточно¦Принятие документов (Порядков и¦
¦бюджетных уч-¦разработанной нормативно-¦др.), регламентирующих взаимо-¦
¦реждений и¦правовой базы ¦отношения органов казначейства¦
¦организаций ¦ ¦и бюджетных организаций ¦
¦на лицевые¦Отсутствие материально-¦Выделение средств из местных¦
¦счета, откры-¦технической базы функцио-¦бюджетов и бюджетов субъектов¦
¦тые в органах¦нирования органов казна-¦Федерации на приобретение не-¦
¦казначейства ¦чейства ¦обходимого оборудования и прог-¦
¦ ¦ ¦раммных продуктов, обеспечива-¦
¦ ¦ ¦ющих автоматизацию процесса ис-¦
¦ ¦ ¦полнения бюджета ¦
+————-+————————-+——————————-+
¦ II этап ¦
+————-T————————-T——————————-+
¦Введение сис-¦Отсутствие интегрирован-¦Заключение договоров со специа-¦
¦темы элек-¦ных централизованных про-¦лизированными фирмами на раз-¦
¦тронного до-¦граммных продуктов, удов-¦работку программных продуктов¦
¦кументооборо-¦летворяющих требованиям¦с заданным характеристиками ¦
¦та между уча-¦исполнения бюджетов раз-¦ ¦
¦стниками бюд-¦личных уровней по доходам¦ ¦
¦жетного про-¦и расходам ¦ ¦
¦цесса: +————————-+——————————-+
¦на горизонта-¦Невозможность передачи по¦Осуществление безналичных рас-¦
¦льном уровне¦каналам электронной связи¦четов физическими лицами а ва-¦
¦(между орга-¦квитанций формы ПД-4, ко-¦люте РФ на территории РФ по¦
¦нами казна-¦торыми оформляется прием¦банковским счетам в соответ-¦
¦чейства, бюд-¦платежей наличными денеж-¦ствии с Положением Банка России¦
¦жетными орга-¦ными средствами через от-¦от 01.04.2003 N 222П “О порядке¦
¦низациями, ¦деления Сбербанка и ком-¦осуществления безналичных рас-¦
¦банками, вне-¦мерческих банков ¦четов физическими лицами в РФ ¦
¦бюджетными ¦Угроза утечки, фальсифи-¦(вступило в силу 01.07.2003) ¦
¦фондами) и на¦кации информации, наруше-+——————————-+
¦вертикальном ¦ния ее конфиденциальности¦Разработка и применение средств¦
¦уровне (между¦ ¦криптозащиты и электронно-циф-¦
¦вышестоящими ¦ ¦ровой подписи и повышение эффе-¦
¦и нижестоящи-¦ ¦ктивности применяемых средств¦
¦ми органами¦ ¦защиты информации ¦
¦казначейства)+————————-+——————————-+
¦ ¦Наличие ошибок, допуска-¦Усиление контроля как со сторо-¦
¦ ¦емых при заполнении пла-¦ны кредитных учреждений за пра-¦
¦ ¦ных документов и при их¦вильностью заполнения платежных¦
¦ ¦переводе в электронную¦документов, так и со стороны¦
¦ ¦форму ¦органов казначейства и налого-¦
¦ ¦ ¦вых органов забезошибочным вне-¦
¦ ¦ ¦нием в программу всех реквизи-¦
¦ ¦ ¦тов документов, передаваемых по¦
¦ ¦ ¦каналам электронной связи;¦
¦ ¦ ¦консультации налогоплательщиков¦
¦ ¦ ¦налоговыми органами и учрежде-¦
¦ ¦ ¦ниями банков по правильному за-¦
¦ ¦ ¦полнению документов на перечис-¦
¦ ¦ ¦ление налогов и сборов ¦
¦ +————————-+——————————-+
¦ ¦Отсутствие материально-¦Выделение средств из бюджетов¦
¦ ¦технической базы у бюд-¦для материально технического¦
¦ ¦жетных организаций, кото-¦оснащения бюджетных организа-¦
¦ ¦рая позволила бы им учас-¦ций; консультации со стороны¦
¦ ¦твовать в электронном до-¦органов казначейства по выбору¦
¦ ¦кументообороте; недоста-¦и использованию программных¦
¦ ¦точность внебюджетных¦продуктов ¦
¦ ¦средств для приобретения¦ ¦
¦ ¦необходимого оборудования¦ ¦
¦ ¦и программного продукта ¦ ¦
¦ +————————-+——————————-+
¦ ¦Отсутствие в штате орга-¦Направление бюджетными органи-¦
¦ ¦низаций бюджетополучате-¦зациями работников на курсы по¦
¦ ¦лей специалистов, способ-¦повышению квалификации для при-¦
¦ ¦ных вести учет по автома-¦обретения навыков работы на¦
¦ ¦тизированной форме ¦компьютере ¦
+————-+————————-+——————————-+
¦ III этап ¦
+————-T————————-T——————————-+
¦Централизация¦Наличие разных счетов для¦Закрытие бюджетных счетов и от-¦
¦учета опера-¦поступления доходов и¦крытие ЕКС для учета доходов и¦
¦ций по посту-¦осуществления расходов¦осуществления расходов бюджета¦
¦плению дохо-¦бюджетов различных уров-¦соответствующего уровня ¦
¦дов и осуще-¦ней ¦ ¦
¦ствлению рас-+————————-+——————————-+
¦ходов бюджета¦Несвоевременность и недо-¦Установление регламентированных¦
¦соответствую-¦статочность информацион-¦информационных взаимосвязей ор-¦
¦щего уровня ¦ных потоков о суммах по-¦гаов казначейства между собой и¦
¦ ¦ступивших доходов и про-¦другими участниками бюджетного¦
¦ ¦изведенных расходов ¦процесса ¦
¦ +————————-+——————————-+
¦ ¦Несовпадение форм доку-¦Разработка и согласование соот-¦
¦ ¦кументов, которыми офор-¦ветствующих документов, состав-¦
¦ ¦мляются операции по ис-¦ляющих документооборот в усло-¦
¦ ¦полнению бюджета соответ-¦виях функционирования ЕКС ¦
¦ ¦ствующего уровня различ-¦ ¦
¦ ¦ными участниками бюджет-¦ ¦
¦ ¦ого процесса ¦ ¦
+————-+————————-+——————————-+
¦Достижение ¦Несовпадение дня зачисле-¦Установление единого регламента¦
¦согласованно-¦ния средств, перечисляе-¦функционирования межрегиональ-¦
¦сти в работе¦емых ГУФК, с днем списа-¦ных электронных расчетов Банка¦
¦органов каз-¦ния остатков неиспользо-¦России, ГУФК и УФК ¦
¦начейства и¦ванных средств со счетов¦ ¦
¦кредитных уч-¦УФК на единый казначей-¦ ¦
¦реждений ¦ский счет*(1) ¦ ¦
¦(включая Банк¦ ¦ ¦
¦России) ¦ ¦ ¦
+————-+————————-+——————————-+
¦ ¦Наличие противоречий в¦Пересмотр действующих и разра-¦
¦ ¦документах, являющихся¦ботка новых совместных указаний¦
¦ ¦правовой основой функци-¦Минфина России и Банка России,¦
¦ ¦онирования органов казна-¦касающихся взаимоотношений ор-¦
¦ ¦чейства, Банка России и¦ганов казначейства, Банка Рос-¦
¦ ¦иных кредитных учреждений¦сии и кредитных организаций по¦
¦ ¦ ¦обслуживанию счетов органов ка-¦
¦ ¦ ¦значейства ¦
+————-+————————-+——————————-+
¦*(1) Для органов Федерального казначейства ¦
L————————————————————————
Правительство РФ получает новые рычаги воздействия на экономическую ситуацию в стране путем снижения завышенной краткосрочной ликвидности средств кредитных организаций благодаря тому, что средства федерального бюджета находятся не непосредственно на их расчетных счетах, а на лицевых счетах органов Федерального казначейства, открытых в этих кредитных организациях;
централизация исполнения бюджетов создает предпосылки для совершенствования учета данного процесса для наиболее адекватного и своевременного отражения операций по исполнению бюджетов по доходам и расходам. Таким образом, в результате реализации концепции функционирования ЕКС наряду с перечисленными преимуществами появляются новые принципы учета исполнения бюджетов и расширяются возможности предварительного и текущего контроля, что позволяет повышать эффективность исполнения бюджетов различных уровней и отражения бюджетного процесса в бухгалтерском учете.
консультант отдела казначейского исполнения
областного и местного бюджетов Волоколамского
финансового управления Минфина Московской области
“Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях“, N 16, август 2004 г.