Расчеты в у е и в валюте в чем разница

Расчеты в условных единицах

С переходом к рыночной экономике в России закрепилась практика заключать договоры в условных единицах. Как в этом случае вести учет расчетов с покупателями и продавцами, мы расскажем в статье.

Подлежащая уплате в рублях сумма определяется по курсу Банка России соответствующей валюты или условных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.

Оформление сделки в условных единицах

Если работа или услуга разовая, то договор оформлять необязательно. В этом случае для оплаты можно выставить счет. Подтверждением согласия будет являться получение денег на расчетный счет или в кассу фирмы.

Оформление первичных документов и счетов-фактур

Если организация является плательщиком НДС, то покупателю товаров, работ или услуг необходимо выставить счет-фактуру. Он не является первичным документом для целей бухгалтерского учета. Правила его составления определены положениями статьи 169 Налогового кодекса.

Согласно пункту 7 этой статьи, счет-фактура может быть выставлен в иностранной валюте, если это предусмотрено условиями договора. Например, такое правило установлено для валютных контрактов. Также Налоговый кодекс не запрещает выставлять счет-фактуру и в у. е.

Суммовые разницы

Если счет-фактура выставлен покупателю в рублях, у продавца появляется необходимость выписывать дополнительные счета-фактуры на суммовые разницы. Порядок регистрации счетов-фактур в книге продаж будет зависеть от выбранного метода определения налоговой базы по НДС: по отгрузке или по оплате.

Если выручка определяется по отгрузке, выписанный счет-фактура регистрируется в книге продаж в рублях по курсу у. е. на день реализации. Счета-фактуры на суммовые разницы выставляются и регистрируются в книге продаж в момент оплаты.

Когда выручка определяется по оплате, момент регистрации в книге продаж счетов-фактур на реализацию товаров (работ, услуг) и на суммовые разницы совпадает с датой оплаты.

Обратите внимание, что при выставлении счета-фактуры в у. е., не нужно заполнять документы на суммовые разницы. Если выручка определяется по отгрузке, то в книге продаж счет-фактура будет отражаться в рублях по курсу у. е. на день отгрузки. По мере возникновения суммовых разниц этот же счет-фактура будет регистрироваться в книге продаж в момент оплаты. Если выручка определяется по оплате, то счет-фактура будет регистрироваться в книге продаж только в моменты оплаты. В этом случае суммовые разницы в книге продаж отражаться не будут.

Учет у продавца

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете продавца отрицательные суммовые разницы уменьшают выручку по обычным видам деятельности. Это следует из пункта 6.6 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденному приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 32н. Положительные суммовые разницы в бухгалтерском учете продавца увеличивают выручку от обычных видов деятельности.

Налоговый учет

В налоговом учете положительные суммовые разницы относятся к внереализационным доходам согласно подпункту 11.1 пункта 1 статьи 250 Налогового кодекса. Отрицательные суммовые разницы являются внереализационными расходами. Об этом говорится в подпункте 5.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса.

Согласно положениям пункта 5 статьи 273 Налогового кодекса, организации, исчисляющие доходы и расходы кассовым методом, не учитывают суммовые разницы по обязательствам, выраженным в у. е.

ЗАО «Ахиллес» заключило со строительной фирмой ООО «Гектор» договор купли-продажи песка. Количество товара – 1000 тонн. Цена одной тонны без НДС равна 100 у. е. (по условиям договора 1 у. е. = 1 долл. США). Итого стоимость товара составила 120 000 у. е.

По условиям договора оплата производится в рублях по курсу Банка России на день оплаты.

Товар был отгружен покупателю 3 сентября 2003 года (1 долл. США = 30,5547 руб.). Выручка составила 3 666 564 рубля (120 000 х 30,5547), в том числе НДС – 611 094 рубля. В этот же день были выставлены товарная накладная по форме № ТОРГ-12 (в рублях) и счет-фактура (в у. е.).

ЗАО «Ахиллес» выручку для целей исчисления НДС определяет по отгрузке. Учет доходов и расходов по налогу на прибыль ведется методом начисления.

Учет доходов и расходов по налогу на прибыль ООО «Гектор» ведет методом начисления.

На расчетный счет ЗАО «Ахиллес» 5 сентября 2003 года поступили деньги в сумме 3 676 752 рубля (1 долл. США = 30,6396 руб.).

При этом суммовая разница составила 9108 рублей (120 000 х (30,6306 – 30,5547), в том числе НДС – 1518 рублей.

В бухгалтерском учете ЗАО «Ахиллес» сделаны следующие записи:

Дебет 62 Кредит 90-1

– 3 666 564 рубля – отражена выручка от реализации товара;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС»

– 611 094 рубля – начислен НДС;

Дебет 51 Кредит 62

– 3 676 752 рубля – поступила оплата за реализованный товар;

Дебет 62 Кредит 90-1

– 9108 рублей – начислена положительная суммовая разница;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС»

– 1518 рублей – начислен НДС с суммовой разницы.

В налоговом учете ЗАО «Ахиллес» будет отражен доход от реализации в сумме 3 055 470 рублей (3 666 564 – 611 094). В составе внереализационных доходов будет учитываться суммовая разница – 7590 рублей (9108 – 1518).

Учет у покупателя

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете покупателя суммовые разницы включаются в стоимость приобретаемого имущества, если оплата была произведена до момента принятия имущества к учету. Об этом говорится в пункте 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина от 9 июня 2001 г. № 44н. Также это отражено в пункте 8 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н.

Если оплата была произведена после принятия имущества к учету, то положительные суммовые разницы включаются в состав внереализационных доходов. Это следует из пункта 8 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 32н. Отрицательные суммовые разницы включаются в состав внереализационных расходов. Об этом говорится в пункте 12 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденному приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н.

Налоговый учет

Налоговый учет суммовых разниц у покупателя аналогичен учету суммовых разниц у продавца.

Воспользуемся данными предыдущего примера.

В бухгалтерском учете ООО «Гектор» будут сделаны следующие записи:

Дебет 10-1 Кредит 60

– 3 055 470 рублей – оприходованы материалы на склад;

Дебет 19-3 Кредит 60

– 611 094 рублей – учтен НДС;

Дебет 60 Кредит 51

– 3 676 752 рубля – оплачена задолженность продавцу;

Дебет 91-2 Кредит 60

– 7590 рублей (9108 – 1518) – начислена отрицательная суммовая разница;

Дебет 19-3 Кредит 60

– 1518 рублей – учтен НДС с суммовой разницы.

В налоговом учете ООО «Гектор» будут оприходованы материалы на сумму 3 055 470 рублей. В налоговую базу в качестве внереализационного расхода будет включена суммовая разница – 7590 рублей.

Как избежать суммовых разниц

Обратите внимание: если срок погашения задолженности будет выходить за рамки квартала, возрастет база по налогу на имущество, поскольку отгруженные, но нереализованные товары будут отражаться в бухучете продавца на счете 45 «Товары отгруженные».

В этом случае покупатель должен будет учесть неоплаченные товары на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.

Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок тут.

Источник

Реализация товара по договору с привязкой к валютному эквиваленту или условным денежным единицам

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Часто торговые организации, стараясь устранить неблагоприятные последствия нестабильности национальной валюты, устанавливают цену договора в иностранной валюте (или условных денежных единицах). Такая возможность предусмотрена пунктом 2 статьи 317 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), в соответствии с которым, в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах. В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или дата его определения не установлены законом или соглашением сторон. В соответствии с пунктом 1 статьи 140 ГК РФ законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации является рубль. Следовательно, все наличные и безналичные расчеты на территории Российской Федерации должны осуществляться в рублях, кроме случаев, специально установленных законодательством.

Стороны договора самостоятельно устанавливают, в какой день пересчитывается цена договора в рублевом эквиваленте, следовательно, цена договора, будет определяться исходя из курса иностранной валюты, действующего на дату, согласованную сторонами по договору.

Обычно при заключении договора, продавец и покупатель устанавливают следующие даты пересчета цены в рублевом эквиваленте:

· исходя их курса иностранной валюты на день оплаты покупателем товаров;

· исходя из курса иностранной валюты на день перехода к покупателю права собственности на товары, иначе, на день отгрузки.

Заметим, что, как правило, в качестве даты пересчета в национальную валюту обязательства, выраженного в иностранной валюте, хозяйствующие субъекты устанавливают дату оплаты за отгруженные товары; При этом применяются следующие курсы:

· официальный курс ЦБ РФ;

· курс (покупки или продажи) определенной валютной биржи;

· курс ЦБ РФ или валютной биржи, увеличенный (уменьшенный) на определенный процент;

· любое другое согласованное сторонами сделки соотношение иностранной валюты и рубля.

Если курс ЦБ РФ на дату оплаты составляет 29,7 рубля за 1 доллар США, то условие «оплата по курсу ЦБ РФ + 3%» означает, что в сделке должен применяться курс 30,59 рубля за 1 доллар США (29,7 / 100% х 103% = 30,59).

Так как денежные средства на расчетный счет получателя (продавца) зачисляются через 1-2 дня с даты их перечисления с расчетного счета плательщика (покупателя), поэтому в соглашении сторон необходимо особо оговорить, что датой оплаты следует считать день списания денежных средств с расчетного счета плательщика (покупателя).

Если же порядок определения даты платежа, предусматривает, что в качестве даты оплаты принимается день зачисления банком денежных средств на расчетный счет получателя (продавца), то ситуация будет развиваться следующим образом: плательщик (покупатель) не сможет заплатить полную сумму по своим обязательствам, так как на момент подготовки платежного документа ему не будут известны день получения денег контрагентом по сделке и курс иностранной валюты на данный момент времени.

Если же стороны вообще не оговорят порядок определения даты платежа, то может возникнуть такая ситуация: плательщик (покупатель) будет определять курс по дате списания банком денег со своего расчетного счета, а получатель (продавец) будет определять курс по дате зачисления банком денег на свой расчетный счет. В результате, чтобы ликвидировать непогашенную часть задолженности перед продавцом, которая образовалась в результате временного разрыва при пересчете денежных средств, покупатель будет вынужден осуществлять дополнительные платежи.

В результате этого возникли расхождения в расчетах между продавцом и покупателем:

продавец в качестве даты пересчета использовал день поступления денег на свой расчетный счет. По его данным, от покупателя должна была поступить сумма в размере 2 862 050 рублей (28,6205 рубля х 100 000$). Покупатель же перечислил сумму в размере 2 852 520 рублей (28,5252 рубля х 100 000$).

Таким образом, по данным продавца, покупатель остался должен ему сумму в рублях, эквивалентную 332,98 доллара США, что на 4 февраля составляет 9 530 рублей.

Как видно из примера, порядок определения даты платежа, закрепленный сторонами договора, имеет существенное значение.

Если курс иностранной валюты по отношению к рублю на установленную дату пересчета увеличится по сравнению с его величиной на дату отгрузки товаров, то продавец получит дополнительный доход, так как покупатель перечислит продавцу сумму, превышающую стоимость товаров, рассчитанную на момент их отгрузки.

Если курс иностранной валюты по отношению к рублю за период между отгрузкой товаров и оплатой за них понизится, то покупатель заплатит меньше, чем заплатил бы по стоимости, сформированной на момент отгрузки товаров.

Если в договоре предусмотрено, что товары подлежат оплате на условиях валютной оговорки, то для покупателя цена приобретения товаров будет представлять собой фактически уплаченную поставщику сумму в рублях. Таким образом, стоимость товаров, определенная в момент принятия их к учету, является (в случае последующей оплаты) предварительной покупной стоимостью. Окончательная покупная стоимость товаров формируется только после полного расчета с поставщиком. Данное положение полностью соответствует требованиям пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в котором установлено, что оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку. Следовательно, любой актив, приобретенный за плату, должен учитываться по фактически произведенным расходам на его покупку. Величина оплаты (выбытия актива) определяется из цены и условий, установленных договором между организацией и ее контрагентом (пункт 6.1 ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (далее ПБУ 10/99).

Для продавца оборот по реализации составит общую сумму полученных денежных средств. Величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией торговли и покупателем (пункт 6.1 ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» (далее ПБУ 9/99)).

Таким образом, особенность сделки, заключенной на условиях валютной оговорки, состоит в том, что окончательное формирование цены приобретения (продажи) товаров происходит только после полного расчета.

По своей экономической сущности суммовые разницы представляют собой изменение покупательной способности валюты платежа между датами принятия на балансовый учет (отгрузки) и оплаты за приобретенные (проданные) ценности.

Необходимо отметить, что при установлении цены договора в условных денежных единицах (иностранной валюте) суммовые разницы в учете продавца и покупателя возникают не всегда.

Это происходит в случаях, если при исполнении договора не произошло изменения курса рубля по отношению к условной денежной единице (иностранной валюте). Или в ситуации, когда оплата и отгрузка товаров происходят одновременно.

В то же время возможны иные варианты, когда цена договора выражена в условных денежных единицах (иностранной валюте), но суммовые разницы ни у одной из сторон по договору не возникают.

Возникновение или отсутствие суммовых разниц связано с условиями договора и зависит от установленных сторонами договора:

· даты, на которую определяется рублевый эквивалент цены товаров;

· порядка расчетов (в том числе наличия предварительной оплаты);

· момента перехода права собственности на реализуемые товары;

· иных условий договора, влияющих на пересчет рублевого эквивалента цены договора (в частности, сложный алгоритм установления цены договора, например с учетом скидок за объем продаж).

Если же предоплата получена продавцом не в полном объеме или в случае расчета покупателя за реализованные товары позже отгрузки, то у продавца в зависимости от роста или снижения курса валюты возникают положительные или отрицательные суммовые разницы. Положительные суммовые разницы доход продавца (поставщика) увеличивают, а отрицательные – уменьшают (пункт 6.6 ПБУ 9/99).

Суммовые разницы, возникающие при реализации товара, относящиеся в бухгалтерском учете к доходам и расходам от обычных видов деятельности, согласно Приказу Минфина России от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению», отражаются на счете 90 «Продажи». Одновременно корректируется задолженность перед бюджетом по налогу на добавленную стоимость.

Если на дату оплату за ранее отгруженные товары по сделке на условиях валютной оговорки, произошло изменение курса иностранной валюты или условной денежной единицы, то продавец должен произвести корректировку выручки, и соответственно суммы НДС, ранее исчисленного, исходя из цены реализации на момент отгрузки товара.

Данные бухгалтерские записи производятся обычным способом (если курс валюты платежа по отношению к иностранной валюте или условным денежным единицам понизился) или методом «красное сторно» (если курс валюты платежа вырос).

В учете это отражается следующим образом:

Поскольку общая сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде (пункт 4 статьи 166 НК РФ), в случае, когда по условиям договора оплата товаров (работ, услуг) производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах), налоговую базу по НДС следует определять с учетом суммовых разниц, как сумм, увеличивающих или уменьшающих выручку от реализации товаров (работ, услуг).

Именно такая позиция высказана и в Письме МНС России от 31 мая 2001 года №03-1-09/1632/03-П115 «О порядке учета налога на добавленную стоимость по суммовым разницам». Как видим, позиции совершенно разные.

На наш взгляд, более обоснованной является точка зрения МНС, при учетной политике «по оплате», и точка зрения Минфина, при учетной политике «по отгрузке». Подтверждением может служить и ситуация, которая складывается у покупателя (заказчика) при приобретении им товаров (работ, услуг), подлежащих обложению НДС, и использующего свое право уменьшить исчисленную сумму налога на установленные НК РФ налоговые вычеты, определяемые как суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 171 НК РФ предусмотрено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при условии, что они используются для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения. Таким образом, в случае, когда в соответствии с заключенным договором оплата товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из условных денежных единиц, производится в российских рублях, к вычету у налогоплательщика должна приниматься вся сумма налога, фактически уплаченная поставщику. Это означает, что разница, возникающая вследствие установления цены договора исходя из курса условной денежной единицы или иностранной валюты (суммовая разница), может увеличивать или уменьшать суммы, подлежащие включению в состав налоговых вычетов.

ООО «Сатурн» в соответствии с заключенным договором реализовало товар, стоимость которого составляет 11 800 долларов США, в том числе НДС 1 800 долларов США. Переход права собственности к покупателю переходит в момент отгрузки (2 февраля 2005 года). Оплата покупателем произведена 7 февраля 2005 года. Себестоимость реализованного товара 250 000 рублей. В соответствии с условием договора оплата товара производится в рублях по курсу ЦБ РФ, действующему на дату оплаты.

Официальный курс доллара США составил:

-2 февраля 2005 года – 27,96 рубля/ доллар;

-7 февраля 2005 года – 27,98 рубля/доллар;

В бухгалтерском учете ООО «Сатурн» сформированы следующие записи:

Источник

У.Е.-расчеты: от счетов-фактур до учета

Расчеты в у е и в валюте в чем разница. Смотреть фото Расчеты в у е и в валюте в чем разница. Смотреть картинку Расчеты в у е и в валюте в чем разница. Картинка про Расчеты в у е и в валюте в чем разница. Фото Расчеты в у е и в валюте в чем разница

Расчеты в у е и в валюте в чем разница. Смотреть фото Расчеты в у е и в валюте в чем разница. Смотреть картинку Расчеты в у е и в валюте в чем разница. Картинка про Расчеты в у е и в валюте в чем разница. Фото Расчеты в у е и в валюте в чем разница

На Audit-it.ru состоялась он-лайн конференция «У.Е.-расчеты: от счетов-фактур до учета». На вопросы читателей отвечает Владимир Верещака, заместитель главного редактора журнала «Актуальная бухгалтерия»:

1. Оформление первичных документов по договорам поставки в условных единицах

Добрый день! Наши поставщики перешли на новую схему работы по договорам поставки и передачи неисключительных прав в условных единицах. При этом, они на своем сайте выложили информацию о Порядке оформления первичных документов:

«При применении унифицированных форм первичных документов допускается включать в них любые дополнительные реквизиты. (Постановление Госкомстата России от 24.03.99 № 20). Организация при оформлении отгрузочных документов по договору в условных единицах (накладных, актов) вправе дополнительно к рублевой цене указать в них информацию об эквиваленте стоимости в иностранной валюте. При отгрузке товара или передаче неисключительных прав организация передает покупателям следующий комплект документов:

Счет на оплату – стоимость отражена в долларах;

Товарная накладная (ТОРГ-12) или акт приема-передачи неисключительных прав – имеют измерение стоимости в двух валютах: рублях по курсу на дату отгрузки и долларах;

Счет-фактура – документ для налогового вычета НДС, сумма отражена только в рублях.»

Вопрос: На сколько правомерно введение в товарную накладную под видом дополнительных реквизитов дополнительной графы (колонки) № 16 «Сумма с учетом НДС, USD»? Выставление счета на оплату в долларах?

Ответ:

Включение в «первичку» (в том числе и товарную накладную) дополнительных реквизитов правомерно. Помимо документа, который вы упомянули, это предусмотрено и пунктом 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н. Приведу дословную цитату из этого пункта: «. в зависимости от характера операции, требований нормативных актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты».

Аналогичной точки зрения придерживаются московские налоговики. Смотрите, например, письмо УФНС России по г. Москве от 14 декабря 2005 г. № 20-12/93198. При этом они подчеркивают, что порядок дополнения унифицированных форм новыми реквизитами должен быть закреплен в качестве элемента учетной политики компании-поставщика (то есть той фирмы, которая их оформляет). Право на внесение в «первичку» дополнительных строк или граф подтверждает и Минфин России (письма Минфина России от 31 мая 2007 г. № 07-05-06/143, от 24 апреля 2007 г. № 07-05-06/106).

В вашем случае необходимость в дополнительных реквизитах (то есть указания тех или иных сумм не только в рублях, но и в долларах США) обусловлено характером проводимой операции.

Второй вопрос несколько сложнее. Чтобы на него ответить, нужно определиться, является ли счет первичным документом. Сразу скажу, что его форма не включена в альбомы унифицированных форм первичной учетной документации утвержденные Росстатом (ранее — Госкомстатом России). Следовательно, с формальной точки зрения счет «первичкой» не является. По сути, это лишь инструмент договорных отношений — предложение (оферта) лица, выставившего счет, заключить договор. Если эта оферта принята и счет оплачен (акцептован), то считается, что между сторонами заключен соответствующий договор (причем в письменной форме). Проще говоря, счет — это договор, и в нем прописывают все его существенные условия (цена товара, его количество и т. д.). Поэтому данный документ может быть выписан каким угодно образом и в какой угодно валюте.

В тоже время если этот документ содержит все необходимые реквизиты «первички» (они перечислены в статье 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете») и утвержден компанией, которая его выставляет, в качестве первичного документа (например, в приказе об учетной политике), то он является «первичкой». В этой ситуации его оформление только в иностранной валюте — неправомерно (см. письмо Росстата от 31 мая 2005 г. № 01-02-9/381).

2. Возврат аванса по договору в У.Е.

Прошу дать аргументированный ответ. Возврат аванса (части аванса) по договору в у.е. происходит по какому курсу? Заранее спасибо.

Ответ:

Теоретически ответ на этот вопрос должен регулироваться условиями договора. Предполагаю, что там ничего про данный случай не сказано. В такой ситуации вы должны вернуть деньги в сумме равной стоимости товара, в счет оплаты которого получен аванс. При расчетах в у.е. ее, как правило, определяют исходя из курса условной единицы на день перечисления средств покупателем. Вот из него и нужно исходить. Проще говоря, покупатель получит ту сумму денежных средств, которую фактически перечислил. Пересчитывать аванс исходя из курса у.е. на дату возврата денег не нужно. Такой порядок пересчета попросту не установлен договором. При этом у покупателя, перечислившего аванс, есть право требовать возмещения убытков, которые он понес в связи с расторжением договора. Разумеется, если оно произошло по вине продавца.

3. Учет расходов при расчетах в валюте

Добрый день! Подскажите, как правильно учесть расходы? У нас есть договор на оказание услуг связи. Оплата по нему производиться в валюте по фиксированному курсу 30 рублей и по курсу на день оплаты? Как правильно должны быть оформлены счета-фактуры?

Ответ:

Из вашего вопроса не вполне понятно, по какому же курсу проходят расчеты: фиксированному или на день оплаты. Рассмотрим оба варианта. В первом случае все просто. Стоимость услуг умножается на фиксированный курс. В результате вы получаете их рублевую оценку. Курсовых (в бухгалтерском учете) или суммовых (в налоговом учете) разниц не возникает. Небольшой пример. Предположим, что стоимость услуг связи за месяц составляет 354 у.е. (в том числе НДС — 54 у.е.). Согласно, договору оплата производится по фиксированному курсу — 30 руб./у.е. Соответственно, при отражении данных затрат в учете вы сделаете проводки:

В данной ситуации счет-фактура может быть выписан в рублях. Ведь на конец месяца достоверно и точно известно какую сумму в рублях вы должны перечислить за данные услуги. Поставщик в этой ситуации может выписать счет-фактуру и в той иностранной валюте, к которой приравнены у.е. (судя по курсу — долларам США). Но в приведенной ситуации никакой необходимости в этом нет. Подобный счет вызовет лишь дополнительные и лишние споры с налоговиками.

Еще один пример. Предположим, что стоимость услуг связи за месяц составляет 354 у.е. (в том числе НДС — 54 у.е.). Согласно договору у.е приравнены к долларам США. Оплата счета производится по официальному курсу доллара на день перечисления средств. Курс составил: на дату оказания услуг связи (конец месяца) — 30 руб./USD; на день оплаты — 31 руб./USD. В данной ситуации вы должны сделать следующие записи в учете:

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— 54 руб. (54 USD Х (31 руб./USD — 30 руб./USD)) — доначислена сумма НДС по затратам на оплату услуг связи;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 60
— 300 руб. ((354 USD — 54 USD) Х (31 руб./USD — 30 руб./USD)) — отражена отрицательная курсовая разница;

Теперь что касается счетов-фактур в этой ситуации. Согласно Налоговому кодексу, если обязательства по договору выражены в иностранной валюте, то и счет-фактура может быть выписан также в иностранной валюте. Следовательно, поставщик услуг вправе выдать вам счет-фактуру с указанием их стоимости в размере, возвращаясь к нашему примеру, 354 долларов США. Однако недавно налоговая служба почему то решила, что оформление счетов-фактур в иностранной валюте возможно только в одном случае: если расчеты по сделке будут проходить также в иностранной валюте (см. письмо ФНС России от 24 августа 2009 г. № 3-1-07/674). Во всех остальных случаях (в том числе и вашем) вы должны требовать рублевый счет-фактуру. Сразу скажу, что это мнение налоговиков даже не является спорным. Оно просто не соответствует действующему законодательству и прямо ему противоречит. По их мнению, вы должны действовать так. Прежде всего попросить счет-фактуру, где будет указана рублевая стоимость услуг (по курсу доллара США на день их оказания). После оплаты счета потребовать внести в него исправления. Поставщик должен пересчитать все цифры исходя из курса доллара США на день его оплаты. Чем именно следует руководствоваться (действующим законодательством или этими требованиями), решать вам.

4. Алгоритм расчета курсовых разниц

В 1С для соблюдения принципов бухгалтерского и налогового учета применяется следующий алгоритм:

1. Сделано несколько предоплат поставщику, на дату последней предоплаты расчетным путем получаем курс 956,459.13/ 21,583.49 = 44,3144 (делим сальдо по сч. 60.6 в рублях на сальдо по этому же счету в у.е.)

2. Поступление материалов производится по курсу на дату поступления:
Д10.1 К60.6 233,564.73/ 5,216.06 = 44,7780

4. В налоговом учете проводкой Н08 2,418.24 отражается суммовая разница.

В бухгалтерском учете переоценок на счете 91 не возникает. Насколько корректен вышеприведенный способ отражения расчетов?

Ответ:

Из вашего примера трудно сказать. Вы не написали самого главного — по какому курсу должны быть оплачены материалы по условиям договора. Предположу, что по курсу на дату перечисления средств продавцу. В таком случае указанный вами способ расчетов некорректен. Из примера видно, что оприходованные материалы оплачены полностью (сумма перечисленных авансов больше, чем стоимость оприходованных материалов). На момент полной оплаты ценностей определяется их рублевая стоимость. Ее рассчитывают по курсу на день перечисления средств. В дальнейшем она пересчету не подлежит. И в момент оприходования материалов никаких суммовых разниц не возникает. Причина — они приходуются по курсу на день уплаты денег. Поясню сказанное на примере. Предположим, вы покупаете 100 единиц материалов. Их стоимость установлена в долларах США и составляет 5 долларов за единицу. Согласно договору материалы оплачиваются по курсу на день перечисления денег. Материалы были полностью оплачены авансом. Предположим, что курс доллара составил:

— на момент перечисления денег — 30 руб./USD;

Для упрощения примера сумму «входного» НДС по материалам мы не рассматриваем.

В момент уплаты аванса определяется рублевая стоимость материалов. Она составит:

30 руб./USD х 5 USD х 100 ед. = 15 000 руб.

При перечислении денег вы делаете проводку:

Исходя из этой стоимости материалы и приходуют. При их поступлении делают запись:

Как вы видите, при таких условиях ни курсовых (в бухучете), ни суммовых (в налоговом учете) разниц не возникает в принципе. В данной ситуации перевод валютной стоимости материалов в рубли делают только один раз — на день перечисления аванса продавцу.

5. Договор в евро

Выписываем договор продажи в евро. Оплата осуществляется в рублях по официальному курсу Евро к рублю Центрального банка РФ на дату фактического списания средств со счета Покупателя. При 100% предоплате выписываем отгрузочные документы в рублях на полную сумму, которая поступила от Покупателя. Как поступить в случае 30% предоплаты и 70% оплаты после подписания акта приема-передачи товара? Выписывать ли отгрузочные документы в евро? Как учитывать курсовую разницу? Как правильно оформить счет-фактуру?

Ответ:

Сразу оговоримся. Отгрузочные документы (в частности, накладные) оформляют только в рублях. При любых вариантах расчетов выписывать их в иностранной валюте нельзя. Единственное, что можно — указывать в первичке как рубли, так и евро. Это потребует внесения дополнительных граф в первичку. Подробнее об этом я уже писал в этой конференции. Теперь разберем ваши ситуации.

С первым случаем все понятно. Вы должны выставить счет-фактуру и накладные в рублях исходя из курса евро, действующему на день перечисления денег покупателем. В данной ситуации никаких курсовых или суммовых разниц не возникает. Стоимость товара определяется в день списания средств. Второй случай посложнее. Я бы рекомендовал действовать так. Оформить все первичные документы и счет-фактуру в рублях. Предоплату в размере 30% пересчитывают по курсу, действующему на дату списания средств покупателя. Оставшуюся сумму (70%) пересчитывают в рубли на день оформления акта приемки-передачи товара. Исходя из полученных данных заполняют товаро-сопроводительные документы и счет-фактуру. После поступления средств от покупателя в счет-фактуру вносят изменения (как это рекомендовано в письме ФНС России от 24 августа 2009 г. № 3-1-07/674). Данные счета-фактуры отражают исходя из суммы средств, пересчитанной по курсу евро на дату списания средств со счета покупателя. Причем пересчет касается лишь 70% средств оплаченных покупателем. 30-ти процентный аванс, полученный ранее, пересчету не подлежит.

Поясню сказанное на примере. Предположим, стоимость товара составляет 1180 евро. (в том числе НДС — 180 EUR). Согласно договору покупатель оплачивает товар по курсу евро на день списания средств с его счета. При этом покупатель перечислил предоплату в размере 30% стоимости товара (354 EUR). Предположим, что курс евро составил: на дату перечисления предоплаты 40 руб./EUR; на день отгрузки товаров и оформления акта — 42 руб./EUR; на дату окончательного расчета — 44 руб./EUR.

1. Стоимость товаров, которая должна быть указана в документах при его отгрузке (накладной, счете-фактуре, акте), составляет:
354 EUR х 40 руб./EUR + (1180 EUR — 354 EUR) х 42 руб./EUR = 14 160 руб. + 34 692 руб. = 48 852 руб. (в том числе НДС — 7452 руб.).

2. При формировании окончательной стоимости товара в счет-фактуру потребуется внести исправления. Стоимость товара по исправленному документу составит:
354 EUR х 40 руб./EUR + (1180 EUR — 354 EUR) х 44 руб./EUR = 14 160 руб. + 36 344 руб. = 50 504 руб. (в том числе НДС — 7704 руб.).

В данной ситуации курсовая разница будет равна:
(1180 EUR — 354 EUR) х (44 руб./EUR — 42 руб./EUR) = 1652 руб. (в том числе НДС — 252 руб.).

Ее сумму отражают в составе прочих доходов компании.

6. НДС по договорам в У.Е.

Здравствуйте, Владимир! Помогите, пожалуйста, окончательно разрешить проблему исчисления НДС по договорам в валюте. Ситуация: Заключен договор в у.е. оплата по которому производится в рублях. Получена частичная предоплата. В момент отгрузки у продавца возникает обязанность исчислить НДС. С какой стоимости следует исчислять НДС: с контрактной стоимости продукции в у.е. по курсу на дату отгрузки, или с суммы выручки, признанной в бухгалтерском учете (разница обусловлена тем, что получена предоплата, а авансы не переоцениваются по ПБУ 3)? Следует ли выписать дополнительную счет-фактуру при получении окончательной оплаты на курсовую разницу? Как в этом случае действует покупатель? На какую сумму у покупателя есть право на вычет? Должен ли он требовать дополнительную счет-фактуру от продавца при перечислении последнего платежа?

Ответ:

К сожалению, вы не написали по какому курсу товар должен быть оплачен покупателем. Возможны несколько вариантов. Например, по курсу на день отгрузки или по курсу на день перечисления денег. Самым распространенным вариантом является второй. Предположу, что это ваш случай. В такой ситуации после поступления частичной предоплаты стоимость товара разделится на две части:

1) рублевую (в части поступившего аванса);

2) валютную (в части стоимости товара не оплаченной покупателем).

При отгрузке товаров вам нужно пересчитать валютную часть стоимости товара в рубли. Это делают по курсу на день отгрузки. Затем к ней прибавляют рублевую часть стоимости (пункт 1). В результате вы получаете предварительную стоимость товара в рублях. Ее указывают во всех товаросопроводительных документах и счете-фактуре. Исходя из этой стоимости начисляют и НДС с выручки от реализации. После поступления средств от покупателя валютную часть стоимости товара вновь пересчитывают. В результате в учете возникает либо положительная (что скорее всего), либо отрицательная суммовая разница. На нее корректируют продажную стоимость товара исходя из которой НДС был начислен ранее. Положительная разница увеличивает выручку облагаемую налогом, а отрицательная — уменьшает ее. Вывод: в конечном счете налог начисляют исходя из контрактной стоимости товара в у.е., рассчитанной по курсу на дату поступления средств от покупателя.

После поступления денег от покупателя в счет окончательных расчетов в первоначально выписанный счет-фактуру вносят исправления. Разумеется, если на дату оплаты товаров курс валют изменился. В документе указывают ту стоимость товара, которая рассчитана исходя из суммы полученных средств. Так поступать предписывает письмо ФНС России от 24 августа 2009 г. № 3-1-07/674. Покупатель принимает к вычету сумму НДС, которая будет указана в исправленном счете-фактуре. Соответственно ему нужно требовать не дополнительный счет-фактуру на суммовую разницу, а исправленный документ, выписанный при отгрузке товаров. Аналогичную ситуацию я более подробно уже рассматривал в этой конференции. Мной был приведен и цифровой пример расчетов (см. выше).

7. Курсовые разницы в бухгалтерском и налоговом учете

Здравствуйте Владимир! Подскажите, как поступить в следующей ситуации: Организация продает свою продукцию предприятию из дальнего зарубежья. По договору расчеты ведутся в долл. США, но иногда контрагент производит оплату за отгруженную продукцию в рублях (не запрещено договором) по курсу, определяемому на дату оплаты. Будут ли в данном случае формироваться курсовые разницы в бухгалтерском и налоговом учете? На какую дату и в каком размере? Каким образом правильно отразить данные операции в учете? Благодарю за помощь! С уважением, Новикова Елена.

Ответ:

Прежде всего о бухгалтерском учете. В нем будут возникать курсовые разницы не зависимо от того в иностранной валюте вам перечислена оплата или в рублях. Здесь основополагающим являются условия договора. Раз стоимость товаров установлена в иностранной валюте, то в учете неизбежно будут возникать курсовые разницы. Их отражают в учете в обычном порядке. Положительные включают в состав прочих доходов, а отрицательные — расходов компании. Это отражают записью:

ДЕБЕТ 62 (91-2) КРЕДИТ 91-1 (62)
— отражена положительная (отрицательная) курсовая разница.

Эти проводки делают либо на дату формирования бухгалтерской отчетности, либо на дату погашения задолженности покупателем (в зависимости от того, что произошло раньше).

Теперь о налоговом учете. Здесь все немного сложнее. Если вам поступает валютная выручка, то в налоговом учете также возникают курсовые разницы. Если оплата поступила в рублях, то в учете требуется отразить не курсовые, а суммовые разницы. Правда и те и другие учитывают одинаково. Их включают в состав внереализационных доходов (положительные) или расходов (отрицательные). Отличие будет лишь в одном — моменте отражения курсовой или суммовой разницы в учете. Курсовую разницу отражают в последний день каждого месяца. Для этого дебиторскую задолженность покупателя ежемесячно пересчитывают по официальному курсу иностранной валюты, действующему на эту дату. Суммовую разницу отражают лишь один раз — в день погашения дебиторской задолженности покупателя.

Про размер курсовой или суммовой разницы ничего сказать не могу. Он зависит от суммы задолженности покупателя и курса доллара США.

8. Расчеты в валюте и перевыставление счет-фактуры

Добрый вечер! Мы являемся агентами по 5-ти агентским договорам и выступаем по ним от своего имени. По поручению принципалов заключили договор услуг, оплата по которому производится в рублях по курсу ЦБ на день оплаты. После выполнения 1-го этапа работ 01.07.09г. нам был выставлен счет-фактура в долларах США. Мы перевыставили от себя счет-фактуру в рублях принципалам 1.07.09г., а на день оплаты 17.07.09г. счет-фактуру на курсовую разницу. После выхода письма ФНС от 24.08.09 №3-1-07/674 поставщик исправил в счет-фактуре от 01.07.09г. валюту на рубли. Но как быть с курсовой разницей? То ли потребовать от поставщика внести изменения в счет-фактуре от 01.07.09г., то ли потребовать от них счет-фактуру на курсовую разницу? C уважением, Крутовских А. И.

Ответ:

В вашу обязанность входит лишь перевыставление счета-фактуры, полученного от исполнителя, вашим принципалам. Следовательно, если исполнитель выставил счет-фактуру в рублях (исправив первоначальный счет), вам необходимо исправить данные, указанные вами ранее в перевыставленных счетах-фактурах.

Приведу небольшой пример. Предположим, исполнитель выставил вам счет-фактуру в долларах США, на сумму 118 USD (в том числе НДС — 18 USD). Курс доллара США составил: на день выставления счета (01.07.09) — 30 руб./USD, на день оплаты счета (17.07.09) — 32 руб./USD.

Вы выставили два счета-фактуры вашим принципалам в рублях:

— первый на стоимость услуг по договору исходя из курса 30 руб./USD. Его сумму составила:
118 USD х 30 руб./USD = 3540 руб. (в том числе НДС — 540 руб.);

— второй на суммовую разницу. Его сумма составила:
118 USD х (32 руб./USD — 30 руб./USD) = 236 руб. (в том числе НДС — 36 руб.)

Затем исполнитель исправил свой счет-фактуру и переписал данные документа в рубли. Причем пересчет должен был быть сделан исходя из курса доллара США на день оплаты его услуг. Ему необходимо было выставить счет-фактуру, в котором указана стоимость услуг в размере:

118 USD х 32 руб./USD = 3776 руб. (в том числе НДС — 576 руб.).

Теперь ваши действия. Вы должны исправить данные первого счета-фактуры, перевыставленного вами принципалам. В нем указываются те же цифры, что и в рублевом счете-фактуре исполнителя. То есть 3776 руб. (в том числе НДС — 576 руб.). Второй счет-фактура (на суммовую разницу) должен быть аннулирован.

Из вашего вопроса следует, что исполнитель, переписав счет-фактуру в рубли, использовал неправильный курс. Он пересчитал данные исходя из курса доллара США не на день оплаты услуг (как должен был сделать), а на день их фактического оказания. Отсюда вывод: вам необходимо потребовать от него исправления данных рублевого счета-фактуры (в вашем случае от 01.07.09) и пересчета цифр исходя из правильного курса.

9. Восстановление НДС

C 01.01.2009г., ООО перешло на упрощенную систему налогообложения с общей, остатки в балансе по основным средствам, и по незавершённому строительству, и по материалам НДС, в конце года не восстановили. В октябре 2009г. из налоговой пришло письмо сдать уточнённую декларацию и восстановить суммы НДС. По каким счетам мы должны восстановить НДС и должны ли?

Ответ:

Безусловно должны. Это прямо предусмотрено подпунктом 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса. В нем сказано: «при переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы в соответствии с главами 26.2 и 26.3 настоящего Кодекса суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанные режимы». Налог восстанавливают записью:

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 68
— восстановлена сумма НДС, ранее принятая к вычету.

Здравствуйте! Как доказать органам ФСС РФ, что выплата премии работникам по итогам года является правом, а не обязанностью работодателя? В положении об оплате труда и материальном стимулировании указано, что премия по итогам года выплачивается на основании приказа руководителя (не пропорционально отработанному времени или процент от оклада). По итогам работы премию выплатили сотрудникам указанным в приказе. Органы ФСС утверждают, что необходимо было уточнить, почему остальным работникам премия не выплачена. Правомерно ли их утверждение?

Ответ:

В положении об оплате труда должны быть определены условия премирования. Если работник их выполнил, у него появляется право требовать премию, а у работодателя — ее выплатить. Соответственно, если условия премирования не выполнены, такого права у сотрудника нет. При этом законодательство не обязывает работодателя объяснять ни работникам, ни сотрудникам ФСС России, почему премия выплачена не всем.

Более того, данный вопрос никакого отношения к ФСС России не имеет в принципе. Это компетенция Роструда. Если сотрудники фонда считают, что вы нарушили трудовое законодательство, пусть обращаются с данным «утверждением» в это ведомство. Кстати, нарушение действительно будет, если сотрудники, не получившие деньги, выполнили все необходимые показатели для премирования. Невыплата им премиальных будет равносильно невыплате части заработной платы. Однако еще раз подчеркну, что этот вопрос находится вне компетенции ФСС России. Поэтому вам не нужно что либо им доказывать.

На вопросы читателей отвечал Владимир Верещака, заместитель главного редактора журнала «Актуальная бухгалтерия».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *