Расшаталась вилка на велосипеде что делать
Если появился люфт в передней вилке велосипеда ➔ устранение, ремонт
Сегодня поговорим о том, как устранить люфт амортизационной вилки спортивного велосипеда. Данная схема подходит для всех марок популярных и не очень велосипедных амортизационных вилок, таких как RST (OMEGA, Blaze, GILA, Capa), SUNTOUR (XCR, XCM, XCT), Rock Shox, zoom и другие. Устроены недорогие вилки, как правило, по похожей конструкции, поэтому инструкция по переборке и устранению люфтов можно применять практически к любым моделям. Почитать какие есть велосипедные вилки их виды и типы.
Как определить, что есть люфт?
Все очень просто, достаточно нажать передний тормоз и движениями вперед-назад велосипеда если есть люфт, то вы его обязательно почувствуете. Для не дорогих вилок люфт – это не редкость, он проявляется очень быстро. Минимальный люфт допускается. Со временем люфт будет увеличивается и стоит задуматься о переборке и доработке вилки.
Причина или от чего происходит люфт, амортизационной передней вилки горного велосипеда?
В конструкции велосипедной вилки, а именно в ногах, установлена пара направляющих, которые сделаны из пластика, называются они – башинги. Из-за их износа и происходит такое явление.
Профилактика и устранение.
Для удобства я бы порекомендовал снять вилку полностью, но некоторые это делают и на велосипеде. Снять вилку с велосипеда не должно составить вам труда, открутить пару болтиков, снять руль и если необходимо тормоза или тросик.
Снимаем ноги вилки.
Откручиваем гаечки или шестигранники снизу, ключом на 10, затем увидим наконечники с резьбой, с которых мы открутили гайки, для того чтобы ноги снялись, скорее всего нужно будет не сильно ударить по ним молоточком. Для того чтобы не сбить резьбу, необходимо немного накрутить гайки снова и легкими ударами выбиваем штаны.
Теперь необходимо снять сальники, которые предотвращают попадание грязи внутрь вилки. Для этого понадобится не большая отвертка, подковыриваем и снимаем их.
Далее нужно вынуть те части, которые, непосредственно разбивают вилку и создают люф – башинги или еще их называют направляющие. Направляющие имеют защелки, поэтому вытягиваем их немного проворачивая, для выхода защелки фиксатора из паза в штанах.
Работаем с направляющими.
Переходим к самому главному. Необходимо намотать скотч или изоленту на направляющие. Сколько витков нужно мотать зависит от износа. Для начала попробуйте сделать пару витков и вставить направляющие в штаны. Там, где защелки не заматывайте, или сделайте вырезы там, где необходимо. Если они встали туго, то может этого хватит. Вспомните как легко они у вас извлекались. Сделав такую манипуляцию с обеими башингами, можно прикинуть надев штаны на ноги вилки и покачать. Если присутствует люфт снова, то снимаем заново и добавляем еще пару мотком на пластиковые направляющие и снова собираем, пока не достигнем нужного эффекта.
Перед сборкой вилки обязательно необходимо ее очистить от старой грязи и смазки, промыть сальники (пыльники) и остальные детали. Также желательно смазать направляющие, ноги вилки.
Интересное видео о том, как устранить люфт на вилке SR Suntour XCT.
В принципе таким простым способом можно устранить люфт на велосипедной вилке, это не займет много времени. Сколько прослужит такой ремонт зависит от того как много и по каким дорогам вы катаете. Периодически, с появлением люфта снова, вы уже будете знать, как его устранить, заодно переберете помажете вилку, что даст хоть и ненадолго, но положительный эффект. Это все же дешевле чем покупка новой вилки, если уже покупать то хорошую качественную вилку высокого уровня. Но и с такими вилками ТО вы не обойдете, но ресурс будет на порядок выше.
Расшаталась вилка на велосипеде что делать
Гражданский проспект, 118к1
Трасса Юкки 1 (Мега Парнас)
Будни с 10:00 до 22:00
Выходные с 09:00 до 23:00
Вилка велосипеда с амортизацией – это один из самых сложных узлов транспортных средств на мускульной тяге.
Содержание:
Существует множество вариантов вилок, все из которых можно разделить на 2 группы:
Рассмотрим особенности второй группы и способы их разборки, проведения ТО.
Необходимость амортизационной вилки продиктована спецификой катания. Для любителей шоссе и асфальта она не нужна в принципе, на дорогих спортивных байках, предназначенных для подготовленных дорог вилка и тем более задний маятник – это потеря энергии. При педалировании в таких условиях часть энергии гасится за счет срабатывания пружин.
Для более сложных рельефов, но с преобладанием устойчивых грунтов достаточно передней вилки
Обязательно ее используют в таких дисциплинах, как МТБ или кросс по пересеченной местности. Здесь гашение ударов необходимо для безопасных спусков, мощных прыжков и приземлений. Для сложных дисциплин всегда используют байки с двумя подвесами.
На городском велосипеде вилка – это скорее популярный тренд, позволяющий повысить стоимость, чем необходимость
Преодоление бордюров и «лежачих полицейских» не позволит прочувствовать потенциал вилки. Именно поэтому на большинстве качественных узлов устанавливается блокировка, с которой можно отключить амортизатор.
На сложном рельефе есть несколько проблем, которые решает рассматриваемый узел:
Несмотря на различия конструкций, принцип действия идентичный, компоновка схожа, потому можно выделить основные элементы:
С учетом способа гашения биений выделяют несколько видов конструкций. В первую очередь это наиболее бюджетные пружинные системы. Их недостаток в отсутствии регулировок, простота конструкции не дает возможности настраивать скорость отскока, нет блокировки.
Для повышения эффективности механических устройств появились пружинно-эластомерные формы, в которых роль демпфера выполняет эластомер. Это повышает эффективность в зависимости от изменения рельефа.
Недостаток в быстром износе демпфирующего компонента, при регулярной агрессивной езде он выходит из строя за сезон
Более дорогие вилки отличает другой принцип работы:
Характеристики
При покупке вилки стоит учесть ряд параметров.
Например, вес райдера:
Ремонтопригодность необходимо учитывать, если нет возможности сразу приобретать новый узел при выходе из строя старого. Некоторые модели вообще не ремонтируются и подлежат только замене.
Другие можно разобрать самостоятельно при минимальном инструменте, есть версии, которые в процессе восстановления обходятся дорого, кроме того, не всегда необходимые расходники будут в наличии в сервисах и магазинах.
Стоимость ригида начинается от 1-2 тысяч рублей, амортизация увеличивает это значение до 3 раз (пружинные варианты). Дороже масляно-пружинные и эластомерные, но при правильном подборе они выхаживают в разы большее количество сезонов.
Правильное обслуживание вилки велосипеда
Учитывая, что стоимость некоторых качественных вилок сопоставима с расходами на новый велосипед, не стоит пренебрегать требованиями к обслуживанию. К нему относится замена изношенных прокладок, сальников, масла (полное обновление или доливка). Рекомендуется проверять также состояние трущихся поверхностей, которые могут пострадать при агрессивном катании, падениях.
Беглый осмотр узла желательно проводить перед каждым выездом, более внимательно осматривать состояние – раз в неделю при активной эксплуатации велосипеда.
Уход включает:
Поверхность цилиндров должна быть идеально гладкой полированной, так как по ней скользят сальники. Если со временем на ней появились неровности, царапины и локальные повреждения, при скольжении по ним уплотнение начинается изнашиваться быстрее. В результате расходники существенно быстрее приходят в негодность.
Для ремонта и обслуживания понадобится набор инструмента, в частности отвертка, гаечные ключи (обычно хватает 10-15), разводной ключ, пассатижи
Набор может отличаться, если в конструкции использованы специфические крепления или детали. Например, часто, чтобы разобрать масляные вилки, необходим удлинитель под шестигранник, который находится глубоко в цилиндре.
Вилка – это точный прибор, потому работать нужно в чистоте. Понадобится использовать одноразовые перчатки, все элементы протираются до и после сборки, чтобы исключить попадание внутрь абразивных частиц.
Выполнять ТО желательно в чистом помещении, это упрощает задачу, так как не нужно постоянно контролировать свои движения. После нескольких разборок накапливается достаточный опыт, чтобы технический осмотр перестал вызывать трудности.
Перед началом необходима подготовка:
Часто в стакане рулевой колонки используются насыпные подшипники или открытые с сепаратором. При разборке их легко потерять, потому нужно заранее подготовить небольшую емкость для сборки шариков
Демонтаж и разборка включает несколько этапов:
Чем смазывать
В штаны можно лить любое синтетическое масло 5W-30:
На практике вилочное масло проявляет себя хуже, так как его главной задачей не является снижение трения. В вилке данный аспект как раз считается основным, но с ней лучше справляется синтетическое моторное масло. Состав дает лучшее скольжение и длительное время не стекает с поверхностей.
Даже новая вилка нуждается в проверке, так как любой производитель. Даже самых качественных узлов, может ошибиться. Если внутри не будет смазочных материалов, то начинается износ покрытия ног, сальников. Первое ТО лучше провести сразу после приобретения, проверить уровень масла и пропитать ГСМ поролоновые колечки (есть не всегда).
Слушать продавцов про притирку нет смысла – это чушь, сухая вилка не притрется, но может выйти из строя!
При замене смазки в демпфере уже используют вилочное, условия работы полностью соответствуют его характеристикам.
Следует проверить некоторые моменты:
Для воздушных пружин применяют специализированные масла (например, fox float fluid), часто они продаются в небольших тюбиках на 5 мл. Такой объем рассчитан как раз на одну переборку узла.
Аналогичные характеристики имеет трансмиссионное и густая синтетика. Здесь важны смазывающие качества в первую очередь
Для вилок «dual air» разумно использовать консистентные смазки с очень низкой вязкостью:
Если используется масло, даже с высокой густотой, то оно сравнительно быстро перетекает из позитивной части в негативную. Давление выравнивается и выставленные ранее настройки сбиваются.
Эластомерная вилка велосипеда
Как же работает вилка?
Если надавить на руль в момент наезда на кочку или выбоину, то внутренние трубки, оказываясь под сопротивлением пружины, находящейся внутри вилки, заходят в ее ноги.
Различают два вида сопротивлений, которым может быть подвержен велосипед – прямая ударная нагрузка и колебания. В первом случае, пружина берет на себя всю нагрузку и гасит ее внутри вилки. Отметим, что роль пружины может играть стальная пружина или же воздух, находящийся под давлением. Колебания уже гасятся за счет демпфера, в роли которого может выступать элластомер, масло или воздух. Благодаря демпферу пружина не отбрасывается сразу же назад, а делает это плавно и постепенно. Работая таким образом, вилка обеспечивает более плавный ход велосипеда даже в самых агрессивных дорожных условиях.
Если говорить о демпфере, то стоит отметить, что самым дешевым вариантом амортизатора является элластомер, который изготавливается из полимера. При постоянных нагрузках он достаточно быстро выходит из строя. Лучше выбирать воздушную или масляную систему.
Амортизационные (амортизированные)
В эту большую категорию относятся мягкие модели, которые оснащены амортизатором. В качестве амортизатора могут выступать три элемента: пружина, масло или/и воздух. Они могут комбинироваться или использоваться по отдельности, что существенно влияет на стоимость вилки и уровень её работы. Такие вилки активно устанавливаются на велобайки.
Амортизационные конструкции выпускаются в огромном ассортименте. Модели существенно разнятся в цене, качестве и долговечности. В самых недорогих вилках устанавливаются амортизаторы пружинного типа и низкокачественные расходники. Ни о каких регулировках и речи быть не может, хотя некоторые продавцы умудряются выдавать вращаемые заглушки за элементы регулировки. Нельзя выбирать подобный товар и надеяться на длительную работу. На самом деле, спустя уже короткое время вы будете чувствовать раздражение от неадекватной работы механизма.
Амортизированная велосипедная вилка
Регулировка вилки велосипеда
В зависимости от типа и качества вилки, количество ее регулировок может варьироваться. Так как в жестких моделях регулировать нечего, речь здесь идет сугубо про подрессоренные модели. Итак, рассмотрим основные регулировки вилки на велосипед:
Зачем нужны амортизаторы
Внутреннее устройство
Разобрав передний и задний амортизаторы, легко определиться с внутренним устройством деталей, включающим рессоры и демпфер. Благодаря пружинам во время катания на велосипеде ударные нагрузки сводятся на нет, даже если местность отличается неровностями, а скорость движения зашкаливает. Демпферы, в свою очередь, гасят колебания, обеспечивают устойчивость и стабилизируют транспортное средство на дорожной трассе.
Демпферы всегда присутствуют в горных и скоростных байках, рассчитанных для велоспорта. Такие приспособления необходимы, если путешествия включают прохождение маршрута с кочками и ямами. По этой причине вы не увидите амортизаторы на дорожных и шоссейных моделях велосипедов. Но если велосипедист желает модернизировать двухколёсный байк, он может монтировать переднюю и заднюю вилки своими руками.
Виды амортизаторов
Чаще амортизационную вилку можно встретить только в передней части велосипеда, таким образом производители заботятся о снижении силы ударов, приходящихся на переднее колесо. Деталь, размещённая сзади, устраняет силовое влияние ведущего колеса, которое не смогла скрыть передняя вилка.
Амортизаторы бывают самые разные:
Разбор амортизатора велосипеда
Как отремонтировать переднюю вилку горного велосипеда
Демонтаж вилки своими руками
Ремонт вилки горного велосипеда подразумевает замену масла, сальников ног, уплотняющих накладок, их чистку и смазывание. В любом случае ремонтные работы своими руками начинаются со снятия вилки, для этого следуйте пошаговой инструкции:
Установите транспортное средство в положение, когда колёса оказываются вверху, а руль внизу. Если тормоз ободного типа, его нужно распустить, а затем аккуратно снять колесо, размещённое в передней части.
Открутив крепежи, извлеките руль со встроенным выносом и трубу, подходящую к рулю.
Наконец вы добрались до самой вилки
Когда начнёте процесс снятия детали, ловите выпадающие подшипники, важно, чтобы они остались в прежнем количестве.
Чтобы демонтировать со штока вилки конусное кольцо опорного формата, подцепите компонент любым заострённым инструментом.
Пошаговое руководство по разборке передней вилки
Разборка передней вилки отличается в зависимости от вида детали, для примера возьмём пружинно-эластомерную вилку:
Составляющие вилку детали
Как почистить и залить масло
Кожухи и трубную поверхность очищают до тех пор, пока они не станут чистыми. Оставлять грязь на изолирующем материале нежелательно, налипания провоцируют повреждения внутреннего устройства, которое позже ломается.
Ремонт вилки горного велосипеда в том числе предполагает смазывание внутреннего механизма, следите за тем, чтобы масло не оказалось снаружи. При наличии подтёков при разборке вилку нужно очистить, иначе скоро она полностью выйдет из строя.
Чтобы залить масло, проделайте такие манипуляции:
Что касается масляного состава, специалисты рекомендуют силиконовые и прозрачные смеси.
Смазывание внутреннего механизма
Как правильно обслуживать велосипедную вилку?
Устройство детали
Вилка, находящаяся в передней части горного байка, включает следующие составляющие:
фурнитура — успешно соединяет и совмещает между собой конструктивно важные элементы, такие как переключатели и фиксаторы на оси колеса и тормозов.
В магазинах также можно увидеть нестандартные типы вилок для горного велосипеда. Ремонт передней вилки горного велосипеда учитывает внесённые в механизм изменения, благо отличить нестандартную деталь несложно. Например, если шатуны устремлены вниз, передняя вилка смягчает мелкие неровности, но от этого страдает вес и больше времени требуется для ухода и обслуживания, деталь придётся чаще протирать от грязи и пыли.
Как проверить состояние передней вилки горного велосипеда
Зная устройство передней вилки, не дожидайтесь неисправностей, регулярно проводите профилактический осмотр и, если есть недочёты, не затягивайте с их устранением. Проверка внешнего состояния компонента включает такие этапы:
Определение износа дропаутов
Обслуживание передней вилки велосипеда
Независимо от результатов профилактического осмотра, не помешает регулярно проводить мероприятия по уходу за деталью:
Любители езды на велосипеде обмениваются на форумах рекомендациями смазывать деталь каждые 3 месяца, но ежедневная езда заставляет отступить от этого правила и проводить техобслуживание ещё чаще.
Стандарты и разделение по прочим параметрам
Велосипедная вилка — это сложный механизм, в котором присутствует много различных деталей и узлов. Соответственно, разделение этой комплектующей детали может осуществляться в зависимости от ряда параметров.
Тип крепления
Такое разделение обусловлено различными типами рулевых колонок и способом их крепления.
Безрезьбовая вилка велосипеда
Производство резьбовых вилок сокращается, что вынуждает велосипедистов переходить на второй вариант.
Класс хода
В соответствии с этим параметром выделяют следующие разновидности вилок:
Компоновка
На этот параметр обязательно нужно обращать внимание при выборе вилки. Разделяют следующие разновидности механизмов, которые отличаются друг от друга компоновкой:
Перевёрнутая вилка велосипеда
Способы регулирования
Вилки, которые могут регулироваться по желанию пользователя, ценятся намного больше, чем обычные модели со стандартными настройками. Есть несколько видов регулирования:
Важным типом регулирования является первый вариант. Две другие регулировки требуются не всем и не всегда, поэтому за них не стоит переплачивать.
Стандарты
Показатели диаметра трубы на вилке отображаются в дюймах, которые понятны не каждому россиянину. Здесь необходимо запомнить, что в одном дюйме находится 2,54 см. Другими словами, показатель в дюймах необходимо умножать на 2,5. Выделяют четыре стандарта, которые распространяются на все разновидности вилок.
Особенности ремонта телескопической вилки
Ремонт телескопической вилки горного велосипеда имеет свои особенности:
Теперь вы знаете, как демонтировать вилку, после ремонта поставьте её на место в обратной последовательности.
Как отремонтировать переднюю и заднюю вилки
Как разобрать амортизатор велосипеда
Если периодическое обслуживание вилок велосипеда отсутствовало, не удивляйтесь, что скоро понадобится ремонт амортизационной вилки велосипеда. Но для этого сначала необходимо как следует осмотреть этот функциональный компонент. Придерживайтесь таких правил ухода за амортизаторами и они не подведут вас в будущем:
Не имеет значения, где находится вилка, которую нужно разобрать, чтобы осмотреть или произвести ремонт заднего амортизатора велосипеда, ведь устройство идентично. Следуйте пошаговой инструкции, представленной специалистами:
Как настроить амортизаторы велосипеда
Ремонт передних амортизаторов на велосипеде, так же как и задних, нельзя считать завершённым, если не отрегулирована работа вилок. Чтобы катание на велосипеде радовало, а не вызывало раздражение, нужно настроить такие параметры:
Лучше заниматься настройкой поэтапно, иначе добиться слаженной работы элементов амортизатора будет нелегко. Специалисты рекомендуют сначала подобрать скорость сжатия, потом проверить это свойство во время движения и только потом к регуляции скорости отскока.
Когда амортизационная система не отлажена, неполадки не только доставляют неприятные ощущения при катании на двухколёсном байке, но также ухудшают ходовые характеристики транспортного средства. Увеличивается риск погнуть колёса или повредить раму. Сборка подвесок после ремонта осуществляется следуя той же инструкции, только в обратном порядке.
Если нужно поменять амортизатор
Если старые вилки невозможно отремонтировать, важно уметь выбрать новый амортизатор
Придя в магазин, обратите внимание на надписи, сделанные на детали. Первая надпись обозначает длину по осям и измеряется согласно центра углублений и элементов, которые отвечают за жёсткость фиксации вилки к раме
Вторая надпись устанавливает ход штока и указывает, на каком расстоянии шток располагается внутри изделия.
Определить лучшую деталь сложно, поэтому ориентируйтесь на производителя велосипеда. В крайнем случае специалисты советуют руководствоваться следующим правилом: длина по осям должна приближаться к значению +/– 5 мм, а движение штока — не больше 3–5 мм.
Настройка передней вилки горного велосипеда
После того как ремонт телескопической вилки двухколёсного транспортного средства — горного велосипеда — завершён, функционально важный компонент необходимо правильно настроить. Настройка осуществляется с учётом типа и изготовителя составляющей, надёжнее всего прочитать инструкцию и сделать так, как указал производитель.
Своими руками предстоит настроить такие функции амортизатора:
Сразу отлаживать все параметры не рекомендуется — отладили первый и только потом переходите к следующему.