Рассказы циника спектакль о чем

Актер брянского драмтеатра Юрий Киселев: «После каждого спектакля понимаю, что живу не зря»

В марте артист Брянского драматического театра имени Алексея Толстого Юрий Киселев удостоился высокой государственной награды. Ему указом президента присудили медаль ордена «За заслуги перед Отечеством II степени». Корреспондент «Брянских известий» побывала в гостях у Юрия Викторовича и узнала, легко ли получить признание актеру из глубинки.

Будний день. В театре шумно и многолюдно. Актеры репетируют премьерный спектакль «Рассказы циника». Он состоит из отдельных рассказов Аркадия Аверченко, объединенных в одну историю. Наш герой задействован в одной из семейных сцен. Но его выход позже. Потому поднимаемся в гримерку на второй этаж.

Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть фото Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть картинку Рассказы циника спектакль о чем. Картинка про Рассказы циника спектакль о чем. Фото Рассказы циника спектакль о чемЮрий Киселев.

– Каким был ваш путь в профессию? Как родилась идея стать актером?

– Никогда не мечтал о сцене. После окончания школы хотел поступать на факультет журналистики, иностранных языков или в военное училище… Но моя девушка позвала учиться вместе в культпросветучилище. Не смог ей отказать и подал документы на режиссерское отделение. Год спустя уехал в Орел и поступил в институт культуры. Тогда набирал курс режиссер орловского театра драмы с прицелом на открытие своего театра. Позже я проработал у своего педагога почти четыре года. А в 1998-м вернулся в родной Брянск. С тех пор служу в Брянском драматическом театре имени Алексея Толстого.

– Что, на ваш взгляд, самое важное в работе актера?

– Самое важное и ценное для актера – это его партнеры. Это те люди, которых чувствуешь на сцене. И которые чувствуют тебя. Ты подхватываешь их, они тебя… Происходит то, что незаметно зрителям. У меня, конечно же, такие есть в театре! Если бы не было, наверное, и не был бы здесь (смеется). Признаюсь, последнее время меня мучает вопрос, а важна ли моя профессия? Нужно ли то, чем я занимаюсь?! Но когда выхожу после спектакля и вижу людей, которые улыбаются, плачут, сопереживают… Понимаю, что живу не зря.

– На вашем счету – 13 киноролей. Расскажите, как попали в кино?

– Первой картиной, в которой я снялся, стал фильм Ларисы Садиловой «Ничего личного». Съемки проходили в Брянске. Мне позвонили и предложили поучаствовать в эпизодической роли. Я не хотел. Но под натиском знакомого сдался: отправил свою фотографию. И так получилось, что по одному моему снимку Лариса Игоревна дописала сценарий и придумала несколько дополнительных сцен с моим участием. Получилась маленькая роль! Благодарен судьбе за эту встречу и знакомство.

– В 2019 году вы снялись в фильме «Однажды в Трубчевске…», который включили в конкурсную программу Каннского фестиваля. Чем запомнились эти съемки?

– Большинство актеров в этом фильме были непрофессиональными. Снимались местные жители. Когда включалась камера, люди начинали волноваться, теряться, но при этом очень старались. А профессиональных актеров в картине было всего четыре. Поэтому работать было сложнее, но интересней. Пришлось подстраиваться и помогать «коллегам» выйти на сюжет сцены. Все происходит здесь и сейчас. И ты находишься в тонусе. Не думаешь о том, как тебе сыграть. А ждешь, как все повернется.

– Анонсировалось, что вы поедете во Францию на презентацию картины. Почему не сложилось?

– Работу актеров и прочие расходы, в том числе поездки на различные фестивали, оплачивает продюсер. Невозможно было отправить в Канны всю труппу! Сами же организаторы фестиваля приглашают, как правило, трех-четырех человек. Я ничуть не расстроился! Я же не могу поехать на Каннский фестиваль вот так (смеется)! Нужно создать образ, думать, что надеть. Это очень недешево! Вот если бы у меня был свой спонсор, и он предложил поехать во Францию – я б, не раздумывая, махнул.

– Отличается ли работа в кино от театральной?

– Это совершенно разные профессии. И каждой нужно учиться. С опытом я понимаю отличия. В кино ты должен, как мы говорим, попадать в объектив. Снятые сцены обрезаются, монтируются. И получается сцена, которую видит кинорежиссер, а не та, которую сыграли на площадке. В кино большую роль играет монтаж и подборка кадров. А прелесть театра в том, что каждый спектакль – другой. Например, сегодня у меня одно настроение, у партнера – другое. Происходят нюансы, которые меняют все. И если чего-то не сделал в одном спектакле, можно исправить ошибку в следующий раз.

– Ваша самая яркая работа в кино и в театре? Почему важна и почему запомнилась?

– Мне сложно судить. Да и не я должен говорить об этом. Яркая роль для одних одно, для других – другое. Бывает, режиссер смотрит спектакль. Ты играешь в нем главную роль. Играешь масштабно, как тебе кажется. С отдачей. Но режиссер лишь скажет: «Да, хорошая работа». И на этом все. А в другой раз выходишь в небольшом эпизоде. И режиссер восторженно кричит: «Именно этот артист мне нужен!»

– Насколько актеру важен зритель? Меняется ли публика со временем?

– Есть зрительный зал. Есть сцена. Они не могут существовать отдельно. Изначально спектакль делается для зрителей, чтобы продать билеты, чтобы постановку увидели… Спектакли с половиной зала и полным – это разные спектакли. Правда, в пандемию коронавируса, после затяжной самоизоляции, мы были рады выступать и при 25-процентной заполняемости зала. Очень важно чувствовать отдачу, сопереживание. Иначе пропадает энергия. С годами зритель меняется. Одни перестают ходить, другие, наоборот, приобщаются к театру. Да и спектакли, которые были 10–15 лет назад и сейчас – совершенно разные.

– Напоследок расскажите о присвоении вам медали ордена «За заслуги перед Отечеством».

– Понятия не имею, за что меня наградили (смеется). Видимо, такой результат даю… Церемонии награждения еще не было. А о подписании указа президентом узнал от директора нашего театра. Тот поздравил меня в мессенджере. Сначала решил, что это розыгрыш. Поднялся к нему в кабинет. Руководитель надел пиджак и торжественно меня поздравил. Было приятно и неожиданно. Теперь в нашем театре два кавалера медали ордена (смеется). Я и Светлана Ивановна Сыряная! Мы с ней идем в отдельной колонне.

Беседовала Анна ЛЁВКИНА.

Материал опубликован в газете «Брянские известия» №013 (175) от 09.04.2021 года.

Источник

Что посмотреть в Брянском драмтеатре на этой неделе?

Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть фото Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть картинку Рассказы циника спектакль о чем. Картинка про Рассказы циника спектакль о чем. Фото Рассказы циника спектакль о чем

Редакция сайта «Городской» представляет традиционный обзор репертуара Брянского театра драмы имени А.К. Толстого. На этой неделе состоится шесть представлений. Все они достойны внимания.

«Женитьба» (24 ноября, 12+)

Гоголевской «Женитьбе» уже без малого два столетия. Незамысловатый сюжет о том, как четверо изрядно потрепанных жизнью женихов сватаются к купеческой дочке Агафье Тихоновне, режиссёр-постановщик – заслуженный артист России В. Варецкий, превратил в фантасмагорическую картину, перемешав гротеск с лирическими грёзами, социальную сатиру со сновидениями.

У каждого гоголевского персонажа в «Женитьбе» своя простая человеческая история: понятная, безысходная, грустная. Объединенные волею великого автора в «совершенно невероятное событие», они становятся четким срезом русской действительности. А мы всё продолжаем, вслед за Агафьей Тихоновной, пытаться «. приставить губы Никанора Ивановича к носу Ивана Кузьмича. ». Счастье-то было так близко.

Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть фото Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть картинку Рассказы циника спектакль о чем. Картинка про Рассказы циника спектакль о чем. Фото Рассказы циника спектакль о чем

«Рассказы циника» (26 ноября, 16+)

Спектакль создан по юмористическим рассказам Аркадия Аверченко (в начале прошлого века за ним закрепилась репутация «короля смеха»; что и сегодня актуально). Девять с половиной «историй любви» объединены единым сюжетом — это истории взаимоотношений мужчины и женщины:
с ревностью до «смертоубийства», супружескими изменами от помутнения и сладостного обмана, непреодолимыми страстями и желаниями и, даже, со своеобразной философией любви, за которой, по убеждению главного героя Рукавова.

Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть фото Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть картинку Рассказы циника спектакль о чем. Картинка про Рассказы циника спектакль о чем. Фото Рассказы циника спектакль о чем

«Эти свободные бабочки» (27 ноября, 12+)

В жизни каждого молодого человека наступает момент выбора своего пути. Дональд – герой этой истории – с рождения лишен способности видеть. Его страстное желание – вдохнуть настоящую самостоятельную жизнь, почувствовать себя полноценным и свободным от чрезмерной материнской любви. И все его мечты вот-вот могут исполниться – в его мире появилась сумасбродная, яркая, противоречивая девушка, так же как и он мечтающая о свободе. «Эти свободные бабочки» – спектакль о любви – о молодых, для молодых. И, конечно же, для их родителей. От того, как отпустят в большой мир любящие люди, зависит, насколько они смогут в нем найти себя, свою любовь.

Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть фото Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть картинку Рассказы циника спектакль о чем. Картинка про Рассказы циника спектакль о чем. Фото Рассказы циника спектакль о чем

«Бесконечный блюз, или Говори со мной словно дождь» (27 ноября, 16+)

Герои Т. Уильямса – молодые люди, которые сталкиваются с мировоззрением старшего поколения, с неприветливым окружающим миром. Готовы они к этому? «Безнадёжный блюз», возникающий от соприкосновения одиночеств, уже в раннем творчестве драматурга отчетливо звучит. Одиночество может настигнуть вас везде: в блюзовом баре, в семье, рядом с любимым. Как его сломать, побороть, преодолеть? Наверное, нужна работа души, нужно почувствовать, что параллельно жить нельзя – нужно пересекаться. Нужно уметь слушать дождь вместе с любимым, а не себя под аккомпанемент падающих капель.

Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть фото Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть картинку Рассказы циника спектакль о чем. Картинка про Рассказы циника спектакль о чем. Фото Рассказы циника спектакль о чем

«Бременские музыканты» (28 ноября, 0+)

Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть фото Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть картинку Рассказы циника спектакль о чем. Картинка про Рассказы циника спектакль о чем. Фото Рассказы циника спектакль о чем

«Звериные истории» (28 ноября, 16+)

«Звериные истории» о человеческих страхах, иллюзиях, пороках, сомнениях, непонимании, беспокойстве, благоразумии и соблазнах. В спектакле по пьесе американского драматурга Дона Нигро – человеческие взаимоотношения рассматриваются, словно под микроскопом, через призму обитателей животного мира.

Источник

Брянский драматический театр приглашает на премьеру «Рассказы циника»

Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть фото Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть картинку Рассказы циника спектакль о чем. Картинка про Рассказы циника спектакль о чем. Фото Рассказы циника спектакль о чем

23 апреля в 18.00 на сцене Брянского театра драмы им. А.К. Толстого состоится премьера трагикомедии по произведениям Аркадия Аверченко –«Рассказы циника».

Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть фото Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть картинку Рассказы циника спектакль о чем. Картинка про Рассказы циника спектакль о чем. Фото Рассказы циника спектакль о чем Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть фото Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть картинку Рассказы циника спектакль о чем. Картинка про Рассказы циника спектакль о чем. Фото Рассказы циника спектакль о чем Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть фото Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть картинку Рассказы циника спектакль о чем. Картинка про Рассказы циника спектакль о чем. Фото Рассказы циника спектакль о чем Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть фото Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть картинку Рассказы циника спектакль о чем. Картинка про Рассказы циника спектакль о чем. Фото Рассказы циника спектакль о чем Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть фото Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть картинку Рассказы циника спектакль о чем. Картинка про Рассказы циника спектакль о чем. Фото Рассказы циника спектакль о чем Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть фото Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть картинку Рассказы циника спектакль о чем. Картинка про Рассказы циника спектакль о чем. Фото Рассказы циника спектакль о чем Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть фото Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть картинку Рассказы циника спектакль о чем. Картинка про Рассказы циника спектакль о чем. Фото Рассказы циника спектакль о чем Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть фото Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть картинку Рассказы циника спектакль о чем. Картинка про Рассказы циника спектакль о чем. Фото Рассказы циника спектакль о чем Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть фото Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть картинку Рассказы циника спектакль о чем. Картинка про Рассказы циника спектакль о чем. Фото Рассказы циника спектакль о чем Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть фото Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть картинку Рассказы циника спектакль о чем. Картинка про Рассказы циника спектакль о чем. Фото Рассказы циника спектакль о чем Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть фото Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть картинку Рассказы циника спектакль о чем. Картинка про Рассказы циника спектакль о чем. Фото Рассказы циника спектакль о чем Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть фото Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть картинку Рассказы циника спектакль о чем. Картинка про Рассказы циника спектакль о чем. Фото Рассказы циника спектакль о чем Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть фото Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть картинку Рассказы циника спектакль о чем. Картинка про Рассказы циника спектакль о чем. Фото Рассказы циника спектакль о чем Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть фото Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть картинку Рассказы циника спектакль о чем. Картинка про Рассказы циника спектакль о чем. Фото Рассказы циника спектакль о чем Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть фото Рассказы циника спектакль о чем. Смотреть картинку Рассказы циника спектакль о чем. Картинка про Рассказы циника спектакль о чем. Фото Рассказы циника спектакль о чем

16+
Репетиция спектакля. Фото Светланы Логиновой

Источник

Рассказы циника спектакль о чем

Искусство и публика (Вместо предисловия) *

Вы — писатели, актеры и живописцы! Вы все (да и я тоже) пишете, играете и рисуете для того многоголового таинственного зверя, который именуется публикой.

Что же это за таинственный такой зверь? Приходило ли кому-нибудь в голову математически вычислить средний культурный и эстетический уровень этого «зверя».

Ведь те, с которыми мы в жизни встречаемся, в чьем обществе вращаемся, кто устно по знакомству разбирает наши произведения — эти люди, в сущности, не публика. Они, благодаря именно близости к нам, уже искушены, уже немного отравлены сладким пониманием тонкого яда, именуемого «искусством».

А кто же те, остальные? Та Марья Кондратьевна, которая аплодирует вам, Шаляпин, тот Игнатий Захарыч, который рассматривает ваши, Борис Григорьев, репродукции в журнале «Жар-Птица», тот Семен Семеныч, который читает мои рассказы.

Таинственные близкие незнакомцы — кто вы?

Недавно я, сидя на одном симфоническом концерте, услышал сзади себя диалог двух соседей по креслу (о, диалог всего в шесть слов).

— Простите, я приезжий.

Этот шестисловный диалог дал мне повод вспомнить другой диалог, слышанный мною лет двенадцать тому назад; не откроет ли он немного ту завесу, за которой таинственно прячется «многоголовый зверь»?

Двенадцать лет тому назад я сидел в зале Дворянского собрания на красном бархатном диване и слушал концерт симфонического оркестра, которым дирижировал восьмилетний Вилли Ферреро[13].

Я не стенограф, но память у меня хорошая… Поэтому постараюсь стенографически передать тот разговор, который велся сзади меня зрителями, тоже сидевшими на красных бархатных диванах.

— Слушайте, — спросил один господин своего знакомого, прослушав гениально проведенный гениальным дирижером «Танец Анитры». — Чем вы это объясняете?

— Да вот то, что он так замечательно дирижирует.

— То есть, что вы этим хотите сказать?

— Я говорю, этот Ферреро — карлик. Ему, может быть, лет сорок. Его лет тридцать учили-учили, а теперь вот — выпустили.

— Да не может этого быть, что вы! Поглядите на его лицо! У карликов лица сморщенные, старообразные, а у Вилли типичное личико восьмилетнего шалуна, с нежным овалом и пухлыми детскими губками.

— Тогда, значит, гипнотизм.

— Знаете, который усыпляет. Загипнотизировали мальчишку и выпустили. Все ученые заявили, что под гипнозом человек может делать только то, что он умеет делать и в нормальной жизни. Так, например, девушку можно под гипнозом заставить поцеловать находящегося вблизи мужчину, но никак нельзя заставить говорить ее по-английски, если она не знала раньше английского языка.

— Тогда все это очень странно.

— В том-то и дело. Я поэтому и спрашиваю: чем вы объясняете это?

— Да вот, знаете, как маленьких акробатов… Рассказывают, что их выламывают и даже варят в молоке, чтобы у них кости сделались мягче.

— Ну, что вы! Где же это видано, чтобы дирижера в молоке варили?

— Я не говорю в буквальном смысле — в молоке. Может быть, просто истязали. Схватят его за волосы и ну теребить: «дирижируй, паршивец!» Плачет мальчик, а дирижирует. Голодом морят тоже иногда.

— Ну, что вы! При чем тут истязания. Вон даже клоуны, которые выводят дрессированных петухов и крыс, — и те действуют лаской.

— Ну, что там ваша ласка! Если и добиваются лаской, так пустяков, — петух, потянув клювом веревку, стреляет из пистолета, а крыса расхаживает в костюме начальника станции. Вот вам и вся ласка. А здесь — маленький мальчуган дирижирует симфоническим оркестром! Этого лаской не добьешься.

— Значит, по-вашему, его родители истязали? Странная гипотеза! — Он обиженно пожал плечами.

— Значит, по-вашему, выходит так: берем мы обыкновенного миловидного мальчика, начинаем истязать, колотить его по чем попало — и мальчишка через год-два уже дирижирует симфоническим оркестром так, что все приходят в восторг?! Просто же вы смотрите на вещи.

— Виноват! Вы вот все меня спрашиваете: объясни, да объясни. А как вы сами объясняете?

— Тут если и может быть объяснение, то гораздо сложней. Последние завоевания оптической техники.

— Вы думаете — посредством зеркал?

— Знаете, зеркало под известным углом… Фокусники достигают того, что…

— Нет-с, это пустяки. А видел я летом в «Аквариуме» механического живописца. Маленький человек, который собственноручно портреты с публики писал. Представьте себе, я узнал, как это делается: он соединен электрическим проводом с настоящим живописцем, который сидит за кулисами и рисует на другой бумаге. И что же вы думаете? Устроено так, что маленький живописец гениально точно повторяет все его движения и рисует очень похоже.

— Позвольте! Механического человека можно двигать электричеством, но ведь Ферреро живой мальчик! Его даже профессора осматривали!

— Гм! Пожалуй. Ну, в таком случае — я прямо отказываюсь понимать, в чем же тут дело?!

Я не мог больше слушать этого разговора.

— Эй, вы, господа! Все, что вы говорили, может быть, очень мило, но почему вам не предположить что-либо более простое, чем электрические провода и система зеркал…

— Именно, что мальчик — просто гениален!

— Ну, извините, — возразил старик — автор теории об истязании. — Вот именно, что это было бы слишком простое объяснение!

Подумайте только: на красном диване позади меня сидели люди, для которых мы пишем стихи, рассказы, рисуем картины, Шаляпин для них поет, а Павлова для них танцует.

Не лучше ли всем нам, танцующим, поющим и пишущим, с Шаля

пиным и Павловой во главе, заняться оптовой торговлей бычачьими шкурами? Я знаю немного бухгалтерию — возьму на себя ведение конторских книг.

А Вилли Ферреро будет у нас мальчишкой на посылках, — относить счета заказчикам… А?

Здравствуй, племя младое, незнакомое.

Смешно сказать: в течение двух дней я встретил этого человека три раза; и он мне был совершенно чужд и ненужен! А существуют люди, которых любишь и с которыми хотел бы встретиться, — и не видишь их годами…

Первая встреча с этим человеком произошла у крупного ювелира, где я выбирал булавку для подарка, а «этот человек» (до сих пор не знаю, как его зовут) бессмысленно переминался с ноги на ногу у прилавка, тоскливо вздыхая и то распахивая, то запахивая роскошную шубу с бобровым воротником.

— Вам, собственно, что хотелось бы? — спрашивал терпеливый приказчик.

— Да вот этих купить… ну, каких-нибудь драгоценных камней.

— Эти беленькие — бриллианты? — Да.

— Значит, бриллиантов. Потом еще голубых я взял бы… красных… А желтеньких нет?

— Тогда не стоит. Бриллианты — самые дорогие? Они как — поштучно?

— Вот вы мне полфунтика заверните.

— Видите ли, так, собственно, нельзя. Бриллианты продаются на караты…

— Это скучно, я этого не понимаю. Тогда лучше поштучно.

— Вам в изделии показать?

— Да в изделии можно носить, а так, отдельные камни — они у вас просто лежать будут.

— Тогда лучше изделие.

— Желаете, колье покажу?

— Хорошо… Оно дорогое?

— Это ничего себе, это хорошо. Вот это оно? А почему же на нем одни белые камни? Хотелось бы чего-нибудь и зелененького…

— Вот вам другое, с изумрудом.

— Оно симпатичное, только куда я его надену?

— Виноват, это не мужская вещь, а дамская. Если жене подарить…

Незнакомец хитро прищурил один глаз:

— Экой вы чудак! А если я не женат?

— Гм! — промычал приказчик, усилием воли сгоняя с лица выражение отчаяния. — Вы, значит, хотели бы что-нибудь выбрать для себя лично?

— Ну да же! А вы что думали?

— Тогда возьмите кольцо.

— А оно сколько стоит?

— Смотря какое. Вот поглядите здесь: какое понравится.

— Вот это — почем? Голубенькое.

— Две тысячи пятьсот.

— Гадость. Мне тысяч на полтораста, на двести.

— Тогда бриллиантовое возьмите. Вот это — редкая вода: семнадцать с половиной тысяч.

— Нет. Да ведь вы можете три взять!

— И верно ведь. Заверните. Вы думаете, что они достаточно шикарны?

— Вы меня извините, но я в этом ничего не понимаю. Вот насчет бумаг я хорошо намастачился.

— Какая биржа! Я говорю о газетной бумаге, писчей, оберточной — все, что угодно! Получите за кольца. Вы их пришлите ко мне с мальчишкой — не хочется таскаться с этой ерундой. Или лучше я их на пальцы надену. Экие здоровые каменища. Не выпадут?

— А то выпадут — и пропало кольцо. Куда оно тогда? Вместо камня, дырка. Будто окно с выбитым стеклом. Прощайте.

В тот же день вечером я увидел его в мебельном магазине…

— Послушайте, — горячился он. — Поймите: если бы вы сказали мне: хочу иметь самую лучшую бумагу — я ответил бы: вот эта лучшая. А вы мне не говорите прямо, что хорошо, что нет. Вы говорите, что эта гостиная розового дерева, а эта — Людовика, ну? Какая же лучшая?

— Какая вам понравится…

— Розового дерева. Тридцать семь тысяч двести.

— Ну, вот эту и заверните. Затем — какие еще есть комнаты у вас?

— Кабинет, спальня, столовая, передняя…

— Ну, это всего шесть. А у меня десять комнат! Чем же их заставлять прикажете?

— А кто у вас еще будет помещаться в квартире?

— Гм. Можно тогда библиотеку.

— Можно тогда какую-нибудь комнату в русском стиле. Потом, ну… сделайте второй кабинет. Один для работы, другой… так себе.

Оба глядели друг на друга бессмысленными от натуги глазами и мучительно думали.

— Это девять. А в десятую что я поставлю?

— А десятую… сдайте кому-нибудь. Ну, на что вам одному десять? Довольно и девяти. Сдайте — вам же веселее будет.

— Это идея. Мне бы хотелось, чтобы эта комната была стильная.

— В каком стиле, м-сье?

— В хорошем. Ну, вы там сами подберите. Охо-хо… Теперь подсчитайте — сколько выйдет?

А на другой день я, к своему и его удивлению (он уже начал привыкать к моему лицу), встретил его на картинной выставке.

Он поместился сзади меня, поглядел из-за моего плеча на картину, перед которой я стоял, и спросил:

— Картина? Ничего себе. Воздуху маловато.

— Да! Дышать нечем. А я уже, было, хотел купить ее. Вижу, вы долго смотрите — значит, думаю, хорошая. Я уже три купил.

— Да вот те, около которых стоят. Я себе так и думаю: те картины, около которых стоят, — значит, хорошие картины.

Я принял серьезный деловой вид.

— А сколько людей должно стоять перед картиной, чтобы вы ее купили?

— Не меньше десятка, — так же серьезно ответил он. — Не меньше. Три, пять, шесть — уже не то.

— А вы — сообразительный человек.

— Да, я только ничего не понимаю во многом. А природный ум у меня есть. Вы знаете, как ловко я купил себе автомобиль? Я ведь в них ничего не понимаю… Ну, вот, прихожу в автомобильный магазин, расхаживаю себе, гуляю. Вижу, какой-то господин выбрал для себя машину… осмотрел он ее, похвалил, сторговался, а когда уже платил деньги, я и говорю: «Уступите ее мне, пятьсот отступного»… Удивился, но уступил. Хороший такой господин.

— У вас, очевидно, большие средства?

— Ах, и не говорите. Намучился я с ними… Вы уже уходите? Пойдем, я вас подвезу на своей машине… Прогуляться хотите? Ну, пойдем пешком…

Взяв меня под руку, он зашагал подле, заискивающе глядя мне в глаза и согнувшись в своей великолепной шубе…

— Скажите, лошадь иметь — шикарно?

— Надо бы купить. Знаете что? Я в лошадях ничего не понимаю. Вы купите лошадь, с этой самой… с повозкой! А потом продайте мне с надбавкой. Заработаете — и мне спокойнее.

— Нет, я этими делами не занимаюсь.

— Жалко. На кого это вы так посмотрели?

— Дама одна прошла. Красивая.

— Да, очень. Эффектная!

— Слушайте, а что если ее взять на содержание?

— Почему непременно ее.

— Я в этом, видите ли, ничего не понимаю, а вы говорите — красивая. Возьму ее на содержание, а?

— Позвольте! А вдруг это порядочная женщина?

— Ну, извинюсь. Большая беда. Сколько ей предложить, как вы думаете?

— Предложу три тысячи в месяц, черт с ним…

Он догнал даму, пошел с ней рядом… Заговорил… На лице ее последовательно выразились: возмущение, удивление, смущение, недоверчивость, колебание и, наконец, — радость, розовым светом залившая ее красивое лицо.

Покупатель бумаги нашел самое нужное в своей пустой жизни…

«Теперь ты научишься и бриллианты покупать с. толком, и обстановку выбирать в настоящем стиле, и лошадь у тебя будет не одна, а двадцать одна, и картины появятся такие, перед которыми будут останавливаться не десятки, а сотни, и во всем поймешь ты смысл и толк… и когда поймешь ты все это, как следует, — не будет у тебя ни картин, ни лошадей, ни бриллиантов, ибо есть справедливость на земле, ибо сказано: из земли взят, в землю и вернешься».

Искусство и публика (Вместо предисловия) *

Вы — писатели, актеры и живописцы! Вы все (да и я тоже) пишете, играете и рисуете для того многоголового таинственного зверя, который именуется публикой.

Что же это за таинственный такой зверь? Приходило ли кому-нибудь в голову математически вычислить средний культурный и эстетический уровень этого «зверя».

Ведь те, с которыми мы в жизни встречаемся, в чьем обществе вращаемся, кто устно по знакомству разбирает наши произведения — эти люди, в сущности, не публика. Они, благодаря именно близости к нам, уже искушены, уже немного отравлены сладким пониманием тонкого яда, именуемого «искусством».

А кто же те, остальные? Та Марья Кондратьевна, которая аплодирует вам, Шаляпин, тот Игнатий Захарыч, который рассматривает ваши, Борис Григорьев, репродукции в журнале «Жар-Птица», тот Семен Семеныч, который читает мои рассказы.

Таинственные близкие незнакомцы — кто вы?

Недавно я, сидя на одном симфоническом концерте, услышал сзади себя диалог двух соседей по креслу (о, диалог всего в шесть слов).

— Простите, я приезжий.

Этот шестисловный диалог дал мне повод вспомнить другой диалог, слышанный мною лет двенадцать тому назад; не откроет ли он немного ту завесу, за которой таинственно прячется «многоголовый зверь»?

Двенадцать лет тому назад я сидел в зале Дворянского собрания на красном бархатном диване и слушал концерт симфонического оркестра, которым дирижировал восьмилетний Вилли Ферреро[13].

Я не стенограф, но память у меня хорошая… Поэтому постараюсь стенографически передать тот разговор, который велся сзади меня зрителями, тоже сидевшими на красных бархатных диванах.

— Слушайте, — спросил один господин своего знакомого, прослушав гениально проведенный гениальным дирижером «Танец Анитры». — Чем вы это объясняете?

— Да вот то, что он так замечательно дирижирует.

— То есть, что вы этим хотите сказать?

— Я говорю, этот Ферреро — карлик. Ему, может быть, лет сорок. Его лет тридцать учили-учили, а теперь вот — выпустили.

— Да не может этого быть, что вы! Поглядите на его лицо! У карликов лица сморщенные, старообразные, а у Вилли типичное личико восьмилетнего шалуна, с нежным овалом и пухлыми детскими губками.

— Тогда, значит, гипнотизм.

— Знаете, который усыпляет. Загипнотизировали мальчишку и выпустили. Все ученые заявили, что под гипнозом человек может делать только то, что он умеет делать и в нормальной жизни. Так, например, девушку можно под гипнозом заставить поцеловать находящегося вблизи мужчину, но никак нельзя заставить говорить ее по-английски, если она не знала раньше английского языка.

— Тогда все это очень странно.

— В том-то и дело. Я поэтому и спрашиваю: чем вы объясняете это?

— Да вот, знаете, как маленьких акробатов… Рассказывают, что их выламывают и даже варят в молоке, чтобы у них кости сделались мягче.

— Ну, что вы! Где же это видано, чтобы дирижера в молоке варили?

— Я не говорю в буквальном смысле — в молоке. Может быть, просто истязали. Схватят его за волосы и ну теребить: «дирижируй, паршивец!» Плачет мальчик, а дирижирует. Голодом морят тоже иногда.

— Ну, что вы! При чем тут истязания. Вон даже клоуны, которые выводят дрессированных петухов и крыс, — и те действуют лаской.

— Ну, что там ваша ласка! Если и добиваются лаской, так пустяков, — петух, потянув клювом веревку, стреляет из пистолета, а крыса расхаживает в костюме начальника станции. Вот вам и вся ласка. А здесь — маленький мальчуган дирижирует симфоническим оркестром! Этого лаской не добьешься.

— Значит, по-вашему, его родители истязали? Странная гипотеза! — Он обиженно пожал плечами.

— Значит, по-вашему, выходит так: берем мы обыкновенного миловидного мальчика, начинаем истязать, колотить его по чем попало — и мальчишка через год-два уже дирижирует симфоническим оркестром так, что все приходят в восторг?! Просто же вы смотрите на вещи.

— Виноват! Вы вот все меня спрашиваете: объясни, да объясни. А как вы сами объясняете?

— Тут если и может быть объяснение, то гораздо сложней. Последние завоевания оптической техники.

— Вы думаете — посредством зеркал?

— Знаете, зеркало под известным углом… Фокусники достигают того, что…

— Нет-с, это пустяки. А видел я летом в «Аквариуме» механического живописца. Маленький человек, который собственноручно портреты с публики писал. Представьте себе, я узнал, как это делается: он соединен электрическим проводом с настоящим живописцем, который сидит за кулисами и рисует на другой бумаге. И что же вы думаете? Устроено так, что маленький живописец гениально точно повторяет все его движения и рисует очень похоже.

— Позвольте! Механического человека можно двигать электричеством, но ведь Ферреро живой мальчик! Его даже профессора осматривали!

— Гм! Пожалуй. Ну, в таком случае — я прямо отказываюсь понимать, в чем же тут дело?!

Я не мог больше слушать этого разговора.

— Эй, вы, господа! Все, что вы говорили, может быть, очень мило, но почему вам не предположить что-либо более простое, чем электрические провода и система зеркал…

— Именно, что мальчик — просто гениален!

— Ну, извините, — возразил старик — автор теории об истязании. — Вот именно, что это было бы слишком простое объяснение!

Подумайте только: на красном диване позади меня сидели люди, для которых мы пишем стихи, рассказы, рисуем картины, Шаляпин для них поет, а Павлова для них танцует.

Не лучше ли всем нам, танцующим, поющим и пишущим, с Шаля

пиным и Павловой во главе, заняться оптовой торговлей бычачьими шкурами? Я знаю немного бухгалтерию — возьму на себя ведение конторских книг.

А Вилли Ферреро будет у нас мальчишкой на посылках, — относить счета заказчикам… А?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *