Рассмотрите рис 6 что характерно для каждого уровня организации белковой молекулы
1) Первичная структура. Представляет собой цепь соединенных в пространственно не сложную фигуру аминокислот.
2) Вторичная структура. Организовывается в результате образования между аминокислотами химических связей. Происходит изменение формы, её усложнение (в данном случае — закручивание в спираль).
3) Третичная структура. Формируется полипептидная цепь из множества белков вторичной структуры.
4) Четвертичная структура. Формирование единого белкового комплекса из нескольких полипептидных цепей.
Ответ:
— ДНК: ТАЦ ТЦА ЦТА ЦЦА ТЦГ ЦТГ
— иРНК: АУГ АГУ ГАУ ГГУ АГЦ ГАЦ
— тРНК: УАЦ УЦА ЦУА ЦЦА УЦГ ЦАГ
Объяснение:
Думаю, что это должно выглядеть так, если работать по этой таблице. Надеюсь, что ничего в кодонах не напутала, советую проверить по принципу комплементарности.
По горизонтали 4. Прибор для измерения температуры воздуха.
5. Знак, при помощи которого записывается температура выше нуля.
6. Цвет окрашенной жидкости в термометре.
7. Часть термометра, на которой нанесены деления и цифры. По вертикали 1. Медицинский термометр.
2. Какое число на шкале служит границей между теплой и холодной температурой?
3. Единица, которая служит для измерения температуры?
4. Часть термометра, в которой находится подкрашенная жидкость. Ответы По горизонтали: 4. Термометр. 5. Плюс. 6. Красный. 7. Шкала. По вертикали: 1. Градусник. 2. Ноль. 3. Градус. 4. Трубка.
Белки методическая разработка урока
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан
ГАПОУ РБ «Стерлитамакский медицинский колледж»
Методическая разработка теоретического занятия
Органические вещества клетки.
Учебная дисциплина ОУД.12 Биология
специальность 33.02.01 Фармация
Дружинина Татьяна Ивановна
Стерлитамак, 2018 г.
Рассмотрена и одобрена
ОГСЭ,ЕН и ОП дисциплин
Составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО по специальности 33.02.01.Фармация, утвержденными приказом Министра образования и науки РФ от 12.05.2014г № 501.
Методическая разработка теоретического занятия разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования по учебной дисциплине ОУД.12. Биология для специальности 33.02.01 Фармация.
Разработчик: Дружинина Татьяна Ивановна, преподаватель биологии высшей категории, отличник образования РБ.
Технологическая карта занятия……………………………………………. 5
Структура и содержание занятия…………………………………………… 7
«Жизнь есть способ существования белковых тел,
существенным моментом которого является
постоянный обмен веществ с окружающей
их внешней природой, причём с прекращением
этого обмена веществ прекращается и жизнь,
что приводит к разложению белка».
Понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека, формирует у будущих фармацевтов способность использования знаний о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; расширяет возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования; способствует владению культурой мышления, стимулирует способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере.
Изучение строения, свойств и функций белка имеет большое значение для формирования представлений о роли белковых молекул в жизнедеятельности организма; расширения кругозора ранее полученных знаний и функциональной грамотности для решения практических задач; владения основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции. Будущим фармацевтам знание строения и свойств аминокислот, составляющих первичную структуру белковых молекул, представление о работе ферментов, помогут в понимании химических процессов взаимодействия лекарственных веществ, протекающих в клетке и организме при дальнейшем изучении профессиональных модулей, фармацевтических дисциплин (фармакологии, фармхимии, фармакогнозии и др.).
Методическая разработка состоит из теоретического блока, в котором вся учебная информация представлена в виде презентаций, составленных по программе ФГОС, заданий для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы в виде биологических задач, схем, таблиц, тестов.
Изучение строения, свойств и функций белка предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными из них при изучении биологии являются умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.
В приложении собраны задания разного уровня сложности, рисунки, схемы, таблицы, задачи, тесты.
2. Технологическая карта занятия
Специальность – 33.02.01 Фармация
Тема занятия — Органические вещества клетки. Белки.
Тип (форма) занятия — изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
Цели: формирование личностных, метапредметных, предметных результатов освоения базового курса биологии
сформировать знания о строении и уровнях организации белковых молекул
изучить состав и свойства аминокислот
определить функции белков
способствовать изучению механизма работы ферментов
развитие культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук;
развитие умения логически мыслить, сопоставлять и отстаивать свою точку зрения;
развитие способности использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
способность организовывать сотрудничество единомышленников с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
формирование чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки;
способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе
Междисциплинарные связи: цитология, химия, физиология
Раздаточный материал: индивидуальные задания, карточки
ТСО мультимедийная установка, презентация – Строение и функции белков
1. Н.Б.Чебышев,Г.Г.Гринева и др.Биология.-М.: Академия, 2013.
www. sbio. info (Вся биология.Современная биология, статьи, новости, библиотека).
www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).
В результате освоения данной темы обучающийся должен:
иметь представления о различных типах белков, свойствах и функциях белковых молекул, механизме работы ферментов
строить полипептидные цепочки первичной структуры белковой молекулы из различных аминокислот, записывать структурные формулы аминокислот и соединять пептидной связью, объяснять принцип работы ферментов
уровни организации белковых молекул, строение аминокислот, особенности образования пептидной связи, свойства и функции белков, принцип работы ферментов
Строение и функции белков
Белки (протеины) составляют 50% от сухой массы живых организмов.
Белки состоят из аминокислот. У каждой аминокислоты есть аминогруппа и кислотная (карбоксильная) группа, при взаимодействии которых получается пептидная связь, поэтому белки еще называют полипептидами.
Структуры белка
Первичная – цепочка из аминокислот, связанных пептидной связью (сильной, ковалентной). Чередуя 20 аминокислот в разном порядке, можно получать миллионы разных белков. Если поменять в цепочке хотя бы одну аминокислоту, строение и функции белка изменятся, поэтому первичная структура считается самой главной в белке.
Вторичная – спираль. Удерживается водородными связями (слабыми).
Третичная – глобула (шарик). Четыре типа связей: дисульфидная (серный мостик) сильная, остальные три (ионные, гидрофобные, водородные) – слабые. Форма глобулы у каждого белка своя, от нее зависят функции. При денатурации форма глобулы меняется, и это сказывается на работе белка.
Четвертичная – имеется не у всех белков. Состоит из нескольких глобул, соединенных между собой теми же связями, что и в третичной структуре. (Например, гемоглобин.)
Денатурация
Это изменение формы глобулы белка, вызванное внешними воздействиями (температура, кислотность, соленость, присоединение других веществ и т.п.)
Функции белков
Их очень много, например:
Еще можно почитать
Задания части 1
Выберите один, наиболее правильный вариант. Водородные связи между СО- и NН-группами в молекуле белка придают ей форму спирали, характерную для структуры
1) первичной
2) вторичной
3) третичной
4) четвертичной
Выберите один, наиболее правильный вариант. Четвертичная структура молекулы белка образуется в результате взаимодействия
1) участков одной белковой молекулы по типу связей S-S
2) нескольких полипептидных нитей, образующих клубок
3) участков одной белковой молекулы за счет водородных связей
4) белковой глобулы с мембраной клетки
Выберите один, наиболее правильный вариант. Последовательность и число аминокислот в полипептидной цепи – это
1) первичная структура ДНК
2) первичная структура белка
3) вторичная структура ДНК
4) вторичная структура белка
Выберите один, наиболее правильный вариант. Первичная структура белка образована связью
1) водородной
2) макроэргической
3) пептидной
4) ионной
Выберите один, наиболее правильный вариант. В основе образования пептидных связей между аминокислотами в молекуле белка лежит
1) принцип комплементарности
2) нерастворимость аминокислот в воде
3) растворимость аминокислот в воде
4) наличие в них карбоксильной и аминной групп
БЕЛКИ
1. Выберите три варианта. Белки в организме человека и животных
1) составляют бо́льшую часть организма по массе
2) начинают расщепляться в ротовой полости
3) не содержат фосфора в составе молекулы
4) могут откладываться в запас
5) в качестве ферментов ускоряют химические реакции
6) служат основным строительным материалом
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Выберите только особенности строения белковой молекулы.
1) содержит атомы фосфора
2) состоит из аминокислот
3) мономеры удерживаются пептидными связями
4) состоит из одинаковых по строению мономеров
5) изменяет форму под действием температуры
6) четвертичная структура состоит из нескольких молекул
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже признаков относятся к характеристикам молекул белков?
1) состоят из нуклеотидов
2) выполняют только структурную и двигательную функции
3) могут иметь форму глобулы
4) содержат в составе азот и серу
5) всегда нерастворимы в воде
6) являются нерегулярными полимерами
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже веществ относятся к белкам?
1) крахмал
2) коллаген
3) фибриноген
4) тестостерон
5) гемоглобин
6) сахароза
БЕЛКИ КРОМЕ
1. Все перечисленные признаки, кроме двух, можно использовать при описании яичного белка альбумина. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) состоит из аминокислот
2) пищеварительный фермент
3) денатурирует обратимо при варке яйца вкрутую
4) мономеры связаны пептидными связями
5) молекула образует первичную, вторичную и третичную структуры
2. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы белка. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) состоит из нуклеотидов
2) может иметь форму глобулы
3) имеет третичную и четвертичную структуры
4) образуется в ядре
5) бывают глобулярные и фибриллярные
БЕЛКИ КРОМЕ РИС
1. Перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания строения, функций изображенного органического вещества. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) имеет структурные уровни организации молекулы
2) входит в состав клеточных стенок
3) является биополимером
4) служит матрицей при трансляции
5) состоит из аминокислот
2. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке структуры. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) вторичная структура молекулы белка
2) удерживается только пептидными связями
3) определяется методом рентгеноструктурного анализа
4) представляет собой глобулу
5) может выполнять ферментативные функции
3. Все перечисленные ниже характеристики, кроме двух, используют для описания изображенной на рисунке молекулы органического вещества клетки. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) денатурация
2) репликация
3) транскрипция
4) аминокислоты
5) водородные связи
СТРУКТУРЫ БЕЛКА
Установите соответствие между характеристикой и структурой белка: 1) первичная, 2) третичная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) молекула в форме глобулы или фибриллы
Б) строгая последовательность аминокислотных остатков
В) аминокислотные остатки соединены только пептидными связями
Г) имеет дисульфидные мостики между радикалами аминокислот
Д) при ее разрушении наступает необратимая денатурация
Е) пространственная конфигурация полипептидной цепи
ФЕРМЕНТАТИВНАЯ
1. Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания ферментов. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) входят в состав клеточных мембран и органоидов клетки
2) играют роль биологических катализаторов
3) имеют активный центр
4) оказывают влияние на обмен веществ, регулируя различные процессы
5) специфические белки
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Ферменты – это вещества, которые
1) вырабатываются в железах внутренней секреции
2) являются белками
3) поступают в организм, как правило, вместе с пищей
4) являются в организме источником энергии
5) ускоряют протекание химических реакций
6) у человека выполняют свои функции при температуре около 36 градусов
ФУНКЦИИ БЕЛКОВ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Функциями белков в организме человека являются
1) строительная
2) передача наследственных признаков
3) защитная
4) запасающая
5) ферментативно-каталитическая
6) хранение генетической информации
ФУНКЦИИ БЕЛКОВ КРОМЕ
Все перечисленные характеристики используют для описания функций белков. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) регуляторная
2) двигательная
3) рецепторная
4) образуют клеточные стенки
5) служат коферментами
Рассмотрите рисунок с изображением полипептида и укажите (А) уровень его организации, (Б) форму молекулы и (В) вид взаимодействия, поддерживающий эту структуру. Для каждой буквы выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.
1) первичная структура
2) вторичная структура
3) третичная структура
4) взаимодействия между нуклеотидами
5) металлическая связь
6) гидрофобные взаимодействия
7) фибриллярная
8) глобулярная
Рассмотрите схему химического вещества. Укажите (А) название класса органических веществ, (Б) уровень организации полимерной молекулы и (В) название мономеров, из которых состоит данная молекула. Для каждой буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) ДНК
2) белок
3) альфа-спираль
4) вторичная структура
5) третичная структура
6) аминокислоты
7) нуклеотиды
8) рибоза
Рассмотрите рисунок с изображением полипептида. Укажите (А) уровень его организации, (Б) мономеры, которые его образуют, и (В) вид химических связей между ними. Для каждой буквы выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.
1) первичная структура
2) водородные связи
3) двойная спираль
4) вторичная структура
5) аминокислота
6) альфа-спираль
7) нуклеотид
8) пептидные связи
Проанализируйте таблицу «Уровни организации белка». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) глобула
2) двойная спираль
3) эфирные
4) гидрофильные
5) пептидные
6) нитчатая
7) вторичная
8) четвертичная
Известно, что белки – нерегулярные полимеры, имеющие высокую молекулярную массу, строго специфичны для каждого вида организма. Выберите из приведенного ниже текста три утверждения, по смыслу относящиеся к описанию этих признаков, и запишите цифры, под которыми они указаны. (1) В состав белков входит 20 различных аминокислот, соединенных пептидными связями. (2) Белки имеют различное количество аминокислот и порядок их чередования в молекуле. (3) Низкомолекулярные органические вещества имеют молекулярную массу от 100 до 1000. (4) Они являются промежуточными соединениями или структурными звеньями – мономерами. (5) Многие белки характеризуются молекулярной массой от нескольких тысяч до миллиона и выше, в зависимости от количества отдельных полипептидных цепей в составе единой молекулярной структуры белка. (6) Каждый вид живых организмов имеет особый, только ему присущий набор белков, отличающий его от других организмов.