Разбили водку в магазине что делать
Разбили водку в магазине что делать
Надо ли платить за бутылку, которую вы разбили в магазине
Неприятная ситуация в магазине может случиться с каждым. Если покупатель нечаянно разбивает, например, бутылку кетчупа или воды, он почему-то почти всегда думает, что виноват и должен заплатить.
Рассказываем, в каких на самом деле случаях вы несете ответственность за испорченный товар и что делать, если оказались в такой ситуации.
В законе «О защите прав потребителей» нет четкого ответа на этот вопрос, поэтому нужно обращаться к статье 459 Гражданского кодекса РФ «Переход риска случайной гибели товара». Согласно ей, магазин несет ответственность за случайно поврежденный товар до момента заключения сделки купли-продажи с покупателем. Если вы нечаянно разбили бутылку до того, как оплатили ее на кассе и получили чек, продавец не может с вас ничего требовать.
В то же время вы не можете ходить по магазину и портить все, что захочется. Согласно 42 пункту Федеральных правил розничной торговли покупатель обязан возмещать причиненный по его вине ущерб магазину.
Тут главное слово — «вина». Если вы уронили и разбили бутылку не по своей вине и без злого умысла, то не обязаны платить. Магазин может потребовать возмещения, но только через суд. Однако есть несколько нюансов.
Когда вы не должны платить
Расстояние между стеллажами. Если вы с трудом протиснулись в узкий проход между стеллажами и разбили товар, случайно задев его, виноват всегда магазин.
Согласно ГОСТ 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» расстояние между стеллажами должно быть как минимум 1,4 метра. Поэтому если продавцы или администратор требуют оплатить разбитую бутылку, смело требуйте у них рулетку, чтобы измерить расстояние. Если нормы не соблюдены, вы можете пожаловаться в государственный пожарный надзор.
То же касается проходов, которые заставлены коробками, банками или пирамидами с бутылками, — покупатель должен физически помещаться в проходе, не задевая при этом товар при любом повороте тела.
Скользкий пол. Если вы поскользнулись из-за недавно вымытого пола, задели витрину и разбили бутылку — виноват магазин. В 1064 статье Гражданского кодекса «Общие основания ответственности за причинение вреда» указано, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения, если будет доказано, что все произошло не по его вине.
А поскольку не вы сделали поверхность скользкой, зовите свидетелей, требуйте записи камер видеонаблюдения, показывайте на мокрый пол и говорите, что будете жаловаться в Роспотребнадзор.
Товар на стеллаже стоял неустойчиво. Если вы взяли со стеллажа одну банку и вдруг вся конструкция по принципу домино посыпалась на пол — это не ваша вина. Мерчендайзер обязан расставлять товар так, чтобы он стоял крепко и надежно.
Лента на кассе. Если вы выложили покупки на ленту у кассы и одна из бутылок упала, это также не ваша вина. Кассир отвечает за работу ленты — ее движение, включение и выключение.
Когда вам придется заплатить
Если выронили из рук — вы держали бутылку в руках, она выскользнула и разбилась. Поскольку никаких сопутствующих обстоятельств со стороны магазина не было и товар испорчен именно по вашей вине, придется заплатить.
Вы вели себя неадекватно — находились в состоянии алкогольного опьянения, бегали по магазину, катались на тележке, танцевали или даже дрались. В этих случаях вам придется возместить магазину ущерб.
Намеренно разбили бутылку — например, взяли ее в руки и с размаху ударили о стену или кинули на пол.
Что делать, если вы разбили товар в магазине
Если представители магазина требуют немедленно оплатить испорченный товар и вы уверены, что не виноваты, требуйте жалобную книгу и записывайте все подробности случившегося. Обязательно внесите время инцидента, свидетелей и основных участников.
Затем требуйте от администрации магазина, чтобы составили акт о порче имущества, в котором обязательно зафиксируйте все обстоятельства — например, мокрый пол или узкий проход, не соответствующий нормам. При составлении акта понадобятся ваши паспортные данные — не давайте документ никому в руки, держите его при себе.
Если вы уверены в своей правоте, можете заявить, что не намерены оплачивать испорченный товар сейчас и сделаете это только после решения суда. Скорее всего администрация не захочет судебных разбирательств, ведь они подвергают магазин дополнительным проверкам. И если действительно найдут нарушения норм, владельцы получат штраф на гораздо большую сумму, чем стоит разбитая бутылка.
Если охранник магазина грубо настаивает, чтобы вы оплатили ущерб и грозится не выпустить вас, пока не сделаете этого, напомните ему о 203 статье Уголовного кодекса РФ, по которой служащий ЧОП может получить до 7 лет тюрьмы за превышение полномочий.
Разбил бутылку – доставай рулетку
Случайно разбитая бутылка вина, банка с солеными огурцами, или коробка с посудой испортят не только поход в магазин, но и настроение на целый день. На громкий звон стекла точно сбежится полмагазина и все продавцы – внимания к вашей персоне уж точно не избежать. С вас, естественно, потребуют возмещения ущерба: мол, ты разбил, ты и плати. Логично? Логично! Но, совсем не всегда по закону…
А если мы скажем, что обязанность оплатить разбитую бутылку/банку/кружку несет не покупатель, а магазин?! Правда, только когда в этом есть объективно его вина. На нее-то и предстоит ссылаться, если не хочешь возмещать магазину ущерб. Давайте разбираться: если разбил бутылку в магазине, должен ли платить?!
Что говорит законодательство?
Вообще, конкретного ответа на вопрос, должен ли платить, если разбил кружку в магазине, законодательство не дает. Ключевым аспектом здесь является момент передачи товара покупателю, и вот почему.
Дело в том, что риск случайной гибели вещи, если иное не предусмотрено законом, несет ее владелец (ст. 211 ГК). Переход такого риска к покупателю осуществляется лишь после полноценного исполнения обязательств продавцом по договору купли-продажи (ст. 459 ГК). А сам такой договор между продавцом и покупателем возникает лишь после выдачи покупателю кассового или товарного чека (ст. 493 ГК).
Получается, пока товар «дойдет» до кассы, риск его гибели понесет магазин, кто бы этот самый товар не повредил?! Складывается впечатление, что можно со спокойной душой гулять по супермаркету и «бить посуду»… Но это не так! Дело в том, что до выдачи кассового чека договора с вами в принципе не существует, а значит, в момент порчи имущества супермаркета вы не являетесь покупателем! А потому к сложившейся ситуации применяются общие правила о возмещении ущерба.
Вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме причинителем вреда (ч. 1 ст. 1064 ГК).
То есть, если вы причинили вред магазину, разбив бутылку или, скажем, коробку с посудой, вы все же должны его возместить. Но только, если в произошедшем действительно есть ваша вина. Если в повреждении товара есть вина магазина, возмещения можно и избежать.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (ч. 2 ст. 1064 ГК).
Кто таки должен платить?
Исходя из вышесказанного, если разбила банку в магазине, должна ли платить зависит от того, кто в этом виноват. Но как определить наличие вины у покупателя? Только путем объективной оценки обстоятельств, которые и привели к порче имущества. Предлагаем рассмотреть всё на конкретных примерах.
В каких случаях отвечает магазин?
Вот самый очевидный пример: вы передвигаетесь по магазину с тележкой. Заехав в отдел с детской едой вы обращаете внимание на слишком узкий для маневров проход между стеллажами, и не успев развернуться задеваете паллету с детским питанием. Вроде бы все понятно: сами зацепили, сами и платите. Но, не все так просто. Проверьте ширину между стеллажами – она, согласно п. 6.28 СП 118.13330.2012, должна быть не меньше:
Если ширина меньше, магазин не выполнил требования, а значит, можно с уверенностью перекладывать вину на него. А вот и другие случаи, когда не должен платить, если уронил бутылку в магазине в связи с тем, что:
В каких случаях платит покупатель?
Вина магазина, скорее, исключение. Куда чаще в порче товара будет виноват как раз покупатель. Это в том числе случаи, когда:
Но если даже ваша вина в порче товара очевидна, вы имеете право отказаться оплачивать товар сразу, как минимум до выяснения обстоятельств. А вообще, рекомендуем вам действовать в соответствии с представленным ниже алгоритмом – это повысит ваши шансы «отбиться» от претензий со стороны магазина.
Как избежать ответственности: пошаговый алгоритм
Итак, вы разбили бутылку дорогого вина. Или коробку с посудой за 10 тысяч. Или даже целый стеллаж. Вот, что вам нужно делать:
Обращаем внимание, что в вашем поведении, даже при наличии неумышленной вины в порче имущества магазина, состава административного или уголовного преступления нет. А потому и претензий со стороны правоохранителей быть не может – оснований для вашего задержания нет! Если товар разбит умышленно, посетителю угрожает ст. 7.17 КоАП – в этом случае задержание правомерно.
А еще можно пожаловаться!
Если во всей этой ситуации администрация, охранники и другие сотрудники супермаркета ведут себя некорректно, агрессивно, засыпают угрозами – не паникуйте и вежливо дайте отпор хамам, продолжая записывать все происходящее на камеру телефона. А еще вы можете:
Едва ли дело дойдет до суда. Вероятнее всего, магазин спишет испорченный товар, а про вас забудут уже через несколько дней. Все, правда, зависит от суммы причиненного ущерба, очевидности вашей вины в произошедшем и, естественно, настойчивости в отстаивании своих прав. Дадите решительный отпор, и от вас быстро отстанут. Дадите слабину, и вас заставят заплатить, даже если вы не виноваты.
Ситуацию, когда покупатель в гипермаркете нечаянно роняет с полки какой-либо товар можно наблюдать ежедневно. Продавцы ругаются, обвиняя покупателя в неуклюжести, и требуют оплатить случайно разбитую бутылку. Покупатели тоже в долгу не остаются, обвиняя продавцов в том, что товар “натолкан” на стеллажах как попало, и валится на голову при малейшем движении. Кто прав? Должен ли платить покупатель за разбитую бутылку, которая неожиданно упала и разбилась?
Что говорит закон?
Согласно статье 211 ГК РФ риск случайной гибели или повреждения имущества возложен на собственника, если иное не предусмотрено законом или договором. Статья 459 ГК РФ говорит о том, что риск случайного повреждения или гибели имущества переходит на покупателя по договору купли-продажи с момента, когда продавец исполнил свою обязанность по передаче товара покупателю в соответствии с условиями договора.
В случае розничной покупки в магазине договор купли-продажи между покупателем и продавцом не заключается, поэтому до момента оплаты риск случайной гибели товара несет его собственник, то есть магазин.
В каком случае вина покупателя будет иметь место?
Следует различать риск случайной гибели товара и гибели товара по вине покупателя.
Исходя из общих норм гражданского законодательства лицо является невиновным, если докажет, что проявило достаточную степень заботливости и осмотрительности в данных условиях, чтобы предотвратить возможность причинения вреда (ст. 401 ГК РФ). В этом случае отсутствие вины будет исключать ответственность лица за причиненный вред.
Что делать, если магазин требует возместить ущерб?
Если магазин потребовал возместить причиненный ущерб, то следует знать, что возместить стоимость разбитой бутылки покупатель может в добровольном порядке или отказаться от возмещения, если не считает себя виновным. Принуждать покупателя к оплате, удерживать и ограничивать его перемещение администрация магазина не вправе. Но вправе обратиться в суд за возмещением убытков.
Если покупатель не намерен возмещать стоимость испорченного товара, он должен корректно объяснить свою позицию. По факту порчи товара администрация магазина может составить акт. Важно принять участие в составлении такого акта и аргументировано отразить свое несогласие с доводами магазина. Иначе, если магазин пойдет в суд, указанный акт будет представлен как доказательство, в котором будут отражены сведения не в пользу покупателя. В этом случае доказать свою невиновность будет сложно.
Нужно сказать, что магазин обращается в суд за возмещением ущерба крайне редко, только в случае, если причиненный ущерб действительно является существенным. Кроме того, в рознице риск случайной гибели уже заложен в стоимость товара, поэтому вопрос о возмещении ущерба в виде стоимости случайно разбитой бутылки решается продавцом и покупателем без судебного разбирательства. Если покупатель не считает себя виновным и просто уходит из магазина, инцидент на этом, как правило, исчерпывается.
На этом все. Если статья была интересной приглашаю обсудить.
Новости Екатеринбург
15.06.2021
Новости , Кратко , Популярное , Анонсы , Интервью , Слухи , Видео , Рабкрин , Уикенд
Кто заплатит за разбитую бутылку водки – покупателям и продавцам советуют читать законы, чтобы не расставаться с деньгами
Спор о том, кто должен платить за разбитую в магазине бутылку, разгорелся в одном из супермаркетов Екатеринбурга. Покупатели и продавцы не всегда знают, что подобные ситуации прописаны в законах, поэтому дают нарушить свои права.
Одним июньским вечером, в последние полчаса продажи алкогольной продукции, екатеринбурженка по имени Дарья разбила бутылку водки в магазине «Яблоко» на Восточной, 7ж. Произошло это случайно: резко повернувшись, девушка врезалась рюкзаком в круглый стенд с алкогольной продукцией, одна бутылка выпала из него. Продавец отдела попросила Дарью заплатить 273 рубля – столько стоила водка. Девушка потянулась за кошельком, однако ее остановил очевидец произошедшего Александр Калмаков. Александр пояснил, что продавец обязана позвать администратора, так как требовать с Дарьи деньги незаконно.
«Я работал в сфере перевозок алкогольной продукции, поэтому знаю, что за эту бутылку должен платить магазин, а не продавец, и тем более не девушка, – сообщил корреспонденту «Нового Дня» Александр, – в законе есть фиксированный процент от общего количества бутылок, которые можно списать «на бой», как говорили в СССР – усушка. Более того, мятые жестяные банки тоже списываются, их не имеют права выставлять на прилавок, это нарушение прав».
Действительно, согласно приказу Минпромторга «Об утверждении норм естественной убыли продовольственных товаров в сфере торговли и общепита» нормы потерь из-за боя стеклянной тары установлены и на предприятиях, и в магазинах. От общего количества стеклянных бутылок допускается разбить 0,02%.
Тем не менее, продавец магазина сказала, что за разбитую бутылку придется заплатить ей из собственного кармана, если Дарья откажется, но администратора позвала. Администратор прояснила ситуацию, сообщив, что магазин не имеет права требовать с девушки деньги, если сумма ущерба не превышает тысячи рублей. Полиция на такой случай приехать не может, и покупательница вправе отказаться платить за разбитую по неосторожности бутылку. На вопрос, почему продавец не знает данного правила, администратор не смогла ответить, но отметила, что стоимость всех испорченных в торговом зале товаров вычитают из зарплат сотрудников, и за месяц набегает «бешеная сумма».
Директор свердловского «Центра правозащиты» Янина Голубева пояснила «Новому Дню», что деньги за разбитые бутылки у продавцов действительно могут взять, если это предполагает их трудовой договор. Однако покупатель не должен платить в любом случае, даже если стоимость испорченного товара превышает 1000 рублей.
Дарья пожалела персонал магазина и решила все-таки оплатить товар, а продавец пошла за осколками бутылки, чтобы пробить ее по штрихкоду, как целую. Данное действие противозаконно, ведь если бы бутылку разбил несовершеннолетний или же после 23:00, то продать ее не было бы никакой возможности.
Как пояснила «Новому Дню» пресс-секретарь Роспотребнадзора по Свердловской области Наталия Лукьянцева, магазин не имел права требовать деньги с девушки и уж тем более пробивать разбитую бутылку. В соответствии со статьей 211 Гражданского кодекса РФ, в случае случайной гибели товара, ответственность несет собственник, пока покупателю не выдан чек об оплате. Если товар испорчен специально, то и в этом случае сотрудники магазина не имеют права его продавать, они обязаны вызвать полицию, и тогда покупатель возместит ущерб, когда ему выпишут штраф за хулиганство. Тем не менее, чтобы доказать намеренную порчу товара, необходимо посмотреть записи с камер наблюдения.
Отметим, в нашем случае вины Дарьи в столкновении с круглым стендом в торговом зале не было, так как расстояние между ним и стеллажом, у которого стояли покупатели, едва ли достигало одного метра. А по ГОСТу «Розничная торговля. Классификация предприятий», расстояние между магазинными стеллажами должно быть не меньше 1,4 метра, если площадь магазина не больше 100 квадратных метров. В супермаркете «Яблоко» на Восточной площадь явно больше, а потому проход должен быть еще более широким.
Как сообщил «Новому Дню» другой продавец «Яблока», инструктажей по поводу законов им не читали: «Не надо этого, вдруг кто-то захочет все-таки заплатить», – пояснил продавец.
«Новый День» взял комментарий у работника другого магазина, чтобы понять, правда ли, пользуясь неосведомленностью сотрудников и нарушая закон, магазин может получить большую прибыль.
«Я работаю продавцом в магазине «Пив&Ко», – рассказал «Новому Дню» сотрудник Павел Кудрявцев. – Начальство с нами разговоров не вело на эту тему, однако в документах расписывались: если покупатель разбил случайно, то виновата выкладка – расходы берет на себя магазин, если виноват сотрудник, платит он, а если вина на покупателе и это доказано, то он и ответственен за это. Точно не знаю, как мы заставляем покупателя платить, у меня не было таких ситуаций. Но из наших зарплат ничего не вычитают и увольнением не угрожают».
«Новый День» провел опрос горожан, чтобы выяснить, как бы в ситуации Дарьи поступило большинство. 57% опрошенных заплатили бы за случайно разбитую бутылку, 33% отказались бы это сделать, а 10% вызвали бы полицию. В опросе «Нового Дня» приняли участие 54 человека от 20 до 40 лет.
Таким образом, чтобы не попасться на удочку недобросовестных или неосведомленных сотрудников магазинов, необходимо знать свои права:
1. Пока покупатель не получил чек об оплате, ответственность за случайно разбитый или сломанный товар несет собственник в соответствии со статьей 211 Гражданского кодекса РФ.
2. Если магазин настаивает на виновности покупателя, необходимо вызвать полицию и посмотреть камеры видеонаблюдения, чтобы это доказать.
3. Расстояние между стеллажами в магазине должно быть не менее 1,4 метра, товары на полке должны стоять устойчиво. Это необходимо помнить, если вас обвиняют в намеренной порче товара.
4. Если охранник магазина проявляет силу, заставляя заплатить за случайно испорченный товар, необходимо напомнить ему о статье 203 Уголовного кодекса РФ «Превышение полномочий охраны при выполнении должностных обязанностей».
«В любом случае вопрос необходимо решать цивильно, – сообщила «Новому Дню» Янина Голубева. – Можно обменяться контактами и договориться о возмещении стоимости товара только после проверки. Конечно, бывают случаи, когда покупателя вынуждают оплачивать случайно испорченную вещь, однако в таких случаях необходимо помнить о своих правах и в крайнем случае вызывать полицию».
Екатеринбург, Мария Зыкова
Екатеринбург. Другие новости 15.06.21
Количество тяжелых больных с коронавирусом за сутки снизилось на сто человек. / Департамент по труду: транспортники не просили найти им кадры взамен мигрантов. / На Урале продлили предупреждение о вредных выбросах в воздухе. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш Whatsapp +7 (901) 454-34-42
Кто должен платить за разбитую бутылку в магазине
Достаточно часто встречающаяся ситуация – идет человек спокойно по магазину, складывает покупки в корзину, повернулся неловко – шампанское с нижней полки летит на пол и разбивается вдребезги. Или берет покупатель в руки бутылку с кетчупом, чтобы состав почитать – а она возьми и выскользни на кафель. И опять же в мелкие осколки.
Ребенок побежал по проходу, задел стеллаж – пакеты посыпались, коробки лопнули, весь магазин в сахаре. Продавцы, естественно, тут же окружают, требуют возместить стоимость испорченного товара, охрану зовут, наседают, настаивают. Но во всех ли случаях стоит тут же тянуться за кошельком?
Разберем, должны ли вы в супермаркете или магазине оплатить стоимость вещи, если случайно уронили и разбили ее, нужно ли именно покупателю всегда возмещать ущерб, кто обязан платить за испорченную вещь, если виноват ребенок.
Законодательная база
Когда повредился уже купленный и пробитый на кассе товар, то магазин не обязан возвращать вам деньги.
Об этом гласит статья 459 ГК РФ. Поговорим о ситуации, когда форс-мажор произошел до получения чека. В статье 1064 Гражданского кодекса говорится о том, что, если покупатель разбил товар в магазине до оплаты, ущерб возместить вроде бы полагается. Но, согласно второму пункту этой же статьи, возмещать причиненный по неосторожности убыток не нужно, если вы докажете свою невиновность.
Вооружение знаниями ГОСТа 51773-2001 о розничной торговле и СНиПа 2.08.02–89 об общественных зданиях — вот что необходимо, чтобы доказать вину магазина. Таковая вина есть всегда, когда расстояние между товарными стеллажами меньше положенного по закону. Пространственные нормативы покажет таблица:
Площадь супермаркета | Минимальная ширина прохода между стеллажами |
менее 100 м2 | 1, 4 м |
100-150 м2 | 1,6 м |
150-400 м2 | 2 м |
свыше 400 м2 | 2,5 м |
Если указанные расстояния в торговом помещении не соблюдены, вы вправе пожаловаться на это в пожарный надзор.
Мерчендайзер супермаркета, расставляющий товар слишком плотно друг к другу или слишком неустойчиво, делает это на свой страх и риск. Именно об этом «риске гибели» говорится в 459й статье ГК. На неудобно выставленный товар можно написать жалобу в Потребнадзор.
Права покупателя в магазине
Отправляясь за покупками, к списку приобретений не забудьте добавить список законов, ограждающих вас от непредвиденных ситуаций. Знание своих прав поможет отстоять их пред лицом продавцов, если случится нечаянно повредить какой-либо товар из выставленных на продажу в магазине до оплаты. Покупатель имеет право:
Кто должен платить
Если же стоимость поврежденного товара до оплаты значительно превышает указанную статью расходов, руководство магазина вправе взыскать деньги с виновного. Как уже сказано выше, в число виновных в снесенном покупателем прилавке могут попасть и сами сотрудники торговой точки.
Подробная пошаговая инструкция, как избежать возмещения ущерба
В случае, когда вина покупателя не очевидна, а продавец настаивает на возмещении ущерба, можно предпринять следующие действия:
Ответим на ваш вопрос за 5 минут!
Также вина лежит на магазине, если там был мокрый пол или товар разбился, упав с кассовой ленты.
В каких случаях ответственность лежит на покупателе
С одной стороны, пока покупатель не оплатил товар и не получил чек, риск за порчу товара на нем не лежит. Но если брать за основу только ст. 458, 493 Гражданского кодекса, это приведет к неверной интерпретации правовых норм.
Дело в том, что пока лицо не оплатило товар, которое оно совсем не хотело приобретать, его нельзя воспринимать как покупателя. Поэтому при причинении ущерба магазину вступают в силу положения ст. 1064 Гражданского кодекса.
Здесь сказано, что причиненный имуществу гражданина или юридического лица (в данном случае – магазину) вред должен быть возмещен в полном объеме тем лицом, которое причинило вред.
Согласно п. 42 Федеральных правил «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети» покупатель обязан возмещать магазину вред за поврежденные по его вине товары.
Магазин наделен всеми законными правами истребовать от покупателя возмещения ущерба. При этом в той же ст. 1064 ГК РФ есть пункт о том, что лицо, которое причинило вред, освобождается от возмещения материального ущерба при условии, что он докажет причинение вреда не по его вине.
Например, если покупатель разбил бутылку в магазине, то в этой истории может быть много нюансов, в зависимости от которых закон может трактовать произошедшее как в пользу магазина, так и покупателя.
Так, если покупатель взял бутылку в руки и уронил ее, то это его вина. Но если он уронил бутылку из-за того, что поскользнулся на мокром полу, то здесь есть вина продавца.
Если в торговой точке очень узкие проходы, что не задеть бутылку очень сложно, то здесь также будет виноват магазин.
Покупатель виноват в случае, если причиной повреждения стало его неадекватное поведение. Например, если он находился в состоянии алкогольного опьянения или бегал по магазину, если падение товара произошло из-за устроенной им драки, то в таком случае он является непосредственным виновником происшествия. Аналогичная ситуация в случае если покупатель намеренно разбил товар (например, назло). Но в последнем случае его также могут привлечь к ответственности за хулиганство или вандализм.
В таких случаях покупатель обязан полностью возместить ущерб торговой точке. После оплаты товар теоретически становится собственностью покупателя и тот может его забрать. Вопреки некоторым суждениям, в данном случае не допускается применить ст. 18 Закона «О защите прав потребителей». То есть покупатель не вправе требовать замены товара ненадлежащего качества на аналогичный.
Многие недовольные покупатели утверждают, что требуя с покупателя компенсацию, магазин поступает нечестно: так как в цену товаров уже включены риски их порчи или кражи. На самом деле магазины часто идут навстречу своим клиентам и не стараются взыскивать с них ущерб, но это не значит, что магазин не имеет права вернуть свои деньги по закону. Обычно, когда речь идет о дорогом товаре (например, о дорогостоящем алкоголе), то магазин отстаивает свои права до конца.
Стоит рассмотреть еще несколько частных случаев: если товар повредил несовершеннолетний или сам сотрудник магазина.
Если товар в магазине разбил ребенок, то до 14 лет ответственность за него несут родители, после 14 лет – он сам. Если ребенок пошел в магазин на перемене, пока находился на занятиях в школе, то ответственность за него лежит на образовательном учреждении. Когда ребенок был в магазине с няней, то ответственным лицом считается она.
Если продавец разбил товар, который он расставлял на полки, то для понимания его ответственности нужно обратиться к его трудовому договору. Так, согласно ст. 245 Трудового кодекса договором может быть предусмотрена коллективная ответственность за причиненный магазину ущерб. Тогда деньги могут взыскать сразу со всех сотрудников.
Куда жаловаться
Если магазин все-таки вынудил вас заплатить за случайно испорченный товар, обращайтесь в органы внутренних дел и в Роспотребнадзор, пишите заявление руководству магазина и требуйте возвращения уплаченных средств, подавайте иск в суд на магазин.
Возможные нюансы
Как быть, если при примерке обуви или одежды разошлись швы? Если размер товара был меньшим, чем требует того ваше тело, виноватым будете вы. Если же в этом плане все правильно, то высока вероятность наличия в продаваемом продукте скрытого брака. Оплачивать в подобном случае ничего не нужно — покупатель не виноват в том, что товар некачественный. Однако, доказать или опровергнуть это вправе лишь специально вызванные эксперты. Их услуги сами по себе могут несколько опустошить ваш кошелек.
Высока вероятность того, что повреждение присутствовало еще до примерки. Поэтому первая мера предосторожности перед любыми манипуляциями с товаром в магазине до покупки — тщательный осмотр вещи на предмет ее целостности.
Сложен вопрос ответственности в случае неадекватности причинившего вред продуктам. Если сумасшедший человек придет в магазин и разобьет товар, за работу должна взяться уже не полицейская, а медицинская бригада. Когда же неадекват обусловлен повышенным содержанием алкоголя в крови, полиция вправе задержать провинившегося. Напиться непроизвольно крайне трудно, поэтому отвечать за последствия все же придется в полной мере.
Дополнительные вопросы
Что делать, если продавец требует оплатить товар
Покупатель не обязан платить за случайно разбитый товар в магазине незамедлительно. Это значит, что сотрудники магазина не могут принудить покупателя к оплате разбитого товара на кассе. Единственный законный способ это сделать – обратиться в суд и доказать, что ущерб был нанесен покупателем умышленно. При этом в суде покупатель может опираться на то, что случайно задел товар, и это было связано с неудобным расположением товара на полке.
Приведем порядок действий, которого стоит придерживаться покупателю в случае, если он повредил товар в магазине и уверен, что в этом нет его вины:
Обычно на последнем этапе спорная ситуация и завершается. Магазин на практике редко обращается в суд, так как это грозит ему дополнительной проверкой. Так, если будет доказан факт узких проходов, то штраф, который грозит магазину, будет в разы выше стоимости испорченного товара.
Если охранник не выпускает покупателя до того, как тот не оплатит поврежденный товар, то можно смело вызывать полицию и пригрозить сотруднику ЧОПа об ответственности за превышение должностных полномочий (по ст. 203 УК ему грозит до 7 лет лишения свободы).
Покупатель также может подать жалобу в магазин, если считает, что причиной падения стало неудобное расположение товара в магазине. Так, пожаловаться на мокрые полы и неустойчивое положение товаров на полках покупатель может в Роспотребнадзор.
На узкие проходы в магазине можно передать жалобу в Государственный пожарный надзор. Если факт о том, что расстояние между стеллажами в магазине не соответствует нормам, то его привлекут к административной ответственности.