Ребенок 2 года плачет в садике что делать
Как сделать так, чтобы ребёнок не плакал в садике. Девять простых приёмов и советы детского психолога
Осень – время стресса для многих детей. С началом учебного года одни впервые отправляются в школу, другие – в детский сад. И у последних начинаются… громкие истерики в раздевалке. Ведь так не хочется, чтобы мама или папа уходили на работу!
В этой статье психолог Анастасия Ковалёва дает десять ценных советов, как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду. Они будут полезны даже тем родителям, которые не первый год сражаются с утренними слезами.
Шаг 1. Выстройте правильный режим
Как бы банально это ни звучало, но адаптация начинается задолго до похода в детский сад. И вовсе не с подготовительных разговоров, как могло бы показаться, а с режима дня.
Если вы не сделали такую настройку с самого начала, не расстраивайтесь. Как правило, это можно исправить в любой момент, предупредив воспитателя, что несколько дней ребенок будет опаздывать.
Шаг 2. Настройтесь на позитив
С самого начала важно говорить о садике только в позитивном ключе. И не только с ребенком, но и в диалогах между взрослыми. Решающее значение имеет настройка самих родителей.
Нередко садик – вынужденная мера для мамы, которая на самом деле была бы и рада оставить малыша дома, но не может. В таком случае именно маме в первую очередь необходимо найти для себя положительные стороны походов в детский сад. Понять, какие ценности он дает ребенку и почему является для него благом, а не злом. Это может быть и социализация, и новые навыки, и хороший воспитатель – все, что вы сами для себя решите. Главное, чтобы ребенок чувствовал исходящую от родителей уверенность, что его отводят в хорошее место, где он будет в безопасности.
Шаг 3. Сократите рабочую неделю
Даже взрослому человеку трудно работать без выходных, а ребенку нужно еще больше времени на восстановление сил. Поэтому психологи рекомендуют разгружать обычную пятидневку, если есть такая возможность. Например, водить ребенка в сад с понедельника по четверг или со вторника по пятницу. Как вариант – устраивать запланированный выходной в среду. Для начинающих детсадовцев это важно, чтобы не накапливалось невротическое напряжение, неизбежное при режиме «жизнь вне дома». Для самых маленьких в идеале стоит начинать приучение к саду с 2–3 походов в неделю. И, возможно, не на полный день.
Шаг 4. Введите приятные ритуалы
Маленькие дети очень любят ритуалы. Постоянно повторяющиеся неизменные действия помогают малышам чувствовать себя уверенней, неосознанно понимать, что жизнь стабильна и спокойна. С появлением садика многие ритуалы из прежней, «домашней» жизни разрушаются. Поэтому вводим новые, столь же ценные и приятные для ребенка.
Как это выглядит на практике? Вам нужно делать какую-то простую милую вещь каждый день, давать ребенку своего рода награду. Это необязательно должен быть ценный приз – конфета или игрушка, гораздо лучше дарить ребенку свое внимание и заботу.
Шаг 5. Ограничьте использование гаджетов
Мир без экранов представить невозможно, но для маленьких детей они не должны иметь такое большое значение, как для взрослых. Чем меньше будет экранного времени в жизни ребенка, тем лучше. Вы удивитесь, насколько спокойней станет малыш, если сократить его контакты с планшетом и телефоном, например, в пользу книг. В том числе это очень хорошо повлияет на его способность спокойно идти в детский сад.
Шаг 6. Всегда говорите правду
Иногда, отдавая ребенка воспитателю, родители говорят фразы вроде: «Я заберу тебя скоро-скоро» или «Я вернусь за тобой через пять минуточек». Не делайте так. Нет ничего хуже, чем невыполненные обещания. Гораздо полезней для психики ребенка сказать: «Я заберу тебя сразу после сна». Или: «Я приду, когда ты будешь гулять второй раз». Это может казаться более жестоким, но на деле сбережет всем много нервов и укрепит доверие.
Шаг 7. Не замалчивайте свои проблемы
Порой причиной отказа ребенка идти в сад становятся. личные проблемы родителей. Звучит странно, но это так. Чем чаще мы замалчиваем свои трудности, тем больше накапливается тревоги в семейном информационном поле. Ребенок не понимает, в чем причина напряжения, но считывает эту тревогу и может неосознанно воспринимать садик как разрушительный фактор. Особенно если это новый для него ритм жизни.
Для того чтобы снизить общий фон тревоги, проговаривайте свои проблемы вслух, будьте откровенны с ребенком настолько, насколько это позволяет его возраст. Вы можете сказать: «Милый, у меня сегодня болит голова, поэтому не пугайся, если я вдруг зарычу» или «Помни, пожалуйста, что я хмурюсь не из-за тебя, а потому, что у меня случились проблемы на работе». Либо: «Знаешь, мы с папой в последнее время часто не можем договориться, поэтому я бываю такая грустная».
Шаг 7. Повышаем статус ребенка
Иногда нежелание ходить в садик объясняется низким статусом ребенка в группе. Возможно, он слишком маленький среди остальных детей или слишком молчаливый и скромный. Возможно, у него есть особенности внешности или характера. В таком случае крайне важно заручиться поддержкой воспитателя и постараться поднять репутацию малыша. Это может быть какая-то особенная необычная одежда (костюм супергероя, принцессы), роль «тренера» на утренней зарядке (если ребенок сам готов к такому) или любое действие, позволяющее малышу почувствовать себя успешным.
Шаг 8. Купируйте истерику
Если ребенок – мастер устраивать истерики на входе в группу, учимся мягко приводить его в чувство. Лучше всего помогают крепкие, суперкрепкие объятия. Это ощущение очень хорошо успокаивает на бессознательном уровне. Как следует обняв плачущего малыша, полезно проговорить его страхи вслух: «Ты плачешь потому, что не хочешь оставаться и боишься, что я не приду, так?» А затем убедите его в обратном. Очень помогает при этом громко и глубоко дышать, помогая малышу подстроиться под другой, спокойный ритм.
Если ребенок совсем потерял над собой контроль, нужно сделать что-то неожиданное: сильно подуть в лицо, хлопнуть в ладоши, если есть возможность – побрызгать водой или умыть. Полезно взять его за запястья и с силой (но без боли!) потянуть вниз, заземляя таким образом (любой человек при истерике словно «улетает», и ему надо помочь вернуться обратно в тело). Можно надавить ладонями на плечи или бедра.
Шаг 9. Не затягивайте прощание
Частая ошибка родителей – слишком долгое прощание. Это лишнее. Не давайте ребенку шанса почувствовать горечь расставания. Ритуальные объятия с поцелуем – и малыш должен бежать в группу. А чтобы ему было легче переключить тумблер «семья – садик», заранее настройте его на что-нибудь интересное, любое эмоционально заряженное событие, которое будет действительно интересно малышу. Иногда это намного эффективней, чем тысяча логических слов и объяснений. Это должна быть фраза вроде «Мы дойдем до садика и переоденемся в твои новые шортики / посмотрим, что дают на завтрак / проверим, как там поживает желудь, который ты закопал / скажем привет твоей лучшей подружке».
Вы знали все эти приемы? Какой возьмете на вооружение прямо завтра?
Ребенок по-прежнему плачет в детском саду: что делать?
Ребенок не отпускает маму ни на шаг. План действий
Евгения Голобокова журналист
Ирина Кудинова семейный педагог
Ваш малыш ходит в детский сад уже третий месяц, но по-прежнему плачет при расставании? Или с трудом остается на занятиях, куда вы начали его водить, или не отпускает вас из дома, оставаясь с бабушкой или няней? Что можно сделать в такой ситуации? Как научиться прощаться без слез?
Кажется, еще совсем недавно кроха продолжал увлеченно трясти погремушкой, когда вы выходили из детской. Потом он стал «маминым хвостиком» — но вы были к этому готовы: все дети проходят через закономерный этап развития, когда между вами устанавливается глубокая эмоциональная связь.
Кроме того, если ребенок первого полугодия жизни чувствует себя с мамой одним целым, малыш постарше начинает понимать, что мама — другой человек, а значит, есть риск остаться без ее защиты. Понятно, что такое открытие поначалу пугает.
Но теперь-то он вроде бы уже подрос, а все равно не желает расставаться с вами надолго, оставаться в детском саду или на занятиях. Не стоит сразу паниковать и думать, что это навсегда: нежелание отходить от мамы — такой же этап развития, как и все остальные, и это тоже обязательно пройдет.
Грань тут довольно тонкая, но важно найти баланс: вы не можете бесконечно соглашаться с желанием ребенка быть только рядом с вами, потому что это мешает его полноценному развитию, но не можете и заставить его резко отделиться, если вдруг решили, что время пришло, — это приведет к обратному эффекту. Так что единственный верный вариант — помогать малышу постепенно становиться все более самостоятельным, учитывая его готовность к этому.
Вы тревожная мама?
Важно помнить, что дети копируют эмоциональное состояние родителей и остающихся с ними бабушек-дедушек. Как вы думаете, кто скорее найдет удовольствие в самостоятельных играх — ребенок спокойной и уверенной мамы или малыш, чья мама постоянно переживает, как бы чего не вышло?
Не надейтесь, что ваши страхи ребенок не замечает: мимика, жесты, тон выдают вас с головой. И если вы хотите научить его самостоятельности, не забегайте ежеминутно в детскую с озабоченным выражением лица.
Малыш тревожной мамы будет бояться далеко отойти от нее, у него возникает ложное ощущение безопасности: «раз мама за меня больше всех боится, значит, она лучше всех меня защищает». Неудивительно, что играть такой ребенок предпочитает только с мамой, а папу может даже оттолкнуть: «Уходи!». Отцы часто болезненно реагируют на такую «избирательность» чада, хотя все, что им нужно сделать, — это постараться почаще находить время для игр.
И позаботьтесь о том, чтобы все члены вашей семьи придерживались одинаковой тактики — про отсутствие мамы нельзя говорить плохо, даже в шутку. Например, бабушкины вздохи: «Ну что это мама так долго сидит в ванной? Забыла, что ли, про тебя. » или «Что-то мама долго не возвращается! Уж не случилось ли чего?» могут свести на нет все ваши педагогические усилия.
Не злоупотребляйте утверждениями вроде «Ты уже большой, так что должен. » Во-первых, не такой уж он и большой на самом деле, во-вторых, некоторые дети иногда слишком серьезно относятся к таким словам, и мысль, что теперь они должны думать и действовать как-то иначе, «как большие», слишком тревожит их.
Вы можете просто сказать ребенку, что многие его сверстники уже ходят в садик, им нравится там проводить время, потому что можно играть с другими детьми, узнавать на занятиях что-нибудь интересное, поиграть во что-то новое.
И конечно, не сердитесь на малыша, если он ведет себя как «мамин хвостик» — так к его неуверенности добавится еще и чувство вины за то, что не соответствует вашим ожиданиям. А он-то хочет, чтобы вы им гордились!
Как тренировать расставание
Воспитательные теории, предполагающие дисциплину и соблюдение требований, тут не подойдут: раз у ребенка есть потребность быть рядом с вами, насильственное изменение положения вещей приведет к обратному эффекту: он вообще не захочет от вас отходить, но к этому добавится еще и невроз.
Так же как младенческое нежелание лежать в кроватке в одиночестве отлично «лечится» ношением на ручках при любой возможности (то есть старательным удовлетворением важной потребности, а не ее отрицанием), то и к желанию подросшего малыша быть рядом стоит отнестись с пониманием.
Постепенное, учитывающее темп ребенка отделение быстрее приведет к его готовности отпустить маму, чем любые силовые методы. Если сначала вы будете уходить на 10-15 минут, потом на полчаса, потом на час-полтора, малыш быстро поймет, что все в порядке: мама всегда возвращается. Тогда можно будет начинать исчезать и на более долгое время.
Убедитесь, что в течение дня у вас и ребенка есть возможность просто пообниматься, посидеть вместе или поваляться на ковре, полежать и пошептаться перед сном или утром, после звонка будильника и до подъема. Не пытайтесь сделать это время максимально «полезным» и не переживайте, что оно проходит впустую — это не так, в эти минуты малыш «впитывает» ваше внимание, наполняется им.
Во что поиграть, чтобы ребенок легче отпускал маму
Детский сад. В группе вашего садика — куклы, зайки и мишки, а вы с ребенком по очереди будете родителями, которые сначала приводят своих деток в садик, прощаются с ними, уходят на работу, а потом приходят забирать их. Что говорит «родитель»? Как себя ведет «ребенок»? Эта игра очень поможет в адаптации к детскому саду.
Я и мои близкие. Соберите в маленький фотоальбом снимки самого малыша и его родственников и друзей, любимого домашнего животного, даже любимых игрушек. Эти фотографии он будет рассматривать вместе с вами, а вы будете комментировать: «Смотри, вот мы с папой — мы тебя любим. А вот бабушка — и она тебя любит». Этот фотоальбом будет визуальной поддержкой для малыша — а еще его можно брать собой в садик.
Карточки «Пока-пока». Вырежьте из плотной бумаги 10 небольших карточек и вместе с ребенком нарисуйте на каждой разные условные обозначения: сколько раз надо обняться, поцеловаться или помахать рукой друг другу при прощании. Теперь когда мама или малыш будут уходить куда-то, они вытянут одну из карточек и выполнят то, что на ней написано. Например, «Три раза поцеловать в нос и один раз помахать».
Не доверяете бабушкам?
Поощряйте общение ребенка с другими значимыми взрослыми: с бабушками, дедушками и прочими родственниками. «Вопрос бабушек» иногда бывает довольно сложным, не все мамы довольны их методами воспитания и часто стараются максимально контролировать происходящее в это время, переживают, что бабушки «делают все не так».
Да, возможно, у старшего поколения действительно свои представления о режиме дня, дисциплине, порядке в доме и о том, можно ли есть конфеты перед обедом. Но подумайте сами: чем больше любящих людей окружает малыша, тем увереннее он себя чувствует.
Дайте ему возможность самому выстраивать свои собственные отношения с другими родственниками, понять, что люди разные, что мама делает так, а тетя — по-другому, что общаться с ними можно по-разному, что с мамой можно бегать по детской площадке и кататься с горки, зато с бабушкой — ходить в театры и слушать музыку. Не стоит руководить всем-всем, что происходит, когда вас нет рядом, просто договоритесь о самых значимых для вас моментах.
Ребенок плачет при расставании: что делать?
Как прощаться без слез? Во-первых, постарайтесь успокоиться сами. Скажите себе: «Я доверяю людям, с которым остался мой ребенок, они о нем позаботятся, ему с ними хорошо. Я сознательно выбрала этот садик — он подходит моему малышу, там заботливые воспитатели. Мой ребенок растет, становится более самостоятельным, я помогаю ему это сделать. Скоро мы увидимся».
Во-вторых, помогите маленькому освоиться в новой обстановке и в новой для него ситуации: вместе с ним все рассмотрите, узнайте, где находится туалет, где дети моют руки, где какие игрушки лежат, обсудите, какие тут действуют правила.
В-третьих, никогда не уходите незаметно, не прощаясь — это просто нечестно по отношению к ребенку. Но и не затягивайте прощание до бесконечности, так он еще больше расстроится. «До свидания, скоро встретимся!» говорите позитивным тоном: малыш легко считывает ваше настроение, так что если вы спокойны и дружелюбны, меньше шансов, что он разволнуется. А вот если явно грустите или тревожитесь, он может решить, что вы оставляете его там, где он не будет в безопасности.
Если ребенок все-таки расплакался в момент вашего ухода, не надо возвращаться обратно или соглашаться посидеть еще, ваши колебания только ухудшат ситуацию. Просто через 5-10 минут позвоните домой или воспитателю: скорее всего, малыш уже утешился (это лучше, чем вы будете волноваться еще несколько часов).
Придумайте небольшой ритуал прощания, тогда ребенку легче будет отпустить вас. Может быть, вы договоритесь, что он носит с собой в садик любимого медведя, и вы должны попрощаться с ними обоими определенным образом; или вы можете оставлять малышу какую-нибудь свою вещь (шарфик, заколку); или, прежде чем уйти на работу, вы быстро нарисуете в блокноте картинку про то, что интересного сегодня произойдет.
Чем точнее выполняется «прощальный» ритуал, тем спокойнее себя будет чувствовать ребенок. А еще обсудите с ним «план действий» на тот случай, если ему вдруг станет грустно. Может ли он подойти к воспитательнице и попросить ее посидеть с ним? Или пошепчет на ухо своему мишке, что уже соскучился, а мишка «пошепчет» ему, что мама скоро придет? Но не стоит ждать мгновенного результата: на то, чтобы малыш привык оставаться без вас, может уйти от пары недель до пары месяцев — и это совершенно нормально.
Как поступать воспитателю, если ребенок плачет в детском саду
Почему дети плачут в детском саду
Дети в индивидуальном порядке привыкают к садику. В основном скорость адаптации зависит от возраста и здоровья ребенка, от степени привязанности к маме и от опыта общения с детьми и взрослыми. На основе этих особенностей выделим основные причины, почему дети плачут в садике.
Рядом нет мамы
При разлуке с мамой должен появиться взрослый, который на время заменит ее и даст малышу внимание и поддержку. Этим человеком должен стать воспитатель. Речь не о том, чтобы завоевать любовь на уровне матери, а о том, чтобы установить с ребенком доверительную связь. Детям нужен веселый и в то же время сочувствующий взрослый, который умеет эмоционально и физически поддержать. Малыш должен чувствовать, что воспитатель о нем позаботится, придет на помощь и разделит с ним его чувства.
Как помочь ребенку?
1. В первый же день знакомства постарайтесь установить контакт с ребенком. Ласково разговаривайте с ним, предлагайте игрушки, поглаживайте, проявляйте заботу и помогайте в случае необходимости. Но если ребенок не принимает воспитателя и реагирует негативно, значит ему нужно больше времени, чтобы привыкнуть к новому человеку.
2. Оставьте на некоторое время маму в группе. Когда она рядом, ребенок успокаивается. Но задача мамы не только успокоить свое дитя, но и расположить его к воспитателю. Для этого ей следует говорить, например: “Смотри, какая добрая и хорошая тетя, она очень любит детей, играет с ними”.
3. Некоторые особенности воспитателя могут замедлить привыкание ребенка к нему. Например, высокий рост, громкий голос, резкие движения или напряженность. Постарайтесь минимизировать свое влияние на детей. Чаще присаживайтесь, чтобы оказаться на уровне ребенка, следите за громкостью голоса.
4. Дети чувствуют, что вы напряжены и это отталкивает. Поэтому приходите к ним в расслабленном состоянии, которое располагает к себе детей. То же самое касается и родителей. Когда они боятся оставлять ребенка, малыш улавливает это состояние и начинает еще больше плакать. Родитель должен прощаться с ребенком спокойно, уверенно и доброжелательно.
Если спустя две-три недели никакие методы не помогают и ребенок продолжает плакать, возможно он еще просто не готов отдалиться от мамы. Ранний отрыв только усилит его страхи и психологические трудности.
Вокруг много незнакомых людей
Некоторые дети легко вступают в контакт с новыми людьми. Им нравится общаться и играть с посторонними. Но есть дети, которые боятся чужих людей. Они начинают плакать и стараются уединиться, чтобы уменьшить взаимодействие с окружающими. Возможно это особенность их характера, а возможно они просто не успели получить достаточно опыта общения с людьми. Не играли во дворе с ребятами, у них нет братьев и сестер и их круг общения ограничивался только близкими. Таким детям сложнее привыкнуть к садику.
Воспитателю следует уделить особое внимание встревоженному ребенку. Не настаивайте на его участии в групповых играх, если он боится. Но и не теряйте ребенка из виду. Если вы наладили контакт с малышом, но он боится других детей, привлекайте его в игры, где вы выступаете в роли мамы. Например, мама-кошка или мама-коза. Утром встречайте встревоженных детей особенно радостно: “Привет, Даня! Я так рада тебя видеть. Ребята, смотрите, кто к нам пришел! Мы давно тебя ждем.”
Режим дня, не комфортный для ребенка
Бывают ситуации, когда ребенок не может перенести свои навыки в непривычную обстановку. Дома он умеет кушать самостоятельно, а в садике ждет, пока его покормят. Или не может помыть руки в новой обстановке и сразу плачет. Воспитателю важно знать навыки и привычки ребенка. Для этого при первой встрече следует спросить у родителей, что умеет их ребенок. А затем наблюдать, выполняет ли он эти действия в детском саду.
Слабый тип нервной системы
С особым вниманием следует относиться к детям со слабым типом нервной системы. Они ведут себя неуверенно, медлительно, часто болеют. Их пугает все новое и непривычное. И при малейших неприятностях они начинают плакать. Не всегда такие дети выражают эмоции в слезах. Они могут просто ходить грустными и подавленными.
Как вести себя воспитателю, когда ребенок плачет
Если не получилось заранее предотвратить плач ребенка, успокойте его, используя эти правила.
Не игнорируйте эмоции и плач малыша.
Покажите, что вы понимаете как расстроен ребенок.
Можно сказать: “Я вижу, что тебе грустно. Но ты можешь грустить и одновременно делать что-то еще. Чем бы ты хотел заняться, пока грустишь?”. И дайте ему несколько игрушек на выбор. Если он не берет их, тогда скажите: “Ты хочешь посидеть здесь, пока грустишь?”. Подобными фразами вы излучаете уверенность, что ребенку по силам преодолеть эту грусть, что это такое же дело, как нарисовать солнышко. И ребенок может заниматься этим столько, сколько захочет.
Если малыш часто плачет, поговорите с родителями.
Объясните, что ему сложно адаптироваться в детском саду. Попросите родителей поработать над положительным отношением ребенка к садику. Например, каждое утро они рассказывают, как там будет весело и интересно. Плюс важно, чтобы родители демонстрировали свою уверенность и решительность. И на самом деле были уверены, что ребенку безопасно оставаться в садике. Если родитель сам сомневается и боится, малыш это чувствует и паникует.
Если плач ребенка мешает другим детям, уведите его в уединенное место. Скажите, что вы можете побыть с ним и обнять его, если он хочет.
Конечно, бывают случаи, когда плакать по цепочке начинает половина группы и тогда воспитателя на всех не хватит. «Титаник» начинает тонуть. Были ли у вас такие сложные случаи в практике? Как вы справлялись в таких ситуациях? Поделитесь своим опытом в комментариях, возможно, завтра это спасет кого-то из ваших коллег:)
Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!
Адаптация к детскому саду: как пережить капризы и плохое поведение ребенка
Как говорить с ребенком о детском саде. Режим посещения детского сада
Екатерина Бурмистрова детский и семейный психолог, психотерапевт, мама 11 детей, автор книг, проводит вебинары для родителей
Если ваш ребенок этой осенью идет в детский сад, вы, вероятно, уже изменили режим его жизни, приблизив его к режиму сада, много разговариваете о садике. Сегодня мы поговорим о том, как родителям пережить период адаптации ребенка в детском саду и к какому поведению малыша себя готовить.
Капризы и плохое поведение ребенка, который пошел в детский сад
Все дети, начиная ходить в детский сад, первые месяц-два чувствуют себя не в своей тарелке. Родителям стоит настроиться на то, что в период адаптации малыш будет сам на себя не похож. Многие дети очень хорошо ведут себя в детском саду, у воспитателей к ним нет никаких претензий. Но придя домой, «золотой» ребенок становится неуправляемым, не делая тех вещей, с которыми раньше он отлично справлялся. Такое поведение вполне объяснимо: в саду ваше чадо выкладывается, показывая лучшие свои достижения, а маме достается самое плохое поведение.
Мы уже говорили о временном регрессе, когда ребенок из-за перегрузки нервной системы начинает вести себя как беспомощный младенец. Нервозность, плач, крики, отказ от самостоятельного выполнения простейших действий, своеволие очень раздражают взрослых и вызывают у них желание отшлепать его.
Провокационное поведение малыша выносить сложно. Однако помните, что капризы — это прежде всего просьба о любви и повышенном внимании со стороны мамы. Просто выражена она таким образом, что материнская реакция может быть прямо противоположной.
В подобных ситуациях часто начинает работать модель негативного взаимодействия матери и ребенка: плохое поведение — наказание — еще более плохое поведение — более сильное наказание и т.д. Старайтесь не попасться в этот замкнутый круг. Дайте малышу как можно больше любви, выраженной в вашем присутствии, в тактильном контакте, в ласковых словах, играх по возрасту. Не отдаляйтесь от ребенка, который стал «колючим».
Когда нынешние родители начинали ходить в садик, жизнь была устроена весьма жестко. Маме настолько необходимо было выйти на работу через полтора-два года и приходить к точно назначенному часу, что у нее часто не хватало сил вынести ребячьи причуды. Дети без слов это понимали и просто не смели сопротивляться.
Современные малыши растут в более комфортной обстановке, когда у многих мам есть возможность повременить с выходом на работу. Поэтому дети противятся родительскому давлению. А взрослые сердятся, потому что у них вызывают гнев те ситуации, в которых ребенок требует заботы и внимания столько, сколько они никогда не получали в своем детстве.
Не стоит идти у ребенка на поводу. Задача родителя — понимать и принимать детские чувства, но при этом устойчиво гнуть свою линию, помогая малышу преодолеть период адаптации и справиться с первой непростой жизненной ситуацией.
Как говорить с ребенком о детском саде
В детский сад хотят почти все дети до тех пор, пока несколько раз там не побывают. Дело в том, что у большинства малышей формируются совершенно нереалистичные ожидания от сада. Им представляется, что это сказочный домик, населенный симпатичными детишками, которые целыми днями играют и едят всякие вкусности.
Тот факт, что мамы там нет, заранее как-то не воспринимается отчасти потому, что у многих не было такого опыта — долго находиться без мамы. Поэтому, заговаривая о садике, говорите ребенку правду и только правду — может быть, не всю, но без искажений.
Ребенок заранее должен знать, что в сад ходят большие дети. Он вырос, он большой, поэтому пойдет в детский сад. Ни в коем случае нельзя пугать детским садом как местом, куда ссылают нехороших малышей. Наоборот, говорите, что те дети, которые плачут, когда их приводят в детский сад, просто еще маленькие.
Вы можете спросить у ребенка, большой он или маленький. Он наверняка ответит, что большой. А большие и ведут себя как большие. По крайней мере стараются. Только не надо брать с него обещаний, что он будет паинькой. Помните: дети часто не хозяева своего поведения, они находятся во власти сильных чувств и эмоций.
Адаптация к детскому саду и новый режим дома
Считается, что для завершения периода адаптации необходимо полтора-два месяца непрерывного хождения в садик. Если ребенок заболел и в сад не ходит, нужно заново начинать отсчет, предварительно разделив то время, которое малыш отходил до болезни, как минимум на два.
Если ребенок не будет ходить в сад непрерывно, то не сможет наладить общение с другими детьми, которые ходят туда постоянно. Учтите, что ребята детсадовского возраста не любят тех, кто сильно выбивается из коллектива. Для дошкольников крайне важен устойчивый распорядок дня, поэтому непрерывное хождение в сад и строго определенное время, когда малыша забирают домой, — это факторы, которые помогут спокойнее перенести период адаптации.
Резкое сокращение времени, проводимого вместе с мамой, мешает ребенку привыкнуть к садику. Если вы не стараетесь находить время на общение с вашим повзрослевшим малышом, то ему намного труднее будет приспособиться. Многие хорошие сады рано закрываются, но не для того, чтобы осложнить жизнь родителям. Просто организаторы этих садов считают, что ребенку очень важно проводить дома не один-два часа перед сном, а гораздо больше.
Оптимальный режим для малыша, который первый год ходит в сад, — это уход домой сразу после полдника. А дома его жизнь должна максимально напоминать досадовский период. Полностью сохранить досадовскую обстановку невозможно, однако очень важно, чтобы в первый год хождения в сад не было вечеров, нагруженных еще и занятиями.
В наше время родители часто так поступают. Ребенок соскучился по дому, пока он был в саду, а его куда-то еще тащат. Возможность сохранить досадовскую обстановку— это дать вечер провести дома и после сада вернуться как будто в прошлый год: спокойно гулять, спокойно прийти домой, никуда не бежать, не грузить никакими развивающими вещами, никакими танцами. Вечер должен быть спокоен и посвящен играм.
Учитывая все факторы адаптации, о которых говорилось выше, становится понятно, что работа full-time — не лучший режим для мамы ребенка, который недавно пошел в сад. Лучше отложить выход на работу, предполагающую полную занятость, на полгода-год. Тогда у вас останутся силы, чтобы помочь малышу справиться со всеми сложностями.