Ребенок боится детей в садике что делать
Ребенок боится детей в садике, что делать?
Каждый ребенок индивидуален. Одни любят шумные и веселые компании, другие же предпочитают сидеть в тихом уголке и играть. Довольно часто родители приходят к врачу с проблемой: ребенок боится детей. Особенно часто такая ситуация возникает в детском саду. О методах коррекции данной проблемы и пойдет речь далее. Вы узнаете, что нужно делать, когда ребенок боится детей в садике. Также стоит сказать о возможных причинах такой проблемы.
Почему ребенок боится детей?
Причиной такой ситуации может быть что угодно. Подумайте, может, вашего малыша кто-то обидел? Это необязательно должно произойти в саду. Быть может, у крохи забрали игрушку на детской площадке или толкнули. Это могли быть не только ровесники, но и более старшие детки.
Также часто ребенок боится чужих детей. Это возникает по той причине, что малыш растет один. В возрасте 2-3 лет он чувствует себя центром вселенной. Все должно крутиться вокруг него. Малыш еще не понимает и не принимает посторонних детей как самостоятельных личностей. Ребенок думает, что все должны заботиться о нем.
Иногда ребенок боится других детей из-за различных патологий нервной системы. Однако в этом случае присоединяются дополнительные симптомы проблемы.
Как бороться с проблемой?
Что делать, если ребенок боится детей в детском саду? Способов решить эту проблему несколько. На каждого малыша может подействовать определенный метод. Тогда как другому ребенку он категорически не подойдет. Итак, выясним, что нужно делать, когда ребенок боится детей в садике.
Поговорите с малышом
Начните дружелюбную беседу. Попробуйте наводящими вопросами выяснить, почему ребенок боится других детишек. Никогда не спрашивайте в лоб, кто обидел кроху. Возможно, ребенок не пойдет на контакт и не захочет с вами всем делиться.
Расспросите, чем малыш занимается в садике и что ему больше там нравится. После этого мягко подведите к тому, чем ребенок недоволен. Спросите, что бы он хотел изменить. Возможно, кроха пожелает поменять воспитательницу или не сидеть за одним столом с Машей (Мишей, Сашей). Исполнив прихоть ребенка, вы исправите ситуацию, и он больше не будет бояться ходить в детский сад.
Защищайте ребенка
Пока ваш малыш еще очень мал, ему нужна надежная защита родителей. Не пускайте на самотек все, что происходит между малышами на детской площадке. Будьте справедливы. Если у ребенка кто-то забрал игрушку или обидел его, то вступитесь за кроху. Не нужно наказывать обидчика. Просто поинтересуйтесь, а спросил ли он мнение вашего ребенка, когда отбирал игрушку. Скажите, что эта вещь принадлежит именно вашему малышу и попросите вернуть ее обратно.
Почувствовав вашу опеку и защиту, ребенок будет чувствовать себя увереннее и перестанет всего опасаться. Аналогичным образом попросите поступать и воспитателей в детском саду. Восстановите справедливость.
Предоставьте ребенку компанию
Если в вашей семье живет маленькое количество человек, то малыш может бояться детей из-за того, что просто не привык к их обществу. В этом случае стоит подготовить его к садику. Предоставьте ему компанию. Если у вас есть друзья с детками, то старайтесь чаще с ними видеться. Когда же таких знакомых нет, посещайте людные места. Ходите с ребенком на выставки, детские площадки и парк. Пусть ребенок постепенно учится общаться со своими сверстниками и более старшими ребятишками.
Расскажите, как вы любите ребенка
Часто ребенок боится детей младшего возраста, когда у него есть брат или сестра. В этом случае кроха видит ваше отношение к младенцу и считает, что вы его любите больше. Именно поэтому малыш старается не общаться с малышами и своими сверстниками. Решить эту проблему довольно просто.
Расскажите крохе, как он вам дорог и насколько сильно вы его любите. Хвалите малыша чаще и уделяйте ему время. Попробуйте провести весь день вместе с ребенком, оставив младшего папе или бабушкам. Пусть ребенок почувствует, что он для вас не менее дорог, чем его братик или сестричка.
Расскажите, что ходить в садик – это очень весело
Поговорите со своим малышом и расскажите ему, что детский сад – это лучшее, что может быть в его жизни. Возможно, у вас есть увлекательная история о том, как вы посещали это детское учреждение. Расскажите крохе, что придет время, и нужно будет прощаться с садиком.
Также стоит объяснить ребенку, что вы сейчас тоже с удовольствием пошли бы в детский сад. Однако из-за своего возраста и обязанностей, к сожалению, не можете сделать этого. Пусть ребенок почувствует себя счастливчиком.
Обратитесь к воспитателю
Если ребенок боится деток в садике и не хочет вам рассказывать причину этого, то есть смысл поговорить с воспитателем. У педагога вы можете напрямую спросить о причинах возникшей проблемы. Быть может, что все не так серьезно, как вам кажется.
Посетите врача
Если ваш ребенок боится людей, то, возможно, есть смысл обратиться к медику. Также этим способом стоит воспользоваться тогда, когда ваши силы не помогли решить возникшую проблему.
Для начала посетите педиатра. Расскажите врачу о ваших проблемах и страхах крохи. Специалист здраво оценит ситуацию и назначит вам определенное обследование. Возможно, врач порекомендует посетить невролога или психолога. Эти врачи имеют определенные навыки общения с детками. Врачу не составит труда наводящими вопросами или в ходе игры выяснить, что же именно стало причиной страха. После этого медик может назначить соответствующую коррекцию. Большинству деток достаточно нескольких сеансов, чтобы побороть свои страхи. В остальных же случаях врач назначает определенные препараты, которые помогают справиться со стрессом.
Альтернативный способ
Если ваш ребенок боится детей в саду, но нормально контактирует с ребятишками во дворе, то есть смысл подумать о смене образовательного учреждения. Помните, что никогда нельзя ругать малыша и игнорировать его страхи.
Если у вас есть такая возможность, то смените детский сад и посмотрите, как малыш будет вести себя в другом месте. Если ситуация исправится, и ребенок перестанет бояться, то можете считать, что вы смогли побороть эту проблему.
Стоит отметить, что в некоторых случаях капризы являются банальной прихотью малыша. При этом не стоит идти на поводу у ребенка.
Заключение
Здоровье малыша, в том числе и психологическое, является очень важным пунктом в воспитании и развитии. Всегда обращайте внимание на состояние ребенка. Не игнорируйте возникающие проблемы. В противном случае патология может приобрести более серьезные формы и осложнения.
Воспитывайте детишек правильно! Успехов вам!
Почему моему ребёнку сложно общаться с другими детьми?
В похожей статье, которая называлась «У моего ребёнка нет друзей», мы говорили в целом о причинах малообщительности ребёнка дошкольного возраста. В этой же статье мы сделаем акцент на психологических аспектах этой проблемы и прежде всего поговорим о младшем школьном возрасте, когда ребёнок попадает в новые обстоятельства и вынужден учиться находить общий язык с незнакомыми ранее детьми.
Итак, какая же психологическая проблема может скрываться за неумением школьника наладить контакт со сверстниками?
1. Неуверенность в себе
Неуверенный в себе ребёнок считает, что он не достаточно хорош для своих сверстников. Он ощущает инаковость и напряжение, даже если со стороны других детей нет никаких признаков враждебного отношения. Любые же проявления недоброжелательности он приписывает на свой счёт, считая, что проблема в его непохожести и даже, возможно, ущербности. Именно поэтому ребёнок может сторониться сверстников: из страха показаться смешным или глупым, встретить насмешки или оскорбления. Эта внутренняя установка требует серьёзной психологической работы, поскольку во взрослом возрасте она может перерасти в различные фобии и связанные с ними проблемы социализации.
2. Неумение/нежелание учитывать других
Этот случай мы достаточно подробно разобрали в предыдущей статье. Ребёнка растят как принца или принцессу, и он начинает воспринимать мир в несколько искажённом свете, считая, что все вокруг ему должны, и мир вращается вокруг него одного. Часто это проявляется не только в семье, но и в компании друзей. Такой ребёнок считает, что он один может играть хорошими игрушками, что его первого должны покатать на качелях и т.д. Ему сложно делиться, учитывать чувства других, сопереживать и уступать. Отсюда сложности с построением коммуникаций: кто захочет дружить с таким единоличником?
3. Позиция «я лучше других»
Она же – «я здесь главный». Позиция, схожая с предыдущей, и всё-таки о ней следует сказать отдельно. Если ребёнок проявляет лидерские качества и делает это с удовольствием – это здорово. Этот ребёнок будет жить активно, интересно и предоставит не один повод для родительской гордости. Плохо, если он себя ставит выше других. Это может выражаться как в открытых попытках навязывать свои правила, так и в том, что такой ребенок будет «учить жить», вмешиваться в ссоры и споры, не касающиеся его напрямую, как бы выступая в роли судьи. Часто такие дети пытаются командовать даже в семье, считая себя умнее родителей и более старшего поколения. Внутренняя установка «они все придурки (неграмотные, невежды и пр.)» будет мешать ребёнку в установлении приятельских, дружеских отношений.
4. Чрезмерные и непоследовательные эмоциональные реакции
Если ребёнок чуть что, сразу начинает кричать, раздражаться или заливаться слезами, это оттолкнёт от него сверстников, потому что легче и приятнее дружить с весёлыми и задорными ребятами. Часто плачущий ребёнок непонятен и неприятен сверстникам. Они не знают, как реагировать на эти его проявления, а в конце концов, он просто начинает их раздражать.
Другая крайность – когда ребёнок настолько ласковый и добрый, что любит со всеми обниматься или как-то ещё выражать полноту своих чувств. Как ни странно, это тоже может стать причиной проблем с построением коммуникации. Важно объяснить ему, что не все любят близкий физический контакт, и не всегда у человека есть настроение и желание общаться. Оптимально, чтобы ребёнок мог видеть и правильно оценивать отношение к себе других и исходя из этого понимания строить коммуникацию и проявлять себя. Тогда он будет с осторожностью подходить к угрюмому однокласснику с вопросом и активно идти на контакт с теми ребатями, которые всегда охотно принимают его в свой круг. Ещё одна эмоциональная реакция, которая может оттолкнуть от ребёнка потенциальных друзей – агрессия. Но об этом – в следующем пункте.
5. Вербальная и физическая агрессия
Встречая агрессивного человека в магазине или метро, мы инстинктивно стараемся держаться от него подальше. Он вызывает неприятные чувства, и вряд ли кому-то придёт в голову с ним знакомиться. Аналогичная ситуация складывается и вокруг агрессивного ребёнка, который обзывается, кидается игрушками, толкается, дерётся и т.д. Здесь очень важно выявить истинные причины враждебности и научить его по-другому реагировать на раздражители. Такое поведение требует обязательной коррекции, причём психолог и родители должны действовать сообща. Часто причины агрессии кроются в семейной модели поведения, внутренних комплексах и переживаниях, с которыми нужно разбираться сейчас, пока ребёнок ещё не перешёл в подростковый возраст.
6. Замкнутость и неумение за себя постоять
Проблема, обратная враждебному отношению к другим. Тихие и безобидные дети часто становятся объектами насмешек или агрессии со стороны сверстников. Они не могут ответить на злую шутку, правильно среагировать на проявление физического или вербального нападения. Обычно замкнутый ребёнок предпочитает перетерпеть, смолчать, сделать вид, что не заметил, или просто убежать. Конечно же, такое поведение только подстёгивает тех, кто привык самоутверждаться за счёт других, кто надеется заслужить всеобщее уважение, обижая слабых. Вот почему очень важно научить ребёнка защищать себя, внушить ему правильные и действенные механизмы самозащиты, чтобы он не стал объектом издевательств в школе.
Таковы шесть основных причин ситуации, когда ребёнку сложно общаться с другими детьми, или его не принимают в компанию. Чем и как психолог может помочь в таких случаях? Об этом – далее.
Психологическая работа: от установления причины до изменения паттернов поведения
Как было показано выше, проблемы с общением могут развиться как у подвижных, нетерпеливых, легко возбудимых детей, так и у их медлительных, слишком тихих и спокойных ребят. Причиной малообщительности могут быть как эгоистические, авторитарные проявления, так и отсутствие опыта совместной игры, другие личностные особенности, которые у старших дошкольников и младших школьников уже развиты в полной мере. Если проблема остаётся и спустя время, ребёнок плохо адаптировался в новом коллективе и не завёл друзей, необходимо обратиться к детскому психологу.
Психологическая работа заключается не просто в выявлении причин того или иного поведения, но и в изменении паттернов – устойчивых схем поведения, шаблонов, которых ребёнок придерживается при общении со сверстниками.
Пример из практики детского психолога:
«У 7-летнего Кирилла была серьёзная проблема: его обижали в школе. Он с неохотой посещал уроки, старался всеми правдами и неправдами остаться дома, чем и насторожил родителей. Выяснилось, что его обижает один мальчик, а остальные, как правило, его поддерживают, поскольку не хотят портить отношения с неформальным лидером. Я поговорила с Кириллом, и выяснилась следующая модель поведения: агрессия со стороны – смущение и страх из-за неуверенности в себе – уход в себя – молчаливое выслушивание оскорблений – отступление. Ни разу он не попробовал противостоять давлению хулигана, боясь тем самым разозлить его. Мы сформировали и отработали новую модель поведения, буквально отрепетировали все возможные варианты провокаций и достойных ответов на них. Кириллу было нелегко преодолеть свои страхи, но он справился.
Важную роль сыграла поддержка взрослых, они выказали готовность в любой момент прийти в школу, поговорить с учителем и ребятами. Готовность мамы и папы защитить, встать на его сторону для Кирилла были решающими. Ведь одним из его главных страхов было получить неодобрение значимых взрослых, что послужило почвой для формирования позиции сдерживания любых проявлений злости, даже той, которая порой необходима для самозащиты. Почувствовав силу, хулиган перестал его притеснять, а среди сверстников Кирилл стал пользоваться большим авторитетом».
Таким образом, любая проблема с общением у ребёнка требует серьёзной проработки. Не стоит думать, что со временем он подрастёт и сам её как-нибудь решит. Бывали случаи, когда ребёнок за все 11 лет учёбы в школе так и не завёл ни одного друга, потому что стал объектом насмешек ещё в начальной школе. Даже если он изменился, его привыкли считать тем самым нюней или задавакой, каким он прослыл когда-то.
У агрессивных детей тоже не всё гладко. Как правило, они находят себе приятелей, которые льнут к «авторитету» главного обидчика. Но сверстники таких не любят, и о настоящей дружбе здесь не может быть и речи. Такого ребёнка терпят только лишь из соображений собственной безопасности.
Если вы заметили, что вашему ребёнку сложно сориентироваться в мире людей, если он слишком любит одиночество, сторонится общения или его не принимают в компанию, обратитесь к психологу, чтобы решить эту проблему на корню, пока она не дала ростков в виде затаённой злобы, обиды и других внутренних переживаний, которые точно не поспособствуют счастью и полноценному развитию вашего чада.
Наша группа ВКонтакте
Наша группа в Facebook
Fidem в Instagram
Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда
Страх и ненависть к детскому саду: как помочь ребенку адаптироваться, а маме успокоиться
Многие родители, «разогретые» информацией о том, как трудно бывает детям в садике, заранее начинают переживать и боятся любых сложностей во время адаптации. Больше всех волнуются мамы, но если самым близким человеком для малыша является папа, бабушка, дедушка или старшая сестра, их пережи вания идентичны. Они испытывают чувство вины, когда ребенок плохо спит или писается ночью, и начинают сомневаться в своем решении ходить в садик. Ребенок, сильно привязанный к родителю, заражается его тревогой и начинает переживать ещк больше.
Но бывает и по-другому: эмоциональную связь с ребенком можно использовать во благо. Не перекладывать ответственность за свое душевное состояние на ребенка, не требовать от него положительных эмоций, а принимать любые его реакции и помогать проживать стресс. Мама должна быть ведущей, а не ведомой — нужно транслировать уверенность в своих решениях, тогда спокойствие передастся ребенку.
Определенные этапы адаптации потребуют усилий, но пройдут гораздо легче, если рядом с ребенком будут умиротворенные и наполненные энергией родители.
5 советов, которые помогут родителям морально подготовиться к детском саду
Определить, зачем идти в детский сад
Сепарация — двусторонний процесс: мама отпускает, а ребенок отделяется. Когда ребенок уходит в детский сад, у мамы появляется свободное время — нужно понять, как его использовать. Часто во время декрета жизнь женщины сокращается до роли мамы и хозяйки, а спорт, любимая работа и хобби уходят на задний план. Спросите себя, какие возможности перед вами открывает детский сад? Пару часов, которые ребенок проводит с воспитателями в саду, можно посвятить чему-то важному именно для вас, а не уборке и готовке.
Не требовать от себя быстрых результатов и достижений
Многие мамы не дают себе права на отдых. Отправить ребенка в сад и лечь смотреть сериал кажется чем-то недопустимым и стыдным. Ведь за пять-шесть часов можно сделать столько всего, если быть продуктивной! На самом деле позволить себе ничего не делать не только можно, но даже необходимо: хотя декрет по смешному стечению обстоятельств называют отпуском, это время полноценной, иногда чрезмерной нагрузки. Если есть возможность восстановиться и мягко вернуться в работу, разрешите это себе. Высыпайтесь, ешьте что-нибудь вкусное, смотрите фильмы, ходите на массаж — вы жертвовали простыми радостями не один год и заслужили отдых.
Не давать волю негативным фантазиям
Раньше ребенок всегда находился перед глазами и контролировать ситуацию было легко. Теперь вместо контроля появляется неизвестность, а вместе с ней — тревожность. Вдруг малыш расстроится и будет плакать? Вдруг ему плохо и он хочет домой? Мысли цепляются одна за другую, воображение рисует страшную картину страдающего ребенка — в этом случае сад будет не облегчением, а пыткой. Важно не позволять тревоге захватывать ваше внимание и возвращать мысли в безопасное русло. Успокаивайте себя логичными доводами: если бы что-то произошло, вам бы обязательно позвонили. Прийти в себя помогут дыхательные практики или медитации, кардионагрузки или душ.
Понаблюдать за поведением ребенка и уделять ему больше внимания после сада
Важно внимательно относиться к тому, как ребенок ведет себя в садике. Если он плачет, но быстро успокаивается, спокойно общается с другими детьми и воспитателями, ест вместе со всеми и спит во время тихого часа — адаптация проходит успешно. Можно спросить разрешения заглянуть в группу и понаблюдать за поведением ребёнка, пока он вас не видит. При родителях дети ведут себя по-другому — они могут веселиться и играть, но удариться в слезы при виде мамы или папы. Это нормально: в садике дети учатся контролировать свои эмоции, и к вечеру накапливается напряжение — нужно позволять им снять стресс, покричать и поплакать, если это необходимо. Плохое поведение дома — не признак плохой адаптации, а всего лишь сигнал, что ребенку требуется больше внимания и поддержки. Будьте терпеливы, относитесь к эмоциям ребенка с пониманием, и уже через несколько месяцев все стабилизируется.
Выделить несколько часов, которые вы полностью посвящаете ребенку
Хорошо, если вы придумаете специальное название для этой «встречи» — например, «наше время» или «семейные игры». Можно выделить несколько отрезков времени или проводить вместе два-три часа подряд. Обсуждайте планы с ребенком, предлагайте идеи совместных занятий и прислушивайтесь к его пожеланиям. Эти часы важны для всех: ребенок знает, что есть время, когда мама принадлежит только ему, и чувствует себя спокойно. Для мамы это профилактика чувства вины: она отдаёт ребёнка в чужие руки каждый день, но выделяет несколько часов для качественного общения с ним. Это работает, если вы вовлечены в процесс: ситуация, когда мама готовит ужин, а ребенок играет рядом, не считается.
Для родителей подготовка не менее важна, чем для ребенка. Если правильно настроиться и терпеливо относиться к проявлению любых эмоций, малышу будет проще адаптироваться. 1 сентября издательство «Альпина Дети» запускает спецпроект о том, как помочь ребенку привыкнуть к новому расписанию, а маме — перестать нервничать. В рамках проекта психотерапевтка Алина Шур разберет 12 самых болезненных тем для всех мам, которые отправляют малышей в детский сад, и ответит на вопросы участников.
5 действий, которые помогут ребенку адаптироваться в детском саду
Формируйте адекватные ожидания
Часто родители рекламируют детский сад, чтобы заинтересовать ребенка. Это может привести к обратному эффекту: родители говорят, что в саду будет много друзей и добрая воспитательница, все постоянно играют и веселятся — но в первые дни все оказывается не так. Вместо друзей в группе незнакомые дети: кто-то плачет, кто-то дерется. Воспитательница не успевает уделить внимание всем детям, может раздражаться и даже наказать за шалости. Если ожидания будут расходиться с реальностью, ребенок поймет, что его обманули, и больше не захочет ходить в сад. Рассказывать о садике лучше правдоподобно: объясните, что сначала нужно со всеми познакомиться, а друзья появятся со временем, и не возлагайте чрезмерных надежд на воспитательницу. Пугать ребенка не стоит, но и рассказывать сказочные истории опасно — малышу будет проще справиться с трудностями, если он будет к ним готов.
Познакомьтесь с детским садом заранее и входите в режим постепенно
Если есть возможность прийти в сад не 1 сентября, а в конце лета — воспользуйтесь этим. Покажите ребенку, где он будет гулять, в какой шкафчик складывать вещи, познакомьте его с воспитательницей. Лучше всего сначала оставлять малыша на несколько часов или полдня и постепенно увеличивать время, проводимое им в садике. Если он сразу захочет остаться на целый день, будьте осторожны — ребенок может не рассчитать свои силы, расстроиться и потерять желание ходить в группу.
Установите четкий режим и давайте с собой якорную вещь
В период перемен ребенку поможет понятный четкий график: вставайте утром в одно и то же время, соблюдайте утренний ритуал, если он есть, забирайте малыша в определенное время. Объясните ребенку, как выглядит день в саду и чем там занимаются. Акцентируйте внимание на том, в какое время вы его заберете. Помните, что дети доверяют вашим обещаниям: если вы решили оставить его на дневной сон, хотя обещали забрать после прогулки, он расстроится, как бы весело ни проводил время. Предсказуемость и постоянство действий создают для ребенка ощущение безопасности. Можно дать ребенку с собой любимую игрушку, рисунок, платок или любую вещь, которая напоминает о доме.
Принимайте эмоции ребенка и сохраняйте спокойствие
Самое важное для ребенка — спокойная и уверенная мама, которая создает ощущение стабильности. Приготовьтесь к сложностям, которые могут возникнуть в период адаптации — истерикам, агрессии, недержанию, чтобы реагировать на них адекватно и поддерживать малыша. Если в изменившемся для него мире останется самая важная единица — мама, адаптация пройдет легче и быстрее. Не впечатляйтесь тем, что рассказывают воспитатели, наблюдайте за ребёнком самостоятельно и проговаривайте с ним его эмоции.
Играйте в детский сад
Основная деятельность детей дошкольного возраста — игры. В отличие от взрослых, они не могут заниматься саморефлексией, чтобы проанализировать свои чувства, но могут выдать их через игру. Если вы хотите подготовить ребёнка к детскому саду или вам интересно, как он воспринимает эти занятия, предложите поиграть «в садик». Приготовьте игрушки, распределите роли, узнайте у ребенка, как себя ведет тот или иной персонаж. Игра хорошо покажет эмоции и чувства ребёнка по поводу детского сада. Не воспринимайте игру как дачу показаний: если игрушечная воспитательница пару раз крикнула, это не значит, что настоящая делает так всё время. Терапевтическая игра — это инструмент для выражения и проработки переживаний, который поможет малышу привыкнуть к новым обстоятельствам.