Ребенок начал кусаться что делать

Кризис 7 года жизни

Содержание

Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.

Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.

Суть и особенности

Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.

Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.

В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:

Причины

Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:

Симптомы кризиса 7 лет у ребенка

В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:

Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.

Продолжительность

Кризис не начинается ровно тогда, когда малышу исполняется семь лет. Нельзя приписывать его начало и первому дню учебы в школе. На самом деле все гораздо сложнее.

Подготовка к школе начинается заранее, и уже к концу детского сада занятия становятся сложнее, а воспитатели – требовательнее. Ребенок ощущает изменения и нарастающее давление, поэтому первые психические предпосылки могут возникать в возрасте пяти-шести лет. Однако есть и другая категория деток, которые начинают осознавать тяжесть новой ноши уже после того, как начинается учеба в школе.

Каждый приходит к кризисному состоянию тогда, когда психика дает адекватный ответ на навалившиеся сложности. Симптомы формируются медленно, и справляется ребенок с новой ответственностью также постепенно. Психологи утверждают, что этот возрастной кризис длится около 6-9 месяцев. Но продолжительность переходного этапа во взрослении зависит от индивидуальных особенностей малыша.

Как справляться: советы родителям от психологов

Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя. Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.

Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:

Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:

Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.

Последствия

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

Важно помнить, что кризисное состояние – это закономерность, которая открывает новые перспективы роста и развития. Главная задача взрослых – помочь ребенку справиться со сложной ситуацией, проявить чуткость, терпение и внимание. Только так новоиспеченный школьник сможет преодолеть все сложности и совершить важный скачок психического роста.

Источник

Консультация для родителей «Почему дети кусаются и как реагировать на такое поведение»

Ребенок начал кусаться что делать. Смотреть фото Ребенок начал кусаться что делать. Смотреть картинку Ребенок начал кусаться что делать. Картинка про Ребенок начал кусаться что делать. Фото Ребенок начал кусаться что делать Елена Мягкова
Консультация для родителей «Почему дети кусаются и как реагировать на такое поведение»

Многие дети в возрасте 2-3 лет проходят «кусачий» период, когда они либо сами кусают других деток в садике, либо становятся жертвами другого «кусаки». Почему дети кусаются, и как должны родители и воспитатели относится к этому, прямо скажем, больному вопросу?

Говорить о возможном наличии психиатрического диагноза можно, только если ребенок продолжает кусаться в 4 года, 5 лет, в 6-7 летнем возрасте. В этом случае необходима консультация врача-психоневролога.

Одним из факторов может стать низкая сензитивность, то есть чувствительность к прикосновению. Дети с низкой сензитивностью отличаются низкой восприимчивостью к болевым воздействиям и не совсем понимают, что их прикосновения могут причинить другому ребенку сильную боль.

Кроме того, дети, которые кусают окружающих, могут страдать от сложной психологической ситуации дома (рождение младшего ребенка, ссоры между родителями).

В заключение нужно сказать, что некоторые малыши не кусаются никогда. Они находят иные пути проявить внутреннее напряжение. Те же, кто кусается много и часто, сами порой страдают от собственного поведения, потому что окружающие обычно реагируют на это очень резко.

Впечатлительным детям будет не очень приятно, если в момент укуса мы громко вскрикните. Добейтесь, чтобы они потом сами же пожалели вас, потому что вам больно. Не стесняйтесь описывать малышу свои неприятные ощущения, связанные с укусом или щипком.

Утешьте пострадавшего, проявите к нему сочувствие на глазах укусившего его ребенка. Таким образом, ребенку подается пример того, как нужно выражать сочувствие. Дайте возможность ребенку загладить свою вину, предложите ему наложить пластырь на место укуса, извиниться, нарисовать рисунок и подарить пострадавшему.

Чтобы ребёнок перестал кусаться ему потребуется ваша помощь. Для принятия правильного решения, что делать, если ребенок кусается, необходимо, прежде всего, выявить причину. Выявив причину и определив, почему ребенок кусается, нужно немедленно приступать к принятию мер по ее устранению кусания, для того, чтобы подобное агрессивное поведение не закрепилось и не вошло в привычку у ребенка.

Консультация для родителей дошкольников «Почему дети ругаются?» Дети копируют манеры, поведение, привычки, интонации родителей; поэтому задача последних — обратить внимание на свое поведение: как общаться.

Консультация для родителей ДОУ «Почему дети ведут себя плохо» «Я уделяю своим детям много внимания и очень их люблю, так почему же они по-прежнему плохо ведут себя?» К несчастью, мы привыкли делить.

Консультация для родителей «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать в раннем возрасте?» Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие.

Консультация для родителей «Сколько раз повторять? Почему дети нас не слышат?» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «СКОЛЬКО РАЗ ПОВТОРЯТЬ? ПОЧЕМУ ДЕТИ НАС НЕ СЛЫШАТ?» ОШИБКА 1. ОТСУТСТВИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО КОНТАКТА. Малышам.

Консультация для родителей «Почему дети любят сладкое» Дети, как известно, очень любят сладости. Обещанная мамой конфета способна остановить детский каприз или заставить ребенка выполнить важное.

Консультация для родителей «Почему нас не слышат дети?» «Я ему 10 раз уже сказала – а он «ноль» реакций! Ты вообще меня слышишь?» Порой, родителей может довести до бешенства ситуации, когда ребенок.

Консультация для родителей «Зачем и почему дети рисуют?» в старшей группе Зачем и почему дети рисуют? «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Почему плачут дети?» Очень часто ко мне обращаются родители с вопросом: «Почему мой ребёнок постоянно плачет?» Отвечаю: Причин много, начиная от свойств темперамента.

Консультация для родителей «Почему дети плачут?» Почему дети плачут? Это такой способ общения с миром, способ привлечения внимания, поиск обратной связи. Так младенец «ничего не умея» заявляет.

Источник

Уполномоченный по правам ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

В этом случае гораздо важнее выяснить, почему это действие возникло и закрепилось. Нужно внимательно понаблюдать за ребенком, его окружением и эмоциональным состоянием и постараться определить причины.
Причины возникновения привычек

Большинство негативных привычек детей возникают не сразу, а поэтапно. Сначала они являются нормальным поведением раннего возраста, когда еще не до конца сформированы те или иные структуры нервной системы. Эти действия, по сути, пока не являются привычками в полном смысле слова и могут постепенно пройти сами, если развитие ребенка идет гармонично. Например, сосание пальца или других предметов обусловлено сосательным рефлексом, который в норме формируется еще до рождения и пропадает после четырех лет.

Также существуют объективные факторы окружающей среды. Так, ковыряние в носу может быть вызвано сухостью слизистой оболочки носа из-за постоянной низкой влажности воздуха в помещении.

Еще один фактор – подражание поведению родителей: то, как ведут себя родители, является для детей нормой. Поэтому, хотят этого родители или нет, если у них самих есть какие-либо вредные привычки, ребенок, скорее всего, будет их повторять.

Если какое-то действие начинает ассоциироваться у ребенка с положительным эмоциональным состоянием или уменьшением отрицательных эмоций, то оно начнет повторяться и постепенно станет привычкой. Когда положительные эмоции ассоциируются у ребенка только с этим действием и ничто другое не ослабевает тревожности и не доставляет ему радости, привычка становится невротической. То есть ребенок начинает совершать эти действия подсознательно, автоматически, чтобы испытать положительные эмоции или войти в комфортное состояние.

Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:

Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.

Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.

Авторитарные, жесткие методы воспитания или, наоборот, игнорирование ребенка.

Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.

Все эти явления вызывают сильное внутреннее напряжение, с которым ребенок не может справиться самостоятельно. Если в этот момент родители не принимают эмоции ребенка, осуждают за злость, страх, обиду или печаль («Мальчики не плачут», «Девочки себя так не ведут», «Прекрати реветь», «На обиженных воду возят»), то у ребенка возникает подсознательный запрет на выражение негативных чувств. Поскольку любые чувства возникают естественным образом, человек с таким запретом ощущает тяжелый внутренний конфликт: с одной стороны, он никуда не может деться от отрицательных эмоций, с другой – винит себя за их возникновение. Как итог – сильное психоэмоциональное напряжение, которое и выливается в привычку грызть себя – в прямом и переносном смысле. И только снизив это напряжение, можно снять уже устоявшуюся потребность грызть ногти, губы или сосать палец.

Крайними проявлениями негативных привычек становятся неврозы навязчивых состояний. Это создание каких-либо постоянно повторяющихся ритуалов: частое мытье рук, похлопывание, постукивание. Только повторение этих ритуалов дает ребенку чувство безопасности и комфорта. Эти действия уже нельзя назвать просто вредной привычкой – они очень устойчивы и могут возникать из-за психических или органических нарушений работы нервной системы. Поэтому, чтобы с ними справиться, необходима консультация врача.
Что делать родителям

Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет. Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия.

Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него. Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери. Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность

По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений. Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.

Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.

Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри. Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций. При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право. Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.

Улучшайте семейные отношения, создавайте дома атмосферу тепла и психологической безопасности. Если замечаете, что в вашей семье стало много конфликтов, попробуйте разобраться, в чем их причина, что вы сами чувствуете, и что лично вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию. Это не только поможет вам справиться с негативной привычкой ребенка, но и принесет много других позитивных изменений в вашу жизнь.
Если долгое время не удается самостоятельно справиться с вредной привычкой ребенка, вы можете прийти на очную консультацию к психологу.

В любом случае следует проявлять особое внимание к состоянию ребенка и его внутреннему миру. Проводите вместе как можно больше времени, чаще проявляйте любовь. Это поможет ребенку легче отпустить ненужное поведение, так как он почувствует, что вы его любите, даже когда не одобряете его поведения. Ваша любовь и безусловное принятие помогут ему справиться с вредной привычкой.

Источник

Ребенок кусается

Содержание:

Если ребенок кусает других людей (грудь мамы при кормлении, сверстников в детском саду), это не говорит о какой-то психической или неврологической болезни. Большинство детей кого-то когда-то кусали хотя бы однажды, но проблемой это становится только тогда, если это закрепляется как плохая привычка.

Что делать, если ребенок кусается?

Ведущие медицинские организации, в том числе американский Центр профилактики и контроля заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention) 1 рекомендуют при нарушениях поведения у детей использовать метод психотерапии, который так и называется — поведенческая, или бихевиоральная.

Если родитель следует советам детского психолога, обучается анализировать, что делает ребенок, в терминах бихевиоральной терапии и логично меняет свои действия, это большое подспорье в воспитании, и во многих ситуациях специалист больше не понадобится.

Давайте проанализируем поведение детей, которые кусаются.

Почему ребенок кусается?

Малыш пробует самые разные действия, самые неожиданные и нелогичные, но большинство действий не становятся привычкой. Остаются в «поведенческом репертуаре» действия, которые получили так называемое положительное подкрепления, то есть сразу вызвали приятные ощущения или убрали неприятные. Без подкрепления или с отрицательным подкреплением (стало неприятно или перестало быть приятно) поведение угасает и не повторяется.

Если ребенок стал регулярно кусаться, скорее всего, он получил раньше или продолжает получать какое-то положительное подкрепление. Не обязательно его дали окружающие, может быть, это приятно из-за зуда в деснах или снимает стресс. Но если малыш еще и получает при укусе что-то хорошее извне (например, выполнили его желание), это дополнительно поддерживает поведение.

Кусается грудной ребенок

У грудничков это способ знакомства с предметами (что очень помогает при введении прикорма). Особенно активно малыши всё грызут, когда режутся зубы, и можно это уменьшить прохладными «грызунками».

Когда грудной ребенок начинает кусать грудь (или по-другому «хулиганить» при кормлении, например, щипаться, лягаться), хорошо работает простой алгоритм:

Плохое поведение — грудь сразу отнимается.

Как только плохое поведение прекратилось — возвращают.

Возобновилось — грудь сразу снова отняли.

Это эффективно, потому что выполняются принципы поведенческой терапии: найдено положительное и отрицательное подкрепление, и они действуют без промедления, как только поведение меняется.

Мозг малыша получает сигнал: ослабить связи, отвечающие за кусание, и укрепить связи, регулирующие аккуратное обращение с мамой. Если бы мама убирала грудь хотя бы через минуту после того, как он ее укусил, установить связь между действием и его последствием малышу было бы гораздо труднее.

Кусается ребенок дошкольного возраста

Что не работает?

Часто, когда родителям жалуются, что ребенок кусается в детском саду, первое, что приходит в голову — наказать (отругать, лишить сладкого и т.п.). Это неэффективно, потому что действие было уже давно, и связь между «я кусаюсь» и «стало неприятно» не образуется.

Не работает и ответная агрессия: ударить или укусить в ответ, «чтобы понял». Дети подражают поведению взрослых, а мы как раз не хотим, чтобы он решал проблемы кулаками.

Что работает?

Чтобы отучить ребенка кусаться, нужно подкреплять желательное поведение и не подкреплять проблемное. Когда мы пытаемся убрать проблемное поведение, возникает вопрос, каким желательным поведением мы его заменим.

Придумайте, что вы хотите, чтобы он делал вместо этого. Не делать ничего — самая сложная задача не только для годовалых детей, но и в 2 или 3 года.

Легче будет в этих случаях, например, укусить какой-то предмет, совсем хорошо, если уже есть речь, и получится научить вместо укуса сказать что-то, например, как он злится. Важно объяснить ребенку, какое действие вы хотите от него, и напоминать об этом.

Положительное подкрепление работает гораздо лучше отрицательного. Отлично, если получится не только давать отрицательное подкрепление при плохом поведении (например, сразу прекращать общение, когда тот кусается), но и положительное (похвалить, обнять), когда он вместо этого сделал что-то другое.

Вместо укуса рассерженный ребенок может делать что-то тоже не очень красивое (например, бросать игрушки или пронзительно кричать), но если в данный момент вы боретесь с укусами, и главное, что он отучается делать это.

Подбирайте подходящее подкрепление

Приведем такой пример: маленький брат со старшей сестрой в комнате, мама на кухне занята, и мальчик заскучал. Пытаясь заняться хотя бы чем-то, он кусает сестру, на ее крики прибегает мама, начинает разбираться, кто виноват, и ругать сына. Она считает, что дала ему отрицательное подкрепление, хотя на самом деле, вероятно, он получил положительное, потому что привлек внимание мамы и ему перестало быть скучно.

То, что для одного ребенка в одной ситуации неприятно, для другого может оказаться положительным подкреплением. Например, кого-то расстроит, если его исключат из игры, а кто-то устал и раздражен, и ему так станет легче.

Не страшно, если когда-то вы не угадали с подкреплением, в следующий раз попробуйте по-другому. Если вы будете методично продолжать, нежелательное поведение будет угасать, а хорошее закрепляться.

Как разговаривать с маленьким ребенком?

У восприятия малышей есть некоторые особенности:

ребенок не может одновременно слушать и делать. Если он делает что-то неправильное и вы кричите ему в ответ, в этот момент он может просто вас не слышать. Мозг еще не умеет делать два дела одновременно. Если можно, сначала мягко прервите действие физически, потом установите контакт и говорите.

не говорите «сверху вниз», присядьте сами или поднимите малыша, убедитесь, что он на вас смотрит. Так вы можете надеяться, что он хорошо поймет вас.

на поведение гораздо больше влияют те слова, которые ребенок проговаривает сам. Так мозгу проще связать слово с действием. Задавайте малышу вопросы и если он еще плохо говорит, отвечайте «вместе с ним», за него.

«Что ты будешь делать, если тебе не отдадут игрушку?»

Если ребенок может сам ответить «я попрошу», отлично. Если он этого не делает, мама может сама сказать «ты попросишь» или подсказать ему.

«А если тебе и тогда не отдадут игрушку? Что ты сделаешь?»

«Отлично, это гораздо лучше, чем кусаться. А будешь ли ты кусаться?»

Если ребенок ответит на эти вопросы сам, это гораздо эффективнее долгих «лекций» от взрослых. Это позволит его мозгу быстрее приобрести тот ресурс для регуляции поведения, который позволяет взрослым не кусать друг друга.

Подробнее о регуляции поведения ребенка можно узнать из книг, согласующихся с принципами бихевиоральной терапии 2,3

Ссылки на источники:

Бэн Фурман: Навыки ребенка в действии. Как помочь детям преодолеть психологические проблемы. Альпина-нон-фикшн, 2013;

«Перестаньте наказывать, кричать, упрашивать, или Как бороться с детскими капризами без скандалов» Ноэль Дженис-Нортон. Клуб семейного досуга, 2013.

Источник

Ребенок начал кусаться что делать

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ребенок начал кусаться что делать. Смотреть фото Ребенок начал кусаться что делать. Смотреть картинку Ребенок начал кусаться что делать. Картинка про Ребенок начал кусаться что делать. Фото Ребенок начал кусаться что делать

Аннотация: Педиатры и психологи делят причины, по которым дети кусаются, на физиологические и психологические.

Статья:

Часто осознанно или неосознанно дети причиняют боль окружающим: товарищам по играм, родителям, воспитателям. Многие из них делают это через укусы. У малышей до года такое поведение вызвано физиологической необходимостью снять зуд десен от прорезывания зубов, а вот ребята постарше могут поступать так вполне обдуманно, пытаясь добиться своего или обращая на себя внимание. В том и другом случаях следует пресекать любые попытки укусов, иначе это войдет в привычку и обернется сложностями в посещении детского сада и общении со сверстниками.

Почему ребенок кусается

Педиатры и психологи делят причины, по которым дети кусаются, на физиологические и психологические. Чем старше ребенок, тем более осознанными становятся его действия. Например, малыш до года не станет причинять боль осознанно. Скорее всего, его что-то беспокоит и так он дает понять, что не все в порядке.

Наиболее частые причины:

Существуют и более серьезные причины, по которым кусаются малыши старше 2-3 лет: низкая социальная адаптация, педагогическая запущенность, неразвитая способность контролировать эмоции, возможны неврологические проблемы (неразвитость речи, неуравновешенность, головные боли, страхи).

Если ребенок продолжает кусаться в 4-5 лет или в более старшем возрасте, говорят уже о психологических нарушениях. Заметно не только агрессивное поведение, проявляющееся стремлением причинить боль ближним или самому себе, но и другие отклонения в развитии. В таких случаях необходима консультация психолога и лечение.

Что делать, когда ребенок кусается

Доктор Комаровский обращает внимание, что кусаться пытаются почти все дети. Но одним достаточно строго сказать, что так делать нельзя, и малыш перестает, у других это перерастает в привычку, и тогда приходится целенаправленно отучать. Принимать меры по коррекции желательно после того, как выяснена причина, вызвавшая такое поведение.

Малыши до 1 года

Если речь идет о маленьких детках до года, то причина чаще всего в прорезывании зубов. Помогут специальные игрушки-прорезыватели, выполненные из безопасных материалов и наполненные гелем. Такие игрушки можно слегка охлаждать, что приносит наибольшее облегчение. Если боль и зуд ребенок переносит очень плохо, капризничает, тянет в рот любой попавшийся ему предмет и с остервенением грызет его, стоит посоветоваться с педиатром по поводу применения медицинских препаратов с охлаждающим и обезболивающим эффектом: калгель, кармолис, холисал и другие.

Если ребенок кусается во время кормления, сразу же нужно отнять его от груди, твердым, но спокойным голосом сказать, что маме больно, что кусаться нельзя. Снова продолжить кормление лучше не сразу, а минуты через 2-3. Если прикусывания повторятся, грудь снова убирают на чуть большее время. Если грудное молоко уже не является основной пищей и мама знает, что кроха сыт, то после укусов грудь можно вовсе не давать до следующего кормления.

Важно: Иногда дети кусаются непроизвольно во время игры, еды или во сне из-за слабости жевательных мышц. Мышцы следует развивать, давая грызть яблоки или морковь, учить надувать воздушные шарики и пускать мыльные пузыри.

Дети 1.5-2 лет

В этом возрасте ребенок, кусаясь, проявляет свои эмоции или пытается чего-то добиться. Эмоциональный всплеск выражен бурными реакциями, размахиванием руками, визжанием, после всего этого как завершающий аккорд следует укус. Иногда и родители, не умея сдержать свои эмоции, могут прикусить ножку или бочок малыша, играя с ним. Ребенок тоже хочет показать свою любовь и тоже прикусывает, только вот силу рассчитать он еще не может, получается очень больно. Когда мама начинает ругать кроху, он удивляется и обижается, ведь он сделал, как взрослые. Изначально ребенка следует учить выражать эмоции правильно, демонстрируя, как это делается: обнять и прижать к себе, поцеловать, попрыгать от радости, похлопать в ладошки.

Кусаться ребенок может, привлекая к себе внимание. Когда малыш несколько раз зовет маму, а мама никак на него не реагирует, разговаривая по телефону или с подругами на улице, пытаясь быстрее выполнить дела по дому, ребенок подходит и прикусывает ее. Реакция следует незамедлительно. Цель достигнута, мама оставила дела и заметила его. Несмотря на то, что ребенка отругали, скорее всего, в следующий раз, когда он не будет услышан, он поступит точно так же.

Если выяснилось, что, кусаясь, ребенок проявляет агрессию, следует пересмотреть свой стиль поведения и воспитания, отношений в семье. В этом случае укусами детки также ищут выход скопившейся энергии, только уже отрицательной. Возможно, существуют какие-то семейные неурядицы. Конечно, совсем семейных ссор избежать сложно, но выяснять отношения лучше спокойным тоном и без ребенка. Крики и ругань дорогих малышу людей провоцируют у него негативные эмоции. Вполне возможно, что завтра он укусит виновника ссоры, как он думает.

Часто агрессия проявляется из-за ревности. Если в семье появился младший ребенок, поведение старшего меняется достаточно резко. Внимание родителей теперь поделено, иногда он и вовсе отходит на второй план, а вся забота достается новорожденному. Маленький ревнивец может покусать не только маму и папу, перепадет также брату или сестре.

С малышом следует поговорить, как со взрослым, объяснить, что он тоже был такой маленький и тоже требовал чуть больше заботы и внимания, чем сейчас. Ухаживать за новым членом семьи вполне можно, привлекая старшего ребенка, доверяя ему помощь в купании и пеленании, прогулках и кормлении. И конечно, стараться не обделять его вниманием, откликаясь на просьбы.

Важно: Если удалось выяснить, что ребенок кусается, пытаясь получить желаемое, такое поведение следует сразу пресекать. Уступать нельзя ни в коем случае, иначе закрепится понимание, что, причиняя боль, можно получить то, что ранее было запрещено.

Детские укусы в 2-3 года

Если ребенок кусается в 2-3 года и старше, делает это он уже осознанно. Следует проанализировать обстановку, в которой растет малыш, что его может беспокоить: домашние ссоры, агрессия со стороны взрослых или детей. Возможно, ребенку некомфортно в шумном коллективе детского сада, он скучает по родителям, привлекает к себе внимание или выражает таким образом протест.

Конечно, найти причину достаточно сложно, так как ребенок или не говорит, или говорит плохо, не умеет выразить словами свои чувства и эмоции, объяснить, что его тревожит. Следует постараться создать атмосферу максимального психологического комфорта.

Выплеснуть негативную энергию помогут так называемые действия-замещения. Вместо укусов и ударов нужно предложить ребенку что-то полезное: попинать или покидать мяч, выкопать глубокую ямку в песочнице, самому раскачаться на качелях или просто побегать по детской площадке. Еще лучше отдать ребенка в спортивную секцию, на некоторые из них ребят записывают уже с 2 лет. Подойдет плавание или футбол, гимнастика, ролики и прочее.

Если ребенок кусается в детском коллективе

Зная о том, что ребенок может укусить, в детском коллективе (на детской площадке, в гостях, в детском саду) родителям следует быть особенно внимательными и пресекать любую попытку укусить товарища по играм. Когда возникает конфликт, который грозит закончиться укусами, кроху лучше увести из компании и переключить его внимание на что-то другое.

Если не удалось уследить, и малыш все-таки кого-то укусил, нужно взывать к жалости говоря о том, что товарищу больно, он плачет, не будет с ним больше играть. Необходимо учить просить прощения за свои поступки. Ребенка желательно увести домой, объяснив ему, что это наказание за плохой поступок.

Если малыш кусается в детском саду, важно выяснить причину, почему так происходит. Кусает он кого-то конкретно или же всех детей подряд. Возможно, так он хотел наказать обидчика, который забрал игрушку или толкнул его, привлекал к себе внимание товарища, который играл с другим ребенком. Родителям сложно понять причину в этом случае, ведь они не находятся рядом. Следует подключать воспитателей и психологов, а дома говорить с малышом, объясняя неприемлемость его поведения.

Важно акцентировать внимание, что кусаются только животные, а он человек. Как будет выглядеть, например, мама, если в магазине тетя нечаянно толкнет ее, а она в ответ укусит? Наверное, было бы стыдно за такой поступок мамы? Это важно: не за маму, а за ее поступок.

Психологи советуют проигрывать ситуации дома. Кукла и зайка поссорились, но ведь они уже взрослые и кусать друг друга не станут, лучше просто разойдутся в разные стороны. Волчонок не дает тигренку игрушку, но это не страшно, он наиграется и сам оставит игрушку.

Очень эффективными считаются «терапевтические сказки». Найти такую сказку несложно, но легче придумать самим, подстроив ее под ситуацию. Подойдет история про очень кусачего щенка, с которым никто не хотел играть. Когда он остался совсем один, то понял, что вел себя неправильно. Как только щенок перестал кусаться, у него появилось множество друзей, с которыми так весело играть.

Как отучить ребенка кусаться, если это стало привычкой

Если это произошло во время игры, то игру прекращают, родитель спокойно встает и отходит, начинает заниматься своими делами. Как правило, таких действий бывает достаточно, чтобы малыш понял, что сделал что-то, что маме или папе очень неприятно. Когда он подойдет, отталкивать его не нужно, нужно присесть, чтобы глаза оказались на уровне глаз ребенка и сказать твердым и спокойным тоном, что не разрешаете кусать себя.

Если укусы будут повторяться, то по возможности действия малыша следует пресекать, подставляя раскрытую ладонь ко рту и повторяя, что кусаться нельзя. Ребенок должен понимать, что причинил боль. Но в крайности тоже не стоит впадать: громко кричать от боли, плакать взахлеб. Некоторые малыши, понимая, что родитель притворяется, начинают смеяться, воспринимая это как игру, и эффект получается обратным.

Не стоит оставлять проблему без внимания и думать, что ребенок перерастет, если в 4-5 лет он продолжает кусаться. Такое поведение грозит вылиться в неконтролируемое и плохо поддающееся коррекции. Возможно, имеет место синдром дефицита внимания и гиперактивности, который сложно распознать в раннем возрасте. Лучше проконсультироваться со специалистом, психологом или неврологом, по поводу дальнейших действий родителей.

Что делать нельзя

Некоторые мамы советуют укусить или ущипнуть ребенка в ответ, чтобы он почувствовал то, что чувствуют другие от его укусов. Но психологи не советуют это делать, лучше сказать, что маме или папе больно так же, как было больно ему, когда он упал или ударился. Мама его тогда пожалела, почему же он не жалеет, а делает больно? Кроме того, задача – отучить кусаться, а получается, что родитель противоречит своим же словам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *