Рвота после химиотерапии что делать
Осложнения после химиотерапии
На протяжении последних десятилетий химиотерапия является одним из эффективных методов лечения опухолей. Основной механизм действия химиопрепаратов – воздействие на клетки опухоли таким образом, что происходит замедление или прекращение их размножения.
К сожалению химиотерапия не обладает специфичностью: помимо клеток опухоли, повреждаются и клетки здоровых тканей и органов. В первую очередь это касается тех органов, ткани которых могут быстро расти, размножаться – волосяные фолликулы, клетки слизистой оболочки кишечника и ротовой полости, костный мозг. Наиболее часто, 80-90% осложнений после химиотерапии при раке наблюдается со стороны системы крови и пищеварительного тракта.
Осложнения делятся по степени выраженности. Всемирная организация здравоохранения выделяет 3 степени тяжести осложнений:
Осложнения со стороны пищеварительной системы
К наиболее частым осложнениям со стороны пищеварительной системы при проведении лекарственной терапии относятся:
Тошнота и рвота занимают лидирующие позиции среди жалоб пациентов. Причина возникновения тошноты и рвоты до сих пор до конца не ясна. Известно, что химиотерапия вызывает тошноту и рвоту посредством высвобождения эметогенных соединений, таких как допамин, серотонин и субстанция Р, воздействующих на рецепторы пищеварительной системы и центральной нервной системы, запуская рвотный рефлекс. Другими словами, развитие тошноты и рвоты связано с раздражением рецепторов в желудке и головном мозге.
Виды тошноты и рвоты
Вид тошноты и рвоты определяется временем его возникновения на протяжении цикла химиотерапии:
острая — в первые сутки после введения цитостатиков
отсроченная — в течение 2-5 суток после введения цитостатиков.
При последующих введениях препарата возможно появление «преждевременной рвоты» (тошнота и рвота «ожидания») — в течение нескольких часов до введения цитостатиков. Она, как правило, развивается у больных, получавших ранее высокоэметогенные режимы ПХТ и страдавших от ее осложнений. Ее могут провоцировать запахи, вкусовые ощущения, вид предметов и обстановки, напоминающих о лечении. Для профилактики такой тошноты и рвоты используются транквилизаторы, психотренинг, гипноз.
К сожалению, часто пациенты могут не сообщать о развитии у них осложнений. Данное поведение обусловлено широким распространением заблуждений относительно процесса химиотерапии, таких как:
Некоторые пациенты преуменьшают силу и значение развивающихся осложнений и не хотят лишний раз беспокоить медицинский персонал. Такое поведение сильно затрудняет конструктивное взаимодействие между пациентом и доктором и создает дополнительные риски для здоровья.
Факторы риска развития тошноты и рвоты
Существуют различные причины, предрасполагающие к появлению тошноты и рвоты. В первую очередь, это особенности используемого препарата или их комбинации.
Большое значение имеют индивидуальные особенности пациента:
Наиболее тяжело химиотерапию переносят женщины и больные моложе 30 лет.
Эффективность противорвотной терапии
Лечение таких осложнений после химиотерапии, как тошнота и рвота, может дать хороший эффект. Арсенал препаратов, которые обеспечивают профилактику и лечение тошноты и рвоты, очень большой. Комплексное их использование способно предотвратить появление этих симптомов в 90% случаев.
Полный контроль: отсутствие рвоты после введения противорвотных препаратов,
Частичный контроль: один эпизод рвоты или умеренная тошнота
Образ жизни и питание при проведении химиотерапии
Большое значение имеет образ жизни и питание при проведении химиотерапии. Рекомендуется двигательная активность, свежий воздух, дыхательная гимнастика. Двигательная активность помогает избежать осложнений.
Необходимо правильно питаться – голод усиливает тошноту. Прием пищи нужно начинать до появления голода, а есть необходимо медленно и небольшими порциями.
Стоматит
Стоматит — это воспаление ротовой полости, которое наблюдается примерно у трети пациентов. Воспаление чаще всего вызвано активацией бактериальной и грибковой инфекции на поврежденных цитостатиками участках слизистой оболочки. Стоматит является проявлением скрытых осложнений.
При отсутствии своевременного лечения, может развиться выраженное воспаление, обезвоживание, прием пищи станет затруднен.
Предрасполагающие факторы развития стоматита
Профилактика стоматита включает в себя максимальное санирование полости рта до начала химиотерапии. Очень часто мы до начала лечения отправляем пациентов к стоматологу чтобы избежать последующих осложнений.
Гигиенические мероприятия включают чистку зубов мягкой зубной щеткой, полоскание слабым раствором перекиси водорода, фурацилина, хлоргексидина.
Если стоматит все же развился, необходимо максимально щадить ротовую полость при питании – исключить те продукты, которые могут вызвать раздражение.
Питание при стоматите:
Сама по себе химиотерапия не накладывает ограничений на питание, но для ускорения восстановления поврежденных клеток, мы рекомендуем употреблять больше белка и вообще здоровую полноценную разнообразную пищу.
Местное лечение направлено на удаление из ротовой полости зубного налета и поддержание влажности слизистых оболочек. Обезболивание местными анестетиками (прокаин, лидокаин). При развитии эзофагита применяют антацидные препараты, обволакивающие средства, спазмолитики.
Диарея
Третья группа осложнений — диарея или жидкий стул. Также встречается довольно часто (25-30% пациентов).
Диета при диарее должна быть максимально щадящей для кишечника. В первые дни можно применить водную диету чтобы кишечник максимально успокоился. Продукты, которые максимально легко усваиваются.
Авторская публикация:
СЕМЕНОВА АННА ИГОРЕВНА
химиотерапевт, онколог, кандидат медицинских наук
Библиотека
ПРОФИЛАКТИКА РВОТЫ, ОБУСЛОВЛЕННОЙ ПРОВЕДЕНИЕМ ХИМИОТЕРАПИИ
И РАДИОТЕРАПИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРУДЖИЙСКОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ПРОТИВОРВОТНОЙ КОНСЕНСУСНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
The Antiemetic Subcommittee of the Multinational Association of Supportive Care in Cancer (MASCC)
Annals of Oncology 17: 20–28, 2006
Перевод – Жуков Н.В.
СТЕПЕНЬ ЭМЕТОГЕННОСТИ ХИМИОПРЕПАРАТОВ
Под степенью эметогенности понимается риск развития рвоты у больных, получающих тот или иной цитостатик без противорвотной терапии. Например, высокая степень эметогенности подразумевает, что более 90% больных, получающих терапию данным препаратом, будет иметь тошноту и рвоту в отсутствие адекватной противорвотной терапии.
Определение эметогенности химиопрепаратов имеет как минимум две цели. Во-первых, это позволяет систематизировать рекомендации по противорвотной терапии для различных видов цитостатиков. Во-вторых, более рационально организовывать последующие исследования по противорвотной терапии. До настоящего времени было предложено несколько классификаций эметогенности химиопрепаратов, разделявших их на несколько групп (от 3 до 5). [1, 2].
К сожалению, существовавшие до настоящего времени классификации были не лишены ряда существенных недостатков. Большинство классификаций не делали различия между различными типами рвоты: острой, отсроченной и предшествующей. Ни в одной из классификаций не оценивалась тошнота, и лишь некоторые из них обращали внимание на важность факторов, связанных с режимом лечения и/или специфическими особенностями пациента (доза химиопрепаратов, скорость введения, путь назначения, пол и возраст пациента, потребление алкоголя в анамнезе и т.д.)[1, 2].
Новую проблему для оценки степени эметогенности представляют и бурно развивающиеся в настоящее время направления – пероральная цитостатическая терапия и целевая (target) терапия, обычно предусматривающие длительное назначение препаратов. В такой ситуации (если препарат назначается перорально на протяжении нескольких дней или недель) различие между острой и отсроченной рвотой теряются. Hesketh et al. [3] предложили определять степень эметогенности исходя из риска развития острой рвоты после использования цитостатиков в монотерапии (с учетом дозы препаратов и пути их введения). Данная классификация с определенными изменениями была принята консенсусной конференцией в качестве рабочей.
По классификации, принятой консенсусной конференцией, внутривенные цитостатики разделены на 4 группы по риску развития рвоты: высокоэметогенные, среднеэметогенные, низкоэметогенные и минимально эметогенные (Таблица 1). Отдельно указываются препараты для перорального приема, которые также разделены на 4 группы (Таблица 2). В связи с тем, что пероральные препараты чаще назначаются в течение нескольких дней или даже недель, определение их эметогенности указано только по отношению к начальному периоду приема. Степень эметогенности и, соответственно, противорвотные режимы для пероральных цитостатиков могут различаться с рекомендованными для однократного внутривенного их использования.
Таблица 1.
Эметогенность внутривенных противоопухолевых препаратов при назначении в виде монотерапии однократно.
Рвота после химиотерапии что делать
Практика показывает, что большинство пациентов, узнающих о необходимости проведения им химиотерапии, чаще всего опасаются развития мучительной тошноты и рвоты. Как ни странно, и многие врачи – не онкологи убеждены в том, что проведение цитостатического лечения невозможно без развития этих побочных явлений. Стоит признать, что такое мнение имеет под собой некоторые «исторические» корни. В 1983 году при проведении опроса онкологических больных именно тошнота и рвота были отмечены пациентами, как первый и второй по значимости побочный эффект химиотерапии. Несмотря на то, что эти осложнения не представляют непосредственной угрозы для жизни, они субъективно крайне тяжело переносятся больными. Кроме снижения качества жизни, тошнота и рвота могут приводить и к вполне объективным проблемам: невозможности приема таблетированных препаратов, обезвоживанию, желудочным кровотечениям и т.д. В ряде случаев тошнота и рвота могут даже служить причиной отказа больного от продолжения лечения. Именно это и послужило поводом для проведения большого количества исследований, посвященных противорвотной терапии, разработке и внедрению новых эффективных противорвотных препаратов и режимов их применения. Благодаря научному поиску, к 2002 году оптимизация противорвотной терапии позволила исключить тошноту и рвоту из десятки проблем, наиболее значимых с точки зрения пациента, получающего цитостатическую терапию. Необходимо отметить, что такого прогресса удалось достичь благодаря соблюдению выработанных стандартов противорвотной терапии.
Нам хотелось бы познакомить пациентов и врачей общей практики с этими стандартами и по возможности рассеять ряд существующих мифов, зачастую мешающих проведению адекватной химиотерапии. В зависимости от сроков и механизмов развития выделяют три основных типа тошноты и рвоты, которые могут развиться у онкологических больных в период проведения химиотерапии – острая, отсроченная и предшествующая.
Острая тошнота и рвота развиваются в первые 24 часа после введения цитостатиков. Этот тип рвоты отличается высокой интенсивностью, однако хорошо контролируется современной противорвотной терапией, о чем будет сказано далее.
Вторым типом является отсроченная тошнота и рвота. Она возникает спустя 24 часа и более после введения цитостатиков, может продолжаться несколько дней, в то же время является менее интенсивной по сравнению с острой. Считается, что острая и отсроченная тошнота и рвота обусловлены воздействием биологически активных продуктов распада тканей на специфические «рвотные» рецепторы периферической и центральной нервной системы.
Особняком стоит проблема так называемой предшествующей тошноты и рвоты. Этот тип рвоты ситуационно обусловлен (симптомы могут появляться как в клинике, так и за ее пределами, при разговоре о химиотерапии или при ощущении пациентом специфических запахов, вкуса) и развивается по механизму «условного» рефлекса и чаще наблюдается у больных, ранее получивших неадекватную профилактику острой и отсроченной рвоты.
На фармацевтическом рынке России в настоящее время представлены следующие противорвотные препараты I-ого поколения, относящиеся к группе антагонистов серотониновых рецепторов: Китрил, Навобан, Зофран. Несмотря на то, что эти препараты несколько различаются по химической структуре, степени связывания с серотониновыми рецепторами и периоду полувыведения из организма (Зофран 4 часа, Навобан 7,3 часа, Китрил 8,9 часа), они равноэффективны при использовании в адекватных дозах. В связи с тем, что эффект препарата развивается при насыщении (блокировании) всех специфических рецепторов, более низкие дозы не эффективны, а повышение доз свыше рекомендуемых не приводит к увеличению эффекта, а лишь делает терапию более дорогостоящей.
Рекомендованными дозами этих препаратов являются: Зофран – 8 мг в/в или 24 мг внутрь; Навобан – 5 мг в/в или 5 мг внутрь; Китрил – 1 мг в/в или 2 мг внутрь (MАSCC 2002 г.). Вышеуказанные препараты из группы антагонистов серотониновых рецепторов практически лишены значимых побочных эффектов. И хотя их введение может сопровождаться головной болью, запорами, диспепсическими явлениями, эти побочные явления обычно выражены незначительно.
Степень эметогенности 1 | Препараты и эметогенная доза |
---|---|
Высокая (>90%*) | Цисплатин (>50 мг/м2), BiCNU (>250 мг/м2), Циклофосфамид (>1500 мг/м2), Дакарбазин (>500 мг/м2), Ломустин (>60 мг/м2), Дактиномцицин (>1.5 мг/м2) |