зачем арендатору справка о балансовой стоимости арендуемого помещения

зачем арендатору справка о балансовой стоимости арендуемого помещения. Смотреть фото зачем арендатору справка о балансовой стоимости арендуемого помещения. Смотреть картинку зачем арендатору справка о балансовой стоимости арендуемого помещения. Картинка про зачем арендатору справка о балансовой стоимости арендуемого помещения. Фото зачем арендатору справка о балансовой стоимости арендуемого помещения

Зачем нужно составлять справку о балансовой стоимости основных средств?

Справка о балансовой стоимости основных средств показывает их стоимость по учетным данным на ту или иную дату. Она не относится к обязательным формам бухгалтерской отчетности, но может заинтересовать определенный круг пользователей.

Основные фонды относятся к категории капвложений организации. Они обладают меньшей степенью ликвидности, чем, к примеру, оборотные средства, и показывают имущественное и финансовое положение дел компании.

О том, как провести ревизию вложений во внеоборотные активы, читайте в статье «Аудит вложений во внеоборотные активы (счет 08)».

Справка о балансовой стоимости основных фондов может использоваться для внутреннего анализа платежеспособности предприятия, для целей управленческого учета, а также предоставляться на рассмотрение сторонним пользователям – инвесторам, кредитным организациям, страховым компаниям и другим. Основные фонды могут выступать в роли залога при осуществлении коммерческих сделок.

Более подробно о том, что относится к основным средствам, читайте в нашей статье «Внеоборотные активы в балансе».

Если у вас есть доступ к К+, проверьте правильно ли вы определили балансовую стоимость основных средств. Если доступа нет, получите бесплатный пробный доступ и переходите в Путеводитель по отчетности.

Где найти бланк справки о балансовой стоимости?

Форма справки о балансовой стоимости основных средств не утверждена на законодательном уровне. Это означает, что можно применять произвольный бланк этого документа. Напомним, что хозсубъекты имеют право разрабатывать формы некоторых документов исходя из своих потребностей и особенностей деятельности. Поэтому форму и вид этого документа предприятие также может утвердить самостоятельно, закрепив соответствующим приказом.

Основные фонды в справке можно перечислить по наименованию (если их небольшое количество) или разделив на группы: нежилые здания, машины, инвентарь и оборудование для производственных нужд и так далее.

Увидеть пример составления подобной справки вы можете на нашем сайте. Мы предлагаем два варианта оформления данного документа (они приведены в файле, который вы можете скачать по ссылке ниже):

зачем арендатору справка о балансовой стоимости арендуемого помещения. Смотреть фото зачем арендатору справка о балансовой стоимости арендуемого помещения. Смотреть картинку зачем арендатору справка о балансовой стоимости арендуемого помещения. Картинка про зачем арендатору справка о балансовой стоимости арендуемого помещения. Фото зачем арендатору справка о балансовой стоимости арендуемого помещения

Итоги

Справка о балансовой стоимости основных средств – необязательный документ при сдаче бухгалтерской отчетности. Она содержит информацию о стоимости основных средств, которые числятся на балансе организации. Поэтому справка может представлять интерес для потенциальных инвесторов, банковских и страховых организаций. Справка о балансовой стоимости активов предприятия заполняется в произвольной форме ввиду отсутствия законодательно установленной формы бланка.

Источник

Справка о балансовой стоимости активов

Формирование справки об оборотной стоимости активов происходит обычно в конце отчетного периода (как правило, годового), по требованию руководства предприятия или организации для внутренних или внешних целей.

Для чего нужна справка

Несмотря на то, что справка является достаточно информативным документом и может подробно обрисовывать финансовую картину деятельности фирмы, она не относится к обязательным документам, входящим в состав бухгалтерской отчетности.

Чаще всего она требуется для проведения аналитической работы по деятельности предприятия и ведения внутреннего отчета и учетности, а также, в некоторых случаях, для заинтересованных структур «со стороны».

Справка бывает актуальна, например, когда требуется подтвердить платежеспособность и надежность организации в банковских и кредитных учреждениях, страховых компаниях, перед потенциальными или действующими инвесторами, контрагентами и т.д.

Что входит в справку

Справка о балансовой стоимости активов предприятия отражает сведения о ее оборотных и внеоборотных активах, в частности суммарную оценку их стоимости.

К активам относится все имущество предприятия (здания, сооружения, оборудование, техника, транспорт, наличность, сырье, готовая продукция и т.д.), причем выступающее как в качестве средств для получения прибыли, так и просто числящееся на балансе.

Оборотные и внеоборотные активы

Активы любой фирмы делятся на два вида:

Хороший показатель, если оборотные активы выше внеоборотных – в этом случае предприятие признается успешным в плане финансовой деятельности и платежеспособным, а это значит, что вероятность достигнуть поставленных целей значительно серьезнее.

Когда составляется документ

Обычно документ составляется в конце какого-либо отчетного периода (полгода, год). Такая периодичность позволяет своевременно оценивать финансовое состояние фирмы, а также при помощи анализа определять дальнейшую стратегию развития предприятия (особенно когда в справку включается информация сразу за несколько лет).

Кто составляет документ

Обязанность по составлению документа обычно возлагается на работника отдела бухгалтерии, т.е. сотрудника, имеющего доступ к финансовым показателям работы фирмы.

После формирования справка в обязательном порядке передается на подпись главному бухгалтеру, затем ее должен завизировать директор.

К составлению справки нужно относиться очень внимательно, от правильности ее заполнения иногда зависит будущее предприятия. Именно поэтому никакие ошибки, неточности, а тем более недостоверные или заведомо ложные сведения в справке недопустимы. Если оплошность все же произошла, не следует ее исправлять, лучше заполнить новый бланк.

Правила составления справки

На сегодняшний день нет унифицированной формы справки о балансовой стоимости активов, поэтому работники предприятий и организаций могут писать документ в произвольном виде или, если на предприятии есть разработанный и утвержденный шаблон документа – по его образцу.

Иногда документ составляется исходя из тех требований, которые предъявляет учреждение, для которого собирается информация о финансовой деятельности компании.

Единственное – в любом случае нужно учесть, что в справке должен быть указан ряд обязательных сведений:

Если есть потребность, эти данные можно расписать более подробно, оформив в виде таблицы.

зачем арендатору справка о балансовой стоимости арендуемого помещения. Смотреть фото зачем арендатору справка о балансовой стоимости арендуемого помещения. Смотреть картинку зачем арендатору справка о балансовой стоимости арендуемого помещения. Картинка про зачем арендатору справка о балансовой стоимости арендуемого помещения. Фото зачем арендатору справка о балансовой стоимости арендуемого помещения

Оформление справки

Справку можно писать от руки или набирать на компьютере, на обыкновенном листе А4 формата или на фирменном бланке предприятия (последний вариант предпочтителен тем, что в него априори включены реквизиты компании).

Важно соблюсти только одно условие неукоснительно – документ должен быть подписан руководителем организации (или лицом, являющимся его официальным представителем), а также главным бухгалтером. При этом подписи должны быть «живыми» — использование факсимильных автографов, т.е. отпечатанных каким-либо способом недопустимо.

Заверять справку при помощи различного рода штемпельных изделий на сегодня не обязательно – это нужно делать только тогда, когда норма по использованию печатей и штампов для визирования бумаг закреплена во внутренних локально-правовых актах фирмы.

Справка обычно делается в одном оригинальном экземпляре, но, если есть какая-то надобность, можно сделать ее дополнительные заверенные копии.

Сведения о справке заносятся в специальный журнал учета, а если она предназначается для стороннего учреждения – еще и в журнал учета исходящей документации.

Источник

Забалансовый счет 001 «Арендованные основные средства»

зачем арендатору справка о балансовой стоимости арендуемого помещения. Смотреть фото зачем арендатору справка о балансовой стоимости арендуемого помещения. Смотреть картинку зачем арендатору справка о балансовой стоимости арендуемого помещения. Картинка про зачем арендатору справка о балансовой стоимости арендуемого помещения. Фото зачем арендатору справка о балансовой стоимости арендуемого помещения

Как арендованные основные средства учитываются на забалансовом счете и по какой стоимости?

В деловой практике часто встречаются ситуации, при которых организации арендуют у других лиц основные средства, в число которых могут входить как недвижимое имущество вроде складов, офисов и производственных помещений, так и различное оборудование. Такие средства должны быть записаны на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».

Название счета говорит о том, что он предназначен для отражения информации об имеющихся основных средствах, которые взяты в аренду, и их перемещении. Необходимость записывать их именно на 001-м счете установлена и Планом счетов бухучета, утвержденным приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.

Что касается другой стороны сделки — организации, сдающей основные средства в аренду, то для таких целей ей определен 011-й счет. Правда, только в одном случае: если предоставляемые объекты приняты на баланс арендатором.

Подробнее о счетах забалансового учета вы можете прочитать в нашей статье «Правила ведения бухгалтерского учета на забалансовых счетах».

С января 2022 года обязательны к применению ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Они утверждены Приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н. С этой же даты утрачивает силу ПБУ 6/01. Начать применять Стандарты можно и раньше, утвердив новые положения в учетной политике.

Как арендодателю учитывать основные средства, переданные в аренду, с 2022 года, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

Счет 001 следует использовать и в тех обстоятельствах, когда заключен договор лизинга, но только при учете основных средств на балансе организации, эти объекты предоставившей. Учет следует организовать отдельно по каждому объекту и по каждому лизингодателю.

Запись на 001-м счете следует вести по стоимости, определенной в арендном договоре. В настоящее время в законодательстве нет норм, устанавливающих требование по согласованию цен на арендуемые объекты. Поэтому случается, что стоимость в договоре не определена. В такой ситуации представляется целесообразным исходить из размера балансовой стоимости ОС, определенной у арендодателя. Для этого достаточно будет запросить у партнера по сделке соответствующую справку.

Однако может так произойти, что первичные данные по балансовой оценке окажутся недоступными. В таких обстоятельствах ни в коем случае нельзя оценивать полученные объекты ОС по стоимости арендной платы. Дело в том, что ПБУ 6/01 «Учет основных средств» предусматривает только 3 вида стоимости:

Несложно увидеть, что «арендная» стоимость в приведенном списке отсутствует, то есть такая оценка неправомерна.

Остается один приемлемый вариант — учесть арендованные объекты по рыночной стоимости. Как она была определена, можно пояснить в приложениях к балансу.

Главным документом, на основании которого будет производиться запись на 001-м счете при передаче основных средств, является акт приема-передачи. Как только истечет установленный договором срок аренды, объекты возвращаются арендодателю тоже по акту приема-передачи.

Как арендатору отражать имущество и платежи в учете, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Все подробности бухгалтерского учета договоров аренды основных средств вы можете найти в нашем материале «Бухгалтерский учет при аренде основных средств».

Применение забалансового счета 01 в бюджетном учете

Организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях и коммерческих организациях во многом разнится. Однако что касается учета объектов основных средств, получаемых в аренду, то здесь расхождений нет, за исключением номера счета.

Свидетельством тому может служить Инструкция по применению Единого плана счетов бюджетных организаций (утверждена приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н), в которой для этих целей предписано использовать счет 01 под названием «Имущество, полученное в пользование». Как и для коммерческих структур, приемка объектов ведется на основании акта приема-передачи, а стоимость, указанная в данном документе, отражается на 01-м счете.

Полученное имущество может перемещаться. В таком случае все его движения указываются в регистрах забалансового счета. Источником информации для соответствующих записей должен быть только первичный документ.

При обратной операции — возврате арендованного имущества с забалансового счета — данное имущество списывается.

Пример учета арендованного имущества на забалансовом счете

Приведем пример, каким образом отражается появление арендованного объекта на забалансовом счете у коммерческой компании.

ООО «Вектор-М» оформило договор на аренду промышленного оборудования. Основное средство получено в июле 20ХХ года по акту приема-передачи. Стоимость по договору составила 780 000 руб. Эта же сумма была указана и в акте приема-передачи. Арендодатель представил справку о балансовой стоимости данного объекта.

В учете после соблюдения всех формальностей следует сделать следующие записи:

Дебет 001 780 000 руб. — поступил объект основных средств по арендному договору.

После окончания договорных отношений:

Кредит 001 — 780 000 руб. — произведен возврат арендованного объекта арендодателю

Итоги

Запись на забалансовом 001-м счете позволяет не только соблюсти правила бухучета, но и помогает бухгалтеру в работе, поскольку информация о стоимости арендуемого имущества всегда под рукой. При этом данная операция не представляет сложностей. Надо лишь правильно оформить первичные документы.

Источник

Новые правила бухгалтерского учета арендных отношений

Автор: Шестакова Е. В., Кандидат юридических наук, PhD

ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» утвержден Приказом Минфина РФ от 16 октября 2018 № 208н. Все коммерческие фирмы обязаны его применять с 2022 год. Но возможно не ждать данного периода и начать применение раньше. Кроме того, важно учитывать особенности арендных правоотношений, которые возникли в связи с условиями неопределенности в экономике. Давайте обсудим эти вопросы.

Новый стандарт учета арендных отношений

Кто применяет стандарт учета?

Стандарт применяется сторонами договоров аренды (субаренды), а также иных договоров, положения которых по отдельности или во взаимосвязи предусматривают предоставление арендодателем, лизингодателем, правообладателем, иным лицом за плату арендатору, лизингополучателю, пользователю, иному лицу имущества во временное пользование.

Кто не применяет стандарт учета?

Стандарт не распространяется на организации государственного сектора и не применяется при предоставлении:

участков недр для геологического изучения, разведки и (или) добычи полезных ископаемых;

результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, а также материальных носителей, в которых эти результаты и средства выражены;

объектов концессионного соглашения.

Когда объект классифицируется как объект аренды?

1) арендодатель предоставляет арендатору предмет аренды на определенный срок;

2) предмет аренды идентифицируется (предмет аренды определен в договоре аренды, и этим договором не предусмотрено право арендодателя по своему усмотрению заменить предмет аренды в любой момент в течение срока аренды);

3) арендатор имеет право на получение экономических выгод от использования предмета аренды в течение срока аренды;

4) арендатор имеет право определять, как и для какой цели используется предмет аренды в той степени, в которой это не предопределено техническими характеристиками предмета аренды.

Что для целей бухгалтерского учета учитывается в составе арендной платы?

В состав арендных платежей включаются платежи (за вычетом подлежащих возмещению сумм налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых сумм налогов):

а) определенные в твердой сумме платежи арендатора арендодателю, вносимые периодически или единовременно, за вычетом платежей, осуществляемых арендодателем в пользу арендатора, в том числе возмещение арендодателем расходов арендатора;

б) переменные платежи, зависящие от ценовых индексов или процентных ставок, определенные на дату предоставления предмета аренды);

в) справедливая стоимость иного встречного предоставления, определенная на дату предоставления предмета аренды;

г) платежи, связанные с продлением или сокращением срока аренды, установленные договором аренды, когда такое изменение учитывается при расчете срока аренды;

д) платежи, связанные с правом выкупа предмета аренды арендатором, в случае, когда арендатор намерен воспользоваться таким правом;

е) суммы, подлежащие оплате (получению) в связи с гарантиями выкупа предмета аренды по окончании срока аренды.

Обратите внимание!

В стандарте определен критерий, когда можно не признавать актив по аренде. И тут важно учитывать стоимость такого актива.

Арендатор может не признавать предмет аренды в качестве права пользования активом и не признавать обязательство по аренде в любом из следующих случаев:

а) срок аренды не превышает 12 месяцев на дату предоставления предмета аренды;

б) рыночная стоимость предмета аренды без учета износа (то есть стоимость аналогичного нового объекта) не превышает 300 000 руб. и при этом арендатор имеет возможность получать экономические выгоды от предмета аренды преимущественно независимо от других активов;

в) арендатор относится к экономическим субъектам, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность

Особенности аренды у арендодателя

По ФСБУ 25/2018 арендодатель должен разделять аренду на финансовую и операционную.

Прежде всего необходимо отделять финансовую и операционную аренду.

Объекты учета аренды классифицируются арендодателем в качестве объектов учета неоперационной (финансовой) аренды, если:

а) условиями договора аренды предусмотрен переход к арендатору права собственности на предмет аренды;

б) арендатор имеет право на покупку предмета аренды по цене значительно ниже его справедливой стоимости на дату реализации этого права;

в) срок аренды сопоставим с периодом, в течение которого предмет аренды останется пригодным к использованию;

г) на дату заключения договора аренды приведенная стоимость будущих арендных платежей сопоставима со справедливой стоимостью предмета аренды;

д) возможность использовать предмет аренды без существенных изменений имеется только у арендатора;

е) арендатор имеет возможность продлить установленный договором аренды срок аренды с арендной платой значительно ниже рыночной;

ж) иное обстоятельство, свидетельствующее о переходе к арендатору экономических выгод и рисков, обусловленных правом собственности арендодателя на предмет аренды.

Объекты учета аренды классифицируются арендодателем в качестве объектов учета операционной аренды, если:

а) срок аренды существенно меньше и несопоставим с периодом, в течение которого предмет аренды останется пригодным к использованию;

б) предметом аренды являются имеющие неограниченный срок использования объекты, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются;

в) на дату предоставления предмета аренды приведенная стоимость будущих арендных платежей существенно меньше справедливой стоимости предмета аренды;

г) иное обстоятельство, свидетельствующее о том, что экономические выгоды и риски, обусловленные правом собственности на предмет аренды, несет арендодатель.

Также нововведения учитывают инвестиции в аренду, чего не было ранее в ПБУ.

Особенности аренды у арендатора

Арендатор отражает не само имущество (помещение, оборудование, автомобиль), а право пользования им.

Арендатор по ФСБУ 25/2018 учитывает объект аренды и в активе, и в пассиве баланса.

Арендатор, который вправе применять упрощенные способы учета, может первоначально оценивать обязательство по аренде как сумму номинальных величин будущих арендных платежей на дату этой оценки.

Упрощенные способы учета вправе применять:

субъекты малого предпринимательства;

некоммерческие организации, не являющиеся иностранными агентами;

организации, получившие статус участников проекта «Сколково».

Арендатору необходимо учесть фактическую стоимость имущества.

Фактическая стоимость права пользования активом включает:

а) величину первоначальной оценки обязательства по аренде;

б) арендные платежи, осуществленные на дату предоставления предмета аренды или до такой даты;

в) затраты арендатора в связи с поступлением предмета аренды и приведением его в состояние, пригодное для использования в запланированных целях;

г) величину подлежащего исполнению арендатором оценочного обязательства, в частности, по демонтажу, перемещению предмета аренды, восстановлению окружающей среды, восстановлению предмета аренды до требуемого договором аренды состояния, если возникновение такого обязательства у арендатора обусловлено получением предмета аренды.

Когда необходимо пересмотреть право пользования активом?

Это нужно сделать в случае:

изменения условий договора аренды;

изменения намерения продлевать или сокращать срок аренды, которое учитывалось ранее при расчете срока аренды;

изменения величины арендных платежей по сравнению с тем, как они учитывались при первоначальной оценке обязательства по аренде.

ФСБУ 25/2018 требует применения дисконтирования, то есть необходимо будет не только показать предмет аренды и обязательства, но еще и отдисконтировать платежи за весь срок аренды, предварительно определив для этого ставку.

При упрощенном учете, оценивая объект, нужно учитывать первоначальную сумму арендных платежей. Затраты арендатора в связи с расходами, оценочные обязательства как будущие затраты на демонтаж необходимо признавать в том периоде, когда они понесены, то есть когда фактически произведен демонтаж.

Что нужно отражать в отчетности?

В бухгалтерской (финансовой) отчетности организации подлежит раскрытию с учетом существенности:

а) характер деятельности организации, связанной с договорами аренды;

б) проценты, начисленные на задолженность по арендным платежам;

в) основание и порядок расчета процентной ставки;

г) допущения, использованные при определении переменных арендных платежей;

д) доходы и расходы, относящиеся к переменным платежам, которые не учитываются при оценке задолженности по аренде;

е) затраты, связанные с произведенными улучшениями предмета аренды, и порядок их компенсации;

ж) потенциальные денежные потоки, обусловленные договором аренды до даты предоставления предмета аренды;

з) ограничения использования предмета аренды, обусловленные договором аренды (в частности, необходимость соответствия определенным финансовым показателям);

и) иная информация о влиянии договоров аренды на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и движение денежных средств, необходимая пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия экономических решений.

При этом важно обратить внимание на переходные положения стандарта. Стандарт обязателен к применению, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год. Организация может принять решение о применении настоящего Стандарта до указанного срока. Такое решение подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

Снижение стоимости арендной платы

Снижение стоимости арендной платы в новом стандарте не указаны. Однако в условиях неопределенности понятно, что многие арендаторы не справляются с затратами.

Такие проблемы существовали и ранее.

Еще до принятия карантинных мер в виде закрытия ресторанов уровень их посещения имел критическое падение. Эта тенденция прослеживалась не только в России, но и во всем мире. Иными словами, даже когда заведения еще были открыты и какие-либо ограничения на их посещение отсутствовали, коронавирусная ситуация оказала ощутимое влияние.

В этой связи арендаторы естественно будут вынуждены или снижать издержки или закрывать бизнес.

Договор аренды носит взаимный характер, то есть невозможность пользования арендованным имуществом по обстоятельствам, не зависящим от арендатора, освобождает последнего от исполнения его обязанности по внесению арендной платы в полном объеме или в части (ст. 328 ГК РФ).

При неполучении по независящим от арендатора обстоятельствам предусмотренного договором аренды предоставления в виде права беспрепятственного пользования имуществом в полном объеме ценность такого предоставления для арендатора снижается. В такой ситуации арендатор в целях соблюдения принципа эквивалентности вправе требовать пропорционального уменьшения арендной платы.

В такой ситуации арендатор вправе рассчитывать лишь на снижение арендной платы и только в исключительных случаях на ее снижение до 0 рублей – до полного освобождения. Такой подход направлен на разумное, с точки зрения законодателя, распределения экономических рисков сторон в условиях пандемии COVID-19.

В бухгалтерском учете в этом случае необходимо учитывать без ставки дисконтирования, а по реальной арендной плате.

Период, за который арендатор вправе требовать снижения арендной оплаты, обозначен в ч. 3 ст. 19 ФЗ-98 как весь 2020 год.

Если арендатор имел доступ к помещению, продолжал свою деятельность, однако арендуемое имущество не могло полноценно использоваться по целевому назначению, согласованному в аренде (например, фактически было перепрофилировано для других целей (ресторан в кухню для приготовления еды на вынос; магазин электроники в пункт выдачи товаров и т.д.), то он также вправе рассчитывать на уменьшение арендной платы на основании ч. 3 ст. 19 ФЗ-98. В поддержку этой позиции можно ссылаться на Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2 от 30.04.2020 г., где отмечено, что основанием для уменьшения является невозможность использования имущества по изначально согласованному назначению (вопрос 5). Иными словами, возможность ресторана работать на вынос, хотя и не свидетельствует о полной невозможности использовать арендуемое имущество, однако не может быть признано использованием имущества по изначально согласованному назначению.

Дополнительным правовым основанием для снижения арендной платы в связи с невозможностью полноценного использования имущества по изначально согласованному назначению является п. 4 ст. 614 ГК РФ. Из указанной нормы следует, что арендатор вправе потребовать соответствующего уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились. А вот в новом стандарте такие особенности отсутствуют, поэтому бухгалтеру необходимо исходить именно из правовых особенностей.

Освобождение и снижение арендной платы при аренде госимущества

В Распоряжении Правительства РФ от 19.03.2020 г. № 670-р устанавливаются льготы при аренде государственного имущества.

Алгоритм получения льготы и образец заявления об освобождении от арендной платы размещен на сайте Росимущества. Аналогичные льготные меры Правительство РФ рекомендовало принять и органам государственной власти субъекта, и органам местного самоуправления. В связи с этим советуем обратить внимание на нормативные акты субъекта или органов местного самоуправления.

Порядок предоставления и бухгалтерского учета подобных льгот также в новом стандарте не урегулирован. Поэтому необходимо учитывать арендную плату с учетом дополнительного соглашения к основному договору.

Правительство РФ рекомендовало при уменьшении размера арендной платы учитывать фактическое неосуществление арендатором недвижимого имущества деятельности и нерабочие дни, установленные указами Президента Российской Федерации о мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с новой коронавирусной инфекцией (п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 439 «Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества»).

Верховный Суд РФ рекомендовал определять размер снижения арендной платы с учетом размера, на который обычно снижается арендная плата в сложившейся ситуации (вопрос 5 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2 от 30.04.2020 г.). Однако такое разъяснение не является эффективным, поскольку ни суды, ни участники гражданского оборота не знакомы с обычными правилам снижения арендной платы при невозможности использования арендуемым имуществом в связи с карантинными мерами в период пандемии.

Отсрочка арендной платы

Отсрочка арендной платы также не предусмотрена стандартом бухгалтерского учета.

Но в настоящее время такая ситуация является достаточно реальной в связи с экономической неопределенностью и новой коронавирусной инфекцией.

Представляется, что во время отсрочки оплата просто не отражается в бухгалтерском учете.

Перечень наиболее пострадавших отраслей утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»

К таким отраслям относятся следующие:

Сфера деятельности, наименование вида экономической деятельности

Код ОКВЭД 2

1. Авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки

Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта

Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам

Деятельность пассажирского воздушного транспорта

Деятельность грузового воздушного транспорта

Деятельность автовокзалов и автостанций

Деятельность вспомогательная, связанная с воздушным транспортом

2. Культура, организация досуга и развлечений

Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений

Деятельность в области демонстрации кинофильмов

(введено Постановлением Правительства РФ от 10.04.2020 N 479)

(введено Постановлением Правительства РФ от 18.04.2020 N 540)

(введено Постановлением Правительства РФ от 18.04.2020 N 540)

Производство изделий народных художественных промыслов

(введено Постановлением Правительства РФ от 12.05.2020 N 657)

3. Физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт

Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений

Деятельность санаторно-курортных организаций

4. Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма

Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма

5. Гостиничный бизнес

Деятельность по предоставлению мест для временного проживания

6. Общественное питание

Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков

7. Деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений

Образование дополнительное детей и взрослых

Предоставление услуг по дневному уходу за детьми

8. Деятельность по организации конференций и выставок

Деятельность по организации конференций и выставок

9. Деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты)

Ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения

Стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий

Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты

10. Деятельность в области здравоохранения

(введен Постановлением Правительства РФ от 10.04.2020 N 479)

11. Розничная торговля непродовольственными товарами

(введен Постановлением Правительства РФ от 18.04.2020 N 540)

Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах

Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами прочая

Торговля розничная прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских, в специализированных магазинах

Торговля розничная прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских, прочая

Торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями

Торговля розничная мотоциклами, их деталями, составными частями и принадлежностями в специализированных магазинах

Торговля розничная мотоциклами, их деталями, узлами и принадлежностями прочая

Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.05.2020 N 657)

Торговля розничная информационным и коммуникационным оборудованием в специализированных магазинах

Торговля розничная прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах

Торговля розничная товарами культурно-развлекательного назначения в специализированных магазинах

Торговля розничная прочими товарами в специализированных магазинах

Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках текстилем, одеждой и обувью

Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках прочими товарами

Деятельность по осуществлению торговли через автоматы

(введено Постановлением Правительства РФ от 12.05.2020 N 657)

Договоры аренды, по которым предоставляется отсрочка, должны быть заключены до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайно ситуации.

Таким образом, при заключении договора аренды до указанной даты и осуществления арендатором деятельности в пострадавших сферах экономики отсрочка должна быть предоставлена.

Наличия иных дополнительных оснований или условий для предоставления отсрочки уплаты арендной платы в силу ч. 1 ст. 19 ФЗ-98, в том числе невозможности пользоваться арендованным имуществом по назначению, в соответствии с положениями указанных правовых норм не требуется.

Если даже арендатор не осуществляет деятельность в наиболее пострадавших отраслях экономики, то необходимо посмотреть дополнительные гарантии, которые предоставляются арендодателями – публичными собственниками.

Например, согласно Распоряжению Правительства РФ от 19.03.2020 г. № 670-р всем арендаторам – субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется отсрочка уплаты арендных платежей по договорам аренды федерального имущества, составляющего государственную казну РФ (в том числе земельных участков) за апрель-июнь 2020 г. на срок, предложенный самими арендатором, но не позднее 31.12.2021 года.

Арендаторы, договор с которыми был заключен в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.08.2010 г. № 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества», также вправе требовать отсрочки арендной платы за 2020 год путем уплаты ее равными частями в 2021 г. Перечень федерального имущества, предоставленного в рамках постановления Правительства Российской Федерации № 645, размещен на сайте Росимущества.

Алгоритм получения льготы и образец заявления об отсрочке уплаты арендной платы размещен на сайте Росимущества.

Положения об отсрочке арендной платы по определенным договорам аренды земельных участков предусмотрены также Постановлением Правительства Москвы от 24.03.2020 г. № 212-ПП «О мерах экономической поддержки в условиях режима повышенной готовности» (п. 3.4 – п. 3.8). Отсрочка предоставляется для оплаты аренды за II квартал 2020 г. на срок до 31 декабря 2020 г. (включительно).

Иные арендаторы не лишены возможности попытаться получить отсрочку путем изменения условий договора аренды в связи с существенно изменившимися обстоятельствами в порядке ст. 451 ГК РФ.

Таким образом, представляется, что арендную плату необходимо учитывать на основании нормативно-правовых актов и дополнительного соглашения к основному договору.

Но существуют и «подводные камни».

В то же время, нужно учитывать, что в вопросе 3 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2 от 30.04.2020 г. указано на возможность считать, что арендодателем отсрочка предоставлена на условиях п. 3 Требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества и без заключения дополнительного соглашения в следующих ситуациях:

если арендатор не внес арендную плату в размере и сроки, установленные договором аренды, а арендодатель, в свою очередь, знал или не мог не знать об осуществлении арендатором деятельности в пострадавших отраслях и при этом не проинформировал арендатора о наличии у него права на предоставление отсрочки в соответствии с положениями ФЗ-98, то есть не уведомил арендатора о праве требовать заключения дополнительного соглашения, отсрочка считается предоставленной;

если арендодатель необоснованно уклонился от заключения дополнительного соглашения или своим поведением дал арендатору основания полагать, что отсрочка будет предоставлена, либо не выдвигал возражений против выплаты арендатором арендной платы на условиях, установленных п. 3 Требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, то отсрочка считается предоставленной.

В заключение необходимо отметить, что новый стандарт соответствует международной практике, учитывает вопросы инвестирования, но он никак не регулирует спорные ситуации, в том числе, связанные с экономическими кризисами и условиями неопределенности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *