зачем бог дал человеку свободу
Зачем Бог дал свободу выбора падшему человеку?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Божие на Вас благословение! Бог не давал свободу воли и свободу выбора падшему человеку. Он изначально сотворил человека по своему образу и подобию.
По мнению большинства святых Отцов, образ Божий находится в самой природе нашей души, в ее разуме, в ее свободе; а подобие — в правильном развитии и усовершенствовании этих сил человеком, в придании им богоподобной чистоты и святости. Следовательно, образ Божий мы получаем от Бога вместе с бытием, а подобие должны приобретать сами, получив от Бога только возможность к нему.
В результате грехопадения человек закрыл сам для себя очень многие возможности, но природу его Бог не менял: как была в человеке свобода воли и возможность быть по подобию Божию, так она и есть, и всегда будет. А возможности, которые человек сам от себя убрал, Христос своей Жертвой вновь для всего человечества открыл. Как говорил святой Максим Исповедник, «невинный и безгрешный Он заплатил за людей весь долг словно Сам был виновен, возвратив их к благодати Царствия и отдав Себя Самого в выкуп и искупление за нас».
Сравнение с психически больными очень интересно и ярко, но методологически неверно. Психическая болезнь лимитирует возможности человека, поэтому таким больным дается инвалидность (но, отмечу, не всем). Грехопадение, если сравнивать его с болезнью, – недуг, от которого можно вылечиться. Пусть известен – это Христос, Церковь, положительная практика есть (тысячи святых людей, чей опыт зафиксирован в житиях, и еще масса, чей опыт нам неизвестен). Человек, благодаря Христу, обладает возможностью для той реализации, которая в нем была заложена изначально, нужно только действовать. А средства для этого в Церкви давно известны.
Что касается цитаты из святых отцов, ее нужно рассматривать в контексте. Конечно, если человек никогда не жил духовной жизнью и не понимает, в чем суть подобия, к которому он признан, ему просто не с чем сравнить свое состояние. Это как если Вы, например, хорошо учитесь и говорите по-английски в школьном классе или в университетской группе, и у Вас «пятерка» иди «четверка», и английский Ваш выглядит хорошо. А потом Вы попадаете в языковую среду или в кинотеатр, где фильм на английском, и тут-то и понимаете, как Ваш язык на данный момент далек от языка носителей. Но язык подтянуть можно, практику организовать себе можно. Так и тут. Если у человека есть с чем сравнить, он понимает, на каком расстоянии от идеала находится, и имеет возможность начать к нему движение.
Божья воля и свобода воли человека согласно Библии
Как Божья воля и свобода воли человека уживаются вместе? В Библии несколько раз можно встретить идею того, что Бог ожесточает человеческие сердца. Почему Бог ожесточает человеческие сердца и почему Бог позволяет этому происходить? Как быть насчет свободной воли человека и Божьей воли? Как эти две вещи уживаются вместе?
Как Божья воля уживается со свободой воли и выбора человека?
Я уже много раз отвечал на подобные вопросы на моем сайте, так что я просто вставляю предыдущие ответы, надеюсь, что они помогут вам разобраться в этой теме. Коротко скажу, что Бог «ожесточает» сердца тех людей, кто уже отвернулся от Бога и сделал свой выбор не в пользу Бога. Этим самым Он пытается на их примере показать другим, тем, кто еще может покаяться, как не надо себя вести. В паре случаев в истории Бог ожесточил сердца Фараона или Иуды, но Он делал это из-за того, что эти события были предназначены для спасения других. Но даже в этих случаях у Фараона и Иуды была свобода, чтобы покаяться.
Было ли предопределено Иуде предать Иисуса? Если да, то как это понять и объединить со свободой воли человека? Выглядит так, что Иуда предал Иисуса для того, чтобы исполнилось Писание.
Это один из самых сложных теологических вопросов, которые только можно задать. Я верю, что нет простого ответа на этот вопрос. Этот вопрос затрагивает основные темы христианства и теологии и даже может показаться, что он вызывает противоречие между двумя аспектами в характере Бога.
Есть масса примеров второго аспекта природы Бога. Ситуация с Иудой точно один из таких случаев. В книги Захарии сказано:
И сказал Я тогда: «Если вы хотите заплатить Мне, то заплатите. Если же не хотите, не надо!» И тогда они заплатили Мне тридцать серебреников. (Зах. 11:12)
Ясно, что Бог знал задолго, что Иуда предаст Его в руки Его врагов. Если Бог знал, то Он сделал что-то плохое, раз не остановил его? Разве в таком случае не Он ответственен за зло, которое мы делаем? На самом деле это даже еще более сложный вопрос. В каком-то смысле предательство Иуды было вызвано Богом. Иисус Христос сказал Иуде: «Сделай скорее то, что собираешься сделать» (Евангелие от Иоанна 13:27). И после этого сатана вошел в Иуду. В каком-то смысле Иисус побудил Иуду сделать зло, чтобы произошло что-то лучшее – чтобы все человечество получило прощение за свои грехи. Так ли это? Вопросы ожесточения сердца человека обсуждаются в послании Римлянам девятой главе. Здесь Бог вкладывает следующие слова в рот Павла:
«Так вот, Бог проявляет милость к тому, кого Сам избирает для милости Своей, и ожесточает тех, кого Сам выбирает для этого. Вы, может быть, скажете мне: «Если Бог руководит нашими поступками, то почему же, в таком случае, Он винит нас? Кто станет противиться воле Его?» Да, но кто же ты, человек, чтобы задавать такие вопросы Богу? Ведь не спрашивает же глиняный горшок у горшечника: «Почему ты создал меня таким?» И разве глина не подвластна воле горшечника, когда он превращает кусок глины в особый сосуд или в простой кувшин?» (Римлянам 9:18-21)
Возможно даже еще более сильное заявление в той же главе:
«Что же сказать теперь? Ведь Бог не бывает несправедлив, не так ли? Разумеется, не бывает! Ибо сказал Он Моисею: «Я помилую того, кого Сам решу помиловать, и сжалюсь над тем, над кем Сам решу сжалиться». Это значит, что Бог выбирает, кому из людей оказать милость, независимо от человеческих усилий. Но, согласно Писанию, Бог сказал фараону: «Я сделал тебя царём для того, чтобы через тебя явить всем силу Мою, и имя Моё было проповедано по всей земле». (Римлянам 9:14-17)
Когда мы читаем этот отрывок, то может показаться, что Божья воля подталкивает людей к разным поступкам и ведет Себя несправедливо. Но Бог ведет себя справедливо. Как мы можем найти согласие между идеей свободы воли человека и Божьей суверенной власти и воли?
Я достаточно размышлял об этом «конфликте» — конфликте воли Бога и воли человека. Позвольте мне дать вам свой ответ, но в тоже время позволить вам сделать ваш собственный вывод. Прежде всего, я верю в свободу воли. Есть много отрывков в Библии, которые ясно говорят и показывают то, что Бог дает нам свободный выбор:
«Я даю вам сегодня выбрать одно из двух и призываю небо и землю в свидетели вашего выбора. Вы можете избрать жизнь или смерть: первый выбор принесёт благословение, второй проклятие. Изберите жизнь, и тогда и вы, и дети ваши будете жить! Любите Господа, Бога вашего, будьте послушны Ему, никогда не оставляйте Его. Ибо Господь жизнь ваша, Он даст вам долгую жизнь в земле, которую обещал дать вашим предкам Аврааму, Исааку и Иакову». (Второзаконие 30:19,20)
И вот другой пример очень ясного понимания того, что окончательный выбор остается за человеком. Иисус Навин верит в свободу воли человека, хотя он и не использует этот термин.
«Но если вы не хотите служить Господу, тогда вы должны выбрать для себя сегодня, кому вы будете служить: будете ли вы служить богам, которым поклонялись ваши предки, когда жили на другой стороне Евфрата, или будете служить богам аморреев, на земле которых вы живёте. Вы должны сделать для себя выбор, я же и дом мой приняли решение. Мы будем служить Господу!» (Иисус Навин 24:15)
Иисус Христос тоже согласен с тем, что Бог дал человеку свободу воли:
«Кто хочет жизнь свою сохранить, тот её потеряет, но кто потеряет её ради Меня, тот её сохранит». (Луки 9:24)
И рассмотрим еще один отрывок из Библии:
«Если человек хочет делать угодное Богу, то узнает, от кого это учение: от Бога или от Меня Самого». (Иоанна 7:17)
Понятно, что существует Божья воля для нашей жизни, но также понятно, что Он дает человеку свободу воли — дает нам выбор. Он позволяет нам принять Его волю или отказаться от нее. Есть масса отрывков в Библии, которые учат об этом.
Божья воля и воля человека: точки соприкосновения
Так как же нам объединить эти два понятия и две эти вещи в одно? Позвольте мне сказать две вещи об этом. Прежде всего, Бог существует вне времени. Он знает прошлое, настоящее и будущее. Он знает, чем все кончится до того, как еще что-то началось. Следовательно, когда Бог предсказывает будущее, это не означает, что Он ускоряет события, как нам это может показаться. Когда Бог предсказал, что Иуда предаст Иисуса за тридцать серебренников, это не означает, что Он ускорил события, как мы можем подумать. Бог существует вне времени. Второе – Он влияет на жизни людей, но Он не предопределяет, куда в итоге пойдут люди – в ад или в рай. Рассмотрим Иуду. Бог мог использовать тот факт, что Иуда отвернулся от Него для Своего плана исполнения пророчества, с последующим распятием Христа и прощением грехов человечества. Тем не менее я верю, что Иуде Богом была дана полная свобода выбора.
Он мог покаяться после предательства Иисуса Христа. Петр предал Иисуса Христа. Он мог также трагично закончить свою жизнь, как и Иуда, но он покаялся. Иуда решил красть деньги из копилки. Он выбрал грехи. Может показаться, что Бог манипулирует событиями, чтобы исполнить Свою волю, но я не вижу ни одного доказательства того, что Иуда был лишен свободы выбора.
Можно еще много примеров вспомнить. Римлянам девятая глава вызывает нас, говоря «кто мы такие, чтобы задавать Богу такие вопросы». Это хорошая идея. Если мы пытаемся намекать Богу о Его справедливости, то Его терпение может и закончиться. Это объясняет тон этого отрывка. Бог справедливый. Бог любящий. Мы кто такие, чтобы говорить с Ним в таком тоне? Даже в случае с Фараоном, я верю, что Бог ожесточил его сердце. Бог позволил целой серии событий произойти перед тем, как Фараон отпустил израильский народ служить Богу в пустыне. Сердце фараона настолько ожесточилось, что наконец, он отпустил народ в пустыню. Да, я вижу, что Бог вмешался в этой истории. Божья воля в жизни Фараона и народа израильского сопутствовала тому, чтобы они могли начать праздновать Пасху. Тем не менее я не вижу, что Фараон был лишен свободы выбора – он мог смягчить свое сердце в любой момент. Он мог покаяться даже после того, как отпустил народ. Он мог смирить себя, покаяться и быть спасенным от своих грехов.
Бог всегда желает лучшего для человека
Мои выводы в следующем: Бог вмешивается в нашу жизнь. Божья воля в том, чтобы привести нас в лучшее место. Я доверяю Богу, хотя я и не могу доказать это, я верю в Его справедливость. Я верю, что Он дает нам полную свободу выбора, хотя и вмешивается в жизни отдельных людей. У нас есть полная свобода выбрать – служить Ему или дьяволу. Для меня или для вас это очень много. Это очень много власти и силы. Это настолько много, что нам и не справиться самим. Но Бог великий. Он сказал, что оправдает каждого, кто верит в Иисуса Христа. Бог правит и имеет власть над народами, но как-то в тоже время Он все еще дает каждому выбор – служить Ему или нет.
По крайней мере, я вижу это так.
На все воля Божья: желания Бога и страдания человека
Правда ли, что на все воля Божья? Отрывок из Библии в послании Римлянам и многие другие свидетельствуют о том, что исполнение воли Божьей может быть приятным, угодным и совершенным, но исполнить волю Божью было невероятно трудно даже для Иисуса Христа.
Потому молю вас, братья, ради этого милосердия Божьего, принесите жизни ваши Богу в жертву живую, святую и угодную Ему. Это будет вашим духовным служением Богу. И пусть законы мира этого более не руководят вами. Вместо того, пусть разум ваш возродится и принесёт вам обновление, чтобы вы поняли и приняли то, чего Бог желает для вас, тогда вы узнаете волю Божью: что есть добро, что угодно Ему и что совершенно. (К Римлянам 12:1,2)
Также есть много отрывков, которые показывают, что исполнение Божьей воли влечет за собой страдания и трудности. Как примирить эти видимые противоречия?
Я думаю, что вы в некоторой степени не поняли Римлянам 12:1-2. Этот отрывок из Библии не говорит, что исполняя Божью волю, это будет приятно для НАС. Это хорошо, и это угодно Богу, когда мы исполняем Его волю. Это не всегда приятно нам, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Для Иисуса жертвование Своей жизнью за наши грехи не было приятным и очень радостным. Он был высмеян, Его пытали и распяли, но Он это сделал. Пожалуйста, не думайте, что когда мы приносим свою жизнь как добровольную жертву (Послание Римлянам 12:1-2), это будет временем, полным удовольствия и веселья.
Жертвование своей жизнью — это что-то противоположное, по крайней мере, на некоторое время. Жертвовать не просто. Кстати, жертва, упоминаемая в Послании к Римлянам 12:1-2, является жертвой всесожжения из первой главы книги Левит. Павел при написании Римлянам 12:1-2, безусловно, имеет в виду эту жертву. Через сжигание всего животного приносится дар Богу. Это не было жертвой за грех, но это было приношение и «благоуханное приношение» (Левит 1:17). Это предложение, которое хорошо «пахнет» для Бога. Когда мы полностью предлагаем себя Ему, это радует Его.
Таким образом, в Послании к Римлянам 12:1-2 я не вижу никаких признаков того, что жертва всей нашей жизни будет «приятной». Воля Божья в том, чтобы мы предлагали себя Ему, а не угождали себе. В долгосрочной перспективе, если мы следуем Его благой, угодной и совершенной воле, это вознаградит нас так же, как исполнение воли нашего Отца наполняет нас счастьем и удовлетворяет нашу потребность в том, чтобы любить Его и быть любимыми Им. Но в Послании к Римлянам 12:1-2 нет никаких намеков, что приношение этой жертвы будет веселым и приятным. Здесь нет никакого противоречия. На самом деле, Ваш вопрос уже содержит пример Божьей воли с участием страдания и жертвы. Предоставлять нашу жизнь Богу как «жертву всесожжения» будет трудно. Это является сложной задачей. Она может включать физическую и эмоциональную боль и страдания, но это хорошо и угодно Богу.
Подражайте Богу, как дети возлюбленные, и живите жизнью, отмеченной любовью, так, как Христос любил нас и принёс Себя в жертву ради нас — благоуханное приношение и жертва Богу. (К Ефесянам 5:1,2)
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви
Свобода глазами Бога
Разные виды свободы: Свобода от рабства, политическая свобода, свобода слова, свобода выбора, свобода совести, свобода передвижения и так далее.
I. ЧТО ТАКОЕ СВОБОДА?
Возможные ответы:
— Свобода = независимость: когда ты ни от кого не зависишь и никому ничего не должен.
— Свобода = безнаказанность: когда ты можешь безнаказанно делать всё, что хочешь.
— Свобода = вседозволенность: когда ты можешь себе всё позволить.
Настоящая свобода – это та, свобода, для которой мы были созданы, и которая была дана человеку Богом при сотворении. Кто-то может подумать, что речь идёт о независимости и вседозволенности. Но это не так.
1. Свобода, которую Бог дал человеку, не является независимостью.
Бог не создал человека независимым. Человек с момента сотворения зависел от своего Творца, зависит и будет от Него зависеть всегда.
2. Свобода, которую Бог дал человеку, не является вседозволенностью.
Бог не сказал Адаму: «Я тебя сотворил, и теперь делай, что хочешь». С самого начала Бог оговорил рамки дозволенного и определил, что для человека будет недозволенным.
3. Свобода, которую Бог дал человеку, не является безнаказанностью.
Как нам известно, Адам и Ева были наказаны за нарушение Божьей Заповеди (Бытие 3).
Когда человек согрешил, он утратил свободу и стал рабом греха и смерти: 2 Петра 2:19 «. ибо, кто кем побежден, тот тому и раб».
Каждый приходящий в этот мир человек, является рабом греха и тления. Как это проявляется?
Во-первых, все решения, которые принимает человек, принимаются им под воздействием греха. Это чем-то напоминает решения, принятые человеком в состоянии алкогольного опьянения. С точки зрения пьяного человека, все его решения – логичны и правильны, все его движения – точны и чётки. Но на самом деле это совсем не так.
Пример: Достаточно вспомнить, как милиция проверяла пьяных водителей на алкогольное опьянение, заставляя их пройти по прямой линии или с закрытыми глазами коснуться указательным пальцем кончика носа. Пьяный водитель неуклюже и безуспешно пытается исполнить требуемые упражнения. Ему кажется, что он всё делает быстро и правильно, тогда как со стороны его движения выглядят смешными и нелепыми.
То же самое справедливо по отношению к человеку, поражённому грехом. До тех пор, пока он не освободится от власти греха, он является рабом и слугой своего греха. Как раз об этом Иисус Христос и проповедовал своим ученикам: Иоанна 8:34 «Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха».
Пока человек находится в рабстве греха, он не видит реальной картины происходящего и действует под влиянием своей грешной природы: Римлянам 7:19-25 «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию – закону греха».
Во-вторых, независимо оттого, что мы делаем и какие решения принимаем, мы являемся рабами тления. Это означает, что мы не можем не болеть, не стареть и не умирать. Наше тело – не вечно: оно болеет, стареет и, в конце концов, умирает. И это оказывает прямое влияние на нас и на нашу жизнь.
II. В ЧЁМ ЖЕ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СВОБОДА, ДАННАЯ НАМ БОГОМ?
Бог и свобода: Бог обладает абсолютной свободой. Но это не значит, что Он вытворяет всё, что Ему взбредёт в голову. Он живёт и существует по Святым Законам, которые Он не нарушает, иначе бы Он перестал быть Святым. Иными словами, свобода – это не анархия, а Бог – не самодур.
Мы и свобода, которую нам дал Бог: Поскольку мы были созданы Богом по Его образу и подобию, житие по Божьим Законам является для нас свободой, а нарушение их свидетельствует о том, что мы являемся рабами греха. Жизнь по законам Бога не должна для нас быть в тягость, а должна быть в радость.
III. КАКИМ ОБРАЗОМ МЫ МОЖЕМ ПРИОБРЕСТИ СВОБОДУ:
Мы знаем, что от рождения каждый из нас является рабом греха и тления. Теперь нам предстоит выяснить, возможно ли освободиться от рабства греха и смерти и если да, то каким образом мы можем приобрести эту свободу?
1. «…Истина сделает вас свободными»
Иоанна 8:31-32 «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными». Таким образом, освобождение от рабства греха и тления приходит через познание Истины. О какой истине идёт речь? Об истине, сокрытой в Слове Божьем.
Вывод: До тех пор, пока человек не познает Божью истину через Слово Божье, он не сможет обрести свободу, обещанную Иисусом Христом.
2. «Если Сын освободит…»
Иоанна 8:34-36 «Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете».
Этот стих свидетельствует, что приобрести свободу, обещанную Богом, можно. И это возможно только благодаря Сыну Божию.
Вопрос: Каким образом Сын (речь идёт об Иисусе Христе) может освободить нас от рабства греха и тления? Ответ: Евреям 2:14-15 «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству».
Пророчество Исаии: Исаия 61:1-3 «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача – елей радости, вместо унылого духа – славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его».
Эти слова Иисус Христос прочёл в синагоге (Лука 4:18) и сказал о них: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лука 4:21). Господь Иисус говорил о Себе, ведь Он пришёл на землю, чтобы освободить Своё творение – человека – от власти греха и смерти.
«Лето Господне благоприятное». В Ветхом Завете так назывался юбилейный год, когда все рабы отпускались на свободу, а должникам прощались их долги. Новый Завет провозглашает: «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения!» (2 Коринфянам 6:2б).
Это означает, что сейчас (сегодня) каждый человек, принимающий Иисуса Христа своим Богом и Спасителем, имеет возможность обрести свободу от рабства греха и смерти.
IV. СВОБОДА ЯВЛЯЕТСЯ БОЖЬИМ ЗАКОНОМ:
В Новом Завете свобода во Христе названа «Законом духа жизни» и «Законом свободы»:
1. Свобода во Христе названа «Законом духа жизни…»
Римлянам 8:1-2 «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». 2 Коринфянам 3:17 «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода».
Закон Божьей свободы распространяется на тех, кто находится не под Ветхозаветным Законом, а под Христовой благодатью: Римлянам 6:14 «Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью».
2. Свобода во Христе названа «Законом свободы»
Поэтому необходимо помнить, что нас (принявших Иисуса Христа) Господь судит не по Ветхозаветному Закону, а по Новозаветному Закону свободы: Иакова 2:12 «Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы».
Кроме того, Слово Божье обещает благословение всем находящимся под Законом Свободы:
Иакова 1:25 «Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нём, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии».
V. ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ С ЭТОЙ СВОБОДОЙ?
Итак, мы выяснили, что такое свобода, и что её можно получить во Христе. Последний вопрос, который нам предстоит обсудить, следующий: «Предположим, мы получили свободу от рабства греха и тления. Что же нам теперь с ней делать?»
Господь дарует нам свободу не для того, чтобы мы делали всё, что нам захочется. Вспомните, чем свобода является, и чем свобода не является. Когда мы забываем о том, что свобода это не вседозволенность, безнаказанность и независимость от Бога, тогда мы снова попадаем в рабство греха. Поэтому Священное Писание предупреждает нас о том, как следует жить и использовать свободу, дарованную нам Иисусом Христом:
Галатам 5:1 «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства». Галатам 5:13 «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу». 1 Петра 2:16 «…как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии».
Если наша свобода заключается в том, чтобы быть рабами Бога, то поскольку это рабство является рабством по любви, мы должны любить нашего Господа и подчиняться Ему и Его воле.