зачем бог создал дьявола православие
Зачем Бог создал Сатану и Грешную Свободу?
Зачем Бог создал Сатану и Грешную Свободу?
Обратимся к библейскому учению о сатане:
«Бог создал все, включая ангелов и демонов» (Колоссянам 1: 15-16).
«Все, что создал Бог, изначально было хорошо» (Бытие 1:31; 1 Тимофею 4: 4)
*Это очень важное утверждение: изначально всё было хорошо! То есть было только Добро, а Зла не было и в помине!
«Некоторые ангелы согрешили и обречены на вечную погибель» (1 Иоанна 3: 8; 2 Петра 2: 4; Иуды 6).
*А вот тут возникает большой и очень серьёзный вопрос: «Если некоторые ангелы согрешили, то получается, что они были созданы Богом со способностью грешить? То есть, у них была свободная воля грешить? И что такое грех? Надо полагать, что в понимание Творца, грех — это нежелание его божественного окружения (части его) беспрекословно подчиняться Воле и Приказам Творца. И тут же возникает ещё один вопрос: «А зачем Творец, в своих божественных созданиях, посеял семя возможного греха, то есть Зла (в Его понимании)? Если бы Он этого не сделал, то человек до наших дней не знал бы и не ведал, что такое Грех и Зло!?
*С этими двумя последними утверждениями мы знакомы из истории с серафимов Люцифером.
Исходя из всего изложенного, Церковь утверждает: что мир без свободы воли и сатаны в любой день был бы ужасным миром для жизни, чем мир со свободной волей и сатаной. …. «Зло будет существовать, потому что Бог в СВОЕЙ природе добр. Итак, любой, кто противится или отвергает доброго Бога, совершает зло. Таким образом, мир со свободной волей и без сатаны все равно будет содержать зло.» Похоже, в в рассуждениях на эту тему, мы попали в замкнутый круг, из которого нет выхода. И это не удивительно! Ибо человек с его ничтожным разумом никогда не постигнет Безграничную Сущность Творца.
Заканчиваю статью и собираюсь в магазин, за хлебом божьим. Поскольку Господь даровал мне Свободу Выбора, то маску на лицо не надену! Не знаю, что по этому поводу сказал бы Господь, но местная Власть называет это Грехом и Неповиновением и угрожает штрафом!
НУ и чёрт с ним! Я грешен ибо я Свободный Человек!
*Не могу удержаться от вопроса: «Ну какого черта Бог создал Сатану?».
Почему любящий Бог создал Ад?
http://cogmtl.net/Articles/115.htm Информация взята отсюда
Почему любящий Бог создал Ад?
Ад не был создан для неверующих людей, грешников… Он был приготовлен для дьявола и падших ангелов. Откуда мы это знаем? Сам Иисус Христос сказал нам об этом в Матфея 25:41: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный Диаволу и ангелам его».
Итак, в Евангелии от Матфея 25:41 говорится, что Ад был приготовлен для «Дьявола и ангелов его». В этом было исконное предназначение Ада.
Тогда возникает вопрос: Если ад был создан для дьявола и падших ангелов, то почему в ад попадут не только дьявол и падшие ангелы, но и люди?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить, кто из людей попадёт в Ад.
1. ПРОКЛЯТИЯ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТОВ
Однако Ветхозаветные времена закончились 2000 лет назад. Мы с вами живём в эпоху Нового Завета. Кто, согласно Библии, находится под Божьим проклятием и осуждением Нового Завета?
Об этом читаем в Евангелии от Иоанна 3:16-18 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия».
Итак, согласно Библии, проклятие Нового Завета распространяется на тех, кто не принимает жертву Иисуса Христа. Такие люди попадут в Ад.
Мы уже говорили о том, что в Библии сказано о том, что ад был создан для дьявола (сатаны) и падших ангелов. Необходимо обратить внимание на то, что имя «Сатана» переводится с греческого как «противник». Итак, это не просто имя, а определение сущности сатаны, который является противником Бога (и человека, созданного по образу и подобию Божию).
Ад, будучи изначально «уготован дьяволу и ангелам его», поглотит не только сатану и падших ангелов – противников Бога, но и людей, которые по своей природе являются «сынами противления» и противниками Бога:
Ефесянам 5:6 «Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления».
Колоссянам 3:5-6 «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления».
Согласно Ефесянам 2:2, такие люди названы сынами противления, поскольку живут «по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления».
Именно об этих людях и повествовал Иисус Христос в Матфея 25, предупреждая, что они попадут в Ад: Матфея 25:35-46.
Рекомендуем вам также ознакомиться со статьёй «Что нас ждёт после смерти?»
7. Почему Бог создал сатану?
7. Почему Бог создал сатану?
Сатана не был сотворен таковым. Это был осеняющий херувим, который имел почетную обязанность. Но когда в нем зародилась гордость и зависть, и он помыслил злое, то превратился в дьявола.
Бог сотворил Своих подданных чудным образом: со свободой мысли и свободой выбора. Ум интеллектуальных существ был создан таким образом, что мог постоянно познавать. Ангелы с каждым днем открывали для себя все расширяющуюся любовь своего Творца, и мелодичные звуки хвалы и благодарности срывались с их уст. Они находили в этом удовольствие и радость: «При общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божьи восклицали от радости» (Иов. 38,7). Они славили своего Творца и Владыку, и делали это не принужденно, но сознательно. Они могли свободно мыслить и самостоятельно избирать свои действия. В этом и заключалась мудрость и любовь Отца к Своим детям. Вот этой свободой воспользовался осеняющий херувим в эгоистичных целях, он позавидовал Богу, захотел быть подобным Ему, даже выше. Господь не препятствовал ему в его притязании, и это не говорит о бессилии Бога. Бог проявил справедливость по отношению к более слабому: не употребил Своей силы. Он только раскрыл бунтовщику все последствия его возмущения.
«До тех пор, пока все сотворенные существа признавали справедливость закона любви, во всей Вселенной царила совершенная гармония. Исполнение воли Творца приносило радость небесному воинству. В отражении Его славы и прославлении Его имени они находили высшее удовольствие. И поскольку Бога они любили превыше всего, то и друг ко другу относились с искренним дружелюбием и бескорыстием. Ни один фальшивый звук не нарушал небесной гармонии. Но настала перемена в этом счастливом царстве. Некто злоупотребил свободой, дарованной Богом всем существам и восстал. Грех зародился в том, кто после Христа был возвеличен Богом превыше всех, кто обладал наивысшим могуществом и славой среди всех небожителей. Люцифер, «сын зари», «святой и непорочный», был первым среди осеняющих херувимов. Он предстоял перед лицем Великого Творца; и непреходящие лучи славы, окружающие вечного Бога, озаряли его. «Так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божьем; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями… Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божьей, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез. 28,12-15).
Постепенно Люцифер взрастил в себе стремление к самовозвышению. В Писании сказано: «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою» (Иез. 28,17). Ты «… говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божьих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов…, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14,13-14).
Несмотря на то, что слава, окружающая его исходила от Бога, этот могущественный ангел начал смотреть на нее, как на собственную. Недовольный своим положением, хотя он и был возвеличен превыше всех небожителей, Люцифер осмелился добиваться славы, подобающей только одному Творцу.
Вместо того, чтобы направлять внимание всех небесных существ к Богу, как к единственному Центру их любви и почтения, он стремился заставить их преданно служить себе. Желая славы, которой Безграничный Отец окружил Своего Сына, этот князь ангелов домогался власти, принадлежащей только Христу.
Таким образом было нарушено совершенное согласие, царившее на Небе. Склонность Люцифера превозносить себя, а не своего Создателя, встревожила небожителей, которые считали, что наивысшей славы достоин лишь Бог. В небесном совете ангелы умоляли Люцифера смириться. Сын Божий представил ему величие, доброту и справедливость Творца, священную и неизменную природу Его закона. Сам Бог установил порядок на небесах, — отступив от него Люцифер обесчестил бы своего Творца и обрек себя на погибель. Но это предостережение, исполненное безграничной любви и сострадания, лишь еще больше ожесточило его. Люцифер позволил возобладать в себе чувству зависти ко Христу и стал действовать более решительно.
Князь Ангелов собирался оспорить верховную власть Сына Божьего, чтобы таким образом подвергнуть сомнению мудрость и любовь Творца…
С глубоким состраданием Милосердный Творец пытался спасти Люцифера и его приверженцев из бездны греха, куда они были готовы упасть. Но Его сострадание было ложно истолковано. Люцифер расценивал долготерпение Божье, как доказательство своего собственного превосходства, как знак того, что все же настанет время, когда Царь Вселенной согласится с его требованиями. Он пытался убедить Ангелов, что если они будут тверды в своей приверженности ему, то добьются желаемого. Люцифер, упорно отстаивая свои позиции, вступил теперь в открытую борьбу с Творцом.
Вот как получилось, что Люцифер, «осеняющий херувим», причастник Божьей славы, страж Его трона, по причине греха стал сатаной, «противником» Господа и святых Ангелов, губителем тех, кто ему подчинялся».
Читайте также
Глава XXI Почему наперед знающий все Бог создал тех, которые согрешат и не раскаются?
Глава XXI Почему наперед знающий все Бог создал тех, которые согрешат и не раскаются? Бог, по благости Своей, приводит из небытия в бытие все существующее и о том, что будет, имеет предведение. Итак. если бы те, которые согрешат, не имели в будущем получить бытие, то они не
1. Бог создал все, а кто создал Бога?
1. Бог создал все, а кто создал Бога? На этот вопрос отвечает сама наука. Материалисты приписали роль Творца (Бога) материи. Если поставить встречный вопрос: Кто создал материю?Нам ответят: «Материя вечна, ее никто не создавал — она создавала и творила». Это поясняют
9. Почему Бог не переубедил сатану, или почему не уничтожил его, а изгнал его на нашу землю?
9. Почему Бог не переубедил сатану, или почему не уничтожил его, а изгнал его на нашу землю? Некоторые думают так: «Вот, бессильный Бог, не мог справиться со Своим созданием и прогнал его на землю, чтобы мы мучились всю жизнь». — Это далеко не так. Сатане был показан результат
12. Почему Бог не создал одновременно Адама и Еву? Какова этому причина?
12. Почему Бог не создал одновременно Адама и Еву? Какова этому причина? Адам и Ева хотя и были созданы в один день, в шестой (Быт. 1,27), но не одновременно — вначале Адам и, только спустя некоторое время — Ева. (Быт. 2,20-22). Предположим, что Бог создал бы их одновременно в один
4.8 Кто создал это, пп.7-10
4.8 Кто создал это, пп.7-10 7. Вначале. Открыл раби Эльазар и сказал: «Поднимите глаза и увидите, КТО СОЗДАЛ ЭТО» (Ишаяу 40, 26; русский перевод стр. 277, 26). Куда поднять глаза? На то место, от которого зависят глаза всех. Кто Он? Он открывающий глаза, малхут головы А”А. И там увидите,
7. Кто создал Христианство?
7. Кто создал Христианство? На юге США, где я живу, христианство неотделимо от Библии. Большинство христиан посещают церкви, где проповедуют Библию, изучают Библию, твердо следуют Библии (по их утверждению). Среди христиан этой части мира бытует неписаное правило: кто не
Кто создал зло?
Кто создал зло? Если Б-г абсолютное добро, то кто создал зло?ЭдикБ-г создал всё, что существует, и в том числе зло. Однако Ваш вопрос очень важен: как мог Б-г – Абсолютное Добро (как сказал царь Давид в Тэилим 34, 9: «Вкусите и увидите, как добр Господь…») – создать зло?В
Зачем Б-г создал горы?
Зачем Б-г создал горы? Уважаемый раввин! 4 года назад я сделал тшуву, но уже долгое время не могу ответить одному человеку на следующий вопрос: для чего Б-г создал всякие горы?СемёнЕсли подходить к Вашему вопросу «попросту», то он не трудный. Потому что польза гор очевидна.
Почему Творец вначале создал Адама и Еву как единое целое, а потом их разделил?
Почему Творец вначале создал Адама и Еву как единое целое, а потом их разделил? Адам изначально был и мужчиной и женщиной вместе, зачем ему понадобилось разделение?АлександрВ Торе два раза говорится о сотворении человека – «по-разному». В одном месте (Бэрешит 5, 2) сказано:
Почему Бог создал Еву из ребра Адама, а не из того же «праха земного», что и Адама?
Почему Бог создал Еву из ребра Адама, а не из того же «праха земного», что и Адама? Согласно преданию, первой женой Адама была не Ева: сотворив Адама, Бог вылепил ему из глины жену и назвал ее Лилит. У Адама с Лилит сразу же возник спор: Лилит утверждала, что они равны, так как
31. О ложном утешении сатаны, напускаемом во время упокоения сном, и как ум рассеивает его теплым призыванием имени Иисуса и самого сатану обращает в бегство
31. О ложном утешении сатаны, напускаемом во время упокоения сном, и как ум рассеивает его теплым призыванием имени Иисуса и самого сатану обращает в бегство Когда ум начнет ощущать благодатное утешение Святого Духа, тогда и сатана свое влагает в душу утешение в кажущемся
Кто же создал зло во мне?
Кто же создал зло во мне? – Я ощущаю, что я наг и стыжусь этого?– Да. Возникает стыд. И этот стыд является силой, мотивом, который движет человеком.– Я начинаю ощущать, что есть отдача, и это очень хорошо, а есть я – полный эгоист, и поэтому я стыжусь.– Ты противоположен на
Глава 612: Слова Аллаха Всевышнего: «Аллах создал Каабу, Заповедный Дом, как опору для людей и (создал Он) запретный месяц»[1194]. 763 (1591). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Разрушит Каабу[1195]
5. А почему Бог создал разных Ангелов? Вопрос:А почему Бог создал разных Ангелов?Отвечает священник Константин Пархоменко:Мы можем только предполагать об этом. Мы знаем, как поразительно разнообразен наш природный мир. Святитель Иоанн Златоуст писал, что изобилие видов
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”. Смотрите очередной прямой эфир на странице «Фомы» в Facebook по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.
Часто в результате своего греха человек причиняет страдания окружающим, которые не виноваты в его выборе. Не следовало бы предотвратить хотя бы эти последствия? Почему Бог позволяет страдания невинных?
Бог создал мир как гармоничное единство, люди призваны к общению между собой, с Богом и с ангелами. Мы, люди, по своей природе, существуем в различных отношениях друг с другом — и это Божий замысел. Мы можем любовью служить друг другу, и даже в этом падшем мире так бывает — гении искусства или науки делятся своими открытиями и творениями с другими, мудрые люди помогают другим стать мудрее, мы постоянно соприкасаемся с теми или иными проявлениями доброты и служения со стороны других — хлеборобы растят для нас хлеб, пекари его выпекают, водители развозят его по магазинам, дворники поддерживают чистоту и т.д.
Но грех тоже может использовать эту взаимосвязанность — злые люди могут распространять ложные и пагубные идеи, мошенники — обманывать, убийцы — убивать, и вообще люди могут проявлять несправедливость по отношению друг ко другу. В мире, где свободные существа призваны проявлять любовь и заботу в отношении своего ближнего и возрастать в мудрости, они могут отказаться от любви и мудрости и поступать по ненависти и соперничеству.
Бог мог бы совершить Суд в эту самую минуту, но тогда все, кто не отозвался на Его призыв к покаянию и вере, останутся снаружи. Бог терпит злых — даже когда они причиняют зло невинным — потому что ожидает их покаяния.
Но каким образом мы можем быть виновны в Падении — событии, которое произошло задолго до нас и без нашего участия?
Падение — это не только событие, которое имело место когда-то в прошлом. Рассказ в третьей главе книги Бытия описывает и наш опыт тоже — и мы сами слушаем змея, а не Бога, а согрешив, перекладываем ответственность на других, как Адам на Еву (и косвенно на Бога), а Ева — на змея. Мы являемся не только наследниками, но и активными участниками Падения.
Почему Бог не может или не хочет изменить человека сразу, как только он попросит — например, от дурных привычек бывает очень трудно избавиться?
Исправление наклонностей, характера, привычек, предпочтений — это долгий процесс духовного и нравственного роста, в котором невозможно обойтись без воли самого человека.
Это процесс, который совершает благодать Божия, но совершает изнутри, через волю самого человека. Например, моя лень или гневливость — это мои черты, часть меня, это то, что могу изменить только я, приняв для этого помощь Божию.
Христиане говорят, что за злом мира стоит дьявол, который «борется с Богом». Но как он мог бы бороться со всемогущим Богом? Почему Бог не покончит с дьяволом, в таком случае?
Сатана не подает визитной карточки, и его внушения достигают нас в виде приходящих нам мыслей (в аскетической традиции такие мысли называются прилогами) или через других людей.
Однако каждый человек сам несет ответственность за свой выбор: он может слушать или не слушать подстрекательств сатаны, он сам решает — охотно увлечься грехом или противиться ему.
Диавол никоим образом не является неким «противобогом», он всего лишь творение, и ему на небесах соответствует не Бог, а архангел Михаил. Диавол существует только потому, что Бог позволяет ему существовать.
Во-первых, дьявол это не столько личность, сколько должность — если уничтожить данного духа, его место внизу адской иерархии тут же займет кто-то из его товарищей по падению. Истребить же всех падших существ, которые когда-либо воспротивились Богу, значило бы искоренить из мироздания свободную волю как таковую.
В-третьих, мы можем обратиться к еще одному образу конфликта между Богом и сатаной, который мы находим в Писании — образу судебного процесса. Бог побеждает, утверждая правду, а не силу.
Людям оказана честь быть активными участниками космической битвы между силами добра и зла — и эта битва разворачивается, прежде всего, в их душах.
Как говорит книга Откровения, «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (Откр 12:9—11).
Как сказал один подвижник, мы можем прославлять Бога через хорошие вещи, когда принимаем их с благодарением, и через плохие, когда мы их решительно отвергаем.
Возможность сказать «нет» пострекательствам сатаны — это возможность духовного исправления и роста. Мы как бы оказываемся в ситуации эдемского сада, когда змей подстрекает нас нарушить заповедь, и говорим ему «нет».
Смотрите 5 сентября следующий прямой эфир на странице “Фомы” в Facebook.
Кто создал дьявола?
Приблизительное время чтения: 10 мин.
Это непривычный и пугающий вид мужества — он все эти две тысячи лет остается непривычным и пугающим. Святой Апостол Петр имел достаточно мужества, чтобы броситься на защиту Господа с мечем, против явно превосходящих сил противника. Но Господь сказал ему: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Матф.26:52) И через небольшое время Петр трижды отрекся — когда от него потребовалось просто признать, что и он «из учеников этого Человека».
Потому что мужество, которого требует Господь, непохоже на мужество этого мира. Как не похожа и война, которую Он ведет, на войны, которые в этом мире ведутся. Это война с гораздо, гораздо более страшным противником, и от ее развития зависит нечто гораздо, гораздо более важное.
У нас, христиан, есть уникальная информация, благодаря которой мы видим мир в совершенно иной системе координат. И мы понимаем, что он гораздо больше — у него есть духовное измерение, гораздо более обширное и важное, чем тот материальный мир, который мы воспринимаем органами чувств. Это измерение не находится где-то в другой вселенной — они пронизывает материальный мир и активно взаимодействует с ним. Могущественные духовные существа пребывают рядом с нами — Божии ангелы простирают над нами свой покров и хранят нас от зла. Хотя мы не видим их, они принимают самое деятельное участие в нашей жизни. Но не все обитатели духовного мира добры. Он охвачен мятежом и гражданской войной. Как говорит книга Откровения, «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:7-9)
Еще до грехопадения человека могущественный ангел восстал против Бога и обратился в того, кого Писание называет дьяволом (то есть клеветником) и сатаной (то есть противником), драконом и змеем. Он увлек за собой часть ангелов, которые обратились в «духов злобы поднебесных». Эти духовные мятежники непрестанно ищут разрушить Божие творение — и, особенно взаимоотношения Бога и человека.
Хотя мы, как правило, не видим ангелов — и бесов (да и век бы их не видеть), они проявляют себя в нашей жизни — прежде всего, побуждая нас к определенным мыслям и поступкам. Как говорит Евангелие, именно сатана вложил Иуде мысль предать Спасителя, он же подбил Ананию и Сапфиру солгать Духу Святому (Деян.5:3), он использует любые возможности, чтобы искушать христиан (1Кор.7:5), он идет на различные уловки, и даже притворяется ангелом света (2Кор.11:14), он обольщает народы, чтобы побудить их к мятежу против Бога (Откр.20:7).
Можно приводить и другие подобные стихи Писания, но картина ясна — зло это не слепая стихия. За злом мира стоит личностная, целенаправленно действующая духовная сила, или, учитывая других падших духов, силы. Именно они являются нашими врагами, и с ними мы ведем войну. Как говорит святой Апостол Павел,
«потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6:12-17)
За что ведется эта война?
Человеческие войны ведутся за ресурсы и территории, владычество и контроль. Разумеется, война между Богом и сатаной ведется не за это. Бог есть Творец всего видимого и невидимого, Он — неоспоримый Владыка мира, который Он создал и поддерживает в бытии. Сатана — всего-навсего падшее и мятежное творение. Но есть нечто гораздо более важное, чем вся вселенная, чем все звезды и галактики — бессмертные души людей. Именно за них и ведется борьба. Бог создал людей (как и ангелов) свободными и хочет привести их к вечной жизни в любви и радости; сатана стремится втянуть людей в своей мятеж, чтобы в итоге погубить их. Выражение «битва за умы и сердца» может звучать как штамп, но в данном случае это именно она — битва за души людей. Ни Бог, ни дьявол не интересуются геополитикой — вернее, интересуются ей лишь постольку, поскольку она как-то отражается на вечном спасении конкретных лиц. Ваша душа в глазах Бога гораздо важнее всего мира, всех его ресурсов и богатств, империй и царств, наций и военных союзов. Как говорит Господь, «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мар.8:36)
Единственная битва, которая имеет вечные последствия — это битва за души людей, потому что именно люди созданы для вечной жизни, которую могут навеки обрести — а могут и утратить. Поэтому война идет за Вашу душу — и души Ваших ближних. Дьявол, по ненависти к людям, определенно желает им и временных бедствий — но его главная цель состоит в том, чтобы погубить их бессмертные души.
Что же мы знаем о нашем враге?
Он знает, как заставить людей довериться обманщикам, как если бы они открывали истину, и губителям, как если бы они были спасителями.
Он всегда готов прийти на помощь человеку, который ищет оправдать свой грех и губительную глупость, ободрить и воодушевить тех, кто идет по пути погибели.
Очень часто так бывало — и бывает — что люди борются с бесами под визгливый смех этих самых бесов. Потому что они в это время сидят у них на загривке.
Противостойте ему
Как же мы можем противостать этой изощренной сверхчеловеческой силе? Собственно, сами по себе мы не можем — как овцы не могут противостоять волку. Но у овец есть Пастырь. Как говорит святой Апостол Иоанн, «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1Иоан.3:8)
Мы должны пребывать в общении со Христом — то есть, прежде всего, в Его Церкви, приступая к установленным Им Таинствам. Как говорится в молитве перед Святым Причащением: «… да не мнозе удаляяйся общения Твоего от мысленного волка звероуловлен буду». Одна из первых задач противника — отторгнуть нас от общения с Церковью — или не дать в нее войти, если мы пока еще снаружи.
Мы призваны тщательно хранить заповеди Божии — и отдавать себе отчет, что любой помысел и любое внушение, побуждающее нас нарушить заповедь (под каким бы то ни было предлогом) исходит, в конечном итоге, от врага нашего спасения. Как говорит святой Апостол Петр, «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8)
Конечно, это не значит, что мы должны испуганно озираться в поисках дьявола — он как раз использует это против нас. Трезвиться — это значит отдавать себе отчет в реальности духовной битвы и оценивать происходящее именно с точки зрения его духовного значения и духовных последствий. Как те или иные мои решения скажутся на моих отношениях с Богом? Не пытаюсь ли я приобрести что-то в этом мире ценой вреда для своей души? Не заключаю ли — прямо сейчас — сделки с обманщиком?
А взирать надо на Господа. Хитросплетенную паутину лжи бывает невозможно распутать — но она исчезает от света Истины. Ложь — во всех ее формах и видах — побеждается истиной. А Истина есть Христос. Мы наносим поражение злу не тогда, когда размахиваем кулаками, а когда ревностно стараемся быть угодными Господу нашему Иисусу Христу и делаем то, что Он говорит.
Иллюстрация: Коррадо Джаквинто (1703— 1766), «Дьявол перед Господом»