зачем евреи носят веревочки на поясе
Что такое цицит?
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Цицит — сплетенные вместе особым образом нити, которые прикрепляют по углам четырехугольной одежды. Согласно закону Торы, взрослые мужчины с 13-ти лет, т. е. с возраста Бар-мицвы — совершеннолетия — обязаны носить кисти цицит с любой одеждой, в которой есть четыре угла. Сегодня у религиозных евреев принято прикреплять кисти цицит к особому полотнищу, называемому талит. Различают «талит гадоль» — «большой талит» — и «талит катан» — «малый талит».
Талит и кисти цицит на нем являются принадлежностью исключительно еврейской одежды. Встретив человека с цицит, можете не сомневаться: перед вами — еврей.
Кисти цицит представляют собой плетенные узелками концы нитей, прикрепленных к краям прямоугольных полотнищ, одно из которых — талит катан, малый талит — надевают под рубашку или пиджак, а второй — талит гадоль, большой талит накидывают на плечи во время молитвы.
Тора повелевает евреям (Бемидбар 15): «Чтобы сделали себе цицит (кисти) на краях своих одежд… (Будете смотреть на цицит) и вспомните обо всех заповедях Всевышнего, и будете исполнять их».
Отсюда видим, что у заповеди цицит есть своя цель: напоминать еврею обо ВСЕХ заповедях, тем самым как бы подталкивая к их исполнению. И действительно, в форме кисти цицит (8 нитей и 5 узлов на каждой, итого — 13 элементов) и в самом слове цицит (числовое значение 600) скрыт намек на 613 заповедей Торы.
На протяжении всего светлого дня носят талит катан с цицит на нем — так выполняется заповедь цицит. Талит надевают сразу после утреннего омовения рук.
Размер талит, необходимый для того, чтобы его можно было назвать одеждой: 116 на 58 сантиметров (по другому мнению — 98 на 49).
При надевании надо произнести специальную браху (благословение) «аль мицват цицит», которая приведена во всех сидурах — еврейских молитвенниках. До этого надо проверить, все ли нити и узлы целы.
Во время утренней молитвы — молитвы Шахарит — еврей покрыт в талит гадоль, на котором тоже есть нити цицит. Перед накидыванием произносят другую браху — «леитатеф бацицит».
При повторном надевании (например, если между молитвами надо было выйти в туалет) браха не произносится.
Следует следить за тем, чтобы талит гадоль не висел на шее, а окутывал плечи, иначе — он не часть одежды.
Мудрецы сказали: «Если на дверях еврейского дома — мезуза, на его одежде — цицит, а на голове — тфилин, можно быть уверенным, что он далек от греха».
Иудаизм для почемучек — цицит
11.06.2004
Редактировать статью
«И сказал Г-сподь Моше так:
Говори сынам Исраэля и скажи им, чтобы делали себе кисти на углах одежд своих для поколений своих (…) чтобы видели это и помнили вы все заповеди Г-спода и исполняли их, и не высматривали вослед сердцу вашему и глазам вашим, за которыми вы блудно следуете. (…) Я — Г-сподь, Б-г ваш, Который вывел вас из земли Мицраима, чтобы быть для вас Б-гом».
Topa, Бемидбар, 15:37–41
«Тора предписывает привязывать к углам одежды, имеющей форму четырехугольника, особые кисти из шерстяных ниток, называемые цицит. В наше время вышло из обыкновения носить такую одежду, но чтобы исполнить эту заповедь Торы, мы носим т. н. “малый талит”, а перед молитвой “Шахарит” облачаемся в “большой талит”».
Кицур шулхан арух, законы цицит
Еврей весь день ходит, надев цицит, и вспоминает о заповедях.
(Мидраш раба, Бемидбар, 18)
В Торе говорится: «Кисти сделай себе на четырех углах одежды твоей».
Талмуд анализирует текст: наименьшее количество ниток в кисти — две; в Торе сказано «кисти», во множественном числе, а минимум множественного числа — два. Из слова «кисти» мы учим о четырех нитях (2х2).
Почему на первом отрезке принято делать 7 витков, на втором — 8, на третьем — 11, а на четвертом — 13?
Пять узелков — напоминание о пяти книгах Торы.
(Шулхан Арух, Орах хаим, 24:1)
Сумма количества витков (39) соответствует гематрии ивритских слов «Б-г один».
(Бейт Йосеф, Орах хаим, 8)
Это приводит человека в состояние, когда он не чувствует высокомерия, а испытывает богобоязненность.
(Бейт Йосеф, Орах хаим, 8)
Потому что молитва — это время разговора с Б-гом, а талит приводит к ощущению трепета пред Небесами. И посему неверно поступают те, кто во время молитвы откидывает талит с головы назад, на плечи. О таких сказано: «Меня [Б-га, — Й.Х. ] же бросил себе за спину». Подтверждение этой идеи можно найти в
книге «Зоhар», в главе «Бемидбар».
(Баэр hейтев, Орах хаим, 8:3)
В еврейском мире принято, что мальчик начинает носить цицит с трехлетнего возраста. Взрослея, он все больше и больше чувствует сладость заповеди, сопровождающую его с детства. Растет мальчик — «растет» и заповедь. Потому и Тора назвала кисти «гдилим», что это слово созвучно с слову «гделим» («растущие»).
(Традиция, восходящая к рабби Цви hа-Коhену из Риманова)
Сказали мудрецы наши, благословенной памяти (в Мидраше, — Й.Х. ), что Б-г являлся евреям в виде кантора, обернувшегося в талит. В книге пророка Даниеля говорится: «одежда Его бела, как снег».
(Атэрэт зкеним, 9)
Говорят мудрецы, что заслуга за исполнение заповеди цицит равна заслуге за исполнение всех заповедей вместе взятых, ибо сказано «чтобы видели это и помнили вы все заповеди». Значит, заповедь цицит, приводящая к исполнению всех остальных заповедей, приравнивается по значимости ко всем остальным.
Кроме того, цицит — заповедь более постоянная, нежели тфиллин. Заповедь цицит исполняют ежедневно, а тфиллин не исполняют в Шаббат и праздники, установленные Торой.
(Левуш, 25:1)
Цицит. Гид для новичков
от Источник
цицит
Цицит — слово аккадского (см. Аккад) происхождения — первоначально обозначало часть ткацкого станка. В библейском иврите цицит — кисть, служащая для украшения ткани (I Ц. 6:18), иногда этим словом обозначают пучок, в том числе например, прядь волос, чуб (Иех. 8:3). Цицит на одежде еврея имеют ритуальное значение. О заповеди ношения цицит говорится в книге Числа (15:38–41). Из библейского текста следует, что цицит нужно поместить на «четырех концах» всякого платья. В древности одежды изготовлялись из одного куска домотканого материала (см. Одежда. Библейская эпоха), и по краям этого одеяния помещали цицит. В каждом пучке нитей следовало поместить нить, окрашенную тхелет (см. Крашение): «И будет она у вас в цицит, и, глядя на нее, вы вспомните все заповеди Господни и исполните их. » (Чис. 15:39).
Как свидетельствуют дошедшие до нас изображения, в частности ханаанские, на Древнем Востоке было принято края одежды вельмож и царей украшать кистями (на аккадском языке — сисикту). Возможно, ношение цицит должно было символизировать новоприобретенную свободу и независимость вышедших из египетского рабства израильтян.
В Талмуде превозносят того, кто верен заповеди цицит: «Тот, кто исполняет заповедь ношения цицит, подобен тому, кто приветствует Шхину» (ТИ., Бр. 1:2, 3а; см. Шхина); «. У кого тфилла на голове, тфилла на руке, цицит на одежде, мезуза на дверном косяке, тот защищен от прегрешения» (Мен. 43б; см. Тфиллин, Мезуза). Цицит посвящен специальный трактат Цицит, относящийся к группе так называемых малых трактатов (см. Талмуд).
Законоучители спорили о том, нужно ли носить цицит на всех видах платья, ко всякому ли четырехугольному изделию из ткани (например, к одеялу) следует привязывать цицит или только к одежде, которую действительно носят (Мен. 43б, Шаб. 25б). Решено было прикреплять цицит только к одежде. Человек не обязан специально шить себе такое платье, чтобы к нему следовало привязывать цицит. Только в том случае, если у него уже есть четырехугольная одежда, он должен обзаводиться цицит (Мен. 42б).
Устный Закон (Циц. 1:3) указывает, что цицит должны быть видны из-под платья. Школа Шаммая предписывала, чтобы цицит виднелись из-под одежды на четыре пальца, школа Хиллела — на три пальца. В каждом из углов одежды проделывают отверстия, через которые продевают кисти из четырех нитей, складывают их вдвое и сплетают; одну из нитей — шаммаш (`служка`) — принято оставлять намного длиннее, чем остальные, ею связывают оставшиеся семь нитей. В каждой общине приняты свои способы связывания нитей, форма и количество узлов. Распространен способ вязания цицит из десяти узлов и 39 петель. Нити цицит, как правило, делают из шерсти.
Среди бытовых предметов воинов Бар-Кохбы (см. Бар-Кохбы восстание), найденных археологами, были цицит и куски шерстяных тканей, окрашенных тхелет. В Евангелии рассказывается о рвении фарисеев в исполнении заповеди цицит и о том, что кисти на их одеждах были чрезвычайной длины (Мат. 23:5).
С течением времени формы одежды изменились, и платье, изготовленное из одного четырехугольного куска ткани, стало редкостью. Заповедь ношения цицит приобрела только ритуальное значение. В новое время, как правило, цицит украшают только молитвенный таллит. Среди строго соблюдающих традицию евреев возникло обыкновение не расставаться с цицит в течение всего дня, а в некоторых хасидских (см. Хасидизм) общинах и ночью, для этого используют таллит катан (см. Таллит), который носят под верхним платьем, часто, согласно талмудическому постановлению, выпуская цицит наружу. Цицит с древних времен служат отличительным признаком соблюдающего традицию еврея. По цицит евреи уже в талмудическую эпоху отличали друг друга в нееврейской среде (Та‘ан. 22а).
Мальчиков принято приучать носить цицит с раннего возраста (Сук. 42а). Женщины не обязаны носить цицит (ТИ., Бр. 3:3–6б).
Заповедь упоминается в тексте молитвы Шма. Существует обычай во время чтения этой молитвы держать цицит в правой руке и трижды целовать их.
Библейское установление (Чис. 15:38) вплетать в цицит нить, окрашенную тхелет, в новое время не выполняется, поскольку утерян секрет этого способа крашения. В конце 1880-х гг. радзинский цаддик раввин Г. Х. Лейнер (1839–91, см. Избица-Радзынь), решив, что ему удалось восстановить традицию изготовления тхелет из выделяемой каракатицей чернильной жидкости, ввел среди радзинских хасидов ношение цицит с голубой нитью. Вскоре за ними последовала также часть брацлавских хасидов (см. Нахман из Брацлава). Среди галахических авторитетов по этому поводу развернулась дискуссия, и, хотя в поддержку предложенного способа восстановления крашения выступил раввин А. И. Шлезингер, большинство отвергло найденное раввином Лейнером решение. В 1914 г. раввин И. Герцог в докторской диссертации на тему идентификации тхелет пришел к выводу, что раввин Лейнер ошибся, взяв каракатицу за основу изготовления голубой краски, и предложил использовать два вида моллюсков для изготовления тхелет, однако не смог осуществить это на практике. В 1970-х гг. израильский химик О. Эльснер разработал технологию получения тхелет из средиземноморского моллюска Murex trunculus, которого еще в 1858 г. французский зоолог А. де Лаказ Дютьер определил как исходный материал для изготовления голубой краски народами Древнего Востока, в том числе и евреями.
Талит и цицит
П осетите субботнюю службу в синагоге и вы заметите, что все мужчины и многие мальчики одеты в белые молитвенные покрывала с бахромой и синими или чёрными полосами по краям.
Молитвенное покрывало — это талит. Евреи, говорящие на восточно-европейском диалекте, произносят это слово как талисс (талэйсим во множественном числе). Однако, современное израильское произношение — талит (талитот во множественном числе). Бахрома с кистями на талите — это цицит.
Происхождение и значение талита и цицит
Первоначально талит представлял собой четырехугольную верхнюю одежду, к которой крепились кисти или цицит. И хотя основание для ношения талита содержится в Ветхом Завете, но само слово талит в Библии отсутствует. Однако, слово цицит есть:
“И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти; и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству, чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим.” (Числ. 15:37-40)
“Сделай себе кисточки на четырех углах покрывала твоего, которым ты покрываешься.” (Втор. 22:12)
Настоящее значение талита не в самом покрывале, а в кистях. Используя современную терминологию, его можно сравнить с толстовкой или спортивной курткой, главная суть которых не в самой одежде, а в слогане или школьной эмблеме, которая на ней.
Как и многие другие предметы времён Ветхого Завета, одежду с кистями можно найти в нееврейских культурах, таких как египетская, месопотамская и мадианитянская. Другие народы носили кисти, вероятно, как украшения или амулеты, чтобы отгонять злых духов. Но, как и в случае со многими другими заповедями Ветхого Завета, Бог берёт уже известное и даёт ему новое значение для Израиля. Бахрома или кисти служили для напоминания Израилю Его заповедей.
Наряду с основным предназначением цицит, заложенном в Пятикнижии, мы находим и другое, более позднее значение. В древние времена кисти были частью подола одежды, а подол символизировал авторитет владельца. Когда Давид пощадил жизнь Саула в пещере в Эйн-Геди, он отрезал край его верхней одежды, символически показав, что царская власть у него будет отобрана. Это видно в ответе Саула:
“И теперь я знаю, что ты непременно будешь царствовать, и царство Израилево будет твердо в руке твоей.” (1 Цар. 24:21)
Кисти на краях одежды носили не простолюдины, а дворяне и царские особы [1]. Второе значение цицит, таким образом, в том, что они показывали, что носящий их — не простолюдин. Он был знатной или царской особой.
Значение имело не только наличие самих цицит, но и их цвета, которые тоже несли особый смысл. Их цвет был белым, но среди белых шнуров одна должна была быть синей. Эта комбинация цветов была частью атрибутов царской власти, как и синий, и фиолетовый цвета сами по себе:
“Одетым в голубое, к наместникам и военачальникам. ассирийской знатью. ” (Иез. 23:6-7; нов. рус. пер.)
“Сад был украшен завесами из белого и голубого льна, прикрепленными белыми льняными и пурпурными шнурами к серебряным кольцам на мраморных столбах.” (Есф. 1:6, нов. рус. пер.)
“Мардохей ушел от царя, облаченный в голубые и белые царские одежды, большой золотой венец и пурпурную мантию из тонкого льна. ” (Есф. 8:15, нов. рус. пер.)
Синий цвет также использовался там, где провозглашалось царство Божье. Синим было покрывало для Ковчега Завета (и других предметов Святилища), куда бы их не переносили, и синий цвет также использовался для занавеса в Скинии, где Бог “восседал” на херувимах (1 Цар. 4:4; 2 Цар. 6:2; 4 Цар. 19:15; 1 Пар. 13:6; Пс. 79:2, 98:1; Ис. 37:16).
“И положат на нее покров из кож синего цвета, и сверх его накинут покрывало всё из голубой шерсти, и вложат шесты его.” (Чис. 4:6)
“И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы.” (Исх. 26:31)
“И сделай завесу для входа в скинию из голубой и пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона узорчатой работы.” (Исх. 26:36)
Третье значение цицит, таким образом, содержится в их цвете. Они говорят о царской власти и царстве. Даже сегодня мы используем выражение “королевский синий” или “королевский пурпур”, берущее своё начало в обычае римских императоров, носивших пурпурные (фиолетовые) мантии.
Если цвет символизирует царственность, то ткань с бахромой обозначает священническую святость. Согласно Втор. 22:11 и Лев. 19:19, рядовым израильтянам было запрещено носить одежды из смешанной ткани из льна и шерсти, эта комбинация называется шаатнез. Причина, не указанная в тексте, по-видимому, состоит в том, что из этой смеси были сделаны священнические одежды (“нить”, которая сделана не из льна, шерстяная.) [2]
“. Пусть они сделают эфод искусной работы из золотой нити, из голубой, пурпурной и алой пряжи и крученого льна. ” (Исх. 28:6, нов. рус. пер.)
“Пояс также был сделан из крученого льна и голубой, пурпурной и алой пряжи, он был украшен шитьем, как повелел Моисею Господь.” (Исх. 39:29, нов. рус. пер.)
Хотя шаатнез была “святой” комбинацией, это не означало, что носящий её становился более духовным. Это просто означало, что носящий её был отделён для служения Богу. В ранней раввинистической литературе, видимо, отражавшей ещё более раннюю библейскую практику, говорится о том, что цицит делались из этой самой комбинации шерсти и льна. Голубая нить была шерстяной, а остальные — из льна. Другими словами, только с этой целью обычный израильтянин носил одежду, подобную священнику.
Четвёртое значение цицит заключается в указании на священство и его святость. В одеждах первосвященников была синяя нить, опять-таки в напоминание о символизме цветов:
“И прикрепи ее шнуром голубого цвета к кидару, так чтобы она была на передней стороне кидара.” (Исх. 28:37)
Это понятно, что цицит должны были служить напоминанием Израилю о Боге и Его заповедях. Но почему обычный израильтянин должен носить одежды царства, священства и святости? Бог сказал:
“Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым. ” (Исх. 19:5-6)
Точно так же, как у Израиля были священники, которые были посредниками между Богом и народом, сам народ в целом должен был стать “царством священников”, чтобы быть посредником между Богом и народами. Однако продолжение этой роли зависело от послушания Израиля Богу, своему Царю. Поэтому цицит напоминали израильтянам, кто они, кто такой Бог и что Он требует от них.
Упоминание талита и цицит в Новом Завете
В Новом Завете мы находим упоминание талита и цицит как обычной повседневной одежды. Осуждая показные религиозные практики некоторых людей, Иисус указывает на слишком большую длину их цицит.
“Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих. (Мф. 23:5, синод. пер.)”
“Всё, что они делают, делается напоказ людям; ведь они надевают широкие т’филины и удлиняют цицийот.” (Мф. 23:5, пер. Д. Стерна)
Больные люди прикасались к краям одежды Иисуса, которые по сути были кистями.
“И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его.” (Мф. 9:20)
“. подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.” (Лук. 8:44)
“И просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись.” (Мф. 14:36)
“И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись.” (Мк. 6:56)
Эти стихи поддерживают упомянутую выше теорию о ветхозаветней истории Давила и Саула, то есть, что края или полы одежды означают авторитет владельца. Женщина верила, что если она только прикоснётся к краю одежды Иисуса, она испытает силу Его личности и авторитета. Её поступок не был суеверием, он был молчаливым криком к Иисусу, чтобы Он уделил ей персональное внимание и дал ей исцеляющую силу.
Используя современную терминологию, это можно сравнить с появлением публичного аккаунта популярного политика или музыканта, где люди могут “пожать ему руку” или как-то прикоснуться или “соединиться” со знаменитостью. Иисус позволял тем, кто “соединялся” с Ним через прикосновение, испытать то, Кто Он такой, — Великий Целитель.
Изменения в талите и цицит
В конце концов талит стали носить не как верхнюю, а как нижнюю одежду. Некоторые считают, что эти изменения произошли, когда Израиль был в изгнании, потому что носящего талит тут же идентифицировали как еврея, который становился предметом преследований и дискриминации. Религиозные евреи до сих пор носят “исподний” талит, у которого видны только кисти. Таким образом они исполняют заповедь из Чис. 15:39, которая требует носящего “смотреть на” кисти. Этот исподний талит называется талит катан или малый талит.
С древних времён форма большого талита изменилась и стала такой, как мы знаем её сегодня. Это не описанная выше исподняя одежда, которую носят целый день, а покрывало, которое надевают во время определённого время молитвы.
В современном еврействе только мужчины носят талит с цицит, но раввинистические источники говорят, что раньше цицит носили и женщины.
Первоначально в цицит была нить или шнур, окрашенный в синий цвет. Некоторые считают, что после Римских воен (67-70 и 132-135 годов н.э.) красильное ремесло пришло в упадок. Другие придерживаются мнения, что цвет был изменён на белый из-за возникшего спора о том, какой же оттенок синего должен быть.
Раввинистический закон о талите и цицит
Раввины разработали множество законов, относящихся к талиту и цицит, которых нет в Библии. Среди них есть такие:
“Благословен Ты, Господь, наш Бог, царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и давший нам заповедь о кистях цицит.”
Обычаи, связанные с талитом и цицит
Духовные уроки из талита и цицит
Один писатель сравнил талит с его кистями с “этическим узелком-напоминанием на пальце” [4]. Другой сравнил его с солдатской униформой, которая “заставляет нас помнить о том, кому мы преданы” [5]. То, что видит человек, влияет на то, что он делает.
Символизм талита может напомнить верующим в Иешуа о том, кто они такие во Христе. Сейчас не только Израиль, но и всё человечество имеет возможность через Мессию Иешуа стать “царством священников”, ходатайствующим в молитве от имени всего мира. Конечно, так же, как и в древние времена, эта привилегия действует только когда мы отдаём свои жизни в подчинение Богу.
Сегодня верующие Нового Завета не призваны носить талит или цицит. Многие носят другие “отличительные одежды”, как, например, одежду с христианскими слоганами, ювелирные украшения с именем Иисуса или специальные головные уборы для женщин во время служения. Хотя ничто из этого не является царственными одеждами в 21 веке, они могут провозглашать, что Иисус — наш Царь, и напоминать нам и другим о Нём и том факте, что:
“[Иешуа] соделал нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, [и Ему] слава и держава во веки веков, аминь.” (Откр. 1:6)
Примечания:
[1] Jacob Milgrom, Numbers. The Traditional Hebrew Text with the New JPS Translation (Philadelphia and New York: Jewish Publication Society, 1990), p. 411. Большинство использованного материала о значении цицит основано на обсуждении Милгрома.
[2] Иез. 44:17 не противоречит этому, потому что многие из постановлений для Храма, описанного в книге Иезекииля, отличаются от законов, данных в Пятикнижии. Мишна (Килайим 9:1) подтверждает, что священники, служившие в Храме во времена земной жизни Христа, носили одежды из смеси льна и шерсти.
[3] Shulchan Aruch, OH 16: 1.
[4] Joseph Telushkin, Jewish Literacy: The Most Important Things to Know about the Jewish Religion, its People, and its History (New York: William Morrow and Company, 1991), p. 659.
[5] Hayim Halevy Donin, To Pray as a Jew: A Guide to the Prayer Book and the Synagogue Service (New York: Basic Books, Inc. 1980), p. 155.
Автор — Рич Робинсон / jewsforjesus.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 13.11. Спасибо!