зачем евреи разбивают стакан на свадьбе
Как огорчить жениха и невесту?
Что символизирует разбитие стеклянного стакана во время церемонии Хупа на еврейской свадьбе?
Отвечает рав Яков Шуб
Спасибо за интересный вопрос. Когда был разрушен Храм, мудрецы постановили: во время любого радостного события следует напоминать о разрушении Храма — с помощью какого-либо знака. Это показывает, что наша радость не может быть полной, пока нет Храма. Храм является местом Б-жественнго присутствия в этом мире, и, пока он не восстановлен, мы, в определённой мере, соблюдаем траур по Храму и Иерусалиму.
Поскольку свадьба — одно из самых радостных событий в жизни человека (ведь, как известно, только женившись, человек может достичь своего совершенства), существует несколько обычаев, напоминающих о разрушении Храма во время свадебной церемонии.
Одним из таких обычаев является разбивание стакана под Хупой. Это действие призвано огорчить жениха и невесту, чтобы их радость не была полной. По этой причине необходимо взять именно целый стакан, без трещины. Обычно сам жених разбивает стакан, правой ногой. Как правило, это делают перед чтением ктубы (брачного договора). Стакан заранее оборачивают бумагой, чтобы осколки не поранили окружающих.
Стакан обязательно должен быть стеклянным, т.к. разбитое стекло можно расплавить и вновь сделать из него стакан. Так и еврейский народ: хотя сейчас мы находимся в изгнании и Храм разрушен, мы молимся и ждём, что вскоре Вс-вышний снова соберет нас в земле Израиля и будет построен Третий Храм.
«Ложка дегтя» на еврейской свадьбе
Почему, когда на свадьбе разбивают бокал, нельзя кричать «Мазл тов»? Разрешен ли электросинтезатор на свадьбе в Иерусалиме? Раввин Ури Суперфин рассказывает нашим читателям о том, как память о разрушенном Иерусалимском Храме повлияла на свадебные обычаи
«…Пусть прилипнет язык мой к нёбу, если не поставлю я память о (разрушенном) Иерусалиме во главу радости моей» (Теиллим 127).
Половина законов, касающихся памяти о разрушенном Храме, связана со свадьбой. Наши мудрецы неслучайно выбрали свадьбу в качестве идеального момента для вспоминания о разрушенном Храме: именно в момент наивысшей радости, каким является торжество в честь создания новой семьи, дань памяти о постигшей наш народ утрате наиболее красноречива. Мы как будто показываем этим, что никакая, даже самая сильная, радость не способна заставить нас забыть о Храме, и она не может быть цельной все то время, пока разрушен дом Вс-вышнего.
Почему разбивают бокал?
|
В Талмуде рассказывается об одном мудреце, который в разгар свадьбы сына, увидев, что его гости развеселились сверх всякой меры, принес баснословно дорогой кубок, и, разбив его на глазах у всех, приостановил разбушевавшееся веселье.
Комментаторы поясняют, что эта история легла в основу распространенного обычая – разбивать бокал под хупой. Обычая, призванного напомнить каждому о разрушенном Храме.
Надо заметить, что этот обычай в наши дни, увы, не приводит к желаемому результату: повсеместно на свадьбах при разбивании бокала гости восклицают: «Мазл тов!», возглас, вполне уместный при такого рода «авариях» где-нибудь на кухне, однако совершенно неприемлемый в данном случае. К тому же, надо добавить, что бессмысленная порча вещей запрещается Торой, и, если разбитие бокала не достигло своей цели, выходит, что присутствующие своим «мазлтовом» подводят жениха, который, как выяснилось задним числом, просто испортил хорошую вещь!
Интересно, почему сегодня разбивают обычные, а не дорогостоящие бокалы? Вероятно, надо ответить, что, по сравнению с вышеприведенной историей из Талмуда, где разбитие кубка произошло спонтанно, на любой свадьбе это – «номер программы», один из многих, ожидаемый и известный. Поэтому стоимость кубка не повлияет на «уровень грусти» у присутствующих.
Вот как это выглядит на практике
Также под хупой можно видеть и другой, весьма распространенный, обычай, связанный с памятью о разрушенном Храме: раввин, ведущий обряд бракосочетания, кладет щепотку пепла на темя жениху – в память о пепле пожарищ захваченного Иерусалима.
А как насчет музыки?
«Нет свадебного веселья без музыки», – пишет автор основополагающей книги законов «Тур». Значение музыки на свадьбе столь велико, что, когда в одном из городов Европы градоначальство запретило играть на свадьбах (вследствие безвременной кончины жены бургомистра), Маариль (один из величайших мудрецов Торы времен написания «Шульхан аруха») повелел перенести свадебное торжество в другой город! И это тогда, когда междугородние путешествия были делом нелегким и изнурительным!
Тем не менее, и этот атрибут свадебного торжества был подвергнут определенной корректировке. Сто пятьдесят лет назад в Иерусалиме свирепствовала эпидемия, унесшая много жизней. Один из величайших иерусалимских мудрецов того времени совершил «шеилат халом» (т.е. вопрос, задаваемый во сне «в высших инстанциях» после соответствующей подготовки): какова причина столь сильного гнева небес? И получил ответ: причина заключается в том, что, для тех, кто живет «на расстоянии вытянутой руки» от места, где стоял Храм Всевышнего, жители Иерусалима недостаточно трепетно относятся к памяти о разрушенной святыне еврейского народа!
Реакцией на это обвинение послужил строгий запрет, подписанный мудрецами, жившими в Земле Израиля, а также некоторыми авторитетами за границей. Этот запрет – под угрозой отлучения! – ограничивал музыкальное сопровождение каждой свадьбы, совершаемой в Иерусалиме, одним инструментом. В дальнейшем этот запрет породил несколько интереснейших галахических споров: распространяется ли данный запрет также на новые, построенные позже, районы Иерусалима? Подпадает ли «под статью» озвучивание оркестра с помощью патефона (а затем и магнитофона)? Допустимо ли использование электросинтезатора, как известно, обладающего способностью воспроизводить одновременно имитацию многих музыкальных инструментов, но, тем не менее, фактически являющегося одним инструментом?
Мнения авторитетов по данным вопросам разделились. Хасидские общины довольствуются на свадьбах ударной установкой и вокалом (понятно, что такое сочетание не дает забыть о разрушенном Храме!), «литовские» общины используют электросинтезатор, а некоторые, называемые «современными ортодоксами», позволяют себе и оркестр на основании утверждения, что весь запрет касается только старой части Иерусалима и не может распространяться на новые районы.
ТРАДИЦИИ ОРТОДОКСАЛЬНОЙ ЕВРЕЙСКОЙ СВАДЬБЫ
Нехама Паарель Горовитц, ультра-ортодоксальная невеста Чананья Йом Тов Липа, правнучка рабби, вышла замуж в израильском городе Пета-Тиква. Традиционная свадьба состоялась по древним обычаям.
Для религиозных девушки и юноши, к какому бы течению они не принадлежали, совершенно невозможно познакомиться в таких местах, как, например бар, ресторан, пляж или дискотека. В период знакомства для них полностью неприемлемо находиться в сколь-нибудь близких отношениях. И сохраняется такое положение до самой свадьбы. Религиозные молодые люди знакомятся с помощью друзей, родственников или при посредничестве профессионального свата. После первого знакомства начинаются встречи, во время которых молодым людям нужно получше узнать друг друга и понять, подходят ли они друг другу. В кругах ортодоксальных евреев считается, что потенциальным супругам достаточно трех-четырех встреч. Причем все эти встречи организованы так, чтобы будущие жених и невеста всё время находились среди людей, а не оставались наедине. Будущему жениху рекомендуется приходить на свидание, держа в руках какую-нибудь священную книгу, что должно свидетельствовать о его чистых намерениях по отношению к потенциальной невесте и в то же время оберегать его самого от дурных желаний.
2. У национально-религиозных евреев время и количество «свиданий» не обуславливаются, так же как и место знакомства и встреч молодых людей (кроме уединения в гостиничных номерах или на квартирах). В то же время, как и у ортодоксов, существует строжайший запрет на взаимные прикосновения. Когда молодые люди принимают решение о вступлении в брак и сообщают об этом своим родным – наступает время встречи родителей жениха и невесты. Следующий этап – официальная помолвка, где семьи будущих жениха и невесты более близко знакомятся друг с другом. Как только согласие родителей получено и все вопросы между семьями решены, дети могут сочетаться законным браком. В ортодоксальных семьях происходит интенсивный торг между семьями молодых. При этом чем более жених проявляет усердие в изучении Торы, тем большие требования его семья предъявляет к семье невесты. Семья же невесты должна основательно подготовить благосостояние будущей молодой семьи: предоставить молодым квартиру, обеспечить бытовые условия. Семья жениха может предоставить молодой семье необходимые электроприборы и по возможности купить машину. Довольно часто свадьбы расстраиваются, так как родители невесты не в состоянии выполнить требования семьи жениха.
В отличие от ортодоксальных семей, в семьях «вязаных кип» (национально-религиозных евреев) разговор о деньгах почти не ведется. В этих семьях верят, что их чада полюбили друг друга и пытаются не мешать им в создании семьи. Если тема финансов и присутствует на переговорах, то только в плане того, как будет праздноваться свадьба и как помочь новой семье сделать первые шаги в совместной жизни. Чаще всего свадьбу родители жениха и невесты финансируют совместно, а все средства, полученные в подарок, идут на стартовое обеспечение новой семьи. Обручение в еврейских семьях является официальным признанием молодых женихом и невестой. Немаловажным событием при обручении считается подписание родителями с обеих сторон взаимных обязательств. Такие договоры подписываются и в ортодоксальных, и в национально-религиозных кругах. В брачном договоре («ктуба») отражается совместное согласие поженить своих детей и назначается дата свадьбы. По обычаю, договор заключается в рамочку, а матери жениха и невесты совместно разбивают тарелку на счастье будущей молодой семьи. В договоре ортодоксальных евреев четко обусловлены денежные обязательства, которые берет на себя каждая из сторон, а также сумма штрафа, на случай если свадьба будет отменена одной из сторон. Такой договор является юридическим документом, принимаемым судами Израиля в случае спора о невыполнении обязательств одной из сторон. В момент обручения родственники с обеих сторон могут дарить жениху и невесте подарки (в ортодоксальных семьях в случае расстройства свадьбы их положено вернуть). В тот момент, когда жених надевает на палец своей невесты золотое кольцо, она становится его женой.
Выбор помещения, где будет проходить свадьба, определяется несколькими условиями. Первое – количество гостей, давших свое согласие в ответ на приглашение. Второе – меню. Третье – цена одной порции (разница цен в банкетных залах бывает довольно значительной). Оценив эти факторы, родные брачующихся находят подходящее заведение, договариваются там о дне празднества и дают задаток. В период подготовки к бракосочетанию приходится выполнить также ряд официальных процедур (причем все они не бесплатны). Например, открыть в раввинате дело о женитьбе. Для этого будущим молодоженам потребуется подтвердить свое еврейство и доказать, что они не состоят в браке.
Перед самой свадьбой обзванивают всех приглашенных, чтобы получить подтверждение их присутствия на торжестве. Ведь платить придется не по количеству гостей, а по количеству столов. Решив этот вопрос, начинают заниматься «свадебной комбинаторикой» – как рассадить гостей, учитывая степень родства, знакомства, а также наличия среди приглашенных таких, которые друг друга на дух не переносят. В религиозных семьях вечером перед свадьбой невеста совершает омовение в микве. Утром в день свадьбы то же делает жених.
С этого момента им запрещается общаться даже по телефону. Видеть друг друга они не могут до того момента, когда на свадьбе жених, подойдя к невесте и приподняв фату, закрывающую ее лицо, удовлетворенно кивнет головой, убедившись, что это его суженая.
Потом, под хупой (свадебным шатром) невесту семь раз обведут вокруг жениха. Будут произнесены слова о том, что она посвящена ему по закону Моисея и Израиля. Будет семь благословений и крики гостей: «Мазлтов!»
Невеста готовится войти в традиционный свадебный шатер.
Невеста Нехама Паарель Горовитц в мужском секторе свадебного зала.
Невеста исполняет традиционный свадебный танец.
Для светских израильтян, значительная часть которых начинает половую жизнь очень рано, свадьба – это нередко просто официальное закрепление уже сложившегося союза. Для религиозных же еврейских пар первая брачная ночь действительно является первым сексуальным контактом в их жизни.
Люди наблюдают за происходящим с балкона одного из зданий.
Пирожные и сладости, на столе у входа в свадебный шатер.
Еврейские традиции и обычаи свадебной церемонии – Хупа.
В Талмуде сказано, что во время церемонии бракосочетания мужчина и женщина обретают цельность, дополняют и завершают друг друга. Еврейская свадьба – это начало новой жизни, когда жениху и невесте прощают все грехи, они получают возможность исправить прошлое и начать все с чистого листа.
Три этапа еврейского бракосочетания.
Традиционная еврейская свадьба состоит из 3 основных этапов:
Церемония обручения – Эрусин.
Эрусин обычно совершают через несколько дней после предложения о заключении брака. Частью церемонии является Тнаим – закрепление обязательств сторон в письменном виде. Во время подписания документа жених должен провести обряд Киньяна – поднять какой-либо предмет высоко вверх для символичного обозначения окончательно принятого решения.
У многих ортодоксов еще до помолвки празднуют Ворт, когда молодой человек просит руки девушки. Часто подписание Тнаим совершают перед помолвкой, во время празднования Ворта.
В процессе совершения Эрусина или Ворта происходит и закрепление обязательств со стороны родителей пары по материальному участию в проведении будущей свадьбы, а также обеспечению молодых всем необходимым.
Церемония Эрусина завершается тем, что две мамы разбивают тарелку на счастье. Этот обычай у евреев символизирует то, что невозможно отменить процесс обручения, так же как снова соединить разбитую посуду.
Во время Эрусина обычно устраивают небольшой фуршет, который проводят в кругу родственников и близких друзей.
Приготовления к еврейской свадьбе.
Подготовка начинается с выбора даты торжества. Необходимо учесть, что Хупу не проводят:
Также подготовка к Хупе включает посещение будущими новобрачными специальных уроков, которые посвящены правилам семейной жизни.
Неделя перед еврейской свадьбой.
В течение 7 дней перед проведением Хупы жених с невестой не должны встречаться. В субботу, которая предшествует свадьбе, жениха обязательно вызывают к Торе. После завершения чтения его осыпают конфетами, чтобы дальнейшая жизнь в браке была сладкой. Кроме того, практикуют проведение кидуша для всех членов общины, на котором парень произносит слова Торы, и таким образом демонстрирует свои знания.
Еще один обычай еврейской свадьбы – пост с утра до вечера в канун церемонии. Мудрецы приравнивают обряд Хупы к личному Йом Кипур, а это значит, что жениху и невесте прощаются все грехи. Пост завершается после свадебной церемонии.
Посещение миквы.
Накануне дня свадьбы невеста должна обязательно окунуться в микву – ритуальный бассейн. Процедура проходит под присмотром специально обученной женщины – баланит. В дальнейшем такое омовение замужняя женщина совершает ежемесячно.
Обычаи и традиции еврейской свадьбы (Хупа).
Церемония Хупы обычно проходит под открытым небом, а молодожены размещаются под специальным балдахином из ткани, который закрепляют на 4 столбах. Следующий этап торжества (трапеза) может проходить в любом другом месте, например в банкетном зале или ресторане.
Что такое Кидушин?
В переводе с иврита Кидушин означает «посвящение». С этого момента еврейская девушка полностью посвящает себя будущему мужу, она не имеет права заводить отношения с другим.
Кидушин по сути – это символический выкуп, который обычно передают невесте в виде обручального кольца.
Хупа.
Церемония еврейской свадьбы начинается с того, что жених заходит в зал, где сидит невеста, и закрывает ее лицо фатой. Во многих общинах не принято использовать для этого прозрачную ткань. Далее молодой человек уходит в сопровождении остальных мужчин на улицу и становится под хупу.
После этого выводят невесту, которая ходит вокруг жениха 7 раз. Ведущий церемонии произносит благословение над бокалом вина, из которого молодожены позже должны немного отпить. Далее проводят обряд Кидушин, когда мужчина надевает кольцо своей избраннице. Перед этим 2 свидетеля должны удостовериться, что украшение имеет минимальную ценность для посвящения невесты.
Следующий этап Хупы – чтение заранее составленной Ктубы (брачного договора). После этого жених передает ее правой рукой своей избраннице и в дальнейшем она хранится у женщины.
Следующий шаг – чтение 7 благословений. Для этого приглашают ведущих представителей общины и членов семьи новобрачных (мужчин). Затем молодоженам необходимо снова отпить небольшое количество вина и жених разбивает стакан. В ряде общин бокал разбивают до начала чтения Шева Брахот. На этом церемония под хупой заканчивается.
Ктуба.
Ктуба – это еврейский вариант современного брачного контракта между мужем и женой. Ее составление является первым этапом еврейской свадьбы. По сути это перечень обязанностей будущего мужа, а также подтверждение прав женщины в семье. На документе должны присутствовать подписи 2 свидетелей.
Изначально текст составляют на арамейском языке. Но его принято переводить на иврит при оглашении, иначе смысл документа можете показаться непонятным для новобрачных.
Один из обязательных пунктов Ктубы – сумма, которую при разводе или в случае смерти мужа гарантированно получит будущая жена. Также здесь перечисляют все приданое невесты.
Важно! Если во время семейной жизни Ктуба потерялась, то супругам запрещено уединяться в доме, пока не будет составлен новый документ.
Зачем на еврейской свадьбе разбивают стакан?
На еврейской свадьбе в конце церемонии под Хупой принято разбивать бокал. Данный обычай корнями восходит к закону о том, что даже в самые веселые моменты жизни необходимо помнить о разрушении Храма, который стоял в Иерусалиме. Именно по этой причине и разбивают сосуд, чтобы символически напомнить о великой утрате еврейского народа.
Хедер Йихуд или комната уединения.
После завершения церемонии Хупы невесту и жениха провожают в специально подготовленную комнату. Здесь у молодых есть возможность немного пообщаться, а также утолить голод после дневного поста. Жених изнутри закрывает двери, и в это время запрещено кому-либо входить к молодоженам. За эти несколько минут пара приобретает новый статус и теперь по закону Торы они могут называться мужем и женой.
Трапеза и танцы.
Пока новобрачные находятся в комнате для уединения, гости начинают трапезу. Одна из особенностей ортодоксальной еврейской свадьбы заключается в том, что мужчины и женщины празднуют отдельно. Между женской и мужской частями зала обязательно должна присутствовать непрозрачная перегородка.
Трапезу всегда начинают с благословения на хлеб. Затем подают рыбные, мясные блюда и десерт. Также принято произносить традиционный тост за молодых: «Лехаим!»
Во время еврейской свадьбы особое внимание уделяют развлекательной части. Есть такая заповедь – веселить невесту и жениха, поэтому с новобрачными много танцуют, носят на стульях, радуют и смешат. Также могут показывать разнообразные фокусы и акробатические трюки.
Трапезу завершает повторное чтение Шева Брахот и благословение после еды Биркат Амазон.
Семь дней Шева Брахот.
Если у невесты это первый брак, то на протяжении следующих 6 дней после свадебного торжества проводятся специальные трапезы, в конце которых читают Шева Брахот. Данная традиция уходит в далекое прошлое, когда в древности праотец Яаков ожидал 7 дней после женитьбы на Лее, чтобы заключить союз еще и с Рахель.
Основная цель данного обычая – предоставить возможность как можно большему количеству людей, которые не были свадьбе, поздравить молодых. По этой причине на каждой из таких трапез должен присутствовать хотя бы один новый гость. При этом обязательным условием является наличие как минимум 10 мужчин (миньян), чтобы иметь возможность произнести благословения.
Это интересно! В течение 7 дней после свадьбы (на период Шева Брахот) мужа и жену полностью освобождают от работы и прочих будничных дел.
Считается, что жених и невеста в день Хупы и последующие 7 дней после церемонии подвергаются особой опасности со стороны духовной нечистоты. Поэтому по традиции в этот период молодожены не выходят на улицу без сопровождения.
Еврейская свадьба – это рождение новой семьи, которое сопровождают многочисленные ритуалы. Соблюдение каждого из них имеет большое значение и напоминает о важных событиях в истории еврейского народа. Присутствовать на Хупе и веселить жениха с невестой считается богоугодным делом и каждый, кто в этом участвует, выполняет великую заповедь. Ведь воспоминания о радости, которую испытывают люди во время Хупы, всегда живут в сердцах супругов и сопровождают пару на протяжении всей совместной жизни.
Помочь подопечным нашего фонда можно в разделе «помочь сейчас» .
Обряд «Хупа» на еврейской свадьбе
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Сама «хупа» напоминает о даровании Торы, когда евреи «встали у подножья горы». Существует старинный обычай ставить «хупу» под открытым небом, напоминая тем самым, что Всевышний обещал Аврааму: «Взгляни на небо и сосчитай звёзды — сумеешь ли ты их сосчитать. Столь же многочисленным будет потомство твоё!» То же самое заверение — что народ Израиля будет многочисленным, словно звёзды на небе, — было повторено Ицхаку и Яакову.
Итак, под «хупой» стоит жених, а справа от него — невеста. Очень распространён обычай, согласно которому невеста вместе с «шошвиним» семь раз обходит вокруг жениха, прежде чем встать возле него. Отцы стоят рядом с женихом, матери — рядом с невестой.
Сказали наши мудрецы: «Тот, кто не является специалистом в кидушин, пусть не занимается ими». Поэтому церемонию обручения предоставляют вести опытному, авторитетному раввину, который в совершенстве знает закон и является доверенным лицом жениха.
После благословения над бокалом вина («нет радости без вина, как сказано: “и вино возвеселит сердце человека”»), раввин произносит: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и предостерегший нас от кровосмешения, запретивший нам невест и разрешивший их нам лишь после того, как они станут нашими жёнами посредством хупы и кидушин. Благословен Ты, Г-сподь, освящающий народ Свой, Израиль, с помощью хупы и кидушин».
Жених и невеста отпивают из бокала, над которым раввин уже произнёс благословение также и за них. Затем свидетелей «кидушин» приглашают подойти поближе, чтобы они видели все детали обряда: как жених надевает невесте обручальное кольцо, произнося: «Ты посвящена мне этим кольцом по закону Моше и Израиля». (Заметим, что жених надевает невесте кольцо именно на указательный палец).
Затем раввин зачитывает «ктубу» (брачный договор), жених правой рукой подаёт её невесте, а та принимает её, также правой рукой.
В израильском раввинате заведён хороший обычай: копию «ктубы», заверенную подписями тех же свидетелей, сдают в раввинат на хранение. Если оригинал «ктубы» затеряется, на основе этой копии супруги смогут получить новый экземпляр «ктубы».
А теперь наступает черёд семи благословений:
1. «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, сотворивший плод виноградной лозы».
2. «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, сотворивший всё во славу Свою».
3. «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, создавший человека».
4. «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, создавший человека по образу Своему, по образу и подобию Своему сотворил Ты его и воздвиг для него из плоти здание вечное. Благословен Ты, Г-сподь, создавший человека».
5. «Пусть возвеселится и возликует бесплодная, когда соберутся к ней в радости её сыновья. Благословен Ты, Г-сподь, радующий Сион сыновьями».
6. «Возвесели же дружную любящую пару, как веселил Ты в древности в райском саду сотворённого Тобою. Благословен Ты, Г-сподь, радующий жениха и невесту».
Молодожёны снова отпивают вино, и жених правой ногой разбивает бокал.
В Теилим 137 говорится о клятве, которую дали изгнанные из Иудеи после разрушения Первого Храма: «Если забуду тебя, Иерусалим, — пусть отсохнет моя правая рука. Пусть прилипнет язык мой к нёбу, если не буду помнить о тебе, если не поставлю Иерусалим во главу веселья моего». «Глава веселья» — это ли не веселье в честь создания новой еврейской семьи? Поэтому именно в этот момент мы вспоминаем, что Храм наш разрушен, что большая часть нашего народа всё ещё пребывает в изгнании… Поэтому именно в этот момент жених разбивает красивый бокал — в знак нашей скорби, в знак того, что радость наша не полна.
(Заметим, что в некоторых общинах разбивают стакан сразу после обручения — прежде, чем зачитывают «ктубу»).
Церемония «кидушин» завершается в особой комнате, которую называют хэдер а-ихуд, «комната уединения». Свидетели «кидушин» провожают молодожёнов в эту комнату — где они в первый раз уединятся уже как муж и жена. Там они также едят лёгкий ужин после поста, когда немного утихает волнение, вызванное торжественной церемонией. Это уединение молодожёнов завершает процесс «кидушин». (В некоторых сефардских общинах молодые уединяются после свадебного пира).
Особенное значение мы придаём тому, чтобы веселить жениха и невесту. И выражается это не в обильном меню или шумном оркестре… Веселье должно быть искренним, перед женихом и невестой танцуют и поют от всего сердца. В Талмуде подробно говорится о различных видах веселья, мы же ограничимся одной лишь цитатой: «Как танцуют перед невестой? Поют перед ней: невеста прекрасная и милая». Цель этого — сделать невесту ещё желанней её жениху и осветить начало их совместного пути.
Все о еврейской свадьбе в вопросах и ответах
Все о еврейской свадьбе в вопросах и ответах