зачем гагарин полетел в космос
«Он всех нас позвал в космос!»: от лунных мечтаний к Году Гагарина
Новый год — это Год Гагарина. 60 лет назад — 12 апреля 1961 года — первый человек поднялся над планетой. Это был Юрий Гагарин.
Сон был странный, фантастический.
На полной Луне вдруг начали вспыхивать огоньки, сначала у полюсов, потом в Море Дождей и, наконец, в самом центре, там, где поднимаются из пустыни горные хребты.
Я увидел сотни человеческих фигур, которые держали в руках лампы-фонари. Люди перемещались, образуя какую-то картину, причудливую, но что-то мне напоминающую. Вдруг я увидел знакомые и бесконечно дорогие черты знакомого лица. И его легендарную улыбку, добрую и незабываемую.
Это был портрет Юрия Гагарина, нарисованный на Луне.
Я проснулся… И вдруг подумал, что сон символичен, так как он передает эстафету от прошлого года к будущему.
Именно так — от Лунных Мечтаний к Году Гагарина.
Тайна 10 минут полета
Казалось бы, мы всё знали о подготовке к полету, о дублере, о том, что Гагарин весит на два килограмма больше, чем надо, и потому его может заменить Титов, о шифре в специальном пакете, что уже уложен на борту и который потребуется, если вдруг космонавт лишится разума, об «Иван Ивановиче», который полетит накануне и который будет говорить с орбиты «хором Турецкого», о том, что Королев ни за что не будет пускать 13-го, хотя абсолютно не суеверен, и так далее и тому подобное. Да, мы знали о предстоящем полете первого человека в космос многое, так как готовились к нему четыре месяца, но нам неведомо было главное — те десять минут полета из легендарных 108-ми, которые пережил Юрий Гагарин и о которых он не рассказывал, так как ему, офицеру, приказано было молчать. Речь идет о десяти минутах полета, когда для Гагарина неожиданно грань между жизнью и смертью стерлась.
Впрочем, все по порядку…
Сначала вполне авторитетные ученые предсказывали, что человек, оказавшийся над Землей, может сойти с ума. В это поверили, даже Королев. И чтобы «сумасшедший» космонавт не стал хаотично включать приборы, пульт управления заблокировали. Надо было из специальной сумки достать пакет, открыть сначала один конверт, затем другой. И только после этого увидеть цифру «25», которую и набрать на пульте, чтобы он включился. Ну какой безумец на такое способен!?
Об этой цифре знало всего несколько человек, в том числе С. П. Королев и ведущий конструктор «Востока» О. Г. Ивановский.
Мой друг Олег Ивановский, который провожал Гагарина в корабль, а затем закрывал за ним люк «Востока», признался:
— Когда Юрий занял свое место, я говорю ему, мол, там цифра «25», и показываю на сумку с пакетом. Он улыбается и отвечает: «Я знаю»… И только потом я выяснил, что до меня о тайной цифре ему сообщил Сергей Павлович…
Человечеству удивительно повезло, что первым для полета в космос был выбран именно Юрий Гагарин! Он выдержал то, что немногие способны были пережить. И потому, что ему и в него верили все, в том числе и те, кто создавал корабль и ракету. Один эпизод полета многие годы он был скрыт грифом «Совершенно секретно». Но он описан подробно в «Отчете» Юрия Гагарина о своем полете. В частности, там сказано:
«… Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрыл шторки. Мне было интересно самому, что происходит. Я ждал разделения.
Разделения нет!
Я знал, что по расчету это должно произойти через 10-12 секунд после выключения ТДУ.
При выключении ТДУ все окошки на ЦКРС погасли. По моим ощущениям, времени прошло больше, но разделения нет. На приборе «Спуск-1» не гаснет. «Приготовиться к катапультированию» — не загорается. Разделение не происходит.
Затем вновь начинают загораться окошки на ПКРС: сначала окошко третьей команды, затем — второй, и затем — первой команды. Подвижной индекс стоит на нуле. Разделения никакого нет…
Я решил, что тут не все в порядке. Засек по часам время. Прошло минуты две, а разделения нет. Доложил по КА-каналу, что ТДУ сработало нормально. Прикинул, что все-таки сяду нормально, так как тысяч шесть километров есть до Советского Союза, да Советский Союз — тысяч 8 километров. Значит, до Дальнего Востока где-нибудь сяду. Шум не стал поднимать. По телефону доложил, что разделение не произошло. Я рассудил, что обстановка не аварийная. Ключом передал: «В.Н.» — все нормально. Через «Взор» заметил северный берег Африки. Средиземное море все было четко видно.
Разделение произошло в 10 часов 35 минут, а не в 10 часов 25 минут, как я ожидал, т. е. приблизительно через 10 минут после конца работы тормозной установки».
В своих бесчисленных рассказах о полете Юрий Гагарин никогда не рассказывал о тех десяти минутах, которые ему пришлось пережить. Он говорил, что тормозная двигательная установку включилась точно по графику и что техника работала безукоризненно. Он был военным человеком, и приказы исполнял точно…
А ведь эти десять минут говорят о подвиге Юрия Гагарина несравненно больше, чем восхваление техники! Он надиктовывал подробности происходящего, зная, что после него в космос пойдут его товарищи.
На первых фотографиях после приземления видно, что пережил человек, ощутивший себя на лезвии жизни и смерти.
«Он всех нас позвал в космос!»
У моего поколения, появившегося на свет в жестокие 30-е, у всех без исключения, есть два общих праздника. Незабываемых, счастливых, и очень ярких. Это 9 мая 45-го и 12 апреля 61-го — День Победы и День Юрия Гагарина.
Оба дня были ожидаемы, и оба пришли неожиданно, чтобы остаться на всю жизнь. По крайней мере, для меня. Будто это случились вчера, а потому помнится до деталей. В особенности тот, что связан с Юрием Гагариным.
Если день Победы я просто ждал, то ко второму имел непосредственное отношение. Как очевидец, и только частично как участник этих удивительных событий, свершавшихся на моих глазах.
Чуть позже Юрий Гагарин в своей книге «Дорога в космос», подаренной мне, написал: «Всякий труд, большой или маленький, если он свершается на благо человечества, благороден. Я счастлив, что в нем есть и моя доля».
Ох, как хочется присоединиться к его словам!
Своей простотой, доступностью, открытостью, добротой и неповторимой улыбкой Юрий Гагарин завоевывал любовь людей вне зависимости от того, где они живут и чем занимаются. Мне выпало счастье видеть, как принимают его не только в республиках Советского Союза, но и за рубежом. Везде — подчеркиваю, везде! — он был «своим». И что главное: год от года величие его не снижалось, а после нежданной гибели возросло во много раз. И теперь уже — навсегда!
С космонавтами и астронавтами после завершения полета «Союз-Апполон» мне довелось совершить поездку по США. Было множество встреч не только с действующими, прошлыми и будущими президентами, с сенаторами, конгрессменами, губернаторами, но и с выдающимися астронавтами и деятелями искусства. И при каждом разговоре о полетах в космосе неизменно заходила речь о Юрии Гагарине.
Алан Шеппард совершал свой полет через 20 дней после старта Юрия Гагарина. Впрочем, поначалу он должен был «прыгнуть через Атлантику» 21 апреля. Подготовка на космодроме, который вскоре получит имя президента Кеннеди, шла весьма интенсивно, потому что хотелось «обогнать русских и тем самым затмить успех первого спутника». В СССР знали о дате американского старта, и потому Королев спешил: советский человек должен был полететь раньше!
Надо ли говорить, что суборбитальный полет Шеппарда стал лишь отдаленной тенью орбитального полета Гагарина!?
— Я надеялся обязательно взять реванш, — признался Алан Шеппард, — а потому и вошел в группу астронавтов, которые осуществили полеты на Луну. Мне посчастливилось быть там последним. К сожалению, Гагарина уже не было в живых, и он не узнал о том, что я стал командиром последнего лунного корабля. Впрочем, можно ли это назвать «реваншем»? Нет, конечно. Гагарин в истории цивилизации навсегда остается «Первым». О нас, возможно, забудут — о нем никогда!
На страницах той самой книги «Дорога в космос», где расписался Юрий Гагарин, Алан Шеппард оставил запись: «Он всех нас позвал в космос!». Впрочем, точно такие же слова написали в книге почетных гостей, что хранится в Звездном городке, и первый человек, облетевший Луну на «Апполоне-8» Фрэнк Борман и первый человек, ступивший на Луну, Нейл Армстронг. Оказывается, эта фраза своеобразный девиз американских астронавтов. Так же как и наших космонавтов. Ведь и впрямь — всех, кто нынче уже побывал за пределами Земли (кажется, их число приближается в шестистам!), действительно туда не только Юрий Гагарин «позвал», но и «проложил первую тропу»…
Было ли это очень опасно?
В той же поездке по Америке с экипажами «Союза» и «Аполлона» мне удалось услышать об этом «признание» Алексея Леонова. Случилось это в Рино — городе развлечений, дублере Лас-Вегоса. Нас пригласил на свой концерт Фрэнк Синатра. Он проходил в казино «Сахара». Сидя за столами, ломившимися от всевозможных яств, мы слушали песни легендарного артиста. А потом он пригласил к себе в номер, что располагался на последнем этаже казино. Те, кто пожелал играть, спустились на первый этаж, уставленный «однорукими бандитами» и игральными столами, а я прислушался к беседе Леонова и Синатры.
Певец расспрашивал о космосе, интересовался подробностями полета космонавтов и астронавтов.
— Я был в Вашингтоне, в Музее космоса, — сказал он. — Там представлен полет Гагарина. Написано, что он рисковал жизнью, так как ракета была несовершенна. Так ли это?
— Да, рисковал. И очень сильно, — признался Алексей Леонов. — Не было разных систем, которые сейчас обеспечивают безопасность. Но надо было обязательно обогнать американцев, а потому мы рисковали…
— Вам это удалось, — рассмеялся Синатра. — Я хочу поднять рюмку русской водки за Гагарина.
— Мы выпиваем в таком случае до дна, — Леонов поддержал хозяина.
Вскоре на столе появилась бутылка со знакомой этикеткой. Оказывается, и в очень далеком от нас маленьком американском городке Рино, в казино, названном почему-то «Сахара», есть «Столичная» московского разлива…
И вновь о «фантастике в чертежах»
Однажды у Сергея Павловича Королева спросили: «Любит ли он читать фантастику?». Главный космический конструктор ответил: «Предпочитаю фантастику в чертежах!»
С той поры реальные свершения в космонавтике обгоняют любые писательские фантазии, и в этом легко убедиться, когда узнаешь о событиях, свершившихся на наших глазах.
2020-й уже вошел в историю не только короновирусом, напугавшим все человечество, но и совершенно фантастическими достижениями в ближнем и дальнем космосе. И, на мой взгляд, о них следует вспомнить в канун Года Гагарина.
Летит Международная Космическая Станция. К ней регулярно отправляются корабли с экипажами и грузовики «Прогресс». А в 2020-м, наконец-то, и американский пилотируемый корабль, созданный под руководством неутомимого миллиардера Илона Маска. Подшучивали над его мечтами, иронизировали актеры и политики, а Маск всем им показал, что даже самые дерзские фантазии при желании становятся реальностью. Строит он марсианский корабль, и у меня создается впечатление, что он добьется своего, хотя макеты корабля все еще взрываются. Впрочем, разве возможно летать в космос без аварий?!
Международные экипажи на МКС сменяют друг друга, и каждый из них при переходе в станцию видит портрет Юрия Гагарина. Первый космонавт планеты радушно встречает своих многочисленных коллег…
Из далекой Австралии приходят волнительные сообщения — там приземлилась капсула, сброшенная с японского зонда «Хаябуса-2», который забрал грунт на астероиде Рюгу и «привез» его на Землю. Сюжет фантастического романа? Отнюдь — нынешняя реальность… Во время пресс-конференции специалисты не забыли упомянуть о том, что сразу же после полета Юрия Гагарина они мечтали «потрогать руками» астероидную «землю», чтобы лучше понять, как же образовалась Солнечная система.
А поутру я отправился на ровере путешествовать по Марсианским равнинам. Впрочем, тут же убедился, что и холмов там немало. Пейзажи напоминают разные уголки Земли. Все-таки, наверное, справедливы высказывания ученых о том, что на соседней планете когда-то существовали океаны, текли бурные реки и, возможно, трудолюбивые марсиане зачем-то строили пирамиды, ну совсем как наши египтяне…
К вечеру пришло сообщение уже с Луны. Китайский аппарат пробурил небольшую скважину, забрал грунт в контейнер, который отправился на комплекс, что вращался вокруг Луны. Стыковка прошла успешно… Нечто подобное делали полвека назад астронавты, но они сами управляли космическими модулями, а тут все проходит автоматически. Что это значит? Ответ возможен только один: китайцы собираются лететь на Луну, в то самое Море Дождей, где мечтал побывать и Юрий Гагарин. Когда у нас создавалась «лунная группа», Юрий Алексеевич предполагал возглавить ее. Однако тогда выбор пал на Алексея Леонова… Ох, как недавно и как давно это было?!
Космический мир сегодня — это не только полеты за пределы Солнечной системы, освоение Луны и Марса, но и около пяти тысяч спутников Земли, несущих свои вахты на околоземных орбитах, чтобы предсказывать погоду, осуществлять связь между континентами, наблюдать за лесными пожарами и страховать цивилизацию от уничтожения, помогая избежать всемирной ядерной катастрофы. Таково наше время, это наша эпоха. И мы должны всегда помнить, что ее начало положил простой паренек из Смоленщины — наш Юрий Гагарин.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
«Высокое достижение цивилизации»: как Юрий Гагарин подарил человечеству космос
12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества космический полёт. Он провёл на орбите 108 минут и успешно вернулся на Землю.
Дорога в космос
Научные работы в сфере организации космических исследований начались в России более 100 лет назад. Теоретическое обоснование возможности полётов в космос с использованием специальных аппаратов было сделано в начале ХХ века Константином Циолковским. Вскоре к аналогичным выводам пришёл изобретатель Юрий Кондратюк.
В 1921 году в Москве была создана газодинамическая лаборатория, а ещё через десять лет — группа изучения реактивного движения. Впоследствии они были объединены в Реактивный институт. В 1930-е годы конструктор Сергей Королёв провёл пуски первых отечественных ракет с жидкостным ракетным двигателем.
В 1957 году СССР удалось запустить первый в мире искусственный спутник Земли, созданный советскими учёными во главе с Королёвым, а ещё два года спустя — автоматическую межпланетную станцию «Луна-3», позволившую впервые в истории получить снимки обратной стороны Луны. Параллельно обсуждалась перспектива организации пилотируемых полётов в космос.
В 1960 году был подписан приказ главкома ВВС №267, согласно которому 12 советских лётчиков-истребителей зачислялись на должности слушателей-космонавтов. В их числе был и Юрий Гагарин — выпускник 1-го Чкаловского военного авиационного училища лётчиков им. К.Е. Ворошилова, проходивший службу в 122-й истребительной авиационной дивизии ВВС Северного флота.
«В программу подготовки первых космонавтов входили тренировки в центрифуге, в барокамере, общефизические упражнения, специальная подготовка на тренажёрах корабля», — рассказал в беседе с RT действительный член Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского Александр Железняков.
Кроме того, космонавты посещали теоретические занятия. Около месяца они проходили парашютную подготовку в Саратовской области. Познакомились космонавты и с человеком, создававшим для них космические корабли, — с Сергеем Королёвым.
Почти полгода продолжалась предполётная подготовка. Будущие космонавты изучали корабль и разбирались с функционированием его систем. В начале 1961 года члены отряда в течение двух дней сдавали экзамены, показав отличное знание корабля «Восток», на котором одному из них предстояло отправиться на орбиту, и других вопросов, связанных с путешествием в космос.
«В ходе подготовки были отработаны любые ситуации, которые могли бы возникнуть во время полёта, даже самые необычные. Выясняли, какой запас прочности психики и здоровья у каждого из космонавтов. А запас был великолепный. Они испытали на себе крайне трудную программу и вышли победителями», — рассказал RT заслуженный лётчик России генерал-майор Владимир Попов.
20 марта 1961 года космонавты провели тренировку по надеванию и регулировке скафандров. На следующий день космический аппарат был подготовлен к стыковке с ракетой. В конце марта для будущих покорителей космоса провели экскурсию по стартовому комплексу и занятия по коррекции глобуса на пульте пилота.
Основными кандидатами на роль первого космонавта на завершающей стадии подготовки к полёту стали Юрий Гагарин и Герман Титов. Они отрабатывали операции по ручной ориентации космического аппарата, тренировались использовать специальную радиопереговорную линию.
Согласно официальной версии, Гагарин стал основным кандидатом в космонавты номер один на заседании Госкомиссии 8 апреля 1961 года. Однако некоторые документы, в частности заявка на попытку установления рекорда по продолжительности полёта, поданная в Авиационную спортивную комиссию Центрального аэроклуба СССР начальником отдела по подготовке и обеспечению космических полётов Главного штаба ВВС Николаем Каманиным, указывают на то, что на самом деле это могло произойти по крайней мере за месяц до полёта.
«Для первого полёта в космос нужно было отобрать лучшего из лучших. Большую роль при этом играли психофизиологические качества. Гагарин был улыбчивым, весёлым, лёгким в общении, но при этом умным, усидчивым, работоспособным, хорошо физически развитым и с достаточным опытом службы в авиации», — рассказал Владимир Попов.
За день до полёта прошли последние испытания, и ракета с космическим кораблём «Восток-1» была установлена в стартовое сооружение.
«Поехали!»
Утром 12 апреля 1961 года на корабле прошла проверка шифра «логического замка». Спуском аппарата с орбиты можно было управлять в ручном режиме, но у медиков не было уверенности в правильности принятия решения космонавтом, оказавшимся в одиночестве на орбите в состоянии невесомости. Чтобы не допустить несвоевременного включения тормозной двигательной установки, в кабине был установлен дополнительный пульт с кнопками — «логический замок». Космонавту нужно было на орбите распечатать специальный конверт и нажать три кнопки из девяти.
Продуктов питания Юрию Гагарину загрузили на десять дней. Если бы тормозная двигательная установка отказала, спуск должен был произойти за счёт естественного торможения корабля в верхних слоях атмосферы. В этом случае Гагарину пришлось бы пробыть на орбите около десяти суток.
Незадолго до пуска стало понятно, что на центральном пульте управления один из трёх транспарантов, сигнализирующих о прижиме крышки люка спускаемого аппарата, не горит. Сергей Королёв принял решение максимально оперативно устранить неисправность, и это удалось сделать в кратчайшие сроки.
12 апреля 1961 года в 9 часов 07 минут ракета с космическим аппаратом стартовала с космодрома Байконур. Из динамиков раздалось знаменитое гагаринское «Поехали!».
«Землю окружал ореол нежно-голубоватого цвета, затем эта полоса постепенно темнела, становилась бирюзовой, синей, фиолетовой и переходила в угольно-чёрный цвет. С трепетным волнением всматривался я в этот новый и непривычный для меня мир, стараясь всё разглядеть и запомнить. В иллюминаторы виднелись удивительно яркие и холодные звёзды. До них было ещё далеко — ой как далеко! — и всё же с орбиты «Востока» они казались ближе, чем с Земли», — описывал свои впечатления от полёта Юрий Гагарин.
Космонавт номер один поддерживал связь с Землёй и контролировал работу систем управления кораблём. В 10:02, на 55-й минуте полёта, ТАСС распространил сообщение о первом полёте человека в космос. Причём речь в нём шла не о старшем лейтенанте, а о майоре Гагарине. Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв настоял на присвоении первому космонавту внеочередного воинского звания.
По словам Александра Железнякова, на завершающей стадии полёта возникли технические трудности.
«Самая неприятная ситуация — это несвоевременное разделение отсеков на участке спуска. Вот эта неприятность заставила поволноваться конструкторов, которые находились на Земле и не могли вмешаться. Гагарин тоже испытал не самые приятные минуты своей жизни. К счастью, всё закончилось благополучно. Пусть и с опозданием, но разделение отсеков состоялось. Только из-за нештатного разделения посадка произошла с отклонением», — рассказал эксперт.
Спускаемый аппарат приземлился в районе Саратова, возле деревни Смеловка. Возвращение Юрия Гагарина из первого космического полёта вызвало во всём мире небывалый восторг и воодушевление.
«Все ликовали. Я жил далеко в горах, и там тоже все ликовали. Хотели узнать, что такое космос, зачем полетел, как полетел», — вспоминает заслуженный лётчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев.
По словам историка авиации Николая Бодрихина, первые празднования никому даже не пришлось специально организовывать.
14 апреля 1961 года Юрию Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза, а в мае он стал командиром отряда космонавтов. Позднее он дважды избирался депутатом Верховного Совета СССР. В течение двух лет после полёта первый космонавт посетил с миссией мира более 30 стран. В 1963 году Гагарин стал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов.
«Полёт Гагарина вызвал сильную растерянность на Западе. Американцы были просто шокированы — они не думали, что первым космонавтом станет гражданин СССР», — отметил Николай Бодрихин.
По словам Владимира Попова, полёт Юрия Гагарина сыграл эпохальную роль в истории и стал достоянием всего мира.
«Это было высокое достижение цивилизации. Своим первым шагом за пределы Земли Гагарин подарил человечеству космос», — резюмировал Магомед Толбоев.
Первый полет в космос: 8 неизвестных фактов
С момента исторического полета Юрия Гагарина прошло без малого 60 лет, а его биографию расписали едва ли не по минутам — от рождения до трагической гибели в авиакатастрофе во время тренировочного полета. Несмотря на это, многие интересные подробности о его космической миссии до сих пор остаются малоизвестными. Об одних годы спустя рассказали родные и коллеги Юрия Гагарина, другие стали понятны из рассекреченных документов. Мы выбрали восемь самых интересных.
1. Босиком на «Восток»
Знакомство Юрия Гагарина с космическим кораблем «Восток» произошло за девять месяцев до его запуска. В тот день главный конструктор СССР Сергей Королев, которого Гагарин впоследствии будет называть своим космическим отцом, встретился с шестью претендентами, отобранными для участия в историческом полете. Он показывал разные типы космических кораблей, рассказывал об их устройстве, а в самом конце остановился у двухметрового серебристого шара. Им оказался «Восток».
«Ну, кто хочет посидеть в кресле пилота?» — спросил академик. Юрий Гагарин вызвался первым: «Разрешите?» Он снял ботинки и, оставшись в одних носках, по стремянке взобрался в кабину космического корабля.
Жест молодого летчика произвел впечатление на Сергея Королева. Он шепнул заместителю: «Этот, пожалуй, и полетит первым».
2. Двадцать претендентов и два дублера
Для первого полета в космос у Юрия Гагарина был не один, а два дублера. Сергей Королев не сомневался: кандидата нужно искать в рядах реактивной истребительной авиации. Отбирали здоровых мужчин до 30 лет, ростом не выше 170 см и весом до 70 кг. Все эти требования были продиктованы размерами «Востока» и ограниченной ракетной мощностью.
После собеседований и медицинских обследований из 3461 кандидата осталось 20 человек. В процессе подготовки выделились три лидера — Юрий Гагарин, Григорий Нелюбов и Герман Титов. Хотя последний был подготовлен лучше, считается, что Юрий Гагарин полетел первым из-за «благозвучного» имени и образцово-славянской внешности. Титова и Нелюбова назначили дублерами. Именно они провожали первого космонавта к стартовой площадке и были готовы полететь вместо него.
3. Прощальное письмо
Несмотря на успешные запуски с животными, никто точно не знал, что ждет первого космонавта на орбите. Многие члены государственной комиссии были уверены: они выбирают смертника. И сам Юрий Гагарин отлично понимал, что ему предстоит опасное путешествие.
Поэтому за пару дней до старта он составил прощальное послание для своей жены и двух дочерей. Его должны были передать семье в случае катастрофы.
Это письмо Валентина Гагарина прочитала, но уже спустя годы — после гибели мужа во время испытаний самолета 27 марта 1968 года. В нем Юрий Гагарин просит супругу позаботиться о дочерях, устроить свою личную жизнь и по возможности не забывать про его родителей. «Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь, и мне будет стыдно перед самим собой за эту мимолетную слабость», — написал космонавт.
4. Три варианта предполетного обращения
Космонавты, присутствовавшие на космодроме Байконур 12 апреля 1961 года, заранее записали три предполетных обращения к советскому народу. Первое подготовил Юрий Гагарин, два других — его дублеры Герман Титов и Григорий Нелюбов. Специально для этого они ездили в Дом радио за девять дней до старта, еще не зная, кого из них выбрали для миссии.
Кроме того, сотрудники ТАСС заблаговременно написали три разных варианта сообщения о первом полете человека в космос. Какое из них попадет в эфир, зависело от исхода событий. Первый текст планировали опубликовать в случае гибели космонавта. Второй — если в процессе возникнет непредвиденная ситуация и потребуется экстренное приземление. Третий сообщал об успехе Советского Союза. В итоге именно его и распространили по всему миру через 55 минут с момента запуска.
5. Проблемы с герметичностью
Первый космический полет могли перенести. Юрий Гагарин уже лежал в кабине «Востока», когда выяснилось, что люк с герметизирующей крышкой закрылся не до конца — не сработал один из контактов. Это было опасно: от его исправности зависел запуск таймера катапультирования при возвращении на Землю.
До старта оставались считанные минуты, а отменять полет было крайне нежелательно. До Сергея Королева дошли слухи, что американцы пошлют на орбиту своего космонавта уже через неделю. И он решил оперативно проверить контакт. Инженеры со скоростью современных механиков «Формулы-1» сняли больше трех десятков гаек, подняли крышку, поправили нужный контакт и снова заперли люк. Юрий Гагарин знал: что-то пошло не так. Но вопросов задавать не стал. Все это время он насвистывал песню: «Родина слышит, Родина знает».
6. Полет в режиме автопилота
До первого полета в космос было неясно, как организм человека отреагирует на экстремальные нагрузки: выдержит ли психика и сможет ли он остаться работоспособным в условиях невесомости.
Чтобы минимизировать риск, полет решили проводить в полностью автоматическом режиме. Космонавт мог взять управление только в случае отказа автоматики, но для этого ему требовался цифровой код.
Некоторые врачи боялись, что во время полета пилот потеряет контроль над собой и захочет без необходимости включить ручной режим. Для перестраховки секретный код запечатали в специальный конверт и приклеили рядом с креслом космонавта. Психологи считали, что открыть его можно только в здравом рассудке. По воспоминаниям инструктора Марка Галлая, в конверте было спрятано число «125». К счастью, вводить его Гагарину не потребовалось.
7. «Я горю! Прощайте, товарищи»
Первый космонавт не подозревал о том, что будет происходить с кораблем при входе в плотные слои атмосферы. Юрий Гагарин думал, что погибнет, когда по пути домой заметил в иллюминаторе полыхающий корпус капсулы «Востока». Из динамиков в центре управления полетом донеслось тревожное послание. «Я горю! Прощайте, товарищи», — громко прокричал Юрий Гагарин.
На самом деле никакой опасности для его жизни в тот момент не было. Пламя возникло в результате трения жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу. Сегодня космонавты знают, это обычный процесс. Так происходит во время каждого приземления. Но для Юрия Гагарина эффектное космическое зрелище стало большой неожиданностью. О его прощальной фразе еще долгое время нигде не упоминалось, а потому она до сих пор остается малоизвестной.
8. Катапульта и парашют
Первый полет в космос Юрия Гагарина мог остаться неучтенным из-за особенностей конструкции корабля «Восток». Он не был оснащен системой мягкой посадки, необходимой для безопасного приземления. Такой технологии в СССР еще не существовало, а без нее находящийся внутри человек рисковал умереть из-за резкого удара о землю.
Поэтому была придумана такая схема: за десять минут до посадки космонавт должен катапультироваться и завершить полет прыжком с парашютом. Гагарин так и сделал. Но советской стороне пришлось пойти на обман. По правилам Международной авиационной федерации, все космонавты должны были приземляться в капсулах. Чтобы результат не дискредитировали, от западных коллег долгое время скрывали детали полета. Это одна из причин, почему все подробности первых космических стартов были строго засекречены.