зачем гитаре два грифа
Гитара с двумя грифами (двойная, двухгрифовая)
Двойная гитара — это струнный музыкальный инструмент, имеющий дополнительный гриф. Такая конструкция позволяет расширить стандартный диапазон звучания.
История
История возникновения гитары с двумя грифами берет начало несколько столетий назад. Первые вариации носили имя гитары-арфы. Это отдельное семейство инструментов с большим количеством отрытых струн, упрощающих извлечение отдельных нот.
Похожий на современные акустические варианты изобрел Обер де Труа в конце XVIII века. В то время изобретение не получило широкого распространения.
Производители инструментов стали экспериментировать со сдвоенными моделями во времена популяризации свинга в 1930-1940х годах. В 1955 году Джо Банкер создал двойную модель Duo-Lectar в 1955 для обогащения звука своих композиций.
Первую широко распространенную гитару со сдвоенным грифом выпустила компания Gibson в 1958 году. Новая модель стала называться EDS-1275. В 1960-1970-х EDS-1275 использовали многие известные рок-музыканты, вроде Джимии Пейджа. В это же время Gibson выпускает еще несколько популярных моделей: ES-335, Explorer, Flying V.
Популярная разновидность двухгрифовой гитары имеет один гриф обычной 6-струнной гитары и второй, настроенный как 4-струнный бас. Пат Смир из Foo Fighters использует такой вид на концертах.
Часто используется тип гитары с двумя одинаковыми 6-струнными грифами, но настроенными в разных тональностях. В таком случае второй может быть задействован во время соло. Также второй набор струн может быть как акустическая гитара.
Менее распространенный вариант — смесь 12-струнного и 4-струнного басового. Модель Rickenbacker 4080/12 использовалась группой Rush в 1970-х.
Двойные бас-гитары также могут иметь одинаковые грифы с настройкой в разных тональностях. Обычный строй на таких инструментах: B-E-A-D и E-A-D-G. Существуют вариации с одним обычным и вторым безладовым.
К экзотическим варианта относятся гибридные модели. У таких моделей рядом с гитарным расположен гриф другого инструмента, вроде мандолины и укулеле.
Известные гитаристы
Большинство известных гитаристов, использующих двухгрифовую гитару, играют в жанрах рока и метала. Джимми Пейдж из Led Zeppelin начал играть на двойной модели еще в 1960-х. Одна из самых известных его композиций — Stairway to Heaven. Соло в песне исполнено на втором грифе.
Другие популярные гитаристы: Дейв Мастейн из Megadeth, Метью Беллами из Muse, Стив Кларк из Def Leppard, Дон Фелдер из The Eagles.
Обзор различных видов гитар с двумя грифами
Друзья, если помните, был у нас с Вами разговор о необычном дизайне электрогитар. А сегодня я решил рассказать Вам о таком «явлении», как гитары с двумя грифами. Ведь это тоже можно считать необычным дизайном. Так зачем же нужен такой инструмент? Сложно ли на нём играть? И какие гитарные фирмы их выпускают? Постараюсь в этой статье ответить на эти вопросы.
Когда музыканты находятся в студии или на репетиционной базе они легко могут менять инструменты, играя в одной композиции на одной гитаре, а во второй уже совсем на другой. Либо использовать в записи одной песни 6-ти и 12-струнную гитары. А вот на концертах требуется мобильность, быстрая смена инструментов.
Существуют гитары, где один гриф имеет двенадцать струн, а второй шесть. Условно назовем такой инструмент 12/6.
Гитара с двумя грифами
Следующий вид это сочетание бас гитара и шестиструнная гитара. Обозначим инструмент 6/4.
Также встречаются гитары, где на каждом грифе по 6 струн. В них могут быть установлены разные звукосниматели, которые будут давать разные звучания. Либо можно настроить каждый гриф в разной тональности, чтобы в одной песне быстро перестроиться.
Встречаются экземпляры, где два грифа – это два баса. Один, например, безладовый.
Очевидно, что размер гитары увеличен по сравнению со стандартным, поэтому и вес инструмента больше. Это, конечно, является минусом таких гитар. Но доступ к ладам каждого грифа удобен, поэтому неудобств возникать не должно. Принцип игры ничем не отличается от игры на обычной электрогитаре.
Практически все известные производители гитар имеют в своем арсенале гитары с двумя грифами. Но выпускают их ограниченными сериями или вообще делаю только под заказ. Можно сказать, что это абсолютно концертные инструменты. Они круто выглядят, вызывают интерес у зрителей и, как уже было сказано выше, удобны для музыкантов именно на живых выступлениях.
Одной из самых известных моделей двухгрифовой гитары является Gibson EDS-1275.
Gibson EDS-1275
На этом инструменте играли такие легендарные гитаристы, как Джимми Пейдж и Джон Маклафлин.
Также в своем творчестве применяли двухгрифовые гитары такие музыканты, как Алекс Лайфсон и Гедди Ли из Rush, Джо Перри из Aerosmith, Стив Вай, Мэттью Беллами из Muse и многие другие.
Rush — Xanadu
Гитары мечты: мультигрифовые монстры, странные гибриды и прочие заново придуманные “велосипеды”
В последнее время я основательно позабыл о гитарной теме. Пора исправить этот недостаток. Год назад в посте о «влиянии» материала деки на электрогитарный звук, я рассказал про картонную гитару катом шопа Fender. В этом материале речь пойдёт о других необычных электрогитарах, а также о людях и компаниях, которые их создали.
С ростом количества однотипных, стандартных электрогитар в 60-е возник спрос на уникальные модели, с особенностями и возможностями не характерными для стандартных инструментов. Многие музыканты не хотели удовлетворяться классической архитектурой инструмента, считая последнюю слишком примитивной для их исполнительской техники и смелых творческих задумок.
Пришлось придумывать велосипед заново. Для кого-то это стало интересным DIY-экспериментом, иные доверились профессионалам из крупных компаний. Со временем количество необычных гитар росло, и сегодня мне вряд ли хватит одного материала, чтобы рассказать обо всех заслуживающих внимания странных проектах. Назначение некоторых таких гитар порой вообще остаётся загадкой. Не скрою, что некоторые подобные идеи граничат с абсурдом и даже с откровенным безумием.
Frankenstrat от Эдди Ван Халена
Пожалуй, одна из самых легендарных гитар 70-х годов, созданная великим Эдди Ван Халеном в 1974-м году. Возможно, подсознательно Ван Хален хотел помирить сторонников двух враждующих брендов Fender и Gibson, так как в инструменте использованы технические решения характерные как для одной, так и для другой компании.
Сознательные мотивы виртуоза были более прагматичными, одном из интервью музыкант отметил:
«Я собрал эту гитару не для того, чтобы порадовать кого-то. Просто у меня не было денег и в мире не существовало гитары, на которой я хотел бы играть. Я собрал её для себя».
Иными словами это был чистой воды DIY, который позже смог масштабироваться.
Внешний облик инструмента был унаследован от стратокастера, но вместо одного из синглов гитара получила хамбакер, чего до этого со стратами не случалось. Гриф Франкенстрата был создан из цельного куска клёна, что также не было характерным для инструментов Fender.
Особого упоминания заслуживает струнодержатель. Вместо традиционного для Фендера тремоло и классического гибсоновского бриджа, была использована, популярная в наши дни, конструкция «Floyd Rose».
Гитара получила всего один потенциометр, позволяющий управлять громкостью.
С 1983-го года франкенстраты стали производиться компанией Kramer, эндорсером которой являлся Ван Хален.
Michael Angelo Batio Double-Guitar
С необычными гитарными конструкциями плотно связано имя чикагского виртуоза Майка Батио, которого, к слову, авторитетный Guitar One Magazine признал создателем лучшего шедевра всех времен. Среди мульти грифовых гитар, созданных в 21-м веке, именно его инструменты являются одними из самых практичных, при этом принципиально отличаются от всего, что создавалось до него.
Первым инструментом такого типа стала двухгрифовая гитара V-образной формы, которая позволяет исполнителю использовать для звукоизвлечения оба грифа одновременно. Он же является автором оригинальной техники исполнения на этом инструменте.
Quad Guitar — развитие V-образной концепции
Ещё одним изобретением Майка Батио стала четырёх грифовая крестообразная гитара. Так, на верхних грифах инструмента размещены 7 струн, а на нижних — шесть. За реализацию амбициозной идеи взялись американские компании Gibson и Wayne Charvel. Впервые гитара и приемы исполнения на ней были продемонстрированы в видео группы Nitro «Freight Train».
Hamer Five-Neck и аналогичные проекты
Гитара, о которой пойдет речь, скорее символ, нежели музыкальный инструмент. Автором концепции, реализованной компанией Hamer, является участник известной в США банды Cheap Trick Рик Нильсен. Одиозный стареющий рок идол из 70-х заказал себе один из самых узнаваемых инструментов на планете — гитару с пятью грифами. На инструменте играть не очень удобно, но всё же можно, что Рик Нильсен периодически делает.
Концепция, в рамках которой создан пятигрифовый инструмент Нильсена, развита и доведена до эстетического поп-арт абсурда в духе классического Уорхла, японским художником Йошихико Сато, который, вероятно, является чемпионом мира по количеству грифов.
Ibanez Triple Neck Heart Guitar Стива Вая
Будет несправедливым обойти 3-х грифовый инструмент ещё одного виртуоза — Стива Вая, который, по всей вероятности, создавался для исполнения всего одного произведения fever dream. Дека выполнена в виде сердца.
Грифы инструмента можно разделить на один основной (6 классически настроенных струн) и 2 вспомогательных (шести- и двенадцатиструнные, настроенные в аккорд). Можно смело утверждать, что компоновка и в какой-то степени техника Вая, предвосхитили идеи Майка Батио.
Baster Stereo
Двухкорпусная гитара Baster Stereo — это, пожалуй, одна из самых странных концепций, появившихся за последнее время. Судя из демонстрационного видео, инструмент скорее подходит для авангардной гитарной музыки. Хотя, возможно, что потенциал этого странного сюрреалистического шайтан-стратокастера ещё не раскрыт.
Atlansia Pegasus Вass
Японская компания Atlansia широко известна в узких кругах, как производитель достаточно необычных инструментов. Их 6-ти струнная бас гитара Atlansia Pegasus, вероятно, является чемпионом по количеству звукоснимателей среди одногрифовых инструментов. Их на гитаре ровно 18. По 3 самостоятельных независимых звукоснимателя на каждую из струн инструмента.
Предположительно, инструмент был создан в 2015-м году. По представлениям разработчиков, использованное решение позволит добиться максимальной плотности и объемности звучания инструмента.
Деструктивная эстетика End Of The Road
Моим личным фаворитом среди оригинальных дизайнерских решений стала гитара от Devil and sons, которая во многом развивает идеи вахаленовского франкенстрата. Идею сложно описывать словами. О ней исчерпывающе расскажут фотография инструмента и демонстрационное видео.
Гибсон-огнемет Колина Ферза
Вооружившись серийным Эпифоном, газовым баллоном и подручными средствами, британский видеоблоггер Колин Ферз, вероятно, впечатленный кадрами из безумного Макса, соорудил гитару-огнемет. Этот DiY-проект, пожалуй, один из самых зрелищных концепций, отобранных для этого материала.
Можно долго сполрить о том, насколько полезны и практичны представленные в статье решения. Но полагаю, что многие согласятся, что такие эксперименты как минимум интересны, эстетически впечатляют, а в ряде случаев расширяют границы исполнительской техники.
Джинса
Напоминаю, что в нашем каталоге можно приобрести гитарные усилители, комбо, а также прочие музыкальные инструменты для создания музыки.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
А вот на самом деле все оказалось по другому. Вот например на известном онлайн-аукционе Ebay в продажу выставлена шестигрифовая (!) электрогитара, изготовленная компанией Tennessee. Один такой инструмент способен заменить собой сразу шесть отдельных гитар, поэтому практическая польза тут, наверное, присутствует.
Самый верхний гриф относится к двенадцатиструнной электрогитаре. Он изготовлен из клена, имеет палисандровую накладку и 22 лада. На эту часть гитары установлено два хамбакера, которые могут переключаться при помощи трехпозиционного тумблера.
Следующий гриф — шестиструнный, он также имеет 22 лада и сделан из клена с палисандровой накладкой. Звучание струн снимают два хамбакера, есть тремоло-система типа Floyd Rose. Хамбакеры переключаются соответствующим тумблером.
Третий и четвертый грифы — пятиструнная и четырехструнная бас-гитара соответственно. Грифы кленовые, на каждом из них 24 лада.
Пятый гриф — семиструнная электрогитара с двумя хамбакерами и тремоло-системой. Гриф кленовый с палисандровой накладкой, имеет 22 лада. Есть тумблер переключения звукоснимателей.
Шестой гриф — шестиструнная электрогитара без «машинки», имеющая два хамбакера (с переключателем) и гриф с 22 ладами, так же кленовый и с палисандровой накладкой.
Всего на электрогитаре установлено 40 колков, столько же струн и 12 звукоснимателей. Общий темброблок имеет один регулятор громкости и два регулятора тембра.
Стоимость шестигрифового монстра — 2079,99 долларов. Вес инструмента деликатно умалчивается. Кейс в комплект не включен по понятной причине — его просто не существует.
А что бы лишний раз убедиться в правдивости нашей первой фотографии вот ее более большой вариант:
Кликабельно 1500 рх
Это концерт Sunflower Jam, London — July 8 2011
Ну для пущей убедительности вот видео:
Так что теперь будем знать, но вы все равно — НИКОМУ НЕ ВЕРЬТЕ в интернете
Как выбрать акустическую гитару
Для новичка и не только
Я играю на акустической гитаре восемь лет, за это время сменил три инструмента.
В статье расскажу, как выбрать гитару.
Как устроена гитара
Вкратце расскажу о главных терминах, которые относятся к гитаре.
Гриф — длинная часть гитары, вдоль которой натянуты струны. Фронтальная часть грифа — накладка. Гриф поделен металлическими порожками — ладами. Прижимая струну к ладу, мы меняем ее длину, от этого струна звучит выше или ниже. Внутри грифа есть металлический стержень — анкер. Без него гриф от натяжения струн выгибался бы, как плечи лука.
Голова — верхняя часть грифа, на которой с помощью колков зафиксированы струны.
Колки — механизм для натяжения струн. При вращении колка струна натягивается и звучит выше, при вращении в другую сторону — ослабляется.
Корпус состоит из двух дек, верхней и нижней, и обечайки — боковой стенки гитары. На верхней деке находится резонаторное отверстие, благодаря ему у гитары такие акустические свойства.
Струнодержатель, он же бридж, — механизм на верхней деке гитары, который фиксирует струны с противоположной от колков стороны.
Виды гитар
Сначала главное: гитары бывают с нейлоновыми и металлическими струнами, нейлоновые толще и выглядят как пластиковые. И это два разных вида гитар. На гитару с нейлоновыми струнами нельзя ставить металлические, и наоборот. Это связано с конструкцией: натяжение нейлоновых струн значительно ниже, и если поставить на такую гитару металлические струны, то ее может просто разворотить.
Соответственно, определить, какая гитара перед вами, можно по струнам.
Классическая шестиструнная гитара — та, что с нейлоновыми струнами. Произошла от испанской гитары 15 века. На ее основе позже возникли все современные разновидности. Играют на ней обычно пальцами. На таких гитарах играют классику, фламенко, босса-нову.
На классике преподают в музыкальных школах. Нейлоновые струны мягче и толще металлических, поэтому новичку будет комфортнее играть. Гриф таких гитар шире — будет легче перебирать струны благодаря большому расстоянию между ними.
При этом на такой гитаре сложнее играть боем и освоить аккорды с баррэ — это когда указательный палец одновременно зажимает все струны. И в целом звук при игре боем получится более глухой по сравнению с металлическими струнами.
Эстрадная гитара — та, что с металлическими струнами. Когда говорят «акустическая гитара», чаще всего подразумевают именно ее. В дальнейшем по тексту я тоже буду называть эстрадную гитару акустической. Появилась в начале 20 века. Она больше и тяжелее классической. Корпус дополнительно усилен ребрами жесткости.
Металлические струны более звонкие, но неокрепшим пальцам будет сложнее привыкнуть. На таком инструменте часто играют рок, поп, джаз, блюз, кантри. Извлекать звук можно ногтями или медиатором.
Гриф акустической гитары тоньше, чем у классической, и сильнее скруглен сзади — это позволяет зажимать верхние струны большим пальцем. Прогиб грифа можно регулировать: на анкере есть специальная гайка.
Гитары различаются по размеру в зависимости от роста и возраста музыканта
Размер гитары | Рост гитариста | Возраст |
---|---|---|
1/4 | До 115 см | 4—6 лет |
1/ 2 | 115—135 см | 5—8 лет |
3/ 4 | 127—145 см | 8—12 лет |
4/4 | От 145 см | Старше 12 лет |
Из каких материалов делают гитары
Корпус бюджетных гитар — до 15 000 Р — чаще всего целиком делают из ламината. Причем продавцы это иногда не указывают — пишут, например, просто «ель».
В основе такого корпуса лежат прессованные листы шпона. Перед покрытием лаком сверху наносится декоративный слой, имитирующий древесину. Отпадает необходимость шлифовки и полировки — производить такие инструменты дешево.
Ламинат устойчив к перепадам влажности и температуры, но уступает массиву дерева в звучании: натуральное дерево лучше передает вибрацию струн, звук получается более объемным.
стоит гитара из редкой немецкой ели
Корпус дорогих акустических гитар целиком выполнен из массива. Заднюю деку и боковые стенки обычно делают из одного материала. Чаще всего это красное дерево (махагони), индийский палисандр. Реже встречается клен, орех, гавайская коа.
Между тем в британском Ланкастерском университете исследовали влияние породы дерева на качество звука. В опыте участвовали шесть акустических гитар, задняя дека и обечайки которых были изготовлены из бразильского и индийского палисандра, красного дерева, ореха, клена, сапеле. Поиграть пригласили 52 гитаристов, которые не знали, где какая. Результаты показали, что материал дерева почти не влияет на акустические свойства и удобство игры.
Гриф и накладку гитары чаще всего делают из красного дерева, палисандра, клена. Еще встречается черное дерево — эбони, оно считается более твердым.
Материал накладки на бюджетных гитарах влияет разве что на декоративные свойства: разные типы древесины дают разные оттенки и фактуру дерева.
Колки регулируют натяжение струн и поддерживают строй. На классической гитаре они установлены горизонтально, на акустической — вертикально.
Основной параметр колков — передаточное число. Например, 16: 1 означает, что для одного оборота валика со струной нужно повернуть ручку на 360 градусов 16 раз. Для точной настройки инструмента подходит механика с большим передаточным числом.
Если колки не чистить и не смазывать, то механизм начнет прокручиваться. На классической гитаре это произойдет быстрее, так как нейлоновые струны нужно постоянно подстраивать.
Струнодержатель гитары — это цельный кусок дерева, который приклеивается к верхней деке, в нем есть отверстия для установки струн. Подставка передает вибрацию струн на корпус, тем самым придавая громкость. Ее изготавливают из палисандра, ореха, ованкола — в целом это не имеет значения.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Какие есть бренды гитар
Японские бренды — Yamaha, Ibanez, Fernandes, Takamine. Гитары, произведенные в Японии, считаются более качественными и стоят дороже. Например, модель Yamaha GC22C за 90 000 Р — целиком из массива кедра и с накладкой грифа из черного дерева.
Американские и европейские — Gibson, Martin, Taylor, Fender в США и Kremona, Hohner, Pro Arte в Европе. Компании производят классические и акустические гитары. Бюджетные серии, как и японцы, производят в Китае. Более дорогие — в США, Мексике, Франции, Германии.
Если выбираете бюджетную акустическую гитару, рекомендую искать недорогие модели перечисленных выше брендов: в большинстве случаев они будут лучше неизвестных фирм, на которые полтора отзыва в интернете.
Где покупать
Главное преимущество гитары из магазина — гарантия: если через пару месяцев обнаружится какой-то дефект, гитару можно будет сдать. Минус — цены порой кусаются. Крупнейшие магазины в России — «Музторг», «Поп-мьюзик», «Мир музыки». Вероятно, в вашем городе есть и небольшие местные музыкальные магазины.
Я никогда не покупал гитару в интернет-магазине: предпочитаю прийти и лично убедиться, что инструмент звучит так, как надо. Да и в случае с дефектами проще вернуть гитару в магазин, чем заниматься пересылкой. А вот аксессуары и расходники можно смело покупать в интернете.
С б/у гитарами все наоборот: можно купить дешевле, но никто не даст гарантии и выбирать нужно тщательнее. Ниже я расскажу, на какие дефекты обращать внимание, но если вы новичок, то рекомендую для поиска б/у гитары позвать с собой более опытного товарища.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Как выбирать
Первое, с чем нужно определиться, — акустика или классика. Нужно исходить из назначения инструмента. Например, для детей, поступающих в музыкальную школу, оптимально купить классическую гитару. Тем, кому инструмент нужен для песен с друзьями, больше подойдет акустика.
Все описанное ниже справедливо как для гитары из магазина, так и для б/у. Правда, б/у стоит осматривать еще тщательнее, потому что гарантии на нее никто не даст.
минимальная стоимость подходящей для обучения б/у гитары
В целом выбор гитары можно разделить на три этапа: сбор информации, внешний осмотр и пробная игра. На «Ютубе» можно найти подборки в стиле «5 лучших акустических гитар для новичков» — этого хватит для составления шорт-листа. Потом стоит изучить характеристики выбранных гитар, послушать студийные записи, посмотреть видео конкретно про эти гитары, почитать отзывы в интернете. Детально ознакомиться с инструментом можно на сайте производителя, где есть спецификация для каждой модели.
Трещины, сколы лака и выбоины на покрытии. На новой гитаре такого быть не должно, на б/у — допустимо, если это не огромные сколы и если трещины не в самой древесине, а в лаковом покрытии. Гриф и струнодержатель должны плотно прилегать к корпусу, без зазоров и трещин на лаке. Еще стоит осмотреть место, где гриф крепится к деке: там на лаке часто образуются трещины. Чаще всего трещины возникают от неаккуратного обращения с гитарой, неправильного хранения — рядом с батареей или у балкона — и резких перепадов температур.
Дребезг струн. Пройдитесь по каждому ладу на гитаре. Если нота будет звучать с излишним дребезгом, вовсе не будет звучать или оборвется слишком быстро — что-то не так. Причин дребезга может быть несколько. В лучшем случае у гитары слишком сильно затянут анкер — можно просто попросить продавца его ослабить. Это не брак, такое может быть и на новой гитаре.
Худший вариант — нарушена геометрия грифа: дерево повело и гриф пошел винтом. Визуально проверить геометрию можно, если взглянуть вдоль грифа со стороны колков: металлические лады должны выстраиваться в ровную линию.
Небольшой наклон грифа вперед — это не признак брака. Дело в том, что производитель часто ослабляет анкер перед отправкой гитары в другие климатические условия. Достаточно попросить продавца затянуть анкер.
Заедание и рывки колков. Стоит проверить каждый колок на гитаре: ударить по струне и покрутить колок. Механизм должен свободно и плавно проворачиваться, высота ноты должна меняться без скачков и резких обрывов. Какие-то проблемы решаются, если колки смазать, но, возможно, их придется менять — это дополнительные расходы. На новой гитаре такого быть точно не должно.
Аксессуары для гитары
В музыкальных магазинах продается множество комплектующих, гаджетов, приспособлений для гитаристов. Расскажу о тех, которыми я пользуюсь.
Гитарные чехлы различаются по степени защиты. Мягкие за 600 Р предназначены только для переноски инструмента: защитят от грязи и пыли, но бесполезны при ударах и падениях, не спасут от дождя. Полужесткие чехлы стоимостью 2000—15 000 Р имеют поролоновый слой, который защитит от механических воздействий. Такие модели морозостойкие и не пропускают воду. Жесткие кейсы с внутренней обивкой полностью защищают инструмент при транспортировке — в таком кейсе можно сдавать гитару в багаж самолета.
Тюнер упрощает настройку гитары: дергаешь струну — а он показывает, в какую сторону крутить колок. Раньше я пользовался мобильным приложением, но это неудобно: приходилось одной рукой держать телефон возле струн.