зачем в гроб кладут тапочки

Почему принято хоронить в белых тапочках

зачем в гроб кладут тапочки. Смотреть фото зачем в гроб кладут тапочки. Смотреть картинку зачем в гроб кладут тапочки. Картинка про зачем в гроб кладут тапочки. Фото зачем в гроб кладут тапочки

«Белые тапочки» как символ похорон известны почти каждому с малого возраста. Но действительно ли сейчас покойников укладывают в последний путь в этой обуви? И если нет, то откуда растут ноги у этого выражения? Придётся немного углубиться в историю.

Почему именно белые тапочки

Белые тапки как обувь для усопшего — исключительно христианский обычай. Считается, что умерший человек впредь будет ходить только по небесам, станет небожителем — а потому только белая обувь ему подойдёт. Более тёмный цвет якобы осквернит небесную обитель.

Но почему же был выбран именно такой фасон — тапки? Здесь есть несколько причин. Первая — отсутствие каблуков. Считается, что хоронить человека в обуви, которая производит шум, не стоит. Объясняют это по-разному — например, усопший остальных покойников в округе разбудит. Ещё один плюс тапочек — отсутствие шнуровки. Суеверные люди очень боятся завязывать узелки или бантики на одежде покойника, потому что так якобы можно завязать и его душу. И последняя из распространённых причин — это домашний уют. Здесь есть и символическая сторона (могила становится последним домом человека, а потому домашние атрибуты здесь вполне к месту), и суеверная (если покойнику не будет уютно в могиле, он может встать и тревожить живых).

зачем в гроб кладут тапочки. Смотреть фото зачем в гроб кладут тапочки. Смотреть картинку зачем в гроб кладут тапочки. Картинка про зачем в гроб кладут тапочки. Фото зачем в гроб кладут тапочки

Дарить человеку белые тапочки до сих пор запрещается суевериями — ведь так якобы можно привлечь смерть

Точное время становления этой традиции установить невозможно, но оно определённо имеет место в раннехристианской Руси. В XX веке про обычай наряжать покойника в белые тапочки почти забыли. В СССР не поощрялись ни суеверия, ни религиозные обряды, а потому хоронили людей в основном в парадном костюме, не опасаясь ни восстания мертвецов, ни «завязывания» души покойного.

Библия и мнение церкви

В Библии, конечно же, никакого упоминания белой обуви нет. Белые одежды, упоминаемые в Откровении Иоанна Богослова, также не имеют отношения к похоронам. Более того, белые тапочки незнакомы католикам и протестантам — они появляются исключительно в православии. Поэтому можно считать, что белая обувь для усопшего зародилась не как религиозная догма, а как примитивное поверье народа.

Русская православная церковь тоже не считает белые тапочки важным атрибутом православных похорон. Служители церкви всегда подчёркивают, что физические предметы (такие как белые тапочки или съестные подношения на могилку) не нужны умершему, а потому эти обряды не поощряются.

Истоки этого обычая — не библейские, а народные. Русская православная церковь не поддерживает подобные обряды, да и придерживаются их сейчас далеко не все.

Источник

Почему русские хоронили покойника в белых тапочках

зачем в гроб кладут тапочки. Смотреть фото зачем в гроб кладут тапочки. Смотреть картинку зачем в гроб кладут тапочки. Картинка про зачем в гроб кладут тапочки. Фото зачем в гроб кладут тапочки

Казачья смерть

Смерть у русских

Считалось важным привести в порядок дела, расплатиться с долгами, простить должников. Все наказы умирающего считались обязательными, верили, что отказ выполнить его волю принесет несчастье. Поэтому безропотно брали на воспитание чужих детей, забирали скотину, присматривали за имуществом.

Гизиева указывает, что вплоть до середины XX века женщины собирали «смертный узел» — готовили смертную одежду. Ее шили по старинным выкройкам, из светлых тканей, вручную, иглой «от себя», соединяя цельные куски материи. Иногда материю не резали, а рвали руками или шили с изнанки. Одежду до последнего не дошивали из поверья — «как дошьешь, так и помрешь». Еще считали, что недошитую одежду одевать на мертвеца проще. На ноги готовили мягкие белые (нарядные) матерчатые тапочки. Верили — если мертвец «придет», топать не будет.

Готовили подушку в гроб, которую вышивали крестами и набивали травами, сеном. С языческих времен существовал обычай собирать в течение жизни волосы (очевидно, чтобы никто не мог ими завладеть и наложить порчу), а потом забирать их « с собой», зашивая в подушку.

Наряжал покойника специальный наряжальник или скутальник. Одежду на умершем разрезали, затем тело обмывали рукавицами и одевали. Был у русских и саван — мешок, надевавшийся через голову. Этнограф Дмитрий Константинович Зеленский считал, что саван остался у славян с тех времен, когда жили они в более теплом климате. А на Русском севере на голову мужчинам и женщинам одевали куколь — простой головной убор из холста.

Смертная одежда старообрядцев

Этнограф Елена Федоровна Фурсова в статье «Одежда на тот свет» русских старообрядцев» уточняет, что на Алтае и в Сибири смертную одежду шили без поперечных разрезов и швов. Ткань брали специальную — льняную, сотканную дома в дневное время. Даже в конце XX века старухи готовили рубаху с поясом, головной убор шашмур с вырезом на затылке («чтоб душа выходила»), два платка, носки и тапки, саван, два покрывала и два полотенца, на которых гроб опускали в могилу. Старухам, которые прожили во вдовстве больше 25 лет, заплетали девичьи косы и украшали голову венком с лентами, приравнивая их к девицам и считая их «невестами Христа».

Саван был обязательным элементом одежды, поверх него покойника «свивали» жичкой, которая символизировала отрезок времени, отведенный человеку в этом мире. Узлов на одежде не завязывали.

Источник

В какой одежде хоронить усопших?

зачем в гроб кладут тапочки. Смотреть фото зачем в гроб кладут тапочки. Смотреть картинку зачем в гроб кладут тапочки. Картинка про зачем в гроб кладут тапочки. Фото зачем в гроб кладут тапочки

Смерть и похороны затрагивают любого человека на протяжении жизни. Важно заметить, что обычаи, связанные с погребением, формировались на протяжении многих столетий и берут свое начало еще со времен язычества. Многие люди верят, что соблюдение традиций при погребении может определить судьбу усопшего в загробном мире. Даже перед теми, кто не соблюдает христианские традиции, в сложившейся прискорбной ситуации неизбежно возникает вопрос: как одеть покойника?

СОДЕРЖАНИЕ

Раньше люди по традиции самостоятельно выбирали одежду, в которой хотели быть погребенными, снимая ответственность за это с родственников. Но в современном мире эта традиция уже практически исчезла, люди сейчас не считают нужным продумывать детали своих похорон заранее. Естественно, после их смерти заботы ложатся на плечи близких. Некоторые бюро ритуальных услуг предлагают готовые костюмы для погребения, однако многие предпочитают подбирать погребальный наряд для своих близких самостоятельно.

Выбор наряда для погребения зависит от таких факторов:

Одежда может быть разной, но в то же время она должна соответствовать определенным правилам:

Процедура облачения покойного в погребальный наряд обычно происходит сразу после процедуры обмывания и обряжения. Обычно этим занимаются или представители бюро ритуальных услуг, или сотрудники морга, или близкие.

Конечно, одежда для похорон может быть очень разная: то, в чем хоронят женщин и мужчин, отличается между собой.

Если предстоит выбрать наряд для мертворожденного, младенца или маленького ребенка, то стоит получить на этот счет консультацию в специальной службе ритуальных услуг или в церкви, если ребенок был крещен. Специальных правил для этих случаев не существует.

Как одеть умершую женщину?

Погребальный наряд, в котором хоронят женщин, – это обычно дело вкуса и предпочтений или самой усопшей, или ее родственников. Однако существует перечень обычаев и традиций, которые желательны к соблюдению.

Некоторые вещи обязательно должны быть включены в погребальный наряд усопшей:

Если в наряде есть пояс, то он не завязывается, а концы его просто скрещиваются между собой. Такие же правила относятся и к концам платка или шарфа.

Существуют особенные традиции, указывающие на то, во что правильно одеть умершую в зависимости от общественного положения.

В случае, если хоронят девушку, не побывавшую в браке, ее облачают в платье светлых тонов, а голова может быть не прикрыта. Часто усопших незамужних по обычаю хоронят как невесту: в свадебных нарядах, во всем белом. Из обуви, в которой девушку будут хоронить, обычно вынимают гвозди. Волосы не собираются в прическу, на голову можно набросить фату или вуаль.

Если женщина была замужем, погребают ее без обручального кольца, а голову покрывают. Беременных женщин наряжают в свободные и светлые платья. С покойниц снимаются все серебряные украшения, однако личные вещи и аксессуары (например, очки) можно похоронить в гробу вместе с ней.

Как же одеть женщину-покойницу, если она достигла пожилого возраста? Обычно платок на голову в таком случае подбирается темного цвета, обязательно подбираются чулки темных оттенков. Возбраняется погребать мертвого человека в чужой одежде или одежде родственников.

Спорным вопросом является то, правильным ли будет нанести макияж на умершую женщину. Церковью и ритуальными службами это обычно не приветствуется, поэтому часто родственники кладут к женщине в гроб типичные атрибуты, которыми она часто пользовалась при жизни – расческу, помаду и любимые духи. Уместно это или нет решают обычно близкие покойницы, однако рекомендуется проконсультироваться со священником.

Как одеть умершего мужчину?

Полноценный комплект костюма для захоронения покойника обязательно должен состоять из:

Если профессия или статус умершего не предполагают другого, он должен быть облачен в штатский костюм. В зависимости от социального положения мужчины в соответствии с традициями его погребальный наряд может отличаться от стандартного.

Вопрос о том, стоит ли надевать на покойного такие аксессуары, как пояс и галстук, является противоречивым. В православии существует представление о том, что, если надеть ремень и галстук на усопшего, он будет испытывать мучения на том свете. Однако, это все-таки остается делом вкуса и предпочтений самого умершего и его родственников. Если мужчина при жизни любил эти аксессуары, имел коллекцию галстуков или ремней, а тем более просил, чтобы его похоронный наряд включал их, то стоит надеть их на покойного перед погребением.

Где купить одежду для похорон?

То, во что одет человек, когда его провожают в последний путь, является очень важным аспектом. Все близкие и дорогие усопшему люди собираются вместе в день похорон и в их памяти этот день останется навсегда. По этой причине считается важным достойно нарядить покойного и заранее узнать, где можно купить одежду для похорон.Бюро ритуальных служб вместе с другими услугами часто предоставляют на выбор погребальные костюмы, но на сегодняшний день существует и альтернатива этому. В интернете множество компаний создают свои сайты, на которых представляют ассортимент одежды для захоронения. Менеджеры подобных служб и сайтов обычно хорошо разбираются в своем деле и могут проконсультировать по поводу выбора размера одежды и обуви, цветовой гаммы наряда, подходящей обуви.

Можно приобрести уже готовые комплекты из нижнего белья, блузок и рубашек, платьев, пиджаков, полотенец и носовых платков, а также закрытую обувь разных форм и тапочки.

Также погребальный наряд усопшего можно сшить самим родственникам, если кто-то из них обладает такими умениями, или же обратиться в ателье.

Источник

Смертный узел: какой набор вещей должен был быть у каждого русского на случай смерти

зачем в гроб кладут тапочки. Смотреть фото зачем в гроб кладут тапочки. Смотреть картинку зачем в гроб кладут тапочки. Картинка про зачем в гроб кладут тапочки. Фото зачем в гроб кладут тапочки

В деревнях традиция собирать «смертный узел» сохранилась до сих пор. Во многом это объясняется и чисто практической стороной вопроса: чтобы, в случае неожиданной смерти пожилых родителей, облегчить последние проводы для молодежи, которая по большей части уезжает жить из деревни в город. Все необходимое для будущих похорон хозяйки хранили на дне сундука вместе с остальными домашними пожитками, завернув предварительно в платок, перевязанный с угла на угол – отсюда и название «смертный узел». С 1970-х годов вместо платков в ход пошли уже на тот момент вышедшие из моды, а потому утратившие свою повседневную ценность фанерные чемоданчики.

Традиционным цветом погребальной одежды на Руси считался белый. Хотя этнографы отмечают, что, например, в Рязанской области у хозяек принято обновлять вещи в своем смертном узле по мере старения – чем почтеннее возраст, тем темнее наряд. Непременным условием было хоронить покойника в новом исподнем белье. Исключением были дети, умершие во младенчестве – их клали в гроб в крестильной рубашке или рубашке, в которую вшивали часть крестильной. Желательно было, чтобы и остальная одежда на усопшем была новой, но здесь были возможны допущения. Мужчин чаще, чем женщин, хоронили в праздничной, но уже ношеной одежде. Женщины тоже могли отложить для похорон свой праздничный наряд, но предпочитали все же шить обрядовую одежду специально. Даже с распространением швейных машинок шить одежду для «смертного узла» принято было вручную, «живой ниткой», без завязывания узлов, и движением иголки от себя. До революции наряд покойника, как правило, отличался от того, в чем было принято ходить в повседневной жизни, тогда как с наступлением советского времени это правило утратило свою силу, одежда покойников стала идентична обыденной. Однако с самого начала наряд усопшего должен был верой и правдой служить ему на том свете. Оттого в некоторых случаях в «смертный узел» добавлялась даже пара сменного белья.

Последний наряд готовился со всей тщательностью – чтобы было не стыдно «ни себе, ни детям». Мужчин было принято хоронить в рубахе, кальсонах, льняных портах и шапке. Женщин хоронили в сарафане с длинным рукавом, надетом поверх ночной рубашки, хлопчатобумажных чулках (колготки на покойницах не допускаются до сих пор!) и в головном платке традиционно белого цвета. Лишь в последние десятилетия простой белый платок стал заменяться шелковым платком или шарфом в тон платья, но в деревнях традицию белого платка чтут по-прежнему. Само погребальное платье должно было быть строгим – без лишних кружев и рюшей. Во второй половине XX века для своего «смертного узла» хозяйки стали иногда готовить и вошедшее в моду платье-костюм – юбку с кофтой из одинаковой ткани. Издревле также существовала традиция класть женщин гроб в подвенечном платье, особенно это касалось незамужних дев.

Традиционной обувью покойника изначально были лапти или сапоги, но с 1950-х годов их сменили тапочки. Чтобы усопшему было удобно ходить в загробном мире, тапочки делались мягкими, на два размера больше, чем прижизненная обувь – с учетом распухания ног после смерти, и непременно с задником, чтобы тапочки «на том свете с ноги не соскакивали».

В традиционный набор «смертного узла» русского крестьянина входили также пояс, носовой платок, медный крестик, записанная на бумагу молитва и саван – двуполое холщовое покрывало с капюшоном, в котором покойник на том свете переходил «огненную реку». Мужской саван отличался от женского: первый шили наискосок, второй со сборками. В качестве обязательного атрибута для похорон хозяйки заготавливали также неразрезанное по длине вафельное полотенце, на котором гроб опускался в могилу. Еще одной древней традицией у русских женщин было на протяжении всей жизни собирать с расчески выпавшие волосы и складывать их в специальный мешочек. Этими волосами потом набивалась сшитая вручную подушка, которую клали покойнице под голову. Вместе с ней в гроб клали и гребень. В наши дни расческу принято класть в гроб и мужчинам. В 1970-х годах бытовала традиция покупать для «смертного узла» набор деревянных ложек, которые раздавали участникам поминок на сороковины. Позже ложки заменили бокалами.

Источник

Грустная история про гроб и белые тапочки

Сегодня мы с вами поговорим о знаменитом выражении «В гробу и в белых тапочках».

Предполагаю, что примерно восемь из десяти моих читателей сейчас вспомнили комедию «Бриллиантовая рука», и Лелика, проклинающего во сне Гешу Козодоева: «Чтоб ты сдох! Чтоб я видел тебя в гробу в белых тапках! Чтоб ты жил на одну зарплату!».

зачем в гроб кладут тапочки. Смотреть фото зачем в гроб кладут тапочки. Смотреть картинку зачем в гроб кладут тапочки. Картинка про зачем в гроб кладут тапочки. Фото зачем в гроб кладут тапочки

Ну, вы почти угадали. Именно успех фильма Леонида Гайдая и сделал это популярное в среде московской интеллигенции выражение всенародной поговоркой.

зачем в гроб кладут тапочки. Смотреть фото зачем в гроб кладут тапочки. Смотреть картинку зачем в гроб кладут тапочки. Картинка про зачем в гроб кладут тапочки. Фото зачем в гроб кладут тапочки

А такой обычай действительно существовал. Покойнику надевали белую обувь, показывая, что он уже на небесах, ему больше не придется ходить по грязной и грешной земле. Это символ шествия в царствие небесное, пути в вечность, пути на суд божий.

зачем в гроб кладут тапочки. Смотреть фото зачем в гроб кладут тапочки. Смотреть картинку зачем в гроб кладут тапочки. Картинка про зачем в гроб кладут тапочки. Фото зачем в гроб кладут тапочки

Но кто придумал эту шутку? Ну или не придумал, но пустил в народ?

Редкий случай, когда это точно известно. Впервые эти слова прозвучали в 1960 году в стихотворении «Крещение» поэта Николая Степановича Анциферова. Стихотворение написано от лица молодого шахтера, которому не дает прохода бригадир:

. Он в ответ меня, братцы милые,
Посылает.
Известно куда.

Бригадир только стиснул зубы,
Рубанул еще парой фраз.
Ну, а вечером возле клуба
Увидали в обнимку нас.

Кто б с тех пор ни пытался обидеть,
Будь герой семи пядей во лбу,
Я смеюсь, закусив губу:
«Я во сне вас могу увидеть
В белых тапочках и в гробу».

зачем в гроб кладут тапочки. Смотреть фото зачем в гроб кладут тапочки. Смотреть картинку зачем в гроб кладут тапочки. Картинка про зачем в гроб кладут тапочки. Фото зачем в гроб кладут тапочки

Шутка сначала разлетелась по Литературному институту, где тогда учился Анциферов, потом вышла за его пределы.

Но на самом деле это совсем не смешная история.

Поэт Николай Анциферов сегодня прочно забыт, его помнят разве что на малой родине, на Донбассе. В основном потому, что «шахтерского поэта» с равным поэтическим даром так больше и не появилось.

А он и впрямь был очень талантлив, этот бывший шахтер, рубивший уголек с 17 лет. Его талант оценил даже великий Жан-Поль Сартр, во время визита в Москву посетивший Литинститут. Несостоявшийся нобелевский лауреат пришел в восторг от образности анциферовских стихов, которая не потерялась даже в торопливом перетолмачивании синхронного переводчика:

зачем в гроб кладут тапочки. Смотреть фото зачем в гроб кладут тапочки. Смотреть картинку зачем в гроб кладут тапочки. Картинка про зачем в гроб кладут тапочки. Фото зачем в гроб кладут тапочки

Зовет он тоскливо, как вьюга!
И я, содрогаясь, иду
На голос поэта и друга.
Но — пусто! Меж белых могил
Лишь бродит метельная скрипка…
Он нас на земле посетил,
Как чей-то привет и улыбка.

зачем в гроб кладут тапочки. Смотреть фото зачем в гроб кладут тапочки. Смотреть картинку зачем в гроб кладут тапочки. Картинка про зачем в гроб кладут тапочки. Фото зачем в гроб кладут тапочки

Анциферов умер, не дожив до тридцати пяти. Умер от «хронической болезни русских поэтов».

Вот как об этом пишет еще один их сокурсник, Лев Халиф в своих мемуарах «Центральный дом литераторов»:

Пьют. Память не приходит на холодный глаз. Они пьют и вспоминают стихи великих – великой ценой заплативших за посмертную славу. Сколько их пило и умирало посреди строки и стакана – молодых песенников, возжелавших быть народными, – морозовы, фатьяновы, блынские, анциферовы, харабаровы…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *