зачем в окне самолета дырочка

Зачем в окнах самолета делают отверстия

зачем в окне самолета дырочка. Смотреть фото зачем в окне самолета дырочка. Смотреть картинку зачем в окне самолета дырочка. Картинка про зачем в окне самолета дырочка. Фото зачем в окне самолета дырочка

Если вы хотя бы раз летали на большом самолете около окна, то наверняка замечали, что в окне есть небольшое отверстие – дырочка. У многих туристов возникает вопрос – зачем в окнах самолета делают данные дырочки. В этой статье мы дадим на этот вопрос ответ.

Но с самого начала уточним, что не во всех самолетах эти дырочки в окнах есть. Они есть только в тех, которые взлетают на большие высоты, примерно от 2000 метров и выше. Другая вещь, которую с самого начала стоит знать – дырочки не сквозные. То стекло, которое ближе всего к салону, зачастую и вовсе пластик. И именно в первичных стеклах делают отверстия, а никак не в последнем.

Начнем с истории самолетостроения. Первые самолеты вовсе были с открытым верхом, без стекол, и речи о подъеме на большую высоту, не шло, ведь старались пролететь не выше, а как можно дальше. Позже, когда появилась потребность летать выше и еще дальше, стали создавать большие самолеты, которые способны подниматься выше 2 тысяч метров. Но инженеров долгое время преследовала странная вещь – при экспериментах с новыми кузовами, самолеты просто разрывало на высоте. В то время уже знали о разнице в давлениях, поэтому экспериментировали с размерами окон. Считалось, что чем меньше окно, тем надежнее конструкция, но даже с самым маленьким окном, самолет на высоте разрывало.

Эта загадка была разрешена опытным путем, в окно добавили небольшую дырочку, и сделали окно несколько камерным. Это позволило давлению между салоном самолета и атмосферой, выравниваться постепенно, что позволило добиться прочности кузова, и при этом позволило использовать «большие окна». Сегодня дырочка в окнах в самолете используется именно для это же – чтобы самолет на высоте не разрывало из-за разнице в давлениях.

Источник

Как устроен иллюминатор самолета?

Иллюминатор самолёта неслучайно имеет округлую форму. Именно такая конструкция окон позволяет спокойно перенести нагрузку при наборе высоты или снижении. Обшивка лайнера и всё что в неё вмонтировано подвергаются сильному воздействию из-за разности внешнего и внутреннего давления. Неслучайно самым надёжным считается тот летательный аппарат, у которого много маленьких круглых окошек и мало больших панорамных.

Что представляет собой иллюминатор?

Иллюминатор — круглое или овальное застеклённое окно в корпусе летательного аппарата. Такая форма отверстия меньше ослабляет конструкцию, в которой оно проделано. Дело в том, что округлость позволяет плавно распределить нагрузку, возникающую при разности давления и температурных показателей снаружи и внутри лайнера.

зачем в окне самолета дырочка. Смотреть фото зачем в окне самолета дырочка. Смотреть картинку зачем в окне самолета дырочка. Картинка про зачем в окне самолета дырочка. Фото зачем в окне самолета дырочка

Круглая форма иллюминаторов препятствует появлению трещин, из-за которых самолёт способен развалиться в воздухе на кусочки. Ведь если летательный аппарат набирает высоту, давление снаружи резко падает. При этом внутренне, наоборот, остаётся почти неизменным и вызывает небольшое расширение корпуса. Правда, борт не лопается благодаря тому, что не только окна, но ещё люки и двери имеют круглую форму.

Конструкция окошка

Имеющийся в самолёте круглый иллюминатор представляет собой не просто стекло, а целый стеклопакет. Он состоит из нескольких (2 или 3) стеклянных слоев, разделённых воздушным промежутком. Перепад давления могут выдержать оба стекла. Если одно из них треснет в полёте, второе справится с нагрузкой самостоятельно. Пассажирам виден лишь пластиковый слой. Он покрывает силовые стёкла и утепляет салон.

Количество иллюминаторов зависит от конструкции лайнера. Окна распределяются в секциях между поперечными металлическими рёбрами, служащими основой для бортовой обшивки.

Ни один пассажир не сможет разбить иллюминатор. Стеклопакет может выдержать нагрузку в 4 тонны. Окошки сделаны из очень прочного материала. Например, в Airbus А-320 они изготовлены из прозрачного акрилового пластика.

зачем в окне самолета дырочка. Смотреть фото зачем в окне самолета дырочка. Смотреть картинку зачем в окне самолета дырочка. Картинка про зачем в окне самолета дырочка. Фото зачем в окне самолета дырочка

Иллюминаторы, находящиеся в других пассажирских салонах, также изготовлены из органического стекла. Они все овальной формы. Размеры — 270х380 мм. Стёкла вставлены в штампованные рамы, которые имеются в вырезах по бокам борта. Толщина наружного стекла — 10 мм, внутреннего — 4 мм.

Почему иллюминаторы обтекаемой формы?

Авиапассажиры любят смотреть во время полёта в иллюминаторы. Неудивительно, ведь из окна самолёта открывается самый красивый и панорамный вид на землю и проплывающие совсем близко облака. Правда, некоторых пассажиров смущает слишком маленькие окошки в боковой части корпуса. Почему бы их не сделать чуть больше и другой формы?

На заре пассажирского авиастроения иллюминаторы в корпусе самолёта делали квадратными, похожими на окна домов. В 1954 году два лайнера «Комета» английской авиастроительной компании развалились прямо в небе. Погибло более 50 пассажиров.

Авиаконструкторы допустили ошибку, стоившую жизни нескольких десятков людей. Они сделали иллюминаторы в самолёте квадратными. Четыре угла такого окна являются самыми слабыми местами. При сильном давлении трещины появляются именно в углах. Исключительно круглая форма иллюминаторов не позволяет разорвать лайнер на куски. Сила давления равномерно распределяется по всему салону и не концентрируется в какой-то одной точке, например, в угле прямоугольного окна.

Зачем нужна дырка в окошке?

Во внутреннем стекле можно заметить маленькое отверстие. Его диаметр всего 0,5 мм. Эта дырочка выполняет очень важную функцию. Благодаря ей происходит выравнивание давления внутри стеклопакета с давлением в самом салоне. К тому же она выводит влагу и конденсат. Отверстие в стекле авиапассажирами иногда воспринимается как заводской брак. Это не так. Дырочка не только позволяет избежать слишком резких перепадов давления, но и повышает прочность самого иллюминатора, выводит влагу из пространства между стёклами, предотвращает образование на поверхности конденсата.

зачем в окне самолета дырочка. Смотреть фото зачем в окне самолета дырочка. Смотреть картинку зачем в окне самолета дырочка. Картинка про зачем в окне самолета дырочка. Фото зачем в окне самолета дырочка

Правда, в устаревших моделях самолётов дырочек не было. Стёкла были полностью герметичными. Межстекольное пространство соединялось трубочкой с резиновой камерой, находящейся между обшивками фюзеляжа. Таким простым способом поддерживался постоянный уровень давления между стёклами.

Могут ли разбиться иллюминаторы при жёстком приземлении?

При слишком жёстком приземлении окно в самолёте останется невредимым. Ведь оно сделано из сверхпрочного материала, способного выдержать нагрузку в 4 тонны. Правда, если пассажиры не успеют поднять шторки, материал, из которого они сделаны, может разорваться во время жёсткой посадке и поранить людей.

Когда у летящего самолёта взрывается двигатель, и повреждается обшивка самолёта, иллюминаторы могут разбиться, если обломки попадут в стекло. При жёсткой посадке такое встречается редко. Ведь никакие обломки вблизи окон не летают. Правда, на всякий случай можно отойти подальше от иллюминаторов.

Почему при взлёте или посадке самолёта необходимо открывать иллюминаторы?

Окна лайнеров имеют шторки, которые при желании можно закрыть. Обычно авиапассажиры опускают их, когда не хотят любоваться видом из иллюминатора, или чтобы солнечный свет не мешал спокойно поспать. Правда, во время взлёта и посадки шторки оставляют открытыми в целях безопасности. Ведь именно в такие моменты чаще всего возникают аварии. Открытые иллюминаторы помогают стюардессам видеть, что происходит за бортом. При возникновении поломки, задымлении двигателя бортпроводники тут же доложат ситуацию пилотам.

Да и самому пассажиру в случае возникновения аварийной ситуации нужно будет быстро сориентироваться и понять, что делать. Для этого предварительно перед посадкой шторки открывают, а свет в салоне гасят. Глаза авиапассажиров должны привыкнуть к естественному освещению. Ведь ночью вид из окна не такой, как в ярко освещённом салоне. Какое-то время человек не будет ничего видеть, но спустя пару секунд его глаза адаптируются к темноте и он сможет наблюдать за тем, что происходит внутри и за бортом самолёта.

При взлёте и посадке самолёта следует открывать иллюминаторы ещё для того, чтобы спасатели в случае аварии видели, что происходит в самом салоне. При посадке открывают шторки, чтобы пластмассовый материал, из которого они сделаны, при слишком жёстком приземлении вдруг не раскололся и не поранил пассажиров.

Как сделать иллюминатор еще надежнее?

Безопасность полёта зависит не только от уровня квалификации пилотов, но и от конструкции самого лайнера. Особое внимание уделяется именно окошкам. Ведь им в полёте приходится выдерживать сильные перепады давления и температур.

Внутри самого иллюминатора имеется свой особенный микроклимат. Давление между стёклами и внутренним салоном остаётся на одном уровне. Если бы показатели давления внутри окошка и в самом самолёте отличались, стекло треснуло бы, а мельчайшие осколки поранили бы пассажиров, сидящих у окна. Правда, лётные характеристики лайнера остались бы в норме.

Иллюминатор можно сделать ещё надёжнее, если изменить конструкцию самого самолёта. В том виде, в котором существуют современные авиалайнеры, форма окна считается идеальной.

Реактивный лайнер считается безопасными средством перевозки пассажиров. На борту есть много датчиков, информирующих пилота о возникающей поломке и работе всех систем. Взлёт и посадка разрешаются при благоприятных погодных условиях. Действия пилота согласовываются с диспетчерами аэропорта. Лайнеры оснащены автопилотом, который держит набранную высоту и скорость на протяжении нескольких часов. Сами пилоты могут только за ними наблюдать. Перед каждым полётом проверяется техническое состояние воздушного судна и здоровье лётчиков. Пассажиру нет смысла переживать, безопасность авиапутешествия всегда под контролем.

Источник

Зачем нужны отверстия в иллюминаторах самолётов

зачем в окне самолета дырочка. Смотреть фото зачем в окне самолета дырочка. Смотреть картинку зачем в окне самолета дырочка. Картинка про зачем в окне самолета дырочка. Фото зачем в окне самолета дырочка

зачем в окне самолета дырочка. Смотреть фото зачем в окне самолета дырочка. Смотреть картинку зачем в окне самолета дырочка. Картинка про зачем в окне самолета дырочка. Фото зачем в окне самолета дырочка

Крошечные отверстия в стёклах несут довольно важную функцию

Круглое окно в борту корпуса корабля, подводной лодки или пассажирского самолёта принято называть иллюминатором – от латинского слова illuminator, то есть буквально «осветитель». Исторически наиболее распространённая круглая форма иллюминатора вызвана тем, что круглое отверстие меньше ослабляет конструкцию, в которой оно проделано, а также технологической простотой изготовления круглых деталей.

Ранее рамы иллюминаторов изготавливали из литых латунных заготовок обработкой на токарных станках, а в настоящее время широко распространены прямоугольные иллюминаторы. Как правило, иллюминатор герметичен, а на судах он часто имеет ещё и металлическую штормовую крышку либо съёмный щиток. Бывают и совсем экзотические конструкции вроде стекла с подогревом для очистки от снега и льда.

Это создавало бы колоссальную нагрузку на стекло иллюминатора – чтобы избежать его разрушения, стекло пришлось бы делать значительно более толстым и тяжёлым. Небольшие отверстия в нижней части стекла позволяют давлению в иллюминаторах выравниваться с давлением в салоне самолёта, а потери тепла из-за них совсем незначительны.

Источник

Зачем в иллюминаторах самолетов делают маленькие дырочки

Летать на самолетах в наши дни стало так же привычно, как и ездить на автобусе. И все же, у многих замирает сердце при посадке в воздушное судно. Все-таки придется провести несколько часов на высоте в несколько тысяч метров, где температура опускается ниже 70 градусов. Это пространство не пригодно для жизни людей, но люди смогли его покорить.

зачем в окне самолета дырочка. Смотреть фото зачем в окне самолета дырочка. Смотреть картинку зачем в окне самолета дырочка. Картинка про зачем в окне самолета дырочка. Фото зачем в окне самолета дырочка

Интерес вызывает каждая деталь в самолете. К примеру, зачем в иллюминаторах самолетов делают маленькие дырочки?

Небесный стеклопакет

Микроскопическое отверстие находится в самом низу иллюминатора. На высоте пространство вокруг отверстия может даже затягиваться инеем.

Возникает вопрос – неужели это дыра «на улицу»? Нужна ли она для вентиляции – ведь вентиляционные системы в самолете устроены совсем по-другому. Вряд ли для этого нужны какие-то дырочки.

Действительно, отверстие в «окне» самолета с вентиляцией никак не связано. И оно не проходит насквозь, а доходит лишь до внешнего слоя иллюминатора.

Дело в том, что «окошко» самолета – это многослойный стеклопакет. Внешний слой изготавливают чаще всего из акрилового пластика. Этот материал способен выносить огромные нагрузки. Он не треснет при контакте с воздушными массами и экстремально низкими температурами.

зачем в окне самолета дырочка. Смотреть фото зачем в окне самолета дырочка. Смотреть картинку зачем в окне самолета дырочка. Картинка про зачем в окне самолета дырочка. Фото зачем в окне самолета дырочка

Внутренний слой окна более нежный. Эту часть иллюминатора изготавливают из менее прочных сортов пластика, так как в салоне температуры вполне комфортные.

Предотвратить давление

Пространство между слоями пластика в иллюминаторе заполнено воздухом. Давление с внешней стороны «окна» и внутри салона очень разное. При взлете и посадке вообще происходят скачки давления, поэтому у пассажиров и закладывает уши.

Колебания давления могут привести к тому, что внутренний слой иллюминатора не выдержит и лопнет. Поэтому конструкторы и придумали дырочки в стекле – они способствуют распределению воздуха и балансу давления.

Поэтому отверстие в стекле выполняет только эту роль – снижает давление внутри стеклопакетов воздушного судна. И это отверстие, как и каждая деталь в самолете, очень важное. Ведь страшно даже представить, что может случиться, если окна в самолете начнут лопаться.

Но конструкторские решения в воздушных судах продуманы до мелочей, и все это служит для обеспечения безопасности пассажиров.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен и ставьте палец вверх!

Если быть точнее. Внешнее стекло – основное, силовое, на его плечи ложатся нагрузки от перепадов давления. А среднее – дублирующее, установлено на случай разрушения внешнего силового. Отверстие выравнивает давление вокруг среднего стекла, предотвращая от нагрузок, свойственных внешнему. Тем самым среднее стекло предохраняется от т. н. “усталости” (постепенного снижения прочности), т. к. оно “не работает”. Благодаря этому дублирующее стекло можно сделать тоньше и легче – некоторое время (если разрушится внешнее) оно сможет выдерживать нагрузки, а экономия массы – существенная. Внутреннее стекло – просто защитное, иногда и не устанавливается.
Отверстие – простое и лаконичное решение. Раньше делалось по-другому (отдельная интересная тема). Есть конструкции, где среднее стекло силовое, а внешнее – дублирующее (Ил-18, – 62). Но в любых случаях дублирующее стекло разгружают от перепадов давления, чтобы оно было готово “пригодиться в трудную минуту”. 😉

Источник

Зачем это нужно: 10 неочевидных деталей привычных вещей

Телеканал « 360» рассказал, почему некоторые детали в дизайне привычных вещей необходимы.

Ежедневно люди сталкиваются со множеством деталей, на некоторые из них они даже не обращают внимания, другие, напротив, становятся назойливой идеей. Зачем нужны дырочки в иллюминаторах или отверстия в колпачке от шариковой ручки? Телеканал «360» попытался ответить на эти вопросы.

Дырочки в иллюминаторах

зачем в окне самолета дырочка. Смотреть фото зачем в окне самолета дырочка. Смотреть картинку зачем в окне самолета дырочка. Картинка про зачем в окне самолета дырочка. Фото зачем в окне самолета дырочка

Фото: Public domain

Многие, наверняка, замечали маленькие круглые отверстия в нижней части иллюминаторов самолета. Они предназначены для того, чтобы компенсировать разницу в давлении между разреженной атмосферой за пределами лайнера и салоном. Это отверстие вовсе не сквозное: иллюминатор защищен трехслойным стеклопакетом, и эта дырочка на внутреннем стекле помогает внешнему справляться с разницей в давлении. Также эти отверстия позволяют иллюминатору не запотеть.

Стрелка рядом с изображением бензоколонки на указателе уровня топлива

зачем в окне самолета дырочка. Смотреть фото зачем в окне самолета дырочка. Смотреть картинку зачем в окне самолета дырочка. Картинка про зачем в окне самолета дырочка. Фото зачем в окне самолета дырочка

Фото: Public domain

Стрелка на этом изображении может быть очень полезна для тех, кто взял машину в аренду. Она указывает, с какой стороны автомобиля расположено горлышко бензобака, и вы сможете сразу понять, как подъезжать к бензиновой колонке на заправке.

Выемка на упаковке Tic-Tac

зачем в окне самолета дырочка. Смотреть фото зачем в окне самолета дырочка. Смотреть картинку зачем в окне самолета дырочка. Картинка про зачем в окне самолета дырочка. Фото зачем в окне самолета дырочка

Фото: Public domain

Обращали внимание, что на крышке коробки драже Tic-Tac существует специальный выступ с выемкой? На первый взгляд кажется, что эта деталь позволяет плотнее закрыть коробочку, но на самом деле это не так. Выемка — это дозатор. Разработчики просто позаботились о том, чтобы вы смогли достать конфеты по одной штуке.

Звенящие цепи у троллейбуса

зачем в окне самолета дырочка. Смотреть фото зачем в окне самолета дырочка. Смотреть картинку зачем в окне самолета дырочка. Картинка про зачем в окне самолета дырочка. Фото зачем в окне самолета дырочка

Фото: Public domain

Обращали внимание на то, что троллейбус звенит во время движения? Этот звук издают металлические цепочки или штыри, которые свисают под днищем — это заземлители, которые используются для снятия статического электричества.

Углубление на дне винной бутылки

зачем в окне самолета дырочка. Смотреть фото зачем в окне самолета дырочка. Смотреть картинку зачем в окне самолета дырочка. Картинка про зачем в окне самолета дырочка. Фото зачем в окне самолета дырочка

Фото: Public domain

Углубление на бутылке вина называется пунт, и он необходим, чтобы компенсировать избыточное давление. Пунт позволяет равномерно распределить давление по всем направлениям, именно благодаря этому сосуд не взрывается. Можно заметить, что выемка гораздо глубже у игристых сортов вина: из-за пузырьков углекислого газа давление в бутылке шампанского или «Ламбруско» гораздо выше.

Щетки на эскалаторе

зачем в окне самолета дырочка. Смотреть фото зачем в окне самолета дырочка. Смотреть картинку зачем в окне самолета дырочка. Картинка про зачем в окне самолета дырочка. Фото зачем в окне самолета дырочка

Фото: Public domain

Они нужны вовсе не для того, чтобы во время спуска в метро почистить обувь. Эти щетки устанавливают, чтобы пассажиры не наступали на боковые ограничительные линии, иначе их штанины и шнурки могут попасть в щель между ступенькой и балюстрадой. Кстати, чистить обувь этими щетками-ограничителями не рекомендуется. Во-первых, это может дать обратный эффект — на щетине могут оставаться смазочные материалы. А во-вторых, некоторые ограничители сделаны из жестких волокон, так что вы рискуете поцарапать ботинки.

Отверстия в одноразовых пластиковых размешивателях

зачем в окне самолета дырочка. Смотреть фото зачем в окне самолета дырочка. Смотреть картинку зачем в окне самолета дырочка. Картинка про зачем в окне самолета дырочка. Фото зачем в окне самолета дырочка

Фото: Public domain

Почему бы не размешивать чай или кофе палочкой без дырочек, похожей на маленькое весло? На самом деле эти отверстия помогают уменьшить сопротивление жидкости, а значит, эффективнее размешивает сахар. Кроме того, специальная конструкция защищает размешиватель из хрупкого пластика от перегибания.

Кожаный ромб на рюкзаках

Маленький кожаный ромб на рюкзаке называется lash tab — язычок для привязывания. Эта деталь имеет практическое применение лишь на рюкзаках для скалолазов — через хлястик можно продевать веревки, карабины и привязывать дополнительное оборудование. Сейчас ромбовидные патчи изготавливают из более прочных материалов. А кожаные нашивки на городских рюкзаках — просто декоративный элемент.

Острый выступ на колпачке тюбика с лекарством

зачем в окне самолета дырочка. Смотреть фото зачем в окне самолета дырочка. Смотреть картинку зачем в окне самолета дырочка. Картинка про зачем в окне самолета дырочка. Фото зачем в окне самолета дырочка

Фото: Public domain

На многих крышках тюбиков с лекарствами, мазями и кремами можно увидеть острый выступающий шип. Все очень просто: он предназначен для того, чтобы проткнуть защитный слой фольги под крышкой, не прибегая к использованию вспомогательных предметов.

Дырка в колпачке от шариковой ручки

зачем в окне самолета дырочка. Смотреть фото зачем в окне самолета дырочка. Смотреть картинку зачем в окне самолета дырочка. Картинка про зачем в окне самолета дырочка. Фото зачем в окне самолета дырочка

Фото: Public domain

Как ни странно, не для того, чтобы компенсировать давление — для этого дырочка предусмотрена в самой ручке. Отверстие в колпачке делают для безопасности, как правило, детей. Если ребенок проглотит колпачок, и он застрянет в трахее, малыш не задохнется до приезда медиков: этого отверстия достаточно для прохождения необходимого количества воздуха, чтобы человек мог выжить. Впервые такой колпачок был представлен компанией BIC в 1991 году, позднее идею подхватили другие производители шариковых ручек.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *